12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Федорова Оксана Андреевна19
0

Технологическая карта урока физики по теме «Скорость. Единицы скорости»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №4


 


 

Технологическая карта урока по теме:

«Скорость. Единицы скорости»


 


 

Выполнила: Федорова Оксана Андреевна,

учитель физики

МБОУ гимназия №4


 

г. о. Озёры

2016 год


 


 


 

Предмет: Физика Класс 7

Базовый УМК учебник физика 7 класс авт. Перышкин

Тема урока ___ Скорость. Единицы скорости

Цель урока:

1. Сформировать у учащихся понятие скорости.
2. Дать формулу для вычисления скорости.
3. Научить переводить единицы в СИ.
4. Научить оформлять задачи.
5. Воспитывать интерес к материалу, аккуратность, умение выслушать другого.

Задачи урока:

Обучающие - сформировать у учащихся представление о скорости. Познакомить  с понятием  и единицами ее измерения.   Создать условия для осознания детьми зависимости между величинами, характеризующими движение тел – скоростью, временем и расстоянием.  Отработать  вычислительные навыки. Закрепить полученные теоретические знания на практике.

Развивающие - развить мыслительную деятельность учащихся посредством постановки проблемных вопросов, научить сравнивать, самостоятельно делать выводы. Развитие познавательного интереса, логического мышления, усиление познавательной мотивации осознанием ученика своей значимости в образовательном процессе.

Воспитательные - создать условия для развития самостоятельности, сосредоточенности, самооценки, самоконтроля, дисциплинированности, ответственности и требовательности к себе.


 

Тип урока: комбинированный.

Необходимое оборудование: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска для демонстрации презентации.


 

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые

УУД

1

2

3

4

5

1

Организационный момент. Активизация личностной вовлеченности учащихся.

Создает положительную мотивацию; сообщает тему урока, цели

Учитель: Здравствуйте,  ребята. Сегодня мы начнем с повторения пройденного материала, а потом в ходе урока вы сами сформулируете тему нашего занятия (слайд 1)

На прошлом уроке мы с вами изучили очень интересную тему. Давайте вспомним – как она называлась?

Слушают учителя; записывают число и тему в рабочую тетрадь. Отвечают на вопрос учителя.

Учащиеся. Механическое движение

Личностные: психологический настрой готовности учащихся к уроку.

Регулятивные: саморегуляция.

Коммуникативные: учебное сотрудничества с учителем и одноклассниками.

2

Текущий контроль знаний и умений. Актуализация знаний, постановка учебной проблемы.

Слушает ответы; исправляет, уточняет.

Учитель. Да. Вы абсолютно правы. Мы изучали механическое движение. Скажите, пожалуйста, что называется механическим движением? И приведите примеры механического движения

Учитель: какое тело называют телом отсчета? Приведите примеры тел отсчета.

(Тело отсчета - произвольно выбранное тело, относительно которого определяется положение движущейся материальной точки (или тела)). Столб, дом, автомобиль.

Учитель: Что такое траектория движения тела? Приведите примеры различных траекторий движения тел в природе и технике.

(Линия, вдоль которой движется тело – называют траекторией. Святящийся след метеора в ночном небе, движение поезда по рельсам)

Учитель: Дайте определение пути, пройденным телом.

(Длина траектории, по которой движется тело в течении некоторого промежутка времени, называют путем.)

Учитель: какова единица пути в СИ?

(Метры –м)

Учитель. Прекрасно! А какая еще физическая величина характеризуют механическое движение? И какие основные единицы измерения этой физических величин?

Учитель: Вы правы. Сейчас мы проверим, на сколько хорошо вы усвоили пройденный материал. Посмотрите внимательно на экран (слайд 2).

Вы видите таблицу, состоящую из двух колонок. В первой колонке предложены некоторые значения  пути, во второй  – времени. Ваша задача выполнить перевод предложенных величин в СИ. На выполнение задания 3 минуты. Желаю удачи!

