12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Конева Наталья108
Россия, Орловская обл.

Бюджетное общеобразовательное учреждение Орловской области

«Созвездие Орла»







Викторина

«Учёные и исследователи.

Открытия и изобретения».

6 – 11 классы.













Воспитатель структурного подразделения

Конева Н. Ю.

2020 г.

Известные изобретатели мира создали много полезного для человечества. Их пользу для общества сложно переоценить. Многие гениальные открытия спасли не одну жизнь. Сегодня мы вспомним, кто же они – изобретатели, известные своими уникальными разработками и что они открыли и изобрели?

Форма: интеллектуальная игра-викторина.

Количество участников: 2 равных по числу команды (количество участников команды не регламентируется).

Цель: расширение кругозора обучающихся, развитие интереса к изобретениям человечества.

Задачи:

в игровой форме обобщить и систематизировать интеллектуальный кругозор обучающихся о великих учёных мира их открытиях и изобретениях;

развивать логическое мышление, сообразительность, любознательность, ответственность за принимаемое решение;

воспитание умения работать в команде.

Продолжительность: 1 час.

Место проведения: просторное помещение.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, сигнальные карточки.

Правила игры:

На экране демонстрируется вопрос. Ведущий зачитывает его. Та команда, которая знает ответ на вопрос и первой поднимает карточку, получает право хода. Все вопросы оцениваются в 1 балл. После ответа, на экране демонстрируется слайд с ответом. Выигрывает команда, заработавшая наибольшее количество баллов.

Вопрос 1. Эти русские мореплаватели в 19 веке в тяжелейших условиях на деревянных парусных судах «Восток» и «Мирный» достигли берегов Антарктиды и открыли шестой материк Земли. Назовите их?

Ответ: Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев.

Вопрос 2. Впервые в истории в 1783 г братья Жозеф и Этьен де Монгольфье поднялись в воздух, совершив полет на воздушном шаре. Вскоре многочисленные шары, наполненные водородом или гелием – газами легче воздуха, поднялись в небо. Но в 1852 г француз Анри Жиффар задумал управлять своим шаром с помощью винта, приводимого в движение паровым двигателем. Как называется этот летательный аппарат?

Ответ: Дирижабль.

Вопрос 3. Она приснилась ему во сне. В ней собраны все природные вещества на свете. О какой незнакомке идёт речь?

Ответ: Химическая (периодическая) таблица Менделеева.

Вопрос 4. Дифтерит, столбняк, туберкулез, полиомиелит – сегодня для защиты от всех этих болезней существуют вакцины. Трудно представить, что еще в середине ХХ в. от подобных инфекций гибли тысячи человек, прежде всего дети. Первую прививку сделал в 1796 г английский врач Э. Дженнер. Эксперимент оказался удачным, болезнь была побеждена. Вакцина Дженнера открыла новую эпоху в истории медицины. Какую болезнь победила вакцина Дженнера?

Ответ: Оспа.

Вопрос 5. Этот русский электротехник в 1872 году изобрёл то, после чего люди очень скоро перестали использовать свечки, газовые фонари и керосиновые лампы. О каком учёном и о каком изобретении идёт речь?

Ответ: Александр Николаевич Лодынин, лампа накаливания.

Вопрос 6. Этот мореплаватель предложил практически использовать шарообразность Земли, чтобы западным путем достичь берегов Индии. 16 лет потребовалось ему, чтобы добиться разрешения и средств на это плавание, и 33 дня на то, чтобы осуществить свою мечту, при этом открыв то, что не входило в его планы. Назовите этого мореплавателя и что он открыл? (Христофор Колумб в 1492 г. открыл «Новый Свет», собираясь найти дорогу в Индию). Но материк, открытый им, был назван именем другого испанского мореплавателя Америго Веспуччи. Ответ: Христофор Колумб.

Вопрос 7. Русский врач Н.И. Лунин ещё в 1888 г. установил, что для нормального роста и развития животного организма, кроме белков, жиров, углеводов, воды и минеральных веществ, необходимы ещё какие-то, пока неизвестные науке вещества, отсутствие которых приводит организм к гибели. О каких веществах идёт речь?

