Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «Умелые ручки»
| | |
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
программа художественной направленности
«Умелые ручки»
Возраст обучающихся: 10-12 лет
Срок реализации программы: 1 год
Составитель: Чучалина С.В., воспитатель.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы состоит в том, что творчество играет очень важную роль в жизни каждого человека. Воображение и фантазия помогают людям и в отношениях, и в работе, но что самое главное – творческие люди умеют выражать свою индивидуальность, что помогает достичь успеха в любом деле. Поэтому необходимо уделить должное внимание развитию творческих способностей обучающихся.
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т. е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Работу в творческом объединении планирую так, чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с природным материалом, с офисной бумагой и картоном, креповой бумагой, папье-маше, освоили кропотливую технику – квиллинг. Цветы, листья и плоды, изготовленные из бумаги в технике «квиллинг», сделанные истинными мастерами этого вида творчества поражают воображение своей красотой и виртуозностью исполнения. Чтобы стать мастером любого дела нужен опыт и начинать необходимо, конечно же, с простого. Освоив элементы, из которых складываются разнообразные узоры, можно приступать к созданию простых картин.
Работу творческого объединения буду организовывать с учётом опыта детей и их возрастных особенностей.
Работа в творческом объединении «Умелые ручки» -прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления обучающихся.
Учитывая особенности детей школьного возраста необходимо не только заметить увлеченность детей, но, главное, помочь им развить творческое воображение и фантазию. Для этого важно, чтобы ребенок проявлял любовь к прекрасному не только путём созерцания и разговоров, но и сам вносил красоту в быт, во все окружающее, становясь настоящей творческой личностью.
Педагогическая целесообразность программы творческого объединения «Умелые ручки» объясняется тем, что основной материал для изготовления поделок— бумага (офисная, креповая, салфетки), а основным инструментом является руки ребёнка, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям разного школьного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.
Занятия представляют большую возможность для развития и обучения детей, способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей.
Одним из несомненных достоинств занятий в кружке с детьми является интеграция предметных областей знаний. Деятельность в кружке позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т. д.).
Цель программы: программа направлена на развитие личности, ее творческого потенциала, художественных способностей, нравственно - эстетического развития детей. Обеспечивает эмоциональное развитие ребенка. Стимулирует формы самовыражения личности -создаёт условия для развития личности, способной к художественному творчеству, и самореализации личности обучающегося через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
Задачи программы
Образовательные:
-- закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках технологии, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;
-- обучение умению планирования своей работы;
-- обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
-- обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Коррекционно-развивающие:
--обогащение словарного запаса воспитанников;
--развитие устной речи.
- развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
-- развитие образного мышления и воображения;
-- создание условий к саморазвитию обучающихся;
-- развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
-- воспитание уважения к труду и людям труда;
-- формирование чувства коллективизма;
-- воспитание аккуратности;
-- экологическое воспитание;
--развитие любви к природе.
Отличительные особенности программы:
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе освоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Рабочая программа разработана на основе образовательной программы дополнительного образования детей «Умелые ручки» и Учебного плана дополнительного образования Государственного казённого общеобразовательного учреждения «Дивеевская школа-интернат». Обучаясь по настоящей программе, воспитанники приобретают углубленные знания и умения в области изучения особенностей природы и организации своего творчества.
Категория обучающихся:
Программа рассчитана на обучающихся 12-18 лет с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, а также с учетом их базового уровня подготовленности.
Срок реализации программы: 36 часов в течение одного учебного года.
Формы и режим занятий:
По количеству детей участвующих в занятии – подгрупповая, индивидуальная.
По особенностям коммуникативного воздействия педагога и детей – мастерская, класс.
По дидактической цели - комбинированные формы занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю с сентября по май, длительностью - 40 минут.
Ожидаемые результаты
Обучающиеся в процессе освоения программы будут знать:
- технологию выполнения работ в техниках «папье-маше», «аппликация», «квиллинг», «оригами», «вышивка», «декорирование»;
- правила использования материалов;
- правила безопасного пользования инструментами;
- правила сочетания разных техник в одной композиции.
