12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Рыбчинская190
Учитель истории и обществознания МАОУ "Лицей "Солярис""
Россия, Саратов

Культура и история Древней Греции.

Учебный развивающий урок - игра «Найди ошибку».

Цель урока: обобщить знания обучающихся о культуре, истории Древней Греции, подвести к пониманию того, что эллинская культура стала одной из основ единой культуры современного человечества.

Задачи: -развивать умение осмысливать исторические факты, явления и творчески их применять;

-развивать навыки участия в дискуссии, обсуждении, работы в группе, выражения собственной позиции.

Оборудование: плакаты « Цены на рабов и скот в Древней Греции в V-м в. до н.э.»

Настенная карта «Древняя Греция в V-IV в.в. до н.э.»

Рисунки на тему «Искусство и мифы Древней Греции»

Конверты с заданиями для команд.

Эпиграф: «Историк должен отделить истину от лжи…»(Гете)

Этапы игры:

1.Древнегреческий театр.

2.Басни Эзопа и басни Крылова.

3.Семь чудес света.

4.Мифы Древней Греции.

5.Крылатые выражения.



















Ход игры.

Учитель истории: «Найди ошибку!»- так называется наша игра. Класс разделен на 4 команды, каждая из которых в ходе игры будет работать либо над общими для всех, либо над специальными заданиями, объединенными общей темой и сравнительно одинаковыми по сложности.

В ходе игры идет работа по обобщению раздела « Культура и история Древней Греции.

Выявляется победитель(команда). Ученики, активно принимавшие участие в игре, получают оценки. Жюри ведет подсчет баллов по 5ти балльной системе. За каждое задание подводит итоги, в конце игры называет победителя. Все задания объединены одной целью-найти ошибку, указать на нее и дать правильный, аргументированный ответ

Поэтому эпиграф к уроку звучит « Историк должен отделить истину от лжи..» (Гете)

1.Учитель: Представим себе , что мы в Элладе. Остров Самос. Рынок. Время действия Vв. до н.э. .

Напоминаю некоторые цены на рабов и скот в то время(по плакату):

Погонщик ослов-140 драхм

Золотых дел мастер-360 драхм

Раб для работы в рудниках-180 драхм

Бык-50 драхм

Свинья-3 драхмы

Знатный богатый Ксанф, владелец школы философов, с женой отправились купить на рынке еще одного раба для работы по дому.

Задание: Найдите ошибки. допущенные героями театрализованного представления.

На импровизированную сцену выходит Эзоп. К нему подходит философ Ксанф и его жена. Они выбирают раба для работы по дому. Увидев уродливого, убого одетого Эзопа, останавливаются.

Ксанф: Кто ты такой?

Эзоп: Человек из плоти и крови.

Ксанф: Не о том я тебя спрашиваю, а в каком месте ты родился?

Эзоп: Этого мне мать не говорила. Может быть в спальне, а может быть и в столовой.

Ксанф: Из какого ты племени, я тебя спрашиваю?

Эзоп: Мессенец

Ксанф: Хочешь я куплю тебя?

Эзоп: Ты что, уже купил меня в советники?

Ксанф: А если я куплю тебя, не удерешь ли ты?

Эзоп: А от кого это зависит, удеру я или нет? От тебя или от меня?

Ксанф: Понятно, от тебя.

Эзоп: Нет, от тебя! Если ты с рабами хорош, то никто от тебя не убежит. Если же ты с рабами жесток , то я у тебя ни часа не останусь, ни получаса, ни минуты даже!

Ксанф (обращается к жене) :Давай его купим, ведь цена то небольшая, всего 70 гривен!

Жена Ксанфа: Да ты даже не спросил, что он умеет.

Ксанф (обиженно): Спроси сама.

Жена Ксанфа: Что умеет увечный, горбатый, с такими короткими руками и огромными губами раб?

Эзоп: Могу выпить море.

Жена Ксанфа: И только-то?!

Эзоп: Да, только море, если перегородить все реки, в него впадающие.

Ксанф: Какой разумный раб!

Эзоп: Лучше быть разумным, чем богатым: богатства можно лишиться, разумность всегда с тобой.

Ксанф: Какая мудрая мысль! Надо запомнить ,чтобы передать потом моим ученикам. Следуй за мной, раб Эзоп!

Минутное обсуждение: Капитаны команд называют замеченные ошибки:

1.Знатные женщины Эллады не ходили на рынок за покупками.

2.Эзоп был родом не из Мессении, а из Фригии

3.Не 70 гривен, а 70 драхм

4.Выпить море, однажды в споре обещал Ксанф, а выйти из затруднительного положения помог ему Эзоп, подсказавший остроумный ответ.

Учитель истории: Мы с вами посмотрели небольшое театрализованное представление. Какие законы древнегреческого театра не были соблюдены?