Ответ: О витаминах.

Вопрос 8. Этот учёный в течение двадцати лет руководил научными экспедициями, изучающими растительный мир. Он объездил практически весь земной шар, за исключением Австралии и Антарктиды. Собрал уникальную коллекцию семян различных растений. В ходе своих экспедиций ученый выявил очаги зарождения культурных растений. Он предположил, что существуют некие центры их происхождения. Внес огромный вклад в изучение иммунитета растений и выявил закон гомологических рядов, что позволило установить закономерности в эволюции растительного мира. Кто этот учёный?

Ответ: Вавилов Николай Иванович.

Вопрос 9. Центральная Азия в начале XIX века была одной из наименее изученных областей земного шара. Неоспоримый вклад в исследование «неведомой земли» — так называли Центральную Азию географы — внес Петр Семенов. В 1856 году сбылась главная мечта исследователя. Куда он отправился с экспедицией?

Ответ: На Тянь-Шань. В 1906 году указом императора за заслуги первооткрывателя к его фамилии стали добавлять приставку — Тянь-Шанский.

Вопрос 10. Первым русским нобелевским лауреатом в области медицины стал Павлов Иван Петрович . Какой он внёс вклад?

Ответ: Павлов с помощью хирургических методов 10 лет подробно изучал физиологию пищеварения и за эти исследования получил Нобелевскую премию. Следующей областью интересов стала высшая нервная деятельность, изучению которой он посвятил 35 лет. Он ввел основные понятия науки о поведении – условный и безусловный рефлексы, подкрепление.

Вопрос 11. Однажды русский генералиссимус Александр Васильевич Суворов на празднике у князя Потемкина повстречал русского механика и изобретателя многих приборов. Он низко поклонился ему, говоря: «Вашей милости!». Потом подошел ближе, поклонился еще более низко со словами: «Вашей чести!». И, наконец, подойдя совсем близко, поклонился в пояс и добавил: «Вашей премудрости мое почтение!». Кто этот гениальный изобретатель, конструктор и учёный, оставивший потомкам удивительные приборы и оригинальные научные догадки?

Ответ: Иван Петрович Кулибин — русский механик-самоучка .

Вопрос 12. В 1768 году британский оптик Джесс Рамсден предложил использовать для получения электричества вращающийся стеклянный диск, натиравшийся лоскутками ткани. При движении диска между стеклом и тканью проскакивали электрические разряды. Какую ткань использовал Рамсден?

Ответ: Бархат.

Вопрос 13. В конце семнадцатого века в Голландию приехал русский плотник Петр Михайлов. Жизнь он вел самую обычную — изучал корабельное дело, ходил закупать продукты на обед, а в отсутствие хозяйки сам готовил еду. В свободное время он с удовольствием бегал на коньках по льду. В то время коньки каждый раз привязывались ремнями к сапогу. Это скучное занятие быстро надоело плотнику, и он просто наглухо прибил коньки к подошвам. Это было его изобретение. Кто скрывался под именем Петра Михайлова?

Ответ: Русский царь Петр I.

Вопрос 14: Именно они изобрели кинематограф и сняли первые в мире фильмы.

Ответ: Братья Люмьер Луи и Огюст.

Вопрос 15: Кому принадлежат эти слова и о ком идёт речь? « Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, … обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минеролог, художник и стихотворец – он всё испытал и всё проник».

Ответ: А.С. Пушкин о М.В. Ломоносове».

Вопрос 16: Исследования А. Флеминга были посвящены изучению бактерий. В 1929 г во время опыта он случайно заметил, что на одной из его бактериологических культур образовалась плесень. Более внимательно изучив образец, он обнаружил, что бактерии, находящиеся рядом с плесенью, погибли. В то же время другие бактерии были живыми и активными. Эта счастливая случайность привела к открытию группы медицинских средств, которые сегодня позволяют успешно бороться с огромным числом заболеваний. Как называется эта группа медицинских средств?

Ответ: Антибиотики.