Обучающиеся будут уметь:
- создавать эскизы композиции, заготовки к объёмным работам ;
- самостоятельно производить цветовую подборку ;
- владеть техническими навыками и приёмами выполнения ;
- пользоваться схемами, подбирать инструменты и материалы ;
- правильно размещать элементы композиции ;
- оформлять и украшать свою работу.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Перечень разделов, тем | Количество часов | Форма контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
| Сентябрь | | | | |
1 | 1. Вводное занятие. Материал для рукоделия. Шаблоны. Сбор природного и бросового материала. | 1 | 1 | | Фронтальный опрос |
2 | 2.Аппликация из гофрированной бумаги «Осень золотая». | 1 | | 1 | Поэтапный Соблюдение ТБ |
3 | 3.Закладка для книг с вышивкой нитками «Яблоко». | 1 | | 1 | Поэтапный Соблюдение ТБ |
4 | 4.Открытка ко Дню Учителя. | 1 | | 1 | Поэтапный Соблюдение ТБ |
| Октябрь. | | | | |
5 | 1. Аппликация «Рябина». Квиллинг. Коллективная работа. | 1 | | 1 | Поэтапный Соблюдение ТБ |
6 | 2. Аппликация «День Урожая». | 1 | | 1 | Поэтапный Соблюдение ТБ |
7 | 3. «Багряная осень». Аппликация из сухих листьев. Работа с природным материалом. | 1 | | 1 | Поэтапный Соблюдение ТБ |
8 | 4. Геометрическая аппликация «Астры». | 1 | | 1 | Поэтапный Соблюдение ТБ |
| Ноябрь | | | | |
9 | 1. Закладка для книг с вышивкой нитками «Звёздное небо». | 1 | | 1 | Поэтапный Соблюдение ТБ |
10 | 2. «Зимний день». Аппликация из ватных дисков, ниткография. | 1 | | 1 | Поэтапный Соблюдение ТБ |
11 | 3. Новогодняя многослойная игрушка «Звёздочка». Работа с пайетками. | 1 | | 1 | Поэтапный Соблюдение ТБ |
12 | 4. Новогодняя многослойная игрушка «Звёздочка». Завершение работы. | 1 | | 1 | Поэтапный Соблюдение ТБ |
| Декабрь. | | | | |
13 | 1. Ёлка из бумажных салфеток и гофрированной бумаги. | 1 | | 1 | Поэтапный Соблюдение ТБ |
14 | 2. Ёлка из бумажных салфеток и гофрированной бумаги. Декорирование пуговицами. | 1 | | 1 | Поэтапный Соблюдение ТБ |
15 | 3. Новогодняя открытка «Рукавица Деда Мороза». | 1 | | 1 | Поэтапный Соблюдение ТБ |
16 | 4. Символ будущего года. Новогодняя открытка «Поросёнок». Оригами. | 1 | | 1 | Поэтапный Соблюдение ТБ |
| Январь. | | | | |
17 | 1. Открытка «Рождественская звезда». | 1 | | 1 | Поэтапный Соблюдение ТБ |
18 | 2. Сюжетная аппликация «Зима». | 1 | | 1 | Поэтапный Соблюдение ТБ |
19 | 3. Аппликация «Кружевная зима». | 1 | | 1 | Поэтапный Соблюдение ТБ |
20 | 4. Аппликация из ватных дисков «Снеговики». | 1 | | 1 | Поэтапный Соблюдение ТБ |
| Февраль. | | | | |
21 | 1. Подарочная упаковка «Сердечко». | 1 | | 1 | Поэтапный Соблюдение ТБ |
22 | 2. «Мы – защитники природы!» Изготовление кормушек для птиц. | 1 | | 1 | Поэтапный Соблюдение ТБ |
23 | 3. Открытка «Галстук для папы». | 1 | | 1 | Поэтапный Соблюдение ТБ |
24 | 4. Ваза в технике папье-маше. | 1 | | 1 | Поэтапный Соблюдение ТБ |
| Март. | | | | |
25 | 1. Ваза в технике папье-маше. Завершение работы. | 1 | | 1 | Поэтапный Соблюдение ТБ |
26 | 2. «Мир похож на луг цветной» (коллективная работа детей). | 1 | | 1 | Поэтапный Соблюдение ТБ |
27 | 3. Подводный мир. | 1 | | 1 | Поэтапный Соблюдение ТБ |
28 | 4. Чаша изобилия с цветами и фруктами. | 1 | | 1 | Поэтапный Соблюдение ТБ |
| Апрель. | | | | |
29 | 1. Веточка сакуры. | 1 | | 1 | Поэтапный Соблюдение ТБ |
30 | 2. Светлая Пасха. | 1 | | 1 | Поэтапный Соблюдение ТБ |
31 | 3. Весна идет, весне дорогу! | 1 | | 1 | Поэтапный Соблюдение ТБ |
32 | 4. Дерево Счастья. | 1 | | 1 | Поэтапный Соблюдение ТБ |
| Май. | | | | |
33 | 1. Изготовление открытки к 9 Мая | 1 | | 1 | Поэтапный Соблюдение ТБ |
34 | 2. Гвоздики | 1 | | 1 | Поэтапный Соблюдение ТБ |
35 | 3. Незабудки | 1 | | 1 | Поэтапный Соблюдение ТБ |
36 | 4. Выставка поделок. Конкурс. | 1 | | 1 | Итоговый |
| Итого | 36 | | | |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья обучающихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия—Квиллинг и Оригами. С помощью новых техник мы создаём цветы из гофрированной и офисной бумаги, а также из бумажных салфеток.
