Учебно-методическое обеспечение практических занятий в соответствии с рабочей программой «Математика» СПО
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методическое обеспечение практических занятий составлено в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины Математика для специальностей: 44.02.02. Преподавание в начальных классах (базовой подготовки) и 44.02.01. Дошкольное образование (базовая подготовка) в рамках
реализации ФГОС среднего (полного) общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту программа по курсу Математика в условиях педагогического колледжа включает следующие разделы: раздел 1. Алгебра; раздел 2. Начала математического анализа; раздел 3. Комбинаторика, статистика и теория вероятностей; раздел 4. Геометрия.
Объем курса в часах:
Название предмета | Максимальная нагрузка | Аудиторные занятия | Практические занятия | Самостоятельная работа студентов | Семестр | Контроль |
Математика | 234 | 96 | 60 | 78 | 1,2 | Э/Э |
Практические занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми.
План практических занятий отвечает общим целям и направленности лекционного курса и соотнесен с ним в последовательности тем.
Структура практических занятий:
вступительное слово преподавателя;
ответы преподавателя на вопросы студентов (при затруднениях в подготовке);
практическая часть как плановая;
заключительное слово преподавателя.
Разнообразие форм работы при проведении практических занятий: рефлексивный анализ профессиональных умений, дискуссия, решение задач, упражнение, наблюдение, эксперимент.
При проведении практических занятий следует учитывать роль повторения.
В процессе работы на практических занятиях студенту предлагается:
-работать над самообразованием;
-уметь использовать полученные знания при выполнении заданий и находить необходимую информацию;
-систематизировать и обобщать полученные знания.
Обращает на себя внимание специфика соотношения теоретических знаний и практических умений.
Практические занятия по математике включают в себя элементы рефлексии, индивидуальной деятельности, совместной деятельности.
В соответствии с положениями ФГОС СПО в результате проведения практических заданий по названной дисциплине студент должен уметь:
выполнять арифметические действия над числами, сочетая устные и письменные приемы;
находить приближенные значения величин и погрешности вычислений (абсолютная и относительная);
сравнивать числовые выражения;
пользоваться приближенной оценкой при практических расчетах;
находить значение корня, степени, логарифма;
выполнять преобразования выражений, применяя формулы, связанные со свойствами степеней, логарифмов;
выполнять преобразования тригонометрических выражений на основе определения, используя при необходимости инструментальные средства;
выполнять преобразования выражений, применяя формулы, связанные со свойствами тригонометрических функций;
вычислять значение функции по заданному значению аргумента при различных способах задания функции;
определять основные свойства числовых функций, иллюстрировать их на графиках;
строить графики изученных функций, иллюстрировать по графику свойства элементарных функций;
использовать понятие функции для описания и анализа зависимостей величин;
находить производные элементарных функций;
использовать производную для изучения свойств функций и построения графиков;
применять производную для проведения приближенных вычислений, решать задачи прикладного характера на нахождение наибольшего и наименьшего значения;
вычислять в простейших случаях площади и объемы с использованием определенного интеграла;
решать рациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения, сводящиеся к линейным и квадратным, а также аналогичные неравенства и системы;
использовать графический метод решения уравнений и неравенств;
изображать на координатной плоскости решения уравнений, неравенств и систем с двумя неизвестными;
составлять и решать уравнения и неравенства, связывающие неизвестные величины в текстовых (в том числе прикладных) задачах.
решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для практических расчетов по формулам, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
для практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
для практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
для описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;
для решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения;
для построения и исследования простейших математических моделей;
для анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
для анализа информации статистического характера;
для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
для вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Цель практических занятий заключается в углублении знаний, приобретенных в процессе теоретических занятий, и содействие выработке навыков профессиональной деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование разделов и тем | Максимальная учебная нагрузка студента (час) | Количество аудиторных | Самостоятельная работа студента | ||
Всего (ауд.) | Занятий на уроке | Практические | |||
Введение | 2 | 2 | 2 | | 2 |
Математика в науке, технике, экономике, информационных технологиях и практической деятельности. Цели и задачи изучения математики в учреждениях начального и среднего профессионального образования. | 2 | 2 | 2 | | 2 |
Раздел 1. Алгебра | 58 | 58 | 36 | 22 | 26 |
Тема 1.1. Развитие понятия о числе | 8 | 8 | 4 | 4 | 4 |
1.1.1. Целые и рациональные числа. | 2 | 2 | 2 | | 2 |
1.1.2. Действительные числа. | 2 | 2 | | 2 | |
1.1.3. Приближенные вычисления. Действия с приближёнными числами | 2 | 2 | 2 | | 2 |
1.1.4. Комплексные числа. Действия над комплексными числами в алгебраической форме | 2 | 2 | | 2 | |
Тема 1.2. | 20 | 20 | 14 | 6 | 6 |
1.2.1. Корни и степени. Корни натуральной степени из числа и их свойства. | 2 | 2 | 2 | | |
1.2.2. Степени с рациональными показателями, их свойства. Степени с действительными показателями, их свойства. | 2 | 2 | 2 | | 2 |
1.2.3. Преобразование выражений, содержащих радикалы. | 2 | 2 | | 2 | |
1.2.4. Логарифм. Логарифм числа. Основное логарифмическое тождество. Десятичные и натуральные логарифмы. Правила действий с логарифмами. | 2 | 2 | 2 | | 2 |
1.2.5. Переход к новому основанию логарифма. | 2 | 2 | 2 | | |
1.2.6. Преобразование алгебраических выражений. | 3 | 3 | | 2 | |
1.2.7. Преобразование рациональных, иррациональных выражений. | 3 | 3 | 3 | | 2 |
1.2.8. Преобразование степенных и показательных выражений. | 2 | 2 | 2 | | |
1.2.9. Преобразование логарифмических выражений. | 2 | 2 | 1 | 2 | |
Тема 1.3. Основы тригонометрии | 16 | 16 | 10 | 6 | 10 |
1.3.1. Радианная мера угла. Синус, косинус, тангенс, котангенс числа. Основные тригонометрические тождества. | 2 | 2 | 2 | | 2 |
1.3.2. Формулы приведения. | 2 | 2 | | 2 | |
1.3.3. Синус, косинус и тангенс суммы и разности двух углов. Синус и косинус двойного угла. | 2 | 2 | 2 | | 2 |
1.3.4. Преобразование простейших тригонометрических выражений. | 2 | 2 | 2 | | 2 |
1.3.5. Преобразование выражения А sin х+В cos х к виду С sin (х+t) | 2 | 2 | | 2 | |
1.3.6. Обратные тригонометрические функции. | 2 | 2 | 2 | | 2 |
1.3.7. Простейшие тригонометрические уравнения. Решение тригонометрических уравнений. | 2 | 2 | | 2 | |
1.3.8. Простейшие тригонометрические неравенства. Решение тригонометрических неравенств. | 2 | 2 | 2 | | 2 |
Тема 1.4. | 14 | 14 | 8 | 6 | 6 |
1.4.1. Функции. Область определения и множество значений. График функции. Преобразования графиков функций. | 2 | 2 | 2 | | 2 |
