Внеклассное занятие в 1 классе «Удивительный песок»
Развивать у детей стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
Показать, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг друга.
Обучать приемам работы с сыпучим материалом.
Познакомить со способом изготовления рисунка из песка
Развивать умения отвечать на вопросы, рассуждать; развитие фантазии, творчества, воображения, инициативности и самостоятельности.
Воспитывать аккуратность в обращении с песком; воспитание дружеских взаимоотношений.
Планируемые результатыОбъяснять, как образуются песчаные бури; выполнять рисунок сухим песком; доказывать, что песок тяжелее воды; доказывать, что вода проходит через песок; выполнять рисунок на мокром песке.
Оборудование к занятию: рабочая тетрадь, цветные карандаши. Для опыта 1: сухой песок, поднос, на который можно высыпать песок. Для задания 2: сухой песок, листы бумаги с нарисованными картинками, клеящие карандаши, поднос.
Для опыта 2: сухой песок, баночка или стакан с водой, лопатка.
Для опыта 3: песок, стакан, вода, воронка, кусочек марли.
Для опыта 4: поднос с сухим песком, вода, палочка для рисования на песке.
Содержание занятияБеседа и экспериментирование.
Слайд 1Дети, вы любите бегать по песку босиком? Где его можно увидеть?
Что такое песок? Из чего он состоит? Работа в рабочей тетради. Задание 1 (1).
Опыт 1.Возьмите горсть песка и медленно струйкой сыпьте его на поднос. Тихонько подуйте на струйку песка, имитируя ветер, Что происходит? Песчинки отклоняются в сторону. Передвигаются. Падают по всему подносу. Значит, какой можно сделать вывод?
Вывод: Песчинки маленькие, лёгкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха. Песок может двигаться.
Слайды 2-5Так в природе происходит песчаная буря.
Песчаная (пыльная) буря – это явление переноса ветром большого количества частиц почвы и песчинок по поверхности Земли. Высота слоя такой бури может быть несколько метров.
В пустыне не бывает зимы, там очень жарко. Мало воды, почти нет растительности. Когда у нас поднимается ветер, начинается пурга или метель. А в пустыне ветер поднимает большое количество песка и начинается песчаная буря.
Работа в рабочей тетради.Задание 2.
Рисование сухим песком. Приготовьте листы бумаги с рисунком. Обведите клеящим карандашом весь рисунок. Насыпьте на клей сухой песок. Стряхните лишний песок на поднос. Посмотрите, что получилось.
Вывод: Сухим песком можно рисовать.
Песок – это очень – очень мелкие камешки разного цвета, разной формы, разного размера.
Работа в рабочей тетради.Задание 3 (1).
В баночку с водой опустите горсть сухого песка, не размешивая его.
Что происходит?
Песок оседает. На поверхности воды можно увидеть песочную пыль.
Если размешать лопаткой воду, что произойдёт? Песочная пыль,
растворившись, окрашивает воду.
Вывод: песок – тяжёлый – он опускается на дно баночки; пыль – лёгкая – осталась на поверхности, при размешивании окрасила воду, мокрый песок меняет цвет.
Работа в рабочей тетради.Задание 3 (3).
В воронку кладем кусок марли и насыпаем песок, наливаем воду Что происходит?
Вода проходит через песок. Работа в рабочей тетради. Задание 3 (4).
Приготовьте поднос с сухим песком. Разделите песок на две части. Намочите одну часть песка. Разровняйте обе части песка. Оставьте на обеих частях песка отпечаток ладошки. На каком песке хорошо видны отпечатки ладошек?
Вывод. На мокром песке хорошо видны отпечатки ладошек.
Слайды 6-8На мокром песке можно рисовать.
Рефлексия.- Что нового вы узнали?
Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Из мокрого песка можно сделать фигурки: когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани слипаются и держат друг друга. На ровной поверхности мокрого песка можно рисовать палочкой.
Оценивание.Какое из заданий вам показалось наиболее трудным? Закрасьте кружок с номером задания красным цветом.
С каким заданием вы легко справились, выполнили самостоятельно?
Закрасьте кружок с номером задания зелёным цветом.
Какое задание вы выполнили с помощью соседа по парте или учителя? Закрасьте кружок с номером задания жёлтым цветом.
Домашнее задание (по желанию). Можно снять видео или сделать фотографию с помощью фотокамеры на телефоне.
Вопросы для размышления.Что такое кинетический песок? Какие он имеет свойства?
Ответ. Кинетический песок – это материал, который предназначен для игры с ребёнком.
Изобретённый материал внешне напоминает привычный нам песок, однако более пластичен. Он сочетает текучие свойства и способностью принимать заданную форму, плотность и наличие многочисленных пор. Песчинки в таком материале удерживаются вместе благодаря полимерным связям.
Таким образом, кинетический песок не разлетается отдельными частицами, а представляет собой однородную массу, которую можно с лёгкостью собрать вручную и поместить в контейнер. При этом песок не оставляет грязных или жирных следов на руках и поверхностях.
Кинетический песок легко чистить, потому что он не прилипает ни к рукам, ни к полу. Кинетический песок никогда не высыхает, так что, если он останется на столе открытым, он всё равно сохранит все свои необычные качества, будет в том же состоянии, как вы его оставили.