12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Киселева Наталия Геннадиевна1436
Россия, Курская обл., Железногорск

Методика сотрудничества педагога с родителями.

Закрой глаза, представь уют.

Представь то место, где всегда поймут.

Где не найдешь ты зла, печали,

Где по тебе всегда скучают.

Ты скажешь – нет такого места…

Нет, есть-

Учительское сердце!

Да-да, совершенно верно – родительское сердце. Но родительское сердце – оно же может быть и учительским. Самое главное – не оставлять без внимания НИ одной ситуации. Проутюжить. Проговорить. Помочь. Выслушать. Подсказать. Поддержать. Поругать или похвалить. Не остаться равнодушным. Этому меня научили мои родители, мои родные дети и опытные учителя-наствники.

Когда я пришла работать в школу, то не совсем понимала, что придется не только учить детей, но и плотно общаться с их родителями. А ведь именно родители - глaвные воспитатели ребенка. От того, насколько они терпеливы, участливы, грамотны, зависит процесс взросления и становления личности школьника.

Система воспитательной работы в нашем лицее складывается на основе взаимодействия.

Содержание работы с родителями состоит в следующем:

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, помощь в подготовке концертно-конкурсных мероприятий и посещение этих мероприятий);

3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Методы работы: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование.

Для вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс применяются следующие формы деятельности:

Традиционные:

Родительские собрания

Индивидуальные консультации педагога

Открытые уроки и внеклассные мероприятия

Помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий

Нетрадиционные:

Родительские конференции

Практикумы

Родительские чтения

Родительские вечера



Традиционные формы

Существует много вариантов проведения родительских собраний. Все чаще и чаще родители предлагают обсуждать насущные вопросы …. в ВОТСАПе. Характер и направленность этих вопрсов подсказывает сама жизнь, система организации работы в коллективе. Тематика и методика традиционного собрания должны учитывать возрастные особенности обучающихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой. А вот общение в ВОТСАПе зависит от того, как решит учитель…

Рекомендации по проведению родительских собраний:

родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей;

тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;

собрание должно носить как теоретический, так и практический характер:

анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.;

собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей обучающихся.

Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия педагога с семьей. Индивидуальная консультация помогает преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке и способствует созданию хорошего контакта между родителями и педагогами. Педагог должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:

особенности здоровья ребенка;

его увлечения, интересы;

предпочтения в общении в семье;

поведенческие реакции;

особенности характера;

мотивации учения;

моральные ценности семьи.



Примерная тематика консультаций для родителей

Плохая память ребенка. Как ее развить?

Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

Наказания детей. Быть или не быть?

Тревожность детей. К чему она может привести?

Застенчивый  ребенок.  Проблемы  застенчивости  и  пути ее преодоления.

Талантливый ребенок в семье.

Друзья детей – друзья или враги?

Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.



Открытые уроки и внеклассные мероприятия

Цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями педагога, демонстрация успехов учеников.

Такие виды работы позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности.



Помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий.

Очень важно для развития тесных контактов между Школой, родителями и учениками привлекать родителей к подготовке различных классных и школьных мероприятий, а именно: концертов, выставок, конкурсов и др. Любая подобная совместная деятельность приносит огромную пользу не только Школе в связи с тем, что у нее появляются добровольные помощники, но и, в значительной степени, семье, так как у родителей и детей это увеличивает время общения, которого, к сожалению, очень не достает.



Нетрадиционные формы

Родительские конференции (общешкольные, классные) предусматривают расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей и имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. На них обсуждаются насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети.

Примерные темы родительских конференций – проблемы совмещения обучения о различных образовательных организациях, вредные привычки, неумение организовать свое свободное время.

Родительские конференции должны готовиться очень тщательно. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.

Практикум – форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей.

Родительские чтения – очень интересная форма работы с pодителями. Она дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме, а также участвовать в ее обсуждении.

Родительские чтения oбычно организуются следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

Родительские вечера (проводятся в классе 1-2 раза в год без присутствия детей) – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительский вечер – это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.

Примерные темы родительских вечеров

Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?

Праздники нашей семьи.

«Можно» и «нельзя» в нашей семье.

Песни, которые пели и поют наши дети.

И традиционные, и нетрадиционные формы взаимодействия педагогов  с  родителями  учеников  ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.

Для этого родителям и педагогам необходимо соблюдать несколько простых правил, чтобы не создавать конфликтных ситуаций, в которые, чаще всего, оказывается втянут и невольный объект конфликта – ребенок.