1.4.2. Свойства функции: монотонность, четность, нечетность, ограниченность, периодичность. | 2 | 2 | | 2 | |
1.4.3. Промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения, точки экстремума. Графическая интерпретация. | 2 | 2 | 2 | | 2 |
1.4.4. Обратные функции. Область определения и область значений обратной функции. График обратной функции. | 2 | 2 | | 2 | |
1.4.5. Арифметические операции над функциями. Сложная функция. | 2 | 2 | 2 | | |
1.4.6. Степенная, показательная функции, их свойства и графики | 2 | 2 | 2 | | 2 |
1.4.7. Логарифмическая и тригонометрические функции, их свойства и графики. | 2 | 2 | | 2 | |
Раздел 2. Начала математического анализа | 30 | 30 | 18 | 12 | 16 |
Тема 2.1. | 8 | 8 | 4 | 4 | 6 |
2.1.1. Последовательности. Способы задания и свойства числовых последовательностей. Предел последовательности. Суммирование последовательностей. | 1 | 1 | 1 | | 2 |
2.1.2. Производная. Понятие о производной функции, ее геометрический и физический смысл. Уравнение касательной к графику функции. | 1 | 1 | | 2 | |
2.1.3. Производные суммы, разности, произведения частного. Производные основных элементарных функций. | 2 | 2 | 1 | | 2 |
2.1.4. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. | 2 | 2 | | 2 | |
2.1.5. Вторая производная, ее геометрический и физический смысл. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. | 2 | 2 | 2 | | 2 |
Тема 2.2. Интеграл и его приложения | 8 | 8 | 6 | 2 | 4 |
2.2.1. Первообразная..Определение первообразной функции. | 2 | 2 | | 2 | |
2.2.2. Неопределённый интеграл и его свойства. | 2 | 2 | 2 | | 2 |
2.2.3. Определённый интеграл. Основные свойства и вычисление определённого интеграла. | 2 | 2 | 2 | | |
2.2.4. Применение определенного интеграла для нахождения площади криволинейной трапеции. Формула Ньютона-Лейбница. | 2 | 2 | 2 | | 2 |
Тема 2.3. Уравнения и неравенства | 14 | 14 | 8 | 6 | 6 |
2.3.1. Равносильность уравнений, неравенств, систем. | 2 | 2 | | 2 | |
2.3.2. Рациональные и иррациональные уравнения и системы уравнений. Основные приемы их решения. | 2 | 2 | 2 | | 2 |
2.3.3. Показательные и тригонометрические уравнения и системы уравнений. Основные приемы их решения. | 3 | 3 | 1 | 2 | |
2.3.4. Рациональные и иррациональные неравенства. Основные приемы их решения. | 2 | 2 | 2 | | 2 |
2.3.5. Показательные и тригонометрические неравенства. Основные приемы их решения. | 2 | 2 | 2 | | 2 |
2.3.6. Метод интервалов. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем. | 3 | 3 | 1 | 2 | |
Раздел 3. Комбинаторика, статистика и теория вероятностей. | 10 | 10 | 6 | 4 | 6 |
Тема 3. 1. Элементы комбинаторики | 4 | 4 | 2 | 2 | 2 |
3.1.1. Основные понятия комбинаторики. Задачи на подсчет числа размещений, перестановок, сочетаний. Задачи на перебор вариантов. | 2 | 2 | 2 | | 2 |
3.1.2. Формула бинома Ньютона. Свойства биноминальных коэффициентов. Треугольник паскаля. | 2 | 2 | | 2 | |
Тема 3. 2. Элементы теории вероятностей | 2 | 2 | 2 | | 2 |
3.2.1. Событие, вероятность события, сложение и умножение вероятностей. | 2 | 2 | 2 | | 2 |
Тема 3. 3. | 4 | 4 | 2 | 2 | 2 |
3.3.1. Представление данных (таблицы, диаграммы, графики). Понятие о задачах математической статистики. | 2 | 2 | 2 | | 2 |
3.3.2. Решение практических задач с применение вероятностных методов. | 2 | 2 | | 2 | |
Раздел 4. Геометрия | 56 | 56 | 34 | 22 | 28 |
Тема 4.1. | 14 | 14 | 10 | 4 | 6 |
4.1.1. Аксиомы стереометрии. Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Угол между прямыми. | 2 | 2 | 2 | | 2 |
4.1.2. Параллельность прямой и плоскости. Параллельность плоскостей. | 2 | 2 | 2 | | 2 |
4.1.3. Перпендикулярность прямой и плоскости. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Угол между плоскостями. Перпендикулярность двух плоскостей. | 3 | 3 | 1 | 2 | |
4.1.4. Решение задач на перпендикулярность прямой и плоскости, двух плоскостей. | 3 | 3 | 1 | 2 | |
4.1.5. Геометрические преобразования пространства: параллельный перенос, симметрия относительно плоскости. | 2 | 2 | 2 | | 2 |
4.1.6. Параллельное проектирование. Изображение пространственных фигур. | 2 | 2 | 2 | | 2 |
Тема 4.2. Многогранники | 14 | 14 | 8 | 6 | 6 |
4.2.1. Вершины, ребра, грани многогранника. Развертка. Многогранные углы. | 2 | 2 | 2 | | |
4.2.2. Прямая и наклонная призмы. Правильная призма. Параллелепипед. Куб. | 2 | 2 | | 2 | |
4.2.3.Пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида. Тетраэдр. | 2 | 2 | 2 | | 2 |
4.2.4. Решение задач на вычисление площади поверхности призмы, пирамиды. | 3 | 3 | 2 | | 2 |
4.2.5. Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника. | 1 | 1 | | 2 | |
4.2.6. Симметрии в кубе, параллелепипеде, призме и пирамиде. | 2 | 2 | 2 | | 2 |
4.2.7. Сечения куба, призмы, пирамиды. | 2 | 2 | | 2 | |
Тема 4.3. Тела и поверхности вращения | 8 | 8 | 6 | 2 | 4 |
4.3.1. Цилиндр. Площадь боковой и полной поверхностей цилиндра | 3 | 3 | 3 | | 2 |
4.3.2. Конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Сечения конуса. | 3 | 3 | 1 | 2 | |
4.3.3. Шар и сфера, их сечения. Касательная плоскость к сфере. Площади поверхностей сферы и её частей. | 2 | 2 | 2 | | 2 |
Тема 4.4. Измерения в геометрии | 10 | 10 | 4 | 6 | 4 |
4.4.1. Объем и его измерение. Интегральная формула объема. | 2 | 2 | 2 | | 2 |
4.4.2. Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра, пирамиды, конуса. | 2 | 2 | | 2 | |
4.4.3. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади сферы | 2 | 2 | 2 | | 2 |
4.4.4. Подобие тел. Отношения подобия площадей поверхностей и объемов подобных тел. | 2 | 2 | 1 | 2 | |
4.4.5. Вычисление объёмов фигур вращения с помощью определённого интеграла. | 2 | 2 | 1 | 2 | |
Тема 4.5. Координаты и векторы | 10 | 10 | 6 | 4 | 6 |
4.5.1. Прямоугольная (декартова) система координат в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. | 2 | 2 | 2 | | 2 |
4.5.2. Уравнения сферы, плоскости и прямой. | 2 | 2 | 2 | | 2 |
4.5.3. Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Операции над векторами. Угол между векторами. | 2 | 2 | | 2 | |
4.5.4. Проекция вектора на ось. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. | 2 | 2 | 2 | | 2 |
4.5.5. Использование координат и векторов при решении математических и прикладных задач. | 2 | 2 | | 2 | |
Экзамен | | | | | |
Итого | 156 | 156 | 96 | 60 | 78 |
1 семестр
Раздел 1. Алгебра (58 ч).
Тема 1.1. Развитие понятия о числе (8 ч)
1.1.2. Действительные числа (2 ч)
Цель: закрепление умения работать с целыми, рациональными и действительными числами.
Практическая работа №1
Рекомендации:
При выполнении заданий необходимо:
Раскладывать числа на простые множители;
Переводить смешанные дроби в неправильные и наоборот;
Переводить десятичные дроби в обыкновенные и наоборот;
Упрощать выражения;
Приводить дроби к общему знаменателю.
Практическая работа №1 Тема «Целые и рациональные числа. Действительные числа» Базовый уровень Задание 1. Сократить дроби:; Расположить числа в порядке возрастания: ; -3; 0; ; Задание 2. Сравнить числа: и ; - и- Повышенный уровень Задание 3 Найти значения выражений: 48-(66,4-66,25)•()+28,2:5-44,2 | Практическая работа №1 Тема «Целые и рациональные числа. Действительные числа» Базовый уровень Задание 1. Сократить дроби:; Расположить числа в порядке убывания: ; 3; ; ; 0; Задание 2. Сравнить числа: и ; - и- Повышенный уровень Задание 3 Найти значения выражений: + 64,5•( - ) – 5:( + )•2,25 |
1.1.4. Комплексные числа. Действия над комплексными числами в алгебраической форме (2 ч)
Цель: закрепление умения выполнять приближенные вычисления, работать с комплексными числами.
