Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Умелые ручки» (базовый уровень)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 им. М. А. Пронина»
г. Звенигород.
«Утверждаю» Директор школы 28 августа 2022г. | «Согласовано» Зам. директора по ОВВВР ______________/ 28 августа 2022г. | «Рассмотрено» Руководитель ШМО _______________/ Протокол №1 от 28 августа 2022г. |
.
Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Умелые ручки»
(базовый уровень)
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Срок реализации: 1год
Составитель:
Воспитатель группы продленного дня
Семенова Юлия Анатольевна
г. Звенигород, 2022 г.
«Комплекс основных характеристик программы»
1. Пояснительная записка
«Без творчества немыслимо познание человеком своих сил,
способностей, наклонностей; невозможно утверждение
самоуважения, чуткого отношения личности
к моральному влиянию коллектива».
Василий Александрович Сухомлинский
Дополнительная общеразвивающая программа имеет художественную направленность. Разработана на основе требований:
1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
3. Приказ Министерства образования и науки РФ № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ и программ электронного обучения от 15 июля 2015г.;
7. Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ и программ электронного обучения Московской области.
Программа способствует овладению учащимися начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда, способами планирования и организации трудовой деятельности, развитию технического и логического мышления, формированию первоначальных представлений о мире профессий, воспитанию трудолюбия, практическому применению правил сотрудничества в коллективной деятельности. Занятия программы способствуют развитию у детей не только художественного вкуса, творческих способности, но и экологического воспитания.
Программа «Умелые руки» состоит из теоретической и практической части. В процессе занятий учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов. Программа разбита на четыре блока. Занятия по данной программе благотворно повлияют на развитие детской фантазии, пробудят заложенное в человеке от природы чувство прекрасного, будут развивать творческие способности. Умение изготовить своими руками игрушки, поделки помогает детям самоутвердиться в глазах сверстников, что особенно важно в период нравственного становления личности ребенка сначала в детском объединении, а затем и в окружающем мире. Воспитание и обучение в кружке осуществляется "естественным путем", в процессе творческой работы.
Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели.
Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних).
Программа «Умелые ручки» разработана для младших школьников сроком на 1 год. Рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 34 часа в учебном году, курс носит интегрированный характер.
Группа учащихся не должна превышать 15 человек, чтобы воспитатель мог оказать каждому достаточную помощь и осуществлять качественный контроль над соблюдением техники безопасности при работе с колющими инструментами. Сам педагог должен очень хорошо владеть данными техниками.
Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ.
Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным.
Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует проявлению индивидуальности каждого и создание для каждого ситуации успеха.
2.Принципы
• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
3.Актуальность программы.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работая с подручными материалами. Эта работа включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.
Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Актуальность программы связана с использованием комплексного метода обучения, направленного на развитие во взаимосвязи и взаимодействии:
• общих способностей (способность к обучению и труду);
• творческих способностей (воображение, креативность мышления, художественное восприятие и др.).
Развивающий характер обучения ориентирован на:
• развитие фантазии, воображения, памяти, наблюдательности;
• развитие ассоциативного и образного мышления обучающихся.
4. Новизной и отличительной особенностью программы являются развитие у детей творческого характера, исследовательского интереса, заключающегося в знакомстве и познании свойств разнообразных, необычных материалов, используемых в работе, а также использование нетрадиционных методов в развития детского художественного творчества.
Ребенок узнает мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения. У ребенка особая острота восприятия. Восприятие красивого, формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству. Основным помощником ребенка в этом важнейшем для него деле, является художественный труд.
Художественный ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетичные значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха). Такой труд является декоративной, художественно – прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетичные качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях в группе продленного дня и на уроках труда.
Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы:
Согласно приоритетным направлениям развития образовательной системы РФ, востребованными являются те дополнительные образовательные программы, которые дают возможность обучающимся проявить себя в социально значимой собственной практической деятельности. Воспитание творческой личности должно сопровождаться формированием не только знаний, умений и навыков, а, прежде всего, развитием творческого потенциала и способностью добывать знания собственным опытом. Одним из инструментов успешного решения данной задачи является использование в образовательной практике УДОД деятельности, связанной с декоративно-прикладным творчеством, которая должна содействовать развитию творческой индивидуальности обучающихся.
5.Отличительная особенность программы заключается в использовании образовательных технологий при разработке комплекса методов и приемов, направленных на развитие навыков.
