Учебно-воспитательное занятие по истории по теме «Реформация и контрреформация»

5
0
Материал опубликован 25 September 2019 в группе

Технологическая карта урока "Реформация и контрреформация"
PDF / 3.07 Мб

Рабочий лист к теме "Реформация и контрреформация"
PDF / 1.46 Мб

Презентация к УВЗ "Реформация и контрреформация"
PPTX / 26 Мб

 

ГПОАУ ЯО Ярославский колледж сервиса и дизайна

преподаватель Мещеряков Андрей Геннадьевич

Проект учебно-воспитательного занятия (УВЗ) по учебной дисциплине «История»


Тема УВЗ: «Реформация и контрреформация»

Тип урока – комбинированный.

Место УВЗ в теме (взаимосвязь с другими занятиями, темами, предметами) - связана с темами занятий «Возрождение и гуманизм в Западной Европе», «Становление абсолютизма в европейских странах», связана с дисциплиной «Обществознание».

Уровень освоения содержания – по стандарту – 2

Цели проведения УВЗ:

Образовательные:

- определить причины, цели и содержание Реформации и контрреформации, значение этих общественных движений для последующего исторического развития Европы и мира в целом;

Развивающие:

- способствовать формированию умений оперировать историческими понятиями и представлениями, систематизировать научный материал, раскрывать причины и итоги исторических процессов;

- совершенствовать умения работать с источниками различных типов, способствовать развитию критического мышления и эмпатии;

- развивать коммуникативные навыки;

- развивать познавательный интерес и интеллектуальные способности;

Воспитательные:

- способствовать формированию толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире;

- способствовать воспитанию уважения к историческому прошлому и настоящему своей страны и мира в целом;

- способствовать воспитанию самостоятельности, самоорганизованности, умения работать в команде, взаимоуважения.

Критерии достижения целей - умение анализировать предложенные источники информации, делать выводы, работать в группе, высказывать свою точку зрения; выполненные задания в тетрадях и на рабочих листах.

Показатели достижения целей правильно выполненные задания в тетрадях и на рабочих листах; четкие, грамотные, аргументированные ответы.

Задачи УВЗ:

    Изучить теоретический материал.

    Выполнить практическую работу (задания в тетрадях и на рабочих листах).

    Развить опыт работы в группе.

Планируемые образовательные результаты урока:

      личностные результаты: понимают значение знаний для человека и принимают его, развивают способность к самооценке, реализуют себя в различных видах учебно-познавательной деятельности, осознают значимость данной темы для понимания исторических процессов, для ориентации в сложном современном мире;

      метапредметные результаты (универсальные учебные действия):

- познавательные УУД: рационально используют время в процессе самостоятельной работы; воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; осуществляют поиск информации по заданной теме в информационных источниках; структурируют информацию;

- регулятивные УУД: оценивают уровень владения учебным материалом; формулируют и принимают цель урока; в сотрудничестве с преподавателем, группой находят решение учебной задачи; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала;

- коммуникативные УУД: работают в группе, проявляют активность во взаимодействии для решения поставленных задач применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения; принимают другое мнение, допускают существование различных точек зрения;

    предметные результаты: составляют и заполняют схемы, кластеры, таблицы; владеют базовым понятийным аппаратом по теме; определяют и характеризуют причины, ход, итоги и значение Английской революции середины XVII в. ; характеризуют их роль религии в жизни российского общества, значение для современников и потомков.

    Выбор учебного материала (основного и дополнительного).

Основной – согласно рабочей программе по дисциплине «История»; учебник: Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2016.

Дополнительный - мультимидийные, письменные и визуальные источники.

Дидактическая обработка и форма предъявления учебного материала учащимся (комплексно-методическое обеспечение): ИАД, тетрадь, презентация преподавателя, информационный текст.

Выбор ТСО - ИАД, мультимедийный проектор, персональный компьютер.

Применяемые педагогические технологии: РКМЧП, ИКТ.


    1. Организационный момент

    Здравствуйте! Сегодня на уроке вам предстоит как индивидуальная работа, так и работа в группах (деление на группы). Рабочие листы, карты и учебники на столах.   С ними и будем работать.