Практическая работа №2
Рекомендации:
При выполнении заданий необходимо:
Переводить обыкновенные дроби в десятичные и наоборот;
Упрощать выражения;
Выполнять простейшие действия с комплексными числами.
Практическая работа №2 Тема «Приближённые вычисления. Комплексные числа» Базовый уровень Задание 1. Обратите обыкновенные дроби в десятичные десятичные периодические: ; . Обратите чистые периодические десятичные дроби в обыкновенные: 0,(72); b. 0,(918). Задание 2. Выполните сложение комплексных чисел: ; Выполните действия: ; Повышенный уровень Задание 3. Электрическая цепь состоит из трех последовательно соединенных проводников с сопротивлениями r1=4,8±0,05 (Ом), r2=6,25±0,005 (Ом), r3=7,725±0,05 (Ом). Вычислите общее сопротивление цепи R по формуле R=r1 + r2 + r3. Найдите абсолютную и относительную погрешности. С какой точностью следует измерить сторону квадрата, чтобы относительная погрешность не превышала 0,3%? Приближенное значение стороны квадрата равно 6 м. | Практическая работа №2 Тема «Приближённые вычисления. Комплексные числа» Базовый уровень Задание 1. Обратите обыкновенные дроби в десятичные десятичные периодические: ; . Обратите чистые периодические десятичные дроби в обыкновенные: 0,(72); b. 0,(918). Задание 2. 1.Выполните сложение комплексных чисел: ; 2.Выполните действия: ; Повышенный уровень Задание 3. Электрическая цепь состоит из трех последовательно соединенных проводников с сопротивлениями r1=4,8±0,05 (Ом), r2=6,25±0,005 (Ом), r3=7,725±0,05 (Ом). Вычислите общее сопротивление цепи R по формуле R=r1 + r2 + r3. Найдите абсолютную и относительную погрешности. С какой точностью следует измерить сторону квадрата, чтобы относительная погрешность не превышала 0,3%? Приближенное значение стороны квадрата равно 6 м. |
Тема 1.2. Корни, степени, логарифмы (20 ч)
1.2.3. Преобразование выражений, содержащих радикалы (2 ч)
Цель: повторить и обобщить знания учащихся об арифметическом корне натуральной степени и его свойствах; закрепить умение применять свойства корней натуральной степени из числа при решении задач.
Практическая работа №3
Рекомендации:
При выполнении заданий необходимо:
Преобразовывать корни к простейшему виду;
Возводить числа в натуральную степень и вносить под знак радикала.
Практическая работа №3 Тема «Корни и степени. Корни натуральной степени из числа и их свойства» Базовый уровень Задание 1. Ввести множитель под знак корня: ; ; а• Выполнить действия: ; ( )3 Задание 2. Упростить выражения: ; Проверить равенство: Повышенный уровень Задание 3. 1.Выполнить сложение и вычитание корней: 2.Выполнить действия: ; | Практическая работа №3 Тема «Корни и степени. Корни натуральной степени из числа и их свойства» Базовый уровень Задание 1. Ввести множитель под знак корня: ; ; а• Выполнить действия: ; ( )3 Задание 2. Упростить выражения: ; Проверить равенство: Повышенный уровень Задание 3. 1.Выполнить сложение и вычитание корней: 2.Выполнить действия: ; |
1.2.6. Преобразование алгебраических выражений (2 ч)
Цель: закрепление умения работать с целыми, рациональными и действительными числами.
Практическая работа №4
Рекомендации:
При выполнении заданий необходимо:
Преобразовывать алгебраические дроби;
Решать уравнения и системы уравнений.
Практическая работа №4 Тема «Преобразование алгебраических выражений» Базовый уровень Задание 1. Решить уравнения: Задание 2. Решить систему уравнений: Повышенный уровень Задание 3. Упростите выражение: | Практическая работа №4 Тема «Преобразование алгебраических выражений» Базовый уровень Задание 1. Решить уравнения: Задание 2. Решить систему уравнений: Повышенный уровень Задание 3. Упростите выражение: |
1.2.9. Преобразование логарифмических выражений (2 ч)
Цель: закрепить свойства логарифмов и умение их применять в ходе решения задач.
Практическая работа №5
Рекомендации:
При выполнении заданий необходимо:
Пользоваться определением логарифма;
Решать простейшие показательные уравнения;
Применять свойства логарифмов.
Практическая работа №5 Тема «Преобразование степенных, показательных, логарифмических выражений» Базовый уровень Задание 1. Вычислите: ; ; Найдите значение выражения: ; ; ; Задание 2. Найдите x, если: Повышенный уровень Задание 3. Найти область определения функции Построить график функции по точкам
| Практическая работа №5 Тема «Преобразование степенных, показательных, логарифмических выражений» Базовый уровень Задание 1. Вычислите: ; ; 2.Найдите значение выражения: ; ; ; Задание 2. Найдите x, если: ; Повышенный уровень Задание 3. Найти область определения функции Построить график функции по точкам
|
Тема 1.3. Основы тригонометрии (16 ч)
Формулы приведения (2 ч)
Цель: закрепить знание тригонометрических формул, научить применять их в преобразовании простейших тригонометрических выражений.
Практическая работа №6
Рекомендации:
При выполнении заданий необходимо:
Знать основные тригонометрические тождества, формулы приведения;
Уметь применять формулы для преобразования тригонометрических выражений.
Практическая работа №6 Тема «Формулы приведения» Базовый уровень Задание 1. Вычислите: Задание 2. Зная, что, вычислите Повышенный уровень Задание 3. Докажите тождество: | Практическая работа №6 Тема «Формулы приведения» Базовый уровень Задание 1. Вычислите: Задание 2. Зная, что, вычислите Повышенный уровень Задание 3. Докажите тождество: . |
1.3.5. Преобразование выражения А sin х+В cos х к виду С sin (х+t) (2 ч)
Цель: систематизировать знания, полученные студентами при изучении темы «Тригонометрические формулы», показать взаимосвязь основных формул тригонометрии; формировать навык преобразования тригонометрических выражений; выделить общие методы и приёмы решения задач, указав в них стандартные приёмы, продемонстрировать технику решения как простых, так и относительно сложных задач.
Практическая работа №7
Рекомендации:
При выполнении заданий необходимо:
Знать основные тригонометрические тождества, формулы приведения;
Уметь применять формулы для преобразования тригонометрических выражений.
Практическая работа №7 Тема «Преобразование выражения А sin х+В cos х к виду С sin (х+t)» Базовый уровень Задание 1. Вычислите: Задание 2. Упростить выражение: а) б) в) Повышенный уровень Задание 3. Преобразуйте в произведение: Задание 4. Докажите тождество: |
1.3.7. Простейшие тригонометрические уравнения. Решение тригонометрических уравнений (2 ч)
Цель: закрепить умения решения простейших тригонометрических уравнений.
Практическая работа №8
Рекомендации:
При выполнении заданий необходимо:
Уметь выполнять преобразования тригонометрических функций;
Знать формулы корней простейших тригонометрических уравнений;
Уметь пользоваться таблицей значений тригонометрических функций «основных» углов.
Практическая работа №8 Тема «Простейшие тригонометрические уравнения. Решение тригонометрических уравнений» Базовый уровень Задание 1. Решите уравнения:
Задание 2. Решите уравнения:
Повышенный уровень Задание 3. Решите уравнение
Решите уравнение и найдите: -Наименьший положительный корень -Корни, принадлежащие промежутку
-Наибольший отрицательный корень -Корни, принадлежащие промежутку | Практическая работа №8 Тема «Простейшие тригонометрические уравнения. Решение тригонометрических уравнений» Базовый уровень Задание 1. Решите уравнения:
Задание 2. Решите уравнения:
Повышенный уровень Задание 3. 1.Решите уравнение
2.Решите уравнение и найдите: -Наименьший положительный корень -Корни, принадлежащие промежутку
-Наибольший отрицательный корень -Корни, принадлежащие промежутку |
Тема 1.4. Функции, их свойства и графики (14 ч)
1.4.2. Свойства функции: монотонность, четность, нечетность, ограниченность, периодичность (2 ч)
Цель: обобщить и расширить знания учащихся о свойствах функции, продолжить работу над формированием умения определять и описывать свойства функции по графику. Совершенствовать навыки исследования свойств функции, развивать творческие и познавательные способности учащихся.
