12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | Киселева Надежда Владимировна581 Россия, Костромская обл., п.Талица Вохомского района |
Удельная теплота плавления
Технологическая карта урока
Предмет | физика |
Класс | 8 |
Тема урока | удельная теплота плавления и отвердевания |
№ урока по теме | 3 |
Тип урока | изучение нового материала |
Цель урока | Образовательные: объяснение процессов плавления и кристаллизации на основе знаний о молекулярно строении вещества, удельная теплота плавления, ее единица: Дж\ кг; увеличение внутренней энергии данной массы вещества при его плавлении, формула для расчета количества теплоты, выделяющегося при кристаллизации тела. Развивающие: Способствовать развитию логического мышления. Продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы. Воспитательные: Прививать культуру умственного труда, воспитывать чувство уверенности в своих возможностях через успешность обучения и личностные достижения. |
Задачи урока | закрепить знания о плавлении и кристаллизации веществ; учащиеся должны соотнести положение теории и его опытное доказательство; |
1 | Структурный элемент урока Постановка цели урока
| ||||||||||||||
Деятельность учеников. | Деятельность учителя | Используемые средства ИКТ | Цель использования ИКТ | Средства обучения | |||||||||||
Записывают тему урока. Ставят образовательные цели | Проверяет готовности класса к уроку, Создаёт эмоциональный настрой учащихся на урок. Сообщает тему урока. Записывает цели урока, предложенные учащимися на доске (в слабом классе корректирует поставленные цели, задавая наводящие вопросы учащимся.) | ||||||||||||||
2 | Структурный элемент урока вводный контроль | ||||||||||||||
УЭ – 1 | Отвечают на вопросы (Анализ графика плавления нафталина) Взаимопроверка результатов самооценка | Проецирует на экран графика плавления нафталина)
| ПК, проектор | наглядность | |||||||||||
3 | Структурный элемент урока изучение нового материала | ||||||||||||||
Деятельность учеников | Деятельность учителя . | Используемые средства ИКТ | Цель использования ИКТ | Средства обучения | |||||||||||
УЭ – 2 | Учащиеся вместе с учителем выясняют, что существует теплота плавления. Записывают формулу Q=λm Изучают схему запоминания формулы В беседе с учителем выясняют, почему в данной формуле отсутствует удельная теплоёмкость вещества Записывают в тетрадь: Так как внутренняя энергия тела растёт, а температура не повышается, значит теплоёмкость плавящегося тела бесконечно велика. Работа с интерактивной моделью Изучение фазового перехода твердое тело - жидкость и определение удельной теплоты плавления льда | Проецирует на экран график плавления нафталина) Анализ графика плавления нафталина позволяет установить наличие теплообмена между нагревателем и телом без повышения температуры, а следовательно приводит к мысли куда теряется тепло, не противоречит ли это закону сохранения энергии? Объясняет, что показывает удельная теплота плавления веществ. | ПК, проектор | Наглядность Интерактивная модель ЦОР для изучения плавления | График плавления нафталина | ||||||||||
4 | Закрепление изученного материала | ||||||||||||||
УЭ – 3 | Деятельность учеников | Деятельность учителя . | Используемые средства ИКТ | Цель использования ИКТ | Средства обучения | ||||||||||
Работа с ЦОР для закрепления основных положений по изученному материалу Рассматривают таблицу удельной теплоты плавления веществ. Тренировка с данными таблицы (сначала фронтальная, затем парами) Выполняют тест ( индивидуальная работа) | Организация фронтальной и парной работы с таблицей удельной теплоты плавления веществ Объясняет решение прямой задачи на нахождение количества теплоты, необходимой для нагревания и плавления вещества. | ЦОР ПК, Интернет | для закрепления основных положений по изученному материалу | Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник Задач по Физике для 7-9 классов. Общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2005 | |||||||||||
5 | рефлексия | ||||||||||||||
Оценивают себя по пятибалльной шкале. Дают оценку уроку. Заполняют карточку удовлетворённости уроком. Я всё понял, смогу объяснить этот материал другому” другому, но при помощи учебника” | Организация индивидуальной рефлексии деятельности. Обозначение и оценка достигнутых результатов. Осознание методологии деятельности отдельных учеников и всех вместе. | раздаточный материал Карточки самооценки. Карточки рефлексии | |||||||||||||
6 | Домашнее задание | ||||||||||||||
выполнить домашнюю практическую работу | |||||||||||||||
Практическая работа «Наблюдение за процессом таяния снега». Приборы и материалы: калориметр, термометр, часы, сосуд со снегом. 1. Изучите параграф учебника «Плавление и отвердевание кристаллических тел». 2. Ответьте на вопросы и заполните таблицу, расположенную под вопросами а) Сформулируйте определения плавления и отвердевания вещества; б) Ответьте на вопрос: изменяется ли температура в процессе плавления и отвердевания кристаллических тел? в) Как называют температуру, при которой плавится и отвердевает вещество? г) Объясните процессы плавления и отвердевания на основе знаний о строении вещества. д) Как изменяется внутренняя энергия вещества при плавлении и отвердевании? е) Изучите график плавления и отвердевания вещества по параграфу учебника, напишите названия и укажите длительность процессов изображенных на графике вашей таблицы.
3. Исследуйте плавления снега. Поместите в калориметр снег. Используя термометр, наблюдайте за температурой тающего снега. Под вашей таблицей постройте график зависимости температуры тающего снега от времени. |