Публикация «Технология познавательно-исследовательской деятельности»
|
ТЕХНОЛОГИЯ ПОНАВАТЕЛЬСКО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА |
«Детский сад № 104» общеразвивающего вида г. Сыктывкара
Малыгина Н.А. – воспитатель, высшая квалификационная категория |
Содержание
1.Введение | Стр. 2 |
1.1. Обоснование выбора технологии | Стр. 2 |
1.2. Актуальность | Стр. 2 |
2. Теория. | Стр. 2 |
3. Цели. Задачи. | Стр.3 |
4.Реализация в образовательном процессе. | Стр. 4 |
5. Тематическое планирование. | Стр. 8 |
6.Вывод. | Стр. 8 |
7. Литература. | Стр. 8 |
8. ПРИЛОЖЕНИЯ. | Стр. 10 |
Приложение №1.Тематическое планирование. | Стр. 10 |
Приложение №2.Конспект совместной организованной деятельности. | Стр. 24 |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«ТЕХНОЛОГИЯ ПОНАВАТЕЛЬСКО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1.Введение
1.1. Обоснование выбора технологии
В организации современной образовательной деятельности используется много различных технологий, одна из которых – технология исследовательской деятельности, представляющая для меня особую важность, так как она одна из составляющих современных развивающих технологий, которую можно применять во всех областях образовательной деятельности. Её значимость в том, что она помогает развить в детях любознательность и наблюдательность, находить и раскрывать неизвестное, которое они не могут выполнить в силу только своих знаний, что приводит к поиску нужной информации через проведение экспериментов и опытов, на основе анализа результатов которых выявляется ответ на возникшую проблему. В связи с этим развивается творческая активность детей, мышление, умение классифицировать, анализировать, прогнозировать результат, сопоставлять факты и делать соответствующие выводы, формируются навыки проведения опытов и экспериментов, развиваются и формируются коммуникативные качества детей – что и будет, в свою очередь, решением программных задач педагогом.
1.2. Актуальность
Главное направление ФГОС – это развитие предпосылок самообразования. Неслучайно, в программе, под редакцией Васильевой, Вераксы – познавательно-исследовательская деятельность выделена как отдельный вид детской деятельности. Её актуальность в том, что она, наиболее эффективно способствует формированию первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, установлению причинно-следственных связей, способствует развитию познавательных интересов детей, расширению опыта ориентировки в окружающем мире любознательности и познавательной мотивации.
Особое значение имеют исследования, которые ребёнок выполнит с родителями, При этом родители, с одной стороны поддерживают его познавательную активность, с другой - включаются в совместное с ребёнком общее дело и тем самым придают значимость его познавательной деятельности.
2. Теория.
Что же это такое?
Технология – последовательность, порядок операций, действий.
Исследовать - (толк.словарь Лопотухин М.С.) – подвергнуть научному изучению какую либо проблему. Внимательно осмотреть, ощупать, выслушать для установления, выяснения, изучения чего-либо.
Исследовательская деятельность (соответственно) – действия направленные на изучение этой проблемы.
Опыт – (Ефремова) – воспроизведение какого- либо явления в искуственно созданных условиях, с целью его исследования.
Эксперимент – (Ефремова) – научно поставленный опыт, проба определить чего- либо каким либо способом.
Познание – знание, полученное путём тесного контакта.
Таким образом – технология познавательно – исследовательской деятельности – это совокупность последовательных действий педагога; направленных на получение детьми знаний, путём тесного соприкосновения с чем – либо в специально созданных условиях, для определения чего – либо, опытным путем. ( Приложение № .Схема)
Особенностью исследовательской деятельности является то, что не всегда можем предвидеть результат; предугадать, где и как будем в дальнейшем использовать полученные знания, но в возникшей ситуации у нас будет в запасе готовый ответ.
Изучением этим видом деятельности с детьми занимались многие педагоги.
Исследовательскую деятельность, по мнению А. И. Савенкова, следует рассматривать, как «особый вид интеллектуально-творческой деятельности, на базе исследовательского поведения порождаемой в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящегося
на базе исследовательского поведения».
Он же рекомендует следующий алгоритм действий для осуществления исследовательской деятельности:
Шаг 1.Выявление проблемы
Шаг 2.Выбор темы исследования
Шаг 3. Определение цели
Шаг 4.Определение задач
Шаг 5.Выдвижение гипотезы
Шаг 7.Провести эксперимент, опыт
Шаг 8.Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы
выводы.
Г.А.Селевко утверждает, что модель исследовательских технологий совпадает с моделью научного исследования и включает в себя: столкновение с проблемой; сбор данных – экспериментирование; построение объяснения, вывода; анализ хода исследования.
Короткова Н.М. выделяет доступные и интересные «типы исследований»:
1. Опыты
2. Коллекционирование
3. Путешествие по карте
4. Путешествие по реке времени.
Н.Е.Вераксы предлагает обратить внимание детей на динамичность окружающего мира. « Для того чтобы превращения в окружающем мире не просто были замечены ребёнком, но и стали импульсом к развитию его творческого мышления, дошкольник должен во время выполнения задания оказаться в позиции не зрителя, а исследователя».
3. Цели. Задачи.
ЦЕЛЬ: Преобразовать врождённое чувство детского любопытства и деятельность детей - в любознательность и творческий исследовательский поиск. Учить самостоятельно и в сотрудничестве с взрослым находить ответы на возникающие вопросы и проблемные ситуации опытным и экспериментальным путём; подтверждая или отрицая свои предположения, гипотезы.
ЗАДАЧИ:
учить видеть возникающие проблемы;
выдвигать гипотезы, предположения;
задавать вопросы (почему..?, как..?, откуда..?);
оперировать понятиями «явление, проблема, причина, следствие, различие, сходство»;
классифицировать;
наблюдать, замечать изменения – превращения в окружающем мире.
делать выводы;
формировать навыки обращения с лабораторной посудой и приборами (лупа, колба), веществами; проводить простые опыты, эксперименты;
прогнозировать применение полученного результата.
В процессе организации детской деятельности по данной технологии у детей
сформируются навыки исследовательского поведения
умение видеть проблему самостоятельно или с небольшой помощью взрослого
дети научатся выдвигать гипотезы, предположения, находить варианты решения этих проблем, искать ответы на возникающие вопросы
у детей разовьётся наблюдательность, умение замечать явления природы, рассматривать с определённой целью
прогнозировать предполагаемый результат
проводить простейшие опыты, эксперименты с помощью взрослого или самостоятельно, подтверждая или отрицая гипотезы
обращаться с простейшим лабораторным оборудованием и измерительными приборами (весы, лупы, микроскопы, мерные стаканчики, рулетки, термометры), веществами не причиняющими вредного влияния на организм.