    2. Проверка знаний и способов действий

Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, предлагаю тест по ранее изученным темам "Экономическое развитие и перемены в западноевропейском обществе " и "Возрождение и гуманизм в Западной Европе"

Блиц-опрос: /10 вопросов по Презентации/


                                                      I. Стадия «Вызов»

    3. Подготовка к восприятию новой темы:

3.1. Мотивация к учебной деятельности

Тема сегодняшнего урока "Реформация и контрреформация". Давайте сформулируем цель урока.

(Цель урока - определить причины, цели и содержание Реформации и контрреформации, значение этих общественных движений для последующего исторического развития Европы и мира в целом)


3.2. Актуализация знаний

Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов.

    Какую роль играла католическая церковь в Раннее Новое время?

(Примерное содержание ответа: Церковь в средневековом обществе играла очень важную роль, Своим религиозно-моральным авторитетом она продвигала идею божественного происхождения королевской власти, а также призывала народ к смирению и покорности. Церковный приход являлся одной из важнейших форм организации социального общения людей. В нем осуществлялся идеологический и нравственный контроль над населением.

Христианская церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех государств Западной Европы. Церковь была не только главенствующим политическим институтом, но и имела доминирующее влияние непосредственно на сознание населения, на все сферы жизни общества. Она ведала множеством дел, экономических, политических, социальных, концентрировала судебные функции. В тоже время Католическая церковь ревностно боролась с инакомыслием; жертвами этой борьбы пали многие ученые, мыслители, деятели культуры)

    Что такое Возрождение и гуманизм?

(Примерное содержание ответа: Возрождение (Ренессанс) - это литературно-художественная эпоха, которая отличалась стремлением к возрождению утраченных традиций античности, светским характером и гуманистическим мировоззрием)

    Каковы основные черты гуманизма?

(Примерное содержание ответа: Гуманизм - это учение о сущности мира и человека, основными чертами которого были:

- антропоцентризм - человек оказался в центре внимания, в центре мироздания(в отличие о теоцентризма Средневековья);

- вера в разум человека, в неограниченные возможности познания;

- восприятие человека как гармонично развитой личности;

- вера в то, что человек порожден не только Богом, но и природой, а значит, ему свойственны все естественные начала;

- культ красоты человека и человеческого тела)

Культура Возрождения и гуманизм означали обновление сознания людей. Это не могло не повлиять и на религиозную сферу. Она тоже требовала обновления. И такое обновление получило название Реформация.

Давайте придумаем слова-ассоциации к понятию «Реформация»

/Примеры: ОБНОВЛЕНИЕ, ПЕРЕДЕЛКА, ИСПРАВЛЕНИЕ, ПРЕОБРАЗОВАНИЕ, ПЕРЕФОРМАТИРОВАНИЕ, ПЕРЕСТРОЙКА, РЕМОНТ/


3.3. Постановка учебных задач

Давайте сформулируем задачи нашего сегодняшнего урока. Фактически это будет план нашей работы. Предлагаю следующие задачи:

1) определить причины и цели Реформации;

2) охарактеризовать деятельность реформаторов церкви;

3) определить причины и цели контрреформации;

4) определить значение этих общественных движений для последующего исторического развития Европы и мира в целом)


                                              II. Стадия «Осмысление»

    4. Усвоение новых знаний и способов действий (изучение нового материала)

4.1. Часть 1 Причины Реформации

Итак, запишем определения основных понятий.

Реформация - широкое религиозное и общественное движение за переустройство церкви, направленное на реформирование

католической церкви.

Контрреформация - католическое церковно-политическое движение в Европе, направленное против Реформации и имевшее своей целью восстановить позиции и престиж Католической церкви.

В чем же причины Реформации? Обратимся к учебнику и Рабочим листам. В учебнике на странице 211 Вы найдете текст, с помощью которого сможете выполнить задание по определению причин возникновения движения за реформу католической церкви.

Обратите внимание на картинки, которые сопровождали Вашу работу. Это были подсказки /далее комментарии к иллюстрациям и схеме "Причины Реформации"/.