Практическая работа №9
Рекомендации:
При выполнении заданий необходимо:
Знать способы задания функций;
Преобразовывать функции для того, чтобы построить их графики;
Уметь работать с графиками функций.
Практическая работа №9 Тема «Свойства функции: монотонность, чётность, нечётность, ограниченность, периодичность» Базовый уровень Задание 1. Установите, какие функции являются четными и нечетными:
Определите, какие из нижеследующих функций будут периодическими:
Постройте график функции Задание 2. 1.Постройте в одной системе координат графики функций . При каких значениях x каждая из этих функций убывает, возрастает, принимает наибольшее или наименьшее значение и какое именно? 2.Найдите область определения данных функций:
3.Начертите график какой-либо функции так, чтобы эта функция имела свойства: 1. D(y)=[-5;5] 2. E(y)=[-4;6] 3. Нули функции: х = -3 4. Возрастает в промежутках [-5;0] и [2;5]. Убывает в промежутке [0;2] 5. Наибольшее значение у(0)=3, наименьшее значение у(2)=1. Повышенный уровень Задание 3. Докажите, что произведение двух четных функций есть четная функция, произведение двух нечетных функций – четная функция, произведение четной и нечетной функций – нечетная функция. | Практическая работа №9 Тема «Свойства функции: монотонность, чётность, нечётность, ограниченность, периодичность» Базовый уровень Задание 1. Установите, какие функции являются четными и нечетными:
Определите, какие из нижеследующих функций будут периодическими:
Постройте график функции Задание 2. 1.Постройте в одной системе координат графики функций . При каких значениях x каждая из этих функций убывает, возрастает, принимает наибольшее или наименьшее значение и какое именно? 2.Найдите область определения данных функций:
3.Начертите график какой-либо функции так, чтобы эта функция имела свойства: 1. D(y)=[-5;5] 2. E(y)=[-4;6] 3. Нули функции: х = -3 4. Возрастает в промежутках [-5;0] и [2;5]. Убывает в промежутке [0;2] 5. Наибольшее значение у(0)=3, наименьшее значение у(2)=1. Повышенный уровень Задание 3. Докажите, что произведение двух четных функций есть четная функция, произведение двух нечетных функций – четная функция, произведение четной и нечетной функций – нечетная функция. |
1.4.4. Обратные функции. Область определения и область значений обратной функции. График обратной функции (2 ч)
Цель: обобщить и расширить знания учащихся о свойствах обратной функции, продолжить работу над формированием умения определять и описывать свойства обратной функции по графику. Совершенствовать навыки исследования свойств обратной функции, развивать творческие и познавательные способности учащихся.
Практическая работа №10
Рекомендации:
При выполнении заданий необходимо:
Знать способы задания формулой функций обратных данным;
Преобразовывать обратные функции для того, чтобы построить их графики;
Уметь работать с графиками функций.
Практическая работа №10 Тема «Обратные функции. Область определения и область значений обратной функции. График обратной функции» Базовый уровень Задание 1. Задайте формулой функцию, обратную данной функции:
Дано: и . Найти область определения и множество значений данных функций. Задание 2. Докажите, что данные функции являются взаимно обратными Для функции, заданной табличным способом, укажите, имеет она обратную функцию или нет; в случае положительного ответа постройте график обратной функции:
Повышенный уровень Задание 3. Постройте графики обратных функций для следующих функций:
Для функции у = f(x), график которой изображен на рисунке, постройте график обратной функции | Практическая работа №10 Тема «Обратные функции. Область определения и область значений обратной функции. График обратной функции» Базовый уровень Задание 1. Задайте формулой функцию, обратную данной функции:
Дано: и . Найти область определения и множество значений данных функций. Задание 2. Докажите, что данные функции являются взаимно обратными Для функции, заданной табличным способом, укажите, имеет она обратную функцию или нет; в случае положительного ответа постройте график обратной функции:
Повышенный уровень Задание 3. Постройте графики обратных функций для следующих функций:
Д ля функции у = f(x), график которой изображен на рисунке, постройте график обратной функции |
1.4.7. Логарифмическая и тригонометрические функции, их свойства и графики (2 ч)
Цель: закрепить понятие логарифмической и тригонометрической функции, области определения, множества значений функции, повторить способы задания функций, свойства функции, развить навыки работы с графиками функций.
Практическая работа №11
Рекомендации:
При выполнении заданий необходимо:
Знать способы задания формулой тригонометрические и логарифмические функции;
Преобразовывать данные функции для того, чтобы построить их графики;
Уметь работать с графиками функций;
Находить решение уравнения и неравенства из предложенного промежутка.
Практическая работа №11 Тема «Логарифмическая и тригонометрические функции, их свойства и графики» Базовый уровень Задание 1. Найдите область определения функции: Задание 2. Исследуйте функции на четность: 1) ; 2) ; 3). Задание 3. Построить график функции: Повышенный уровень Задание 4. Запишите все решения уравнения , принадлежащие промежутку . Задание 5. Запишите все решения неравенства , принадлежащие промежутку . | Практическая работа №11 Тема «Логарифмическая и тригонометрические функции, их свойства и графики» Базовый уровень Задание 1. Найдите область определения функции: Задание 2. Исследуйте функции на четность: 1) ; 2); 3). Задание 3. Построить график функции: Повышенный уровень Задание 4. Запишите все решения уравнения , принадлежащие промежутку . Задание 5. Запишите все решения неравенства , принадлежащие промежутку . |
Раздел 2. Начала математического анализа (30 ч)
Тема 2.1. Производная и ее приложения (8 ч)
2.1.2. Производная. Понятие о производной функции, ее геометрический и физический смысл. Уравнение касательной к графику функции (2 ч)
Цель: научиться находить производную, используя формулы и свойства; закрепить умения составлять уравнение касательной.
Практическая работа №12
Рекомендации:
При выполнении заданий необходимо уметь выполнять преобразования выражений.
Практическая работа №12 Тема «Производная. Уравнение касательной к графику функции» Базовый уровень Задание 1. Найти производные данных функций
Повышенный уровень Задание 2. Составить уравнение касательной и нормали к кривой y=f(x) в точке с абсциссой х0. 1) 2) 3) 4) | Практическая работа №12 Тема «Производная. Уравнение касательной к графику функции» Базовый уровень Задание 1. Найти производные данных функций Повышенный уровень Задание 2. Составить уравнение касательной и нормали к кривой y=f(x) в точке с абсциссой х0. 1) 2) 3) 4) |
2 семестр
Тема 2.1. Производная и ее приложения (8 ч)
Применение производной к исследованию функций и построению графиков (2 ч)
Цель: научиться применять производную для исследования функции. Закрепить умения проводить исследование функций; строить их графики.
Практическая работа №1
Рекомендации:
При выполнении заданий необходимо уметь выполнять преобразования выражений.
Практическая работа №1 Тема «Применение производной к исследованию функций и построению графиков» Базовый уровень Задание 1. Определите промежутки монотонности функций:
Восстановить порядок следования этапов исследования функции и построения ее графика: Построить график функции. Найти область определения функции. Выделить особые точки (точки разрыва). Проверить наличие вертикальных асимптот в точках разрыва и на границах области определения. Определить, является ли функция периодической или нет (только для тригонометрических функций, остальные непериодические, пункт пропускается). Найти точки экстремума и интервалы монотонности (возрастания и убывания) функции. Найти точки пересечения с осями координат Установить, является ли функция чётной или нечётной. Найти точки перегиба и интервалы выпуклости-вогнутости. Найти наклонные асимптоты функции. Задание 2. Найдите точки экстремума заданных функций и определите их характер:
2.Используя данные о производной , приведенные в таблице, укажите Промежутки возрастания функции; Промежутки убывания функции; Точки максимума и минимума функции.
