12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Елена Рыбчинская190 Учитель истории и обществознания МАОУ "Лицей "Солярис"" Россия, Саратов |
Учебный развивающий урок-игра "Найди ошибку"
Культура и история Древней Греции.
Учебный развивающий урок - игра «Найди ошибку».
Цель урока: обобщить знания обучающихся о культуре, истории Древней Греции, подвести к пониманию того, что эллинская культура стала одной из основ единой культуры современного человечества.
Задачи: -развивать умение осмысливать исторические факты, явления и творчески их применять;
-развивать навыки участия в дискуссии, обсуждении, работы в группе, выражения собственной позиции.
Оборудование: плакаты « Цены на рабов и скот в Древней Греции в V-м в. до н.э.»
Настенная карта «Древняя Греция в V-IV в.в. до н.э.»
Рисунки на тему «Искусство и мифы Древней Греции»
Конверты с заданиями для команд.
Эпиграф: «Историк должен отделить истину от лжи…»(Гете)
Этапы игры:
1.Древнегреческий театр.
2.Басни Эзопа и басни Крылова.
3.Семь чудес света.
4.Мифы Древней Греции.
5.Крылатые выражения.
Ход игры.
Учитель истории: «Найди ошибку!»- так называется наша игра. Класс разделен на 4 команды, каждая из которых в ходе игры будет работать либо над общими для всех, либо над специальными заданиями, объединенными общей темой и сравнительно одинаковыми по сложности.
В ходе игры идет работа по обобщению раздела « Культура и история Древней Греции.
Выявляется победитель(команда). Ученики, активно принимавшие участие в игре, получают оценки. Жюри ведет подсчет баллов по 5ти балльной системе. За каждое задание подводит итоги, в конце игры называет победителя. Все задания объединены одной целью-найти ошибку, указать на нее и дать правильный, аргументированный ответ
Поэтому эпиграф к уроку звучит « Историк должен отделить истину от лжи..» (Гете)
1.Учитель: Представим себе , что мы в Элладе. Остров Самос. Рынок. Время действия Vв. до н.э. .
Напоминаю некоторые цены на рабов и скот в то время(по плакату):
Погонщик ослов-140 драхм
Золотых дел мастер-360 драхм
Раб для работы в рудниках-180 драхм
Бык-50 драхм
Свинья-3 драхмы
Знатный богатый Ксанф, владелец школы философов, с женой отправились купить на рынке еще одного раба для работы по дому.
Задание: Найдите ошибки. допущенные героями театрализованного представления.
На импровизированную сцену выходит Эзоп. К нему подходит философ Ксанф и его жена. Они выбирают раба для работы по дому. Увидев уродливого, убого одетого Эзопа, останавливаются.
Ксанф: Кто ты такой?
Эзоп: Человек из плоти и крови.
Ксанф: Не о том я тебя спрашиваю, а в каком месте ты родился?
Эзоп: Этого мне мать не говорила. Может быть в спальне, а может быть и в столовой.
Ксанф: Из какого ты племени, я тебя спрашиваю?
Эзоп: Мессенец
Ксанф: Хочешь я куплю тебя?
Эзоп: Ты что, уже купил меня в советники?
Ксанф: А если я куплю тебя, не удерешь ли ты?
Эзоп: А от кого это зависит, удеру я или нет? От тебя или от меня?
Ксанф: Понятно, от тебя.
Эзоп: Нет, от тебя! Если ты с рабами хорош, то никто от тебя не убежит. Если же ты с рабами жесток , то я у тебя ни часа не останусь, ни получаса, ни минуты даже!
Ксанф (обращается к жене) :Давай его купим, ведь цена то небольшая, всего 70 гривен!
Жена Ксанфа: Да ты даже не спросил, что он умеет.
Ксанф (обиженно): Спроси сама.
Жена Ксанфа: Что умеет увечный, горбатый, с такими короткими руками и огромными губами раб?
Эзоп: Могу выпить море.
Жена Ксанфа: И только-то?!
Эзоп: Да, только море, если перегородить все реки, в него впадающие.
Ксанф: Какой разумный раб!
Эзоп: Лучше быть разумным, чем богатым: богатства можно лишиться, разумность всегда с тобой.
Ксанф: Какая мудрая мысль! Надо запомнить ,чтобы передать потом моим ученикам. Следуй за мной, раб Эзоп!
Минутное обсуждение: Капитаны команд называют замеченные ошибки:
1.Знатные женщины Эллады не ходили на рынок за покупками.
2.Эзоп был родом не из Мессении, а из Фригии
3.Не 70 гривен, а 70 драхм
4.Выпить море, однажды в споре обещал Ксанф, а выйти из затруднительного положения помог ему Эзоп, подсказавший остроумный ответ.