Продажу индульгенций иллюстрирует история о разбойнике, который купил у монаха отпущение будущего греха, а получив прощение, тут же ограбил монаха. Ведь это и был грех, который разбойник выкупил.

 

Важным оружием в руках церкви было полномочие отлучать от себя людей, совершивших, по христианским представлениям, тяжкие злодеяния против религии (в том числе оскорбление или резкую критику самой церкви и ее иерархов), а в руках конкретно Папы - налагать интердикт, то есть, запрещение исполнять церковные обряды, на восставшие против религиозного порядка территориальные области. Отлученный от церкви становился изгоем в христианской общине, и даже хоронить его на христиан ском кладбище было нельзя. Церковь как посредник между Богом и людьми, залог спасения в Судный День, была гарантией защиты попадания в адский огонь. Отлучение от церкви воспринималось страшнее самой смерти. Папский интердикт мог означать для целого государства невозможность даже заключать браки, крестить детей и хоронить покойников, что обрекало тысячи людей на погибель в загробной жизни. Только в повиновении Иисусу Христу, от имени которого выступала церковь, христиане видели возможность спасения своих грешных душ. Немилость Папы вызывала подчас больший страх, чем мечи и копья правителей. Отлучение всегда грозило восстаниями против прогневавших Папу светских властей. Если же от церкви отлучался правитель государства, его власть в том считалась более незаконной.

Отлучение от церкви сюзерена освобождало его вассала от клятвы верности. Не зря, например, в 1077 г. после отлучения от церкви император Генрих IV, босой и одетый в рубище, как кающийся грешник униженно молил о прощении римского папу Григория VII за то, что ранее выступил против него.

 

В эпоху Возрождения мир стремительно менялся, а католическая церковь оставалась прежней. Новые научные открытия вступали в противоречие с религиозными догмами.

Церковные обряды были сложными и малопонятными простолюдинам. Назревала необходимость сделать веру более простой и искренней, упростить обряды. Разочарование в церкви усиливалось невежеством и алчностью многих священнослужителей.


Из новых веяний католическая церковь восприняла дух наживы и предпринимательства. Особое возмущение вызывала практика продажи индульгенций (лат. indulgentia, «прощение»), частичное или полное освобождение церковью верующего от наказания за грехи путем покупки документа (индульгенции). На основании этого документа человек освобождался от соответствующего искупительного действия, покаяния, налагаемого на грешника священником. Однако в эпоху Возрождения получило распространение ошибочное понимание индульгенции как отпущения грехов за деньги, причем независимо от таинства исповеди. При этом прощаться могли не только совершенные грехи, но и будущие. Такими индульгенциями, например, запасались авантюристы-конкистадоры перед отправкой в Новый Свет, чтобы "с чистой совестью" грабить и убивать туземцев.

Было давней традицией платить деньги, чтобы за твое здоровье или упокой отслужили мессу. С каждым годом этот обряд становился все менее доступным для большей части населения Европы. Бесплатных обрядов церковь не признавала.


Католики должны были отдавать десятую часть своих доходов церкви - десятину. Платили ее все, начиная от крестьянина и заканчивая князем.

Рим погряз во взяточничестве. Огромные деньги папской казне приносили назначения на высшие духовные должности - инвеститура. Она состояла в назначении на церковные должности и введении в сан. Она сопровождалась двумя актами: вручением посоха и кольца, символизирующих дух овную власть, и передачей скипетра — символа светской власти.

Денежные пожертвования, которые собирались во всех странах Западной Европы высшее руководство католической церкви тратило на свои прихоти. Высшие католические иерархи жили, подражая светским феодалам.

Многие верующие, совершившие паломничество в Рим, были возмущены двуличием папы и кардиналов. Призывая народ к смирению, высшие руководители церкви вели роскошную жизнь, развлекались пирами и охотой, строили роскошные особняки себе и своим приближенным.

Вмешательство духовенства в вопросы светской жизни, гонения церкви на науку - все это не могло не вызывать недовольства. Князья жаловались на вмешательство духовных лиц в их дела, города – на поборы монастырей, расположенных в городской округе , крестьяне – на увеличение церковных владений и огромные поборы.