Повышенный уровень Задание 3. Постройте эскиз графика какой-нибудь функции, обладающей указанными свойствами: Функция имеет две точки максимума, одну точку минимума и является ограниченной; Функция возрастает при x ≤ 1 и при x ≥ 5 и убывает на промежутке [1;5]; точка x=1 является критической, а точка x =5 – стационарной; Функция имеет разрыв в точке x = -2, максимум в точке x = -1 и минимум в точке x = 1; Функция имеет горизонтальную асимптоту y = 3 при , одну точку максимума и одну точку минимума. Исследуйте функцию и постройте её график:
| Практическая работа №1 Тема «Применение производной к исследованию функций и построению графиков» Базовый уровень Задание 1. Определите промежутки монотонности функций:
Восстановить порядок следования этапов исследования функции и построения ее графика: Построить график функции. Найти область определения функции. Выделить особые точки (точки разрыва). Проверить наличие вертикальных асимптот в точках разрыва и на границах области определения. Определить, является ли функция периодической или нет (только для тригонометрических функций, остальные непериодические, пункт пропускается). Найти точки экстремума и интервалы монотонности (возрастания и убывания) функции. Найти точки пересечения с осями координат Установить, является ли функция чётной или нечётной. Найти точки перегиба и интервалы выпуклости-вогнутости. Найти наклонные асимптоты функции. Задание 2. Найдите точки экстремума заданных функций и определите их характер:
2.Используя данные о производной , приведенные в таблице, укажите Промежутки возрастания функции; Промежутки убывания функции; Точки максимума и минимума функции.
Повышенный уровень Задание 3. Постройте эскиз графика какой-нибудь функции, обладающей указанными свойствами: Функция имеет две точки максимума, одну точку минимума и является ограниченной; Функция возрастает при x ≤ 1 и при x ≥ 5 и убывает на промежутке [1;5]; точка x=1 является критической, а точка x =5 – стационарной; Функция имеет разрыв в точке x = -2, максимум в точке x = -1 и минимум в точке x = 1; Функция имеет горизонтальную асимптоту y = 3 при , одну точку максимума и одну точку минимума. Исследуйте функцию и постройте её график:
|
Тема 2.2. Интеграл и его приложения (8 ч)
2.2.1. Первообразная. Определение первообразной функции (2 ч)
Цель: повторить и закрепить основные свойства первообразной, правила нахождения первообразной; отработать навыки вычисления неопределённого интеграла.
Практическая работа №2
Рекомендации:
При выполнении заданий необходимо знать правило нахождения первообразной, алгоритм вычисления неопределенного интеграла.
Практическая работа №2 Тема «Первообразная. Определение первообразной функции» Базовый уровень Задание 1. Доказать, что функция y=F(x) является первообразной для функции y=f(x), если: Задание 2. Найдите первообразную для функции: ; . Повышенный уровень Задание 3. Найдите неопределенный интеграл: ; | Практическая работа №2 Тема «Первообразная. Определение первообразной функции» Базовый уровень Задание 1. Доказать, что функция y=F(x) является первообразной для функции y=f(x), если:
Задание 2. Найдите первообразную для функции: ; . Повышенный уровень Задание 3. Найдите неопределенный интеграл: ; |
Тема 2.3. Уравнения и неравенства (14 ч)
2.3.1. Равносильность уравнений, неравенств, систем (2 ч)
Цель: систематизировать знания; выработать умения выбирать рациональным способом решения уравнений и неравенств; расширить и углубить представления студентов о решении уравнений и неравенств; организовать поисковую деятельность студентов при решении уравнений и неравенств.
Практическая работа №3
Рекомендации:
При выполнении заданий необходимо:
Преобразовывать выражения при решении уравнения и неравенств;
Выполнять тождественные преобразования с рациональными и иррациональными выражениями.
Практическая работа №3 Тема «Равносильность уравнений, неравенств, систем» Базовый уровень Задание 1. Решите уравнение Задание 2. Решите неравенство 1); 2); 3); 4); 5). Повышенный уровень Задание 3. Решить систему уравнений: 1) 2) | Практическая работа №3 Тема «Равносильность уравнений, неравенств, систем» Базовый уровень Задание 1. Решите уравнение 1) 2) Задание 2. Решите неравенство 1); 2); 3); 4); 5). Повышенный уровень Задание 3. Решить систему уравнений: 1) 2) |
2.3.3. Показательные и тригонометрические уравнения и системы уравнений. Основные приемы их решения (2 ч)
Цель: обобщить и систематизировать знания студентов при изучении основных формул тригонометрических и показательных выражений; закрепить приемы и способы решения уравнений и систем уравнений; развивать навыки сравнения при решении; воспитывать такие качества характера, как настойчивость в достижении цели.
Практическая работа №4
Рекомендации:
При выполнении заданий необходимо:
Решать простейшие показательные и тригонометрические уравнения и
систем уравнений;
Применять изученные свойства и правила.
Практическая работа №4 Тема «Показательные и тригонометрические уравнения и системы уравнений» Базовый уровень Задание 1. Решите уравнения: sin2x + 2sinx = 3 Задание 2. Решите системы уравнений:
Повышенный уровень Задание 3. В треугольнике АВС АВ=6 дм, АС=5 дм. Найдите угол А, если площадь треугольника на 1 дм2 больше площади квадрата, сторона которого равна расстоянию от вершины В до АС. | Практическая работа №4 Тема «Показательные и тригонометрические уравнения и системы уравнений» Базовый уровень Задание 1. Решите уравнения: sin2x + 2sinx = 3 Задание 2. Решите системы уравнений:
Повышенный уровень Задание 3. В треугольнике АВС АВ=6 дм, АС=5 дм. Найдите угол А, если площадь треугольника на 1 дм2 больше площади квадрата, сторона которого равна расстоянию от вершины В до АС. |
2.3.6. Метод интервалов. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем (2 ч)
Цель: закрепление умения работать с рациональными и иррациональными выражениями при решении уравнений и систем уравнений.
Практическая работа №5
Рекомендации:
При выполнении заданий необходимо уметь выполнять преобразования выражений.
Практическая работа №5 Тема «Метод интервалов. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем» Базовый уровень Задание 1. Используя метод интервалов, решите неравенства: Задание 2. Найти целочисленные решения систем уравнений:
Окружность, изображенная на рисунке, задается первым уравнением системы. Укажите в ответе, сколько решений будет иметь система. Повышенный уровень Задание 3. Изобразить область, заданную на координатной плоскости системами:
| Практическая работа №5 Тема «Метод интервалов. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем» Базовый уровень Задание 1. Используя метод интервалов, решите неравенства: Задание 2. Найти целочисленные решения систем уравнений: Окружность, изображенная на рисунке, задается первым уравнением системы. Укажите в ответе, сколько решений будет иметь система. Повышенный уровень Задание 3. Изобразить область, заданную на координатной плоскости системами:
|
Раздел 3. Комбинаторика, статистика и теория вероятностей (10 ч)
Тема 3. 1. Элементы комбинаторики (4 ч)
3.1.2. Формула бинома Ньютона. Свойства биноминальных коэффициентов. Треугольник Паскаля (2 ч)
Цель: закрепить основные понятия комбинаторики, научиться применять формулу бинома Ньютона при решении задач, вычислять биноминальные коэффициенты, строить треугольник Паскаля, научиться решать ряд практических задач, используя треугольник Паскаля.
Практическая работа №6
Рекомендации:
При выполнении заданий необходимо знать формулы и правила бинома Ньютона.
Практическая работа №6 Тема «Формула бинома Ньютона. Свойства биноминальных коэффициентов. Треугольник паскаля» Базовый уровень Задание 1. Проверить справедливость разложений биномов: Найти восьмой член разложения бинома Задание 2. Найти показатель степени бинома, если биноминальные коэффициенты четвертого и шестого членов разложения равны между собой. Найти x из заданного условия: Пятый член разложения бинома равен 5/9. Разность между пятым и третьим членами разложения бинома равна 300. Повышенный уровень Задание 3. Решить задачу: Из пункта А по сети дорог идет группа из 27 человек. На каждом перекрестке, начиная с а, пришедшие туда люди, делятся пополам – половина идет по направлению l, половина – по направлению m. Сколько человек придет в пункты В, C, D,…., I соответственно? |
Тема 3. 3. Элементы математической статистики (4 ч)
3.3.2. Решение практических задач с применением вероятностных методов (2 ч)
Цель: освоить табличное представления данных; познакомить с задачами математической статистики.
