Образовательная программа по обучению выразительному чтению «Художественное слово»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА на заседании педагогического совета приказ от ___________2012г № _____
протокол от _____________ №____ директор МБОУ «СОШ №1»
_______________И.В.Славинская
Образовательная программа
по обучению выразительному чтению
«Художественное слово»
Срок обучения 1 год
Для обучающихся 9-10 лет
Автор-составитель: Шадринцева В.А.,
учитель начальных классов,
Направленность: художественно-эстетическая
г. Нефтеюганск
2014- 2015
Пояснительная записка
Театральное искусство заключает в себе большие потенциальные возможности для творческого развития ребёнка. Но возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети чувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если процесс творчества вызывает хорошее настроение.
Данная образовательная программа предназначена для обучения детей художественному чтению произведений различных жанров и выступлению с ними на сцене.
На уроках литературы и родного языка детей обучают выразительному чтению, когда обучающиеся приобретают знания об ударении в словах, типах предложений, интонациях при различных типах предложений, логическом ударении и т.д. На уроках литературы дети получают представление о теме и идее произведения. Но выразительное чтение на уроках не предназначено для выступления на сцене. Правильно выражать свои мысли и чувства - значит строго придерживаться норм литературной речи. Говорить выразительно - значит выбирать слова образные, т.е. слова, вызывающие деятельность воображения, внутреннее видение и эмоциональную оценку изображаемой картины, события, действующего лица. любой компонент речи может создавать образные представления. Программа предусматривает знакомство с образными средствами поэтического языка и выразительными средствами звучащей речи.
Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся посредством обучения художественному чтению произведений различных жанров и выступлению с ними на сцене.
Задачи:
1. Дать представление об образных средствах поэтического языка
2. Научить видеть и выделять их в поэтическом тексте
3. Научить пользоваться выразительными средствами звучащей речи
4. Научить выделять тему, идею произведения
5. Научить составлять партитуру стиха или произведения другого жанра
6. Способствовать развитию творческих способностей обучающихся через обучение чтению на сцене.
Программа «Художественное чтение» составлена на основе пособия по выразительному чтению Горбушиной Л.А. и Николаичевой А.П. и программ по сценическому искусству.
В программу включены разделы "Техника речи", "Литературное произношение и ударение", "Интонация и её компоненты". Большое место в программе отводится обучению анализа поэтического текста, именно с него начинается обучение сначала выразительному чтению, а затем художественному.
Раздел "Техника речи" включает понятия о дыхании, потому что от правильного дыхания зависит чистота, правильность и красота голоса. В образовании речи участвует голос. В программе предусмотрено знакомство с голосовым аппаратом, а так же особенностями голоса. Даётся понятие тембра, высоты, длительности, полётности, т.е. всё то, что создаёт мелодику речи.
Большое внимание в программе отводится дикции. Практические упражнения по исправлению произношения способствуют развитию ясности и чистоты произношения.
В разделе "Литературное произношение и ударение" внимание уделяется русской орфоэпии, знакомство с правилами русской орфоэпии, произношению гласных и согласных звуков, сочетанию гласных, произношению отдельных грамматических форм.
В русском языке ударение подвижное, свободное, поэтому важно научить ребёнка некоторым трудным случаям в постановке ударения: перенесение ударений при склонении, при изменении рода, смысла слова при переносе ударения и т.д.
Работа над ударением продолжается и при знакомстве с интонацией. Интонация усиливает значение слова и выражает порой больше, чем слова. С помощью интонации можно придать высказыванию смысл, противоположный тому, что выражает употребляемое слово. Обучающийся должен научиться чувствовать интонацию и уметь самостоятельно определять её в передаваемом тексте. Программа предусматривает знакомство с компонентами интонации - силой, направленностью в движении голоса, скоростью, определяемой в длительности звучания и остановках.
Ударение является одним из компонентов интонации. Важно научить ребёнка не только правильной расстановке ударения в словах, но и показать фразовые и логические ударения, учит разделять предложения на речевые такты, членить на интонационно - смысловые оттенки, которые помогают осмыслению предложения, уточнению его содержания. В этом разделе так же отводится место для обучения правилам логического ударения. Важно показать обучающемуся, что применять эти правила следует не механически, а с учётом ситуации речи.
При обучении выразительному и художественному чтению важное место занимает знакомство с понятиями пауза, темп и ритм. Обучающиеся получают не только понятия этих слов и умение пользоваться ими при чтении художественных текстов на сцене, а так же при использовании при чтении микрофонов, что, как известно, привносит для детей некоторую трудность.