Среди наиболее значимых отличительных особенностей программы можно выделить:
• комплексность — сочетание нескольких тематических блоков, освоение каждого из которых предполагает работу с конкретным видом материалов (природных, пластиковых, текстильных и др.), и их взаимозаменяемость (возможность хронологически поменять местами);
• преемственность — взаимодополняемость используемых техник и технологий применения различных материалов, предполагающая их сочетание и совместное применение;
• не подражание, а творчество — овладение приемами и техниками декоративно-прикладного творчества не на уровне повтора и создания копии, а на уровне творческого подхода и авторского замысла обучающихся.
6.Педагогическая целесообразность программы заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития общих и творческих способностей обучающихся, что может способствовать не только их приобщению к творчеству, причем не только к декоративно-прикладному, но и раскрытию лучших человеческих качеств.
7. Инновационность программы: В наши дни декоративно-прикладное искусство переживает необычайный расцвет: с одной стороны велик интерес к традициям, с другой – новейшие материалы, оборудование, технологии открывают неограниченные возможности реализовать свои творческие способности. Для реализации программы используется компьютер, прожектор, интерактивная доска и много различных материалов для творческих работ.
8. Адресат программы: Программа рассчитана на обучающихся от 7 до 11 лет, имеющих различные интеллектуальные, художественные и творческие способности и обладающие какими-либо минимальными знаниями в области художественно-эстетической направленности.
Формируются группы из учащихся одного возраста или разных возрастных категорий, являющихся основным составом объединения .
9.Формы и методы занятий:
В процессе занятий используются различные формы и методы:
традиционные, комбинированные и практические занятия; беседы, игры.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.);
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
Программа «Умелые ручки» предполагает групповую форму обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Итого 36 часов в год. Срок реализации программы – 1 год.
10.Цель программы- создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в творческо-технологической работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
11.Задачи:
Личностные задачи:
Воспитывать интерес к искусству солёного теста, природного материала, торцеванию.
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Предметные задачи:
Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами разных техник.
Обучать различным приемам работы с бумагой, солёным тестом, природным материалом.
Формировать умения следовать устным инструкциям.
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Создавать композиции с изделиями, выполненными в разной технике.
Метапредметные задачи:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев.
Развивать пространственное воображение
12.Планируемые результаты:
Личностные:
Проявление самостоятельности при подборе эскиза по тематике, составление сюжетно-тематических композиций.
Умение работать в группе, выполнять общие задачи, быть терпимыми к чужому мнению, позиции, проявляют доброжелательные отношения друг другу, умеют слушать и слышать другого, проявляют такт и уважение к окружающим.
Предметные:
Учащиеся умеют правильно организовывать своё рабочее место.
Умение доводить начатое дело до конца.
Самостоятельное выполнение работы разной степени сложности, овладев основными приёмами и навыками работы с материалами.
Метапредметные:
Выполнение высококачественных авторских, фантазийных работ, умение их представить на выставке.
Формы аттестации:
Форма итоговой аттестации программы – выставка работ один раз в конце года. Так же, участие обучающихся в конкурсах и выставках различного уровня в течение учебного года.
13.КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. Реализацию программы обеспечивает воспитатель группы продленного
дня ,обладающий профессиональными знаниями и компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности творческого объединения .
Содержание программы.
№ п/п | Название блока | Количество часов | Формы контроля | ||
Теория | Практика | Всего | |||
1 | Работа с природным и бросовым материалами. | 3 | 4 | 7 | Презентация |
2 | Солёное тесто. | 4 | 4 | 8 | Презентация |
3 | Работа с бумагой в технике торцевание | 4 | 7 | 11 | Выставка |
4 | Декоративное панно (работа с природным материалом, бумагой, солёным тестом, пластилином, тканью, нитками). | 4 | 6 | 10 | Выставка |
Учебный план
(36 часов)
№ п/п | Наименование блоков, тем | Кол-во часов | Программное содержание | Дата |
1 блок | Работа с природным и бросовым материалами. | 7 | ||
1 | Знакомство с художественным конструированием из природных материалов. | 1 | План работы кружка. Знакомство с инструментами для изготовления поделок из природного материала и поделок из бросового материала. Инструктаж по технике безопасности. Подготовка материала. | |
2 | Подготовка природного материала к работе, инструменты и приспособления, инструктаж по технике безопасности. | 1 | ||
3 | Основы поделки. | 1 | Знакомство с композицией и разработка выбранных работ. | |
4-5 | Композиция из природных материалов в технике аппликация . | 2 | Составление композиции. Прикрепление деталей и оформление картины. | |
6 | Изготовление поделки из бросового материала. | 2 | Презентация о проделанной работе. | |
2 блок | Солёное тесто | 8 | ||
7 | Инструменты и материалы для работы с солёным тестом. Правила техники безопасности. | 1 | Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами и материалами для работы с солёным тестом. | |
8 | История появления лепки из солёного теста. | 1 | Знакомство с историей появления лепки из солёного теста. | |
9 | Техника лепки разных форм. Выбор нужных форм для изделия. | 1 | Знакомство с разными формами, лепка этих форм. | |
10 | Приёмы лепки. Эскиз изделия. | 1 | Выбор изделия из солёного теста. Работа над приёмами лепки нужных форм для изделия. Разработка эскизов изделий. | |
11 | Выполнение выбранных работ из солёного теста. | 1 | Работа над выполнением выбранных работ. | |
12-13 | «Хлебобулочные изделия», «Ёлочные украшения». | 2 | Работа над выполнением выбранных работ. Раскрашивание . | |
14 | Оформление готовых изделий. | 1 | Презентация о проделанной работе. | |
3 блок | Работа с бумагой в технике торцевание. | 11 | ||
15 | Инструменты и материалы, необходимые для работы в технике торцевание. Правила техники безопасности. | 1 | Знакомство с инструментами и материалами для работы в технике торцевание. Инструктаж по ТБ работы с бумагой. | |
16 | История возникновения технологии торцевание | 1 | Знакомство с историей возникновения технологии торцевание. | |
17 | Основные правила работы и формы. | 1 | Правила работы. Знакомство с разными формами. | |
18 | Основные формы | 1 | Тренировка в изготовлении основных форм | |
19 | Составление композиции из основных форм торцевания «Воздушные шарики». | 1 | Изготовление основных форм. Выполнение работы. | |
20 | Изготовление открытки ко Дню 8 Марта. «Цветок». | 1 | Изготовление и оформление поздравительной открытки. Выполнение цветка . | |
21 | Композиция «Снежинка» на новогоднюю ёлку. | 2 | Изготовление снежинки в технике торцевание. Праздник Новый год. | |
22- 23 | Коллективная работа: «Цветочная поляна». | 2 | Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. | |
24 | Оформление коллективной работы. | 1 | Выставка готовых работ. | |
4 блок | Декоративное панно. | 10 | ||
25 | Что такое декоративное панно. Как можно его изготовить. | 1 | Что такое декор. Виды декоративных панно и способы изготовления. | |
26 | Выбор коллективных творческих проектов по изготовлению декоративных панно. | 1 | Выбор проекта. | |
27 | Основы композиции, разработка эскизов. | 1 | Разработка эскиза проекта вместе с педагогом. | |
28 | Подготовка материала к работе, инструменты и приспособления, инструктаж по технике безопасности. | 1 | Инструктаж по ТБ. Подготовка материалов, инструментов и приспособлений к работе над проектом. | |
29-31 | Декоративное панно: «Подсолнух» в технике торцевание, «Кактус» - торцевание на пластилине. | 4 | Изготовление панно. | |
32 | Оформление выставки «Мы умеем!» | 2 | Сбор материала и оформление выставки кружка «Умелые ручки». Грамоты за лучшие результаты. |
Планируемые результаты:
Иметь представление:
- о проектной деятельности в целом и её основных этапах;
- о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн;
Знать:
- правила техники безопасности;
- название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), приспособлений (шаблон )и правила безопасной работы с ними;
- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
- правила общения;- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
- что такое деталь (составная часть изделия);
- что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;
- основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота); - виды материалов;
- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, отрезание, сборка, отделка; и работа по шаблону;
- способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки.
- виды отделки: раскрашивание, аппликации.
- даты в календаре: День леса, День Мира, Всемирный день защиты животных, День матери, День кошки, Всемирный день гор, День собаки. День птиц, День солнца и другие.
- праздники: Новый год, День защитников Отечества, 8 Марта, День победы и другие.
Формы аттестации.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: перечень готовых работ, фото с занятий, журнал посещаемости.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставки, готовые изделия.
Оценочные материалы. Диагностика уровня обучения детей проводится методом наблюдения за детьми в процессе выполнения работы.
Техника безопасности на занятиях кружка «Умелые ручки»
1. Работу начинай только с разрешения учителя. Не отвлекайся во время работы.
2. Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не изучены.
3. Употребляй инструменты только по назначению. Не просверливай ножницами отверстия.
4. Не работай неисправными инструментами.
5. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.
6. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
7. Раскладывай инструменты в указанном учителем порядке.
8. Не разговаривай во время работы.
9. Выполняй работу внимательно.
Правила подготовки рабочего места перед началом работы
Положи на парту клеенку, рабочую доску.
Приготовь необходимые материалы и инструменты к работе, коробку или пакет для изделий.
Надень рабочую одежду.
Правила уборки своего рабочего места
Положи изделие, выполненное на занятии, в коробку для изделий.
Собери со стола и с пола обрезки материала, мусор.