Замеченные учениками ошибки:

1.Актеры в Древней Греции играли в масках и обували обувь с толстой подошвой, высокими каблуками(котурны).

2.И женские, и мужские роли играли мужчины

3.Выступление актеров сопровождал хор

4.Театр располагался амфитеатром под открытым небом, а не в помещении

5. Все постановки принадлежали к каким либо жанрам(трагедии, комедии)

II.

Учитель истории: Древние греки очень любили и ценили театр, не случайно они называли его «школой для взрослых».

Литературное наследие античной эпохи-это не только произведения Эсхила, Софокла, Еврипида, но и басни Эзопа.

Сравнение басен Эзопа и И.Крылова.

Вспомним басню И. Крылова «Стрекоза и муравей».

Какое отношение к этой басне имеет Эзоп?

Крылов хорошо знал басни великого фригийца, высоко ценил их, часто использовал сюжеты, героев и мудрость Эзопа. Послушаем как звучит басня Эзопа, которая легла в основу Крыловской.

Басня Эзопа «Муравей и жук»

В летнюю пору гулял муравей по пашне и собирал по зернышку пшеницу и ячмень, чтобы запастись кормом на зиму. Увидал его жук и посочувствовал, что ему приходится так трудиться даже в такое время года, когда все остальные животные отдыхают от тягот и предаются праздности. Промолчал тогда муравей, но когда пришла зима и навоз дождями размыло, остался жук голодным, и пришел он попросить у муравья корм. Сказал муравей: Эх, жук, кабы ты тогда работал, когда меня трудом попрекал , не пришлось бы тебе теперь сидеть без корму.»

Так люди в достатке не задумываются о будущем, а при перемене обстоятельств терпят бедствия.

III

Задание: Каждая команда получает листок с отрывком из текстов знаменитых греческих произведений . Восстановите справедливость. Назовите настоящих авторов и прокомментируйте свой ответ.

1 команда.

Все граждане и весь народ фиванский ее вины не признают!

В моей земле я царствую один!

Принадлежать не может одному свободная земля!

Помилуй же убитого врага! Погибшему не мсти.

Аристофан.

Правильно: Софокл( из трагедии «Антигона»)

2команда.

Ни с места! Стой спокойно.Где пропуск твой за подписью вороны?

Долой отсюда.В великий город наш богам заказан вход.

Из Зевсовых детей никто к нам не пройдет. Курений сладкий дым и мяса жирный чад отныне никогда до них не долетят!

Эзоп

Правильно: Аристофан ( из комедии «Птицы»)

3 команда

Нашим городом управляет не горсть людей, а большинство народа.

Бедность ни для кого не является позором, но позорно, если человек сам не стремиться избавиться от бедности трудом.

Наше государство является школой всей Эллады и каждый из нас может с легкостью проявить свою личность в самых различных жизненных условиях.

Гомер

Правильно: из речи Перикла, (выдающегося стратега, которого избирали 15 раз с 443г. до н.э.)

4команда.

«Им отвечал он из темной пещеры отчаянно диким ревом : « Никто! В сердцах закричали циклопы: «Если никто, для чего же один так ревешь ты?...»

Гередот

Правильно: Гомер из поэмы «Одиссея»

После минутного обсуждения выслушиваются варианты ответов. Отмечаются наиболее активные ученики.

Учитель истории: Эллада обогатила мировую культуру не только мудрыми баснями Эзопа, эпическими поэмами Гомера, но и чудесными творениями древних скульпторов и архитекторов. Не случайно все семь чудес света сотворены эллинами. Это (по плакату на доске или по презентации):

Храм Артемиды в Эфесе+

Парфенон

Колосс Родосский+

Щит Ахилла

Дискобол Мирона

Маяк в Александрии+

Назовите ,что из этого списка относится к семи чудесам света.

Напомнить о семи чудесах света: Храм Артемиды в Эфесе, статуя Зевса в Олимпии,Колосс Родосский, Маяк в Александрии, Сады Семирамиды в Вавилоне, Мавзолей в Галикарнасе, Пирамиды в Египте.

Дополнить ответы учеников, если необходимо.

Обсуждение семи чудес света.

1.Храм Артемиды поражал своим богатством и конструкцией, так как фундамент был заложен в болоте, которое должно было служить подобно амортизатору при частых в этих местах землетрясениях. По легенде, сама Артемида помогала строить храм. Однажды ничем не примечательный человек пожелал обессмертить свое имя в истории, совершив преступление. Это был Герострат, решивший сжечь храм.

2. Почему именно статуя Зевса в Олимпии считается чудом света, а, скажем не статуя Афины того же Фидия или Акрополь?