Программа предусматривает знакомство с разновидностями мелодики речи (полной, нисходящей, восходящей и монотонной). Для того чтобы обучающийся мог уловить мелодику речи, необходимо научить его видеть знаки препинания, в том числе авторские. Кроме того, при подготовке текста к интонационно правильному чтению не обойтись без знания всего текста: его идеи, образа, языка.
Восприятие художественного произведения слушателем вызывает особое эмоциональное состояние - эстетическое чувство. Цель искусства состоит в том, чтобы эстетически осмыслить действительность. Вызвать эстетическое чувство - значит воспринять в особой форме действительность "под углом зрения той эстетической цели, которой руководствуется писатель". Для того чтобы научить детей доносить до слушателя идею писателя, необходимо научить его самого понимать произведение, определять тему и идею. Программа предусматривает обучение определения темы и идеи произведения, раскрывать образную структуру произведения, выражаемую в языке, видеть за словами образы, ведущие к пониманию идеи, замысла писателя.
Основа выразительной речи и чтения - это мысли, чувства, намерения говорящего. Подготовить текст к выразительному чтению - значит вникнуть в его содержание, уяснить для себя его тему, конкретно представить действующих лиц, события, те причинно - следственные связи, которые движут события вперёд, понять сложные взаимодействия обстоятельств и вытекающие из них обобщения - идею, нравственное правило, вывод. Анализ образов произведения дают возможность установить подтекст произведения. Через подтекст раскрывается смысл произведения. Для того чтобы выступающий донёс до слушателя смысл произведения, необходимо научить его интонационно выразительно исполнять его.
Программа предусматривает как групповые занятия, так и индивидуальные. Обучение начинается с небольших произведений, нетрудных для восприятия.
Ещё одним важным моментом в программе является обучение поведению на сцене: умению держаться красиво, передвигаться по сцене, чувствовать сцену.
Программа рассчитана на 72 часа, режим занятий 2 раза в неделю по 1 часу.
Программа рассчитана для обучающихся 3-4 классов, для которой подбирается репертуар. При этом учитывается, что способна воспринять данная группа обучающихся, учитывается выбор и желание.
По окончании изучения программы, обучающиеся должны уметь самостоятельно анализировать произведения различных жанров, выразительно читать их и исполнять на сцене перед аудиторией.
Год обучения предполагает следующие знания и умения.
Знать |
Уметь |
О роли дыхания в произносимой речи Устройство речевого аппарата Что такое тембр высота длительность полётность Артикуляцию звуков Значение ударения в слове, фразе Правила орфоэпии Иметь понятие об интонации и её компонентах Иметь понятие о логическом ударении Иметь понятие о паузах Что такое темп речи Ритм речи Мелодику конечных фраз Анализировать текст: Определять тему, идею, образные средства, средства выразительности. |
Правильно дышать образовывать мелодику речи Пользоваться голосом Правильно произносить звуки Правильно ставить ударение в словах Произносить слова, ударные и безударные слоги, сложные слова Различать речевые такты, членить текст на интонационно - смысловые отрезки правильно ставить логические ударения Оформлять логическую паузу Произносить текст в нужном темпе, в определённом ритме Произносить речь плавно, прерывисто, варьировать темп Правильно читать предложения повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные предавать неоконченные фразы составлять партитуру стиха, прозаического произведения. |
Данная программа предполагает достижение результатов по уровням.
уровень
Приобретение школьниками знаний о речевом аппарате, культуре речи о нормах общепринятого литературного произношения, о физиологическом и речевом дыхании. Усвоение понятий тембра, темпа, высоты, полётности, мелодики речи, артикуляции звуков, значении ударения в слове, фразе. Знать правила орфоэпии, иметь понятие об интонации и её компонентах. Иметь понятие о логическом ударении. Определять тему, идею, образные средства, средства выразительности.
уровень
Уметь правильно выразительно интонировать текст, уметь выбирать необходимые и верные языковые средства для выражения своих мыслей. Уметь регулировать громкость речи, темп речи, выдерживать паузы, вычленять эмоциональную сторону звучания; чувства ритма, умения передать ритмический рисунок по памяти. Уметь создать четкую, выразительную форму в процессе исполнения. Знать и использовать четкую артикуляцию звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз. Уметь представить характер героев стихотворения, басни, обыгрывать содержание произведений.