1. Работа с природным и бросовым материалом.
В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность.
Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.
Изделия из природного материала. Технология заготовки природных материалов. Художественные приёмы изготовления поделок и картин из природных материалов.
Работа с разными бросовыми материалами имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится.
Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.
Бросовый материал даёт огромные возможности для осуществления фантазий. Самое интересное, что такой материал для поделок в этом случае находится под рукой. Для того, чтобы смастерить что-то занятное, не нужно идти в магазин, ехать в лес или идти в парк и собирать природный материал. Все необходимое можно найти у себя в бытовых твердых отходах или в дальнем пыльном закутке гаража. Пластиковые бутылки, твердые пакеты из-под молочных продуктов, соков, газеты и многое другое являются прекрасным, бесплатным поделочным материалом. В процессе работы дети приобретают трудовые умения и навыки, развивают творческое воображение и конструктивное мышление, осваивают способы работы с различными инструментами, подходящими именно к тому материалу, с которым в данный момент работают. Таким образом, поделки из бросового материала помогут детям ценить каждую мелочь. И главное — включать свое воображение и фантазию относительно того, как можно использовать тот или иной бросовый материал.
Работа с бросовым материалом направлена на сохранность окружающей среды. Кто, если не мы, сохранит природу от мусора? Давая «вторую жизнь» пластиковым бутылкам, газетам, мы уменьшаем количество мусора на нашей планете. А ещё этот материал для творчества достаётся нам совершенно бесплатно.
2. Папье – маше.
Папье-маше (франц. papier mâché) слово, буквально - жёваная бумага или рваная бумага. Изготовление объёмных поделок из пропитанной клейстером бумаги. Наклеивание бумаги слоями (маширование) или лепка из бумажной массы. Папье-маше - это простая и дешевая технология, позволяющая создавать прочные и легкие изделия из бумаги.
В нашей работе будем использовать маширование. Принцип работы – наклеивание слоев бумаги, один на другой, на какую-то форму до получения желаемой толщины изделия. Чем больше слоев, тем изделие крепче. Папье-маше — плотный материал, изготовленный из жидкой массы: измельченной и размоченной в воде бумаги (чаще всего газет) с добавлением какого-либо связывающего вещества (клея, мела, глины). Во влажном виде смесь легко приобретает нужную форму, а после сушки ее можно раскрасить и покрыть лаком. Изделия из папье-маше отличаются большой прочностью и легкостью.
Вся премудрость техники заключается в оклеивании заданной формы кусочками мягкой бумаги в несколько слоев. Само по себе это несложно, но требует терпения и аккуратности. А в результате можно создать замечательные произведения и впоследствии не пожалеть потраченного времени. Папье-маше отлично развивает мелкую моторику рук. Занимаясь папье-маше, ребенок осваивает новые и необходимые в дальнейшей жизни способы работы с инструментами, а также овладевает различными видами художественной деятельности – рисованием, аппликацией, навыками моделирования и т. д.
Папье-маше легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеем, крахмалом, гипсом и т.д. Техника папье-маше в наше время переживает второе рождение.
Дети, освоившие технику папье-маше, знакомятся с различными формами предметов, что способствует развитию пространственного мышления и наиболее точного восприятия предметов.
3.Аппликация.
Аппликация в переводе с латинского языка значит «прикладывание». Это очень древний вид искусства. Ещё древние люди украшали аппликацией одежду, посуду, дома. Делали аппликацию из бересты, войлока, ткани, кожи и бумаги. С помощью шаблонов и конструирования моделей можно создавать сначала простые работы, а затем осложнённые объёмные композиции, изделия, картины и панно.
