Технологическая карта урока физики 8 класс «Расчёт сопротивления. Удельное сопротивление проводника»
Разработка сценария урока
1.Тема программы - Электрические явления
2. Тема урока - Расчёт сопротивления проводников. Удельное сопротивление.
3. Тип урока - Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
4. Вид урока - смешанный (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени)
5.Цель методическая – Исследование зависимости сопротивления проводника от его геометрических параметров и материала, из которого он изготовлен. Знакомство с возможностями использования этой зависимости в практической жизни человека
Образовательные. Создание условий для экспериментального определения зависимости сопротивления проводника от его параметров; формирования первоначального представления учащихся об удельном сопротивлении материала проводника; формирования умения определять сопротивление проводника при помощи электроизмерительных приборов; формирования навыков объяснять результаты физического опыта и применять полученные знания при решении практических задач.
Развивающие. Создание условий для формирования исследовательских компетенций учащихся путем организации фронтального эксперимента и виртуального мини-исследования с использованием электронных ресурсов; развития умений учащихся воспринимать и представлять информацию в словесной, графической, символической формах; формирования навыков анализа результатов экспериментальной деятельности, умения делать выводы на основе проведенного анализа; развития умения работать с различными источниками информации; формирования коммуникативных компетенций учащихся;
Воспитательные. Создание условий для воспитания коллективизма, чувства ответственности за работу группы, взаимопомощи; политехнического воспитания; развития самостоятельности учащихся; развития познавательного интереса учащихся к предмету.
6. Цели образования (Планируемые образовательные результаты)
Предметные -
умение формулировать понятие удельного сопротивления;
знать/называть единицы измерения удельного сопротивления в различных системах единиц измерения;
умение наблюдать и описывать физические явления, для объяснения которых необходимо представление о сопротивлении проводника;
умение записывать формулу для вычисления сопротивления проводника;
умение рассчитывать сопротивление, силу тока и напряжение по известным параметрам проводника;
овладение умениями формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты;
приобретение опыта простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов.
Метапредметные
Познавательные
Овладение навыками:
-нахождения ответов на вопросы, используя эксперимент, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- исследовательской и проектной деятельности.
Коммуникативные
Развитие умений: - организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; - распределения функций участников группы.
Регулятивные
Формирование навыков:
- определять и формулировать цель исследовательской деятельности на уроке; -планировать этапы экспериментальной работы; - выдвигать гипотезу; - работать по предложенному группой плану; - анализировать полученный результат; - давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.
Личностные
формирование целостного научного мировоззрения;
воспитание чувства товарищеской взаимовыручки, этики групповой работы;
формирование осознанного, толерантного отношения друг к другу;
формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию.
7. Материально-техническое обеспечение урока:
1)“Физика 7-11 класс” Библиотека электронных наглядных пособий;
2)Электронное приложение к учебнику Физика8 класс/Перышкин А.В.- издательство «Дрофа»
3)Интерактивная доска, мультимедийный проектор, интерактивная доска. Прикладное программное обеспечение (Exсel, Power Point, Microsoft Word).
4)http://school-collection.edu.ru/- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов;
5)www.class-fizika.narod.ru Классная физика.
6)К исследовательской работе: источник питания ВС-24М; вольтметр лабораторный; амперметр лабораторный; ключ; реостат 15 Ом, 5 А; магазин сопротивлений; соединительные провода; реохорд; 3 прибора с набором проводников разной длины, площади поперечного сечения и материала.
Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД
Предмет – физика
Класс- 8
Автор программы: А.В.Перышкин, Н.В.Филонович, Е.М.Гутник
Тема урока - Расчёт сопротивления проводников. Удельное сопротивление.
