12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хидиятулина Зилия Абдулхаевна796
Россия, Челябинская обл., с.Аргаяш
5

Технологическая карта урока физики 8 класс «Расчет сопротивления. Удельное сопротивление проводника»

Разработка сценария урока

1.Тема программы - Электрические явления

2. Тема урока - Расчёт сопротивления проводников. Удельное сопротивление.

3. Тип урока - Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

4. Вид урока - смешанный (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени)

5.Цель методическая – Исследование зависимости сопротивления проводника от его геометрических параметров и материала, из которого он изготовлен. Знакомство с возможностями использования этой зависимости в практической жизни человека

Образовательные. Создание условий для экспериментального определения зависимости сопротивления проводника от его параметров; формирования первоначального представления учащихся об удельном сопротивлении материала проводника; формирования умения определять сопротивление проводника при помощи электроизмерительных приборов; формирования навыков объяснять результаты физического опыта и применять полученные знания при решении практических задач.

Развивающие. Создание условий для формирования исследовательских компетенций учащихся путем организации фронтального эксперимента и виртуального мини-исследования с использованием электронных ресурсов; развития умений учащихся воспринимать и представлять информацию в словесной, графической, символической формах; формирования навыков анализа результатов экспериментальной деятельности, умения делать выводы на основе проведенного анализа; развития умения работать с различными источниками информации; формирования коммуникативных компетенций учащихся;

Воспитательные. Создание условий для воспитания коллективизма, чувства ответственности за работу группы, взаимопомощи; политехнического воспитания; развития самостоятельности учащихся; развития познавательного интереса учащихся к предмету.

6. Цели образования (Планируемые образовательные результаты)

Предметные -

умение формулировать понятие удельного сопротивления;

знать/называть единицы измерения удельного сопротивления в различных системах единиц измерения;

умение наблюдать и описывать физические явления, для объяснения которых необходимо представление о сопротивлении проводника;

умение записывать формулу для вычисления сопротивления проводника;

умение рассчитывать сопротивление, силу тока и напряжение по известным параметрам проводника;

овладение умениями формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты;

приобретение опыта простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов.

Метапредметные

Познавательные

Овладение навыками:

-нахождения ответов на вопросы, используя эксперимент, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- исследовательской и проектной деятельности.

Коммуникативные

Развитие умений: - организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; - распределения функций участников группы.

Регулятивные

Формирование навыков:

- определять и формулировать цель исследовательской деятельности на уроке; -планировать этапы экспериментальной работы; - выдвигать гипотезу; - работать по предложенному группой плану; - анализировать полученный результат; - давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.

Личностные

формирование целостного научного мировоззрения;

воспитание чувства товарищеской взаимовыручки, этики групповой работы;

формирование осознанного, толерантного отношения друг к другу;

формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию.

7. Материально-техническое обеспечение урока:

1)“Физика 7-11 класс” Библиотека электронных наглядных пособий;

2)Электронное приложение к учебнику Физика8 класс/Перышкин А.В.- издательство «Дрофа»

3)Интерактивная доска, мультимедийный проектор, интерактивная доска. Прикладное программное обеспечение (Exсel, Power Point, Microsoft Word).

4)http://school- collection.edu.ru /- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов;

5) www.class-fizika.narod.ru Классная физика.

6)К исследовательской работе: источник питания ВС-24М; вольтметр лабораторный; амперметр лабораторный; ключ; реостат 15 Ом, 5 А; магазин сопротивлений; соединительные провода; реохорд; 3 прибора с набором проводников разной длины, площади поперечного сечения и материала.

Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД

Предмет – физика

Класс- 8

Автор программы: А.В.Перышкин, Н.В.Филонович, Е.М.Гутник

Тема урока - Расчёт сопротивления проводников. Удельное сопротивление.

Тип урока - Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

познавательная

коммуникативная

регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1.Организационный момент

Формирование самооценки готовности к уроку.

Приветствие обучающихся, проверка готовности класса к уроку.

Отвечают на приветствие учителя

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя

Целеполагание

Саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии для восприятия нового материала.

2. Постановка цели и задач урока

У. Здравствуйте, ребята. Садитесь. Проверьте все ли у вас готово к уроку. Напоминаю, для дальнейшей работы вам необходима рабочая тетрадь, ручка, карандаш, линейка и учебник. О чем же мы будем говорить сегодня? Для начала предлагаю вам отгадать загадку:

Бегу, бегу по проводам,

И нет меня быстрее!

Тепло и свет несу я вам,

И делать все умею! Сегодня мы продолжим изучать основные физические величины, влияющие на силу электрического тока в проводнике. Нам предстоит экспериментальным путем выяснить, от чего они зависят. Великий китайский философ Конфуций сказал «Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий, и путь опыта – это путь самый горький». Но, мы, то с вами помним, что эксперимент – основной метод познания в физике.

