Конспект урока «Углерод» (9 класс)

2
0
Материал опубликован 25 October 2020

Пояснительная записка к презентации

Конспект урока

Тема урока: Углерод

Класс: 9

Тип урока: урок изучения нового материала.

Учитель: Савинова М. О.

Метод: комбинированный, групповая работа.

Модель обучения: базовая (2 ч в неделю)

Цель урока: формирование системы знаний об углероде как элементе, и как о простом веществе.

Задачи урока:

- изучить понятие «аллотропия» и аллотропные модификации углерода;

- познакомить с явлением адсорбции и его практическим применением;

- познакомиться с химическими свойствами углерода;

- охарактеризовать его биологическое значение.

Планируемые результаты обучения:

Личностные УУД. Развитие умений давать оценку и самооценку.

Регулятивные УУД. Вырабатывать умение извлекать, преобразовывать, анализировать информацию, представленную в различных формах.

Познавательные УУД. Освоение таких способов деятельности, как умение наблюдать и делать выводы, объяснять наблюдения.

Коммуникативные УУД. Вырабатывать умение извлекать, преобразовывать, анализировать информацию, представленную в различных формах.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД

Формы организации взаимодействия на уроке

Оценка результатов деятельности ученика

Этап 1.

Организационный. Самоопределение к деятельности.

1 мин.

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Включение в деловой ритм

Ученики настраиваются на работу, проверяют на столах наличие учебника, тетрадей, письменных принадлежностей

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя

Фронтальная

Устная оценка учителя

Этап 2.

Актуализация темы урока.

2 мин.

Зачитывает загадку:

«Людям я совсем как брат. 
Много тысяч лет назад, 
Освещая интерьер 
Первобытных их пещер, 
Я уже пылал в костре. 
И украсить был я рад 
Дам и рыцарей наряд, 
Что блистали при дворе… 
Если мягким быть решу, 
То в тетради я пишу, 
Такова друзья природа 
Элемента…»
 

Угадывая название элемента, учащиеся называют тему урока.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Фронтальная

Устная оценка учителя

Этап 3.

Постановка учебной задачи

2 мин.

Конкретизирует цель и задачи урока

Называют цели урока. Воспринимают информацию

Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование

Фронтальная

Устная оценка учителя

Этап 4.

Освоение темы урока

20 мин.

1. Физические свойства углерода

1.1. Аллотропия

Задаёт вопросы: о каких веществах говорится в загадке? (Уголь, алмаз, графит). Как они связаны с углеродом? (Являются аллотропными модификациями углерода).

Предлагает дать определение понятию: аллотропия.

Раздаёт на пару учащихся карточки с текстами об аллотропных модификациях углерода. (см. Приложение 1).

1.2. Адсорбция

Задаёт вопрос: с какой целью используют активированный уголь в медицине?

Предлагает дать определения понятиям: адсорбция, адсорбент.

Демонстрирует опыт: «Обесцвечивание раствора перманганата калия активированным углём».

Задаёт вопрос: где ещё используют это свойство? (Противогазы, фильтры).

 

Физкультминутка

 

2. Химические свойства

Делит учащихся на 2 группы, раздаёт карточки с заданием (см. Приложение 2).

 

3. Биологическая роль углерода

Раскрывает роль углерода в природе.

Демонстрирует опыт: «Обугливание сахара концентрированной серной кислотой». Задаёт вопросы по опыту.

1.Отвечаю на вопросы. Дают определение понятиям и записывают в тетрадь. По карточкам дают характеристику аллотропным модификациям. Обсуждают ход опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют упражнения

 

2. Делятся на группы.

Выполняют задания, изучаю химические свойства углерода.

 

 

3. Отвечают на вопросы.

Наблюдают за опытом. Записывают уравнение химической реакции.

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, умение работать в группах.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное, использовать источники.

1.Фронтальная, парная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Групповая

 

 

 

 

 

3.Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Устная оценка, самооценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Самооценка

 

 

 

 

 

3.Устная оценка

 

Этап 5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

5 мин.

Предлагает подвести итог урока – представляет вниманию учащихся кроссенс (пересечение смыслов), который представляет собой таблицу с картинками. В центре таблицы находится то, о чём будет идти речь. Учащимся необходимо найти логическую связь между картинками (см. Приложение 3).

 

Предлагает провести самооценку работы за урок и подсчитать полученные баллы

 

Предлагает ответить на вопросы, чтобы оценить свою работу и настроение на уроке.

Обобщают изученный материал, выполняют задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проводят самооценку и ставят заработанные баллы в листок самоконтроля

 

Оценивают свою работу и настроение.

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД: самооценка на основе успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли

Познавательные УУД: рефлексия. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Фронтальная

Самооценка


 


 


 


 

Приложение 1

Алмаз

 

Алмазы были известны ещё в древности. Само слово «алмаз» происходит или от арабского «алмас», что означает «твердейший», или от греческого слова «адамас», т. е. «несокрушимый, непреодолимый». Массу алмазов измеряют в каратах,1 карат соответствует 0,2 г.

Алмаз — прозрачное кристаллическое вещество, самое твёрдое из всех природных веществ. Он служит эталоном твёрдости, которая по десяти бальной системе оценивается высшим баллом 10. Такая твёрдость алмаза обусловлена особой структурой его атомной кристаллической решётки. Она имеет форму тетраэдра, где все связи между атомами углерода одинаково прочные. Благодаря высокой прочности алмазы применяются для изготовления наконечников для буров, с помощью которых ищут нефть, из алмазов делают свёрла, шлифовальные инструменты, стеклорезы. Кристаллы алмаза обычно бесцветные, но бывают синего, голубого, красного и чёрного цветов. Они имеют очень сильный блеск благодаря высокой светопреломляющей и светоотражающей способности - люминесценция. Обработанные, специально огранённые алмазы — это дорогие украшения — бриллианты.

