Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г.Шахты Ростовской области
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №49
(МБОУ СОШ №49)
Утверждена
приказом директора
МБОУ СОШ №49 г.Шахты
___31.08.2016 г__№ 140__
МП
Рабочая программа
курса по выбору «Русская словесность»
уровень образования основное общее образование, 9 класс
количество часов 33 часов
учитель Петрова Наталья Васильевна
Рабочая программа составлена на основе Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений 5-11 классы. Элективные курсы. Автор: С.И.Львова. М., «Мнемозина», 2010.
2017 год
РАЗДЕЛ 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные акты и учебно-методические документы
Рабочая программа разработана на основе:
Закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ МОН РФ № 576 от 8.06. 2015 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом МОН РФ от 31.03.2014 г. № 253».
Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений 5-11 классы. Элективные курсы. Автор: С.И.Львова. М., «Мнемозина», 2010.
Учебный план МБОУ СОШ № 49 г. Шахты на 2016-2017 г.г.
Основная образовательная программа МБОУ СОШ № 49 г.Шахты на 2016-2017 у.г.
Цели и задачи обучения
Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Задачи изучения элективного курса:
- обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
- применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
- углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ СОШ №49 на изучение спецкурса в классе отводится 1 час в неделю. Всего 33 часа в год
Раздел 2. Результаты освоения курса
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать:
основные виды чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
особенности использования лексических средств и средств выразительности;
орфографические, пунктуационные и речевые нормы русского языка.
уметь:
извлекать необходимую информацию из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
анализировать текст с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
анализировать текст с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
создавать сочинения-рассуждения по данному тексту;
редактировать собственный текст;
применять в практике речевого общения основные нормы современного русского языка.
Раздел 3 Содержание программы
Учебно-тематический план
№ п/п |
Содержание |
Кол-во часов |
1 |
Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания. |
1 |
2 |
Построение сжатого изложения. Этапы работы над изложением. |
4 |
3 |
Средства выразительности речи. |
2 |
4 |
Стилистика русского языка. |
1 |
5 |
Нормы русской орфографии. |
6 |
6 |
Морфемика и словообразование. |
1 |
7 |
Морфология. |
1 |
8 |
Синтаксические и пунктуационные нормы. |
3 |
9 |
Вводные слова и обращения. |
1 |
10 |
Обособленные определение и приложения. |
3 |
11 |
Обособленные обстоятельства. |
3 |
12 |
Сложные предложения. |
2 |
13 |
Виды сочинений. Этапы работы над сочинением. |
4 |
14 |
Практические занятия. |
2 |
Построение сжатого изложения
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.
Обучающиеся должны знать:
основные правила работы с текстом.
Обучающиеся должны уметь:
точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
адекватно воспринимать авторский замысел;
вычленять главное в информации;
сокращать текст различными способами;
правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Средства выразительности речи
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические –тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
Обучающиеся должны знать: основные средства выразительности.
Обучающиеся должны уметь: различать средства выразительности; находить в тексте средства выразительности; анализировать текст с точки зрения средств выразительности
Стилистика русского языка
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Обучающиеся должны знать: основные сведения по стилистике русского языка.
Обучающиеся должны уметь: определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
работать со стилистическими синонимами.
Нормы русской орфографии
Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.
Обучающиеся должны знать: орфографические правила.
Обучающиеся должны уметь: использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.
Морфемика и словообразование.
Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова. Основные способы образования слов.
Обучающиеся должны знать: виды морфем; морфемный и словообразовательный анализы слова.
Обучающиеся должны уметь: использовать знания по морфемике и словообразованию при анализе предложенного текста.
Морфология.
Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Самостоятельные и служебные части речи.
Обучающиеся должны знать: систему частей речи в русском языке.
Обучающиеся должны уметь: использовать знания по морфологии при анализе предложенного текста.
Синтаксические и пунктуационные нормы
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Обучающиеся должны знать: синтаксические и пунктуационные нормы.
Обучающиеся должны уметь: использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.
Построение сочинения-рассуждения
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.
Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.
Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.
Обучающиеся должны уметь: подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.
Приложение. Календарно-тематическое планирование. 9-в класс. Петрова Н.В.