В обществе формировался новый класс - буржуазия. Этим людям было не выгодно вкладывать огромные средства в содержание священников, строить пышные и дорогие соборы.


Церковь преследовала инакомыслие. Наука объявлялась ересью. От ученых требовали отречься от своих взглядов. Иначе их ждал огонь инквизиции. Вспомним о казни Джордано Бруно в 1600 г. в Риме на площади цветов. По преданию, Бруно перед смертью произнес: «Сжечь – не значит опровергнуть». 

4.2. Часть 2 Основные отличия католицизма и протестантизма

Теперь рассмотрим основные отличия католицизма и протестантизма.

Критерии

сравнения

Католицизм

Протестантизм

Учение о спасении

Спасение  даруется Богом и Церковью    

   Sola Fide (..............................................................)

   ..............................................................................    

Учение о благодати

Спасение можно заслужить добрыми делами

   Sola Gratia (.........................................................)  

    ...........................................................................      

Авторитеты   (источник   Божественного   откровения)

Признание Священного Писания и Священного Предания (труды отцов церкви, жития святых)

Sola Scriptura (........................................................) 

..............................................................................

...............................................................................

................................................................................

...............................................................................

Централизация   управления


Строгая централизация Церкви (во главе - Папа)

...............................................................................

..................................................................................

Священство




Священник - посредник между Богом и человеком, глава религиозной общины

..................................................................................

..................................................................................

..................................................................................

..................................................................................

  Право   трактовать   Священное   Писание

Трактовать Священное Писание могут только священники

Трактовать Священное Писание могут ............

.................................................................................

.................................................................................

.................................................................................

   Монашество      и монастыри




Монашество и монастыри -влиятельные церковные институты


Монашество и монастыри - ................................

..................................................................................

.................................................................................

..................................................................................

Таинства





Число таинств - семь: крещение, миропомазание, причастие (евхаристия), покаяние, соборование (елеосвящение),    священство, брак (венчание)

Число таинств - ...................................................

..............................................................................

..............................................................................

..............................................................................

.............................................................................

Браки и разводы


Брак - священное таинство, церковный брак нерасторжим

Брак .........................................................................

..................................................................................

..............................................................................

..............................................................................

Богослужение и убранство церквей


Пышные церковные обряды, сложный церемониал. Храмы имеют богатое убранство

...............................................................................

..............................................................................

..............................................................................

..............................................................................

..............................................................................

   Культ      святых,      мощей                   и образов

Развитый культ святых, мощей и священных образов.

Праздники в честь святых. Молитвы не только Богу,  но и святым

..............................................................................

..............................................................................

..............................................................................

.............................................................................

.............................................................................

............................................................................

 Язык   богослужения




Богослужение ведется на латыни

Богослужение ведется ............................................

.............................................................................

..............................................................................

............................................................................

/Работа ведется по таблице с использованием Презентации/

Вид заполненной таблицы:

Критерии

сравнения

Католицизм

Протестантизм

  Учение                    о спасении

          Спасение даруется         Богом и Церковью

Sola Fide ("Только верой") Спасение достигается исключительно верой

  Учение о благодати

Спасение можно         заслужить добрыми       делами

Sola Gratia ("Только благодатью") Спасение есть незаслуженная милость Божья и не зависит от человека

  Авторитеты    (источник   Божественного   откровения)

Признание Священного Писания и Священного Предания (труды отцов церкви, жития святых)

Sola Scriptura ("Только Писанием")

Признание Священного Писания единственным авторитетом в делах веры

Централизация   управления

Строгая централизация  Церкви (во главе - Папа)

Централизация отсутствует, протестантские течения формально независимы

Священство


Священник - посредник   между Богом и человеком, глава религиозной общины

Принцип всеобщего священств все люди одинаково священны, так как имеют одно крещение и одно Евангелие

Право трактовать   Священное Писание

Трактовать Священное Писание могут только священники

Трактовать Священное Писание может любой человек

Монашество и монастыри

Монашество и монастыри - влиятельные церковные институты

Отсутствуют


Таинства




Число таинств - семь: крещение, миропомазание, причастие (евхаристия), покаяние, соборование (елеосвящение), священство, брак (венчание)

