Учебный план факультативного курса по основам русской словесности «О слова к словесности» (по программе А. Горшкова)
Пояснительная записка
«В начале было слово…». Это изречение, которым открывается Евангелие от Иоанна, часто цитирует, используют в статьях, выступлениях, научно-популярных работах. Но вряд ли все ясно представляют, что значит здесь слово, какой смысл заключается в нем. Разобраться в этом поможет учащимся элективный курс «Русская словесность. От слова к словесности»
Программа данного курса предназначена для учащихся 10 классов. Его содержание позволяет показать литературное произведение как творение словесного искусства, увидеть и раскрыть богатое содержание и его художественное совершенство.
Главная задача курса объединить и обобщить сведения о языке как материале словесности, «первоэлементе литературы».
Главная цель – изучение русского, отечественного языка; изучение произведений со стороны языка, слога и литературной формы.
Содержание работы заключается в том, чтобы научить учащихся делать грамматический, стилистический и литературный разборы.
Цель этой работы – с одной стороны, объединить в известную систему отдельно изученные сведения по теории слога прозы, поэзии; с другой стороны, освежить в памяти учащихся и произведения, из которых извлекались теоретические сведения.
Во вводной части раскрывается содержание понятий «слово» и «словесность».
В первой части описываются лексико-фразеологические, грамматические и фонетические элементы языка, из которых создаются произведения словесности.
Во второй части рассматриваются произведения словесности как словесно-художественное единство.
Основа русской словесности – не механическое соединение двух учебных дисциплин – русского языка и теории литературы. Предмет словесности – изучение единства содержания литературного произведения и способов языкового выражения этого содержания. «Слово есть воссоздание внутри себя мира», - писал А.С.Аксаков. Словесность – дар слова, способность выражать мысли словами.
Содержание курса предполагает работу с разными литературными источниками информации, литературоведческими словарями.
Содержание каждой темы факультативного курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную, коллективную или групповую) работу учащихся.
Учебный план элективного курса
№ |
Главы и разделы |
Общее количество учебных часов |
1. |
Введение. Слово и словесность |
1 ч. |
2. |
Раздел 1. Материал словесности 1. Разновидности употребления русского языка 2. Стилистические возможности языковых средств 3. Формы и качества словесного выражения 4. Средства художественной изобразительности: тропы, фигуры, формы 5. Начальные сведения о стихосложении |
17 ч. 2 ч. 3 ч. 3 ч.
7 ч. 2 ч. |
3 |
Раздел 2. Произведение словесности 1. Роды и виды произведений художественной словесности 2. Текст и его строение 3. Литературные направления. 4. Композиция словесного произведения |
16 ч. 8 ч.
2 ч. 2 ч. 4 ч. |
4. |
Итоговое занятие |
1 ч. |
Итого: 35 часов
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тематика занятий |
Количество учебных часов |
||
лекции |
практика |
Всего часов |
||
Введение |
||||
1. |
Слово и словесность. Словесность и филология. |
1 |
1 |
|
Раздел 1. Материал словесности |
||||
2
3. |
Разновидности употребления русского языка Разговорный язык и литературный язык. Разновидности разговорного языка. Стиль – категория словесности. Разновидности литературного языка |
0,5
0,5 |
0,5
0,5 |
1
1 |
4.
5.
6. |
Стилистические возможности языковых средств Лексика. Слова и устойчивые сочетания слов. Прямое и переносное значение слов Фразеология. «Крылатые слова и выражения», их источники: мифология, литература Морфология и синтаксис – стилистические ресурсы грамматики |
0,5
1 |
1
0,5 |
1
1
1 |
7.
8.
9. |
Формы и качества словесного выражения Устные и письменные выражения: диалогическое и монологическое. Выражение прозаическое и стихотворное Повествование, описание и рассуждение – типичные виды словесного выражения, особенности их строения. |
|
1
1
1 |
1
1
1 |
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16. |
Средства художественной изобразительности: тропы, фигуры, формы Автология и металогия – изобразительность слова в прямом и переносном значении Эпитет, сравнение, аллегория, перифраза. Тропы – стилистические приемы художественной изобразительности: метонимия, синекдоха, гипербола, литота и т.д. Стилистические фигуры речи: анафора, эпифора, градация, оксюморон и т.д. Фигуры: риторическое обращение, восклицание и вопрос, умолчание, эллипсис. Звуковая организация произведений словесности: аллитерация, ассонанс, звукопись и т.д. Анализ текста. Художественно-выразительные средства языка. |
0,5
0,5
0,5
0,5 |
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
1 |
1 1
1
1
1
1
1 |
17-18. |
Начальные сведения о стихосложении Стихотворные размеры. Стопа. Двусложные и трехсложные стопы. Рифма и её виды.
|
1 |
1 |
2 |
Раздел 2. Произведение словесности |
||||
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26. |
Роды и виды произведений словесности Понятие о художественности в словесности. Художественные и нехудожественные произведения Роды и виды художественной словесности. Народные эпические жанры: сказка, миф, легенда, былина… Роды и виды художественной словесности: лирика, драма, их отличительные черты Литературные эпические жанры: роман, повесть, рассказ, поэма, баллада, басня… Литературная лирика: ода, элегия, сатира, эпиграмма. Народная лирика: песня, частушка. Драма, её отличительные черты. Драматические жанры: комедия, трагедия, драма. Анализ художественных произведений словесности |
0,5
0,5
1
1
1 |
0,5
0,5
1
1
1 |
1
1
1
1
1
1
1
1 |
27.
28. |
Текст и его строение. Признаки текста. Тема и содержание. Тема и идея Строение, структура словесного материала в тексте. |
0,5
0,5 |
0,5
0,5 |
1
1 |
29-30. |
Литературные направления. Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм в русской литературе |
1 |
1 |
2 |
31.
32. 33.
34. |
Композиция словесного произведения Общее понятие композиции и сюжета в искусстве. Композиция и архитектоника, сюжет и фабула Образ автора и образ лирического героя. Образ рассказчика и его отношение к образу автора. «Рассказ в рассказе» Особые приемы построения словесных художественных произведений |
0,5
0,5 0,5
1 |
0,5
0,5 0,5 |
1
1 1
1 |
Итоговое занятие |
||||
35 |
Анализ лирического, прозаического произведения в единстве формы и содержания |
1 |
1 |
|
Итого |
15 |
20 |
35 |
Информационный ресурс
- Горшков А.И. Русская словесность. Учебное пособие для учащихся 10-11 кл. М. «Просвещение», 1995г.
- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. М., «Айрис», 1996г.
- Смирнова Л.Г. Культура русской речи. Учебное пособие по развитию речи.М., «Русское слово», 2004г.
- Краткий словарь литературоведческих терминов. Составитель Тимофеев Л.И., М., «Просвещение», 1978 г.
- Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. М., 1981г.
- Горшков А.И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка. М. , 1993г.
- Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи, 9 класс. М., «Дрофа», 2000г.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика, текст, стили речи, 10-11 класс. М., «Просвещение», 2004 г.
- Стилистика, рабочая тетрадь. М., «Открытый мир», 1995 г.