12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Семенова Юлия Анатольевна27
1

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Умелые ручки» (базовый уровень)

                       Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 им. М. А. Пронина»

г. Звенигород.




«Утверждаю»

Директор школы

____________/

28 августа 2022г.

«Согласовано»

Зам. директора по ОВВВР

______________/

28 августа 2022г.


«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

_______________/

Протокол №1 от 28 августа 2022г.

.


Дополнительная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Умелые ручки»

(базовый уровень)


Возраст обучающихся: 7-11 лет

Срок реализации: 1год

Составитель:

Воспитатель группы продленного дня

Семенова Юлия Анатольевна

г. Звенигород, 2022 г.






«Комплекс основных характеристик программы»

1. Пояснительная записка

«Без творчества немыслимо познание человеком своих сил,

способностей, наклонностей; невозможно утверждение

самоуважения, чуткого отношения личности

к моральному влиянию коллектива». 

Василий Александрович Сухомлинский

Дополнительная общеразвивающая программа имеет художественную направленность. Разработана на основе требований:

1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;

3. Приказ Министерства образования и науки РФ № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ и программ электронного обучения от 15 июля 2015г.;

7. Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ и программ электронного обучения Московской области.

Программа способствует овладению учащимися начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда, способами планирования и организации трудовой деятельности, развитию технического и логического мышления, формированию первоначальных представлений о мире профессий, воспитанию трудолюбия, практическому применению правил сотрудничества в коллективной деятельности. Занятия программы способствуют развитию у детей не только художественного вкуса, творческих способности, но и экологического воспитания.

Программа «Умелые руки» состоит из теоретической и практической части. В процессе занятий учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов. Программа разбита на четыре блока. Занятия по данной программе благотворно повлияют на развитие детской фантазии, пробудят заложенное в человеке от природы чувство прекрасного, будут развивать творческие способности. Умение изготовить своими руками игрушки, поделки помогает детям самоутвердиться в глазах сверстников, что особенно важно в период нравственного становления личности ребенка сначала в детском объединении, а затем и в окружающем мире. Воспитание и обучение в кружке осуществляется "естественным путем", в процессе творческой работы.

Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели.
Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних).

Программа «Умелые ручки» разработана для младших школьников сроком на 1 год. Рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 34 часа в учебном году, курс носит интегрированный характер.

Группа учащихся не должна превышать 15 человек, чтобы воспитатель мог оказать каждому достаточную помощь и осуществлять качественный контроль над соблюдением техники безопасности при работе с колющими инструментами. Сам педагог должен очень хорошо владеть данными техниками.

Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ.

Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным.
Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует проявлению индивидуальности каждого и создание для каждого ситуации успеха.

2.Принципы

доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);

демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).


3.Актуальность программы.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности.


Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работая с подручными материалами. Эта работа включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.


Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Актуальность программы связана с использованием комплексного метода обучения, направленного на развитие во взаимосвязи и взаимодействии:


общих способностей (способность к обучению и труду);


творческих способностей (воображение, креативность мышления, художественное восприятие и др.).


Развивающий характер обучения ориентирован на:


развитие фантазии, воображения, памяти, наблюдательности;


развитие ассоциативного и образного мышления обучающихся.



4. Новизной и отличительной особенностью программы являются развитие у детей творческого характера, исследовательского интереса, заключающегося в знакомстве и познании свойств разнообразных, необычных материалов, используемых в работе, а также использование нетрадиционных методов в развития детского художественного творчества.


Ребенок узнает мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения. У ребенка особая острота восприятия. Восприятие красивого, формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству. Основным помощником ребенка в этом важнейшем для него деле, является художественный труд.


Художественный ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетичные значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха). Такой труд является декоративной, художественно – прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетичные качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях в группе продленного дня и на уроках труда.

Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы:


Согласно приоритетным направлениям развития образовательной системы РФ, востребованными являются те дополнительные образовательные программы, которые дают возможность обучающимся проявить себя в социально значимой собственной практической деятельности. Воспитание творческой личности должно сопровождаться формированием не только знаний, умений и навыков, а, прежде всего, развитием творческого потенциала и способностью добывать знания собственным опытом. Одним из инструментов успешного решения данной задачи является использование в образовательной практике УДОД деятельности, связанной с декоративно-прикладным творчеством, которая должна содействовать развитию творческой индивидуальности обучающихся.


5.Отличительная особенность программы заключается в использовании образовательных технологий при разработке комплекса методов и приемов, направленных на развитие навыков.