Правила сотрудничества с родителями

Всегда помните, что родитель и преподаватель делают одно дело – воспитывают ребенка.

Установите доброжелательные отношения с родителями. Помните, что для них сын или дочь - самые лучшие дети в мире, несмотря на их успехи или неудачи в шоле.

Совместно с родителями выработайте единый взгляд на ребенка, основанный на доверии к его личности.

Постоянно информируйте родителей о процессе обучения, успехах и продвижении в развитии ребенка.

Привлекайте родителей к участию в совместной с детьми деятельности, как в школе, так и вне нее.

Не стесняйтесь сказать о мучающих вас вопросах – ведь если вы не спросите, то вопросы останутся, и проблема не уйдет.

Не обсуждайте с другими родителями поведение и обучение не их детей - это может вызвать отрицательную реакцию.

Помощником вам может стать родительский комитет, если вы станете единомышленниками.

Педагогам и родителям на заметку:

если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

если ребенка хвалят, он учится быть благородным;

если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;

если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;

если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;

если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;

если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

В заключение хочется отметить, что воспитательный процесс, несомненно, будет успешным, а сотрудничество с родителями – плодотворным, если девизом педагога станут слова: «Закрой глаза, представь уют. Представь то место, где всегда поймут. Где не найдешь ты зла, печали, где по тебе всегда скучают. Ты скажешь – нет такого места… Нет, есть- родительское сердце!»



Приложение «Копилка полезных советов».

Вести разговор с родителями – это своего рода дипломатическое искусство. А если у родителей есть к вам претензии, то азы этого дипломатического искусства вам надо знать.

1. Не ведите разговор, стоя – это очень неудобно. Предложите присесть или пройтись по школе. Во время разговора не держите руки в карманах, а также не чиститесь и не ковыряйте в носу.

2. Постарайтесь говорить с родителями «на равных». Не допускайте как снисходительного покровительственного тона, так и заискивающего, подобострастного. Скажите себе: «Я взрослый человек. Я уважаю себя сам и прошу уважения к себе со стороны других».

3. Не занимайте «оборонительную позицию». Не пытайтесь защищаться и оправдываться – это будет свидетельством вашей вины, а ее на самом деле может и не быть. Не занимайте «наступательную позицию». Не пытайтесь называть свою точку зрения, убеждать родителей, что они не правы. Это еще никому никогда не удавалось.

4. В первые же секунды беседы выясните имя и отчество вашего собеседника, несколько раз повторите их про себя, чтобы не забыть, и в дальнейшем, в течение всего разговора с родителями произносите это традиционное русское обращение как можно чаще.

5. Найдите во внешнем облике родителей какую-то «красивую деталь»: благородная седина, мужественные морщины, умелая косметика, изящные серьги в ушах, - и постарайтесь на этой понравившейся детали сосредоточить свое внимание.

6. Если вам надо сделать замечание по поводу ребенка, начните фразу так: «Я хотел бы попросить вашего совета …» или «Мне очень хочется понять, а без вас это вряд ли получится…», или «Мне, пожалуй, нужна ваша помощь».

7. Если разговор начали родители и сразу принялись высказывать вам замечания, то выслушайте их терпеливо и внимательно, не перебивайте и не показывайте неудовольствия. Как только напор их стихнет, улыбнитесь широко и искренне и скажите без иронии и без лукавств: «Вам, наверное, тяжело приходится с ними (с ней) дома. Ведь он такой непоседливый (застенчивый, разносторонний принципиальный…)». Пусть родители заведут разговор о себе и о детях, их жизни вне школы. Когда они выговорятся, может оказаться, что проблема, из-за которой «разгорелся сыр – бор», уже снята.

8. Если нет возможности свести проблему к шутке или переключить внимание родителей на другие темы, то попытайтесь решить проблему совместными усилиями. А для этого настройтесь на партнерские отношения и включите в размышления над выходом из ситуации родителей: «Как вы думаете, может быть лучше…», «Мне тоже кажется, что надо было сделать по-другому. Значит, вы считаете…». Родители, как в прочем и все взрослые люди, очень любят давать советы и высказывать свое мнение – выслушайте и то и другое: вдруг в родительских словах окажется рациональное зерно.

9. Улыбайтесь по ходу разговора как можно чаще. И не столько «дежурным» изгибом губ, больше похожим на гримасу, сколько глазами.

10. Закончите разговор фразой: «А знаете, что мне больше всего нравится в вашем сыне?..» или «Если честно, мне ваша дочь очень симпатична, в отличие от других девочек…», или «У вас такой хороший ребенок, я бы хотел иметь такого сына…». Комплименты родителям по поводу их детей говорят редко. Доставьте родителям несколько приятных секунд.

