12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Савинова Светлана Федоровна23
Россия, Коми респ., Ухта
2

Учебно-методическое пособие «"ГАЖА ВОРСŐН". Коми музыкальные и подвижные игры экологической направленности для детей дошкольного возраста»

t1717087088aa.gif

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №18 комбинированного вида» МОГО «Ухта»

 

 

 

 

 

«ГАЖА ВОРСŐН»

 

Учебно-методическое пособие

«Коми музыкальные и подвижные игры

экологической направленности»

для детей дошкольного возраста

t1717087088ab.gifАвторы игр: Савинова С. Ф., Суптельная О.В.

музыкальные руководители

«Детский сад №18 комбинированного вида» МОГО «Ухта»

 

Ухта, 2024 г.

 

Методические рекомендации по использованию игр в образовательной деятельности дошкольников

Сборник коми подвижных и музыкальных игр экологической направленности для детей дошкольного возраста рекомендован музыкальным руководителям, инструкторам по физическому воспитанию дошкольников, воспитателям групп, родителям воспитанников.

В сборник включены игры с установленными правилами, требующими руководства Водящего и командные игры с атрибутами.

Можно использовать в ОД, режимных моментах, досуге, самостоятельной деятельности детей.

Место проведение игр зависит от выбора педагога: в группе, в музыкальном и спортивном залах, на свежем воздухе.

При проведении игр следует учитывать:

Возрастные и психологические особенности детей;

Сферу интересов и потребностей детей;

Постепенное и поэтапное усложнение игровых целей, правил и условий игры.

При организации игр с детьми необходимо создавать условия:

Обеспечить эмоциональное благополучие через непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к его чувствам и потребностям.

Необходимо поддерживать индивидуальность и инициативу детей через:

создание условий для свободного выбора игр, участников игры;

создание условий для принятия детьми решений, выражение своих чувств и мыслей;

поддержку детской инициативы и самостоятельности в игровой деятельности.

Обеспечить поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение.

Организация рабочих условий

Перед проведением игр педагогу рекомендуется подготовить место для игры, наметить условные границы, подготовить атрибуты и инвентарь к играм (по необходимости).

Если место проведения игр оснащено ТСО, можно использовать музыкальное сопровождение (коми музыку).

Большое значение имеет подбор правильной одежды и обуви детей, она должна быть удобной, не стеснять движения, в соответствии с температурой воздуха.

Инструктаж

Беседуя с детьми, педагог должен стоять так, чтобы дети его видели, и он видел всех детей. Лучше всего для этого встать в круг вместе с детьми. Объяснение игры должно быть четким, кратким, но понятным и образным. Когда есть возможность, объяснение должно сопровождаться показом, демонстрацией отдельных этапов игры.

Выбор водящего

Правильный выбор водящего имеет большое значение во многих играх. Его активность часто определяет ход игры. На начальном этапе разучивания игр роль водящего выполняет сам педагог, затем роль водящего может исполнить ребёнок (по назначению педагога, по желанию ребёнка, по выбору всех детей, по считалке, по игре на выбор водящего и т.д.)

Построения и перестроения 

Чтобы правильно и быстро построить детей в колонну или перестроить детей в ходе игры педагог может использовать следующие приёмы:

Если надо построить детей в шеренгу, педагог встаёт на правый фланг и, вытянув в сторону правую руку, показывает направление шеренги. Перед построением надо объяснить детям как пристраиваться друг к другу слева, выстраиваться по носочкам или вдоль проведённой линии.

Самое доступное построение для детей – круг. Чтобы построить круг из шеренги, дети берутся за руки, и крайние в шеренге идут навстречу друг другу, затем все выравнивают круг и растягивают его от положения поднятых в сторону рук.

Если нужно построиться из шеренги в колонну, педагог поворачивает детей направо (налево). Равняться при таком построении надо в затылок. В две колонны дети строятся, образуя пары, стоящие в затылок (пара за парой).

 

«Яркие цвета Зарани» автор Савинова С.Ф.

Игровой материал: султанчики разных цветов (жёлтый, синий, зелёный, красный).

Ход игры. Дети идут в хороводе, в центре водящая - «Зарань» с разноцветными султанчиками.

Дети хором: Зарань в гости к нам пришла, символ света и добра. (хоровод)

Перу сильно полюбила, про отца и дом забыла.

К нам по радуге спустилась, Парма сразу засветилась.

Яркими цветами, поиграй - ка с нами. (останавливаются)

Зарань: Цвет сейчас я покажу,

Султанчик вверх я подниму.

Назовите, цвет, какой? (ответы детей)

А где в природе есть такой?

(поднимает султанчики разных цветов, дети называют, где в природе можно встретить такие цвета: жёлтый – солнце, цветы; синий – река, дождь, небо, цветы; зелёный – трава, листья на деревьях; красный – ягоды, цветы, листья осенью и т.д.)