Среди наиболее значимых отличительных особенностей программы можно выделить:


комплексность — сочетание нескольких тематических блоков, освоение каждого из которых предполагает работу с конкретным видом материалов (природных, пластиковых, текстильных и др.), и их взаимозаменяемость (возможность хронологически поменять местами);


преемственность — взаимодополняемость используемых техник и технологий применения различных материалов, предполагающая их сочетание и совместное применение;


не подражание, а творчество — овладение приемами и техниками декоративно-прикладного творчества не на уровне повтора и создания копии, а на уровне творческого подхода и авторского замысла обучающихся.


6.Педагогическая целесообразность программы заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития общих и творческих способностей обучающихся, что может способствовать не только их приобщению к творчеству, причем не только к декоративно-прикладному, но и раскрытию лучших человеческих качеств.




7. Инновационность программы: В наши дни декоративно-прикладное искусство переживает необычайный расцвет: с одной стороны велик интерес к традициям, с другой – новейшие материалы, оборудование, технологии открывают неограниченные возможности реализовать свои творческие способности. Для реализации программы используется компьютер, прожектор, интерактивная доска и много различных материалов для творческих работ.


8. Адресат программы: Программа рассчитана на обучающихся от 7 до 11 лет, имеющих различные интеллектуальные, художественные и творческие способности и обладающие какими-либо минимальными знаниями в области художественно-эстетической направленности.

Формируются группы из учащихся одного возраста или разных возрастных категорий, являющихся основным составом объединения .

9.Формы и методы занятий:

В процессе занятий используются различные формы и методы:

традиционные, комбинированные и практические занятия; беседы, игры.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.);

наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;




Программа «Умелые ручки» предполагает групповую форму обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Итого 36 часов в год. Срок реализации программы – 1 год.


10.Цель программы- создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в творческо-технологической работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

11.Задачи:

Личностные задачи:

Воспитывать интерес к искусству солёного теста, природного материала, торцеванию.

Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

Учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.




Предметные задачи:

Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами разных техник.

Обучать различным приемам работы с бумагой, солёным тестом, природным материалом.

Формировать умения следовать устным инструкциям.

Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

Создавать композиции с изделиями, выполненными в разной технике.



Метапредметные задачи:

Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев.

Развивать пространственное воображение



12.Планируемые результаты:

Личностные:

Проявление самостоятельности при подборе эскиза по тематике, составление сюжетно-тематических композиций.

Умение работать в группе, выполнять общие задачи, быть терпимыми к чужому мнению, позиции, проявляют доброжелательные отношения друг другу, умеют слушать и слышать другого, проявляют такт и уважение к окружающим.

Предметные:

Учащиеся умеют правильно организовывать своё рабочее место.

Умение доводить начатое дело до конца.

Самостоятельное выполнение работы разной степени сложности, овладев основными приёмами и навыками работы с материалами.

Метапредметные:


Выполнение высококачественных авторских, фантазийных работ, умение их представить на выставке.

Формы аттестации:

Форма итоговой аттестации программы – выставка работ один раз в конце года. Так же, участие обучающихся в конкурсах и выставках различного уровня в течение учебного года.



13.КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫРеализацию программы обеспечивает воспитатель группы продленного

дня ,обладающий профессиональными знаниями и компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности творческого объединения .











Содержание программы.


п/п

Название блока

Количество часов

Формы контроля

Теория

Практика

Всего

1

Работа с природным и бросовым материалами.

3

4

7

Презентация

2

Солёное тесто.

4

4

8

Презентация

3

Работа с бумагой в технике торцевание

4

7

11

Выставка

4

Декоративное панно (работа с природным материалом, бумагой, солёным тестом, пластилином, тканью, нитками).

4

6

10

Выставка










Учебный план


(36 часов)


п/п

Наименование блоков, тем

Кол-во часов

Программное содержание

Дата

1 блок

Работа с природным и бросовым материалами.

7



1

Знакомство с художественным конструированием из природных материалов.

1

План работы кружка. Знакомство с инструментами для изготовления поделок из природного материала и поделок из бросового материала. Инструктаж по технике безопасности. Подготовка материала.


2

Подготовка природного материала к работе, инструменты и приспособления, инструктаж по технике безопасности.

1


3

Основы поделки.

1

Знакомство с композицией и разработка выбранных работ.


4-5

Композиция из природных материалов в технике аппликация .

2

Составление композиции. Прикрепление деталей и оформление картины.


6

Изготовление поделки из бросового материала.

2

Презентация о проделанной работе.


2 блок

Солёное тесто

8



7

Инструменты и материалы для работы с солёным тестом. Правила техники безопасности.