Объявляет тему урока, формулирует его цели и настраивает класс на продуктивную деятельность, зачитывая эпиграф к уроку (создает эмоциональный настрой на восприятие нового материала). Постановка проблемного вопроса

Отвечают на вопросы учителя, участвуют в обсуждении целей урока.

Выделение существенной информации из слов

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя.

 

Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи.

3.Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Для повторения изученного ранее материала давайте вспомним:

1. Что называют электрическим током?

2. Какими физическими величинами его характеризуют количественно?

3. На предыдущем уроке мы выяснили, что является причиной сопротивления проводника. Назовите ее.

Затем 3 учащихся вызываются к доске отвечать на вопросы о силе тока, напряжении и сопротивлении по плану. Примерные вопросы для одного из опрашиваемых:

1. Что показывает сила тока (напряжение, сопротивление)?

2. Какой буквой она (-оно) обозначается, по какой формуле рассчитывается?

3. Как называется единица измерения силы тока (напряжения, сопротивления)?

4. Как называется прибор для измерения силы тока (напряжения, сопротивления)?

5. Каким способом он включается в цепь? Как обозначается в схеме эл. цепи?

Далее учитель предлагает учащимся устно решить графическую задачу: по графику зависимости силы тока от напряжения необходимо сравнить сопротивления трех проводников. (Использование электронного приложения [3])

Беседует по вопросам. Даёт задания обучающимся. Осуществляет индивидуальный контроль. Побуждает к высказыванию своего мнения, проводит параллель с ранее изученным материалом

Отвечают на вопросы учителя, участвуют в обсуждении решения качественных задач, предложенных учителем.

Компетенция обучающихся в области физики.

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя, работа с рисунком, с символами.

Самоконтроль. Взаимоконтроль выполнения задания в парах

Регуляция учебной деятельности

4.Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

Графическое задание еще раз напомнило нам о том, что сила тока в проводнике определяется не только напряжением на концах проводника, но и его сопротивлением. Далее учитель демонстрирует настольную электрическую лампу переменной мощности. Вращая ручку регулятора светимости, педагог показывает разные режимы работы лампы. Затем проводится подобный эксперимент с магнитофоном: демонстрируется возможность изменять громкость звука. Ребята, как вы думаете, что происходит в данных электрических цепях при изменении светимости и громкости?

Учитель акцентирует внимание на том, что приборы работают при одинаковом напряжении, предлагает объяснить результат эксперимента и вспомнить, не проявляется ли такая же ситуация у каждого дома.

А как вы думаете, от чего зависит сопротивление проводника, и как его можно изменять? Учащиеся выдвигают различные гипотезы для ответа на поставленный вопрос.

Задает вопрос: «Какую цель на уроке мы должны поставить, исходя из результатов наших наблюдений и рассуждений? Какие задачи нам необходимо решить?».

У. Выясним: от чего зависит сопротивление проводника?

Создание проблемной ситуации для активизации познавательного процесса и условий для успешного усвоения нового материала.

Учитель проводит демонстрационный эксперимент и обозначает перед обучающимися проблему.

Умения преобразовывать информацию из одной формы в другую. Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Наблюдение за физическим экспериментом учителя, за материалом ЭОР.

Учащиеся анализируют демонстрационный эксперимент и предлагают пути решения поставленной проблемы.

Формирование умения наблюдать, делать выводы,

Исследовать, сравнивать, пользоваться физическими терминами, участвовать в диалоге.

Умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

Обсуждают эксперимент прилагают усилия на решение поставленных вопросов, участвуют в диалоге по предложенным вопросам

Координация усилий по решению учебной задачи, учитывать мнения других при диалоге договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности

Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, работать в коллективе.

Самоконтроль и взаимоконтроль Контроль правильности ответов обучающихся

Умение внимательно слушать, осмысленно читать, организовать себя, планировать, корректировать свои действия в соответствии с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся

5. Практикум

Среди задач, поставленных вами, была озвучена следующая задача: «Выяснить, от чего зависит сопротивление проводника». Сейчас вам предоставляется возможность самостоятельно экспериментально решить поставленную задачу в группах, сделать выводы и поделиться выводами со всем классом. Для этого трем группам предоставляются технологические карты исследования и наборы приборов. Каждая из этих групп должна выбрать способ решения поставленной задачи при помощи данного экспериментального оборудования, провести эксперимент и проанализировать его результаты. Затем составить отчет по результатам проведенной работы.

Другие три группы должна выполнить виртуальный эксперимент и проанализировать его результаты. Затем составить отчет по результатам проведенной работы и представить на интерактивной доске. Прежде чем выполнять фронтальный эксперимент, давайте вспомним методы измерения сопротивления проводников. (Использование электронного приложения [3])

Класс предварительно разбивается на четыре группы, в каждой группе по 6-7 человек.