Учитель истории: Мы с вами посмотрели небольшое театрализованное представление. Какие законы древнегреческого театра не были соблюдены?
Замеченные учениками ошибки:
1.Актеры в Древней Греции играли в масках и обували обувь с толстой подошвой, высокими каблуками(котурны).
2.И женские, и мужские роли играли мужчины
3.Выступление актеров сопровождал хор
4.Театр располагался амфитеатром под открытым небом, а не в помещении
5. Все постановки принадлежали к каким либо жанрам(трагедии, комедии)
II.
Учитель истории: Древние греки очень любили и ценили театр, не случайно они называли его «школой для взрослых».
Литературное наследие античной эпохи-это не только произведения Эсхила, Софокла, Еврипида, но и басни Эзопа.
Сравнение басен Эзопа и И.Крылова.
Вспомним басню И. Крылова «Стрекоза и муравей».
Какое отношение к этой басне имеет Эзоп?
Крылов хорошо знал басни великого фригийца, высоко ценил их, часто использовал сюжеты, героев и мудрость Эзопа. Послушаем как звучит басня Эзопа, которая легла в основу Крыловской.
Басня Эзопа «Муравей и жук»
В летнюю пору гулял муравей по пашне и собирал по зернышку пшеницу и ячмень, чтобы запастись кормом на зиму. Увидал его жук и посочувствовал, что ему приходится так трудиться даже в такое время года, когда все остальные животные отдыхают от тягот и предаются праздности. Промолчал тогда муравей, но когда пришла зима и навоз дождями размыло, остался жук голодным, и пришел он попросить у муравья корм. Сказал муравей: Эх, жук, кабы ты тогда работал, когда меня трудом попрекал , не пришлось бы тебе теперь сидеть без корму.»
Так люди в достатке не задумываются о будущем, а при перемене обстоятельств терпят бедствия.
III
Задание: Каждая команда получает листок с отрывком из текстов знаменитых греческих произведений . Восстановите справедливость. Назовите настоящих авторов и прокомментируйте свой ответ.
1 команда.
Все граждане и весь народ фиванский ее вины не признают!
В моей земле я царствую один!
Принадлежать не может одному свободная земля!
Помилуй же убитого врага! Погибшему не мсти.
Аристофан.
Правильно: Софокл( из трагедии «Антигона»)
2команда.
Ни с места! Стой спокойно.Где пропуск твой за подписью вороны?
Долой отсюда.В великий город наш богам заказан вход.
Из Зевсовых детей никто к нам не пройдет. Курений сладкий дым и мяса жирный чад отныне никогда до них не долетят!
Эзоп
Правильно: Аристофан ( из комедии «Птицы»)
3 команда
Нашим городом управляет не горсть людей, а большинство народа.
Бедность ни для кого не является позором, но позорно, если человек сам не стремиться избавиться от бедности трудом.
Наше государство является школой всей Эллады и каждый из нас может с легкостью проявить свою личность в самых различных жизненных условиях.
Гомер
Правильно: из речи Перикла, (выдающегося стратега, которого избирали 15 раз с 443г. до н.э.)
4команда.
«Им отвечал он из темной пещеры отчаянно диким ревом : « Никто! В сердцах закричали циклопы: «Если никто, для чего же один так ревешь ты?...»
Гередот
Правильно: Гомер из поэмы «Одиссея»
После минутного обсуждения выслушиваются варианты ответов. Отмечаются наиболее активные ученики.
Учитель истории: Эллада обогатила мировую культуру не только мудрыми баснями Эзопа, эпическими поэмами Гомера, но и чудесными творениями древних скульпторов и архитекторов. Не случайно все семь чудес света сотворены эллинами. Это (по плакату на доске или по презентации):
Храм Артемиды в Эфесе+
Парфенон
Колосс Родосский+
Щит Ахилла
Дискобол Мирона
Маяк в Александрии+
Назовите ,что из этого списка относится к семи чудесам света.
Напомнить о семи чудесах света: Храм Артемиды в Эфесе, статуя Зевса в Олимпии,Колосс Родосский, Маяк в Александрии, Сады Семирамиды в Вавилоне, Мавзолей в Галикарнасе, Пирамиды в Египте.
Дополнить ответы учеников, если необходимо.
Обсуждение семи чудес света.
1.Храм Артемиды поражал своим богатством и конструкцией, так как фундамент был заложен в болоте, которое должно было служить подобно амортизатору при частых в этих местах землетрясениях. По легенде, сама Артемида помогала строить храм. Однажды ничем не примечательный человек пожелал обессмертить свое имя в истории, совершив преступление. Это был Герострат, решивший сжечь храм.
2. Почему именно статуя Зевса в Олимпии считается чудом света, а, скажем не статуя Афины того же Фидия или Акрополь?