3 уровень
Овладение способами использования логических и интонационных пауз, ударения, мимикой и жестами. Уметь точно и выразительно передавать мысли автора. Создавать сценический образ через пластику тела. Выражать мысли, чувства и настроения с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра. Уметь представить характер героев стихотворения, басни, обыгрывать содержание произведений. Уметь находить и осваивать позиции начала и завершения движения, определяющих степень ясности выражения эмоции или мысли актера-персонажа. Уметь устанавливать контакт с публикой, ориентироваться в пространстве ширмы, сцены. Уметь эмоционально воздействовать на слушателя.
Данная программа предполагает достижение результатов обучающимися 3 -го уровня, так как в процессе работы ребята не только узнают о тембре, темпе, высоте, полётности и мелодике речи, но и обучаются использовать данные голоса для выразительности передачи авторского текста слушателю. Овладевают способами использования логических и интонационных пауз, ударения, мимики и жестов. Умеют точно и выразительно передавать мысли автора. Создавать сценический образ через пластику тела. Умеют эмоционально воздействовать на слушателя.
Учебный план
№ п.п. |
Наименование темы, раздела |
Количество часов всего |
Количество часов |
|
теории |
практики |
|||
1 |
Вводное занятие |
1 |
1 |
|
2 |
Техника речи |
10 |
1 |
9 |
3 |
Литературное произношение и ударение |
8 |
1 |
7 |
4 |
Интонация и её компоненты |
13 |
2 |
11 |
5 |
Подготовка текста для произношения вслух |
10 |
2 |
8 |
6 |
Движение на сцене |
9 |
2 |
7 |
7 |
Подготовка к выступлению на сцене |
20 |
- |
20 |
8 |
Заключительное занятие |
1 |
1 |
- |
Итого |
72 |
10 |
62 |
Содержание
Вводное занятие
Тема 1. Техника речи: дыхание, голос, дикция
Дыхание
Производное, непроизводное
Положение при дыхании
Практические умения
Научить правильно дышать
Держать правильное дыхание при чтении текстов
Голос
Органы, участвующие в образовании речи
Понятие тембра, высоты, мелодики речи
Звонкость и собранность звука
Благозвучность, слышимость на расстоянии (полётность)
Движение голоса: подъёмы и падения
Длительность звука
Смена длительности
Выражение голосом различного настроения
Практические умения
Учить пользоваться своим голосом, добирать звук, дыхание
Учить выдерживать паузы
Дикция
Артикуляция звуков
Фонетика
Исправления при произношении (работа с зеркалом)
Произношение гласных и согласных
Уметь правильно произносить звуки
Практические умения
Учить работать над правильностью собственной речи
Тема 2. Литературное произношение и ударение
Основные правила русской орфоэпии
Произношение отдельных грамматических форм
Практические умения
Уметь правильно ставить ударение в слове, в словах с предлогами
Уметь правильно ставить ударение в сложных словах
Уметь правильно произносить согласные в середине слова
Уметь правильно произносить мягкие согласные, произносить и (s) в начале слова
Тема 3. Интонация и её компоненты
Понятие об интонации
Ударение - компонент интонации
Пауза
Темп
Ритм
Мелодика речи
Тембр
Ударение - компонент интонации
Фразовые и логические ударения, эмфатическое ударение (усиление эмоциональной насышенности речи - долгота гласного звука)
Речевые такты (фразы)
Членение на интонационно - смысловые отрезки
Логическое ударение
Правила логического ударения
Практические умения
Учить разделять текст на логически - смысловые отрезки
Уметь правильно расставить логическое ударение
Знать правила логического ударения, уметь правильно ставить логические ударения
Пауза, темп, ритм
Логическая пауза, психологическая пауза
Темп речи - быстрый, медленный, плавный, прерывистый
Практические умения
Учить анализировать текст: расставлять паузы в тексте, выдерживать паузы, произносить текст в различных ритмах, темпе, варьировать темп
Уметь подготовить текст к произношению
Звуковая структура произносимых слов
Мелодические формы:
полная форма
Нисходящая форма
Восходящая форма
Монотонная
Конечные фразы:
Повествовательные, вопросительные, восклицательные, побудительные
Предупредительные
Перечислительные
Мелодика неконченых фраз
Однородные члены
Знаки препинания
Практические умения
Учить произносить фразы любых типов предложения (повествовательные, вопросительные, восклицательные, побудительные)
Уметь произносить фразы с однородными членами
Уметь понимать авторские знаки препинания и их значения в произношении
Тема 4. Подготовка текста для произношения вслух (10 часов)
Что такое тема, содержание, настроение произведения
Практические умения
Научить определять тему произведения, предавать содержание, чувствовать и передавать настроение
Тембр
Средства выразительности речи
Эмоциональная окраска
Практические умения
Научить пользоваться своим голосом, определять нужную окраску при передаче содержания текста
Тема 5 Движение на сцене (9 часов)
Понятие о мимике и жесте как дополнительных средствах выразительного чтения.