После работы с пластилином, солёным тестом почисти стекой рабочую доску, крышку парты, если там остались следы от пластилина. Соскреби прилипший к полу пластилин — грязный выброси в мусор, чистый убери в коробку.
Протри инструменты и крышку парты тряпочкой.
Тщательно вытри руки тряпочкой и вымой их с мылом.
Сними рабочую одежду.
Все принадлежности убери.
Инструкция
по технике безопасности при работе с природным материалом
1. Не ломай растущие деревья и кустарники.
2. Не обрабатывай сырые, грязные корни и ветки.
3. Для резания веток используй нож с тупым концом.
4. Обрабатывай шишки, каштаны, жёлуди только на деревянной доске.
5. В сухих шишках, каштанах, жёлудях отверстия не делай шилом, а сверли.
6. Храни природный материал в сухом месте.
7. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
8. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
9. Деталь надо сначала примерить. А потом намазывать клеем.
10. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.
11. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
Инструкция
по технике безопасности при работе с солёным тестом
1. Замешивай тесто по рецепту и только с разрешения или под наблюдением взрослых.
2. Лепку выполняй на подкладной доске, не клади тесто на стол.
3. Нельзя есть солёное тесто.
4. Храни солёное тесто в мешочке в холодильнике отдельно от тетрадей и книг.
5. По окончанию работы хорошо вымой их с мылом.
Инструкция
по технике безопасности при работе в технике торцевание
Хранить ножницы в определённом месте.
Не держать ножницы острыми концами вверх, передавать кольцами вперёд.
Не оставлять ножницы на рабочем месте раскрытыми
Не работай ножницами с ослабленным креплением.
Подавать ножницы кольцами вперед.
Не оставлять ножницы открытыми.
Не играть с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
Использовать ножницы по назначению.
Следить, чтобы клей не попадал на кожу рук, лица, особенно в глаза.
При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их большим количеством воды.
После работы клей хорошо закрыть и обязательно вымыть руки.
Полоски бумаги не разбрасывай и складывай обратно в коробочку.
После работы прибери своё место и протри парту.
Литература:
Литература для учителя:
Геронимус Т.М. “Школа мастеров” - М., 1998 г.
Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? – М.: Галарт, 1998.
Гусева И. «Солёное тесто», Изд. Дом «Литера», СПб, 2005 г.
Данкевич Е. В., Жакова О. В. Большая книга поделок для девочек и мальчиков. ООО «Издательство «Кристал»», М.: ЗАО «Издательский дом Оникс», 2000.
Данкевич Е.В. «Лепим из солёного теста», - СПб.: ИД «Кристалл», 2001 г.
Колесник С.В. “Азбука мастерства. 1-4 классы” – Саратов: Лицей, 2005г.
Михалкова И., Силаева К., «Солёное тесто. Большая книга поделок». М.: «ЭСКИМО». 2004 г.
Пульман Л. Г. Методика преподавания композиции декоративно-прикладного искусства в ДХШ. – Минск.: 1980.
Романенко В.М. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках декоративно-прикладного искусства // Преподавание технологии. - М.: Изд. Дом "Первое сентября", 2004.
Синеглазова М.О. «Удивительное солёное тесто», Изд. дом: МСП, 2005 г.
Ступак, Е. Гофрированный картон. – И.: Айрис – Пресс, 2009. – 32 с.
Терещенко Т. Ф. Декоративно-прикладная композиция. – М.: 1987.
Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей [Текст]: пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2003. – 40 с.
Хананова И.Н. «Солёное тесто», - М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА.- 2007 г.
Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – 22-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1998.
Чаянова Г.Н. «Солёное тесто», М.: Дрофа-Плюс, 2005 г.
Чибрикова О.В. «Подарки к любому празднику», -М.: Эскимо, 2006 г.
Литература для родителей
Валеев Г.Х. «Развитие творческого потенциала личности: материалы и рекомендации к занятиям с младшими школьниками», Уфа,2006 г.
Дерезина М.Г. «Каждый ребёнок-художник», изд-во Ювента. М. 2002 г.
Путилин В.Д., Ушачев В.П. «Психолого-педагогические основы формирования творческой активности школьника», Магнитогорск, 2009 г.
Литература для детей
Антипова М. Соленое тесто Красивые вещи своими руками. – М., 2006. – 118 с.
Горячева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей, детей и педагогов. – Ярославль, 1998. – 192 с.
Кискальт И.И. Соленое тесто. – М.: АСТ-ПРЕСС книга, 2003. – 156
Лихачева Т.Г. Моя игрушка – подружка. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 167 с
Фименко Ф.П. Поделки из природных материалов. М.: Просвещение. 1998.