Зарань: Чтоб цвета не изменились,

И чтоб в чёрные они не превратились,

Нужно природу оберегать,

Не сорить, не загрязнять!

Это должны знать все ребята,

Природу коми беречь людям надо!

«Снег – лёд, ручей – вода» автор Савинова С.Ф.

Ход игры. Дети, взявшись за руки, идут в хороводе, водящий стоит в центре проговаривает слова.

Дети хором: Снег – лёд, ручей – вода, начинается игра. (хоровод)

Слова по коми назову, будьте дети начеку (останавливаются, далее дети исполняют движения по тексту)

Водящий: Лым (снег) – все сели,

Йи (лёд) – стоим.

Шор (ручей) – тихонечко бежим.

Ну, а если скажу Ва (вода) – покружились мы тогда.

Слова коми изучаем, (хлопают)

С ними весело играем.

(Далее Водящий называет любое слово по коми – дети исполняют движение. В группах старшего дошкольного возраста можно чередовать действия с коми словами)

«Ручеёк Зиль-зёль» автор Савинова С.Ф.

Игровой материал: коми музыкальный инструмент зиль-зёль.

Ход игры. Дети стоят полукругом, педагог с зиль-зёлем перед ними.

Педагог: Зиль-зёль, зиль-зёль, ты на месте не стой. (педагог проговаривает слова, крутит зиль-зёль)

Покрутись, повернись, и ребятам улыбнись!

Голос твой, как ручеёк, песенку нам всем поёт.

Ручеёк, зиль-зёль, звени, про день ребятам расскажи!

1. Рано утром я встаю, всем я «здравствуй» говорю. (дети здороваются)

2. Предлагаю чистую водицу, людям и зверям умыться. (дети «умываются»)

3. Ко мне с утра на водопой, пришли медведи всей семьёй (показ «медведей»)

4. Да и зайцы очень рады, им купаться очень надо (дети прыгают, «плавают»)

5. Чтобы суп, компот сварить, вода чистой должна быть («варят»)

6. Деревья, травы напою, любят они чистую воду (руки «леечкой», «пьют»)

7. Ну, а главное, ребята, загрязнять ручей не надо.

Чтобы чистая вода, всегда прозрачной в нём была.

Тогда зиль-зёль порадует детей, пригласит в игру скорей (пока зиль-зёль звучит – дети бегают на носочках, когда зиль-зёль молчит – дети останавливаются)

(2 вариант – дети старших групп высказывают свои предположения для чего нужна чистая вода, сопровождая свои слова действиями)

«Заводной шур-шар» автор Савинова С.Ф.

Игровой материал: коми музыкальный инструмент шур-шар.

Ход игры. Дети стоят в кругу, Водящий начинает передавать шур-шар.

Дети хором: Шур-шар, шурши скорей, (передают шур-шар по кругу)

Приглашай в игру детей.

Будем мы с тобой играть, друзьям своим передавать.

Выбрал наш шур-шар ребёнка, с ним он спляшет ловко-ловко!

(у кого в руках остаётся шур-шар, выходит в круг, танцует под коми музыку, затем игра продолжается заново. Игра повторяется 3-4 раза)

Водящий: Весело с тобой сплясали, животных (рыб, ягоды, деревья, птиц и т.д.) коми не назвали!

Скорее их мне назовите, и снова весело шуршите!

(дети называют животных, птиц, рыб, деревья, ягоды РК и т.д.)

Чтобы весело шуршать, звуком радовать ребят,

Как будем мы животных (рыб, птиц, деревья, ягоды) оберегать?

(далее следуют ответы детей, педагог дополняет)

(2 вариант – передавать по кругу 3-4 шур-шара)

Игра с Бабой Ёмой «Про Коми край» автор Савинова С.Ф.

Игровой материал: маска или кукла Бабы Ёмы

Ход игры. Дети стоят по кругу, в центре сидит Баба Ёма (Водящий).

Дети хором: Через поле (идут по кругу, руки вытянуты в разные стороны)
И тайгу (руки вверх)

Тихо – тихо я иду (идут на носочках, палец к губам)

Баба Ёма не спит (останавливаются, кулачки раскрывают, закрывают)

Из лесу на нас глядит («бинокль»)

Баба Ёма – не зевай, (грозят пальчиком)

А задание нам дай. (ладошки вперёд, садятся на ковёр)

Баба Ёма: Мне про край наш расскажите, животных Коми назовите.

(дети называют животных Республики Коми. Затем опять идут по кругу, повторяя 1 часть игры. Далее Баба Ёма предлагает назвать насекомых, ягоды, деревья, рыб, птиц и т. д.)

Баба Ёма: Хорошо мы поиграли.

Про Коми край вы рассказали.

Только Бабе Ёме не понять,

Как всё это нужно охранять?