Мимика и жесты в устной речи
Драматические импровизации
Формы движения
Построение движения
Рече-двигательные координации
Этюды, сценические образы
Как вести себя на сцене?
Практические умения
Уметь преодолевать скованность, зажим и страх сцены
Проживать текст, стать тем самым человеком, который рассказывает историю
Уметь сочетать речь с движением
Прекращать и возобновлять движение или речь по сигналу
Уметь находить и осваивать позиции начала и завершения движения
Уметь устанавливать контакт с публикой
Тема 6 Подготовка к выступлению на сцене (20 часов)
Выбор произведения
Первое прочтение текста. Анализ произведения;
Дикция. Интонация.
Логические и эмоциональные паузы.
Выразительные средства языка в тексте.
Вхождение в образ.
Мимика. Жесты
Интонационная выразительность речи.
Соответствие жестов и действий прочитанному
Умение держаться на сцене
Практические умения
Подобрать словесную иллюстрацию к выбранному отрывку
Знать особенности языка автора, разбираться в структуре произведения
Использовать изобразительно – выразительные средства ,
Владеть разнообразной интонацией, логикой речи.
Уметь владеть артикуляцией, чёткой дикцией
Определять настроения автора
Находить в тексте образные средства языка: эпитет, сравнение, олицетворение, метафору. Подбирать свои эпитеты к указанному слову и сравнивать с авторскими
Уметь точно и выразительно передавать мысли автора
Умение доносить эмоции движениями и жестами, речь, мимика
Используемые технологии на занятиях
Технология, метод, приём |
Образовательные события |
Показатели эффективности реализации |
Мозговой штурм |
Разработка сценария, художественного номера |
Умение составлять и разрабатывать художественные номера, спектакли |
Технология творческой групповой работы |
Постановка спектаклей, художественных номеров, разработка проектов |
Умение работать в группе, научиться видеть и уважать свой труд и труд своих сверстников, давать адекватную оценку и самооценку своей деятельности и деятельности других; формирует толерантное отношение к окружающим |
Личностно - ориентированное обучение |
Участие в фестивалях, конкурсах |
Умение выразить свои мысли; доводить начатое дело до конца; умение передать характер и образ героя через выразительные средства кукольного театра |
Проектно - исследовательские технологии |
Разработка и защита проектов: "Волшебный голос", "Подготовка мероприятия" пр. |
Умение разрабатывать эскизы, выкройки костюмов, декораций. Умение распределять обязанности, подготовить и защитить авторский или групповой проект |
Здоровьесберегающие технологии |
Исследования режимных моментов школы, санитарно - гигиенических условий и требований к занятиям, классному помещению |
Стремление вести и пропагандировать здоровый образ жизни |
Информационные технологии |
Создание слайдовых презентаций, использование Интернет - ресурсов; создание фонограмм к спектаклям, выступлениям |
Умение разрабатывать мультимедийные презентации, использовать Интернет - ресурсы, создавать фонограммы к спектаклям |
Технология развивающего обучения |
Постановка художественных номеров |
Умение ориентироваться в пространстве у обучающихся |
Календарно-тематический план
№ п.п. |
Количество часов |
Календарный срок |
Тема занятия Основное содержание |
Практические умения |
Воспитательная работа |
||||
1 |
1 |
Вводное занятие |
. |
||||||
Техника речи: дыхание, голос, дикция (10 часов) |
|||||||||
2 |
1 |
Речевой аппарат. Культура речи, бытовая речь и её недостатки. Нормы общепринятого литературного произношения, речевая характеристика образа, Рождение звука. Краткие сведения об анатомии и физиологии речевого аппарата. Отделы речевого аппарата. |
Формировать умение правильному выразительному интонированию, умению выбирать необходимые и верные языковые средства для выражения своих мыслей |
||||||
3 |
1 |
Физиологическое дыхание Искусство чтения и дыхания, умение пользоваться дыханием в процессе речи. |
Дыхательные упражнения, Упражнения на выработку умения управлять выдохом. Упражнения для тренировки мышц участвующих в дыхании. |
Воспитание умения пользоваться речевым (произвольным) дыханием |
|||||
4 |
1 |
Речевое дыхание Речевое дыхание, его отличие от физиологического, Дышать незаметно. Часто, но не учащенно. Умело использовать паузы для добора (пополнения запаса) воздуха |
Добор воздуха, Произвольное дыхание. Статическая дыхательная гимнастика. Тренировка длительного вдоха и длительного выдоха при произнесении гласных и согласных звуков, слогов, фраз, поговорок, коротких стихотворений. |
