12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | Воропаева Любовь Петровна290 Россия, Хабаровский край, Комсомольск-на-Амуре |
Учебный план факультативного курса по основам русской словесности «О слова к словесности» (по программе А. Горшкова)
Пояснительная записка
«В начале было слово…». Это изречение, которым открывается Евангелие от Иоанна, часто цитирует, используют в статьях, выступлениях, научно-популярных работах. Но вряд ли все ясно представляют, что значит здесь слово, какой смысл заключается в нем. Разобраться в этом поможет учащимся элективный курс «Русская словесность. От слова к словесности»
Программа данного курса предназначена для учащихся 10 классов. Его содержание позволяет показать литературное произведение как творение словесного искусства, увидеть и раскрыть богатое содержание и его художественное совершенство.
Главная задача курса объединить и обобщить сведения о языке как материале словесности, «первоэлементе литературы».
Главная цель – изучение русского, отечественного языка; изучение произведений со стороны языка, слога и литературной формы.
Содержание работы заключается в том, чтобы научить учащихся делать грамматический, стилистический и литературный разборы.
Цель этой работы – с одной стороны, объединить в известную систему отдельно изученные сведения по теории слога прозы, поэзии; с другой стороны, освежить в памяти учащихся и произведения, из которых извлекались теоретические сведения.
Во вводной части раскрывается содержание понятий «слово» и «словесность».
В первой части описываются лексико-фразеологические, грамматические и фонетические элементы языка, из которых создаются произведения словесности.
Во второй части рассматриваются произведения словесности как словесно-художественное единство.
Основа русской словесности – не механическое соединение двух учебных дисциплин – русского языка и теории литературы. Предмет словесности – изучение единства содержания литературного произведения и способов языкового выражения этого содержания. «Слово есть воссоздание внутри себя мира», - писал А.С.Аксаков. Словесность – дар слова, способность выражать мысли словами.
Содержание курса предполагает работу с разными литературными источниками информации, литературоведческими словарями.
Содержание каждой темы факультативного курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную, коллективную или групповую) работу учащихся.
Учебный план элективного курса
№ | Главы и разделы | Общее количество учебных часов |
1. | Введение. Слово и словесность | 1 ч. |
2. | Раздел 1. Материал словесности 1. Разновидности употребления русского языка 2. Стилистические возможности языковых средств 3. Формы и качества словесного выражения 4. Средства художественной изобразительности: тропы, фигуры, формы 5. Начальные сведения о стихосложении | 17 ч. 2 ч. 3 ч. 3 ч. 7 ч. 2 ч. |
3 | Раздел 2. Произведение словесности 1. Роды и виды произведений художественной словесности 2. Текст и его строение 3. Литературные направления. 4. Композиция словесного произведения | 16 ч. 8 ч. 2 ч. 2 ч. 4 ч. |
4. | Итоговое занятие | 1 ч. |
Итого: 35 часов
Учебно-тематический план
№ п/п | Тематика занятий | Количество учебных часов | ||
лекции | практика | Всего часов | ||
Введение | ||||
1. | Слово и словесность. Словесность и филология. | 1 | 1 | |
Раздел 1. Материал словесности | ||||
2 3. | Разновидности употребления русского языка Разговорный язык и литературный язык. Разновидности разговорного языка. Стиль – категория словесности. Разновидности литературного языка | 0,5 0,5 | 0,5 0,5 | 1 1 |
4. 5. 6. | Стилистические возможности языковых средств Лексика. Слова и устойчивые сочетания слов. Прямое и переносное значение слов Фразеология. «Крылатые слова и выражения», их источники: мифология, литература Морфология и синтаксис – стилистические ресурсы грамматики | 0,5 1 | 1 0,5 | 1 1 1 |
7. 8. 9. | Формы и качества словесного выражения Устные и письменные выражения: диалогическое и монологическое. Выражение прозаическое и стихотворное Повествование, описание и рассуждение – типичные виды словесного выражения, особенности их строения. |
| 1 1 1 | 1 1 1 |
10. 11. 12.
13. 14. 15. 16. | Средства художественной изобразительности: тропы, фигуры, формы Автология и металогия – изобразительность слова в прямом и переносном значении Эпитет, сравнение, аллегория, перифраза. Тропы – стилистические приемы художественной изобразительности: метонимия, синекдоха, гипербола, литота и т.д. Стилистические фигуры речи: анафора, эпифора, градация, оксюморон и т.д. Фигуры: риторическое обращение, восклицание и вопрос, умолчание, эллипсис. Звуковая организация произведений словесности: аллитерация, ассонанс, звукопись и т.д. Анализ текста. Художественно-выразительные средства языка. |
0,5
0,5 0,5 0,5 | 1 1 0,5
0,5 0,5 0,5 1 | 1 1 1
1 1 1 1 |
17-18. | Начальные сведения о стихосложении Стихотворные размеры. Стопа. Двусложные и трехсложные стопы. Рифма и её виды. | 1 | 1 | 2 |
Раздел 2. Произведение словесности | ||||
19.
20.
21. 22. 23.
24. 25. 26. | Роды и виды произведений словесности Понятие о художественности в словесности. Художественные и нехудожественные произведения Роды и виды художественной словесности. Народные эпические жанры: сказка, миф, легенда, былина… Роды и виды художественной словесности: лирика, драма, их отличительные черты Литературные эпические жанры: роман, повесть, рассказ, поэма, баллада, басня… Литературная лирика: ода, элегия, сатира, эпиграмма. Народная лирика: песня, частушка. Драма, её отличительные черты. Драматические жанры: комедия, трагедия, драма. Анализ художественных произведений словесности | 0,5 0,5
1 1 1 | 0,5 0,5 1 1 1 | 1 1 1 1 1 1 1 1 |
27. 28. | Текст и его строение. Признаки текста. Тема и содержание. Тема и идея Строение, структура словесного материала в тексте. | 0,5 0,5 | 0,5 0,5 | 1 1 |
29-30. | Литературные направления. Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм в русской литературе | 1 | 1 | 2 |
31. 32. 33. 34. | Композиция словесного произведения Общее понятие композиции и сюжета в искусстве. Композиция и архитектоника, сюжет и фабула Образ автора и образ лирического героя. Образ рассказчика и его отношение к образу автора. «Рассказ в рассказе» Особые приемы построения словесных художественных произведений | 0,5 0,5 0,5 1 | 0,5 0,5 0,5 | 1 1 1 1 |
Итоговое занятие | ||||
35 | Анализ лирического, прозаического произведения в единстве формы и содержания | 1 | 1 | |
Итого | 15 | 20 | 35 |
Информационный ресурс
- Горшков А.И. Русская словесность. Учебное пособие для учащихся 10-11 кл. М. «Просвещение», 1995г.
- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. М., «Айрис», 1996г.
- Смирнова Л.Г. Культура русской речи. Учебное пособие по развитию речи.М., «Русское слово», 2004г.
- Краткий словарь литературоведческих терминов. Составитель Тимофеев Л.И., М., «Просвещение», 1978 г.
- Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. М., 1981г.
- Горшков А.И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка. М. , 1993г.
- Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи, 9 класс. М., «Дрофа», 2000г.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика, текст, стили речи, 10-11 класс. М., «Просвещение», 2004 г.
- Стилистика, рабочая тетрадь. М., «Открытый мир», 1995 г.