Крупнейшие месторождения алмазов находятся в Южной Африке, а в России их добывают в Якутии.


 

Графит

 

Графит — вещество серо-стального цвета, мягок и жирен на ощупь, обладает металлическим блеском. Он является хорошим проводником электрического тока. Кристаллы графита имеют слоистую структуру. В кристаллической решётке графита атомы углерода, лежащие в одной плоскости, прочно связаны в правильные шестиугольники. Связи между слоями мало прочные. В силу такого строения даже при слабом механическом воздействии связи между плоскостями разрушаются, а кристаллы графита легко расщепляются на отдельные «чешуйки». Графит благодаря своей мягкости используется в производстве карандашей, в виде порошка он заменяет смазочные масла, производятся подшипники с графитовыми втулками. К особенностям графита относится его способность гореть в кислороде с образованием углекислого газа при практически совершенной огнестойкости в воздухе. Благодаря исключительной жаропрочности и химической инертности графит используется в реактивных двигателях, для изготовления электродов электрических печей, в ядерных реакторах. При температуре 1200–1600 С и давлении 100000 МПа графит превращается в искусственный алмаз.

Аморфный углерод

 

В жизни часто приходится иметь дело с аморфным углеродом в виде сажи, кокса и угля. Это состояние углерода с неупорядоченной структурой. В природе не встречается. Его получают искусственно из различных соединений, содержащих углерод. Сажу получают преимущественно при разложении метана. Она используется для изготовлении типографской краски, косметической туши, картриджей. Добавка сажи к резине при производстве автопокрышек повышает их прочность и увеличивает срок службы. Кокс представляет собой в основном свободный углерод, он получается при нагревании каменного угля без доступа воздуха. Кокс применяется в доменных печах при выплавке чугуна из руд. Древесный уголь получается при нагревании без доступа воздуха древесины. Он применяется в качестве топлива в кузнечных горнах, жаровнях, самоварах, используется в металлургии при выплавке некоторых цветных металлов и особо чистых сортов чугуна, т. к. не содержит вредных примесей, имеющихся в коксе. Специальные сорта угля используют в качестве адсорбентов — поглотителей газов и растворённых веществ.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 2

Окислительные свойства углерода

Закончите уравнения реакций. Укажите переход электронов, окислитель и восстановитель:

 

C + Al

 

 

C + H2

 


 


 

Восстановительные свойства углерода

Закончите уравнения реакций. Укажите переход электронов, окислитель и восстановитель:


 

C + CuO

 

 

2(изб)

C + O2

 


 


 


 


 

Приложение 3

Кроссенс

t1603618703aa.jpg

t1603618703ab.jpg

t1603618703ac.jpg

t1603618703ad.png

t1603618703ae.jpg

t1603618703af.jpg

t1603618703ag.jpg

t1603618703ah.jpg

t1603618703ai.jpg


 

Предварительный просмотр презентации

Отгадайте… «Людям я совсем как брат.  Много тысяч лет назад,  Освещая интерьер  Первобытных их пещер,  Я уже пылал в костре.  И украсить был я рад  Дам и рыцарей наряд,  Что блистали при дворе…  Если мягким быть решу,  То в тетради я пишу,  Такова друзья природа  Элемента…»

«Углерод»

Цель урока: изучить углерод как элемент, и как простое вещество. Задачи урока: - изучить понятие «аллотропия» и аллотропные модификации углерода; - познакомиться с явлением адсорбции и его практическим применением; - рассмотреть химические свойства углерода; - охарактеризовать его биологическое значение.

Физические свойства углерода Аллотропия Аллотроопия — существование двух и более простых веществ одного и того же химического элемента, различных по строению и свойствам — так называемых аллотропных (или аллотропических) модификаций или форм.

Аллотропные модификации углерода

Алмаз Бесцветные или окрашенные кристаллы с кубической решёткой. Самый твердый минерал. Одно из важных свойств алмаза- люминесценция. Под действием солнечного света и особенно катодных, ультрафиолетовых и рентгеновских лучей алмазы начинают люминесцировать — светиться различными цветами.

Графит Минерал из класса самородных элементов. Структура слоистая. Цвет тёмно-серый, блеск металлический. Неплавкий, устойчив при нагревании в отсутствие воздуха. Жирный (скользкий) на ощупь. Хорошо проводит электрический ток. В отличие от алмаза обладает низкой твёрдостью. Относительно мягкий.

Аморфный углерод Состояние углерода с неупорядоченной структурой. В природе не встречается. Его получают искусственно из различных соединений, содержащих углерод. Важнейшими техническими сортами аморфного углерода является сажа, древесный уголь, кокс. Сажа Древесный уголь Кокс

Физические свойства углерода Адсорбция Адсорбция – это концентрирование веществ на поверхности или в объеме твердого тела. Адсорбент - твердое вещество, на поверхно­сти или в объеме которого происходит концентрирование поглощаемого веще­ства. Демонстрирует опыт: «Обесцвечивание раствора перманганата калия активированным углём»

Применение Противогазы Фильтры для очистки воды

Физкульминутка «Мозговая гимнастика»

Химические свойства углерода Углерод (С) Восстановитель Окислитель

Биологическая роль углерода Углеводы Белки Жиры

Демонстрирует опыт: «Обугливание сахара концентрированной серной кислотой» Уравнение реакции: С12Н22О11 + 2 Н2SО4 (конц.) 11C + 2 SO2+ CO2+ 13 H2O

Кроссенс

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.