12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Нагорная Светлана Григорьевна142

                     Учим маленьких ученых, делающих собственное открытие


Вопросы:

1. Личность педагога и образовательные технологии.

2. Специфика системно-деятельностного подхода.

3. Система дидактических принципов системно-деятельностного подхода.

4. Построение урока в концепции системно-деятельностного подхода.

5. Внедрение системно-деятельностного подхода.

6. Литература.


1. Личность педагога и образовательные технологии.

На сегодняшний день в образовании нужен преподаватель с высоким уровнем развития нравственных интеллектуальных качеств, настоящий интеллигент. Все компоненты профессионально-педагогического общения своеобразно проявляются в деятельности каждого преподавателя. Манера, стиль преподавательской деятельности индивидуальна как почерк. Поэтому у преподавателя возникает необходимость поиска индивидуального стиля общения с аудиторией. Неповторимость стиля педагога возникает только в многочисленных комбинациях, профессионально значимых качеств. Самосовершенствование преподавателя, самоподготовка позволяют находить пути к повышению своего авторитета у учащихся, воспитывать их своим примером увлеченности предметом, побуждать учащихся к самостоятельной работе, развивать в них стремление к устранению своих недостатков.

Новые образовательные технологии приходят на помощь учителю, который должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности ребенка к обучению в современной школе. Развитие личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового знания. В последние годы педагоги стараются повернуться лицом к ученику, внедряя личностно-ориентированное, гуманно-личностное обучение. Конечно, невозможно ребёнка обучить всему, дать ему готовые представления и знания буквально обо всем. Но его можно научить получать знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, находить решение для задачи или проблемы, которую он не решал. Сосредотачивая усилия на повышение качества и эффективности учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей, а, следовательно, повышению качества обучения.


2. Специфика системно-деятельностного подхода.

Успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении и воспитании. 

Идея деятельностного подхода состоит в том, что новые знания даются детям не в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами додумались до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Дети самостоятельно находят свои ошибки, выявляют причину этих ошибок, им предоставляется возможность самостоятельно исправить ошибки и убедиться в правильности их исправлений, учатся рефлексировать свою деятельность. А это так сейчас актуально, так как от самооценки и самоконтроля зависит взаимоотношение ребенка с окружающими, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. 

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

В системно-деятельностном подходе категория “деятельности” занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Задача школы — не дать объем знаний, а научить учиться.

Таким образом, основная цель системно - деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе.


3. Система дидактических принципов системно-деятельностного подхода.

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

Деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала обучающегося.

Главной задачей педагога является создание условий для организации такой деятельности школьников, которая подготавливала бы их к самостоятельной жизни в обществе.

Деятельностный подход к обучению предполагает:

наличие у школьников познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

выполнение школьниками определённых действий для приобретения недостающих знаний;

выявление и освоение школьниками способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;

– включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Системно-деятельностный подход в основной школе обеспечивает:

формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся

Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования. В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий. Чтобы достичь этой цели, МЫ должны понимать: педагогический процесс является, прежде всего, совместной деятельностью ребенка и педагога.

Учебная деятельность должна быть основана на принципах сотрудничества и взаимопонимания

Позиция учителя: к классу не с ответом, а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира.

Учебная задача – задача, решая которую ребёнок выполняет цели учителя.

Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.

Учебное действие – действие по созданию образа.

Образ – слово, рисунок, схема, план.

Оценочное действие – я умею! У меня получится!

Эмоционально-ценностная оценка – формирование мировоззрения.

Задача школы – не дать объём знаний, а научить учиться.

Как сказал английский политик Уильям Уорд (яхтсмен, бронзовый призер летних олимпийских игр 1908г.): «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

Результаты применения системно-деятельностного подхода можно разделить на 3 группы: личностные, метапредметные и предметные.

К личностным результатам относится проявление учениками способности к самообучению и саморазвитию, развитие у детей мотивации к получению новых знаний, сформированность их индивидуальных взглядов и ценностей.

К метапредметным результатам можно отнести освоение основных учебных действий: способность познавать науки, регулировать свою учебную деятельность и общаться с одноклассниками и педагогами в процессе обучения.

Предметными результатами является получение базовых знаний по основным предметам, способность преобразовывать полученные знания, применять их на практике. Также предметным результатом подхода является сформированная целостная картина мира, основанная на современных научных знаниях.

Таким образом, системно-деятельностный подход в обучении позволяет эффективно достичь результатов, которые являются основой гармоничного личностного развития ребенка.

 

4. Построение урока в концепции системно-деятельностного подхода.

В отличие от традиционного современный урок даёт возможность учащимся самим прийти к открытию нового знания через практическую направленность. Учитель не наставник, а друг, помогающий справиться с возникшими проблемами на уроке.

На современном уроке учителю необходимо создавать условия и направлять деятельность своих учеников на приобретение знаний в процессе собственной деятельности на уроке. 

Современный урок должен формировать универсальные учебные действия, обеспечивающие школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Воспитанию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в школе и классе: включенность ученика в разные виды деятельности, отношения сотрудничества учителя и учащегося, привлечение учащихся к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. 
Именно на уроках литературы происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Отсюда вытекает актуальность реализации системно – деятельностного подхода в преподавании литературы. 

Содержание и методика обучения направлены на формирование умений самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности в сотрудничестве с педагогами и сверстниками (формулировка заданий предполагает совместную деятельность: рубрика «Учимся читать…», «Учимся проводить анализ….», «Учимся понимать…», «Создаём текст…», «Пробуем редактировать…», «Совершенствуем текст…» и т.д., работу в парах.