Эти советы предполагают тот случай, когда родители настроены на скандал. Если же они подошли к вам с доброжелательной улыбкой и ожиданием решения проблемы, то ответьте им тем же. Не стесняйтесь сказать: «Мне очень интересно с Вами побеседовать. Спасибо Вам!».


Полезный алгоритм для учителя.

1. Представьте себя на месте родителей

Представьте, что чувствуют родители, узнав, что их кудрявый ангелок дерется с одноклассниками. Скорее всего, это буря эмоций: гнев на ребенка, вина за то, что он никудышный родитель, страх перед тем, что будет дальше.

Если ребенок менял школу, есть вероятность, что там у родителей был неприятный опыт общения с учителями и администрацией. Может случиться так, что один из родителей сам был трудным учеником, поэтому болезненно реагирует на неудачи ребенка. Помните об этом и вам станет легче найти общий язык с родителями. 

2. Начните с похвалы

Общаясь с родителями, начните разговор с приятных моментов. Любого, даже самого нерадивого, ученика есть за что похвалить. Это может быть что-то незначительное. Например, он всегда здоровается с вами, когда входит в класс. Или он поделился с одноклассником запасной ручкой. Или быстро бегал на уроке физкультуры.

После позитивных новостей постепенно переходите к трудностям. Так родителям будет легче воспринимать негативную информацию.

3. Выберите способ коммуникации

Не все родители любят обсуждать важные вопросы по телефону. Некоторым трудно отпроситься с работы, что встретиться с вами лично. Обсудите, какие способы общения подходят и вам, и родителям. Если вы выбрали встречи, назначьте подходящее время. Если вам подходит переписка в чате, установите границы общения. Например, не отвечайте на сообщения после восьми вечера — это ваше личное время. Так общение с родителями не будет в тягость. 

4. Подготовьтесь к разговору

Заранее подумайте о том, что вы хотите сказать. Если вы хотите обсудить несколько тем, составьте список вопросов и расставьте их по приоритетности. Подготовку к экзаменам поставьте в начало, а организацию праздника — в конец. Список поможет не забыть что-то важное, если вы отвлечетесь или родители будут отвечать не так, как вы ожидали. 

5. Используйте местоимение «Я»

Начните разговор со слов «Я заметила», «Я беспокоюсь», «Я чувствую». Это лучший способ поделиться своими мыслями с родителями и сделать это так, чтобы они не восприняли ваши слова на свой счет.

Например, вместо слов «Ваш ребенок хуже всех выполняет домашнее задание», скажите —  «Я заметила, что ваш ребенок стал хуже делать домашнее задания. Это на него непохоже. Может вы знаете причину такому поведению?». Так вы не обвиняете родителей в том, что они не справляются со своими обязанностями, а высказываете озабоченность и желание найти решение проблемы совместными усилиями.

6. Установите правила общения

Постарайтесь убедить родителей, что общение должно быть двусторонним. Не только вы рассказываете о достижениях и трудностях ученика, но и родители делятся информацией. Обе стороны должны не бояться высказывать свое мнение, ведь у вас общая цель — успех ребенка.

Заранее договоритесь с родителями, как будет проходить ваше общение. Например, предложите свои правила:

не опаздывать, соблюдать отведенное время звонков и встреч;

пока кто-то говорит, слушать внимательно и не перебивать;

благодарить друг друга и уважать чужое мнение;

приходить на встречу в хорошем настроении и с правильными целями.

Узнайте у родителей, какие предложения есть у них.

7. Говорите прямо и открыто

Прямо скажите родителям, о чем вы хотите поговорить и каковы ваши ожидания от встречи. Если есть проблема, попросите помощи. Если рассказываете важную информацию, убедитесь, что родители поняли вас правильно. Выскажите свое мнение и попросите родителей сделать также. Например, вы решили использовать на уроках перевернутый класс и хотите заручиться их поддержкой. Спросите, готовы ли они первое время помогать детям и контролировать процесс обучения дома.

8. Отправьте email с итогами

Если у вас есть время, после встречи или телефонного разговора отправьте родителям письмо в чат или на электронную почту. В письме поблагодарите родителей за их участие. Повторите важную организационную информацию, например, сроки проведения экзаменов или даты олимпиад. Подведите итоги обсуждения. Так родители ничего не забудут и смогут в любой момент посмотреть содержание разговора. Возможно, родители захотят задать вам уточняющие вопросы в ответном письме.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.