сформируются логическое мышление, умение рассуждать, делать выводы самостоятельно и с небольшой помощью взрослого, а также психические процессы – память, восприятие
произойдёт развитие социально - коммуникативных способностей, навыков общения, сотрудничества со сверстниками и взрослыми
4.Реализация в образовательном процессе.
Каждый ребёнок с рождения исследователь. С помощью присущих ему анализаторов он познаёт, изучает окружающий его мир и самого себя. Сначала это ближайшее окружение, постепенно расширяя круг познаваемого мира. Устанавливаются связи между словесным обозначением и предметом, словом и действием, признаком, действием и тактильными ощущениями, явлением в природе. Например: (Вода. Вода из крана течёт. Вода холодная – пальчики мерзнут, теплая – приятно, горячая – обжигает. На улице в луже вода летом теплая, осенью холодная. Кружка - стеклянная - хрупкая – упала разбилась). Действия ребёнка носят манипулятивный, порой неосознанный характер. Он таскает, бросает, рвёт, ломает, стучит, всовывает в отверстия, исследуя окружающий мир, порой причиняя массу неудобств окружающим. Постепенно, получая какой-то опыт, как положительный, так и отрицательный, его действия приобретают более целенаправленный характер. Окружающим взрослым необходимо направить эту деятельность в «нужное русло» в соответствии с общепринятыми нормами поведения и безопасным дидактическим и подручным материалом, научить исследовать окружающий мир для извлечения знаний.
Как нельзя построить второй этаж без первого, так и невозможно понять «сложное» - без освоения простого. Поэтому овладение навыками исследовательской деятельности идет постепенно, последовательно, усложняясь по мере накопления опыта с предметами и формирования представлений об окружающем мире. Очень важно, чтобы все это сопровождалось словесным обозначением, что способствует расширению и обогащению словаря, развивает понятийное восприятие.
В младших группах это формирование предпосылок исследовательской деятельности – овладение навыками сенсорных представлений и сенсомоторики. Словарное обозначение т.е. соотнесение слов с предметами, явлениями, тактильными ощущениями, формой, величиной в сравнении (веревка толстая, а нитка тонкая), обозначение обследования предметов анализаторами (слух, зрение, осязание) в процессе игры, наблюдений, режимных моментов. (Цилиндр катится, кубик переваливается, мешают углы, устойчив – можно ставить друг на друга; сухой песок сыплется, сырой держит форму, соответственно форме формочки). Учить обозначать причинно-следственные связи в наблюдениях за явлениями природы: (наступила осень – листья пожелтели; прошел дождь – появились лужи, вышло солнце – лужи высохли, испарились). Уточнять превращения материала в процессе лепки (пластилин был твердый – погрели в руках – стал мягкий, был круглый - раскатали - стал длинный).
В старшем дошкольном возрасте детям доступны для проведения простые опыты и эксперименты. У них уже имеется для этого личный опыт выстраивания взаимоотношений с партнерами, достаточный кругозор и представления об окружающем мире.
Темы для специальных исследований планируются согласно годовому плану ДОУ, с учётом возраста детей. (Приложения №2.). Вопросы для поиска ответов могут возникать стихийно во всех видах детской деятельности, исходя из создавшейся ситуации или возникшей идеи на основе просмотра журналов, телепередач, чтения, конструирования, наблюдения, размышления о чем - либо (Приложение № 3). Возможно, это будут ответы на детские «почему?». Изучению какой - либо темы можно посвятить целое «занятие» - (свойства воды, воздуха, почвы, полезные ископаемые…). Тема «молочные продукты», опыт по получению молока из сухого, как фрагмент; опыты и исследования (на вопрос «почемучки» - Можно ли самим сделать молоко?) - вынести за пределы основной деятельности.
Из опыта работы:
Например: Запланированные темы:
1.Тема «Рельеф местности». В группе рассматривается физическая карта, картины с изображением рельефа, видеоматериалы и т. п. а на прогулке создается макет из песка и подручных материалов. Можно использовать воду для проверки, как река выбирает себе русло.
2.Беседа: «Профессия – столяр». Ситуация: Столяр нечаянно опрокинул коробку с гвоздями в таз с опилками. Как можно быстро и безопасно найти и собрать гвозди, если каждый гвоздь на вес золота?
Проблема: Разделить гвозди и опилки. Руками рыться в опилках нельзя в целях безопасности. Для решения проблемы нужно вспомнить, проанализировать или изучить свойства материалов этих предметов. Гвозди – железные - значит тяжелые, тонут в воде, могут притягиваться к магниту. Опилки деревянные: легкие, могут всплыть в воде, можно сдуть воздухом.
Гипотезы сформулировать во время беседы, эксперименты в свободное время в совместной деятельности.
1. Налить в таз воды и выловить опилки (слить воду с опилками), гвозди осядут на дно. (Возможно, пригодится сачок).
2.Сдуть опилки. Опилки разлетятся - гвозди останутся - тяжелые. (Для проверки гипотезы приготовить защитные очки).
3. С помощью магнита. Гвозди пристанут к магниту - опилки останутся – дерево не притягивается к магниту. (Магнит лучше прикрепить к палке).
Для того, чтобы у детей возникали вопросы для экспериментирования, педагог должен быть способным к выполнению функций координатора и партнера в исследовательском поиске. Обладать чувствительностью к проблемам, быть способным видеть «удивительное в обыденном» т.е. самому быть экспериментатором.
Ситуативные темы:
Вопросы, для проведения опытов могут возникнуть стихийно. Например: 1.Во время беседы о сезонных изменениях в природе поздней осенью, ребёнок задаёт вопрос – можно ли самим вырастить сосульку?
Алгоритм действий при экспериментировании: проблема – гипотеза – условия – материл – опыт – вывод.
Проблема – вырастить сосульку.
Гипотеза – вырастет? Не вырастет?
Условия – вода, холод, наклонная поверхность одновременно. В помещении есть вода и тепло. На улице есть холод, покатая поверхность для стекания воды – крыша поезда, но нет воды. Воду можно взять в группе.
Материалы: Вода из крана в пластиковой бутылке, крыша поезда.
(Если возникла идея для проведения опыта или эксперимента, а материалов недостаточно или нет времени – можно запланировать и добрать всё необходимое).
Эксперимент – Льём воду на крышу. Вода стекает – сосулька не растет. Вывод: вода течет быстро, не успевает замерзнуть. Нужно лить медленно. Повтор опыта. Вывод: Вода теплая, не сильно холодно – не успевает замерзнуть. Воду нужно охладить. Повтор опыта: Вода стекает каплями, застывает - сосулька очень медленно растёт, но как только поток воды увеличивается - сосулька уменьшается в размерах.