Воспитание правильного речевого дыхания и длительного речевого выдоха. |
|||||
5 |
1 |
Органы, участвующие в образовании речи. Дыхание и голос. Дыхание и звук |
Упражнения дыхания и голосоведения в связи с чтением стихов. |
воспитание у детей чистого ясного произношения звуков в словах |
|||||
6 |
1 |
Понятие тембра, высоты, мелодики речи. Способность воспринимать и воспроизводить звуки разной степени громкости и силы |
Умение регулировать громкость речи, темп речи. Формирование правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, |
||||||
7 |
1 |
Звонкость и собранность звука. Длительность звука. Отчетливое произношение (хорошая дикция) |
Артикуляционная гимнастика и ее значение. Чёткое произнесение гласных, согласных звуков. Классификация согласных. Умение добирать дыхание и звук. |
воспитание выразительности детской речи |
|||||
8 |
1 |
Благозвучность, слышимость на расстоянии (полётность). Движение голоса (подъёмы, падения, длительность). Регулирование громкости и высоты голоса; уметь варьировать силу голоса |
Упражнения на развитие голоса: основное и полетное звучание, изменение высоты голоса, Безукоризненность звучания каждого гласного и согласного (работа с речевыми недостатками и дефектами речи). |
Воспитывать умение регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения |
|||||
9 |
1 |
Выражение голосом различного настроения. Тихо, громко, радостно, грустно. |
Умение пользоваться своим голосом. |
Воспитывать умение регулировать громкость, тональность голоса в соответствии с условиями общения |
|||||
10 |
1 |
Генеральная репетиция выступления на празднике "День учителя" |
Использование полученных умений |
воспитывать желание помогать сверстникам. |
|||||
11 |
1 |
Участие в концерте ко Дню учителя |
10 обучающихся |
Воспитывать уважение к учительскому труду |
|||||
Литературное произношение и ударение (8 часов) |
|||||||||
12 |
1 |
Основные правила русской орфоэпии. Усвоить основные правила русского литературного произношения; научиться слушать свою речь и речь окружающих; |
Уметь правильно ставить ударение в слове, в словах с предлогами. |
Воспитание чувства ритма. |
|||||
13 |
1 |
Правильное ударение в слове. Логические ударения. Логические ударения и приемы их практического осуществления |
Уметь правильно ставить ударение в сложных словах.. |
Воспитание чувства ритма, умения передать простой ритмический рисунок |
|||||
14 |
1 |
Участие в концерте ко Дню города |
10 обучающихся |
Воспитывать гордость за свой город, уважение к труду нефтяников, строителей, создавших этот город |
|||||
15 |
1 |
Эмоциональные ударения. Эмоциональные ударения и приемы их практического осуществления. |
Вычленение эмоциональной стороны звучания; Формирование чувства ритма, умения передать ритмический рисунок по памяти |
Воспитывать умение эмоционально сопереживать. |
|||||
16 |
1 |
Правильность постановки ударения в словах. Различение ударных и безударных слогов. Логическое ударение. |
Уметь правильно произносить согласные в середине слова |
Воспитывать умение оценивать свои эмоциональные реакции , |
|||||
17 |
1 |
Фонетическая транскрипция при подготовке к чтению и рассказыванию. Способность различать и воссоздавать все речевые звуки в соответствии с требованиями фонетической системы данного языка |
Уметь производить транскрипцию читаемого текста |
Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты |
|||||
18 |
1 |
Произношение отдельных грамматических форм. Произношение мягких согласных, произношение И (Ы) в начале слова |
Постановка и автоматизация четкого звучания гласных звуков, со сменой ударения, усилением и ослаблением голоса, изменением темпа речи. |
Воспитание правильной и чистой речи у ребенка |
|||||
19 |
1 |
Ударение в слове. Логические ударения в пределах этих частей, изменение темпа произнесения речевых тактов, звеньев, кусков |
Уметь правильно ставить ударение в сложных словах, фразах, сочетанииях. |
Воспитывать интонационную выразительность речи |
|||||
Интонация и её компоненты (13 часов) |
|||||||||
20 |
1 |
Понятие об интонации. Различать и придавать голосу интонацию: радостные, ласковые, одобрительные, шуточные, насмешливые, печальные, гневные, серьёзные |
Уметь использовать различные интонации в соответствии с текстом. |
Воспитывать интонационную выразительность речи, |
|||||
21 |
1 |
Ударение - компонент интонации. Выражение мыслей, чувств и настроения с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра. |
Уметь пользоваться интонацией, она может иногда рассказать больше |
Воспитывать интонационную выразительность речи, |
|||||
