12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шилова Татьяна Константиновна48

 

Всероссийский конкурс для педагогов на лучшую статью" Как повысить интерес детей к чтению?"

Зачем выразительно читать?

 

Зачем выразительно читать? К сожалению, этот вопрос все чаще и чаще с недоумением задают школьники учителю, особенно старшеклассники. Достаточно знать содержание,

тему, идею произведения, может быть, средства художественной выразительности… Беда нашего молодого поколения заключается в том, что чтение воспринимается, прежде всего, как процесс получения информации, а не как творческий процесс, позволяющий найти скрытый писателем духовный вклад во всей его полноте и взять для себя. Несмотря на то, что нынешнему современному человеку открыт весь мир, его личное сознание чрезвычайно сужено, так как он реально не ощущает себя наследником Толстого и Пушкина, Лескова и Бунина, Святых Сергия Радонежского и Александра Невского. Отсюда низкая читательская культура, отсюда замена наследия прошлого телевидением и компьютером, низкопробной литературой детективного и любовного жанра, журналами «Молоток», «Сооl» , ООРS», «Cosmopolitan» и им подобные.

Пробуждение интереса к чтению классической литературы, воспитание эстетического вкуса к произведениям художественной литературы, непосредственное участие русской классики в формировании личности Человека – все это возможно благодаря обучению учащихся выразительному чтению художественных произведений.

При обучении школьников выразительному чтению на уроках литературы используются различные приемы, как – то: сопоставление, устное рисование, работа с иллюстрациями, выполненными разными художниками к одному и тому же литературному произведению ; создание учащимися собственных иллюстраций( рисунков) и их защита; работа со словом, наводящие вопросы.

Мне бы хотелось рассказать еще об одном приеме обучения выразительному чтению на уроках литературы – защита проекта выразительного чтения художественного произведения, в частности стихотворения.

В программе по литературе под редакцией В.Я.Коровиной в 6 классе есть тема «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Я.П.Полонский, Е.А. Баратынский, А.К.Толстой и другие.» Захотелось взять что—то необычное, чем-то удивить ребят, чтобы они поняли до конца всю значимость выразительного чтения литературного произведения. Так возникло слово проект, то есть, другими словами, каждый из учеников предлагает свой, собственный, вариант выразительного прочтения стихотворения и при этом доказывает свою правоту. Так возникло слово защита. Шестиклассникам в качестве домашнего задания было предложено выбрать стихотворение поэта 19 века, самостоятельно, без помощи учителя, подготовить выразительное чтение произведения и письменно в виде проекта записать свои мысли (вариант) выразительного прочтения стихотворения.

Хочется сделать оговорку. До защиты проекта с шестиклассниками велась подготовительная работа по формированию навыков выразительного чтения. Особое внимание уделялось анализу стихотворений (теме, идее, композиции, лирическому герою, художественно- изобразительным средствам), велась беседа с классом о выборе правильной интонации, логических пауз, ударений, выявлялось собственное восприятие учениками содержание прочитанного текста. На уроках литературы каждый учащийся побывал в роли артиста, чтеца, остальные ребята как строгое жюри оценивали чтение учителя.

При этом спорили, доказывали свое мнение, слушали образцовое чтение учителя. Как обязательный элемент правильного выразительного прочтения стихотворения ученики создавали собственные иллюстрации (пояснительные рисунки) к тексту. На внеклассных литературных мероприятиях, например поэтический вечер « Зимняя сказка», учащиеся исполняли стихи о зимней природе поэтов 19 века под музыку Вивальди « Зима», Чайковского «Времена года» (фрагменты), использовались также картины о природе Ромадина. Все это в целом способствовало эстетическому восприятию произведений искусств, дало возможность сравнить изображение красоты природы кистью художника, музыкой композитора и словом поэта, пробудило образное мышление у ребят, что в свою очередь привело к удачному (правильному) выразительному прочтению стихотворения.

После такой комплексной подготовки к выразительному чтению стихотворений обратимся к нашим проектам. Вот что пишут шестиклассники.

Горячева Катя, ученица 6а класса Оленинской средней школы. (Проект выразительного чтения стихотворения И. С. Никитина « Встреча зимы»). На мой взгляд, это стихотворение о зиме, о ее самом начале. Это доказывают строчки «Ночь прошла. Рассвело. Воздух легок и чист «. При такой погоде хочется выскочить на улицу и вдохнуть чистый, но холодный воздух. Поэтому этот фрагмент стихотворения нужно читать с предвкушением чего-то радостного и прекрасного… Интонация соответственно повышается, логически выделяются слова о зиме. Я думаю, что этим стихотворением автор хотел высказать не только мысли и чувства лирического героя, но и настроение природы. Ведь настроение бывает не только у человека. Оно может меняться. В первой части настроение у природы грустное, поэтому и интонация замедленная, голос понижается. ( Плакал сумрачный лес, туман облаками вставал, дождь в стекла окон стучал), во второй части настроение у природы внезапно меняется ( На осеннюю грязь начал падать снежок, воздух легок и чист, смотрит весело лес из- под темных кудрей ) , наступила прекрасная зимняя пора. Интонация уже совсем другая, ритм убыстряется, голос повышается. Поэтому это стихотворение нужно читать с переменчивым настроением, учитывая знаки препинания, значения слов и предложений.