4.Квиллинг.
Картинки в технике квиллинг, сделанные истинными мастерами этого вида творчества поражают воображение своей красотой и виртуозностью исполнения. Чтобы стать мастером любого дела нужен опыт и начинать нужно, конечно же, с простого. Освоив элементы, из которых складываются разнообразные узоры, можно приступать к созданию простых картин.
5.Оригами.
Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление. Одним из видов конструирования является оригами.
6.Декорирование.
Декорирование—важная часть деятельности ребёнка. В ней проявляются индивидуальные творческие способности воспитанника. Способность к украшению, фантазированию ценится в работе. Декорирование—завершающий этап деятельности ребёнка при создании изделия.
Занятия квиллингом, оригами, папье-маше, аппликацией и декорированием:
развивают у детей способность работать руками под контролем сознания;
способствуют концентрации внимания, заставляют сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;
стимулируют развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы работы с бумагой, с природным и бросовым материалом, с материалами для декорирования;
активизируют мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесными (объяснение приемов складывания, скручивания, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия;
совершенствуют трудовые умения, формируют культуру труда;
развивают конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус;
составление тематических композиций способствует развитию композиционных навыков;
использование такого приема, как отчет о проделанной работе, предварительное устное планирование, работа по технологической, пооперационной карте (схеме) способствует развитию речи, навыков планирования своей работы, умения последовательно выполнять работу.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие. Материал для рукоделия. Шаблоны. Сбор природного и бросового материала. (1 час)
Вводное занятие кружка. Материалы и инструменты. Правила техники безопасности при работе с инструментами. Проведение инструктажа. Сбор природного и бросового материала для будущих поделок.
Аппликация из гофрированной бумаги «Осень золотая». (1 час)
Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, красок осени, научить замечать и любоваться природными формами растений. Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых растений, передавать их природные особенности, цвет. Учить детей из отдельных элементов создавать аппликацию. Рисование с аппликацией.
Закладка для книг с вышивкой нитками «Яблоко». (1 час)
Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, научить замечать и любоваться природными формами растений и плодов. Начать знакомство с навыками вышивки , работы с бумагой, картоном. Изготовление шаблонов.
Открытка ко Дню Учителя. (1 час)
Познакомить детей с историей возниковения открыток, с техникой оригами. Обучить навыкам складывания и разрезания бумаги. Познакомить детей с техникой квиллинг. Обучить навыкам скручивания бумаги для создания простейших цветов.
Аппликация «Рябина». Квиллинг. Коллективная работа. (1 час)
Квиллинг. Приобщать детей к миру искусства, развивать фантазию, воображение, наглядно-образное мышление, зрительную память, творческое и образное мышление детей. Скручивать равные по ширине полоски офисной бумаги, придавать нужную форму для получения плодов и листьев рябины. Наклеивать элементы квиллинга на основу в нужной последовательности.
Аппликация «День Урожая». (1 час)
Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, красок осени, научить замечать и любоваться природными формами плодов. Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых плодов, передавать их природные особенности, подбирать цвет. Учить детей из отдельных элементов создавать аппликацию. Рисование с аппликацией.
«Багряная осень». Аппликация из сухих листьев. Работа с природным материалом. (1 час)
Использовать в работе природный материал. Учить работать с природным хрупким материалом—сухими листьями клёна и рябины. Закреплять умения аккуратно использовать бумажный клей в своей работе. Продолжать освоение приемов создания аппликации.
Геометрическая аппликация «Астры». (1 час)
Приобщать детей к миру искусства, развивать фантазию, воображение, наглядно-образное мышление, зрительную память. творческое и образное мышление детей. Способствовать развитию у детей эстетического восприятия мира природы, научить замечать и любоваться природной окраской и формами цветов. Подвести к созданию объёмных цветов астры посредством создания объёма и смены цвета бумаги.
Закладка для книг с вышивкой нитками «Звёздное небо». (1 час)
Учить работать с шаблонами и картоном. Использовать в работе уже известные приёмы вышивки. Учить создавать выразительное и интересное изображение звёздного неба на тёмном фоне с помощью серебряных ниток. Развивать глазомер и цветовосприятие. Способствовать развитию у детей фантазии и творчества.