Тип урока - Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Ход урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||||||||||
познавательная |
коммуникативная |
регулятивная |
|||||||||||||||||||
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
||||||||||||||||
1.Организационный момент |
|||||||||||||||||||||
Формирование самооценки готовности к уроку. |
Приветствие обучающихся, проверка готовности класса к уроку. |
Отвечают на приветствие учителя |
Выделение существенной информации из слов учителя. |
Взаимодействуют с учителем |
Слушание учителя |
Целеполагание |
Саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии для восприятия нового материала. |
||||||||||||||
2. Постановка цели и задач урока |
|||||||||||||||||||||
У. Здравствуйте, ребята. Садитесь. Проверьте все ли у вас готово к уроку. Напоминаю, для дальнейшей работы вам необходима рабочая тетрадь, ручка, карандаш, линейка и учебник. О чем же мы будем говорить сегодня? Для начала предлагаю вам отгадать загадку: Бегу, бегу по проводам, И нет меня быстрее! Тепло и свет несу я вам, И делать все умею! Сегодня мы продолжим изучать основные физические величины, влияющие на силу электрического тока в проводнике. Нам предстоит экспериментальным путем выяснить, от чего они зависят. Великий китайский философ Конфуций сказал «Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий, и путь опыта – это путь самый горький». Но, мы, то с вами помним, что эксперимент – основной метод познания в физике. |
Объявляет тему урока, формулирует его цели и настраивает класс на продуктивную деятельность, зачитывая эпиграф к уроку (создает эмоциональный настрой на восприятие нового материала). Постановка проблемного вопроса |
Отвечают на вопросы учителя, участвуют в обсуждении целей урока. |
Выделение существенной информации из слов |
Взаимодействуют с учителем |
Слушание учителя. |
Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. |
|||||||||||||||
3.Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
|||||||||||||||||||||
Для повторения изученного ранее материала давайте вспомним: 1. Что называют электрическим током? 2. Какими физическими величинами его характеризуют количественно? 3. На предыдущем уроке мы выяснили, что является причиной сопротивления проводника. Назовите ее. Затем 3 учащихся вызываются к доске отвечать на вопросы о силе тока, напряжении и сопротивлении по плану. Примерные вопросы для одного из опрашиваемых: 1. Что показывает сила тока (напряжение, сопротивление)? 2. Какой буквой она (-оно) обозначается, по какой формуле рассчитывается? 3. Как называется единица измерения силы тока (напряжения, сопротивления)? 4. Как называется прибор для измерения силы тока (напряжения, сопротивления)? 5. Каким способом он включается в цепь? Как обозначается в схеме эл. цепи? Далее учитель предлагает учащимся устно решить графическую задачу: по графику зависимости силы тока от напряжения необходимо сравнить сопротивления трех проводников. (Использование электронного приложения [3]) |
Беседует по вопросам. Даёт задания обучающимся. Осуществляет индивидуальный контроль. Побуждает к высказыванию своего мнения, проводит параллель с ранее изученным материалом |
Отвечают на вопросы учителя, участвуют в обсуждении решения качественных задач, предложенных учителем. |
Компетенция обучающихся в области физики. |
Взаимодействуют с учителем |
Слушание учителя, работа с рисунком, с символами. |
Самоконтроль. Взаимоконтроль выполнения задания в парах |
Регуляция учебной деятельности |
||||||||||||||
4.Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. |
|||||||||||||||||||||
Графическое задание еще раз напомнило нам о том, что сила тока в проводнике определяется не только напряжением на концах проводника, но и его сопротивлением. Далее учитель демонстрирует настольную электрическую лампу переменной мощности. Вращая ручку регулятора светимости, педагог показывает разные режимы работы лампы. Затем проводится подобный эксперимент с магнитофоном: демонстрируется возможность изменять громкость звука. Ребята, как вы думаете, что происходит в данных электрических цепях при изменении светимости и громкости? Учитель акцентирует внимание на том, что приборы работают при одинаковом напряжении, предлагает объяснить результат эксперимента и вспомнить, не проявляется ли такая же ситуация у каждого дома. А как вы думаете, от чего зависит сопротивление проводника, и как его можно изменять? Учащиеся выдвигают различные гипотезы для ответа на поставленный вопрос. Задает вопрос: «Какую цель на уроке мы должны поставить, исходя из результатов наших наблюдений и рассуждений? Какие задачи нам необходимо решить?». У. Выясним: от чего зависит сопротивление проводника? |