I группа исследует зависимость сопротивления от длины проводника

II группа исследует зависимость сопротивления проводника от площади сечения. III группа исследует зависимость сопротивления проводника от вида материала проводника.

http://fcior.edu.ru/card/3091/izuchenie-zavisimosti-elektricheskogo-soprotivleniya-provodnika-ot-ego-dliny.html

http://fcior.edu.ru/card/7889/izuchenie-zavisimosti-elektricheskogo-soprotivleniya-provodnika-ot-ploshadi-ego-poperechnogo-secheni.html. http://fcior.edu.ru/card/8139/izuchenie-zavisimosti-elektricheskogo-soprotivleniya-provodnika-ot-ego-materiala.html

http://fcior.edu.ru/card/12555/udelnoe-elektricheskoe-soprotivlenie-veshestv.html

IV группа проводит виртуальный эксперимент по исследованию зависимости сопротивления от длины проводника.

V группа проводит виртуальный эксперимент по исследованию зависимости сопротивления от площади сечения. VI группа проводит виртуальный эксперимент по исследованию зависимости сопротивления от вида материала проводник

Ставит проблему, определяет путь и этапы работы с ЭОР, побуждает к поиску путей решения поставленной проблемы. Проводит инструктаж по ТБ. Контролирует работу групп. Проверяет правильность сборки электрической цепи

Умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Оформляют результат в произвольной форме, читают конспект, учебник, получают консультацию учителя ,готовят краткое выступление

1.Слушают рекомендации учителя для выполнения практического

задания. 2.Выполняют 6 практических заданий по группам.

3. Делают выводы по результатам выполнения каждого задания в группах.

4. Обобщают результаты выполненных экспериментов и формулируют общий вывод.

5.Представляют результаты своей экспериментальной работы всему классу при помощи интерактивной доски и демонстрации своей экспериментальной установки. 6. Фиксируют вывод в тетради: «Сопротивление проводника зависит от длины проводника, площади его поперечного сечения и материала. Чем больше длина проводника, тем больше сопротивление. Чем больше площадь поперечного сечения, тем меньше сопротивление»7.Слушают объяснение учителя об удельном сопротивлении и выполняют записи в тетрадях. 8.Анализируют формулу для расчѐта сопротивления проводника и убеждаются в правильности сделанных выводов. 9.Устанавливают единицы измерения удельного сопротивления. 10.Воспринимают информацию. 10.Работают с таблицей удельного сопротивления (учебник) и отвечают на вопросы учителя.

Построение по предложенному алгоритму речевого высказывания в устной форме. Выделение существенной информации оформление результатов творческой, коллективной работы.

Умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

Участвуют в работе группы, сотрудничают при решении учебных задач. Обсуждают результаты других групп фронтально..

Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию, понимать на слух ответы обучающихся. Умение оказать и принять помощь.

Умения планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, работать по коллективно составленному плану, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Понимание заданий, планирование деятельности. Контроль правильности ответов обучающихся.

Самоконтроль .

Умение готовить выступление ,слушать. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Обсуждение, дополнение высказываний обучающихся.

Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля

6. Проверка полученных результатов. Коррекция.

У. К каким выводам вы пришли? Отчет группы № 1: Сила тока увеличивается, при уменьшении длины проводника, напряжение осталось прежним. Следовательно: сопротивление зависит от длины проводника. Во сколько раз больше длина проводника, во столько раз меньше сила тока, а значит больше сопротивление. Отчет группы № 2: Сопротивление проводника зависит от площади поперечного сечения: во сколько раз больше площадь, во столько раз меньше сопротивление (и наоборот, чем меньше площадь сечения проводника, тем больше сопротивление). Отчет группы № 3: Сопротивление проводника зависит от рода вещества (материала), из которого он изготовлен. Группы № 4,5 и 6 при помощи интерактивной доски показывают всему классу виртуальный эксперимент с подробным объяснением. Какой общий вывод можно сделать?

В ходе выполнения задания вы пришли к выводу, что сопротивление зависит от материала, из которого изготовлен проводник. Для того, чтобы характеризовать материал по способности ограничивать силу тока в электрических цепях вводят такое понятие как «удельное сопротивление» (обозначение «ρ»). Для каждого вещества определено значение удельного сопротивления.

Вводит понятие удельного сопротивления: Сопротивление проводника из данного вещества длиной 1метр, площадью поперечного сечения 1 квадратный миллиметр называется удельным сопротивлением проводника.

С учетом сделанных вами выводов привожу формулу расчета электрического сопротивления. (Использование электронного приложения [3])

Создание ситуации творчества. Помощь в систематизации знаний. Контроль за выполнением задания. Помощь учащимся, у которых возникли затруднения.