«Зимний день». Аппликация из ватных дисков, ниткография. (1 час)
Познакомить детей с понятием "пейзаж". Воспитывать интерес к природе в разное время года. Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Продолжать учить создавать рельефную аппликацию для придания выразительности изображаемым объектам на голубом или синем фоне. Учить использовать знания и умения работы с бумагой, иголкой и ниткой. Учить вышивать стволы и ветви деревьев, оплетая прошитые нити в нужной последовательности.
Новогодняя многослойная игрушка «Звёздочка». Работа с пайетками. (1 час)
Познакомить детей с историей возникновения ёлочной игрушки. Учить детей использовать знания и умения работы с бумагой, иголкой и ниткой, выбирать правильное сочетание оттенков цвета в работе. Развивать глазомер и цветовосприятие. Развивать детское творчество. Декорирование: учить работать с пайетками.
Новогодняя многослойная игрушка «Звёздочка». Завершение работы. (1 час)
Создавать многослойную игрушку в технике аппликация и вышивка. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Развивать умение находить с помощью взрослых ответы на вопросы, возникающие в ходе выполнения работы. Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать узор для своей игрушки. Сборка: учить склеивать части игрушки с помощью двустороннего скотча.
Ёлка из бумажных салфеток и гофрированной бумаги. (1 час)
Учить создавать ёлочку из бумажных салфеток, гофрированной бумати и картона. Учить детей изготавливать бумажный конус — основу. Учить выбирать правильное сочетание оттенков цвета в выполнении работы. Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе. Развивать глазомер и цветовосприятие. Беседовать с детьми о предстоящем празднике. Используя технику оригами, учить детей выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения.
Ёлка из бумажных салфеток и гофрированной бумаги. Декорирование пуговицами. (1 час)
Поощрять инициативу и самостоятельность в украшении поделки. Развивать творческое воображение детей при украшении елочки, используя при этом различные пуговицы и гуашь для инея. Развивать мелкую моторику рук, умение украшать работу, используя разнообразный материал (бусины, пайетки, мишуру).
Новогодняя открытка «Рукавица Деда Мороза». (1 час)
Познакомить детей с историей возникновения новогодних открыток. Изготовить открытку из картона и офисной бумаги. Украсить открытку снежинками из бумаги и фольги. Учить детей вырезать снежинки из бумаги. Написать поздравление внутри открытки.
Символ будущего года. Новогодняя открытка «Поросёнок». Оригами. (3 часа)
Развивать у детей творческое воображение и мышление. Научить детей правильно складывать заготовки из бумаги (оригами). Раскрасить заготовку гуашью. Изготовить открытку из цветного картона, наклеить заготовку на поверхность открытки, украсить блёстками. Написать поздравление внутри открытки.
Открытка «Рождественская звезда». (1 час)
Продолжать закреплять навыки и приёмы выполнения цветов в технике оригами. Провести беседу о цветке Рождественская звезда. Изготовить открытку из картона и офисной бумаги. Развивать чувство цвета, закрепить знания об оттенках.
Сюжетная аппликация «Зима». (1 час)
Воспитывать интерес к природе в разное время года. Продолжать учить создавать рельефную бумажную комнозицию для придания выразительности изображаемым объектам. Развивать чувство цвета, закрепить знания об оттенках белого. Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины.
Аппликация «Кружевная зима». (1 час)
Воспитывать интерес к природе в разное время года. Учить вырезать снежинки из бумаги. Учить создавать бумажную комнозицию с помощью вырезаннызх из белой бумаги снежинок для придания выразительности изображаемым объектам. Развивать чувство цвета, закрепить знания об оттенках белого. Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины.
Аппликация из ватных дисков «Снеговики». (1 час)
Познакомить детей с историей появления снеговика. Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Продолжать учить создавать рельефную аппликацию для придания выразительности изображаемым объектам на голубом или синем фоне. Учить использовать знания и умения работы с бумагой, ватными дисками, бумажным клеем. Учить располагать на основе детали снеговиков в нужной последовательности.
Подарочная упаковка «Сердечко». (1 час)
Учить детей работать с шаблонами. Развивать практические умения и навыки при создании заданного образа посредством вырезания заготовки из картона. Развивать творческое мышление. Декорировать работу в техниках—вышивка совместно с аппликацией. Расширять представления детей о преподношении подарков.