Дата по плану |
Дата по факту |
№ п/п |
Тема занятия |
Вид работы |
Результат |
06.09 |
1 |
Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания. |
Лекция, беседа |
||
13.09 |
2 |
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. |
Слово учителя, написание сжатого изложения, работа с текстами изложений, редактирование текст |
||
20.09 |
3 |
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. |
Слово учителя, написание сжатого изложения, работа с текстами изложений, редактирование текст |
||
27.09 |
4 |
Построение сжатого изложения. Редактирование изложения. |
Слово учителя, написание сжатого изложения, работа с текстами изложений, редактирование текст |
||
04.10 |
5 |
Построение сжатого изложения. Редактирование изложения. |
Слово учителя, написание сжатого изложения, работа с текстами изложений, редактирование текст |
||
11.10 |
6 |
Средства выразительности речи. |
Лекция учителя, практические задания |
||
18.10 |
7 |
Средства выразительности речи. |
Лекция учителя, практические задания |
||
25.10 |
8 |
Стилистика русского языка. |
Лекция учителя, практические задания |
||
08.11 |
9 |
Правописание корня слова. |
Работа с обобщающими таблицами, проверочная работа в формате тестирования |
||
15.11 |
10 |
Правописание корня слова. |
Работа с обобщающими таблицами, проверочная работа в формате тестирования |
||
22.11 |
11 |
Правописание приставок. |
Работа с обобщающими таблицами, проверочная работа в формате тестирования |
||
29.11 |
12 |
Правописание суффиксов. |
Работа с обобщающими таблицами, проверочная работа в формате тестирования |
||
06.12 |
13 |
Правописание н – нн в различных частях речи. |
Работа с обобщающими таблицами, проверочная работа в формате тестирования |
||
13.12 |
14 |
Правописание н – нн в различных частях речи. |
Работа с обобщающими таблицами, проверочная работа в формате тестирования |
||
20.12 |
15 |
Морфемика и словообразование. |
Беседа, работа с обобщающими таблицами, практикум морфемного и словообразовательного разбора, тестирование. |
||
27.12 |
16 |
Морфология. |
Беседа, работа с обобщающими таблицами, практикум морфемного и словообразовательного разбора, тестирование. |
||
10.01 |
17 |
Словосочетание. Виды связи в словосочетании. |
Слово учителя, практическая работа, работа с текстом, с таблицами, анализ предложений, тренировочные упражнения, тестирование |
||
17.01 |
18 |
Предложение. Виды простых предложений. Знаки препинания в простом предложении. |
Слово учителя, практическая работа, работа с текстом, с таблицами, анализ предложений, тренировочные упражнения, тестирование |
||
24.01 |
19 |
Сложное предложение. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении. |
Слово учителя, практическая работа, работа с текстом, с таблицами, анализ предложений, тренировочные упражнения, тестирование |
||
31.01 |
20 |
Вводные слова и обращения. |
Слово учителя, практическая работа, работа с текстом, с таблицами, анализ предложений, тренировочные упражнения, тестирование |
||
07.02 |
21 |
Обособленные определение и приложения. |
Слово учителя, практическая работа, работа с текстом, с таблицами, анализ предложений, тренировочные упражнения, тестирование |
||
14.02 |
22 |
Обособленные определение и приложения. |
Слово учителя, практическая работа, работа с текстом, с таблицами, анализ предложений, тренировочные упражнения, тестирование |
||
21.02 |
23 |
Обособленные определение и приложения. |
Слово учителя, практическая работа, работа с текстом, с таблицами, анализ предложений, тренировочные упражнения, тестирование |
||
28.02 |
24 |
Обособленные обстоятельства. |
Слово учителя, практическая работа, работа с текстом, с таблицами, анализ предложений, тренировочные упражнения, тестирование |
||
07.03 |
25 |
Обособленные обстоятельства. |
Слово учителя, практическая работа, работа с текстом, с таблицами, анализ предложений, тренировочные упражнения, тестирование |
||
14.03 |
26 |
Обособленные обстоятельства. |
Слово учителя, практическая работа, работа с текстом, с таблицами, анализ предложений, тренировочные упражнения, тестирование |
||
21.03 |
27 |
Сложные предложения с разными видами придаточных. |
Слово учителя, практическая работа, работа с текстом, с таблицами, анализ предложений, тренировочные упражнения, тестирование |
||
04.04 |
28 |
Сложные предложения с разными видами придаточных. |
Слово учителя, практическая работа, работа с текстом, с таблицами, анализ предложений, тренировочные упражнения, тестирование |
||
11.04 |
29 |
Виды сочинений. Этапы работы над сочинением. |
Слово учителя, работа с текстами. |
||
18.04 |
30 |
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. |
Слово учителя, построение сочинения-рассуждения, редактирование работ. |
||
25.04 |
31 |
Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. |
Слово учителя, построение сочинения-рассуждения, редактирование работ. |
||
16.05 |
32 |
Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения. |
Слово учителя, построение сочинения-рассуждения, редактирование работ. |
||
23.05 |
33 |
Практические занятия. |
тестирование |
Рассмотрено и рекомендовано к утверждению Методическим советом МБОУ СОШ №49 г.Шахты _______________№________ _________________________ Согласовано заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №49 г.Шахты ____________ |
10