(дети высказывают свои предположения о том, как нужно оберегать природу, Баба Ёма задаёт наводящие вопросы, дополняет ответы детей)

Баба Ёма: Все вы дети, молодцы!

Могу спокойно в лес идти.

Дети: Баба Ёма – не ходи, лучше нас ты догони! (убегают, Ёма догоняет)

«Шор – ручей» автор Савинова С.Ф.

Ход игры. Дети, взявшись за руки, идут «змейкой» за Водящим.

Дети хором: Шор - ручей, звени скорей, («змейка»)

Приглашай в игру детей.

Весной путь ручейка далёк, в реки быстро он течёт.

Любят дети с ним играть, и кораблики пускать.

Ручеёк мы охраняем, мы его не загрязняем.

Правила мы соблюдаем, палки, мусор не кидаем.

В пары дружно все встаём, игру весеннюю начнём.

(под коми музыку дети выстраиваются в пары, играют в «ручеёк»)

«Вőрса и Охотники» автор Савинова С.Ф.

Игровой материал: костюм (парик) Вőрсы.

Ход игры. Дети-«охотники» сидят врассыпную на корточках, перед ними сидит Водящий – Вőрса.

В начале и конце игры роль Вőрсы исполняет педагог.

Дети хором: Вőрса ростом как сосна, (медленно поднимаются, руки вверх)

Без бровей его глаза. (ребром ладони трут лоб)

Может в кошку превратиться, (мягкие движения ладошками)

Или вихрем закружиться. (кружатся на месте)

Вőрса: В лес охотников заманю, (Вőрса встаёт, ладошками машет к себе)

Добычу, дичь я украду. (хватательные движения руками поочерёдно)

Или вы со мной сразитесь, (скрещивает поочерёдно руки)

Иль со мной договоритесь. (трёт ладошки)

Подношенье предлагайте, (обе ладошки вперёд)

Да со мною поиграйте. («пружинка»)

Будем с вами мы меняться, (грозит пальчиком)

Пришло время разбегаться.

(Вȍрса под музыку догоняет «охотников», если кого – то поймал, все останавливаются. «Охотник» предлагает Вőрсе продукты: пироги, конфеты и т. д. – на усмотрение ребёнка, Вőрса взамен предлагает любое животное или птицу РК. Когда обмен состоялся, «охотник» с Вőрсой меняются местами, игра продолжается. Игра повторяется 3-4 раза, в зависимости от желания детей)

Вőрса: Хорошо мы поиграли,

Вещей много мы сменяли!

Охотников в лес я приглашаю,

Но сразу вас предупреждаю!

Что есть закон в лесу такой,

Никто не спорит здесь со мной!

Сорить и мусорить – нельзя, слежу за этим очень я!

Костёр тушить не забывайте,

Кусты, деревья – не ломайте!

Тогда будем мы друзьями, на этом попрощаюсь с вами!

(Вȍрса прощается с детьми, уходит)

«Водяной Васа и ребята» автор Савинова С.Ф.

Игровой материал: маленькие вёдра по числу играющих.

Ход игры. Дети стоят по кругу, в центре Водящий – Васа с вёдрами

Дети хором: Васа, Вакуль, водяной, (дети идут в круг)

Он живёт под водой. (выходят из круга)

Огромные богатства, (чертят круг руками)

В его подводном царстве. («волны» руками поочерёдно)

На людей он нападает, (хватательные движения руками)

За услугу – помогает. (обе руки вперёд)

В щуку может превратиться, (руки вместе – «волна»)

Не даёт воды напиться. (наклоны вправо – влево)

Рыбу может распугать, (шевелят пальчиками)

Может нам с ним поиграть? (1 хлопок руками)

К водоёму мы пойдём, (идут в круг маршевым шагом)

Водяного мы найдём. (выходят из круга)

Васа: Рыбаки ко мне пришли,

Хлеб и ткань мне принесли? (дети отвечают)

Воду загрязняете? (дети отвечают)

Реки охраняете? (дети отвечают)

Ну, тогда вам помогу, всем вам дам, по ведру.

Вы их другу передайте, держите крепко, не роняйте.

(под музыку Васа даёт несколько вёдер «рыбакам», те их передают. Постепенно Васа добавляет вёдра, пока их не станет по числу участников.

Затем встаёт с «рыбаками» в круг, постепенно собирает по ведру, пока не соберёт все)

Васа: Славно с вами поиграли,

Вы, надеюсь, не устали? (дети отвечают)

Тогда в рыбок превратимся, и домой все возвратимся.

Но, в начале, назови, какой рыбой будешь ты.

(дети называют рыбу РК, если правильно назвал, «уплывает» на стульчики)

«На Севере Яг–Морт живёт» автор Савинова С.Ф.

Ход игры. Дети стоят по кругу, Водящий – в середине.

