Технологическая карта урока физики «Удельная теплота плавления» (8 класс)
Технологическая карта урока
Предмет |
физика |
Класс |
8 |
Тема урока |
удельная теплота плавления и отвердевания |
№ урока по теме |
3 |
Тип урока |
изучение нового материала |
Цель урока |
Образовательные: объяснение процессов плавления и кристаллизации на основе знаний о молекулярно строении вещества, удельная теплота плавления, ее единица: Дж\ кг; увеличение внутренней энергии данной массы вещества при его плавлении, формула для расчета количества теплоты, выделяющегося при кристаллизации тела. Развивающие: Способствовать развитию логического мышления. Продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы. Воспитательные: Прививать культуру умственного труда, воспитывать чувство уверенности в своих возможностях через успешность обучения и личностные достижения. |
Задачи урока |
закрепить знания о плавлении и кристаллизации веществ; учащиеся должны соотнести положение теории и его опытное доказательство;
|
1 |
Структурный элемент урока Постановка цели урока
|
||||||||||||||
Деятельность учеников. |
Деятельность учителя |
Используемые средства ИКТ |
Цель использования ИКТ |
Средства обучения |
|||||||||||
Записывают тему урока. Ставят образовательные цели |
Проверяет готовности класса к уроку, Создаёт эмоциональный настрой учащихся на урок. Сообщает тему урока. Записывает цели урока, предложенные учащимися на доске (в слабом классе корректирует поставленные цели, задавая наводящие вопросы учащимся.) |
||||||||||||||
2 |
Структурный элемент урока вводный контроль |
||||||||||||||
УЭ – 1 |
Отвечают на вопросы (Анализ графика плавления нафталина) Взаимопроверка результатов самооценка |
Проецирует на экран графика плавления нафталина)
|
ПК, проектор |
наглядность |
|||||||||||
3 |
Структурный элемент урока изучение нового материала |
||||||||||||||
Деятельность учеников |
Деятельность учителя . |
Используемые средства ИКТ |
Цель использования ИКТ |
Средства обучения |
|||||||||||
УЭ – 2 |
Учащиеся вместе с учителем выясняют, что существует теплота плавления. Записывают формулу Q=λm Изучают схему запоминания формулы В беседе с учителем выясняют, почему в данной формуле отсутствует удельная теплоёмкость вещества Записывают в тетрадь: Так как внутренняя энергия тела растёт, а температура не повышается, значит теплоёмкость плавящегося тела бесконечно велика. Работа с интерактивной моделью Изучение фазового перехода твердое тело - жидкость и определение удельной теплоты плавления льда |
Проецирует на экран график плавления нафталина) Анализ графика плавления нафталина позволяет установить наличие теплообмена между нагревателем и телом без повышения температуры, а следовательно приводит к мысли куда теряется тепло, не противоречит ли это закону сохранения энергии? Объясняет, что показывает удельная теплота плавления веществ. |
ПК, проектор |
Наглядность Интерактивная модель ЦОР для изучения плавления |
График плавления нафталина |
||||||||||
4 |
Закрепление изученного материала |
||||||||||||||
УЭ – 3 |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя . |
Используемые средства ИКТ |
Цель использования ИКТ |
Средства обучения |
||||||||||
Работа с ЦОР для закрепления основных положений по изученному материалу Рассматривают таблицу удельной теплоты плавления веществ. Тренировка с данными таблицы (сначала фронтальная, затем парами) Выполняют тест ( индивидуальная работа) |
Организация фронтальной и парной работы с таблицей удельной теплоты плавления веществ Объясняет решение прямой задачи на нахождение количества теплоты, необходимой для нагревания и плавления вещества. |
ЦОР ПК, Интернет |
для закрепления основных положений по изученному материалу |
Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник Задач по Физике для 7-9 классов. Общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2005 |
|||||||||||
5 |
рефлексия |
||||||||||||||
Оценивают себя по пятибалльной шкале. Дают оценку уроку. Заполняют карточку удовлетворённости уроком. Я всё понял, смогу объяснить этот
материал другому”
другому, но при помощи учебника” |
Организация индивидуальной рефлексии деятельности. Обозначение и оценка достигнутых результатов. Осознание методологии деятельности отдельных учеников и всех вместе. |
раздаточный материал Карточки самооценки. Карточки рефлексии |
|||||||||||||
6 |
Домашнее задание |
||||||||||||||
выполнить домашнюю практическую работу |
|||||||||||||||
Практическая работа «Наблюдение за процессом таяния снега». Приборы и материалы: калориметр, термометр, часы, сосуд со снегом. 1. Изучите параграф учебника «Плавление и отвердевание кристаллических тел». 2. Ответьте на вопросы и заполните таблицу, расположенную под вопросами а) Сформулируйте определения плавления и отвердевания вещества; б) Ответьте на вопрос: изменяется ли температура в процессе плавления и отвердевания кристаллических тел? в) Как называют температуру, при которой плавится и отвердевает вещество? г) Объясните процессы плавления и отвердевания на основе знаний о строении вещества. д) Как изменяется внутренняя энергия вещества при плавлении и отвердевании? е) Изучите график плавления и отвердевания вещества по параграфу учебника, напишите названия и укажите длительность процессов изображенных на графике вашей таблицы.
3. Исследуйте плавления снега. Поместите в калориметр снег. Используя термометр, наблюдайте за температурой тающего снега. Под вашей таблицей постройте график зависимости температуры тающего снега от времени.
|