Уроки толерантности: учимся принимать каждого
Уроки толерантности: учимся принимать каждого
Актуальность: | В современном обществе процесс обучения — это обеспечение не только согласия и доверия в коллективе, но и превращение ребёнка в личность, которая владеет индивидуальными особенностями и способностями. С самого детства детей учат тому, что все равны, но в голове возникает вопрос: «почему же другой ребёнок не похож на меня?» задача образовательной среды, на данном этапе, создать такие условиия, чтобы сформировать благоприятное межэтническое общение каждого учащегося. С самого первого класса необходимо рассказывать детям о том, что такое «толерантность», так как данный фактор является дальнейшей социализацией и успешностью в жизни ребёнка. Толерантность — это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать на основе согласия. Занятия должны носить систематическую основу, а это значит, что необходимо разработать план мероприятий по данному вопросу. (ниже представлен 1 урок из ряда мероприятий по теме «толерантность») |
Цель: | Сформировать у учащихся умения выстраивать взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовность принимать других и их взгляды, привычки и умения |
Задачи: | 1. Знакомство учащихся с понятием «толерантность» - основные черты и особенности данного понятия; 2. Воспитание чувства коллективизма, сплочённости, посредством развития уважительного отношения к каждому; |
Материал и оборудование: | 1. Оформление классной доски (название урока, фотографии, рисунки, цитаты); 2. Белый картон и цветная бумага (при необходимости); 3. Цветные карандаши, фломастеры и ручки; 4. Призы каждому участнику урока (по желанию ведущего); 5. Мячик (среднего размера); 6. Распечатанные тесты для самоанализа (на каждого ученика). |
Целевая аудитория: | 5-7 классы |
Время проведения: | 40-45 минут (если есть поощрение в конце мероприятия + 5-7 минут к основному времени) |
Ход урока | |
- Здравствуйте, дорогие ребята! Наш разговор я решила посвятить ТОЛЕРАНТНОСТИ. Каждый год — 16 ноября — празднуется Международный день толерантности. Не всем из вас может быть знакомо данное понятие, но оно очень важно для развития современного общества. - Что же такое толерантность? (слушаем предположение учащихся) - Вы правы, толерантность — это уважение и принятие другого человека таким какой он есть. Давайте запишем на доске понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ» (приглашение ученика к доске, чтобы выполнить данное задание) Толерантность — это способность признать отличные от своих собственных идеи или мнения, а также готовность быть терпимым по отношению к другим. - Давайте подумаем, а какими качествами должен обладать толерантный человек? Толерантный человек способен понять и простить людей, он с уважением относится к чувствам, традициям и культуре других людей. На краю парт у вас лежат цветные бумажки в форме человека, напишите на них несколько качеств, которые должны быть у такого человека! Это может быть — терпение, расположение к другим, понимание, доверие, доброжелательное отношение, умение слушать и слышать, любознательность и умение сопереживать. (можно предложить подумать, а нужно ли им развивать то качество, которое они пишут на листочкие) | |
- Давайте немного отдохнём и поиграем в игру «Вот замечательно!» (игра поможет расслабиться и повысить самооценку каждого ученика) Встаём в круг, тот, у кого в руках окажется мячик, будет говорить, что ему нравится или он умеет делать. Ваша задача показать болой палец вверх и сказать «Это замечательно!» Мячик сейчас у меня в руках, а значит я и начну «мне нравится ...» (кидаем мячик ребёнку) (пока каждый ребёнок не подержит в руках мячик — игра не заканчивается) | |
- Я предлагаю сыграть ещё в одну игру. Называется она «Белая ворона» Не расходясь из нашего круга, повернитесь спиной в центр круга. Я прикреплю к каждому из вас листочек бумаги (приктрепляем цветные листочки, а один листочек — белый) Теперь повернитесь в круг лицом. Сейчас, перед вами ставится задача — найти себе пару или группу людей с одинаковым цветом листочка. (все находят пару или группу, а один не может) Все нашли пару? Нет! Один из вас не смог найти себе компанию - «что ты почувствовал, когда остался совсем один?» (получаем ответ ребёнка и задаём вопрос всем) Попадали ли вы в такую ситуацию? Какие были ощущения, когда находили себе пару? Что чувствовал одинокий человек, без пары? Давайте все подойдём к нашему другу и крепко обнимем его, чтобы он чувствовал, что не один, что у него есть мы. Какой вывод мы можем сделать? (слушаем ответы детей) | |
- Перед оконанием нашего занятия, давайте возьмем в руки наших человечков. Каждый из них имеет свою черту характера, которая отвечает за толерантнность, на доске вы видите белый лист бумаги (размер зависит от количества участников). Давайте соберём всех их в одном месте (каждый ученик подходит к доске и прикрепляет своего человечка) - Посмотрите, какой у нас замечательный плакат появился. Каждый из вас индивидуален, не забывайте ценить это в других. | |
Самоанализ «толерантен ли я?» (тест) | |
Неприятна ли вам ситуация, в которой приходится отказываться от придуманного вами плана, потому что точно такой же план уже предложили ваши друзья? а) да; б) нет. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочитаете? а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет; б) чтобы играли и те, кто ещё не знает правил. Вы спокойно воспринимаете неприятные для вас новости? а) да; б) нет. Вызывают ли у вас неприязнь люди, которые в общественных местах появляются в нетрезвом виде? а) если они не переступают допустимых границ, вас это вообще не интересует; б) вам всегда неприятны люди, не умеющие себя контролировать. Можете ли вы легко найти контакт с людьми, у которых другие обычаи, другое положение? а) вам очень трудно было бы это сделать; б) вы не обращаете внимания на такие вещи. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь? а) вам не нравятся ни сами шутки, ни шутники; б) если даже вам шутка неприятна, вы постараетесь ответить в такой же шутливой манере. Согласны ли вы с мнением, что многие люди сидят не на своём месте и делают не своё дело? а) да; б) нет. Вы приводите в компанию друга (подругу) , который(ая) становится объектом всеобщего внимания. Как вы реагируете? а) вам неприятно, что таким образом внимание отвлечено от вас; б) вы лишь радуетесь за него (неё) . В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как вы реагируете? а) уходите подальше под благовидным предлогом; б) вступаете в спор. |
Запишите по 2 очка за ответы: 1б, 2б, 3б, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а
0-4: вы непреклонны и , простите, упрямы. Где бы вы ни находились, может возникнуть такое впечатление, что вы стремитесь навязать своё мнение другим. Чтобы достичь своей цели, вы часто повышаете голос. Имея такой, как у вас, характер, трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, нежели вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.
6-12: вы способны твёрдо отстаивать свои убеждения. В то же время вы можете вести диалог и, если считаете нужным, менять свои убеждения. Но порой вы бываете излишне резки, проявляете неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли “брать горлом”, если можно победить более достойно.
14-18: твёрдость ваших убеждений отлично сочетается с большой гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы это не разделяете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.