Дети хором: Яг – лес, человек по коми - Морт,

На Севере Яг–Морт живёт. («противоход» маршевым шагом)

Великан большого роста, похищал он скот, детей.

Беды, горести, болезни, насылал он на людей

(останавливаются, расправляют – сжимают ладошки)

Медвежью шубу надевал, (кружатся на месте 1 раз)

Где он живёт – никто не знал. (руками – «окошко»)

Чтоб его нам победить, (одновременно обе руки вверх – вниз 2 раза)

Нужно сильными нам быть.

Спортом будем заниматься, (лёгкие прыжки на месте)

А потом пойдём сражаться. (кулачки вперёд - назад)

(Водящий показывает любое спортивное упражнение, остальные повторяют)

Водящий: (выбирает ребёнка, у кого лучше получается спортивное упражнение) Ты уже спортсменом стал,

Покажи заданье нам. (выбранный ребёнок выходит в круг, показывает новое упражнение – дети повторяют)

Водящий: Будешь Парму охранять, Яг-Морта в Парму не пускать!

Чтобы лес наш не губил, нужно очень много сил!

В центре круга посиди, и внимательно гляди!

Лучшего спортсмена – выбирай ты смело!

(ребёнок сидит в центре круга, остальные дети повторяют 1 часть игры. Ребёнок выбирает лучшего, кто покажет спортивное упражнение)

«Спасатели Пармы» автор Савинова С.Ф.

Игровой материал: султанчики красного цвета.

Ход игры. Мальчики-«спасатели» сидят на стульчиках. Девочки-«искорки» с султанчиками сидят в центре зала.

Педагог: В Парму искорка попала, и огнём огромным стала.

Деревья, травы – всё горит, большой пожар всем нам грозит.

(девочки постепенно поднимаются, машут над головой султанчиками)

Но спасатели не спят, на посту своём стоят. (мальчики встают)

Пожар сразу увидали, в Парму дружно зашагали.

(шагают маршевым шагом по направлению к девочкам)

Искорки их испугались, в стороны все разбежались. (девочки разбегаются)

Спасатели, вы не зевайте, быстро Парму вы спасайте!

(мальчики-«спасатели» выстраиваются в круги вокруг девочек-«искорок»)

Педагог: Парму нашу вы спасли, теперь спасателями будете вы.

(мальчики меняются ролями с девочками)

«Лыжи Перы – богатыря» автор Савинова С.Ф.

Игровой материал: лыжи детские – 2 штуки, ёлки – 2 шт.

Ход игры. Дети стоят по кругу.

Дети хором (или педагог): В коми крае, в сказках жил, («окошки»)

Сильный Пера – богатырь. (обе руки одновременно вверх – вниз – 2 раза)

Его матерью была, (обхват себя руками)

Сама Парма и тайга. (опускаются на корточки, встают – руки вверх)

На охоту он ходил, (маршируют на месте)

Лосей и дичь в дом приносил. (сгибаются, кружатся один раз вокруг себя)

Упряжку ловко обгонял, (лёгкий бег на месте)

Камни далеко метал. (руками поочерёдно «метают камень»)

Лук и стрелы смастерил, (поочерёдно скрещивают руки)

Лесных духов победил.

Парму Пера охранял, от злых людей оберегал. (трут ладошки)

А как надо охранять – вам надо это рассказать!

(дети высказывают свои предположения, педагог дополняет)

Дети хором (или педагог): Ну, а лыжи силача,

(ладошки перед собой – поочерёдно вверх – вниз)

Мчали лошадь обскача. (имитируют бег «лошади» на месте)

В две команды становись, на лыжах Перы прокатись.

Вокруг ёлки оббеги, лыжи другу принеси.

(дети выстраиваются в две команды, по очереди надевают по одной лыже, бегут в ней, оббегают ёлку, возвращаются, отдают лыжу следующему)

«Дети Коми мы земли» автор Савинова С.Ф.

Ход игры. Дети стоят по кругу.

Дети хором: В зал с ребятами пришли, (маршируют по кругу)

Дети Коми мы земли.

Про край родной сейчас расскажем, (останавливаются, руки вперёд)

Как любим мы его – покажем. (обхватывают себя руками)

Богат наш коми край родной, (разводят руками)

Грибами, ягодой, тайгой. (поочерёдно руки вперёд, чертят круг)

Животные и птицы есть, (имитируют движения разных животных, птиц)

А рыбы - просто так не счесть. (руки соединены, движение «волна»)

И реки, (руки сложены перед грудью) И озёра, (круг из рук)

И горы, (руки сцеплены над головой) И просторы. (руки в стороны – кружатся)

Очень любим край родной, (обхватывают себя руками)

Не расстанемся с тобой. (грозят пальчиком)

Игра «Пышкай» автор Суптельная О.В.

Игровой материал: игрушка кошки, маски птичек.