1

Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами и материалами для работы с солёным тестом.


8

История появления лепки из солёного теста.

1

Знакомство с историей появления лепки из солёного теста.


9

Техника лепки разных форм. Выбор нужных форм для изделия.

1

Знакомство с разными формами, лепка этих форм.


10

Приёмы лепки. Эскиз изделия.

1

Выбор изделия из солёного теста. Работа над приёмами лепки нужных форм для изделия. Разработка эскизов изделий.


11

Выполнение выбранных работ из солёного теста.

1

Работа над выполнением выбранных работ.


12-13

«Хлебобулочные изделия», «Ёлочные украшения».

2

Работа над выполнением выбранных работ. Раскрашивание .


14

Оформление готовых изделий.

1

Презентация о проделанной работе.


3 блок

Работа с бумагой в технике торцевание.

11



15

Инструменты и материалы, необходимые для работы в технике торцевание. Правила техники безопасности.

1

Знакомство с инструментами и материалами для работы в технике торцевание. Инструктаж по ТБ работы с бумагой.


16

История возникновения технологии торцевание

1

Знакомство с историей возникновения технологии торцевание.


17

Основные правила работы и формы.

1

Правила работы. Знакомство с разными формами.


18

Основные формы

1

Тренировка в изготовлении основных форм


19

Составление композиции из основных форм торцевания «Воздушные шарики».

1

Изготовление основных форм. Выполнение работы.


20

Изготовление открытки ко Дню 8 Марта. «Цветок».

1

Изготовление и оформление поздравительной открытки. Выполнение цветка .


21

Композиция «Снежинка» на новогоднюю ёлку.

2

Изготовление снежинки в технике торцевание. Праздник Новый год.


22- 23

Коллективная работа: «Цветочная поляна».

2

Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа.


24

Оформление коллективной работы.

1

Выставка готовых работ.


4 блок

Декоративное панно.

10



25

Что такое декоративное панно. Как можно его изготовить.

1

Что такое декор. Виды декоративных панно и способы изготовления.


26

Выбор коллективных творческих проектов по изготовлению декоративных панно.

1

Выбор проекта.


27

Основы композиции, разработка эскизов.

1

Разработка эскиза проекта вместе с педагогом.


28

Подготовка материала к работе, инструменты и приспособления, инструктаж по технике безопасности.

1

Инструктаж по ТБ. Подготовка материалов, инструментов и приспособлений к работе над проектом.


29-31

Декоративное панно: «Подсолнух» в технике торцевание, «Кактус» - торцевание на пластилине.

4

Изготовление панно.


32

Оформление выставки «Мы умеем!»

2

Сбор материала и оформление выставки кружка «Умелые ручки». Грамоты за лучшие результаты.









Планируемые результаты:

Иметь представление:

- о проектной деятельности в целом и её основных этапах;

- о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн;

Знать:

- правила техники безопасности;

- название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), приспособлений (шаблон )и правила безопасной работы с ними;

- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;

- правила общения;- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;

- что такое деталь (составная часть изделия);

- что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;

- основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота); - виды материалов;

- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, отрезание, сборка, отделка; и работа по шаблону;

- способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки.

- виды отделки: раскрашивание, аппликации.

- даты в календаре: День леса, День Мира, Всемирный день защиты животных, День матери, День кошки, Всемирный день гор, День собаки. День птиц, День солнца и другие.

- праздники: Новый год, День защитников Отечества, 8 Марта, День победы и другие.




Формы аттестации.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: перечень готовых работ, фото с занятий, журнал посещаемости.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставки, готовые изделия.


Оценочные материалы. Диагностика уровня обучения детей проводится методом наблюдения за детьми в процессе выполнения работы.


Техника безопасности на занятиях кружка «Умелые ручки»

1. Работу начинай только с разрешения учителя. Не отвлекайся во время работы.

2. Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не изучены.

3. Употребляй инструменты только по назначению. Не просверливай ножницами отверстия.

4. Не работай неисправными инструментами.

5. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.

6. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

7. Раскладывай инструменты в указанном учителем порядке.

8. Не разговаривай во время работы.

9. Выполняй работу внимательно.



Правила подготовки рабочего места перед началом работы

Положи на парту клеенку, рабочую доску.

Приготовь необходимые материалы и инструменты к работе, коробку или пакет для изделий.

Надень рабочую одежду.

 

Правила уборки своего рабочего места

Положи изделие, выполненное на занятии, в коробку для изделий.

Собери со стола и с пола обрезки материала, мусор.