Практическая работа №7
Рекомендации:
При выполнении заданий необходимо алгоритм решения вероятностных задач с применением вероятностных методов.
Практическая работа №7 Тема «Решение практических задач с применением вероятностных методов» Базовый уровень Задание 1. Дискретная случайная величина x имеет закон распределения вероятностей. Найти ее математическое ожидание. Закон распределения случайной величины
По статистическому распределению выборки, представленному в таблице, установите ее объем. Закон распределения случайной величины
Найдите среднюю выборочную (математическое ожидание) и среднеквадратичное отклонение ряда 5,2-3,4,5. Двум группам испытуемых, в каждой из которых было по 10 человек, предложили оценить у себя степень владении двумя коммуникативными навыками по 10-бальной шкале (таблица). Проверьте, различаются ли группы по уровню владения данными навыками. Повышенный уровень Задание 3.
В эксперименте, проводимом в НПК №2, участвовали 16 студентов. Им предлагались задачи на разные темы. Каждому студенту необходимо было решить только одну группу задач. У исследователя сложилось впечатление, что над некоторым задачами испытуемые продолжали думать дольше, чем над другими. Показатели длительности приведены в таблице. Можно ли утверждать, что длительность решения каждой из четырех групп задач примерно одинакова?
|
Раздел 4. Геометрия (56 ч)
Тема 4.1. Прямые и плоскости в пространстве (14 ч)
4.1.3. Перпендикулярность прямой и плоскости. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Угол между плоскостями. Перпендикулярность двух плоскостей (2 ч)
Цель: рассмотреть способы взаимного расположения прямой и плоскости, плоскостей в пространстве. Закрепить определение перпендикулярных прямых и прямой, перпендикулярной к плоскости; определение угла между прямой и плоскостью, двугранного угла, линейного угла; определение перпендикулярных плоскостей. Научиться применять основные теоремы о перпендикулярности в пространстве при решении задач.
Практическая работа №8
Рекомендации:
При выполнении заданий необходимо:
Знать определения и свойства перпендикулярности прямой и плоскости, перпендикулярность двух плоскостей;
Обосновывать свою точку зрения при доказательстве.
Практическая работа №8 Тема «Прямые и плоскости в пространстве» Базовый уровень Задание 1. Сторон правильного треугольника АВС равна 2√3 см. К его плоскости проведен перпендикуляр АК, равный 4см. Найдите расстояние от точки К до стороны ВС. Через сторону АВ прямоугольника ABCD проведена плоскость α. Сторона CD удалена от этой плоскости на 3 см, СВ=6см, CD=8см. Найдите:1)угол между прямой DA и плоскостью α ,2)синус угла между прямой BD и плоскостью α.
Катет АС прямоугольного ΔАВС с прямым углом С лежит в плоскости α., а угол между плоскостями α и ΔАВС равен 600 . Найдите расстояние от точки В до плоскости α, если АС=5см, АВ=13см. Плоскости прямоугольных треугольников АВС и АВК перпендикулярны. АВ=8см, АК=10см, ﮮАВК=ﮮАВС=900 , ﮮВАС=450 . Вычислите расстояние между точками К и С. Задание 2. Стороны прямоугольника ABCD равны 6см и 6√3 см. К плоскости прямоугольника через точку пересечения его диагоналей проведен перпендикуляр ОК, равный 6см. Найдите угол между плоскостью прямоугольника и прямыми КА, КВ, КС и KD. Плоскости квадратов АВСD и АВКМ перпендикулярны, МК=а. Найдите расстояние между точками D и М, К и С.
Повышенный уровень Задание 3. К плоскости ромба ABCD, в котором ﮮА=450 ,АВ=8см, проведен перпендикуляр МС, равный 7см. Найдите расстояние от точки М до сторон ромба. К плоскости прямоугольного равнобедренного треугольника АВС (ﮮС=900 ) проведен перпендикуляр МВ, равный а, АС=а. Найдите угол между :1) прямой МА и плоскостью ΔАВС; 2) прямой МС и плоскостью ΔАМВ. Тупоугольный ΔАВС (ﮮВ=1500 и АВ=АС) расположен стороной АВ на плоскости α и его плоскость составляет с плоскостью α угол в 600. Проекция вершины С на плоскость α удалена от АВ на 12см. Найдите площадь ΔАВС. Плоскости равносторонних треугольников ΔАВС и ΔАВD перпендикулярны. Вычислите угол между:1) прямой DC и плоскостью АВС, 2) плоскостями АDC и ВDC. |
Решение задач на перпендикулярность прямой и плоскости, двух плоскостей (3 ч)
Цель: закрепить вопросы теории по данной теме; выработать навык решения основных типов задач на перпендикулярность прямой и плоскости и перпендикулярность плоскостей.
Практическая работа №9
Рекомендации:
При выполнении заданий необходимо:
Знать определения и свойства перпендикулярности прямой и плоскости, перпендикулярности плоскостей;
Обосновывать свою точку зрения при доказательстве.
Практическая работа №9 Тема «Решение задач на перпендикулярность прямой и плоскости, двух плоскостей» Базовый уровень Задание 1. Через центр O квадрата ABCD проведена прямая OK, перпендикулярная плоскости этого квадрата. Докажите, что прямая AK перпендикулярна прямой BD. Задание 2. Дан куб A…D1. Докажите перпендикулярность плоскостей: а) AA1D1 и D1B1C1; б) A1B1D и BB1C1. Точка M принадлежит боковой грани ABD треугольной пирамиды ABCD, у которой AB = BD и AC = CD. Постройте сечение этой пирамиды плоскостью, проходящей через точку M и перпендикулярной прямой AD. Задание 4. Докажите, что две плоскости a и b параллельны, если они перпендикулярны плоскости g и пересекают ее по параллельным прямым. | Практическая работа №9 Тема «Решение задач на перпендикулярность прямой и плоскости, двух плоскостей» Базовый уровень Задание 1. Через точку M – середину стороны AB равностороннего треугольника ABC проведена прямая MH, перпендикулярная плоскости этого треугольника. Докажите перпендикулярность прямых AB и HC. Задание 2. Дан куб A…D1. Докажите перпендикулярность плоскостей: а) ABD и DCC1; б) AB1C1 и ABB1. В прямоугольном параллелепипеде A…D1 постройте сечение, проходящее через точку K, внутреннюю точку диагонального сечения AA1C1C, и перпендикулярное прямой BB1. Задание 4. Докажите, что прямая a и плоскость a, перпендикулярные одной и той же плоскости b, параллельны, если прямая a не лежит в плоскости a. |
Тема 4.2. Многогранники (14 ч)
4.2.2. Прямая и наклонная призмы. Правильная призма. Параллелепипед. Куб (2 ч)
Цель: в ходе решения задач закрепить понятия прямой, наклонной, правильной призм, их элементов (основания, боковые грани, боковые ребра, стороны основания, вершины, высота призмы); повторить теорему Пифагора, свойства прямоугольного треугольника, формулу Герона. Повторить свойства прямоугольного параллелепипеда, куба, научиться применять сведения о взаимном расположении прямых и плоскостей при решении практических задач.
Практическая работа №10
Рекомендации:
При выполнении заданий необходимо:
Знать основные свойства призмы, параллелепипеда, куба;
Уметь применять формулы для решения задач.
Уметь строить сечение.
