12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Савинова Мария Олеговна156
Молодой специалист
Россия, Ульяновская обл., с. Рязаново
2

Конспект урока «Углерод» (9 класс)



Конспект урока

Тема урока: Углерод

Класс: 9

Тип урока: урок изучения нового материала.

Учитель: Савинова М. О.

Метод: комбинированный, групповая работа.

Модель обучения: базовая (2 ч в неделю)

Цель урока: формирование системы знаний об углероде как элементе, и как о простом веществе.

Задачи урока:

- изучить понятие «аллотропия» и аллотропные модификации углерода;

- познакомить с явлением адсорбции и его практическим применением;

- познакомиться с химическими свойствами углерода;

- охарактеризовать его биологическое значение.

Планируемые результаты обучения:

Личностные УУД. Развитие умений давать оценку и самооценку.

Регулятивные УУД. Вырабатывать умение извлекать, преобразовывать, анализировать информацию, представленную в различных формах.

Познавательные УУД. Освоение таких способов деятельности, как умение наблюдать и делать выводы, объяснять наблюдения.

Коммуникативные УУД. Вырабатывать умение извлекать, преобразовывать, анализировать информацию, представленную в различных формах.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД

Формы организации взаимодействия на уроке

Оценка результатов деятельности ученика

Этап 1.

Организационный. Самоопределение к деятельности.

1 мин.

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Включение в деловой ритм

Ученики настраиваются на работу, проверяют на столах наличие учебника, тетрадей, письменных принадлежностей

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя

Фронтальная

Устная оценка учителя

Этап 2.

Актуализация темы урока.

2 мин.

Зачитывает загадку:

«Людям я совсем как брат. 
Много тысяч лет назад, 
Освещая интерьер 
Первобытных их пещер, 
Я уже пылал в костре. 
И украсить был я рад 
Дам и рыцарей наряд, 
Что блистали при дворе… 
Если мягким быть решу, 
То в тетради я пишу, 
Такова друзья природа 
Элемента…»
 

Угадывая название элемента, учащиеся называют тему урока.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Фронтальная

Устная оценка учителя

Этап 3.

Постановка учебной задачи

2 мин.

Конкретизирует цель и задачи урока

Называют цели урока. Воспринимают информацию

Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование

Фронтальная

Устная оценка учителя

Этап 4.

Освоение темы урока

20 мин.

1. Физические свойства углерода

1.1. Аллотропия

Задаёт вопросы: о каких веществах говорится в загадке? (Уголь, алмаз, графит). Как они связаны с углеродом? (Являются аллотропными модификациями углерода).

Предлагает дать определение понятию: аллотропия.

Раздаёт на пару учащихся карточки с текстами об аллотропных модификациях углерода. (см. Приложение 1).

1.2. Адсорбция

Задаёт вопрос: с какой целью используют активированный уголь в медицине?

Предлагает дать определения понятиям: адсорбция, адсорбент.

Демонстрирует опыт: «Обесцвечивание раствора перманганата калия активированным углём».

Задаёт вопрос: где ещё используют это свойство? (Противогазы, фильтры).

 

Физкультминутка

 

2. Химические свойства

Делит учащихся на 2 группы, раздаёт карточки с заданием (см. Приложение 2).

 

3. Биологическая роль углерода

Раскрывает роль углерода в природе.

Демонстрирует опыт: «Обугливание сахара концентрированной серной кислотой». Задаёт вопросы по опыту.

1.Отвечаю на вопросы. Дают определение понятиям и записывают в тетрадь. По карточкам дают характеристику аллотропным модификациям. Обсуждают ход опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют упражнения

 

2. Делятся на группы.

Выполняют задания, изучаю химические свойства углерода.

 

 

3. Отвечают на вопросы.

Наблюдают за опытом. Записывают уравнение химической реакции.

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, умение работать в группах.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное, использовать источники.

1.Фронтальная, парная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Групповая

 

 

 

 

 

3.Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Устная оценка, самооценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Самооценка

 

 

 

 

 

3.Устная оценка

 

Этап 5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

5 мин.

Предлагает подвести итог урока – представляет вниманию учащихся кроссенс (пересечение смыслов), который представляет собой таблицу с картинками. В центре таблицы находится то, о чём будет идти речь. Учащимся необходимо найти логическую связь между картинками (см. Приложение 3).

 

Предлагает провести самооценку работы за урок и подсчитать полученные баллы

 

Предлагает ответить на вопросы, чтобы оценить свою работу и настроение на уроке.

Обобщают изученный материал, выполняют задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проводят самооценку и ставят заработанные баллы в листок самоконтроля

 

Оценивают свою работу и настроение.

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД: самооценка на основе успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли

Познавательные УУД: рефлексия. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Фронтальная

Самооценка


 


 


 


 

Приложение 1

Алмаз

 

Алмазы были известны ещё в древности. Само слово «алмаз» происходит или от арабского «алмас», что означает «твердейший», или от греческого слова «адамас», т. е. «несокрушимый, непреодолимый». Массу алмазов измеряют в каратах,1 карат соответствует 0,2 г.

Алмаз — прозрачное кристаллическое вещество, самое твёрдое из всех природных веществ. Он служит эталоном твёрдости, которая по десяти бальной системе оценивается высшим баллом 10. Такая твёрдость алмаза обусловлена особой структурой его атомной кристаллической решётки. Она имеет форму тетраэдра, где все связи между атомами углерода одинаково прочные. Благодаря высокой прочности алмазы применяются для изготовления наконечников для буров, с помощью которых ищут нефть, из алмазов делают свёрла, шлифовальные инструменты, стеклорезы. Кристаллы алмаза обычно бесцветные, но бывают синего, голубого, красного и чёрного цветов. Они имеют очень сильный блеск благодаря высокой светопреломляющей и светоотражающей способности - люминесценция. Обработанные, специально огранённые алмазы — это дорогие украшения — бриллианты.

Крупнейшие месторождения алмазов находятся в Южной Африке, а в России их добывают в Якутии.


 

Графит

 

Графит — вещество серо-стального цвета, мягок и жирен на ощупь, обладает металлическим блеском. Он является хорошим проводником электрического тока. Кристаллы графита имеют слоистую структуру. В кристаллической решётке графита атомы углерода, лежащие в одной плоскости, прочно связаны в правильные шестиугольники. Связи между слоями мало прочные. В силу такого строения даже при слабом механическом воздействии связи между плоскостями разрушаются, а кристаллы графита легко расщепляются на отдельные «чешуйки». Графит благодаря своей мягкости используется в производстве карандашей, в виде порошка он заменяет смазочные масла, производятся подшипники с графитовыми втулками. К особенностям графита относится его способность гореть в кислороде с образованием углекислого газа при практически совершенной огнестойкости в воздухе. Благодаря исключительной жаропрочности и химической инертности графит используется в реактивных двигателях, для изготовления электродов электрических печей, в ядерных реакторах. При температуре 1200–1600 С и давлении 100000 МПа графит превращается в искусственный алмаз.

Аморфный углерод

 

В жизни часто приходится иметь дело с аморфным углеродом в виде сажи, кокса и угля. Это состояние углерода с неупорядоченной структурой. В природе не встречается. Его получают искусственно из различных соединений, содержащих углерод. Сажу получают преимущественно при разложении метана. Она используется для изготовлении типографской краски, косметической туши, картриджей. Добавка сажи к резине при производстве автопокрышек повышает их прочность и увеличивает срок службы. Кокс представляет собой в основном свободный углерод, он получается при нагревании каменного угля без доступа воздуха. Кокс применяется в доменных печах при выплавке чугуна из руд. Древесный уголь получается при нагревании без доступа воздуха древесины. Он применяется в качестве топлива в кузнечных горнах, жаровнях, самоварах, используется в металлургии при выплавке некоторых цветных металлов и особо чистых сортов чугуна, т. к. не содержит вредных примесей, имеющихся в коксе. Специальные сорта угля используют в качестве адсорбентов — поглотителей газов и растворённых веществ.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 2

Окислительные свойства углерода

Закончите уравнения реакций. Укажите переход электронов, окислитель и восстановитель:

 

C + Al

 

 

C + H2

 


 


 

Восстановительные свойства углерода

Закончите уравнения реакций. Укажите переход электронов, окислитель и восстановитель:


 

C + CuO

 

 

2(изб)

C + O2

 


 


 


 


 

Приложение 3

Кроссенс

t1603618703aa.jpg

t1603618703ab.jpg

t1603618703ac.jpg

t1603618703ad.png

t1603618703ae.jpg

t1603618703af.jpg

t1603618703ag.jpg

t1603618703ah.jpg

t1603618703ai.jpg


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.