После работы с пластилином, солёным тестом почисти стекой рабочую доску, крышку парты, если там остались следы от пластилина. Соскреби прилипший к полу пластилин — грязный выброси в мусор, чистый убери в коробку.

Протри инструменты и крышку парты тряпочкой.

Тщательно вытри руки тряпочкой и вымой их с мылом.

Сними рабочую одежду.

Все принадлежности убери.





Инструкция

по технике безопасности при работе с природным материалом

1. Не ломай растущие деревья и кустарники.

2. Не обрабатывай сырые, грязные корни и ветки.

3. Для резания веток используй нож с тупым концом.

4. Обрабатывай шишки, каштаны, жёлуди только на деревянной доске.

5. В сухих шишках, каштанах, жёлудях отверстия не делай шилом, а сверли.

6. Храни природный материал в сухом месте.

7. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.

8. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

9. Деталь надо сначала примерить. А потом намазывать клеем.

10. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.

11. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.



Инструкция

по технике безопасности при работе с солёным тестом

1. Замешивай тесто по рецепту и только с разрешения или под наблюдением взрослых.

2. Лепку выполняй на подкладной доске, не клади тесто на стол.

3. Нельзя есть солёное тесто.

4. Храни солёное тесто в мешочке в холодильнике отдельно от тетрадей и книг.

5. По окончанию работы хорошо вымой их с мылом.

Инструкция

по технике безопасности при работе в технике торцевание

Хранить ножницы в определённом месте.

Не держать ножницы острыми концами вверх, передавать кольцами вперёд.

Не оставлять ножницы на рабочем месте раскрытыми

Не работай ножницами с ослабленным креплением.

Подавать ножницы кольцами вперед.

Не оставлять ножницы открытыми.

Не играть с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

Использовать ножницы по назначению.

Следить, чтобы клей не попадал на кожу рук, лица, особенно в глаза.

При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их большим количеством воды.

После работы клей хорошо закрыть и обязательно вымыть руки.

Полоски бумаги не разбрасывай и складывай обратно в коробочку.

После работы прибери своё место и протри парту.










Литература:

Литература для учителя:

Геронимус Т.М. “Школа мастеров” - М., 1998 г.

Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? – М.: Галарт, 1998.

Гусева И. «Солёное тесто», Изд. Дом «Литера», СПб, 2005 г.

Данкевич Е. В., Жакова О. В. Большая книга поделок для девочек и мальчиков. ООО «Издательство «Кристал»», М.: ЗАО «Издательский дом Оникс», 2000.

Данкевич Е.В. «Лепим из солёного теста», - СПб.: ИД «Кристалл», 2001 г.

Колесник С.В. “Азбука мастерства. 1-4 классы” – Саратов: Лицей, 2005г.

Михалкова И., Силаева К., «Солёное тесто. Большая книга поделок». М.: «ЭСКИМО». 2004 г.

Пульман Л. Г. Методика преподавания композиции декоративно-прикладного искусства в ДХШ. – Минск.: 1980.

Романенко В.М. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках декоративно-прикладного искусства // Преподавание технологии. - М.: Изд. Дом "Первое сентября", 2004.

Синеглазова М.О. «Удивительное солёное тесто», Изд. дом: МСП, 2005 г.

Ступак, Е. Гофрированный картон. – И.: Айрис – Пресс, 2009. – 32 с.

Терещенко Т. Ф. Декоративно-прикладная композиция. – М.: 1987.

Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей [Текст]: пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2003. – 40 с.

Хананова И.Н. «Солёное тесто», - М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА.- 2007 г.

Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – 22-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1998.

Чаянова Г.Н. «Солёное тесто», М.: Дрофа-Плюс, 2005 г.

Чибрикова О.В. «Подарки к любому празднику», -М.: Эскимо, 2006 г.


Литература для родителей


Валеев Г.Х. «Развитие творческого потенциала личности: материалы и рекомендации к занятиям с младшими школьниками», Уфа,2006 г.

Дерезина М.Г. «Каждый ребёнок-художник», изд-во Ювента. М. 2002 г.

Путилин В.Д., Ушачев В.П. «Психолого-педагогические основы формирования творческой активности школьника», Магнитогорск, 2009 г.


Литература для детей

Антипова М. Соленое тесто Красивые вещи своими руками. – М., 2006. – 118 с.

Горячева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей, детей и педагогов. – Ярославль, 1998. – 192 с.

Кискальт И.И. Соленое тесто. – М.: АСТ-ПРЕСС книга, 2003. – 156

Лихачева Т.Г. Моя игрушка – подружка. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 167 с

Фименко Ф.П. Поделки из природных материалов. М.: Просвещение. 1998.














Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.