22 |
1 |
Участие в городском конкурсе "Слова любви" |
воспитывать у детей любовь и уважение к матери; к старшему поколению |
||||||
23 |
1 |
Интонация речи :темп, тембр. Различать степени отчетливости тембра, (т. е. качества звуков) |
Уметь варьировать при необходимости скорость произнесения слов и фраз, ; темп, способствующий раскрытию содержания произведения, |
.Воспитание умеренного темпа речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением. |
|||||
24 |
1 |
Интонация речи : пауза, сила, мелодика. Различение соединительных и разделительных пауз, придавание голосу интенсивность звучания |
Уметь создать четкую, выразительную форму в процессе исполнения; |
Воспитывать выразительность речи, т. е., умение точно выражать чувства и настроение с помощью логических пауз, мелодики, |
|||||
25 |
1 |
Фразовые и логические ударения. Эмфатическое ударение(усиление эмоциональной насыщенности речи - долгота гласного звука) |
. Уметь различать и придавать голосу интенсивность звучания |
Воспитывать способность воспринимать данный темп и ритм. |
|||||
26 |
1 |
Речевые фразы. Смысловые отрезки, логические отрезки текста. |
Знать правила логического ударения. |
Воспитывать выразительность речи |
|||||
27 |
1 |
Членение на интонационно - смысловые отрезки. Разделять текст на логически - смысловые отрезки |
Усвоить основные правила использование тона, силы голоса в целях речевой выразительности |
Воспитывать умение регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения. |
|||||
28 |
1 |
Логическое ударение. Логическая пауза. Пользоваться логическим ударением и паузами, как интонационными средствами оформления устной речи. |
Уметь выдерживать паузы. |
Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е., умение точно выражать текст с помощью логических пауз. |
|||||
29 |
1 |
Мелодика речи. (Конечные фразы - повествовательные, вопросительные, побудительные, перечислительные). Понятие о ритмико - интонационном рисунке речи |
Уметь произносить фразы любых типов предложения. Формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз |
Воспитание звуковой культуры речи. |
|||||
30 |
1 |
Мелодика речи. (Неоконченные фразы - однородные члены, знаки препинания, авторские знаки препинания) |
Уметь произносить фразы с однородными членами предложения. Уметь понимать авторские знаки препинания и их значение в произношении. |
Воспитывать умение воспринимать на слух поэтическое произведение |
|||||
31 |
1 |
Звуковая структура произносимых слов. Умение управлять голосом: Громче – тише, выше – ниже, быстрее – медленнее. |
Уметь придавать голосу индивидуальность. |
Воспитание фонематического слуха и формирование навыков произнесения фонем русского языка. |
|||||
32 |
1 |
Тема. Содержание. Настроение. Знать что такое тема, содержание, настроение. Подбор заголовка, замена глаголов именами существительными. |
. Деление текста на части; выделение в каждой из них главной мысли. подбор заголовка, замена глаголов именами существительными. |
Воспитание любви к родному языку |
|||||
Подготовка текста для произношения вслух (10 часов) |
|||||||||
33 |
1 |
Ознакомление с текстом и его анализ. Определение главной мысли текста, в котором эта мысль сформулирована и высказана в конце произведения |
Уметь воспринимать произведение, мысли, чувства, настроения. |
Воспитание умения понимать текст |
|||||
34 |
1 |
Ознакомление с текстом и его анализ. Выделение опорных (ключевых) слов. |
Знать, что такое тема, содержание, настроение произведения. формировать умение воссоздания картины событий и поступков персонажей; |
Воспитание умения понимать текст и контекстную речь |
|||||
35 |
1 |
Ознакомление с текстом и его анализ. Умение устанавливать логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения. |
Уметь определять тему произведения, передавать содержание, чувствовать и передавать настроение |
|
|||||
36 |
1 |
Особенности чтения стихотворений различных жанров. Особенности исполнения произведений разных жанров |
Осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, декламация, драматизация, словесное рисование, творческий пересказ; |
Воспитание эмоциональности ребёнка |
|||||
37 |
1 |
Особенности чтения стихотворений различных жанров. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих. |
Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Особенности исполнения произведений разных жанров |
Воспитание умения находить в тексте слова характеризующие героев и события. |
|||||
38 |
1 |
Особенности чтения стихотворений различных жанров. Передавать интонационно свои мысли, чувства, переживания; входить в образ |
