Технологическая карта урока по физике в 8 классе
Технологическая карта урока по физике (8 класс)
Учитель: Т.В. Норина
Класс: 8
Тема: Свет. Источники света.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели урока:
Предметные: освоение и осознание понятия «свет, источники света».
Развивающие (формирование универсальных учебных действий):
Регулятивные – организовывать взаимодействие между сверстниками при выполнении групповых заданий; рефлексировать свою деятельность на различных этапах урока.
Познавательные - анализировать и обобщать полученную информацию, проводить эксперимент по предложенной инструкции; применять полученные знания при работе с текстом; находить в тексте необходимую информацию.
Коммуникативные – слушать и слышать друг друга; оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
Оборудование: учебник Пёрышкин «Физика. 8 класс», презентация, 4- е простых электрических цепей, 4 экрана, 4 квадратных картона, 4 набора карточек с изображением источников света, 4 таблицы с видами источников света. На учительском столе: устройства для опыта с тенью, полутенью, опыт по фотоэффекту.
Этап урока и его цель |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
Задания, которые приведут к достижению планируемых результатов |
Планируемые результаты УУД |
Актуализация имеющихся знаний |
Приветствует учащихся, настраивает на восприятие нового материала урока. Предлагает прочитать ученику стихотворение Ивана Бунина. (Слайд ) Задает вопрос: -О каком даре говорит автор? Предлагает выполнить задание 1 Задает вопросы: - Комфортно вы себя чувствуете? - Что вам хочется сделать? Предлагает выполнить задание 2 Задает вопрос: - Какую роль свет играет в нашей жизни? - Тема нашего урока….(Слайд ) Предлагает поставить цели урока: 1. Что такое………… 2.Откуда………………………. 3.Как …… ( слайд ) |
Приветствуют учителя, слушают, настраиваются на восприятие материала урока Ученик читает стихотворение Высказывают мнения Выполняют задание Учащиеся включаются в обсуждение – мотивация к учебной деятельности Учащиеся высказывают мнения Вместе с учителем определяют цели |
Задание 1: закройте глаза на 1 минуту и представьте себе «жизнь во тьме». Откройте рабочую тетрадь, запишите число Задание 2: откройте глаза
Задание: пишут число, тему урока в тетради |
КУУД: слышать и слушать друг друга РУУД: составлять план действий вместе с учителем |
Открытие новых знаний |
Предлагает добывать новые знания с помощью наблюдений. Задает вопросы: - Что передает Солнце? - Какой вид теплопередачи задействован при передаче света и тепла через вакуум? Предлагает дать определение света Предлагает вернуться к целям урока. Задает вопрос: достигли 1 цели? Предлагает добывать новые знания с помощью готового текста в парах. Организует работу в парах. Предлагает заполнить таблицу на доске, дать определение источника света. Предлагает вернуться к целям урока и ответить на вопрос, какой цели достигли? Демонстрирует опыт (опыт с лампочкой, щелью и экраном) на слайде солнечные лучи в густом лесу (Слайд) Предлагает дать объяснения наблюдаемым явлениям Предлагает сформулировать проблемный вопрос Предлагает добывать новые знания с помощью эксперимента в группах Организует работу в группах Организует обсуждение работы каждой группе Возвращаемся к проблемному вопросу Задает вопросы: -Ответили ли мы на проблемный вопрос? - Как мы это делали? |
Наблюдают изображение на экране. Отвечают на поставленные вопросы. Дают определение света. Записывают в тетрадь определение Отвечают на поставленный вопрос Знакомятся с правилами работы в парах Воспринимают прочитанную информацию; заполняют таблицу; Записывают определение – источники света. Отчитываются о проделанной работе Отвечают на поставленный вопрос Наблюдают, делают выводы Мнения учащихся Сталкиваются с незнанием в объяснении опыта. Вместе с учителем приходят к формулировке проблемного вопроса: как распространяется свет? Знакомятся с правилами работы в группах (текст на столе) Выполняют экспериментальную работу в соответствии с полученным заданием 2 Озвучивают выводы. Записывают Отвечают на поставленные вопросы |
Задание: запишите определение света. Лист с заданием 1: заполните таблицу; прочитав тест, дайте определение источника света, добавьте в таблицу свои примеры Задание: запишите определение источники света. Лист с заданием 2: выполняют 1 группа - 1 опыт, 2 группа - 2 опыт, 3 группа – 3 опыт 1 группа - запишите формулировку закона распространения света в однородной среде, 2 группа - дайте определение тени 3 группа –дайте определение полутени
|
ПУУД: Находить в тексте необходимую информацию РУУД: организовать взаимодействие между сверстниками при выполнении парной работы ПУУД: анализировать и обобщать полученную информацию КУУД: оформлять свои мысли в устной форме РУУД: принимать учебную задачу РУУД: организовать взаимодействие между сверстниками при выполнении групповой работы ПУУД: анализировать и обобщать полученную информацию |
Применение новых знаний на практике |
Предлагает выполнить задание |
Выполняют задание. Результаты работы озвучивают перед всем классом. |
Задание: выполните задание на соответствие, проверьте ответ |
ПУУД: применять полученные знания при выполнении задания |
Рефлексия |
Организует учащихся на выполнение рефлексивного задания |
Выполняют задания |
РУУД: осуществлять личностную рефлексию |
Приложение 1.
