Публикация «Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии»
Тема: «Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии».
-Добрый день, уважаемые коллеги. Мы продолжаем разговор о формировании профессиональных компетенций педагогов через внедрение инновационных образовательных технологий. Надеюсь, что сегодняшняя встреча будет проходить в рабочей обстановке и окажется полезной и приятной для всех нас.
- В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, творческих, способных нестандартно решать поставленные цели и задачи. Поэтому сейчас в образовании широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно – воспитательного процесса. В арсенале инновационных педагогических средств и методов главное место занимает учебная исследовательская деятельность. Очень важно, чтобы эта работа была хорошо поставлена уже с начальной школы, так как именно в этом возрасте у детей должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой и самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности.
Поэтому обучение ребёнка умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.
Эту тему мы и рассмотрим.
В соответствии с требованиями ФГОС: от существовавшего образовательного процесса мы переходим к желаемому образовательному процессу. Нам нужен новый ученик.
Есть три составные части, которые неразрывно связаны между собой:
Концепция образования;
Технология;
Результат.
Поменяв концепцию и оставив старые технологии, мы никогда не получим новый результат в образовании. Хочу сказать:
- Обратите внимание, что сейчас исследовательская деятельность не отменяет традиционных форм обучения, а лишь расширяет диапазон возможностей. Итак, исследовательская деятельность учащихся – это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской творческой задачи под руководством учителя.
Важно обеспечить педагогом целенаправленность и систематичность процесса развития исследовательских умений младших школьников. Существенная роль в этом принадлежит уроку, где выстраиваются исследовательские занятия с применением игровых, исследовательских методов обучения.
Я в своей работе ориентируюсь на пять групп исследовательских умений младших школьников:
1. Умения организовать свою работу (организационные);
2. Умения и знания, связанные с осуществлением исследования (поисковые);
3. Умения работать с информацией, текстом (информационные);
4. Умения оформить и представить результат своей работы.
5. Умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью (оценочные).
Уроки окружающего мира, математики, русского языка и литературного чтения содержат познавательные и занимательные задания.
Приведу примеры таких заданий.
Для тренировки умения выдвигать гипотезы предлагаются задания типа: "Найди причину события …" (например, почему заяц белый или трава пожелтела).
Для развития умения классифицировать – "Продолжи ряд: полезные ископаемые – это уголь, нефть, …", "Раздели на группы", "Найди общий признак у предметов" и др.
Умения наблюдать хорошо развивают задания, заставляющие ребёнка разобраться в сплетённых линиях:
"Узнай, кто где живёт?",
"Что изображено на рисунке?" и др.
Способности к умению анализировать зрительные образы тренируют задания с намеренно сделанными ошибками:
"Что перепутал художник?",
"Найди отличия у предметов".
При ответе на поставленные в задании вопросы следует приучать школьников начинать со слов:
"Я думаю…";
"По моему мнению…".
Это формирует у детей умение выражать собственные мысли.
В итоге: элементы исследования на учебном занятии могут быть на разных этапах в виде учебного эксперимента или нетрадиционных форм, может быть применение исследовательского метода обучения или домашнее задание исследовательского характера. Но! Исследовательская деятельность на уроке — это не всегда область интереса ребёнка. На уроке — это программа преподавания предмета, которая построена на проведении исследования. Поэтому, учебное исследование базируется на любознательности, но не предполагает достижение нового научного знания и решения какой-либо практической задачи. Учебное исследование позволяет учащемуся обрести личное новое знание, которое является важным, для построения его личности.
Обучать исследованию можно и нужно во внеурочное время. Организация исследовательской деятельности реализуется по следующим этапам:
Изучение теоретического материала далее
Выделение проблемы, постановка целей и задач исследования (потому что проблема указывает на то, каким образом можно преодолеть эту проблему)
Формулировка гипотезы
- Я бы хотела сказать, что есть этапы, которые ребёнок способен сделать самостоятельно, а есть этапы, которые обязательно подготавливает учитель. Мы должны правильно провести проблематизацию в области интереса ребёнка.
Освоение методики исследования (метод исследования подбирает учитель, опыт его больше, он лучше знает, а ребёнок не знаком с методами исследования)
- Следующий этап полностью самостоятельный.
Сбор собственного экспериментального материала (это первичная часть эксперимента)
Обработка материала (вторичная часть эксперимента)
Обобщение, интерпретации, выводы и наконец
Представление исследовательской работы.
В основе исследования лежит научный метод. К исследованиям обычно предъявляют определённые требования:
Объективности
Воспроизводимости (кроме той ситуации, которая является уникальной, она произошла один раз)
Доказательности (логики)
Точности (измерения, формулировки, выводы)
Такая работа выстраивается на занятиях кружков «Моё Оренбуржье», «Я- исследователь», где мои ученики учатся проводить исследование по этапам. В результате получаются интересные работы, которые они защищают в рамках школьной и районной НПК (ежегодно).
Опыт и знания ребёнок должен приобретать путём «делания», в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных макетов, схем, производства опытов, нахождения ответов на вопросы.
- Дальше эту тему продолжат мои коллеги. Я передаю им слово.
Спасибо за сотрудничество и взаимопонимание!