Учебно-методический материал «Традиции ручной росписи ткани»
Традиции ручной росписи ткани
Ручная художественная роспись тканей - своеобразный вид оформления текстильных изделий уходящий своими корня в глубокую древность. Первые упоминания о получении цветных декоративных эффектов на тканях встречаются уже в «Естественной истории» Плиния. Древнейший способ украшения тканей путем резервирования узора разогретым воском, парафином, смолой или другими веществами был известен во многих странах, начиная еще с Шумера. Сохранились египетские коптские ткани изо льна и шерсти III–VIII веков с белым рисунком на синем и красном фоне. В древности считалось, что одежда, украшенная росписью, защищает человека от всяческих напастей
В Японии, Шри-Ланке, Перу, Иране, Армении, Азербайджане, африканских странах также бытовали приемы горячего батика.
Известно, что в VI веке в Малайзии делали материал из коры дерева. Узор наносили воском, собранным у диких пчел, а окрашивали краской из красного камня (охрой) или сажей.
Это древний метод окрашивания ткани использовали и в Китае. Письменные источники сообщают, что ещё в III веке до н. э. народность мяо и некоторые другие начали применять восковую технику для создания не только индиговых, но и разноцветных тканей и достигли совершенства.
И сейчас, в первую очередь, остров Ява славится своими батиками. Это традиционные ткани, которые и сегодня используются в стране как повседневная и праздничная одежда большинством населения Индонезии, причем и мужчинами, и женщинами. При традиционном способе отрезы ткани из хлопка или льна несколько дней подготавливали к росписи: размягчали, стирали, выдерживали в различных растворах, отбивали колотушками.
После длительной подготовки наносили рисунок воском. Кроме пчелиного воска в состав входят парафин, жир, кокосовое масло, смола и канифоль для сгущения состава и другие компоненты, которые, порой, являются семейным секретом. В результате резерв на ткани похож на рельефный узор разных тонов – от ярко жёлтого до коричневого. Резерв когда-то наносили бамбуковой палочкой, позднее – кистью.
Ввоз в страну тонких тканей из хлопка, – индийских, потом голландских и потребность высших слоев общества в изысканной одежде привели в XVII веке к изобретению металлического чантинга с ручкой из бамбука. Благодаря ему рисование воском в эту эпоху достигло расцвета. Следующий этап в создании батика – крашение ткани. Изначально использовали растительные красители – корни, листья, кору.
В традиционном варианте для первого крашения берут индиго. Ткань опускают в холодную краску много раз в течение полутора недель и больше. Она приобретает все более темный синий цвет. Старинные батики окрашивали в один цвет. Около 1700 года было изобретено дополнительное крашение в коричневый цвет корой дерева сога. Каждый этап окрашивания завершается полосканием ткани в проточной воде и высушиванием. После каждого крашения воск удаляют очень просто – ткань немного «варят» в кипятке и воск тает. Затем наносят следующий резерв.
В заключение, несмотря на прочность растительных красителей, их закрепляют в растворе из буры, квасцов, сахара и сока лимона. И, наконец, ткань стирают. Так рождается настоящий батик.
Индонезийский батик, расписанный чантингом, называют «тулис», что буквально означает «письменный». В середине XIX века на Яве стали наносить восковой узор с помощью медных штампов – чапов. Большинство батиков ручной работы сегодня изготовляют именно так. А ткань называется каин чап. Узор с помощью штампа получается более точным, а каждый фрагмент – одинаковым. Это помогает отличить чап-батик от тулис-батика.
Колонизация Индонезии и Индии способствовала развитию батика и его проникновению в Европу. Европейский способ работы с воском имеет очень отдаленное отношение к традиционному батику.
Индонезийский батик стал известен европейцам через Голландию в конце XIX – начале XX века, а, возможно, и раньше. Но отношение к нему было довольно пренебрежительное. На взгляд европейца эти изделия казались «малоизящными и антихудожественными», хотя их «характерность» все же была оценена.
В Голландии с 1835 года были открыты несколько фабрик, на которых учили батику привезенные с Явы мастера. К началу 1900-х годов батик массово производился в Германии. Здесь было сделано многое для развития и популяризации ручного воскового батика в наше время. В начале ХХ века в Германии был создан батик-штифт для нанесения воска, позднее к нему присоединили элемент питания. Появились приемы многократных перекрытий воском или, наоборот, поверхностное нанесение красителей. В конце ХХ века популярность батика в Европе достигла своего пика.
В России с древности использовали технику, подобную восковому батику. В ХVI–XVII веках она достигла совершенства. Старинная русская набойка по своим техническим приемам была очень близка батику - разогретый резерв (различные смеси пчелиного воска, смол и других компонентов наносили вручную на ткань при помощи так называемых квачей (тампонов), штампиков или резных досок. После застывания резерва ткань опускали в чан, как правило, с синей. краской - индиго. По окончании процесса крашения ткань просушивали, удаляли резерв, после чего на синем фоне оставляли белый узор. Чан, в котором окрашивалась ткань, называли кубом, отсюда и способ этот получил название кубовой набойки.
Нередко наносили масляной краской ярко-красный горох. Эти ткани использовались главным образом для шитья сарафанов, а нередко и мужской одежды. Позднее, в конце XVII в., научились выполнять так называемую белоземельную набойку. Рисунок в этом случае печатался резными досками по неокрашенной ткани. Количество досок соответствовало количеству цветов образующих рисунок. Резной узор на досках часто дополнялся металлическими вставками в виде гвоздиков без шляпок, печатавших «мелкий горох», или металлических полос, изогнутых соответственно рисунку, при помощи рисунку, при помощи которых узор обогащался гонким контурным рисунком, придающим ткани изящество. Полотна, украшенные описанным выше способом, применялись не только в костюме, но и в интерьере. В конце XIX - начале XX в. набивные ткани изготовлялись на фабриках и широко использовались не только в сельском, но и в городском интерьере. Рисунки стали разнообразнее и богаче по цветовой гамме. Приобрели известность великолепные ивановские и костромские набойки.