Дело в том, что статуя Фидия создавала принципиально новый образ Зевса. До этого греческие боги отличались от людей своей безграничной властью, бессмертием. В остальном же они на них походили: были мстительны и тщеславны, как люди жестоки и коварны. Совершенно иначе выглядел Зевс Олимпийский: это был старый, умудренный опытом человек с добрыми чертами лица, бог , внушающий не ужас, а доверие, энергичный и одновременно любящий отец- словом , такой бог, которому лишь 450 лет спустя стали поклоняться христиане. Такой Зевс обладал особенной притягательной силой для простых смертных.
3.Скульптор Харет начал работу в 302 г. до н.э.. Статуя подобных размеров- большая редкость и в наше время. Статуя Свободы у входа в Нью-йоркскую гавань выше статуи Гелиоса Родосского всего на 10 метров. Каждый палец Гелиоса был выше взрослого человека, а его толщина была такой, что его не удалось бы обхватить двумя руками. Изображений Гелиоса не сохранилось даже на монетах, о его внешнем виде можно составить представление лишь по письменным источникам.
4.130-метровый Александрийский маяк. Его строительство было закончено в 279 г. до н.э.. В 796 г. был разрушен землетрясением. От гигантского чуда света осталось одно лишь слово «фара».
5. К временам Навуходоносора относится появление висячих садов. Подарок персидской царевне-одна из версий.
6.Мавсол-персидский царь , страстный поклонник греческого искусства и культуры. Создание проекта мавзолея он поручил греческим мастерам. В 12 веке большая часть строения рухнула в результате землетрясения.
7. Пирамиды.
Вес огромного сооружения 6400000 тонн.
В последнее время некоторые ученые высказывают сомнения в том, что Большая пирамида действительно была усыпальницей фараона Хеопса.
В пользу такого предположения они выдвинули три аргумента:
-Погребальная камера, вопреки обычаям того времени, не имеет никаких украшений.
-Саркофаг, в котором должно было покоиться тело умершего фараона, лишь грубо отесан, т.е. окончательно не готов, крышка отсутствует.
-Два узких прохода, по которым через небольшие отверстия в корпусе пирамиды в погребальную камеру проникает воздух снаружи. Но мертвые в воздухе не нуждаются.
Еще один аргумент, что пирамида Хеопса не была местом погребения: 3500 лет внутренность пирамиды не была потревожена. Первый, кто проник внутрь пирамиды, был халиф Абдалла аль- Ма мун (813-833гг.).От прежней пирамиды остался лишь ступенчатый корпус. Высота на сегодня 137,2м.
IV. Каждая команда получает отдельное задание.
1 команда. Коробка со следующими предметами: картофелина, лист бумаги, конь, яблоко. Все эти предметы связаны с древнегреческими мифами.
Задание.
Назовите и кратко перескажите содержание мифов, связанных с этими предметами.
Мифы о Троянском коне, о яблоке раздора. Ошибки: картофель, бумага в мифах Древней Греции не упоминаются.
2 команда.
Задание: Какие ошибки допущены в данных фразеологизмах? Объясните их происхождение.
Сизифов труд.
Прокрустово ложе.
Ахиллесово плечо.
Нить Артемиды.
Авгиевы сараи.
Правильно: ахиллесова пята, нить Ариадны, авгиевы конюшни(объяснение происхождения фразеологизмов)
3 команда. Задание. Все рисунки посвящены древнегреческим мифам. Подготовьте рассказ по ним.
Отбираются лишь те, которые связаны с Древней Грецией: о Деметре, о Дедале.
4 команда
Задание. Все 88 созвездий неба носят имена мифологических греческих героев, животных, предметов. Например: Персей, Пегас, Кит, Жираф, Компас. Верно ли это?
Как появились созвездия Персея, Пегаса, Кассиопеи?
Ученики кратко рассказывают содержание мифов, называют ошибки: нет созвездий Жирафа, Кита, Компаса)
В завершении игры команды могут обменяться заданиями. Каждая команда составляет текст с ошибками из 3х предложений на тему культуры Древней Греции.
1 для 2, 2 для 1, 3 для 4, 4 для 3.
Обсуждение, ответы.
Примерный текст: Акрополь-главная площадь Афин.
В рыночные часы здесь было шумно.
Агора-холм с крутыми и обрывистыми склонами. Отсюда открывался вид на Парфенон, здание посвященное Зевсу (Афине-правильный ответ)
Правильный текст: Агора- главная площадь Афин, Акрополь-холм.
Резюме учителя.
Культура всех современных европейских народов, в том числе русского, многое восприняла из культуры античного мира. Творческому усвоению истории и культуры Древней Греции способствует игра на данную тему. Важно, чтобы ученики осмыслили материал, умели сопоставлять, прослеживать связи , делать выводы. Некоторые задания творческого характера рассчитаны на смекалку.