Статья «Учебно-исследовательская деятельность школьников по основам безопасности жизнедеятельности как средство формирования экологической культуры»

0
0
Материал опубликован 19 February 2019

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Н.В. Лаврентьева

N.V. Lavrentievа

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Никольская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Кошманова Михаила Михайловича»

 

Аннотация: в статье рассмотрены специфические особенности учебно-исследовательской деятельности по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», условия ее организации для формирования основ экологической культуры.

 

Ключевые слова: основы экологической культуры, учебно-исследовательская деятельность, требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, предмет «Основы безопасности жизнедеятельности».

 

 

В настоящее время формирование экологической культуры школьников стало одной из важнейших задач нашего общества, включая и такой социальный институт, как система основного общего образования. Такие показатели, как разумное отношение к природе, рациональное и бережное отношение к природным ресурсам, решение экологических проблем регионального и локального характера являются основой сформированной экологической культуры школьников [2]. Сочетание знаний об экологических проблемах с практической деятельностью по их решению, по нашему мнению, позволит воспитать экологически культурного гражданина.

Мы считаем, что важнейшим средством формирования экологической культуры школьников является вовлечение их в учебно-исследовательскую деятельность по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». Участие школьников в учебно-исследовательской деятельности обусловлено одним из требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В документе акцентируется внимание на том, что каждый школьник должен владеть различными видами деятельности по преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях [4].

Многолетний опыт работы по преподаванию дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» позволяет заключить, что в содержании этого школьного предмета заложены большие возможности для формирования экологической культуры через организацию учебно-исследовательской деятельности школьников.

Учебно-исследовательская деятельность представляет специально организованную, познавательную творческую деятельность школьников, которая по своей структуре соответствует научной деятельности [1]. Такая деятельность характеризуется целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. Результатом учебно-исследовательской деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для школьников знаний или способов деятельности [3].

Учебно-исследовательская деятельность по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» имеет свои специфические особенности, обусловленные его содержательной стороной и способствующие формированию основ экологической культуры. Такими особенностями являются:

1. Применение мер безопасности и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера.

2. Понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности.

3. Овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных рисков на территории проживания.

4. Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни.

5. Понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека.

Для успешного вовлечения школьников в учебно-исследовательскую деятельность считаем необходимым мотивировать их к этому путем пропаганды ранее успешных исследований старшеклассников, сообщений об успехах обучающихся на родительских собраниях, информирование в школьной печати о победах школьников на городских, областных, всероссийских и международных конкурсах.

Результативными учебно-исследовательскими работами школьников по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» явились такие, как «Применение лекарственных растений жителями села Никольское» «Сорные растения Камызякского района Астраханской области и их рациональное использование», «Травяные палы и природные пожары на территории Астраханской области и способы защиты от них», «Влияние персонального компьютера на здоровье пользователя и способы его поддержания» и другие.

Результатами учебно-исследовательской деятельности являются не только повышение уровня знаний по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», но и интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенций в выбранной для исследования теме, формирование умений работать как самостоятельно, так и в команде, уяснение сущности учебно-исследовательской деятельности, включающей владение терминологией и методами работы [3].

Поскольку каждая учебно-исследовательская работа отражает в той или иной степени экологические аспекты, то «погружение» школьников в исследование таких аспектов способствует формированию основ экологической культуры.

 

Библиографический список

1. Алексеев, Н.Г. Развитие исследовательской деятельности учащихся / Н.Г. Алексеев, М.В. Гущина. – М.: Народное образование, 2001. – 120 с.

2. Карпов, Е.А. Учебно-исследовательская деятельность в школе / Е.А. Карпов // Экономика в школе. – 2001. – № 1. – С. 6-12.

3. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников: методические рекомендации / сост. Т.В. Дымова. – Астрахань: Издатель: Сорокин Роман Васильевич, 2012. – 40 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Доступ к электронному ресурсу: http://window.edu.ru/resource/768/72768/files/FGOS_OO.pdf.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации