Внеклассное занятие по ручному труду в 1 классе
Внеклассное занятие по ручному труду для обучающихся 1 класса коррекционной школы VIII вида.
Тема: «Плетение пояса».
Цель: сплести пояс (часть).
Задачи:
расширять представления детей об окружающем мире, о жизни и быте наших предков;
развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.
Планируемые результаты:
Личностные:
осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению;
развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения.
Предметные:
знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовывать в зависимости от характера выполняемой работы;
знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроке;
знание видов трудовых работ;
знание названий инструментов, необходимых на уроке, правил техники безопасности работы с ними;
использование в работе доступных материалов.
Оборудование: демонстрационный материал (бердо, челнок, дощечки, сволочок, тканые полотенца, половики, пояса, прялка, веретено), проектор, презентация, цветные нитки, круглые дощечки из пластика, образец изделия.
Ход занятия
Организационный момент. момент
- Здравствуйте, ребята. Сегодня на внеклассном занятии по ручному труду мы познакомимся с частью русского костюма. А что это за часть костюма, вы узнаете, отгадав загадку:
Надену — ободом сведет,
Сойму — он змейкой упадет,
Тепла не дает, а без него холодно.
На нарядную рубаху,
На красивый сарафан.
Ты одень скорей, дружок
Разноцветный ……….. (поясок)
- Правильно, это пояс. На занятие вы узнаете о видах поясов, какие русские обычаи связаны с поясом и попробуете свои силы в одном из видов плетения. (Слайд 2)
Вступительная беседа
Чтобы сплести поясок, нужны ниточки. Кто первый придумал ниточки прясть и из чего, сейчас никто и не знает, давно это было. Только заметил человек, что стебли некоторых растений (таких как лен) легко разделяются на волокна - нити, да и шерсть у животных (коз, овец) тоже похожа на коротенькие ниточки. (Слайд 3)
Вот и догадался он скручивать их вместе, чтобы получились нити длинными и прочными. Много лет назад пряли нити на прялке. И сейчас в наших северных деревнях можно увидеть бабушек за таким занятием. (Слайд 3)
Получив нужное количество нитей, мастерица садилась за плетение. Ткать узорные пояса в прошлом должна была уметь каждая женщина. Девочку учили этому с 5-6 лет, нередко наказывая за ошибки и невнимательность.
Пояс был обязательной принадлежностью мужского и женского костюма с древнейших времен. Он был неотъемлемой частью одежды: повседневной, праздничной, ритуальной. Женщины носили пояс на талии поверх фартука, либо под грудью. Мужчины – высоко под грудью, на животе или ниже живота, обкручивая его вокруг себя не менее двух раз. (Слайд 4)
Без пояса, как и без креста, нельзя было ходить. Такое представление сохранялась в крестьянской среде до конца XIX – начала XX века. Значение пояса как оберега было велико у всех восточнославянских народов.
- А как вы понимаете слово оберег? (Слайд 5)
Оберег (с греческого -отвращающий беду) это предмет, знак, действие, слово, фраза, звук и даже запах, охраняющий человека, животных, жилище от вредного воздействия злых сил (духов, сглаза, колдовства).
«Ходить без пояса считалось неприличным, особенно молиться Богу и спать без него». (Костоловский 1907. 48). «Распоясать человека – означало его обесчестить» (Лебедева К.И. 1960. 246). Ношение пояса также связывалось с моральным обликом человека. Отсутствие пояса усматривалось как нарушение общепринятых норм поведения. Посей день негативное значение имеют слова: «распоясаться, паясничать и т.д.». Пояс, как и крест, выполнял функции защиты от нечистой силы, поэтому, когда шли гадать, снимали обязательно крест и пояс, т.е. снимали обереги. (Слайд5)
На Пинежье, как и на всем Русском Севере, изготовляли пояса, созданные разнообразным способами:
тканые на сволочке,
на дощечках,
бердышке, (Слйд 6)
плетеные на вилке (рогатине, рогульке) или игле,
на ткацком стане. (Слайд 7)
Пояса делали, как правило, из разноцветных шерстяных ниток, иногда с добавлением льняных (реже — шелковых). Узоры их были очень разнообразны — от простых продольных или поперечных полосок до скошенных геометрических мотивов, выполнявшихся браным способом (брать нити по счету). Народные пояса делали длинными, концы их украшали пышными кистями, отделывали бисером, шариками- помпушками. Наиболее распространенным цветом в браных северных поясах является сочетание всех оттенков красного и зеленого цветов по белой основе, с добавлением в кромку синей полоски.
Анализ образца и планирование работы
- Сейчас мы попробуем свои силы в плетении пояса. Большой пояс мы сплести не успеем, а вот небольшую часть его, думаю, вы выполните легко. (Слайд 8)
Чтобы сплести пояс нам понадобиться:
круглая пластина с отверстием в середине и восьмью прорезями
цветные нити (Слайд 8)
- Итак, берем пластину и распределяем нити по прорезям. Одна прорезь должна остаться свободной. Находиться она должна все время сверху (так удобней вести отсчет).
- Ребята, а вы по порядку считать умеете? Посчитайте мне до трех. Умение считать пригодится в нашей работе.
- Берем пластину и поворачиваем пустую прорезь вверх. Теперь от этой прорези отсчитывает третью нить. Вынимаем её из прорези и вставляем в пустую. Образовавшуюся пустую прорезь опять поворачиваем вверх и отсчитываем от неё третью нить. Вынимаем и вставляем в свободную прорезь. Повторяем так до тех пор, пока внизу пластинки не увидим маленькую часть пояса. (Слайд 9)
Физкультминутка
Самостоятельная работа учащихся
(звучит народная музыка)
Во время работы учащихся слежу за правильным выполнением алгоритма. По окончании работы, помогаю оформить конец пояса.
Итог урока
Выставка работ учащихся.
Анализ детских работ.
Уборка рабочего места.
Рефлексия
- Что нового вы узнали на занятии?
- Что вам было трудно делать?
– Все ли вам удалось сделать?
- Довольны ли вы своей работой?
- Покажите с помощью мимики, понравилось ли вам занятие. (Слайд 10)
Привести организм детей в относительно спокойное состояние, создать установку на отдых, организованно окончить занятие.