; Особенности исполнения произведений разных жанров |
Воспитание умения передать эмоционально произведения различных жанров |
|||||
39 |
1 |
Особенности чтения стихотворений различных жанров |
импровизировать на заданную тему создавать творческие работы, декламировать; |
Воспитание умения передавать различные жанры интонационно |
|||||
40 |
1 |
Составление партитуры стиха, прозаического произведения. Разметка текста, деление на синтагмы. |
Уметь графически размечать текст, провести разметку текста, то есть поставить ударения; разделить на синтагмы, указать мелодию |
||||||
41 |
1 |
Составление партитуры стиха, прозаического произведения. Определение пауз, расстановка логического ударения, разделение на смысловые фразы. |
Уметь графически размечать текст, |
||||||
42 |
1 |
Прочтение по партитуре. Использование партитуры при подготовке выразительного чтения текста. |
Уметь представить характер героев стихотворения, басни, обыгрывать содержание произведений |
||||||
Движение на сцене (9 часов) |
|||||||||
43 |
1 |
Язык жестов, движений, чувств. Темпоритмы. |
Развивать у детей подвижность, выразительность в движениях и жестах; |
Воспитание ритмичности. Темпоритмы. |
|||||
44 |
1 |
Мимика и жесты в устной речи. |
Уметь преодолевать скованность, зажим и страх сцены; проживать текст, стать тем самым человеком, который рассказывает историю |
Воспитание через эмоциональное воздействие |
|||||
45 |
1 |
Построение движения. Поиск и освоение позиций начала и завершения движения, определяющих степень ясности выражения эмоции. |
Динамическая дыхательная гимнастика. Тренировочные упражнения при произнесении звуков, слогов, пословиц одновременно с движениями конечностей и туловища. |
Воспитание правильного распределения мышечных усилий, чувства баланса, координации; |
|||||
46 |
1 |
Формы движения. Прекращать и возобновлять движение или речь по сигналу, подаваемому преподавателем в любой момент |
Уметь сочетать речь с движением.. |
Воспитание точности движений, |
|||||
47 |
1 |
Речедвигательные координации. Словесные и физические действия. |
Раскрытие двигательных особенностей своего собственного тела |
Воспитывать умение связывать между собою словесные и физические действия; |
|||||
48 |
1 |
Чувство движения. Находить и осваивать позиции начала и завершения движения, |
Развивать способность чувствовать движения. Научиться ощущать изменение позиции тела |
Воспитание точности движений, |
|||||
49 |
1 |
Построение движения. Начало движения, конец движения, траектория движения. |
Уметь находить и осваивать позиции начала и завершения движения, определяющих степень ясности выражения эмоции или мысли актера-персонажа. |
Воспитывать у учащихся навыки сценического движения и управления своим телом. |
|||||
50 |
1 |
Формы движения. Различные темпо-ритмические задания |
Уметь рассчитывать темп шагов;, Снимать телесные и психические зажимы. |
Воспитание точности движений, |
|||||
51 |
1 |
Движение и музыка. Мелодекламация. |
Уметь взаимодействовать с музыкой на занятиях сценическим движением |
Воспитание умение декламировать и двигаться под музыку |
|||||
Подготовка к выступлению на сцене (20часов) |
|||||||||
52 |
1 |
Выбор произведения. |
Выбирать жанр, автора........ |
||||||
53 |
1 |
Первое прочтение текста. Анализ произведения; Деление текста на части; выделение в каждой из них главной мысли. Подбор заголовка. |
Как ты представляешь себе место действия? Какие предметы могут быть на сцене в качестве декораций? |
Воспитывать умение производить логический анализ текста; |
|||||
54 |
1 |
Вторичное прочтение. Осмысление. Подбор словесной иллюстрации к выбранному отрывку |
. Как выглядит персонаж? Как он ходит? Какая на нём одежда? |
Воспитывать умение производить логический анализ текста; |
|||||
55 |
1 |
Дикция. Отчетливое произношение текста (хорошая дикция) |
Знать особенности языка автора, разбираться в структуре произведения |
Воспитание выразительности детской речи |
|||||
56 |
1 |
Интонация. Использование различных интонаций в соответствии с текстом. |
Использовать изобразительно – выразительные средства , делающих произведение более образным и необыкновенным. |
Воспитывать интонационную выразительность речи, т.е. умение точно выражать мысли, чувства и настроения с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра. |
|||||
57 |
1 |
Логика. Логическое ударение. Логическая пауза. Пользоваться логическим ударением и паузами, как интонационными средствами оформления устной речи. |