Учитель: Задание выполнено. А сейчас обменяйтесь, пожалуйста, тетрадями с соседом по парте, возьмите ручку, посмотрите внимательно на экран. Вы увидите правильные ответы. Я попрошу вас самостоятельно проверить работы. При правильном ответе поставьте плюс, а при неправильном – минус. Под табличкой укажите количество правильных ответов. (слайд3)

Учитель: Итак, мы получили первые результаты сегодняшнего урока. Эти результаты мы обязательно учтем при подведении итогов урока. А сейчас  давайте вернемся к теме нашего урока. Мы знаем, что все тела могут двигаться, причем они движутся в разных направлениях, равномерно и неравномерно, медленно или быстро преодолевая разный путь. Например, как вы думаете, кто двигается быстрее агроном Васечкин, автомобиль Renault или самолет Боинг? Кто из них быстрее доберется от Москвы до Краснодара? Ответ очевиден Renault быстрее Васечкина, но медленнее Боинга. А как вы думаете, что является показателем различного по времени пройденного расстояния того или иного тела?

(различие движения тел в их скорости).

Так какую тему мы будем сегодня изучать на уроке?

(Скорость. Единицы скорости)

Ответьте, пожалуйста, на вопрос: - Кто из вас может объяснить, что такое скорость? Может ли скорость быть больше или меньше? Можно ли скорость назвать величиной? Можно ли измерить?

Учащиеся. Отвечают на вопросы учителя, приводят примеры. Механическое движение – это изменение положения тела в пространстве по отношению к другим телам с течением времени. Например: движение птиц, шевеление листа на ветке на ветру, движение машин на улице…)

Учащиеся: время (секунда).

Учащиеся выполняют работу в рабочих тетрадях

Учащиеся: (высказывают предположения) скорость – при равномерном движении тела показывает, какой путь оно прошло в единицу времени.

Личностные: принимают активное участие в познавательной деятельности

Регулятивные: делают выводы

Коммуникативные: взаимоконтроль и взаимопомощь

3

Открытие новых знаний


 

Учитель: Да, действительно. В природе и технике мы постоянно  видим примеры, как механическое движение совершается по-разному. Кто-то едет или идет быстрее, а кто-то медленнее. Поэтому еще одной характеристикой механического движения, связывающей путь и время, является физическая величина, которая называется скорость.(слайд 4) Определение скорости вы найдете в учебники на странице 34.

Скорость тела при равномерном движении – это величина, равная отношению пути ко времени, за которое этот путь пройден.

Например, скорость 6 м/с означает, что за 1 секунду тело проходит путь равный 6м.

Таким образом, чтобы найти скорость тела, нужно путь разделить на время движения.

Скорость =путь / время

В физике принято обозначать эти физические величины так:

V- скорость

S – путь

t-время

Основная формула для расчета скорости,

ϑ=

 

ϑ – скорость, измеряется в м/с; S- путь, измеряется в м; t- время, измеряется в с

Основной единицей скорости является 1 м/с. Но на практике часто используют другие единицы скорости. Например, на транспорте скорость удобно выражать в километрах в час км/ч, в космонавтике – в километрах в секунду км/с.

(учащиеся записывают в тетради формулу, а так же единицы измерения скорости)

Учитель: Как вы думаете, какое наземное животное  может развивать самую высокую скорость?

Учитель: Я предлагаю вам список самых быстрых наземных обитателей, а так же посмотрим, на каком месте находится человек. Внимание на экран. (слайд 5)

Учитель:  Как вы видите, все численные значения скорости указаны в единицах измерения км/ч, но как мы с вами сегодня узнали, основной единицей является м/с. Каким же образом, можно выполнить перевод скорости в основную единицу измерения? Для этого вам необходимо запомнить и записать алгоритм. (слайд 6)

108км/ч = 108*1000/3600 м/с= 30м/с

В физике есть величины, которые характеризуются только собственным значением. Это путь, время, масса. Они называются скалярными величинами.