Вывод: Сосульку можно вырастить, но кроме воды и холода нужно много времени и терпения. Мороз должен быть сильный, а вода очень холодная.
2.Наблюдение – Листопад. Возникает вопрос – Почему - ветра нет, а листья падают не прямо, а кружатся и летают? Проходит экспериментальная проверка разными предметами: камешек, ветка, шишка, фантик, лист бумаги. Результат: лист бумаги и фантик тоже меняют направление, остальные падают прямо. Почему? Ищем общие признаки: камешек, шишка, ветка – имеют объём и тяжелее. Вес тянет вниз, а воздух обходит их с боков. Лист бумаги и фантик – плоские, тонкие, лёгкие – воздух их удерживает и не дает упасть прямо. Вывод: листикам не даёт падать прямо воздух, изогнутость формы заставляет листья кружиться и менять направление.
В самостоятельной деятельности:
Ребёнок, играя песком, сам проделал опыт: просеял песок через сито, увидел результат, сделал для себя (не озвученный) вывод. В дальнейшем, если ему в процессе игры понадобился мелкий песок или камешки – он взял сито и просеял – т.е. использовал полученный ранее опыт в сложившейся практической ситуации.
Для удобства организации опытной исследовательской деятельности в группе необходимо иметь мини-лабораторию с необходимой лабораторной посудой, несложными в обращении измерительными приборами и материалами для исследования с учётом возраста детей.
Выбор формы организации деятельности зависит от темы, рода и вида: это групповая (фронтальная) – запланированная для изучения тема (круговорот воды в природе); подгрупповая – в совместной деятельности по заинтересованности детей (изготовление и установка флюгера на участке, для определения направления ветра); индивидуальная – ответ на запрос ребёнка, обследование природного материала, зарисовка проведенного опыта.
Познавательно – исследовательская деятельность может практиковаться как самостоятельный вид деятельности, так и , в проектной. ( Приложение № )
Для привлечения родителей предполагаются домашние задания. Это могут быть опыты легко выполнимые в домашних условиях – растворение пищевых (соли, сахара) веществ в воде с пробой результата, поскольку в целях формирования навыков безопасности, мы не можем пробовать на вкус из лабораторной посуды, изучение свойств по ходу проекта для сообщения в группе. Задания по изготовлению «гербария», сбору природного материала, метеорологического конуса, выращиванию рассады цветов – способные объединить усилия детей и родителей. Самый результативный вариант привлечения родителей – это проекты.
Возможные вопросы для поиска ответов с детьми:
Почему «Неваляшка» всегда встаёт? Поделка – «Киндер – неваляшка».
Почему медведь в берлоге не замерзает?
Почему одежду шьют из ткани, а не из бумаги, ведь так проще?
Одежда (варежка) греет или нет?
Запахи, что это?
Почему у разных мячей разная прыгучесть?
В основе всех исследований лежат преобразования. Все новое возникает в результате преобразования старого, искомого. Например: Лёд – был твердый, растаял – стал жидкий. День превращается в ночь, зима - в лето.
Ребенок в своих исследованиях, осваивая определенные действия, учится совершать преобразования самых разных ситуаций. Задача педагога в процессе познавательно – исследовательской деятельности обращать внимание детей на происходящие вокруг превращения в разных видах деятельности.
Использование в разных видах деятельности:
Изобразительное творчество: – смешивание цветов; знакомство с техниками нетрадиционных способов: набрызг, раздувание трубочкой кляксы, зрительные иллюзии, использование трафаретов, печатание (эстамп) листьями; изучение перспективного рисования; цветовые эффекты.
Лепка – изучение свойств пластичных материалов, их особенностей (глина, пластилин, соленое тесто, массы для лепки).
Познание – явления природы, разнообразие веществ и материалов, познание самого себя, живая и неживая природа, взаимосвязи между ними, мир вещей.
ФЭМП – измерения условными мерками и линейкой, взвешивания предметов и веществ – независимость веса от объема, формирование временных представлений, объемные формы и их развертки, пространственные понятия, ориентировка относительно себя, на листе бумаги.
Развитие речи – замена букв и звуков в словах при получении новых слов.
Конструирование – классификация по видам, назначению, преобразование построек; конструирование из «бросового материала», подбор по качествам, формам и размерам, использование разнообразия материалов, конструирование из бумаги и картона разных текстур. Изготовление двигающихся моделей и их испытание: волчки на смешение цветов, вертушки, самолетики, парашютики и др.
Конструкторы – принципы и способы соединения деталей в разных видах, прочность соединений, зубчатые передачи движения.
5. Тематическое планирование.
Планирование поводится согласно годовому плану ДОУ с учётом возрастных особенностей и возможностей детей (см. Приложение №2).
6. Вывод.
Познавательно – исследовательская деятельность развивает у детей восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира, устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простые выводы и обобщения.
Она способствует открытию знаний самим ребёнком.
7. Литература.
Веракса Н.Е., Галимов О.Р. – Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. М.: Мозаика – Синтез, 2016
Савенков А.И.- Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007
Хабарова Т.В. –Развивающие педагогические технологии. – РК, Сыктывкар, 2009
Приложение 1.1.
СХЕМА исследовательской деятельности.
Приложение 2
Тематическое планирование познавательно-исследовательской деятельности по видам деятельности.
Формы взаимодействия.