Корректирует формулировку выводов. Формулирует понятие и физический смысл удельного сопротивления. Организует проверку полученных результатов и закрепление полученных знаний. Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Формулируют выводы и выявляют закономерности.

Формулируют конечный результат своей работы.

Выделение существенной информации. Логические умозаключения.

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

Участвуют в обсуждении во фронтальном режиме.

Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия.

Контроль правильности ответов обучающихся.

Самоконтроль понимания заданий.

Умение слушать. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

7. Закрепление материала

Предлагает учащимся поработать с таблицей удельного сопротивления некоторых веществ и ответить на вопросы: 1.В каких единицах измерения представлены значения удельного сопротивления в таблице?

2.Какое вещество имеет наибольшее удельное сопротивление?

3.Какое вещество имеет наименьшее удельное сопротивление? 4.Какое вещество используется в проводах линий электропередач? Почему?

5.Чему равно удельное сопротивление алюминия? Что означает эта запись в таблице?

6.Чему равно удельное сопротивление меди? Что означает эта запись?

Помощь в систематизации знаний. Проведение закрепления материала. Контроль за выполнением задания. Организует самостоятельную работу учащихся с учебником.

Слушают своих товарищей, выполняющих задание эвристического характера

Закрепление знаний, полученных на уроке. Построение речевого высказывания в устной форме.

Участвуют в диалоге с учителем и в обсуждении ответов на вопросы .

Понимание на слух ответов обучающихся, умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументированно отстаивать свою точку зрения

Контроль правильности ответов обучающихся.

Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Осуществление самоконтроля

8. Подведение итогов. Рефлексия

Приведите в порядок свои рабочие места. Предлагает продолжить следующие фразы:

сегодня я узнала…

было интересно…

было трудно…

я выполняла задания…

я поняла, что…

теперь я могу…

я почувствовала, что…

я приобрела…

я научилась…

Предлагает учащимся вернуться к цели и задачам урока, проанализировать степень их достижения, объяснить результаты эксперимента, поставленного в начале урока с использованием новой терминологии, сделать выводы. Сообщает оценки за урок.

Проводит рефлексию, анализирует

Вспоминают цель урока. Анализируют степень ее достижения. Корректируют выдвинутые предположения по результатам первичного эксперимента. Формулируют выводы. Оценивают успешность своей работы на уроке и уровень усвоения знаний.

Умение делать выводы

Взаимодействуют с учителем

Уметь формулировать собственное мнение

Учащиеся проводят самоанализ деятельности, продолжая одну из предложенных фраз, саморегуляцию эмоционального состояния

Умение проводить самоанализ деятельности, продолжая одну из предложенных фраз

9. Домашнее задание.

Сообщает учащимся домашнее задание: 1.§43,45; упр. 20 № 2 (в) Благодарит учащихся за плодотворный совместный труд. Заключительное слово учителя: «Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий, и путь опыта – это путь самый горький». Так сказал древний китайский философ Конфуций. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы прошли всеми путями к своим знаниям и получили именно тот результат, который ожидали. Спасибо вам за урок и плодотворную работу.

Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению

           

Список литературы для учителя:

1.Рабочие программы. Физика.7-9классы: учебно-методическое пособие/сост.Е.Н. Тихонова.-2-е изд.,стереоти.-М.:Дрофа,2013.-398.

2. Физика.8 класс. Учебник. Вертикаль. ФГОС./ А.В.Перышкин.- М.: Дрофа,2013.

3. Электронное приложение к учебнику Физика8 класс/Перышкин А.В.- издательство «Дрофа»

4. Физика.7-9 класс. Сборник вопросов и задач. Учебное пособие. Вертикаль. ФГОС.-М.:Дрофа,2014

5. Физика. 8класс: тесты/ Н.К.Ханнанов, Т.А.Ханнанова.- М.:Дрофа,2011

6. Физика. 8 класс: дидактические материалы/ Марон А.Е., Марон Е.А. - М.: Дрофа, 2013

7. Проектирование урока по физике с позиции формирования универсальных учебных действий. Автор Кукина Е. Л. (материалы Всероссийский интернет-семинар 10 сентября - 15 октября 2013. "УУД как основа построения целостного образовательно-воспитательного процесса") - периодическое издание НАУКОГРАД. г.Томск

8. «Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС»,И.М.Логинова, Г.Л. Копотева ,- М.: «Управление начальной школы»,№12,2011год.

9. Методика конструирования урока с использованием электронных образовательных ресурсов, Чернобай Е. В. // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2010. – № 1. – С . 11-14.

Опубликовано в группе «Технологические карты уроков физики ФГОС ООО»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.