«Мы – защитники природы!» Изготовление кормушек для птиц. (1 час)
Обобщить представления детей о зимующих птицах. Отметить особенности внешнего вида снегиря. Побуждать детей заботится о птицах. Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении кормушек по образцу. Развивать мелкую моторику рук.
Галстук для папы (1 час)
Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной работы с открытками. Техника выполнения—оригами.
Ваза в технике папье-маше. (1 час)
Папье-маше. Приобщать детей к миру искусства, развивать фантазию, воображение, наглядно-образное мышление, зрительную память. творческое и образное мышление детей. Наклеивать кусочки тонкой бумаги на нужную форму для получения твёрдого слоя. Просушка.
Ваза в технике папье-маше. Завершение работы. (1час)
Продолжить знакомство с техникой папье-маше, приемами выполнения декоративных элементов разной формы. Научить окрашивать фрукты из бумаги в естественные природные цвета, разводить краски. Ознакомить детей с понятием "натюрморт". Предложить им самостоятельно составить композицию. Учить детей отражать в композиции природные особенности фруктов: оригинальную форму и расцветку. Развивать глазомер и цветовосприятие.
«Мир похож на луг цветной» (коллективная работа детей). (1 часа)
Учить детей выбирать правильное сочетание оттенков цвета в выполнении цветочной композиции. Продолжать развивать познавательный интерес к природе, живым цветам. Учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности растения: оригинальную форму и расцветку лепестков. Продолжать развивать глазомер и цветовосприятие.
Подводный мир (1 час)
Обобщить представления детей об обитателях подводного мира. Продолжать осваивать приемы работы с бумагой в технике квиллинг, преобразовывать шарообразную форму в овальную, выгибать исходную форму в дугу. Развивать эстетическое и образное мышление.
Чаша изобилия с цветами и фруктами. (1 час)
Развивать умение восхищаться природными формами живых цветов и фруктов и преобразовывать их в декоративные. Совершенствовать умения и навыки работы с креповой и офисной бумагой, бумажными салфетками. Учить составлять композицию из цветов , листьев и фруктов, ритмично располагая их на горизонтальной поверхности.
Веточка сакуры (1 час)
Развивать у детей эстетическое восприятие, красоту в своем творчестве. Совершенствовать умения и навыки работы с креповой бумагой, используя при этом природный материал, ватные палочки и др.
Волшебное яичко (1 час)
Провести беседу о Светлой Пасхе. В технике квиллинг выполнить Пасхальное яйцо. Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира. Поощрять инициативу и самостоятельность в построении композиции, попытки дополнить композицию по теме занятия.
Весна идет, весне дорогу! (1час)
Формировать у детей интерес к пробуждающейся весенней природе, дать представление о первоцветах. Закреплять умение и навыки детей в работе с бумагой. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Создание весеннего пейзажа.
Дерево Счастья (1 час)
Коллективная работа. Папье-маше, работа с природным и бросовым материалом, с бумажными салфетками. Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, научить замечать и любоваться природными формами растений. Развивать умение работать в коллективе дружно и аккуратно, творческое и образное мышление детей. Поощрять инициативу детей и желание дополнить композицию мелкими бусинами.
Изготовление открытки к 9 Мая (1 час)
Провести беседу о предстоящем Празднике. Предложить выполнить в технике квиллинг открытки. Поощрять детей за дополнительные детали в работе. Оформить выставку открыток.
Гвоздики (1 час)
Обобщить представления детей о цветах. Показать на примере, как нужно изготовить гвоздику из креповой (гофрированной) бумаги. Поощрять самостоятельную деятельность.
Незабудки (1час)
Продолжить знакомство детей с миром природы. Обобщить представления детей о цветах. Показать на примере, как нужно изготовить незабудку из креповой (гофрированной) бумаги. Закрепить умение работать с креповой бумагой. Стимулировать активную работу пальцев рук.