Сезон, месяц | Тема ДОУ. Содержание работы. | Тема исследований группы. | Познание. | Художественное продуктивное творчество. | Взаимодействие с родителями. | ||
Окружающий мир-природы. | ФЭМП. | ||||||
Осень. Сентябрь. | «Осень родного края». Расширять познавательный интерес к окружающему миру. | Поход на природу. Прогулка Перспектива. Неживая природа . | Перспектива = видимость изменения величины предметов ( высоты зданий, ширины дороги…). | Измерение условной мерой (шагами) ширины дороги в разных местах. Вывод- сужение дороги-зрительное явление. | Наблюдение относительного расположения деревьев через рамку, линия горизонта. Намеренное изображение сужения дорого, реки для передачи пространства. | Организация костра, контроль за пожарной безопасностью и во время передвижения | |
Октябрь | Расширение представлений об осени (сезонные изменения в природе, сельскохозяйственные профессии). Умение вести наблюдения за погодой. | Проект «От зёрнышка до булочки». Создание коллекции зёрен зерновых культур. «Хлебный букет». «Почему после дождя на асфальте лужи, а ан участке, где песок-нет» «Куда исчезает вода из луж, когда долго нет дождя» Рельеф местности. | Рассматривание круп, колосьев злаковых культур: овса, пшеницы, ячменя, ржи, проса. Эксперимент – на кофемолке смолоть зёрна в крупу, муку. Исследование разных видов теста ( сдобного, солёного, песочного) Проведение опытов на впитываемость воды в разные материалы (песок, глина, губка, ткань). Постановка опытов на испарение воды и веществ. Как река выбирает русло. | Измерение условной мерой сыпучих веществ. Измерение жидкостей (воды) условной меркой), форма и объём жидкости. | Продуктивное творчество- хлебобулочные изделия из солёного теста. Выставка. Пряники из песочного теста. Эстампы с помощью осенних листьев. Коллажи из семян, косточек. АКВАрельные краски. «АКВА»- вода. | Посещение хлебного отдела магазина (ассортимент хлебных изделий, форма, аромат хлеба). Сбор материала. Предоставить условия и возможности для проведения опытов с водой дома. Изображения рельефа. | |
Ноябрь | «Архитектура» Материалы, используемые в строительстве. Изучать через опыты и исследования. Безопасность | «Песок и глина- полезные ископаемые» (Неживая природа. Ископаемые- добытые из недр Земли, полезные- для использования). Керамика- обожжённые специальным способом изделия из глины. Термометр-прибор для измерения температуры. Виды термометров: водный, для воздуха, банный. Опасность нарушения обзора. Предупреждающие знаки. Почему нельзя подойдя к пешеходному переходу, сразу ступать на дорогу? | Рассматривание через лупу- форма, цвет. Опытная деятельность с целью изучения свойств: сыпучесть, пластичность, сохранение формы в сухом, сыром, в виде смеси при высыхании (твердость и хрупкость). Мультимедио- добыча каръерным способом. Установить взаимосвязь между цифровым значением термометра и тактильными ощущениями: тепло, холодно, прохладно, горячо. (Воды, воздуха в помещении и на улице при разной температуре). Работа с календарём погоды. Эксперимент «Внезапный выход из-за куста на самокатную дорожку». Инерционное движение по резкому сигналу «стоп» при быстром движении. | Объёмные формы: шар, цилиндр, конус. Формы получаемые при скалывании глины. Формировать навыки считывания информации (шкала, числа- ниже-выше 0) | Использование пластичности глины в лепке малых скульптурных форм. Керамика в искусстве. | Прогулка по городу- из чего сделаны здания, их внешний вид. Здания разного назначения. Где люди используют песок и другие полезные ископаемые. Определение температуры по термометру. Послушать прогноз погоды. Ответить на вопрос «Почему в бане жарко?» Рассмотреть ситуации с нарушением обзора видимости при переходе дороги от подъезда на дворовую площадку. | |
Зима. Декабрь. | Расширять представления о зиме. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы, погоды (холодно). Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой, снегом, льдом. Расширять представления о сезонных изменениях в природе (погоде, растениях зимой, поведении птиц и зверей). Формировать первичные представления о местах, где всегда холод (зима), особенностях северного региона. | Вода в трёх состояниях: жидком, твёрдом (снег, лёд), газообразном (пар). Найти ответы на вопросы: «Почему в мороз примерзают (прилипают) руки, губы к металлическим предметам?» «Почему звери: медведи, ежи и другие не замерзают зимой под снегом?» «Только ли в целях безопасности тетерева спят в снегу?» | Опыты и эксперименты: Замораживание воды. Таяние снега и льда при комнатной температуре. Туман в пластиковой бутылке. Наблюдения за снегопадом, метелью; паром изо рта в мороз. Рассматривание снежинок через лупу. Объяснение образования инея на деревьях и проверка экспериментальным путём. Опыт с влажной и сухой губкой (на прогулке в мороз) – мгновенное примерзание воды, с целью предотвращения «прилипания детей» к металлическим предметам на прогулках. Опыты с измерением и последующим сравнением температуры воздуха в «мороз» и температурой снега у поверхности и в глубине сугроба. | Сравнение толщины снежного покрова в разных местах участка. Почему? Формирование навыка считывания показаний термометра. | Сотворчество детей и взрослых по созданию снежных и ледяных скульптур на участке. | Участие в создании снежных скульптур с детьми. Наблюдения в природе за явлениями природы и погоды, поведением птиц, по пути в детский сад, прогулках в выходные. Интересоваться информацией, полученной ребёнком в детском саду, пополнять и обогащать. Считывание показаний по дом. Термометру | |
Январь. | «Календарь» Расширять представления детей о зиме. Познакомить с календарём. Виды. «Я и моё здоровье» Знакомить с органами человека, телом. Формировать представления о здоровом образе жизни. «Животный мир» Формировать представления о взаимосвязях животного и растительного мира. | Календарь. Знакомить детей с различными видами календарей: плакат, отрывной, карманный, календарь погоды. Воздух-невидимка. Органы дыхания. Легкие. Нос. Рот. Почему вдыхать нужно через нос? «Зимующие и перелётные птицы» «Животные спячки и активного поведения» | Рассматривание. Путешествие в прошлое. Ежедневная работа с календарём погоды и фенологических наблюдений с детьми. Опыты с воздухом: расширение и сжимание. Свойства. С воздушным шаром (надуть в помещении, вынести на холод). С пластиковой бутылкой (Три одинаковые плотно закрытые поместить в разные температурные условия: комнате, на батарею, на улицу в мороз). Уточнить результат и совершить обратные действия. Вывод. Принципы работы воздушного насоса. Устройство пневматических игрушек: пистолет, ракета. Тактильный способ. Увеличение и уменьшение грудной клетки при вдохе и выдохе. Вдыхаемый воздух холоднее выдыхаемого. Почему часть птиц на зиму перелетает на юг? Проследить цепочки питания некоторых птиц и животных. Модель. | Формирование временных понятий. Ориентировка в различных отрезках времени. Действия с макетами часов и календарём. Объём. | Изготовление круговых моделей «Круглый год», «Неделя», «Сутки», «Сказочный лес». Техника рисования способом раздувания клякс через одноразовые трубочки для коктейлей. Передача фактуры шерсти животных в рисовании способом печатания мятой бумагой, губкой. | Домашние календари. Ориентировка по календарю. Экспериментирования с воздухом. Беседа о сохранении здоровья. Замечать интересные моменты во время прогулок,поездок | |