Число таинств - два: крещение и причастие


Браки и разводы

Брак - священное таинство, церковный брак     нерасторжим

Брак не священен, разводы допускаются, хотя и не приветствуются

Богослужение и убранство церквей

Пышные церковные обряды, сложный церемониал. Храмы имеют богатое убранство

Церкви оформлены скромно. Иконы, алтарь, скульптуры и колокола отсутствуют

Культ святых,  мощей и образов

Развитый культ святых,   мощей и священны      образов. Праздники в честь святых. Молитвы не только Богу, но и святым

Упразднены молитвы за умерших. Культ святых отсутствует. Молитвы только Богу

Язык  богослужения


              Богослужение                ведется на латыни

Богослужение ведется на национальных языках


4.3. Часть 3 Основные протестантские вероучения

Теперь обратите Ваше внимание на сравнительную таблицу"Главные деятели Реформации" в Рабочих листах. Будем сравнивать учения М.Лютера, Т.Мюнцера, У.Цвингли и Ж. Кальвина. Информацию о Мартине Лютере мы заполним вместе, а потом Вас ждет самостоятельная работа по группам.

Итак, Мартин Лютер /далее информация по Презентации/.


Начало Реформации неразрывно связано с именем профессора Виттенбергского университета, доктора богословия Мартина Лютера. Он стремился очистить церковь от "порчи" и способ к этому видел в обращении к идеалам Евангелия.


31 октября 1517 г. Лютер выступил с 95 тезисами против индульгенций. Текст он прибил к воротам замковой церкви в Виттенберге. Тезисы Лютера вызвали полемику в обществе и дали мощный толчок развитию антиримского оппозиционного движения.


Главный принцип теологии Лютера - это спасение (или оправдание) верой. Только верой можно спасти душу. Посредничество священников между Богом и человеком исключается.


Важную роль Лютер отводил покаянию. И поэтому был глубоко возмущен торговлей "отпущением грехов". Только искренне личное раскаяние дает человеку возможность ко спасению. Только дойдя до полного смирения перед волей Божьей человек может обрести спасение по Божьему милосердию. Именно оно дает веру и несет оправдание.


Лютер формулирует концепцию "трех только": 1) sola fide - только верой можно спасти душу; 2) sola gratia - только милостью Божьей обретается вера ( а не вследствие каких-либо личных заслуг); 3) sola Scriptura - только Священное Писание является авторитетом (а не папские указы).

Лютер отстаивает принцип всеобщего священства: все люди одинаково священны, так как имеют одно крещение и одно Евангелие.

Из семи церковных таинств Лютер признает только два - крещение и причастие.


Лютер не сомневался в духовной сущности причастия и реальном присутствии Христа при совершении таинства. Но Лютер выступал за причащение мирян хлебом и вином наравне со священниками, а не только хлебом, как это делали католики. Отчасти подобная практика католических священников объясняется дороговизной вина и соображениями гигиены. Однако причастие только под одним видом нарушало принцип всеобщего священства.

 

Лютер активно пропагандировал свои взгляды, у него появилось много сторонников Папа высмеивался в произведениях художников и поэтов, представлялся антихристом. Реакция не заставили себя долго ждать.

Летом 1520 г. Папа Лев X издал буллу, в которой под страхом отлучения от церкви потребовал от Лютера отречься от своей ереси.

В ответ Лютер издал сочинение "О свободе христианина".

В своем сочинении Лютер подчеркнул, что в вопросах совести христианин не подчиняется никому, внешняя же свобода гарантируется светскими властями.

Таким образом, Лютер четко дал понять свое видение Реформации: она, отвергая церковный строй, не должна затрагивать строй социально-политический. Такой консерватизм Лютера очень устраивал многих князей и основную массу зажиточных горожан.


Политическая программа Лютера, таким образом, выражалась в следующем. Тираны, даже попирающим веру, остаются властью. Дело человека власти подчиняться, проявляя смирение. Бунт недопустим! Тиранов обязательно постигнет Божья кара. Нужно только подождать. Поэтому Лютер считал возможным только пассивное сопротивление тирании, без вооруженного насилия.