Владеть разнообразной интонацией, логикой речи. |
Воспитывать интонационную выразительность речи |
|||||
58 |
1 |
Артикуляция. Способность различать и воссоздавать все речевые звуки в соответствии с требованиями фонетической системы данного языка |
Уметь владеть артикуляцией, чёткой дикцией, |
Воспитание правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, |
|||||
59 |
1 |
Работа со словом. Выделение опорных слов. Воссоздавать картину событий и поступков персонажей; |
Сформировать правильное произношение. Обратить внимание на слова, которые выбирает автор, для того, чтобы передать свою радость, восхищение, огорчение, восторг, грусть |
Воспитывать умение выстраивать словесное действие, работать с текстом различной сложности. |
|||||
60 |
1 |
Тренировка дыхания. Искусство чтения и дыхания, умение пользоваться дыханием в процессе речи. |
Задержка дыхания, добор воздуха, «Пастушок». «Самолётик». «Ветер». |
Воспитание правильного речевого дыхания и длительного речевого выдоха. |
|||||
61 |
1 |
Логические и эмоциональные паузы. Различение соединительных и разделительных пауз |
Уметь выдерживать паузы. |
Воспитание умения передать эмоционально произведения различных жанров |
|||||
62 |
1 |
Умение жить в образе. Как ты представляешь себе место действия? Какие предметы могут быть на сцене в качестве декораций? |
Определять настроения автора. "Разбор" произведение на мелкие части, технически решая и прорабатывая все возникающие сложности, |
Воспитание умения устанавливать логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения |
|||||
63 |
1 |
Выразительные средства языка в тексте. Подбирать эпитеты к указанному слову и сравнивать с авторскими |
Находить в тексте образные средства языка: эпитет, сравнение, олицетворение, метафору. |
Воспитывать умение выбирать необходимые и верные языковые средства для выражения своих мыслей |
|||||
64 |
1 |
Вхождение в образ. Как ведёт себя персонаж в данной ситуации? Что чувствует? |
Уметь понимать текст. |
Воспитание умения понимать текст и контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей; |
|||||
65 |
1 |
Мимика. Жесты. Какими жестами можно изобразить волнение героя, его состояние? |
Уметь передать эмоционально произведение. |
Воспитание умения создавать физические действия по тексту. |
|||||
66 |
1 |
Интонационная выразительность речи. Выражение мыслей, чувств и настроения с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра. |
Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать над интонационной выразительностью речи |
Воспитание умения находить в тексте слова характеризующие героев и события. |
|||||
67 |
1 |
Соответствие жестов и действий прочитанному. Передача идеи, мысли автора через интонацию и жесты. |
Уметь точно и выразительно передавать мысли автора |
Воспитывать умение создавать сценический образ через пластику тела |
|||||
68 |
1 |
Работа над сценическим мастерством. Умение доносить эмоции движениями и жестами, речь, мимика. |
Уметь точно и выразительно передавать мысли автора |
Воспитывать умение создавать сценический образ |
|||||
69 |
1 |
Умение держаться на сцене |
Куда деть руки? Как поставить ноги? Куда повернуться? Как наклониться? Совершенствовать умения детей ориентироваться в пространстве ширмы, сцены |
Воспитание умения освобождаться от зажимов, Выразительность рук. Движения, совершаемые кистями рук. |
|||||
70 |
1 |
Умение держаться на сцене |
Совершенствовать умения детей ориентироваться в пространстве ширмы, сцены |
Воспитание умения освобождаться от зажимов |
|||||
71 |
1 |
Выступление. Участие в Карусели творческих дел |
|||||||
72 |
Заключительное занятие |
Заполнение листков умений. |
Литература
1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение .- М: Просвещение, 1972
2. Горбушина Л.А. Николаевича А.П. Выразительное чтение. Учебное пособие для учащихся педучилищ. - М: Просвещение, 1978
3. Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание учителя, - М. 1975
4. Найдёнов Б.С.., Завадская Т.Ф. и др. Выразительное чтение, -М., 1975
5. Теория и практика мастерства актёра: межвузовский сборник научных трудов ГИТИС. - М.: ГИТИС, 1990
6. От упражнения к спектаклю. (сборник статей).-М.6 Сов. Россия, 1974
7. Яхонтов Р. Театр одного актёра, -М., 1956
Литература для детей
1.Алянский Ю. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре. Детская литература 1986
2. Львов М.Р. Школа творческого мышления. Учебное пособие.-М., Дидакт, 1993
3. Шмойлое М. Мастерство актёра: упражнения и игры начального этапа обучения: Методическая разработка,-Л.,1990