Чижов Саша, ученик 6а класса Оленинской средней школы. (Проект выразительного чтения стихотворения Я. П. Полонского «Посмотри - какая мгла») Это стихотворение нужно читать замедленным темпом, соблюдая мелодику, паузы и логические ударения. Я.П. Полонский в своем произведении рассказывает нам о ночной природе возле озера. При чтении текста у меня возникло несколько настроений : бодрое - в первых строчках , тревожное – тоже в начале , затем мирное, загадочное – на протяжении всего стихотворения, и в самом конце этого произведения передается печаль автора.

Горюнов Дима, ученик 6а класса Оленинской средней школы, такое же выбрал стихотворение, что и Чижов Саша. Получилось интересное сравнение мыслей мальчиков. Дима пишет: « В стихотворении Я.П.Полонского « Посмотри – какая мгла…» в первых двух строчках просто повествуется о мгле, которая расстелилась в долине. В последующих трех строчках увеличивается скорость чтения, а в конце пятой строчки интонация понижается так же, как и скорость чтения, переходит в нормальный ритм. В седьмой и восьмой строчках интонация повышается, но в девятой голос понижается (опускается), так как автор выражает сочувствие месяцу, который ходит без приюта . Дальше повествуется спокойным тоном про быт месяца .Поэт даже сравнивает его свет с фосфором , который сверкает в темноте ночи. Мне очень понравилось это стихотворение и, может быть, я когда—нибудь напишу подобное.

Козырева Наташа, ученица 6а класса Оленинской средней школы ( Проект выразительного чтения стихотворения Е.А. Баратынского «Чудный град порой сольется из летучих облаков « По моему мнению, это стихотворение проникнуто ликующим, веселым настроением. Я думаю так потому, что в этом произведении Баратынский высказывает свои мысли в «веселом образе», ликуя о возможности показать поэта как олицетворение того, кто показывает всю красоту жизни и умеет во всем находить хорошее. Я считаю, что в этом стихотворении в первом четверостишии более низкая интонация, чем во втором. Во втором же интонация более высокая, так как поэт повествует нам о торжественности поэтического момента.

Жукова Даша, ученица 6а класса Оленинской средней школы.(Проект выразительного чтения стихотворения Я.П. Полонского «По горам две хмурых тучи…»). Первые четыре строчки – это как бы вступление, шаг к главному явлению, событию, описанному в стихотворении. Поэтому их следует читать без особого напряжения, спокойно (можно читать даже напевно). И вот действие развивается, уже появляется напряженность, хмурость , следовательно, следующие четыре строчки читать нужно беспокойно и серьезно. В этой «части» особенно нужно выделить интонацией первую строчку, а последнюю – понижением голоса. В следующих двух строчках – последствия столкновения туч, и особенно важно выделить слова: гром, эхо. Далее еще четыре строчки – уже более спокойные, накал спадает, в них автор выражает свое отношение. Обязательно выделяем интонацией слова «таким протяжным стоном, так вздохнула». А окончание—последние две строчки—играет очень важную роль для всего стихотворения. И его нужно прочитать по—особому, чтобы все поняли ,что это конец, что под этим явлением точка уже поставлена. Поэтому каждое слово надо выделить паузой, а последнюю строчку читать замедленно.

Шестиклассники не только описывали словами, как правильно, выразительно читать стихи, но и нарисовали пояснительные рисунки к тексту, что развивает образное, креативное мышление у ребят.

Конечно, не всем ученикам удалось удачно описать свой проект (вариант) выразительного прочтения стихотворения. Некоторые ребята рассказали, о чем повествуется в стихотворении, что хотел сказать автор, выразили свое отношение к произведению. И это уже радует. Значит, шестиклассники чувствуют выразительность текста, и не за горами то время, когда они вплотную приступят к характеристике интонации, ритма, логических пауз и ударений. Может быть, многим покажутся слишком серьезными такие слова «проект выразительного чтения стихотворения, «защита проекта». Не все согласятся с суждениями ребят и их вариантом выразительного прочтения текста, но, на мой взгляд, важно и ценно то, что школьники находятся в постоянном творческом поиске, им хочется почувствовать всю прелесть и красоту поэтического слова, ощутить талант художника слова и, наконец, самим писать стихи, «творить»…А это значит, что обязательно нужно обучать школьников выразительному чтению художественных произведений. И тогда чтение будет не просто процессом получения информации, а будет творческим процессом, позволяющим найти скрытый писателем духовный вклад во всей его полноте и взять его для себя. И тогда не будет низкой читательской культуры, а будет молодежь, воспитанная на русской классике, формирующей личность Человека. И тогда не возникнет вопроса: «Зачем выразительно читать?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.