В декабре 1520 г. началось сожжение книг Лютера.

В ответ Лютер публично сжег экземпляр папской буллы о его отречении и объявил Папу антихристом.


Важен взгляд Лютера на богатство. Лютер считал, что церковь не должна владеть имуществом и землями (что также находило, надо полагать, сердечный отклик у светских правителей, мечтавших заполучить церковные богатства). Церковь должна стать дешевой, скромной, доступной.

Однако богатство человека следует рассматривать как признак прочности веры, свидетельство Божьей милости. Вот только богатство это должно быть добыто трудом, а не насилием и обманом.

Император Карл V, поддерживавший папу, вызвал Лютера на Вормсский рейхстаг, где реформатор заявил: «Поскольку Ваше величество и вы, государи, желаете услышать простой ответ, я отвечу прямо и просто. Если я не буду убеждён свидетельствами Священного Писания и ясными доводами разума — ибо я не признаю авторитета ни пап, ни соборов, поскольку они противоречат друг другу, - совесть моя Словом Божьим связана. Я не могу и не хочу ни от чего отрекаться, потому что нехорошо и небезопасно поступать против совести. На сём стою и не могу иначе/ Бог да поможет мне. Аминь».


Лютера отпустили из Вормса, поскольку ему предварительно была выдана императорская охранная грамота, но 26 мая 1521 года был издан Вормсский эдикт, осудивший Лютера как еретика.


По пути из Вормса, вблизи деревни Эйзенах, придворные курфюрста Фридриха Саксонского по просьбе своего господина инсценировали похищение Лютера, тайно поместив его в замок Вартбург; некоторое время многие считали его погибшим. В замке Лютеру якобы являлся дьявол, но Лютер приступил к переводу Библии на немецкий язык.


В 1526 г. по решению рейхстага по требованию лютеран действие Вормсского эдикта было приостановлено. Евангелисты тут же начали бурную деятельность по переустройству жизни в духе лютеранства. Возмущение католиков вылилось в решение большинства на Шпейерском рейхстаге 1529 г. о возобновлении действия Вормсского эдикта и преследовании лютеран. В ответ 6 князей и 14 свободных городов Священной Римской империи заявили резкий протест и провозгласили, что в делах совести и веры невозможно подчиняться решению большинства (Протестация двадцати имперских чинов). По названию этого документа сторонники Реформации получили впоследствии название протестантов.


Священная Римская империя постоянно соперничала с Ватиканом за политическое лидерство в европейском мире. Император Карл V Габсбург надеялся подчинить себе папу и осуществить свои стремления к мировому господству. Он даже согласился выслушать Мартина Лютера в 1521 году на Вормсском рейхстаге, хотя в 1520 году была опубликована папская булла об отлучении Лютера от церкви.  Но Карл встал все же на сторону Папы, поскольку увидел угрозу сепаратизма. Священная Римская империя подвергалась угрозе распада под влиянием идей Лютера. Маленькие государства стремились выйти не только из-под контроля Папы. Они стремились стать полностью самостоятельными.

Многие курфюрсты присоединились к реформаторам. В Германии начались мятежи и смуты, которые Лютер сурово осудил. Князья-протестанты конфисковали церковные земли. Участились погромы церквей, уничтожение католической утвари, изгнание лояльных Риму священников.

Дело в том, что до реформации Церковь во всех странах Европы возглавлял Папа Римский, и (что ещё более существенно) все церковные налоги отправлялись в Рим, в то время как местные князья не могли использовать эти довольно существенные средства. У многих был большой соблазн к ним приобщиться. Главами местных протестантских церквей князья начали назначать собственно самих себя. Они не только прибирали к рукам богатства церкви, но и становились более независимыми по отношению к имперской власти. Ересь в данном случае означала обогащение и укрепление собственной власти.

Сепаратизм князей-протестантов и сделал императора Карла V союзником Папы Римского.