Создание проблемной ситуации для активизации познавательного процесса и условий для успешного усвоения нового материала. Учитель проводит демонстрационный эксперимент и обозначает перед обучающимися проблему. |
Умения преобразовывать информацию из одной формы в другую. Слушают учителя, отвечают на вопросы. Наблюдение за физическим экспериментом учителя, за материалом ЭОР. Учащиеся анализируют демонстрационный эксперимент и предлагают пути решения поставленной проблемы. |
Формирование умения наблюдать, делать выводы, Исследовать, сравнивать, пользоваться физическими терминами, участвовать в диалоге. |
Умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. Обсуждают эксперимент прилагают усилия на решение поставленных вопросов, участвуют в диалоге по предложенным вопросам |
Координация усилий по решению учебной задачи, учитывать мнения других при диалоге договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности |
Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, работать в коллективе. Самоконтроль и взаимоконтроль Контроль правильности ответов обучающихся |
Умение внимательно слушать, осмысленно читать, организовать себя, планировать, корректировать свои действия в соответствии с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
||||||||||||||
5. Практикум |
|||||||||||||||||||||
Среди задач, поставленных вами, была озвучена следующая задача: «Выяснить, от чего зависит сопротивление проводника». Сейчас вам предоставляется возможность самостоятельно экспериментально решить поставленную задачу в группах, сделать выводы и поделиться выводами со всем классом. Для этого трем группам предоставляются технологические карты исследования и наборы приборов. Каждая из этих групп должна выбрать способ решения поставленной задачи при помощи данного экспериментального оборудования, провести эксперимент и проанализировать его результаты. Затем составить отчет по результатам проведенной работы. Другие три группы должна выполнить виртуальный эксперимент и проанализировать его результаты. Затем составить отчет по результатам проведенной работы и представить на интерактивной доске. Прежде чем выполнять фронтальный эксперимент, давайте вспомним методы измерения сопротивления проводников. (Использование электронного приложения [3]) Класс предварительно разбивается на четыре группы, в каждой группе по 6-7 человек. I группа исследует зависимость сопротивления от длины проводника II группа исследует зависимость сопротивления проводника от площади сечения. III группа исследует зависимость сопротивления проводника от вида материала проводника. http://fcior.edu.ru/card/7889/izuchenie-zavisimosti-elektricheskogo-soprotivleniya-provodnika-ot-ploshadi-ego-poperechnogo-secheni.html. http://fcior.edu.ru/card/8139/izuchenie-zavisimosti-elektricheskogo-soprotivleniya-provodnika-ot-ego-materiala.html http://fcior.edu.ru/card/12555/udelnoe-elektricheskoe-soprotivlenie-veshestv.html IV группа проводит виртуальный эксперимент по исследованию зависимости сопротивления от длины проводника. V группа проводит виртуальный эксперимент по исследованию зависимости сопротивления от площади сечения. VI группа проводит виртуальный эксперимент по исследованию зависимости сопротивления от вида материала проводник |
Ставит проблему, определяет путь и этапы работы с ЭОР, побуждает к поиску путей решения поставленной проблемы. Проводит инструктаж по ТБ. Контролирует работу групп. Проверяет правильность сборки электрической цепи |
Умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Оформляют результат в произвольной форме, читают конспект, учебник, получают консультацию учителя ,готовят краткое выступление 1.Слушают рекомендации учителя для выполнения практического задания. 2.Выполняют 6 практических заданий по группам. 3. Делают выводы по результатам выполнения каждого задания в группах. 4. Обобщают результаты выполненных экспериментов и формулируют общий вывод. 5.Представляют результаты своей экспериментальной работы всему классу при помощи интерактивной доски и демонстрации своей экспериментальной установки. 6. Фиксируют вывод в тетради: «Сопротивление проводника зависит от длины проводника, площади его поперечного сечения и материала. Чем больше длина проводника, тем больше сопротивление. Чем больше площадь поперечного сечения, тем меньше сопротивление»7.Слушают объяснение учителя об удельном сопротивлении и выполняют записи в тетрадях. 8.Анализируют формулу для расчѐта сопротивления проводника и убеждаются в правильности сделанных выводов. 9.Устанавливают единицы измерения удельного сопротивления. 10.Воспринимают информацию. 10.Работают с таблицей удельного сопротивления (учебник) и отвечают на вопросы учителя. |
Построение по предложенному алгоритму речевого высказывания в устной форме. Выделение существенной информации оформление результатов творческой, коллективной работы. |
Умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. Участвуют в работе группы, сотрудничают при решении учебных задач. Обсуждают результаты других групп фронтально.. |
Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию, понимать на слух ответы обучающихся. Умение оказать и принять помощь. |
Умения планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, работать по коллективно составленному плану, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Понимание заданий, планирование деятельности. Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль . |
Умение готовить выступление ,слушать. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Обсуждение, дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля |
||||||||||||||
6. Проверка полученных результатов. Коррекция. |
|||||||||||||||||||||
У. К каким выводам вы пришли? Отчет группы № 1: Сила тока увеличивается, при уменьшении длины проводника, напряжение осталось прежним. Следовательно: сопротивление зависит от длины проводника. Во сколько раз больше длина проводника, во столько раз меньше сила тока, а значит больше сопротивление. Отчет группы № 2: Сопротивление проводника зависит от площади поперечного сечения: во сколько раз больше площадь, во столько раз меньше сопротивление (и наоборот, чем меньше площадь сечения проводника, тем больше сопротивление). Отчет группы № 3: Сопротивление проводника зависит от рода вещества (материала), из которого он изготовлен. Группы № 4,5 и 6 при помощи интерактивной доски показывают всему классу виртуальный эксперимент с подробным объяснением. Какой общий вывод можно сделать? В ходе выполнения задания вы пришли к выводу, что сопротивление зависит от материала, из которого изготовлен проводник. Для того, чтобы характеризовать материал по способности ограничивать силу тока в электрических цепях вводят такое понятие как «удельное сопротивление» (обозначение «ρ»). Для каждого вещества определено значение удельного сопротивления. Вводит понятие удельного сопротивления: Сопротивление проводника из данного вещества длиной 1метр, площадью поперечного сечения 1 квадратный миллиметр называется удельным сопротивлением проводника. С учетом сделанных вами выводов привожу формулу расчета электрического сопротивления. (Использование электронного приложения [3]) |
Создание ситуации творчества. Помощь в систематизации знаний. Контроль за выполнением задания. Помощь учащимся, у которых возникли затруднения. Корректирует формулировку выводов. Формулирует понятие и физический смысл удельного сопротивления. Организует проверку полученных результатов и закрепление полученных знаний. Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. |
Формулируют выводы и выявляют закономерности. Формулируют конечный результат своей работы. |
Выделение существенной информации. Логические умозаключения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. |
Участвуют в обсуждении во фронтальном режиме. |
Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия. |
Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания заданий. |