Февраль. | «Город мастеров» Знакомить детей с профессиями людей, орудиями труда, материалами, из чего делают предметы (изучение их свойств в экспериментальной и исследовательской деятельности). Знакомить с народными ремёслами. | «Что из чего?» -материалы, их свойства, использование людьми. Каждому материалу свое назначение. Вопросы на рассуждение: Почему одежду шьют из ткани, а не бумаги? –Почему инструменты из стали? Коми народные промыслы: изделия и украшения из меха, бересты, резьба по дереву, кости, глины. Способы соединения деталей в разной технике. Прочность соединений. | Задания на изучение свойств: «Забей железный гвоздь деревянным молотком и наоборот». «Вылови рыбок (из разных материалов с металлической вставкой в губе отдельных рыб)- из «пруда» (таза с водой) Обследование природных материалов и предметов, изготовленных из них. «Путешествие по реке времени». Посещение Коми национального музея г. Сыктывкара. Клеющие вещества – крахмал. Старинный способ - «вареная картошка в мундире» | Меры веса. Взвешивание и сравнение по весу предметов равных по объёму из разных материалов. Соотношение массы и величины предметов. Формирование временных представлений – столетие, век, эра и т. п. Разнообразие треугольников | Создание макетов, коллажей, изготовление поделок из разных видов «бросового» материала: фольга, пряжа, куски строительной пены, коробочки, пластиковые стаканчики и т. п. Поделки в стиле народных промыслов. Треугольник в конструкциях строений | Использование разных материалов в изготовлении предметов быта: мебель, посуда, бытовая техника, игрушки и др. Организация проезда автобуса. | |
Март | Расширять представления о весне. Расширять представления о сезонных изменениях в природе (растения, поведения птиц, погоде), о простейших связях в природе. | Свет. Явления природы. Вопросы для обсуждения: - «Солнечные зайчики» - Что это? - Ухищрения «Волшебника изумрудного города» - «Наст» -Почему блестит снег? Почва. Животный мир почвы. «Зеленый огород на подоконнике» «Пришёл марток- надевай двое порток» | Эксперименты: преломление и отражение света (солнечных лучей): -Через стеклянную треугольную призму-радуга. Стакан, банка). -Зеркало. Отражение пойманного солнечного луча- «солнечный зайчик». (Прогулка). Объяснение явлений природы путём исследований. (Солнечные лучи греют. Почувствовать тепло лучей ладошками, лицом, повернувшись к солнцу. Снег подтаивает и замерзает – (показания термометра).Подмёрзшая ледяная корочка «наст» имеет свойство «зеркала» и отражает солнечные лучи. Структура и свойства почвы. Почва – «дом» для червей и бактерий. Опыты с проращиванием желудей. Наблюдения за развитием всходов Наблюдения за изменчивостью погоды, обманчивостью тепла. | Зеркальное отражение предметов. Ориентировка в пространстве. Временные сроки всходов семян | Мы тоже волшебники: Наблюдение через «волшебные очки с цветными стеклами из театральных цветофильтров. (Изумрудная, фиолетовая, розовая, желтая и т. д. страна). Рисование в одной цветовой гамме с «растяжкой» цвета. | Наблюдения за явлениями природы, погоды. Замечать и давать объяснение. Высев и уход за рассадой для дач, клумб. | |
Апрель. | «Экологическая» Обогащать представления о растениях. Знать названия некоторых растений, их строение, особенности роста, уход за комнатными растениями. Учить устанавливать взаимосвязи в природе. «Космос» Расширять представления о космосе, планетах. «Мой Край родной» Знакомить с богатствами Республики Коми. | Пробуждение природы. Явления природы в весенний период: ледоход, проталины. Наблюдения в мире растений: почки деревьев. «Цепочки питания в экосистеме «Луг», «Лес», «Водоём». «Солнце – что это?» Проект- «Лес – главное богатство Республики Коми». Профессии – столяр, плотник | Исследование среза снежного сугроба- слоистость снега. Объяснить с помощью накопленных знаний. Наблюдения за деревьями. Рассматривание среза почки – внутри будущий листок, ожидающий теплой погоды. Выкладывание модели пищевых цепочек. Установить взаимосвязь между растительным и животным миром. Наблюдение за удлинением светового дня. Экскурсия на берег Вычегды. Наблюдение «Ледоход Посещение гастрольного планетария Просмотр видеофильма о переработке леса. ЛПК. Исследования дерева, как материала. Использование ранее полученных знаний о свойствах материалов « отделение гвоздей от опилок» разными способами. | Формирование временных понятий. | Рассматривание изделий прикладного искусства из дерева. | Наблюдения в природе. Поиск информации. Помощь в организации и участие в экскурсии. Участие в проекте. | |
Май. | Расширять представления о весне. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать, наблюдать. | Пробуждение природы. Сезонные наблюдения за явлениями природы, погоды. Тени. Знания. «Притча о мудрецах» | Рельеф местности. Наблюдения за ручьями, наполнение углублений талой водой. Опыт с водой на макете с искусственным рельефом местности. Наблюдения за деревьями: «серёжки на берёзе, ольхе – Это что? –Пыльца на серёжках – Значит цветок. «Солнечные часы». Взаимосвязь между высотой стояния солнца, длиной и направлением тени. «Движение» солнца и тени. Макет «Солнечных часов» на участке. Опыт – Наполнение станана (камни, камешки, песок, вода). Иллюзорность полноты. | Ориентировка в пространстве – поиск «клада» по карте – схеме участка группы. Путешествие по «реке –времени» - история часов. | Эскиз проекта «наша площадка». | Участие с детьми в наблюдениях. Учиться определять время по домашним часам. |
Приложение 3
Конспект совместной организованной продуктивной деятельности с элементами экспериментирования и путешествием по «реке времени» (подг. гр.).
Тема: Подарок – сюрприз. Крахмал.
Цель: Изготовить подарок – сюрприз ко Дню пожилых людей. Изучить секрет клейкости варёной картошки в мундире.
Задачи: Опробовать старинный способ приклеивания бумаги.
Выявить положительные и отрицательные стороны способа.
Вызвать интерес к веществу « крахмал» и по возможности изучить его. провести опыт по выделению крахмала из картофеля.
Заглянуть с детьми в историю клеющих веществ.
Мотивация: Интрига - картошка в мундире вместо клея.
Материалы для продуктивной деятельности: цветная бумага, листы бумаги, ножницы, клей – карандаши, вареный картофель в мундире.
Материалы и оборудование для исследований: крахмал, пластиковые стаканчики, лупы, тёрка, ложка, электрический чайник; разновидности клея в упаковках: ПВА, канцелярский, «момент», резиновый, пистолет со стержнем для горячего склеивания, обойный.
Последовательность (ход) деятельности:
Апробирование способа через практическую работу.
Дидактическая игра «Хорошо – плохо».