Теперь после рассмотрения учения Лютера переходим к практической работе с источниками исторической информации. Изучите Тексты. Внесите необходимую информацию в таблицу. Время работы 15 минут. Работаем в группах. Не огорчайтесь, если не успеете все найти. Позже мы вернемся к этому заданию. Однако нужно постараться.


.....................................................................................................................................


......................................................................................................................................


/Представители групп по истечении времени выступают с результатами своей работы; остальные записывают; на экране соответствующие слайды/

/Вариант: Группы получают задание для внеаудиторной самостоятельной работы - донести результаты своей работы до всех студентов, обеспечив заполнение таблицы"Главные деятели Реформации"/

Вид заполненной таблицы:


    Мартин    Лютер

    Ульрих     Цвингли

Томас    Мюнцер

       Жан         Кальвин

Страна

Германия

Швейцария

Германия

Швейцария

Учение о спасении

Принцип   оправдания верой (только верой без посредничества священников спасается человек)

Принцип   оправдания     верой (только верой без посредничества   священников спасается человек)

Учение о кресте   (избраны к спасению лишь те, кто прошел путь страдания, т.е. народ)

Концепция   двойного   предопределения   (принцип оправдания верой для избранных Богом к спасению)

Источник   Божественного откровения

Священное   Писание   (Евангелие)


Священное   Писание   (Евангелие)


Священное   Писание   (Евангелие)    и прямое откровение   Божьего духа

Священное   Писание   (Евангелие)


Священство

Принцип   всеобщего   священства

Принцип   всеобщего    священства

Принцип   всеобщего   священства

Принцип    всеобщего    священства

Отношение      к таинствам

Признание только   крещения и причастия       и их духовной сущности  (реального присутствия  Христа)


Признание только   крещения и причастия         (но только как символов)



Признание только   крещения      и причастия


Признание только          крещения         и причастия          и их духовной сущности  (Божью благодать получают лишь избранные       к спасению)

Политическая программа   (отношение     к церкви и государству)

Подчинение   церкви светским   властям - власти князей (монархизм)


Подчинение   церкви светским   властям - выборным (республиканизм)

Учение о мече    (власть должна принадлежать народу)

Установление   режима теократии   (церковь подчиняет государство - республикой управляют избранные)

    Отношение    к богатству

Богатство - признак   прочности веры (но церковь не должна владеть имуществом и землями)

Богатство - милость Божья,(но им нужно уметь   распорядиться - лишнее нужно отдать навсегда или на время)

Богатство   недопустимо   (имущество должно быть поровну распределено среди простого народа)

Богатство - признак       избранности к спасению

Отношение к тирании   светских   правителей, нарушающих Божьи законы

Пассивное   сопротивление     (в ожидании для тиранов Божьей кары - бунт недопустим)

Единодушный   отпор всего   народа (не восстание, а общее согласие сместить тирана; покорность тиранам - грех)

Открытое   сопротивление    (вплоть до использования насилия)

Открытое   сопротивление   (вплоть до использования насилия; борьба с тиранами, которые мешают делу веры - священный долг)

Сходство с католицизмом

Авторитет   Священного   Писания




Авторитет   Священного   Писания


Авторитет   Священного   Писания


Авторитет   Священного   Писания; строгая организация церкви; принуждение в делах веры; аскетизм


 Предлагаю ответить на несколько вопросов по текстам /далее викторина из 9 вопросов с ответами; каждая группа отвечает на 3 вопроса; определять победителя не так важно, как просто поиграть!/


4.4. Часть 4 Контрреформация

Теперь нам предстоит охарактеризовать причины и содержание политики контрреформации.


Реформация стала глубоким потрясением для католицизма. Но благодаря проведённым во время Контрреформации реформам католическая церковь стала более сплочённой под верховенством папы. Было запрещено предоставление индульгенций, включающее какие-либо денежные расчёты; появились католические духовные семинарии; вводилось однообразие католической литургии (церковной службы). 