Умение слушать. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля. |
||||||||||||||
7. Закрепление материала |
|||||||||||||||||||||
Предлагает учащимся поработать с таблицей удельного сопротивления некоторых веществ и ответить на вопросы: 1.В каких единицах измерения представлены значения удельного сопротивления в таблице? 2.Какое вещество имеет наибольшее удельное сопротивление? 3.Какое вещество имеет наименьшее удельное сопротивление? 4.Какое вещество используется в проводах линий электропередач? Почему? 5.Чему равно удельное сопротивление алюминия? Что означает эта запись в таблице? 6.Чему равно удельное сопротивление меди? Что означает эта запись? |
Помощь в систематизации знаний. Проведение закрепления материала. Контроль за выполнением задания. Организует самостоятельную работу учащихся с учебником. |
Слушают своих товарищей, выполняющих задание эвристического характера |
Закрепление знаний, полученных на уроке. Построение речевого высказывания в устной форме. |
Участвуют в диалоге с учителем и в обсуждении ответов на вопросы . |
Понимание на слух ответов обучающихся, умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументированно отстаивать свою точку зрения |
Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов. |
Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля |
||||||||||||||
8. Подведение итогов. Рефлексия |
|||||||||||||||||||||
Приведите в порядок свои рабочие места. Предлагает продолжить следующие фразы: сегодня я узнала… было интересно… было трудно… я выполняла задания… я поняла, что… теперь я могу… я почувствовала, что… я приобрела… я научилась… |
Предлагает учащимся вернуться к цели и задачам урока, проанализировать степень их достижения, объяснить результаты эксперимента, поставленного в начале урока с использованием новой терминологии, сделать выводы. Сообщает оценки за урок. Проводит рефлексию, анализирует |
Вспоминают цель урока. Анализируют степень ее достижения. Корректируют выдвинутые предположения по результатам первичного эксперимента. Формулируют выводы. Оценивают успешность своей работы на уроке и уровень усвоения знаний. |
Умение делать выводы |
Взаимодействуют с учителем |
Уметь формулировать собственное мнение |
Учащиеся проводят самоанализ деятельности, продолжая одну из предложенных фраз, саморегуляцию эмоционального состояния |
Умение проводить самоанализ деятельности, продолжая одну из предложенных фраз |
||||||||||||||
9. Домашнее задание. |
|||||||||||||||||||||
Сообщает учащимся домашнее задание: 1.§43,45; упр. 20 № 2 (в) Благодарит учащихся за плодотворный совместный труд. Заключительное слово учителя: «Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий, и путь опыта – это путь самый горький». Так сказал древний китайский философ Конфуций. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы прошли всеми путями к своим знаниям и получили именно тот результат, который ожидали. Спасибо вам за урок и плодотворную работу. |
Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению |
Список литературы для учителя:
1.Рабочие программы. Физика.7-9классы: учебно-методическое пособие/сост.Е.Н. Тихонова.-2-е изд.,стереоти.-М.:Дрофа,2013.-398.
2. Физика.8 класс. Учебник. Вертикаль. ФГОС./ А.В.Перышкин.- М.: Дрофа,2013.
3. Электронное приложение к учебнику Физика8 класс/Перышкин А.В.- издательство «Дрофа»
4. Физика.7-9 класс. Сборник вопросов и задач. Учебное пособие. Вертикаль. ФГОС.-М.:Дрофа,2014
5. Физика. 8класс: тесты/ Н.К.Ханнанов, Т.А.Ханнанова.- М.:Дрофа,2011
6. Физика. 8 класс: дидактические материалы/ Марон А.Е., Марон Е.А. - М.: Дрофа, 2013
7. Проектирование урока по физике с позиции формирования универсальных учебных действий. Автор Кукина Е. Л. (материалы Всероссийский интернет-семинар 10 сентября - 15 октября 2013. "УУД как основа построения целостного образовательно-воспитательного процесса") - периодическое издание НАУКОГРАД. г.Томск
8. «Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС»,И.М.Логинова, Г.Л. Копотева ,- М.: «Управление начальной школы»,№12,2011год.
9. Методика конструирования урока с использованием электронных образовательных ресурсов, Чернобай Е. В. // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2010. – № 1. – С . 11-14.
Свистуленко Наталья Николаевна