Появление в Европе восточных тканей в технике батик привело в начале XX века к увлечению ручной росписью тканей. В России в 1910–1911 годах издавались руководства по живописи на тканях, росписи на шелке и хлопке, технике воскового батика на бумажных, льняных, шерстяных и шелковых тканях, бумаге, пергаменте, картоне, предназначенные для многочисленных промышленных артелей и домашних хозяек.
Вновь появился горячий батик уже в советское время – в 1930 году, когда в Ленинграде в «Товариществе художников» была создана первая мастерская по росписи тканей. В отличие от известной в то время набивки, горячий батик назвали «новым методом росписи». Упростив его, расписывали косынки, шарфы, шали.
Воспроизвести классический процесс изготовления воскового батика европейцам было сложно. Поэтому появился иной, более доступный способ работы – холодный резерв, который наносят стеклянной трубочкой. Он имитировал горячий батик. Таким образом, Россия стала родиной холодного батика. Наши надомницы в 1940-е – 50-е годы расписывали платки еще с помощью электрического штифта и парафина с добавками. В 60-е годы перешли на стеклянные трубочки и холодный резерв. Холодный батик получил широкое распространение во многих странах в 1970-е –80-е годы. С конца 1930-х и до конца 1990-х годов все наши учебные пособия, называвшиеся «Роспись тканей» описывали, главным образом, эти две техники. Таким образом, понятие «батик» стало синонимом «росписи тканей».
Виды росписи ткани. Свободная роспись – этот вид росписи производится на ткани без предварительного нанесения резервирующих составов.
Предварительного, до начала работы с красками, на бумаге разрабатывается эскиз. Затем тонкими штрихами карандашом средней мягкости на ткани, натянутой на раме, наносятся основные линии построения композиции, намечаются контуры рисунка. После предварительной разметки рисунка можно начинать разработку композиции на ткани в цвете. Роспись производится кистями и тампонами. Наносить мазки следует быстро, уверенно, не сильно насыщенной краской кистью. Следует помнить, что при росписи без резервирующего состава цвет становится менее насыщенным, поскольку нанесенное цветовое пятно растекается. После высыхания первой прописки необходимо по рисунку пройтись вторично, усиливая цветовые эффекты, подчеркивая детали. Краски второго и последующих слоев растекаются в меньшей степени, что дает возможность дополнить композицию не только размытыми пятнами, но и тонкими прорисовками.
Если рисунок не удовлетворяет определенностью форм, насыщенностью цвета, можно дополнить его графическими разработками сухой кистью и др. Также в меньшей степени краска растекается, если расписывать по увлажненной ткани. В этом случае цвет получается менее насыщенным из-за большего присутствия воды.
В свободной росписи существуют особенные приемы ограничения мазка.
1) Свободная роспись с применение солевой загустки. 20%-ный водный раствор поваренной соли либо добавляют в краску, либо смачивают в нем ткань перед росписью. Но следует помнить, что при росписи по солевой пропитке трудно добиться ровного покрытия определенной поверхности одним цветом, Поэтому данный способ используют, когда композиция рисунка строится из мелких, раздробленных форм.
2) Свободная роспись красками с крахмальной или декстриновой загустками ведется также в мазковой технике щетинной кистью или тампонами. Она позволяет добиваться не только смешивания, но и наложения цвета на цвет.
Холодный батик. Этот прием росписи основан на применении резервирующего состава, ограничивающего растекаемость краски. Резервирующий состав наносят на ткань в виде замкнутого контура. Работа имеет четко выраженный графический характер, так как основным элементов является линия.
При работе основные линии эскиза наносят тонко заточенным карандашом средней мягкости непосредственно на ткань или работают по рабочему картону, подложив его под ткань, натянутую на раму. Резерв наносят при помощи стеклянной трубочки с носиком (ширина линии резерва зависит от диаметра кончика трубочки, объема резерва в ней, скорости движения трубочки по поверхности ткани, густоты резерва).
Наведенные линии резерва высушивают в течении 10-12 часов, проверяют их непроницаемость при помощи капли воды. Если линии резерва не пропускает влагу, можно наносить красочный слой. Краску наносят кистью, тампоном, рейсфедером. Краска при этом не должна попадать на линии резерва. Сушат работу в горизонтальном положении.
При неудовлетворенности цветом и содержанием композиции можно после просушки дополнительно прорабатывать рисунок. После окончания расписывания и высушивания работы, в целях закрепления красочного слоя ее необходимо полностью покрыть парафином, дать ему застыть, а затем выпарить через пористую бумагу при помощи утюга.
К дефектам холодного батика относят:
Пятна и затеки, которые возникают из-за того, что линия резерва не удерживает краску в пределах наведенных границ. Это может случиться, если резерв приготовлен с нарушением пропорций составляющих компонентов, если он очень густой и плохо пропитывает ткань, если линии резерва имеют разрывы и пропуски или если резерву не дали полностью просохнуть;
Грязная линия резерва, что возникает, когда роспись ведут неаккуратно, не в пределах каждого цветового пятна, а перекрывая всю поверхность композиции сразу или работают по непросохшему резерву;
Золотистый налет, который возникает при перенасыщенности ткани краской, когда много ее слоев последовательно накладываются друг на друга.