Обучение направлено на развитие умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. Три группы понятий составляют в учебнике теоретическую основу обучения связной речи: текст, стили речи, типы речи. Предложены различные виды речевой деятельности: чтение, восприятие и анализ высказывания, его воспроизведение и создание, а также совершенствование собственного высказывания.

Содержание и методика обучения направлены на формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий (ИКТ – компетенции) в процесс изучения литературы в школе (по мультимедийному пособию), на формирование экологического мышления (тексты о природе).

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

Структура урока с позиций системно - деятельностного подхода состоит в следующем:

- учитель создает проблемную ситуацию;

- ученик принимает проблемную ситуацию;

- вместе выявляют проблему;

- учитель управляет поисковой деятельностью;

- ученик осуществляет самостоятельный поиск;

- обсуждение результатов.

Каким бы ни был тип урока в контексте системно-деятельностного подхода, в структуре урока должны быть следующие подвижные этапы:

I Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности (самоопределение уч-ся)

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».
У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность, включение детей в деятельность, выделение содержательной области, осознанное подчинение системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я II. Актуализация знаний  и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. На этом этапе учитель создает проблемную ситуацию;

ученик принимает проблемную ситуацию; вместе выявляют проблему; чётко проговаривается тема и цель урока.

III. Постановка учебной цели. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока (4-5 мин)
Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)

Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами.
В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это возможно, используется приём перевода правил на язык образов.

V. Первичное закрепление.
Способы: фронтальная работа, работа в парах;
Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий; выполнение заданий с проговариванием в громкой речи, с комментированием

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности
Вопросы:
- Какую задачу ставили?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
-Где можно применить новые знания?


5. Внедрение системно-деятельностного подхода .

Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания и присвоить их. Именно ученики являются главными «действующими героями» на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена, личностно-значима:  что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.

Обществу нужна современная молодежь, умеющая выделять проблемы, задавать вопросы, самостоятельно находить ответ на поставленные вопросы, учиться, делать выводы, принимать решения. Нужны инициативные люди! И системно – деятельностный  подход в обучении призван помочь в воспитании именно человека деятельного: не только умеющего что-либо делать, но понимающего, что он делает, для чего и как.
Каким образом включить ученика в образовательный процесс? Как помочь его самоопределению? Только с помощью действия.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. 
Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: уметь ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
В учебной деятельности действие ребенка строится из связанных между собой задач: действие связано с принятием цели и принятием решения, эта компетентность связана со сформированностью  оценочного действия, которая, в свою очередь, говорит о фактическом участии ребенка в учебном процессе.

Важно, чтобы ребенок образовывал себя посредством самостоятельного человека.
Важно развивать такие стороны: план,  анализ, рефлексию, которые 
нацелены на самостоятельность человека, его самоопределение, действие.
В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными

действиями, чтобы уметь решать любые задачи.
Основная педагогическая задача - организация усвоения знаний, побуждающих детское действие. 
Необходимо делать все, чтобы добиться эффективности работы всех учащихся на уроке, создать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, помогать  всем ученикам почувствовать себя в ситуации успеха, создать условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ученика в классе.
Очень важно принимать во внимание те этапы урока, по которым обычно выстраивается ситуация успеха.
1.Этап мотивационный.
На этом этапе главное - сформировать у учащихся желание, стремление выполнить учебное задание, заняться изучением новой темы.
2.Этап организационный.
На этом этапе главное - представить такие задания, которые учащиеся в состоянии выполнить самостоятельно.
3.Этап результативный.
На этом этапе главное - создать условия, при которых ученики испытали бы успех, радость от выполненного задания.
Предположим, во-первых, надо определить, какое новое знание должно быть «открыто» на данном уроке (понятие, правило, алгоритм, закономерность).
Во-вторых, продумать ситуацию для постановки проблемы урока (с затруднениямис удивлением )
В-третьих, спланировать этапы урока (по необходимости): выдвижение версий, проведение актуализации , составление плана .
В-четвертых, спроектировать поиск решения проблемы учениками ,т.е. открыть новое знание учениками: сформулировать свой вывод по проблеме ,  выбрать источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы,  строить диалог по поиску решения проблемы, подводить итог, составлять опорный сигнал, который будет пополняться по мере открытия новых знаний.
В-пятых, запланировать выражение решения проблемы. 

 В-шестых, выбрать задания для применения нового знания.
В-седьмых, продумать рефлексию учебной деятельности на уроке.

Весь процесс учения на уроке ориентирован на реализацию принципов сотрудничества, взаимоуважения и соучастия, обеспечивающих атмосферу успеха, благоприятный эмоциональный фон и психологический комфорт для каждого ученика.
При таком подходе меняется функция контроля и учета знаний учащихся: от текущего опроса и контрольной оценки к диагностической оценке знаний, от количественной формы учета знаний к качественной форме.

Таким образом, системно – деятельностный  подход   создает благоприятные условия для прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний.


​​​​​​​ 6. Литература

1. Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика.-2009.-№4.-С.18-22.

2. Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.

3. Дмитриев, С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2003.- N 6. - С. 30-39.

4. Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации

5. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. Режим доступа:[ http://omczo.org/publ/393-1-0-2468 ]

6. Тимофеева Н. Формирование универсальных учебных действий средствами предметов гуманитарного цикла. // Управление школой. – 2013. - №1. – С.17.

7. Ярославцева М. Системный подход к внедрению инновационных технологий. //Управление школой. – 2010. - №7. – С.8.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.