12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Варсобина Н.Ф.16
1

Организация учебно-исследовательской деятельности как средство активизации познавательной активности школьников

«Наиболее глубокий след оставляет то, что тебе удалось открыть самому»

Джордж Пойа

Современный мир предъявляет к выпускнику школы высокие требования. Выпуская своих учеников в мир взрослых, каждый учитель всегда испытывает тревогу о его будущем. На учителях сегодня лежит большая ответственность. Прежде всего за то, чтобы развивать у детей желание учиться, в следствии чего, повысить качество их образования, а также обеспечить их дальнейшую социализацию после школы. Конечно, школа не в состоянии обеспечить знаниями на всю жизнь, но она должна дать весь необходимый инструментарий.

Современная система образования должна быть нацелена на то, чтобы помочь детям проявить себя. Поэтому одним из основных результатов деятельности образовательного учреждения должна стать, несомненно, система знаний, умений, навыков выпускника, но еще кроме этого выпускник должен иметь ряд ключевых компетенций, умение использовать их в различных сферах жизни.

Одним из путей решения названной проблемы является организация учебно-исследовательской деятельности учащихся. Необходимость создания условий удовлетворения их интеллектуальных потребностей, формирования научных взглядов на мир. Исследовательский навык, приобретенный в школе, поможет ее выпускнику быть успешным в любых ситуациях.

Исследовательская деятельность занимает главенствующее место в процессе познания. Под исследовательской деятельностью мы понимаем деятельность, связанную с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

Выделяют следующие основные этапы реализации исследовательского метода:

- мотивация исследовательской работы, прогнозирование ее результатов, планирование деятельности (целью мотивации является создание условий для возникновения у ученика вопроса или проблемы);

- постановка проблем исследования (проблему должен сформулировать сам ученик в результате решения мотивирующей задачи, однако в реальной школьной практике для очень многих школьников самостоятельное определение проблемы затруднено);

- выдвижение гипотез (полезно прививать учащимся стремление записывать гипотезы на математическом языке, что придает высказываниям точность и лаконичность. Не нужно ограничивать число предлагаемых учащимися гипотез);

- сбор фактического материала (может осуществляться при изучении соответствующей литературы либо посредством проведения испытаний, всевозможных проб, измерения частей фигуры, каких-либо параметров и т. д.);

- систематизация и анализ полученного материала (удобно осуществлять с помощью таблиц, схем, графиков и т. п.);

- проверка гипотез (поиск необходимых доказательств часто представляет большую трудность, поэтому учителю важно предусмотреть всевозможные подсказки);

- доказательство или опровержение гипотез;

- практические выводы о возможности и необходимости применения и обобщения полученных результатов исследования.

В последнее время наряду с традиционными предметными олимпиадами школьников проводятся различные научно-практические конференции и конкурсы, целью которых служит: организация самостоятельной творческой деятельности учащихся, повышение качества их знаний по математике, выявление одаренных учащихся школ, лицеев и гимназий.

Доклады, представляемые на конференциях и конкурсах, готовятся по результатам исследовательской работы школьников, которая обогащает социальный опыт учащихся. Она способствует:

углублению и актуализации знаний учащихся как по предметам школьной программы, так и вне её;

саморазвитию, самооценке учеников;

расширению представлений о межпредметных связях;

развитию интеллектуальной творческой инициативы учащихся в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ;

созданию предпосылок для развития научного образа мышления;

овладению методами научных исследований;

формированию исследовательской деятельностью;

обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации (созданию сайтов, презентаций и т.д.);

профессиональному содержательной организации свободного времени детей;

формированию научно-педагогического сообщества детей, педагогов, учёных, реализующих различные программы учебно-исследовательской деятельности.

В ходе этой работы дети знакомятся с элементами методики и техники научных исследований, т.е. учащиеся приобретают навыки исследовательской работы, как одной из высших форм интеллектуальной деятельности человека. У них формируются навыки описания и обсуждения результатов исследований, публичных выступлений и участия в дискуссиях.

Администрация школы уделяет большое внимание организации научно-исследовательской работы с обучающимися и педагогами МБОУ «СОШ №43». Работая над созданием особой атмосферы творчества, повышения престижа знаний и укрепления связей семьи и школы через проведение школьных научно-практических конференций, педагогический коллектив школы добился значительных результатов. Свидетельство этому-многочисленные победы обучающихся в городских интеллектуальных конкурсах, научно-практических конференциях. С 2016 года учащиеся нашей школы имеют возможность представлять свои исследовательские работы на научно-практической конференции “Шаги к успеху”, которая в 2017году приобрела статус городской, а в 2018 году межрегиональной.


п\п

Конкурс

ФИО, класс участника

Результат

Год

1

Муниципальный этап Республиканского конкурса исследовательских работ и проектов учащихся среднего школьного возраста «Шаг в науку»

Калинкин Артем, 8-В

Меджитова Фериде, 7-Б

Викторова Екатерина, 7-Б

Призер, победитель в номинации «Лучшее наблюдение» призеры, Победители в номинации «Лучший коллектив»

2016

2

Третья городская конференция исследовательских работ и творческих проектов учащихся общеобразовательных учреждений г. Симферополя «Ученик ХХI века: пробуем силы – проявляем способности!»

Меджитова Фериде, 7-Б

Викторова Екатерина, 7-Б

Калинкин Артем , 8-В

Крымская София , 8-Б

Участник


Участник

Призер


Участник

2016

3

II тур Республиканского конкурса «Лимон»

Ширкунова Анастасия, 7-Б
Меджитова Фериде , 7-Б

Участник
Участник

2016

4

Городской турнир «Юные математики»

Газукин Александр, 8-Б

Участник

2016

5

Городской конкурс-смотр социальных проектов

Крымская София , 8-Б

Участник

2016

6

Четвёртая городская конференция исследовательских работ и творческих проектов учащихся общеобразовательных учреждений г. Симферополя «Ученик ХХI века: пробуем силы – проявляем способности!»

МеджитоваФериде, 8-Б

Призер

2017

7

Городской конкурс «Геометрия города Симферополя»

МеджитоваФериде, 8-Б

Викторова Екатерина, 8-Б

III место

2017

8

Муниципальная открытая научно-практическая конференция «Региональные особенности Крыма: проблемы и перспективы развития»,посвященная Дню Республики Крым

МеджитоваФериде, 8-Б

Викторова Екатерина, 8-Б

II место


III место

2017


Городской конкурс «Геометрия города Симферополя»

МеджитоваФериде, 9-Б

Викторова Екатерина, 9-Б

III место

2017

10

Межрегиональная научно-практическая конференции «Шаги к успеху», посвященной Международному дню родного языка

Татаринова Маргарита,6-Б

I место

2018

11

Пятой городская конференция исследовательских работ и творческих проектов учащихся общеобразовательных учреждений г. Симферополя «Ученик ХХI века: пробуем силы – проявляем способности!»

Татаринова Маргарита,6-Б

I место

2018

12

Муниципальная открытаянаучно-практическая конференцияработ обучающихсяобщеобразовательныхучреждений г. Симферополя«Региональные особенности Крыма:проблемы и перспективы развития»,посвященная Дню Республики Крым

Агафонова Анастасия, Татаринова Маргарита, 7-Б

Диплом III степени

2019


Анализ работ и выступлений школьников показали основное преимущество конференций перед олимпиадами и другими соревнованиями - это возможность достаточно долго и глубоко разрабатывать заинтересовавшую тебя тему. Кроме того, в процессе участия в конкурсе исследовательских работ у учащихся повышается интерес к знаниям, стимулируется творческая активность.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.