Ход игры. Дети в масках птичек стоят врассыпную. Водящий-«кошка» стоит поодаль у стены. «Птички» проговаривают слова или пропевают их, как потешку.

Дети: Пышкай, пышкай, воробей, «летают» по всему залу

Прыгай, прыгай, не робей! прыгают

Но внимательным ты будь, грозят пальчиком

Может кань тебя спугнуть. качают головой, «боятся»

Ребёнок-«кошка» громко мяукает и ловит детей-«птичек». «Воробьи» убегают на стульчики

Игра «Катша» автор Суптельная О.В.

Игровой материал: маска и плащ-крылья для сороки.

Ход игры. Дети стоят в кругу, водящий – «сорока» стоит в центре круга.

Дети: Катша-сорока, где была?

Сорока: Далёко. Я гостила у зверей,

Отгадайте их скорей.

Ребёнок-«сорока» показывает движения, характерные для животных, дети отгадывают и произносят животных на коми языке.

Например: «сорока» качается и рычит, дети отгадывают медведя и говорят: «ОШ». «Сорока» прыгает, дети определяют зайчика и говорят: «КÖЧ». «Сорока» делает вид, что грызёт орешки, дети угадывают белку и говорят: «УР». «Сорока» показывает лапки перед собой и виляет хвостом, дети узнают лису и говорят: «РУЧ».

Водящий может быть один, а можно менять его после каждого правильного ответа. Кто первый угадал, тот и становится сорокой.

Игра «Дзоридзъяс» автор Суптельная О.В.

Игровой материал: картинки с изображением цветов: пион (марьямоль), ромашка (катшасин), василёк (пÖлÖзнича)

Ход игры. Дети идут хороводным шагом по кругу, проговаривая слова:

На полянку мы пришли,
Разные цветы нашли.

Отгадаем мы цветок,

Встанем дружно все в кружок.

Картинки с изображением цветов лежат на полу в разных местах зала. Звучит коми песня, дети определяют название цветка и встают вокруг него, танцуют, выполняя движения, соответствующие характеру музыки.

Музыкальное сопровождение: песня «Марьямоль» - пион,

песня «Катшасиньяс» - ромашки, песня «ПÖлÖзнича» - василёк.

Игра «Омöль и каша» автор Суптельная О.В.

Игровой материал: ободок с рожками, фартук повара.

Ход игры. Все дети стоят по кругу, водящий – Омöль (бес) стоит поодаль – «спит», дети говорят слова и выполняют соответствующие движения.

Мы порадуем всех вас, разводят руки в стороны

Сварим кашу мы сейчас.

Пшено насыплем, а потом перебирают пальцами перед собой

Всё зальём мы молоком. большой палец наклоняют вниз

Сахар, соль добавим, «берут» сначала правой, затем левой рукой

На огонь поставим. присаживаются, руки сцеплены

изображают кастрюлю

Пых-пых-пых-пых выбрасывают пальцы рук вверх поочерёдно

Каша варилась, вращательные движения кистями рук

Каша поднималась, дети медленно поднимаются

Каша из кастрюли поднимают вверх руки

Убежать пыталась

Омöль, Омöль, ты не спи, «грозят» Омöлю пальцем

Свою кашу догони!

Омöль просыпается и с криком: «Убежала!» - догоняет детей, те, до кого дотронулся водящий, встают в шеренгу.

1 вариант: В конце игры дети, которых поймали, выстраиваются в шеренгу и называют один продукт, из которых сделана каша. Остальные говорят, получилась ли каша или какого ингредиента не хватает.

2 вариант: Ребёнок, которого поймал водящий, называет на коми языке продукт, которым он хотел бы быть в каше. Например: сахар – сакар, соль –сов, пшено – проса шыдöс, молоко – йöв.

3 вариант: Ребёнок, которого поймал водящий, хлопает в ладоши столько раз, сколько слогов в продукте, которым он хотел бы быть в каше.

Например: соль (1 удар), са-хар (2 хлопка), пше-но (2 удара), мо-ло-ко (3 удара)

Остальные дети отгадывают продукты, которые загаданы пойманными детьми.

Игра «Яг-Морт» автор Суптельная О.В.

Ход игры: Дети стоят в кругу и дружно проговаривают слова с соответствующими движениями.

У Яг-Морта дом большой, показывают «крышу» над головой

Круглый год он ледяной над головой скрещивают ладони с

растопыренными пальцами, шевеля

пальцами описывают круг сверху-вниз

А Яг-Морт- то очень злой делают хватательные движения

кистями рук перед собой

С длинной, белой бородой показывают бороду

Мы по камушкам пойдём, стучат кулак об кулак

Речку мы переплывём. разводят руки в стороны, как будто плыву

Мы болото перепрыгнем, прыгают на месте

И через тайгу пройдём, как будто раздвигают ветки в

стороны то правой, то левой рукой

И все вместе дружно крикнем:

«Мы, Яг-Морт, тебя найдём!» кричат

Игра «Баба-Ёма» автор Суптельная О.В.