Выставка поделок Конкурс. (1час)
Подготовить выставку поделок. Провести конкурс на лучшую поделку.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Время проведения | Тема теоретического занятия | Тема практического занятия | Кол-во часов | Форма проведения | Место проведения занятия | Форма контроля |
1 | 15.00-15-40 | Вводное занятие. Материалы и инструменты для рукоделия. Шаблоны. Сбор природного и бросового материала. | | 1 часа | Теория | Кабинет для занятий кружка | Фронталь-ный опрос |
2 | 15.00-15-40 | | Аппликация из гофрированной бумаги «Осень золотая». | 1 часа | Теория, практика | Кабинет для занятий кружка | Поэтапный Соблюдение ТБ |
3 | 15.00-15-40 | | Закладка для книг с вышивкой нитками «Яблоко». | 1 час | Теория, практика | Кабинет для занятий кружка | Поэтапный Соблюдение ТБ |
4 | 15.00-15-40 | | Открытка ко Дню Учителя. | 1 час | Теория, практика | Кабинет для занятий кружка | Поэтапный Соблюдение ТБ |
5 | 15.00-15-40 | | Аппликация «Рябина». Квиллинг. Коллективная работа. | 1 час | Теория, практика | Кабинет для занятий кружка | Поэтапный Соблюдение ТБ |
6 | 15.00-15-40 | | Аппликация «День Урожая». | 1 час | Теория, практика | Кабинет для занятий кружка | Поэтапный Соблюдение ТБ |
7 | 15.00-15-40 | | «Багряная осень». Аппликация из сухих листьев. Работа с природным материалом. | 1 час | Теория, практика | Кабинет для занятий кружка | Поэтапный Соблюдение ТБ |
8 | 15.00-15-40 | | Геометрическая аппликация «Астры». | 1 час | Теория, практика | Кабинет для занятий кружка | Поэтапный Соблюдение ТБ |
9 | 15.00-15-40 | | Закладка для книг с вышивкой нитками «Звёздное небо». | 1 час | Теория, практика - | Кабинет для занятий кружка | Поэтапный Соблюдение ТБ |
10 | 15.00-15-40 | | «Зимний день». Аппликация из ватных дисков, ниткография. | 1час | Теория, практика | Кабинет для занятий кружка | Поэтапный Соблюдение ТБ |
11 | 15.00-15-40 | | Новогодняя многослойная игрушка «Звёздочка». Работа с пайетками. | 1 час | Теория, практика | Кабинет для занятий кружка | Поэтапный Соблюдение ТБ |
12 | 15.00-15-40 | | Новогодняя многослойная игрушка «Звёздочка». Завершение работы. | 1 час | Теория, практика | Кабинет для занятий кружка | Поэтапный Соблюдение ТБ |
13 | 15.00-15-40 | | Ёлка из бумажных салфеток и гофрированной бумаги. | 1 час | Теория, практика | Кабинет для занятий кружка | Поэтапный Соблюдение ТБ |
14 | 15.00-15-40 | | Ёлка из бумажных салфеток и гофрированной бумаги. Декорирование пуговицами. | 1 час | Теория, практика | Кабинет для занятий кружка | Поэтапный Соблюдение ТБ |
15 | 15.00-15-40 | | Новогодняя открытка «Рукавица Деда Мороза». | 1 час | Теория, практика | Кабинет для занятий кружка | Поэтапный Соблюдение ТБ |
16 | 15.00-15-40 | | Символ будущего года. Новогодняя открытка «Поросёнок». Оригами. | 1 час | Теория, практика | Кабинет для занятий кружка | Поэтапный Соблюдение ТБ |
17 | 15.00-15-40 | | Открытка «Рождественская звезда». | 1 час | Теория, практика | Кабинет для занятий кружка | Поэтапный Соблюдение ТБ |
18 | 15.00-15-40 | | Сюжетная аппликация «Зима». | 1 час | Теория, практика | Кабинет для занятий кружка | Поэтапный Соблюдение ТБ |
19 | 15.00-15-40 | | Аппликация «Кружевная зима». | 1 час | Теория, практика | Кабинет для занятий кружка | Поэтапный Соблюдение ТБ |
20 | 15.00-15-40 | | Аппликация из ватных дисков «Снеговики». | 1 час | Теория, практика | Кабинет для занятий кружка | Поэтапный Соблюдение ТБ |
21 | 15.00-15-40 | | Подарочная упаковка «Сердечко» | 1 час | Теория, практика | Кабинет для занятий кружка | Поэтапный Соблюдение ТБ |
22 | 15.00-15-40 | | «Мы—защитники природы!» Изготовление кормушек для птиц. | 1 час | Теория, практика | Кабинет для занятий кружка | Поэтапный Соблюдение ТБ |
23 | 15.00-15-40 | | Открытка «Галстук для папы». | 1 час | Теория, практика | Кабинет для занятий кружка | Поэтапный Соблюдение ТБ |
24 | 15.00-15-40 | | Ваза в технике папье-маше. | 1 час | Теория, практика | Кабинет для занятий кружка | Поэтапный Соблюдение ТБ |
25 | 15.00-15-40 | | Ваза в технике папье-маше. Завершение работы. | 1 час | Теория, практика | Кабинет для занятий кружка | Поэтапный Соблюдение ТБ |