Стихотворение
Чудный дар природы вечной,
Дар бесценный и святой,
В нем источник бесконечный
Наслаждения красотой:
Небо, солнце, звезд сиянье,
Море в блеске голубом –
Всю картину мироздания
Мы лишь в свете познаем.
Приложение 2.
Задание №1.
Прочитайте текст.
Текст.
Существуют разнообразные источники света. Одна группа — тепловые — излучают свет потому, что имеют высокую температуру (свыше 800°С).
Другую группу составляют люминесцентные (лат. сл. «холодное свечение») источники света. В переводе с латинского «люминесценция» означает « холодное свечение». Излучение света такими источниками не зависит от их температуры. Светится экран телевизора, монитор компьютера, светлячки, некоторые морские животные.
Люминесценция может сопровождать различные химические реакции. В морях и океанах люминесцирует вода из-за наличия в ней светящихся микроорганизмов. Кроме деления по виду излучения на теплые и холодные, источники света делят по происхождению на естественные и искусственные. Естественными считают природные источники (например, Солнце), а искусственными — созданные человеком (например, лампа).
2. Заполните таблицу.
Признаки делимости на группы |
Виды источников света |
Примеры |
1. По происхождению |
||
2. По виду излучения |
||
Примеры источников света: костёр, звезды, экран телевизора, монитор компьютера, пламя свечи.
Задание №2.
Проведите опыт 1:
а) направьте свет от включенной лампы фонаря на экран,
б) между фонарём и экраном поместите препятствие – прямоугольную картонку. Виден ли свет на экране?
Вывод: ……………………….
Защита работы у доски:
а) Объясните, как проделали опыт.
б) Прочитайте вывод.
Задание №2.
Проведите опыт 2:
а) направьте свет от лампы фонаря на экран.
б) между фонарём и экраном поместите шарик на спице на расстоянии 1см от экрана. Что видно на экране?
Вывод: ……………….
Защита работы у доски:
а) Объясните, как проделали опыт. Проведите опыт на демонстрационном столе
б) Прочитайте вывод.
Задание №2.
Проведите опыт 3:
а) направьте свет от лампы фонаря на экран.
б) между фонарём и экраном поместите шарик на спице на расстоянии 10см от экрана. Что видно на экране?
Вывод: ………………………..
Защита работы у доски:
а) Объясните, как проделали опыт. Проведите опыт на демонстрационном столе.
б) Прочитайте вывод.
Приложение 3.
Задание на соответствие
1. Раздел науки, изучающий свет и световые явления - |
1. свет падал слева, чтобы не образовывалась тень |
2. Назовите естественные источники света |
2. при нагревании происходит процесс испарения жидкости |
3. Назовите искусственные источники света |
3. из-за освещения источником света. Излучение, идущее от источников света, попав на поверхность предмета, меняет свое направление и попадает в глаза. |
4. По санитарным нормам учащиеся в классных комнатах должны сидеть так, чтобы свет падал слева |
4. .лупа, телескоп, фотоаппарат, перископ |
5. Дуга на электросварке является |
5. источником видимого света |
6. экран компьютера, эл. лампочка, фонарик |
|
7. светлячок, гнилушка, молния |
|
8. называют оптикой |
|
9. плитка, кипятильник, телеграф |
|
10. пламя свечи, дуга при электросварке |