Игровой материал: платковая кукла или игрушка Бабы-Ёмы (Бабы-Яги).

Ход игры. Дети стоят в кругу, в центре – водящий – Баба-Ёма.

Мы в тайгу пойдём, маршируют на месте

Избушку там найдём, показывают « крышу»

Кто в избе сидит? глядят в стороны, рука под козырёк

И на нас глядит? руками имитируют бинокль

Нос крючком показывают нос крючком

Волосы торчком полукруг над головой

растопыренными пальцами

Нога костяная топают правой ногой

обхватив её руками

На метле летает, кружатся вокруг себя, как будто

летят на метле

«Эй, Баба-Ёма, идут в круг, взявшись за руки

Выходи из дома, идут из круга

Ты ребяток не пугай, грозят пальцем

Лучше нас подогоняй.

Баба-Ёма: Кого догоню, в лягушку превращу.

Баба-Ёма догоняет детей, до кого дотронется, тот изображает лягушку. По окончании игры выбирается самая лучшая лягушка, которая и становится Бабой-Ёмой. Если дети изучают коми язык, то можно говорить на коми, в кого хочет превратить. Например: «Кого догоню, в «дзоридз» превращу».

Превращать можно в кого угодно, всё зависит от фантазии детей ( варианты: мухомор, цветочек, пенёк, любую зверюшку).

Игра «Коми инструменты» автор Суптельная О.В.

Игровой материал: коми музыкальные инструменты, коми музыка.

Ход игры. Дети стоят в кругу, перед каждым лежит коми инструмент. В середине круга находится водящий. Дети под коми музыку идут по кругу топающим шагом, руки согнуты в локтях, покачивают вправо-влево. На окончание музыки дети останавливаются лицом в круг.

1 вариант: водящий называет коми инструмент, например, шур-шар, игроки, перед которыми лежит этот инструмент, берут его и под коми музыку начинают ритмично играть на инструменте. По окончании музыки

водящий выбирает лучшего музыканта и меняется с ним местами. Игра повторяется до тех пор, пока все инструменты не будут названы.

2 вариант: водящий называет инструмент на коми языке, например, шур-шар, а игроки, перед которыми лежит соответствующий инструмент, берут и называют его по-русски, например, погремушка. Все дети говорят заранее выученное стихотворение про инструмент. Затем играют на инструментах под коми музыку, а водящий выбирает лучшего музыканта, меняется с ним местами. Игра повторяется.

Стихи про коми инструменты:

1.Шур-шар из бересты,

Из берёзовой коры.

Шур-шар, шур-шар,

На нём сыграет стар и мал.

2. Зиль-зёль, зиль-зёль,

Словно ручеёк лесной,

Всех он звуком привлекает,

Тихо, нежно он играет.

3.Тутш-тотш, по домам
Сообщает сторож нам,

Подошёл уж день к концу,

Все готовимся ко сну.

4.Торган – так бубенчики зовут,

Они охраняют всё вокруг,

Торган, торган, позвени,

Волка от овец гони.

5.Сера палич – мастерица,

Кто сумеет с ней сравниться?

Днём на ней бельё стирают,

Ну а вечером играют.

6.Ворсан табъяс, постучи

И злых духов отгони,

Чтобы в доме был покой,

Ворсан табъяс, громче пой.

7.Пу паньяс – ложки,

После обеда отдохнут немножко,

И давай стучать,

Ребятишек забавлять.

8.Сюмӧд буксан, как сигнал,

Чтоб человек в лесу не пропал,

Из бересты рожок сплети

И на охоту с собой возьми.

9.Чипсан – дудочка играет,

Своим звуком удивляет,

Говорит: «Я всё могу,

Даже спеть ку-ку, ку-ку».

10.Сигудӧк, сигудӧк

Из дощечки сделал человек,

Смычком по струнам поводил,

Коми песню сочинил.

Игра «Ош и ягоды» автор Суптельная О.В.

Игровой материал: маска медведя, платочки разного цвета: красный, бордовый, оранжевый, голубой, фиолетовый.

Ход игры. Водящий-«медведь» в начале игры ходит по кругу, рычит и раскладывает платочки разного цвета. Затем встаёт в центр круга, а дети выбирают понравившийся платочек и встают рядом, при этом проговаривая хором слова:

Ош, ош, ты медведь,

Перестань на нас реветь,

Ягоды ты покажи,

Каждую нам назови.