Вопрос 17: Этот древнегреческий ученый изобрел машину для поливки полей, систему рычагов и тросов для поднятия тяжестей, военные метательные машины, и, по легенде, использовал начищенные щиты воинов для изготовления громадного зеркала, чтобы сжечь неприятельский флот. О нём, как человеке мало сведений. Легенды рассказывают, что когда солдаты ворвались в город, он был занят решением задачи и что-то чертил. Римский воин приказал ему встать, но старый учёный не повиновался, сказав, что хочет закончить решение. Тогда римлянин выхватил меч и убил гениального учёного. На могиле этого великого математика был установлен памятник с изображением шара и описанного около него цилиндра. О каком учёном идёт речь?

Ответ: Архимед 287 г. до н. э.

Вопрос 18: Лауреат Нобелевской премии, в знак признания исключительных услуг, которые он оказал науке открытием замечательных лучей, названных впоследствии в его честь.

Ответ: Вильгельм Рентген.

Вопрос 19: Как то не странно Нобелевскую премию он получил за теорию фотоэффекта, впрочем, текст решения содержал нейтральное добавление: «… и за другие работы в области теоретической физики». Наверное, и за теорию относительности также.

Ответ: Альберт Эйнштейн.

Вопрос 20: Первая версия этого изобретения относится к III веку н.э. Потребовались десятилетия проектирования, после чего Джеймс Уатт сделал первые чертежи, согласно которым сжигание топлива высвобождает высокотемпературный газ и, расширяясь, тем самым оказывает давление на поршень и перемещает его. Это феноменальное изобретение сыграло решающую роль в изобретении других механизмов, таких как автомобили и самолёты, которые изменили лицо планеты, на которой мы живём. О каком изобретении идёт речь?

Ответ: Паровой двигатель.

Вопрос 21: Это вещество было им обнаружено случайно в чашке Петри в 1928 году и стало одним из самых известных открытий, сделанных в области медицины. Этот препарат лечит несколько инфекций у людей, не нанося им вреда. Учёный в 1945 году получил за него Нобелевскую премию. О чём и о ком идёт речь?

Ответ: Александр Флеминг. Пенициллин.

Вопрос 22: Великие изобретения этого гения были воплощены в жизнь только после его смерти. Все объясняется просто: он был настолько замкнутым человеком, что никто не знал о его работах. Благодаря стараниям ученого была открыта многофазная система электрического тока, что обусловило появление коммерческой электроэнергии. Кроме того, он сформировал основы робототехники, ядерной физики, информатики и баллистики.

Ответ: Никола Тесла.

Вопрос 23: В сфере его интересов была пилотируемая космонавтика, авиатехника, конструирование ракетно-космических систем и ракетное вооружение. Он в значительной степени поспособствовал освоению космического пространства. Создал космические корабли «Восток» и «Восход», зенитную ракету «217» и дальнобойную «212», а также ракетоплан, оснащенный ракетным двигателем.

Ответ: Сергей Королев.

Вопрос 24: Этот медицинский прибор изобрел в 50-е гг. XIX в французский медик Ш.Г. Праваз. Благодаря ему медицинские препараты стали быстрее воздействовать на организм, а его действие стало лучше прогнозироваться. Первые такие приборы изготавливали из серебра, а с 1895 г из стекла. Сейчас из пластика и используются одноразово. Назовите этот прибор.

Ответ: Шприц.

Вопрос 25: В конце шестнадцатого века Галилео Галилей, наблюдая за движением самых разных лампад в Пизанском соборе во время богослужения, установил, что ни вес, ни форма лампад, а лишь длина цепей, на которых они подвешены, определяет их периоды колебания от ветра, врывающегося в окна. Какой бытовой механизм, которым пользуются и сейчас, изобрел Галилео Галилей, глядя на церковные лампады?

Ответ: Часы с маятником.

Вопрос 26: Этот популярный тонизирующий напиток, который изобрел американец Джон Пембертон в 1886 году, поначалу продавался не в магазинах, а в аптеках, и только в разлив.

Ответ: Кока – кола.

Подведение итогов.

Спасибо за участие! Творческих успехов!

t1587388817aa.gift1587388817aa.gif



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.