12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Киселева Надежда Владимировна581
Россия, Костромская обл., п.Талица Вохомского района

Технологическая карта урока

Предмет

физика

Класс

8

Тема урока

удельная теплота плавления и отвердевания

№ урока по теме

3

Тип урока

изучение нового материала

Цель урока

Образовательные:

объяснение процессов плавления и кристаллизации на основе знаний о молекулярно строении  вещества, удельная теплота плавления, ее единица: Дж\ кг; увеличение внутренней энергии данной массы вещества при его плавлении, формула для расчета количества теплоты, выделяющегося при кристаллизации тела.

Развивающие:

Способствовать развитию логического мышления. Продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы.

Воспитательные:

Прививать культуру умственного труда, воспитывать чувство уверенности в своих возможностях через успешность обучения и личностные достижения.

 

Задачи урока

закрепить знания о плавлении и кристаллизации веществ;

учащиеся должны соотнести положение теории и его опытное доказательство;


 


 

1

Структурный элемент урока Постановка цели урока

 

 

Деятельность учеников.

Деятельность учителя

Используемые средства ИКТ

Цель использования ИКТ

Средства обучения

 

Записывают тему урока.

Ставят образовательные цели

Проверяет готовности класса к уроку,

Создаёт эмоциональный настрой учащихся на урок. Сообщает тему урока. Записывает цели урока, предложенные учащимися на доске (в слабом классе корректирует поставленные цели, задавая наводящие вопросы учащимся.)

     

2

Структурный элемент урока вводный контроль

УЭ – 1

Отвечают на вопросы

(Анализ графика плавления нафталина)

Взаимопроверка результатов

самооценка

Проецирует на экран графика плавления нафталина)

 

ПК, проектор

наглядность

 

3

Структурный элемент урока изучение нового материала

 

Деятельность учеников

Деятельность учителя

.

Используемые средства ИКТ

Цель использования ИКТ

Средства обучения

УЭ – 2

Учащиеся вместе с учителем выясняют, что существует теплота плавления.

Записывают формулу Q=λm

Изучают схему запоминания формулы

В беседе с учителем выясняют, почему в данной формуле отсутствует удельная теплоёмкость вещества

Записывают в тетрадь:

Так как внутренняя энергия тела растёт, а температура не повышается, значит теплоёмкость плавящегося тела бесконечно велика.

Работа с интерактивной моделью

Изучение фазового перехода твердое тело - жидкость и определение удельной теплоты плавления льда

Проецирует на экран график плавления нафталина)

Анализ графика плавления нафталина позволяет установить наличие теплообмена между нагревателем и телом без повышения температуры, а следовательно приводит к мысли куда теряется тепло, не противоречит ли это закону сохранения энергии?

Объясняет, что показывает удельная теплота плавления веществ.

ПК, проектор

Наглядность

Интерактивная модель ЦОР для изучения плавления

График плавления нафталина

4

Закрепление изученного материала

УЭ – 3

Деятельность учеников

Деятельность учителя

.

Используемые средства ИКТ

Цель использования ИКТ

Средства обучения

 

Работа с ЦОР для закрепления основных положений по изученному материалу

Рассматривают таблицу удельной теплоты плавления веществ. Тренировка с данными таблицы

(сначала фронтальная, затем парами)

Выполняют тест ( индивидуальная работа)

Организация фронтальной и парной работы с таблицей удельной теплоты плавления веществ

Объясняет решение прямой задачи на нахождение количества теплоты, необходимой для нагревания и плавления вещества.

ЦОР

ПК, Интернет

для закрепления основных положений по изученному материалу

Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник Задач по Физике для 7-9 классов. Общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2005

5

рефлексия

 

Оценивают себя по пятибалльной

шкале.

Дают оценку уроку.

Заполняют карточку удовлетворённости

уроком.

Я всё понял, смогу объяснить этот

материал другому”
“Я понял материал, могу объяснить

другому, но при помощи учебника”
“Я понял материал частично”
“Я ничего не понял”.

Организация индивидуальной рефлексии деятельности. Обозначение и оценка достигнутых результатов. Осознание методологии деятельности отдельных учеников и всех вместе.

   

раздаточный материал Карточки самооценки. Карточки рефлексии

6

Домашнее задание

 

выполнить домашнюю практическую работу

     

Практическая работа «Наблюдение за процессом таяния снега».

Приборы и материалы:  калориметр, термометр, часы, сосуд со снегом.

1.     Изучите параграф учебника «Плавление и отвердевание кристаллических тел».

2.     Ответьте на вопросы и заполните таблицу, расположенную под вопросами

а) Сформулируйте определения плавления  и отвердевания  вещества;

б) Ответьте на вопрос: изменяется ли температура в процессе плавления и  отвердевания кристаллических тел?

в) Как называют температуру, при которой плавится и отвердевает вещество?

г) Объясните процессы плавления  и отвердевания на основе знаний о строении вещества.

д) Как изменяется внутренняя энергия вещества при плавлении и отвердевании?

е) Изучите график плавления и отвердевания вещества по параграфу учебника, напишите названия  и укажите длительность процессов изображенных на графике вашей таблицы.

Плавление.

Отвердевание.

Переход вещества из твердого состояния в жидкое ………………..

 

Плавление кристаллических тел идет при …………температуре.

 

Температура, при которой вещество плавится, называют………….

 

 

Если вещество имеет температуру плавления, и  имеется дальнейший приток энергии, то начинает ……..кристаллическая решетка.

 

Внутренняя энергия вещества………, а температура при этом не меняется.

Переход вещества из жидкого состояния в твердое ……………….

 

Отвердевание кристаллических тел идет при …………..температуре.

 

 Температура, при которой вещество отвердевает, называют……………. 

 

Если идет отток энергии от вещества, имеющего температуру отвердевания, то начинает ………кристаллическая решетка.

 

Внутренняя энергия вещества уменьшается, а температура при этом не меняется.

График плавления и отвердевания воды

 

 

АВ-

ВС-

СD-

DЕ-

EF-

FK-

 

3. Исследуйте плавления снега.

Поместите в калориметр снег. Используя термометр, наблюдайте за температурой тающего снега. Под вашей таблицей постройте график зависимости температуры тающего снега от времени.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.