«Медведь» громко называет ягоду, например: «Голубика!» – и дети, перед которыми лежит голубой платочек, берут его в правую руку и танцуют в центре, остальные хлопают. За каждым названием ягоды закреплено определённое движение. На окончание музыки дети встают обратно в круг, а медведь называет следующую ягоду:

Брусника – красный платочек

(дети кружатся вокруг себя, платочек – над головой)

Морошка – оранжевый платочек

(дети поднимают вверх руку с платком и одновременно топают)

Клюква – бордовый платочек

(дети идут вокруг медведя, машут платком)

Черника – фиолетовый платочек

(дети выполняют движение «полочка»)

Голубика – голубой платочек

(дети машут платочком над головой)

Когда все ягоды будут названы, «медведь» говорит:

Медведь: Ягод вам не дам,

Съем всё сам.

 

После чего дети разбегаются, держа платочек правой рукой на левом плече. «Медведь» старается догнать и отнять как можно больше платочков- «ягод». В конце игры подсчитывают сколько «ягод» собрал «медведь».

Игра повторяется несколько раз, нового ведущего выбирает предыдущий водящий.

Игра «Кто в парме живёт?» автор Суптельная О.В.

Игровой материал: белая борода, нос или платок, шапка, рожки.

Ход игры. Перед игрой выбираются 4 человека, которые надевают атрибуты, соответствующие героям коми сказок: Яг-Морт – белая борода, Баба-Ёма – нос или платок, Леший – шапка, Омӧль – рожки. Затем герои встают по углам.

Остальные дети, взявшись за руки, идут по кругу, говорят слова:

«Отвечай-ка, народ, кто в парме живёт?

Баба-Ёма и Яг-Морт, Омӧль с Лешим там живёт»

1 вариант: Дети продолжают:

«В парму их пойдём ловить, чтоб на танец пригласить,

Их научим не шалить, а воспитанными быть».

Герои: «Мы станцуем для вас, коль поймаете вы нас.1, 2, 3, лови»

Дети догоняют героев. Кто догнал, тот и танцует вместе с героями под коми плясовую, а остальные хлопают.

2 вариант: Герои грозят: «Кто в тайгу придёт, от нас не уйдёт.1, 2, 3, лови»

Герои ловят детей, кого поймают, выводят в круг и говорят:

«Мы отпустим вас, когда станцуете для нас».

Дети танцуют под коми плясовую.

По желанию детей игра повторяется.

Игра «Животные пармы» автор Суптельная О.В.

Предварительная работа: взрослый разучивает с детьми названия животных на коми языке.

Ход игры. Дети стоят в кругу, ведущий-взрослый за кругом. Все движения выполняются под весёлую коми плясовую или под звучание любого шумового инструмента.

Взрослый выбирает любого ребёнка и «превращает» его в животное, которое произносит на коми языке. Ребёнок должен определить, в какое животное его «превратили», и выполнить движения, которые закреплены за коми зверем. Игра повторяется до тех пор, пока все животные не будут названы или пока все дети не поучаствуют в роли зверей.

«Йӧра» – лось. Ребёнок поднимает руки над головой и подскоками перебегает к товарищу, который стоит напротив него в кругу. Подбежав, «бьёт копытом» и встаёт на место ребёнка, который ждёт от ведущего названия следующего животного.

«Кӧч» – заяц. Ребёнок выполняет «восьмёрку», как зайчик запутывает следы, возвращаясь на своё место, выбирает товарища, который ещё не играл.

«Руч» – лиса. Ребёнок бежит на носочках «змейкой по кругу», возвращается на место и дотрагивается до товарища, который не играл.

«Ош»-медведь. Ребёнок вперевалочку обходит соседа либо справа, либо слева.

«Кӧин» – волк. Ребёнок идёт за кругом широким шагом, воет и останавливается возле любого из детей, дотрагивается до товарища, передавая ему ход, а сам встаёт на его место.

Ведущий может называть животных в разном порядке по своему усмотрению. Когда дети будут хорошо знать животных на коми языке и соответствующие им движения, ведущим может быть ребёнок.

Игра «Васа» автор Суптельная О.В.

Предварительная работа.

Перед игрой взрослый рассказывает детям легенду про Васу.

Васа – это коми водяной, который живёт в тайге и охраняет все

водоёмы. Но если люди его разозлят или будут плохо относиться к природе, он может переместить озеро в другое место.

Игровой материал: зелёный парик для водящего.

Ход игры. Дети делятся на 3-4 круга, изображая озёра. Водящий – Васа «спит»

в стороне.

Дети, взявшись за руки, идут по кругу и проговаривают (пропевают) слова:

Васа, Васа, водяной, идут по кругу, взявшись за руки

Мы хотим играть с тобой.

Будем мы тебя будить, останавливаются, хлопают

По воде руками бить. ладошками «бьют» перед собой

по воображаемой воде

Васа просыпается, идёт к детям, приговаривая:

Если только захочу, озеро я осушу.

Затем, выбрав одну из групп, встаёт в центр круга. Все дети опускают руки.

Васа: Öтик, кык, Öтик, кык, озеро исчезнет вмиг.

Дети, стоящие в кругу, который выбрал Васа, перебегают в другие круги и берутся за руки с детьми.