Проявлениями Контрреформации было:

    основание новых монашеских орденов, которые стали образцами религиозности нового типа (общим для монашества новых орденов было возвращение к идеалам бедности и аскезы, к нормам апостольской жизни; среди этих орденов театинцы, капуцины, орден босых кармелиток, орден святой Урсулы)

    создание Высшего инквизиционного трибунала в Риме (1542), который получил неограниченную власть в делах веры и юрисдикцию, распространявшуюся на все католические государства;

    публикация «Индекса запрещенных книг» (1559);

    созыв Тридентского собора (1545-1563), который осудил все положения протестантских вероучений;

    преследование коперниканства (гелиоцентризма)


Особое место занимал Орден иезуитов ("Общество Иисуса") (1540), который стал боевым органом контрреформации. Основателем и первым генералом ордена был Игнасио Лойола. Основным принципом иезуитов, отличавшим их от всех остальных орденов, был принцип беспрекословного подчинения Папе, которому "следует подчиняться даже ради греха". Орден иезуитов имел почти военную организацию и не был собственно монашеским. Главной его задачей была активная светская деятельность по возвращению заблудших душ в лоно церкви.


По инициативе Папы Павла III в 1545 г. был созван Тридентский собор. На соборе были приняты следующие решения:

- преданы анафеме все реформатские вероучения;

- закреплены догматы Католической церкви;

- подтверждено верховенство Пап над церквями;

- возвышена роль покаяния и признана недопустимость торговли индульгенциями;

- принято решение о создании духовных семинарий.


Политическим выражением контрреформации стали религиозные войны, ареной которых были в основном Франция и Германия. Ход этих войн и их итоги рассмотрим при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы. Задания находятся в Рабочих листах.


    5. Первичное осмысление и закрепление новых знаний и способов действий

Сейчас предлагаю ответить на несколько вопросов. Итак,

    Касалась ли Реформация политической сферы или была только духовным обновлением?

    Почему Реформация привела к расколу Европы?

    Была ли Реформация необходима?

/Студенты отвечают на вопросы/

А теперь все, что вы сказали или не успели высказать, используйте, пожалуйста, при выполнении следующего задания.


                                                  III. Стадия "Рефлексия"

    6. Систематизация и обобщение новых знаний и способов действий

После того как мы узнали много нового и интересного, предлагаю составить синквейн /варианты: хокку, танка/ по темам "Реформация". Если у нас останется время, послушаем и обсудим сегодня. Если нет, то на следующем уроке.


    7. Подведение итогов урока

7.1. Формулировка вывода урока

/Примерный вывод урока/

Реформация способствовала

- росту национального сознания народов Европы (благодаря появлению национальных церквей);

- повышению уровня образования (в силу необходимости изучения Библии);

- смене феодальных экономических отношений капиталистическими (стремление к экономии, к развитию промышленности, к отказу от дорогостоящих развлечений (равно как и дорогостоящих богослужений) способствовало накоплению капитала, который вкладывался в торговлю и производство; в итоге протестантские государства начали опережать в экономическом развитии католические и православные; сама этика протестантов и дух наживы и предпринимательства (собственно капитализма), способствовала развитию экономики);

- развитию представлений о политическом равенстве (от идеи равенства духовного);

- обновлению и укреплению Католической церкви (Реформация привела и к исправлению Католической церкви в ходе контрреформации и церковной реформы).


7.2. Самоанализ деятельности на уроке

Урок почти завершен. Прошу, оцените свою деятельность на уроке, заполните предложенные в Рабочих листах таблички.


8. Организация внеаудиторной самостоятельной работы

К следующему уроку необходимо выполнить задания внеаудиторной самостоятельной работы. Их вы найдете в тех же Рабочих листах. Дополните, если нужно, ваши записи.

Спасибо за внимание и работу на уроке! Всего вам доброго!


Источники и литература:

         1. Артемов В.В. История : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования

/ В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – 15 изд., испр. – М.: Издательский центр

«Академия», 2016.

         2. История Средних веков : В 2 т. Т. 2 : Раннее новое время : Учебник / Под ред.

С.П. Карпова. – 5-е изд. – М. : Изд-во Моск. Ун-та : Наука, 2005.

         3. Данилов А.А. История. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время.

10 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / А.А.

Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2011.

    4. http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000196/st061.shtml

Источники изображений:

Ссылки на источники изображений указаны в заметках к слайдам



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.