26 | 15.00-15-40 | | «Мир похож на луг цветной» (коллективная работа детей). | 1 час | Теория, практика | Кабинет для занятий кружка | Поэтапный Соблюдение ТБ |
27 | 15.00-15-40 | | Подводный мир. | 1 час | Теория, практика | Кабинет для занятий кружка | Поэтапный Соблюдение ТБ |
28 | 15.00-15-40 | | Чаша изобилия с цветами и фруктами. | 1 час | Теория, практика | Кабинет для занятий кружка | Поэтапный Соблюдение ТБ |
29 | 15.00-15-40 | | Веточка сакуры. | 1 час | Теория, практика | Кабинет для занятий кружка | Поэтапный Соблюдение ТБ |
30 | 15.00-15-40 | | Светлая Пасха. | 1 час | Теория, практика | Кабинет для занятий кружка | Поэтапный Соблюдение ТБ |
31 | 15.00-15-40 | | Весна идёт, весне—дорогу! | 1 час | Теория, практика | Кабинет для занятий кружка | Поэтапный Соблюдение ТБ |
32 | 15.00-15-40 | | Дерево Счастья. | 1 час | Теория, практика | Кабинет для занятий кружка | Поэтапный Соблюдение ТБ |
33 | 15.00-15-40 | | Изготовление открытки к 9 Мая. | 1 час | Теория, практика | Кабинет для занятий кружка | Поэтапный Соблюдение ТБ |
34 | 15.00-15-40 | | Гвоздики. | 1 час | Теория, практика | Кабинет для занятий кружка | Поэтапный Соблюдение ТБ |
35 | 15.00-15-40 | | Незабудки. | 1 час | Теория, практика | Кабинет для занятий кружка | Поэтапный Соблюдение ТБ |
36 | 15.00-15-40 | | Выставка поделок. Конкурс. | 1 час | Практика | Кабинет для занятий кружка | Итоговый |
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
При проведении занятий учитывается:
- уровень знаний, умений и навыков обучающихся;
- самостоятельность детей;
- их активность;
- их творческие способности;
- их индивидуальные особенности;
- особенности памяти, мышления и познавательные интересы обучающихся.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.
Проверка освоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:• Составление альбома с фотографиями лучших работ..
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе
•Защита творческого проекта.
• Творческий отчет руководителя кружка на МО воспитателей.
•Проведение мастер-классов;
•Участие в школьных тематических выставках (День знаний, Мастерская деда Мороза, 8 марта, День влюбленных, итоговая выставка, и т. д.);
•Участие в конкурсах разных уровней.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В процессе занятий используются различные методы.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
* словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
* наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение
и др.)
* практический (выполнение художественных работ);.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
* репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
* частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
* исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся;
* объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию.
Методы, в основе которых форма организации деятельности обучающихся:
* фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
* индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
* групповой – организация работы в группах.
* индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем, творческое оформление работы.
Структура занятий.
1.Вводная часть: организационный момент, интеграция (чтение художественной литературы, гимнастика для рук).
2.Основная часть: объяснение и практическая деятельность.
3.Заключительная часть: подведение итогов – поощрение детей за труд и красоту созданной композиции.
Дидактический материал:
Использование учебных пособий и книг.
Творческие работы, стенды и т. д.
Фотографии , рисунки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Выгонов В.В. Изделия из бумаги. 1-4 классы / В. В. Выгонов. –М.: «Экзамен», 2013.
2.Дамен Й.-Х. Волшебные цветы-оригами.—Харьков, Белгород: «Книжный Клуб « Клуб Семейного Досуга», 2012.
3. Квиллинг / В.В. Тундалева.—М.:Вече, 2014.
4. Кулакова Л.Ю. Цветы из бумаги.—М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013.
5. Румянцева Е.А. Аппликация. Простые поделки / Екатерина Румянцева.—М.: Айрис-пресс, 2010.
6.Учебно-воспитательные занятия в группе продлённого дня / авт.-сост. Н.А.Касаткина. – Волгоград: Учитель,2007.
24