Практическая работа №10 Тема «Прямая и наклонная призмы. Правильная призма. Параллелепипед. Куб» Базовый уровень Задание 1. Определить ребро куба, если его поверхность равна 5046 см2 Определить поверхность прямоугольного параллелепипеда по трём его измерениям: а =10 см, b = 22 см и с = 16 см. Диагональ правильной четырёхугольной призмы равна 9 см, а полная поверхность её равна 144 см2. Определить сторону основания и боковое ребро. Задание 2. В наклонной треугольной призме расстояния между боковыми рёбрами равны 37 см, 15 см и 26 см, а боковая поверхность равновелика перпендикулярному сечению. Определить боковое ребро. В прямом параллелепипеде стороны основания 3 см и 8 см; угол между ними содержит 60°. Боковая поверхность параллелепипеда равна 220 см2. Определить полную поверхность и площадь меньшего диагонального сечения. Повышенный уровень Задание 3. Основанием наклонной, призмы служит правильный треугольник со стороной а; длина бокового ребра равна b; одно из боковых рёбер образует с прилежащими сторонами основания углы в 45°. Определить боковую поверхность этой призмы. | Практическая работа №10 Тема «Прямая и наклонная призмы. Правильная призма. Параллелепипед. Куб» Базовый уровень Задание 1. Определить ребро куба, если его поверхность равна 793 1/2 дм2. Определить поверхность прямоугольного параллелепипеда по трём его измерениям: а =10 см, b = 22 см и с = 16 см. Расстояние между боковыми рёбрами наклонной треугольной призмы: 2 см, 3 см и 4 см; боковая поверхность равна 45 см2. Найти боковое ребро. Задание 2. В наклонной треугольной призме расстояния между боковыми рёбрами равны 37 см, 15 см и 26 см, а боковая поверхность равновелика перпендикулярному сечению. Определить боковое ребро. В прямой треугольной призме стороны основания относятся как 17 : 10 : 9, а боковое ребро равно 16 см; полная поверхность этой призмы содержит 1440 см2, Определить стороны основания. Повышенный уровень Задание 3. Основанием наклонной, призмы служит правильный треугольник со стороной а; длина бокового ребра равна b; одно из боковых рёбер образует с прилежащими сторонами основания углы в 45°. Определить боковую поверхность этой призмы. |
4.2.5. Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника (1 ч)
Цель: научиться определять симметрию в пространстве, её количество в данных фигурах; умение видеть отличие правильного многоугольника.
Практическая работа №11
Рекомендации:
При выполнении заданий необходимо: уметь анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, пользуясь дополнительной литературой.
Форма контроля: сообщение на уроке.
4.2.7. Сечения куба, призмы, пирамиды (2 ч)
Цель: формирование и развитие у студентов пространственных представлений; выработка навыков решения задач на построение сечений простейших многогранников.
Практическая работа №12
Рекомендации:
При выполнении заданий необходимо умение применять теоретический материал на практике.
Практическая работа №12 Т ема «Сечения куба, призмы, пирамиды» Базовый уровень Задание 1. Постройте точку пересечения прямой АВ с плоскостью МДК. Задание 2. Постойте сечение, проходящее через указанные точки. Задание 3. Постройте сечение тетраэдра плоскостью, проходящей через точки А, В, С. Повышенный уровень Задание 4. Докажите, что сечение призмы, параллельное основаниям, равно основаниям. З адание 5. Постройте сечение четырехугольной призмы плоскостью, проходящей через сторону основания и одну из вершин другого основания. |
Тема 4.3. Тела и поверхности вращения (8 ч)
4.3.2. Конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Сечения конуса (2 ч)
Цель: в ходе решения задач закрепить формулы площади боковой и полной поверхностей конуса.
Практическая работа №13
Рекомендации:
При выполнении заданий необходимо уметь находить площади боковой и полной поверхностей конуса по данным формулам.
Практическая работа №13 Тема «Конус. Усечённый конус» Базовый уровень Задание 1. Радиус основания цилиндра равен 3 см, высота – 8 см. Найти длину диагонали осевого сечения и острый угол её наклона к плоскости основания. Площадь осевого сечения конуса равна 48 см2, а его образующая составляет с плоскостью основания угол 60. Вычислить площадь основания конуса. Задание 2. Радиусы оснований усечённого конуса составляет 18 см и 30 см, образующая составляет 20 см. Найти расстояние от центра меньшего основания до окружности большего. Повышенный уровень Задание 3. Конусообразная палатка высотой 3,5 м и диаметром основания 4 м покрыта парусиной. Сколько квадратных метров парусины пошло на палатку? Крыша башни имеет форму конуса. Высота крыши равна 2 м, диаметр башни равен 6 м. Сколько листов кровельного железа потребовалось для покрытия крыши, если лист имеет размеры 0,7 м х 1,4 м, и на швы пошло 10% требующегося железа? | Практическая работа №13 Тема «Конус. Усечённый конус» Базовый уровень Задание 1. Радиус основания цилиндра равен 3 см, высота – 8 см. Найти длину диагонали осевого сечения и острый угол её наклона к плоскости основания. Площадь осевого сечения конуса равна 48 см2, а его образующая составляет с плоскостью основания угол 60. Вычислить площадь основания конуса. Задание 2. Радиусы оснований усечённого конуса составляет 18 см и 30 см, образующая составляет 20 см. Найти расстояние от центра меньшего основания до окружности большего. Повышенный уровень Задание 3. Конусообразная палатка высотой 3,5 м и диаметром основания 4 м покрыта парусиной. Сколько квадратных метров парусины пошло на палатку? Крыша башни имеет форму конуса. Высота крыши равна 2 м, диаметр башни равен 6 м. Сколько листов кровельного железа потребовалось для покрытия крыши, если лист имеет размеры 0,7 м х 1,4 м, и на швы пошло 10% требующегося железа? |
Тема 4.4. Измерения в геометрии (10 ч)
4.4.2. Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра, пирамиды, конуса (2 ч)
Цель: в ходе решения задач закрепить формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра, пирамиды, конуса.
Практическая работа №14
Рекомендации:
При выполнении заданий необходимо уметь анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Практическая работа №14 Тема «Формулы объёма куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра, пирамиды, конуса» Базовый уровень Задание 1. Найти объем прямоугольного параллелепипеда, стороны основания которого равны 11, 12, 15 соответственно. Найти объем прямой призмы ABCDA1B1C1D1, если , AB=5 см, АС=3 см и наибольшая из площадей боковых граней равна 35 см2. Задание 2. Основанием пирамиды служит равнобедренный треугольник АВС, в котором АВ=ВС=13 см, АС=10 см. Каждое боковое ребро пирамиды образует с ее высотой угол в 300. Вычислите объем пирамиды. Найдите объем конуса, если образующая равна 13 см, а площадь осевого сечения равна 60 см2. Повышенный уровень Задание 3. Алюминиевый провод диаметром 4 мм имеет массу 6,8 кг. Найдите длину провода (плотность алюминия 2,6 г/см3). За сутки человек совершает вдох и выдох примерно 23 000 раз. За один вдох в легкие поступает 500 см3 воздуха. Какой объем воздуха ( в литрах) проходит через легкие человека за сутки? Больному прописали глазные капли: по 2 капли 3 раза в день в оба глаза. Во флаконе 10 мл лекарства. Объем капли 1/9 мл. Хватит ли одного флакона на неделю? | Практическая работа №14 Тема «Формулы объёма куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра, пирамиды, конуса» Базовый уровень Задание 1. Найти объем прямоугольного параллелепипеда, стороны основания которого равны 11, 12, 15 соответственно. Найти объем прямой призмы ABCDA1B1C1D1, если , AB=5 см, АС=3 см и наибольшая из площадей боковых граней равна 35 см2. Задание 2. Основанием пирамиды служит равнобедренный треугольник АВС, в котором АВ=ВС=13 см, АС=10 см. Каждое боковое ребро пирамиды образует с ее высотой угол в 300. Вычислите объем пирамиды. Найдите объем конуса, если образующая равна 13 см, а площадь осевого сечения равна 60 см2. Повышенный уровень Задание 3. Алюминиевый провод диаметром 4 мм имеет массу 6,8 кг. Найдите длину провода (плотность алюминия 2,6 г/см3). За сутки человек совершает вдох и выдох примерно 23 000 раз. За один вдох в легкие поступает 500 см3 воздуха. Какой объем воздуха ( в литрах) проходит через легкие человека за сутки? Больному прописали глазные капли: по 2 капли 3 раза в день в оба глаза. Во флаконе 10 мл лекарства. Объем капли 1/9 мл. Хватит ли одного флакона на неделю? |
4.4.4. Подобие тел. Отношения подобия площадей поверхностей и объемов подобных тел (2 ч)
Цель: сформировать умение определять подобие тел; научиться решать задачи на подобие площадей и объёмов подобных тел; развитие умений работать самостоятельно.
