12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Воропаева Любовь Петровна290
Россия, Хабаровский край, Комсомольск-на-Амуре
0

Учебный план факультативного курса по основам русской словесности «О слова к словесности» (по программе А. Горшкова)

 

Пояснительная записка

«В начале было слово…». Это изречение, которым открывается Евангелие от Иоанна, часто цитирует, используют в статьях, выступлениях, научно-популярных работах. Но вряд ли все ясно представляют, что значит здесь слово, какой смысл заключается в нем. Разобраться в этом поможет учащимся элективный курс «Русская словесность. От слова к словесности»

Программа данного курса предназначена для учащихся 10 классов. Его содержание позволяет показать литературное произведение как творение словесного искусства, увидеть и раскрыть богатое содержание и его художественное совершенство.

Главная задача курса объединить и обобщить сведения о языке как материале словесности, «первоэлементе литературы».

Главная цель – изучение русского, отечественного языка; изучение произведений со стороны языка, слога и литературной формы.

Содержание работы заключается в том, чтобы научить учащихся делать грамматический, стилистический и литературный разборы.

Цель этой работы – с одной стороны, объединить в известную систему отдельно изученные сведения по теории слога прозы, поэзии; с другой стороны, освежить в памяти учащихся и произведения, из которых извлекались теоретические сведения.

Во вводной части раскрывается содержание понятий «слово» и «словесность».

В первой части описываются лексико-фразеологические, грамматические и фонетические элементы языка, из которых создаются произведения словесности.

Во второй части рассматриваются произведения словесности как словесно-художественное единство.

Основа русской словесности – не механическое соединение двух учебных дисциплин – русского языка и теории литературы. Предмет словесности – изучение единства содержания литературного произведения и способов языкового выражения этого содержания. «Слово есть воссоздание внутри себя мира», - писал А.С.Аксаков. Словесность – дар слова, способность выражать мысли словами.

Содержание курса предполагает работу с разными литературными источниками информации, литературоведческими словарями.

Содержание каждой темы факультативного курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную, коллективную или групповую) работу учащихся.

 

Учебный план элективного курса


 


 

Главы и разделы

Общее

количество

учебных часов

1.

Введение. Слово и словесность

1 ч.

2.

Раздел 1. Материал словесности

1. Разновидности употребления русского языка

2. Стилистические возможности языковых средств

3. Формы и качества словесного выражения

4. Средства художественной изобразительности: тропы, фигуры, формы

5. Начальные сведения о стихосложении

17 ч.

2 ч.

3 ч.

3 ч.


 

7 ч.

2 ч.

3

Раздел 2. Произведение словесности

1. Роды и виды произведений художественной словесности

2. Текст и его строение

3. Литературные направления.

4. Композиция словесного произведения

16 ч.

8 ч.


 

2 ч.

2 ч.

4 ч.

4.

Итоговое занятие

1 ч.

Итого: 35 часов

 

Учебно-тематический план


 

п/п


 

Тематика занятий

Количество учебных часов


 

лекции


 

практика

Всего часов

Введение

1.

Слово и словесность. Словесность и филология.


 

1

 


 

1

Раздел 1. Материал словесности

 


 

2


 

3.

Разновидности употребления русского языка

Разговорный язык и литературный язык. Разновидности разговорного языка.

Стиль – категория словесности. Разновидности литературного языка


 


 


 

0,5


 

0,5


 


 


 

0,5


 

0,5


 


 


 

1


 

1

 


 

4.


 


 

5.


 


 

6.

Стилистические возможности языковых средств

Лексика. Слова и устойчивые сочетания слов. Прямое и переносное значение слов

Фразеология. «Крылатые слова и выражения», их источники: мифология, литература

Морфология и синтаксис – стилистические ресурсы грамматики


 


 


 


 


 


 


 

0,5


 

1


 


 


 

1


 


 


 

0,5


 


 


 

1


 


 


 

1


 

1

 

 

7.


 

8.


 

9.

Формы и качества словесного выражения

Устные и письменные выражения: диалогическое и монологическое.

Выражение прозаическое и стихотворное

Повествование, описание и рассуждение – типичные виды словесного выражения, особенности их строения.