В тоже время есть величины, которые, кроме числового значения, имеют направление. Такие величины называют векторными.

Скорость - величина векторная. Говоря о скорости, мы всегда задаем ее направление. (Слайд 10)

Далеко не все тела могут двигаться с постоянной скоростью. Обычно скорость тел меняется во времени. Такое неравномерное движение характеризуют средней скоростью.

Под средней скоростью понимают отношение всего пути ко всему времени движения.

Средняя скорость – это усредненное значение, которое не имеет ничего общего с точной скоростью тела в данной точке траектории. Хотя в частном случае они могут совпадать. Обычная скорость всегда одинакова во всех точках траектории.

Учитель: Итак, мы с вами выяснили, что для расчета скорости нам необходимо знать две величины – пройденный путь и время. Я предлагаю вам рассмотреть следующую задачу. Но прежде чем ее решать давайте посмотрим как правильно оформлять задачи.(слайд 7,8)

А теперь приступим к нашей задаче.

  

Скорость ϑ

Время t

Расстояние S

ступа

16м/с

4ч = 14400с

228км =228000м

помело

21м/с

3ч = 10800с

228км = 228000м

 

Учитель: решив данную задачу,  мы получили 2 ответа. Запишем их. А так же давайте сравним, скорость какой бабы – яги больше.

Учитель: А сейчас давайте рассмотрим опять табличку со скоростями наземных обитателей и найдем, какова будет их скорость в м/с.. Ответ округлите до целого значения.

Производят запись определения в рабочие тетради.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют индивидуальную работу, делают самопроверку.

Рассчитывают скорость тела при равномерном и среднюю скорость при неравномерном движении; выражают скорость в км/ч, м/с; анализируют таблицу скоростей движения некоторых тел; определяют среднюю скорость движения.

Личностные УУД

Сформировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Познавательные УУД

Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Регулятивные УУД

Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Формировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

4

Первичное закрепление нового знания

Контролирует работу учащихся и регламентирует временные рамки этапов выполнения заданий. Задает вопросы по обсуждаемой теме.

Учитель: Предлагаю вам самостоятельно решить задачу, условие которой вы видите на экране (слайд 9).

Учитель: Решение данной задачи предлагаю записать на доске

(к доске приглашается учащийся, который записывает краткое условие, выполняет перевод величин в СИ, решает задачу с пояснениями и комментариями). Остальные учащиеся на местах сверяют полученные результаты, исправляют ошибки, задают вопросы.

Решают задачу в рабочих тетрадях, сверяют полученные результаты, исправляют ошибки, задают вопросы.

Рассчитывают скорость тела при равномерном и среднюю скорость при неравномерном движении; выражают скорость в км/ч, м/с; анализируют таблицу скоростей движения некоторых тел; определяют среднюю скорость движения.

Коммуникативные: задавать вопросы, отвечать на вопросы, критически относиться к своей позиции, строить монологические высказывания.

Личностные УУД

Формировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Познавательные УУД

обобщать, выделять главную мысль, делать выводы.

Находить в действиях причину, называть признаки явления.

Формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений. Формировать умение владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать информацию. Формировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Регулятивные УУД

Формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,

Формировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

5

Обсуждение домашнего задания

Показывает слайд – информация о домашнем задании. Комментирует домашнее задание.

Слушают учителя, записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: самостоятельность

6

Рефлексия деятельности. Подведение итогов урока

Подводит итог. Выставляет оценки, комментирует деятельность учащихся на уроке. Организует рефлексию

Отвечают на вопросы учителя, осуществляют самооценку урока

Личностные: умение оценить свою деятельность.

Регулятивные: выделяют и осознают качества усвоение данного материала.

Коммуникативные: умение оценивать свои результаты и всего класса.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.