Практическая работа №15
Рекомендации:
При выполнении заданий необходимо умение применять теоретический материал на практике.
Практическая работа №15 Тема «Подобие тел. Отношения подобия площадей поверхностей и объёмов подобных тел» Базовый уровень Задание 1. Объем конуса равен 16. Через середину высоты параллельно основанию конуса проведено сечение, которое является основанием меньшего конуса с той же вершиной. Найдите объем меньшего конуса. Во сколько раз увеличится объем куба, если его ребра увеличить в три раза? Задание 2. Площадь полной поверхности конуса равна 12. Параллельно основанию конуса проведено сечение, делящее высоту пополам. Найдите площадь полной поверхности отсеченного конуса. Объем одного куба в 8 раз больше объема другого куба. Во сколько раз площадь поверхности первого куба больше площади поверхности второго куба? Повышенный уровень Задание 3. Чашка диаметром 8 см и высотой 10 см вмещает 0.5 литра воды. Каких размеров должна быть подобная чашка, вмещающая 4 литра воды ? Один человек на 1/4 ниже другого. Каково отношение поверхностей их тел, считая, что оба тела геометрически подобны? | Практическая работа №15 Тема «Подобие тел. Отношения подобия площадей поверхностей и объёмов подобных тел» Базовый уровень Задание 1. Объем конуса равен 16. Через середину высоты параллельно основанию конуса проведено сечение, которое является основанием меньшего конуса с той же вершиной. Найдите объем меньшего конуса. Во сколько раз увеличится объем шара, если его радиус увеличить в три раза? Задание 2. Площадь полной поверхности конуса равна 12. Параллельно основанию конуса проведено сечение, делящее высоту пополам. Найдите площадь полной поверхности отсеченного конуса. Объем одного шара в 27 раз больше объема второго. Во сколько раз площадь поверхности первого шара больше площади поверхности второго? Повышенный уровень Задание 3. Чашка диаметром 8 см и высотой 10 см вмещает 0.5 литра воды. Каких размеров должна быть подобная чашка, вмещающая 4 литра воды ? Во сколько раз увеличится площадь поверхности октаэдра, если все его ребра увеличить в 3 раза? |
4.4.5. Вычисление объёмов фигур вращения с помощью определённого интеграла (2 ч)
Цель: сформировать умение вычислять объём фигур вращения, используя определённый интеграл; развитие умений работать самостоятельно.
Практическая работа №16
Рекомендации:
При выполнении заданий необходимо воспользоваться дополнительной литературой.
Форма контроля: сообщение на уроке.
Тема 4.5. Координаты и векторы (10 ч)
4.5.3. Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Операции над векторами. Угол между векторами (2 ч)
Цель: закрепить понятие вектора в пространстве. Научиться применять правила сложения векторов, разности векторов, умножения вектора на число, скалярное умножением векторов при решении задач. Закрепить понятие компланарных векторов, признак компланарности трех векторов. Закрепить умение построения искомого вектора по трем заданным векторам.
Практическая работа №17
Рекомендации:
При выполнении заданий необходимо:
Уметь строить по координатам точки на прямоугольной системе координат в пространстве;
Находить длины векторов;
Определять расстояние между двумя точками в пространстве;
Строить заданные вектора.
Практическая работа №17 Тема «Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Операции над векторами. Угол между векторами» Базовый уровень Задание 1. В тетраэдре ABCD точки M, N, K – середины ребер AC, DC, CD соответственно, AB=3 см, ВС=4 см, BD=5 см. Найдите длины векторов . В параллелограмме ABCD заданы , , А(3; 8; –5). Найти сумму координат точки пересечения диагоналей. Задание 2. Построить векторы: Точка K – середина отрезка ребра BC тетраэдра ABCD. Разложите вектор по векторам Повышенный уровень Задание 3. Дан прямоугольный параллелепипед ABCDA1B1C1D1, в котором AB=AD=a, AA1=2a. В вершинах B1и D1 помещены заряды q, а в вершине А – заряд 2q. Найти абсолютную величину результирующей напряженности электрического поля: | Практическая работа №17 Тема «Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Операции над векторами. Угол между векторами» Базовый уровень Задание 1. В тетраэдре ABCD точки M, N, K – середины ребер AC, DC, CD соответственно, AB=3 см, ВС=4 см, BD=5 см. Найдите длины векторов . Дан параллелепипед ABCDA1B1C1D1. Найти
З адание 2. Построить векторы: Найти периметр треугольника с вершинами А(1; 1; 0), В(1; 2; 2) и С( 3; 2; 0). Повышенный уровень Задание 3. Дан прямоугольный параллелепипед ABCDA1B1C1D1, в котором AB=AD=a, AA1=2a. В вершинах B1и D1 помещены заряды q, а в вершине А – заряд 2q. Найти абсолютную величину результирующей напряженности электрического поля: |
4.5.5. Использование координат и векторов при решении математических и прикладных задач (2 ч)
Цель: закрепить умение использовать координаты и векторы при решении математических и прикладных задач.
Практическая работа №18
Рекомендации:
При выполнении заданий необходимо уметь анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Практическая работа №18 Тема «Использование координат и векторов при решении математических и прикладных задач» Базовый уровень Задание 1. Даны точки А(1; –2; 3), В(5; –1; – 2), С(– 1; 1; 2). Найти сумму координат точки D(x; y; z), если В параллелограмме ABCD заданы вершины A(2; –5; 4), B(1; – 3; 1), C(– 3; 4; – 6). Найти сумму координат четвёртой вершины. Задание 2. В правильной четырехугольной пирамиде SABCD, все ребра которой равны 1, точки E, K - середины ребер SB и SC соответственно. Найдите косинус угла между прямыми AE и BK. В правильной треугольной призме ABCA1B1C1, все ребра которой равны 1,точка D - середина ребра A1B1. Найдите косинус угла между прямыми AD и BC1. Повышенный уровень Задание 3. В кубе ABCDA1B1C1D1 точки E и F - середины ребер соответственно A1B1 и A1D1. Найдите тангенс угла между плоскостями AEF и BDD1. Основание прямой четырехугольной призмы ABCDA1B1C1D1 - прямоугольник ABCD, в котором AB = 5, AD = . Найдите тангенс угла между плоскостью грани AA1D1D и плоскостью, проходящей через середину ребра CD перпендикулярно прямой B1D, если расстояние между прямыми A1С1 и BD равно . В основании прямоугольного параллелепипеда ABCDA1B1C1D1 лежит прямоугольник ABCD со сторонами AB = , AD = 3. Высота параллелепипеда AA1 = 6Найдите расстояние от точки A до плоскости A1DB. | Практическая работа №18 Тема «Использование координат и векторов при решении математических и прикладных задач» Базовый уровень Задание 1. Даны точки А(1; –2; 3), В(5; –1; – 2), С(– 1; 1; 2). Найти сумму координат точки D(x; y; z), если В параллелограмме ABCD заданы вершины A(2; –5; 4), B(1; – 3; 1), C(– 3; 4; – 6). Найти сумму координат четвёртой вершины. Задание 2. В правильной четырехугольной пирамиде SABCD, все ребра которой равны 1, точки E, K - середины ребер SB и SC соответственно. Найдите косинус угла между прямыми AE и BK. В правильной треугольной призме ABCA1B1C1, все ребра которой равны 1,точка D - середина ребра A1B1. Найдите косинус угла между прямыми AD и BC1. Повышенный уровень Задание 3. В кубе ABCDA1B1C1D1 точки E и F - середины ребер соответственно A1B1 и A1D1. Найдите тангенс угла между плоскостями AEF и BDD1. Основание прямой четырехугольной призмы ABCDA1B1C1D1 - прямоугольник ABCD, в котором AB = 5, AD = . Найдите тангенс угла между плоскостью грани AA1D1D и плоскостью, проходящей через середину ребра CD перпендикулярно прямой B1D, если расстояние между прямыми A1С1 и BD равно . В основании прямоугольного параллелепипеда ABCDA1B1C1D1 лежит прямоугольник ABCD со сторонами AB = , AD = 3. Высота параллелепипеда AA1 = 6Найдите расстояние от точки A до плоскости A1DB. |