Если Васа засалит одного из детей, тот ребёнок становится водящим, если никого не догонит, то сам продолжает играть роль Васы.

Игра продолжается до тех пор, пока не останется одно большое «озеро».

Из большого круга дети убегают от водящего на стульчики.

 

Игра «Дорога в парму» автор Суптельная О.В.

Ход игры.

Ведущий ведёт за собой детей, по ходу движения называет препятствие на русском языке, а дети, проходя его, называют препятствие на коми.

Ведущий: Чтобы в парму нам пройти,

Препятствия по-коми назови.

На носочки встали, по тропинке побежали,

(Дети бегут на носочках и произносят слово «Пода туй»-«тропинка»)

Чтобы по тайге идти, ёлку по коми назови.

(Дети маршируют и произносят слово «Коз пу»- «ёлка»)

Перед нами ручеёк, перепрыгни-ка, дружок.

(Дети прыгают на двух ногах и произносят слово «Шор»-«ручеёк»)

На повторение ведущий может просто называть препятствие на русском языке, а дети произносят его на коми и выполняют соответствующие движения.

Игра «Нефть» автор Суптельная О.В.

Игровой материал: чёрные полиэтиленовые пакеты для детей, которые изображают нефть, ленты атласные –1,5 метра для детей-«ловцов».

Ход игры. Дети-«ловцы» стоят по двое, в шеренге возле окна и стены параллельно. В центре зала стоят дети с чёрными пакетами-это «нефть».

«Ловцы»: Убежала из трубы

«Нефть»: Нефть, нефть, нефть, нефть (машут пакетами над головой)

«Ловцы»: Её попробуй догони!

«Нефть»: Нет, нет, нет, нет! (машут пакетами над головой)

«Ловцы»: Чтобы не было беды,

Нефть скорее ты лови!

1, 2, 3!

1 вариант: Дети-«ловцы» бегут по двое, держат впереди себя ленту, которой должны поймать одного ребёнка, изображающего «нефть». Поймав, отводят его в сторону и бегут за другим. Игра продолжается до тех пор, пока вся «нефть» не будет поймана.

2 вариант: Дети-«ловцы» собираются в шеренгу, держа перед собой ленты и идут полосой на «нефть», пытаясь загнать их в угол. Игра продолжается до тех пор, пока вся «нефть» не будет собрана в одном месте.

Игра «Поведение в лесу» автор Суптельная О.В.

Ход игры.

Если согласны, хлопайте и говорите: «Да», а не согласны, топайте и говорите: «Абу».

На полянку, коль пришли,

Нужно всем венки сплести. (дети топают, «Абу»)

Бабочек всех изловить (топают, «Абу»)

Птицам гнёзда разорить (топают, «Абу»)

Траву зря вы не топчите (хлопают, «Да»)

По тропинкам лишь ходите (хлопают, «Да»)

Поорите, покричите (топают, «Абу»)

Перед уходом костёр затушите (хлопают, «Да»)

Тихо в лесу себя видите (хлопают, «Да»)

Мусор раскидайте, за собой не убирайте (топают, «Абу»)

Красоту цените, природу берегите (хлопают, «Да»)

Игра «Мы идём по Коми краю» автор Суптельная О.В.

Ход игры.

Дети повторяют слова с соответствующими движениями, каждый раз ускоряя темп. Побеждают те дети, которые чётко и ритмично проговорят слова вместе с движениями в очень быстром темпе.

Мы идём по Коми краю, маршируют

Всё про Родину мы знаем.

Посмотри, как хороша показывают «класс»

Наша матушка-земля. разводят руки в стороны

Мы деревья не ломаем, машут руками, отрицая

По весне цветы сажаем, имитируют посадку цветов

Мусор дружно убираем, поднимают «мусор»

И дорожки подметаем. «метут»

Мы кормушки смастерили, стучат кулачком по кулачку

Птиц зимою накормили. «сыплют» пальчиками «зерно»

Речки мы не загрязняем, машут руками, отрицая

Игру дружно повторяем. машут правой рукой сверху вниз

 

Игра «Пера богатырь» автор Суптельная О.В.

Игровой материал: шлем богатыря, красивый морской камень.

Ход игры. Дети стоят в кругу. За кругом водящий – Пера, в руках держит камень.

Игра «Ленты» автор Суптельная О.В.

Игровой материал: ленты разного цвета: зелёный, синий, жёлтый, красный, белый.

Ход игры. Дети стоят в кругу. Водящий – в центре круга, в руках держит ленты.

t1717087088ad.gif

Игра «Чукля» автор Суптельная О.В.

Игровой материал: борода для водящего – Яг-Морта.

Ход игры. Девочки идут по кругу и поют. Яг-Морт и мальчики стоят

возле стены и ждут своего выхода.

t1717087088ae.gif
 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.