Удивительной судьбы человек.

1
0
Материал опубликован 25 June в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя школа № 75 им. В. Ф. Маргелова


Удивительной судьбы человек.


Автор: Шамсутдинов Р.Ф., учитель изобразительного искусства высшей квалификационной категории, МБОУ СШ № 75 им. В.Ф.Маргелова.


Введение изучения регионального компонента в содержание уроков изобразительного искусства , внеурочных занятий и кружковой работы положительно влияет на развитие интереса детей к изучению культуры родного края и своей малой родины, формирует бережное отношение к памятникам истории и культуры родного края.

Урок изобразительного искусства играет важную роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Он дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о родном крае, прививать бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

На протяжении многих лет в своей работе я использую региональный компонент, задачами которого является развитие и воспитание обучающихся на основе углубления художественно-исторических знаний о родном крае, расширения краеведческого кругозора.

Целью изучения художественного краеведения в школе является создание условий для духовно-ценностной и практической ориентации ученика в окружающем микромире (городе, области), воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край и желающего принять активное участие в его развитии.

Программа по изобразительному искусству предоставляет все возможности для этого.

Учащиеся шаг за шагом открывают многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.

На примере 5 класса мы прослеживаем культуру народов Поволжья от жилищного строительства, особенностей экстерьера и интерьера, элементов народных вышивок, конструкции и декора предметов народного быта до элементов украшения народных костюмов и обрядовыми праздниками.

Эти уроки и интересны и познавательны! Они таят широкие возможности привлечения учащихся к поисково-познавательной работе. В ходе этих поисковых работ учащиеся получают возможность узнать о художниках родного края, мастерах народно-художественных промыслов, открывают новые имена. Таким открытием для нас стало имя неизвестного художника, мастера миниатюрной живописи Василия Зуева.


t1719328052aa.jpg

Василий Зуев.


Родился Василий Зуев в селе Кременки Старомайнского района в 1870 году. С малых лет увлекался рисованием. Отец, увидев его художественные способности, послал мальчишку учиться в Самарское реальное училище. Было трудно, голодно. Но парень был упрямый. Успехи в рисовании показывал удивительные.


t1719328052ab.pngАлександр Дмитриевич Свербеев


Неизвестно, что бы произошло, если в его судьбе не встретился образованный, просвещенный губернатор Самары Александр Свербеев.

На одной из выставок он увидел работы Василия и был поражен талантом молодого художника. Он взял его в свою семью на воспитание.

t1719328052ac.pngДмитрий Николаевич Свербеев


Отец Александра-Дмитрий Николаевич содержал в Москве литературный салон, который посещали в свое время Пушкин, Дельвиг, Кюхельбекер… Самарский губернатор смог увидеть в деревенском пареньке удивительный талант .Художник быстро учился, и скоро рамки Самарской губернии стали ему тесны. Как по предсказанию судьбы у Свербеева закончился срок службы и он переезжает в Петербург. После переезда в столицу, стал сенатором, в его доме в Санкт-Петербурге многие годы жил Зуев.


t1719328052ad.png

Центральное училище технического рисования барона Штиглица


Знакомые сенатора, гостившие в его доме, вспоминали, что художник был очень тихим, скромным человеком, обыкновенно сидел в углу в гостиной за маленьким столиком и рисовал. Пользовался очень тонкими кистями, чтобы на миниатюрах не были видны отдельные мазки или какие-то штрихи и точки.

В Петербурге 21-летний воспитанник Василий поступает в Центральное училище технического рисования. Сейчас это знаменитое художественное училище им. Веры Мухиной. Василий учится блестяще и как поощрение направляют его на стажировку в Париж на два с половиной года…


t1719328052ae.png

Мастер яйцо: Хенрик Вигстрём, портреты: Василий Зуев


В 1903 году 33-летний Василий Зуев, малоизвестный, но талантливый художник, рискует взяться за миниатюрный портрет императрицы Марии Федоровны. Отдает работы на выставку, ждет.

Николай II отвергал всех художников, приносивших миниатюрные портреты членов царской фамилии. Размеры пластины – с человеческий ноготь, и получить сходство не удавалось никому. А портретные миниатюры имели государственное значение. Они изображались на настольных медальонах, табакерках, шкатулках, которыми император награждал лично. И вдруг в царь видит на выставке миниатюру – изображение вдовствующей императрицы Марии Федоровны.


t1719328052af.png

Он поражен мастерством, приказывает немедленно найти художника. Автором миниатюры оказался наш земляк Василий Зуев. В это время он, мобилизованный на войну с Японией, укутавшись в солдатскую шинель, грелся у печки в армейском поезде, продвигаясь сквозь бесконечные сибирские леса. Живописца сняли с поезда под Омском…

t1719328052ag.png

Пасхальное яйцо с сюрпризом ширмой-миниатюрой. 1912 г.


В начале века российская фирма Фаберже – лучшая в мире ювелирная компания. Гигантское предприятие, включающее в себя 15 мастерских, где работают более 700 мастеров. Среди них блистательные художники – Ф. Бирбаум, Г. Вигстрём, К. Крижитский, Агафон Фаберже и гениальный Михаил Перхин. Но жемчужиной этой коллекции талантов становится наш Василий Зуев, как единственный художник, имеющий право рисовать портреты Романовых.

t1719328052ah.png

п.г.т. Чердаклы.

Являясь сотрудником фирмы Фаберже с 1902 по 1917 годы, Василий Иванович Зуев исполнил миниатюрные портреты в 12 императорских пасхальных яйцах и 120 миниатюр для Кабинета Его Величества. После 1917 года художник, спасаясь от голода и преследований, вернулся на родину и до самой смерти прожил в селении Чердаклы (ныне административный центр Чердаклинского района Ульяновской области).


t1719328052ai.jpg

Карта Ульяновской области


Василий Иванович прожил дольше, спасаясь от голода и преследований новых властей, он вернулся на родину и до самой смерти в июле 1941 года прожил в Чердаклах у родственников. В 30-х годах его арестовали, обвинив в пропаганде монархизма, но через несколько лет выпустили, не найдя никаких доказательств.

Работает Василий Зуев и при дворе, и у Фаберже. Так появляются мировые шедевры – императорские пасхальные яйца. Всего было создано 22 произведения, и самые ценные, 12 из них, работы Зуева. Особенно настойчива в заказах была семья Нобель, потомки знаменитого Альфреда Нобеля, учредителя знаменитой премии. В 1917 году Нобели делают Зуеву большой заказ, выплачивают сразу 180 рублей золотом. А за окном уже бушевала Февральская революция, затем грянула и Октябрьская. Люди, близкие к царской семье, разбегались кто куда. И вот пишут разъяренные родственники Нобеля, сбежавшие в Финляндию, в фирму Фаберже: «Где пасхальные яйца, где деньги?». Там понимают, что единственный выход – найти Зуева. Тем более, что Агафон Фаберже (брат Карла) принимает необъяснимое решение остаться в Петрограде, становится уполномоченным Гохрана Советской России. Но где найти Зуева в развороченной Гражданской войной России? Люди, как песчинки, пропадали в этом страшном смерче…

В Чердаклах, как и во всем Поволжье, был лютый голод. Гражданская война, продразверстка... Выжить было подвигом. Соседи подозрительно спрашивали семью Куликовых: «А чего это у вас мужик живет, вроде здоровый, а никаких дел не делает?». «А он руки бережет, он – художник», – скупо отвечали те. Сам пожилой мужчина держался особняком, в лишние разговоры не вступал.

Наверное, страдал Василий Иванович, от того, что так и не завел семью. Всю жизнь любил только творчество. Любил самозабвенно, больше всего на свете. Да и как по-другому можно работать по двенадцать часов с высочайшим напряжением физических сил! Нельзя сделать ни одной ошибки, ни одного лишнего движения! Даже вздохнуть глубоко нельзя, сразу помарка! Какая уж тут семья, дети? А теперь вот – один. Может, поэтому он с особым упорством помогал братьям, сестре, племянникам. Построил дом в Чердаклах, завел библиотеку. Тратил все, что было – на этом и держались. Самозабвенно обучал своих племянников, вспоминая деревенское детство. Словно вымаливал грех у Бога, что не завел семью, а прорисовал всю свою жизнь…

В 2015 году в Чердаклинском Центре дополнительного образования был открыт Музей Василия Зуева. Центральным экспонатом коллекции является точное воспроизведение «Военного стального яйца» с акварельной миниатюрой работы В. И. Зуева, оригинал которого был поднесён императором Николаем II императрице Александре Фёдоровне в 1916 году.

На выставке представлены мемориальные материалы из личных коллекций родственников В. И. Зуева, в том числе портреты и эскизы, исполненные художником в Чердаклах в 1920–1930-е годы. Выставка дополнена материалами из собрания Музея-заповедника «Родина В. И. Ленина», среди которых коллекция дореволюционных почтовых открыток с видами Симбирска, а также декоративные пасхальные яйца, выполненные мастерами XIX–XX веков.

t1719328052aj.png

Пасхальное яйцо «Военное стальное». Год изготовления 1916,

Мастер : Хенрик Вигстрём

t1719328052ak.png

Экспозиция музея В. Зуева.


Еще совсем недавно имя Василий нам ничего не говорило. Но несколько лет назад в Ульяновск приехал почетный академик Российской академии художеств, кандидат искусствоведения Валентин Скурлов и открыл для жителей области Василия Зуева, выдающегося русского художника-миниатюриста. Это уникальные произведения изобразительного и ювелирного искусства художников России и ближнего зарубежья, увековечивающие память Василия Зуева и Карла Фаберже и продолжающие художественные традиции выдающегося миниатюриста.


Используемые источники:

1. Н. И. Васильева, В. В. Скурлов. Василий Зуев художник — миниатюрист фирмы Фаберже. — Ульяновск: «Корпорация технологий продвижения», 2015. — 275 с. — 100 экз. — ISBN 978-5-94655-288-2.

2.Т. Фаберже, А. Горыня, В. Скурлов. К. Фаберже и петербургские ювелиры. — СПб.: Лики России, 2013. — С. 95. — 712 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-87417-406-4.

https://encryptedtbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTXxRvTSYsO36sOTWilX0A GQgWm1IBH2PsCx4_eS6HJemPAOe68

http://samaratoday.ru/img/2015/09/real-u4ilitce.jpg

http://p0.citywalls.ru/photo_288-295920.jpg?mt=1504013278

http://www.moscowkremlin.ru/faberge/faberge_r.html

http://blogs.mk.ru/users/oksana_mueller/post100898197/

http://rusmilestones.ru/day/show/?id=26389

http://www.wonderfulnature.ru/statji/Easter_traditions.php

https://7days.ru/pic/c65/839404/258596/42.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.