 


 


 

 


 


 

1


 

1


 

1


 


 

1


 

1


 

1

 


 


 

10.


 


 

11.


 

12.


 

 


 

13.


 

14.


 


 

15.


 


 

16.

Средства художественной изобразительности: тропы, фигуры, формы

Автология и металогия – изобразительность слова в прямом и переносном значении

Эпитет, сравнение, аллегория, перифраза.

Тропы – стилистические приемы художественной изобразительности: метонимия, синекдоха, гипербола, литота и т.д.

Стилистические фигуры речи: анафора, эпифора, градация, оксюморон и т.д.

Фигуры: риторическое обращение, восклицание и вопрос, умолчание, эллипсис.

Звуковая организация произведений словесности: аллитерация, ассонанс, звукопись и т.д.

Анализ текста. Художественно-выразительные средства языка.


 


 


 


 


 

 


 


 


 


 

0,5


 

 

0,5


 

0,5


 


 

0,5


 


 


 


 

1


 

1


 


 


 

0,5


 

 

0,5


 

0,5


 


 

0,5


 


 

1


 


 


 


 

1

 

1


 


 


 

1


 

 

1


 

1


 


 

1


 


 

1


 

17-18.

Начальные сведения о стихосложении

Стихотворные размеры. Стопа. Двусложные и трехсложные стопы. Рифма и её виды.


 


 


 


 

1


 


 

1


 


 

2

Раздел 2. Произведение словесности


 

19.

 


 

20.

 

21.


 

22.


 


 

23.

 


 

24.


 


 

25.


 


 

26.

Роды и виды произведений словесности

Понятие о художественности в словесности. Художественные и нехудожественные произведения

Роды и виды художественной словесности.

Народные эпические жанры: сказка, миф, легенда, былина…

Роды и виды художественной словесности: лирика, драма, их отличительные черты

Литературные эпические жанры: роман, повесть, рассказ, поэма, баллада, басня…

Литературная лирика: ода, элегия, сатира, эпиграмма. Народная лирика: песня, частушка.

Драма, её отличительные черты. Драматические жанры: комедия, трагедия, драма.

Анализ художественных произведений словесности


 


 

0,5


 

0,5


 


 

 


 


 


 


 

1


 

1


 


 

1


 


 

0,5


 

0,5


 


 

1


 


 

1


 


 


 


 


 


 


 


 


 

1


 


 

1


 

1


 


 

1


 


 

1


 

1


 

1


 


 


 

1


 

1


 

27.


 

28.

Текст и его строение.

Признаки текста. Тема и содержание. Тема и идея

Строение, структура словесного материала в тексте.


 

0,5


 

0,5


 

0,5


 

0,5


 

1


 

1


 

29-30.

Литературные направления.

Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм в русской литературе


 


 

1


 


 

1


 


 

2


 

31.


 


 

32.

33.


 

34.

Композиция словесного произведения

Общее понятие композиции и сюжета в искусстве. Композиция и архитектоника, сюжет и фабула

Образ автора и образ лирического героя.

Образ рассказчика и его отношение к образу автора. «Рассказ в рассказе»

Особые приемы построения словесных художественных произведений


 


 

0,5


 

0,5

0,5


 

1


 


 

0,5


 

0,5

0,5


 


 

1


 

1

1


 

1

Итоговое занятие

35

Анализ лирического, прозаического произведения в единстве формы и содержания

 


 


 

1


 


 

1

 

Итого

15

20

35


 

Информационный ресурс

  1. Горшков А.И. Русская словесность. Учебное пособие для учащихся 10-11 кл. М. «Просвещение», 1995г.
  2. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. М., «Айрис», 1996г.
  3. Смирнова Л.Г. Культура русской речи. Учебное пособие по развитию речи.М., «Русское слово», 2004г.
  4. Краткий словарь литературоведческих терминов. Составитель Тимофеев Л.И., М., «Просвещение», 1978 г.
  5. Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. М., 1981г.
  6. Горшков А.И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка. М. , 1993г.
  7. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи, 9 класс. М., «Дрофа», 2000г.
  8. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика, текст, стили речи, 10-11 класс. М., «Просвещение», 2004 г.
  9. Стилистика, рабочая тетрадь. М., «Открытый мир», 1995 г.
Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.