«Окно в прошлое – настоящее – будущее»
Вещество «крахмал». (Рассматривание; ощупывание; вид через лупу). Приготовление клейстера для использования в самостоятельной творческой деятельности. Применение в пищевой промышленности – кисель. Опыт: выделение крахмала из сырого картофеля.
«Узелок на память».
1.Я сегодня хочу поделиться с вами одним секретом. Вашим бабушкам и прабабушкам он знаком, только они вам возможно не рассказывали. Сегодня вечером у вас будет возможность их удивить. Вопрос детям: Рассмотрите материалы, разложенные на столе, и скажите – Что мы сегодня будем делать? ( Ответы). Ожидаемый вопрос? – А зачем картошка? Это и есть мой секрет. Детали аппликации можно приклеить картошкой. Попробуйте немного очистить картошку, но не всю, чтобы не пачкать руки, потрогайте очищенное место пальцем и ощупайте пальцы. Какие они стали? – Липкие. Почему? Потому что, в картошке содержится много крахмала. Если вам будет интересно, об этом поговорим позже, а пока делаем аппликацию, кто какую хочет. По желанию можно, вместо клея, использовать картошку. (100% детей выбирают картошку). У вас получится подарок – сюрприз. Подарок – это? – Аппликация; сюрприз? – Способ приклеивания.
Практическая работа.
2. После уборки в свободное время. Совместная деятельность. Дидактическая игра: «Хорошо – плохо».
Мы с вами уже знаем, что у любой вещи. Явления, действия есть положительная и отрицательная стороны. Поиграем в эту игру и определим, чем хорош, а чем плох этот способ.
«хорошо» | «плохо» |
- взять собой – не прольётся, как клей | – можно раздавить |
- быстро приклеивает | -слабая прочность склеивания, не всё можно приклеить |
-если нет фабричного клея | - неудобно специально сварить и остудить одну картошку |
-сварить много - можно и поесть - и поклеить | - нельзя долго хранить |
-не причинит вреда, если маленькие дети возьмут в рот (натуральный продукт) | - нельзя привыкать брать в рот рабочий материал |
Если дети ранее не занимались совместной исследовательской деятельностью – вопросы по исследованию вещества могут не возникнуть. Можно заинтересовать их по новой, а можно оставшуюся часть не проводить.
3. В режиме.
Рассматривание и изучение вещества «крахмал.
Порошок белого цвета, без запаха, пресный, без вкуса.
На ощупь – скрипит
Рассматривание через лупу – частицы очень мелкие
В воде не растворяется
4. Приготовление клейстера (наблюдение) – для самостоятельной творческой деятельности детей в свободное время.
Размешать в небольшом количестве теплой воды и долить, размешивая крутой кипяток. Остудить. Проверить клейкость.
Проследить превращения: был белый порошок – развели водой – стал – раствор белого цвета; долили кипяток – стал густой, прозрачный.
. Для информации - кисель – это тот же клейстер, только вместо воды сладкий отвар из ягод или фруктов.
Ситуативный вопрос: киселём тоже можно клеить?
Домашнее задание: по желанию и разрешению родителей – проверить.
5.В совместной деятельности. Путешествие по «реке времени».
Вы все удивились, увидев картошку, приготовленную в качестве клея, и у всех появилось желание поэкспериментировать. Почему?- (ответы детей). - Это для вас было новым, необыкновенным. А теперь представьте себе, что вы это не вы, а ваши бабушки и дедушки, что бы у вас вызвало удивление? – (ответы). - Клей – карандаши.
Почему клей-карандаш стал бы для них удивительным предметом? – (ответы). -Потому что это для них было бы новым.
А почему сейчас не используют этот способ? (ответы). – Потому что на смену старому пришло новое, лучшее и удобнее.
Все старое становится историей и передается из поколения в поколение. Обо всём можно узнать из книг в библиотеке, в архиве, в музее.
У людей разных народов часто появлялась необходимость что-то соединять путем склеивания. Они изобретали разные склеивающие вещества. На севере, где занимались ловлей рыбы – научились варить клей из рыбных костей и чешуи. Столяры на Руси готовили столярный клей из костей и кожи животных. Когда появились обои и люди стали оклеивать стены, клея понадобилось много, и тогда придумали варить клейстер из муки или крахмала. Я помню, как мои родители добывали крахмал из сырого картофеля и, если вам интересно, могу поделиться секретом. Крахмал содержится во всех растениях, но, в картофеле и кукурузе его больше всего.
В современном мире очень много разных видов клея (рассматривание), которые способны достаточно быстро и прочно приклеить разные вещи. Некоторые мы свами использовали в своей работе.
Интересно, каким будет клей в будущем? (предположения детей)
Опыт. Получение крахмала из картофеля. Дети могут быть активными участниками при проведении опыта.
Натереть на мелкой терке сырую картошку с кожурой.
Залить водой и размешать.
Дать осесть. Слить воду с мезгой. Повторить несколько раз.
Дать возможность испариться остаткам воды.
Готовый крахмал растереть, измельчить комочки.
Проверить вещество уже имеющими знаниями.
Вывод: Если нет под рукой готового, фабричного клея – его можно приготовить самим из крахмала или воспользоваться вареной картошкой в « мундире».
Приложение 4
Конспект организованной познавательно - исследовательской деятельности.
Тема: (2 мл. гр.) Изготовление цветных снежков.
Цель: Знакомство со свойствами снега.
Задачи:
Сравнить свойства сухого и мокрого снега.
Словесное обозначение свойств: сухой снег - рассыпчатый, лёгкий; мокрый – липкий, держит форму.
Учить сравнивать по весу с помощью простейших весов - качели, рычаговые весы - плечики для одежды. Обозначать сравнение словами: лёгкий- тяжёлый, легче- тяжелее.
Предполагаемый результат: цветные шарики – снежки и другие формы для украшения участка и игр на улице.
Предварительная работа: Беседа из личного опыта детей с рассматриванием картин – иллюстраций «качели» и наблюдением за демонстрацией игрушечных качелей. Обыгрывание – детская площадка.
Выносной материал: Вёдра с водой, 2 детских ведерка одинаковых по величине и форме, плечики для одежды, доска, треугольные модули крупного строительного набора, цветной колер, снежколепы, веревочки с узелками, формочки.
Ход деятельности: (на участке группы во время прогулки).
Предложить детям вылепить снежколепами шарики для игры.
- Почему шарики плохо лепятся? – на улице мороз, снег сухой - рассыпается. Рассмотреть зернистость, рассыпчатость сухого снега.
Проблема: Что сделать, чтобы снежки получились более прочными, не рассыпались? – Нужен мокрый (сырой) снег. Где его взять? (возможные ответы детей) – Можно подождать, когда будет тепло. Можно намочить водой. Можно занести в группу и подождать пока согреется.