Дело в том, что статуя Фидия создавала принципиально новый образ Зевса. До этого греческие боги отличались от людей своей безграничной властью, бессмертием. В остальном же они на них походили: были мстительны и тщеславны, как люди жестоки и коварны. Совершенно иначе выглядел Зевс Олимпийский: это был старый, умудренный опытом человек с добрыми чертами лица, бог , внушающий не ужас, а доверие, энергичный и одновременно любящий отец- словом , такой бог, которому лишь 450 лет спустя стали поклоняться христиане. Такой Зевс обладал особенной притягательной силой для простых смертных.

3.Скульптор Харет начал работу в 302 г. до н.э.. Статуя подобных размеров- большая редкость и в наше время. Статуя Свободы у входа в Нью-йоркскую гавань выше статуи Гелиоса Родосского всего на 10 метров. Каждый палец Гелиоса был выше взрослого человека, а его толщина была такой, что его не удалось бы обхватить двумя руками. Изображений Гелиоса не сохранилось даже на монетах, о его внешнем виде можно составить представление лишь по письменным источникам.

4.130-метровый Александрийский маяк. Его строительство было закончено в 279 г. до н.э.. В 796 г. был разрушен землетрясением. От гигантского чуда света осталось одно лишь слово «фара».

5. К временам Навуходоносора относится появление висячих садов. Подарок персидской царевне-одна из версий.

6.Мавсол-персидский царь , страстный поклонник греческого искусства и культуры. Создание проекта мавзолея он поручил греческим мастерам. В 12 веке большая часть строения рухнула в результате землетрясения.

7. Пирамиды.

Вес огромного сооружения 6400000 тонн.

В последнее время некоторые ученые высказывают сомнения в том, что Большая пирамида действительно была усыпальницей фараона Хеопса.

В пользу такого предположения они выдвинули три аргумента:

-Погребальная камера, вопреки обычаям того времени, не имеет никаких украшений.

-Саркофаг, в котором должно было покоиться тело умершего фараона, лишь грубо отесан, т.е. окончательно не готов, крышка отсутствует.

-Два узких прохода, по которым через небольшие отверстия в корпусе пирамиды в погребальную камеру проникает воздух снаружи. Но мертвые в воздухе не нуждаются.

Еще один аргумент, что пирамида Хеопса не была местом погребения: 3500 лет внутренность пирамиды не была потревожена. Первый, кто проник внутрь пирамиды, был халиф Абдалла аль- Ма мун (813-833гг.).От прежней пирамиды остался лишь ступенчатый корпус. Высота на сегодня 137,2м.

IV. Каждая команда получает отдельное задание.

1 команда. Коробка со следующими предметами: картофелина, лист бумаги, конь, яблоко. Все эти предметы связаны с древнегреческими мифами.

Задание.

Назовите и кратко перескажите содержание мифов, связанных с этими предметами.

Мифы о Троянском коне, о яблоке раздора. Ошибки: картофель, бумага в мифах Древней Греции не упоминаются.

2 команда.

Задание: Какие ошибки допущены в данных фразеологизмах? Объясните их происхождение.

Сизифов труд.

Прокрустово ложе.

Ахиллесово плечо.

Нить Артемиды.

Авгиевы сараи.

Правильно: ахиллесова пята, нить Ариадны, авгиевы конюшни(объяснение происхождения фразеологизмов)

3 команда. Задание. Все рисунки посвящены древнегреческим мифам. Подготовьте рассказ по ним.

Отбираются лишь те, которые связаны с Древней Грецией: о Деметре, о Дедале.

4 команда

Задание. Все 88 созвездий неба носят имена мифологических греческих героев, животных, предметов. Например: Персей, Пегас, Кит, Жираф, Компас. Верно ли это?

Как появились созвездия Персея, Пегаса, Кассиопеи?

Ученики кратко рассказывают содержание мифов, называют ошибки: нет созвездий Жирафа, Кита, Компаса)

В завершении игры команды могут обменяться заданиями. Каждая команда составляет текст с ошибками из 3х предложений на тему культуры Древней Греции.

1 для 2, 2 для 1, 3 для 4, 4 для 3.

Обсуждение, ответы.

Примерный текст: Акрополь-главная площадь Афин.

В рыночные часы здесь было шумно.

Агора-холм с крутыми и обрывистыми склонами. Отсюда открывался вид на Парфенон, здание посвященное Зевсу (Афине-правильный ответ)

Правильный текст: Агора- главная площадь Афин, Акрополь-холм.

Резюме учителя.

Культура всех современных европейских народов, в том числе русского, многое восприняла из культуры античного мира. Творческому усвоению истории и культуры Древней Греции способствует игра на данную тему. Важно, чтобы ученики осмыслили материал, умели сопоставлять, прослеживать связи , делать выводы. Некоторые задания творческого характера рассчитаны на смекалку.

Данная тема будет иметь продолжение при изучении культуры Римской империи, где ученикам пригодятся уже полученные знания для дальнейшего формирования навыков сопоставлять, анализировать исторические факты, делать выводы.













Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.