Вынести из группы ведро со снегом. В другом ведре смочить снег водой. Предложить вылепить снежки из мокрого снега. Снежки хорошо держат форму. Почему? – снег сырой, липкий, плотный.
Предложить проверить, как рассыпается сухой снег и мокрый. Мокрый не рассыпается – ломается на кусочки.
Вопрос: интересно, какой снег легче, а какой тяжелее? (ответы). Взвесить на ладошках – оба снежка легкие.
Как можно проверить? (ответы).- С помощью качелей.
Из чего можно быстро построить качели? – Из доски и треугольных модулей. Построить. На один конец поставить ведерко сухим снегом, на другой такое же ведерко с мокрым снегом, при этом обратить внимание детей на наполнение ведерок – снега должно быть поровну. Конец доски с сырым снегом опускается вниз – значит это ведерко тяжелее, а другое легче.
Предложить еще один вариант весов – плечики для одежды. Сравнить с коромыслом. Демонстрация опыта:
Взвесить – сравнить пустые ведерки. – Поровну. Весят одинакого.
В одно ведерко положить шарик из сухого снега, в другое – шарик из сырого снега. Ведерко с шариком из сырого снега опускается вниз – значит, оно тяжелее, а ведерко с шариком из сухого снега – легче.
Предложить взвесить детям.
Вывод: сырой (мокрый) снег тяжелее, а сухой снег – легче.
-Какие у нас получились снежки? – круглые, белые.
-Как сделать, чтобы снежки стали разноцветные? – можно покрасить. Попробовать.- Долго, неудобно.
-Как покрасить снег быстро? Можно смочить снег цветной водой.
-Наблюдение за покраской снега.
Показать детям, как можно сделать «шарики – висюльки» на веревочке. Предложить формочки.
Самостоятельная деятельность детей. Лепка снежков, сравнивание по весу с помощью самодельных весов.
Итог. Рефлексия.
Посмотрим, что у нас получилось? Какая красота.
Как можно поиграть с тем, что вылепили? (ответы):
- в магазин
-шариками можно играть в хоккей
-можно украсить участок
Что произойдёт, если будем играть прямо сейчас?
-поломаются
-испачкаются варежки, одежда
-нужно подождать пока замерзнут
Чему вы сегодня научились? (Взвешивать снежки. Сравнивать по весу - что легче, что тяжелее.) Кроме снежков можно еще что - либо таким способом сравнить по весу?
Сочинение.
Как я провёл каникулы.
На каникулах я был у бабушки. Мы с друзьями играли в разные игры.
Я ходил к бабушке в садик. Там встречался с двоюродной сестрой Лерой.
В воскресенье мы ходил на дачу в Дырнос. Дорога вела через лес. Мы шли целый час, и я немного устал. Папа протопил баню, и все по очереди помылись. Обратно шли знакомой дорогой. Вечером я читал бабушке сказку А.С. Пушкина «О царе Салтане». Первого апреля было «Вербное воскресение». Мы с бабушкой ходили в храм. Исповедались и причастились. В конце службы Батюшка всех окропил святой водой. У меня каникулы прошли весело и интересно.
Приложение 5
МАСТЕР-КЛАСС
«Познавательно – исследовательская деятельность»
Технология.
Познавательно – исследовательская деятельность – это действия, направленные на познание (изучение чего-либо) через исследования, опыты, эксперименты. Технология – последовательность действий использования этого вида деятельности. Она применима во всех видах деятельности (специально организованной, совместной педагога с детьми, самостоятельной, игре, взаимодействиях родителей с детьми). Её можно использовать во всех образовательных областях (познании окружающего мира, ФЭМП, продуктивных видах: рисовании, лепке и конструировании, музыке и ФИЗО), как наглядный или практический метод, для более эффективного понимания изучаемого материала.
В основе лежит динамичность окружающего мира (Н.Е.Вераксы) т.е. превращения одного в другое, будь то состояние вещества, форма, размер, объём, цвет, сила и тон звука или другое. Исследуя чего-либо, мы преднамеренно, т. е. целенаправленно превращаем одно в другое. При этом то, что было экспериментом в первый раз, в последующем будет применением полученного опыта в этом виде деятельности. Отличительной особенностью исследовательской деятельности, будь то опыты или эксперименты, является наличие проблемы. Работа проводится по определенному алгоритму.
Алгоритм действий для осуществления исследования:
Проблема – цель – гипотезы (поиск способов решений) – проверка гипотез – результат (+, -) – вывод.
Рассмотрим ФЭМП. Области применения исследовательской деятельности:
Измерения условными мерками жидкостей, сыпучих веществ, линейных параметров;
Сравнение величин объёма, веса, длины, формы;
Счет с использованием одного анализатора (зрения, слуха, осязания) или исключением одного из них;
Независимость количества от расположения;
Сравнения множества предметов;
Объёмные формы, развёртки.
Целью педагога будет – познакомить, научить способам действия…, целью детей – открыть для себя способы действия…. Действия зависят от цели. ( Пересыпать крупу из миски в стакан – действие. Цель – пересыпать. Проверить – насколько заполнится стакан? Цель – измерить уровень наполнения стакана крупой.) Для чего? Цель вытекает из проблемы.
Рекомендация: Менять условные мерки, чтобы не произошло зацикливания на мерке, как на эталоне. Условная мерка – это то, что под рукой в данный момент.
Уровни экспериментальной деятельности:
Педагог сам ставит цель, выдвигает гипотезу, предлагает и демонстрирует способы реализации.
Педагог помогает ставить цель, принимает гипотезы детей, дополняет по необходимости, в совместной деятельности получают результат и делают вывод.
По поставленной педагогом, или самостоятельно, цели, дети самостоятельно реализуют выдвинутые гипотезы и делают вывод.
Демонстрируемые приёмы и методы (способы достижения целей). Исследовательские методы и приемы помогают не только собрать факты, но и проверить их, систематизировать, выявить не случайную зависимость и определить причины и следствие.
Приемы: | Методы: |
Создание развивающей среды. Проблемная ситуация. Интрига Наводящие вопросы Уважительное отношение к высказыванию (не отвержение никаких гипотез) Предоставление свободы выбора Проблемные вопросы Пополнение уголка новым материалом Приемы межличностного сотрудничества Работа по указанию целей педагогом | Беседа Счет количества мер Измерение условной мерой Сравнение визуальное (зрительное) Эксперимент Анализ Наблюдение |
Занятие с демонстрацией приёмов.
Рассмотрим тему «Ознакомление детей с условными мерками измерения объёма сыпучих веществ» (старший дошкольный возраст).
Цель: Познакомить и научить способам измерения объёма сыпучих веществ условной меркой, сравнивания объёмов сыпучих веществ.
Задачи:
Научить фиксировать количественный счёт счетным материалом;
Наполнять одинаково веществом условную меру при измерении;
Подвести к использованию одинаковых по объёму условных мерок при сравнении.
Материалы и оборудование: Демонстрационный материал: 2 птицы, мудрая сова, 2 кормушки разные по форме и величине с равным количеством зерна;
Лаб. посуда:2 одинаковых пластиковых стаканчика + 1 другой, фломастер, 2 миски разной величины, 2 одинаковые ложки,1 большая и 1 маленькая ложки, доска.
Раздаточный материал: счетные палочки.
Разыгранная ситуация: 2 птицы поспорили между собой, в чьей кормушке больше зерна.
Мудрая сова даёт совет – проверить.
Мотивация: Помочь птицам разрешить спор.
Проблема: Как измерить?
Предполагаемые гипотезы, которые могут предложить дети (принимаются все предлагаемые варианты, включая парадоксальные):
Посчитать зёрна;
Взвесить содержимое кормушек;
Пересыпать из кормушек в 2 стаканчика и сравнить уровень зерна;
Переложить ложками и посчитать количество ложек;
Пересыпать из одной кормушки в стаканчик, отметить уровень фломастером, затем из другой и сравнить.
Проверка гипотез (обсуждение возможной реализации):
Зёрен очень много – займёт много времени и можно ошибиться в счете. Это можно сделать попозже. Рассмотреть и сравнить зерна в кормушках – семечки крупнее зерен ячменя – сравнение по количеству будет неверным.
Сравнение будет очень точным, но в данный момент нет весов. Найти весы и проверить в другое время.
Пересыпать из кормушки в стаканчики будет неудобно – можно рассыпать. Удобнее пересыпать в миски и переложить ложками в стаканчики, заодно посчитать количество ложек.
От имени птиц преднамеренно спровоцировать выбор разновеликих ложек (для измерения).
Уточнение способов и распределение работы (обсуждение):
Как работу сделать быстрее? Разделиться на 2 группы. Измерять сразу из двух кормушек.
Один будет мерять, другие считать.
Как набирать зерно по сколько? Полную ложку, одинаково каждый раз.
Как можно посчитать, чтобы не ошибиться в подсчете? Использовать счетные палочки.
Практическая работа.
Анализ и обсуждение результатов:
В стаканчиках зерна поровну.
Количество отмерянных ложек разное. Почему? Ложки разной величины.
Вывод: Использовать ложки одинаковые. Проверить.
Использовать один стаканчик с отметкой уровня фломастером для проверки предыдущего сравнения. Проверить гипотезу.
Анализ результатов независимости объема от формы и размера посуды (кормушки) от имени птиц. Мудрая сова – Проверили? Проверили – поровну. – Клюйте на здоровье и других угощайте и запомните: ЕСЛИ В ЧЕМ-ТО ВЫШЛО НЕСОГЛАСИЕ – НУЖНО ПРОВЕРИТЬ!
Практическая работа: самостоятельная работа слушателей. Карточки на определение наличия элементов исследовательно – эспериментальной деятельности по фрагменту. Доказать.
Карты для практической работы:
Познавательно – игровая деятельность (2 мл. гр.) Нам для игры сегодня понадобятся 2 веревки – длинная и короткая. Вот они. Показать 2 клубка из веревок разной длины и толщины. Вопрос детям: В каком клубке веревка длинная? В каком – короткая? (Ответы). Как узнать? (Предложения детей). Размотать и сравнить. Обозначить словами. Снова смотать. Вопрос: Какая сейчас длинная? Какая короткая? (Ответы) Как вы догадались? (Ответы) Почему тогда клубки одинаковой величины? (Ответы) Рассмотреть и обозначить словом толщину веревок. Из чего сделаны веревки? (Ответы) Где ниток больше в толстой или тонкой веревке? (Ответы) Словесное обозначение. Нам для игры понадобиться змея и ворота. Какая веревка похожа на змею? Из какой веревки можно построить ворота, и каким образом? (Ответы) Построение ворот. Игра. |
Старший дошкольный возраст. Формирование представления о звуках. Организованная деятельность. Сказочная ситуация: Иван-Царевич с Василисой Премудрой спасаются бегством от Бабы-Яги. Баба-Яга настигает. Василиса -Премудрая советует Ивану бросать «волшебные банки» с веществами за спину. (Банка с водой – река широкая, с зерном – лес густой до самого неба, с кубиком – гора крутая, с воздухом – туман густой), только банки открывать нельзя – волшебство пропадет. В какой банке что находится? (вода, зерно, кубик, воздух). Как определить, не открывая банки? Возможно ли? Почему? Каким образом? |
Совместная или инд. деятельность. Определить банки по весу: самую тяжелую, самую легкую, не трогая банок. Если: самая тяжелая стоит справа от банки с синей крышкой, а у самой легкой банки крышка не красного цвета. Возможно ли? Почему? Каким образом? Что может находиться внутри, если все банки полные? |
Организованная деятельность (старший дошкольный возраст). ФЭМП. Чтобы добраться до клада, нужно подобрать ключ – код к сейфу (двери) с цифровым набором 613527 количественным счетом с помощью мешочков с пуговицами (бобами). (Ознакомление с приемом счета на ощупь). Каким образом? |
Тема «Значение звука в слове» (старший дошкольный возраст). Поработаем волшебниками: Можно ли превратить ДОМ в ДЫМ, РУКУ в РЕКУ и т. п.? Каким образом? Зависимость звукового набора слова и предмета. |
Изучение свойств воды (старший дошкольный возраст). Иван решил освободить пленников из заточения у Кощея. Добрался до двери в подземелье. На двери висит заколдованная бутылка с заветным ключом внутри, на дне вода. Ничем не смог Иван разбить бутылку, ни пробку открыть. Позвонил тогда он Василисе Премудрой. Дала она ему совет. Иван быстро справился с задачей, достал ключ, открыл дверь и выпустил пленников. Что посоветовала Василиса Ивану? Гипотезы. Демонстрация опыта по превращению воды в пар. |
Измерение условной меркой длины. Шагами. Бабушка решила сделать внучке подарок. По телефону она попросила измерить длину комнаты шагами, связала дорожку и привезла внучке. Она очень огорчилась, увидев, что дорожка длиннее комнаты? Почему так получилось? Докажите. |
Рефлексия.
Ответы на вопросы слушателей. Дискуссия по результатам совместной деятельности.
Видео - "Цветные снежки" (исследовательская деятельность на прогулке)
10