Дидактическое пособие «Умный робот»
Дидактическое пособие «Умный робот»
Разработали:
Штыхина Н.В., воспитатель
Кривоногова Е.А., воспитатель
г. Череповец, 2020 г.
Паспорт дидактического пособия «Умный робот»
Это увлекательные логические игры для детей от трех лет и взрослых на основе гимнастики мозга. В наборе – 20 карточек для разных развивающих занятий.
Цель: развитие межполушарных взаимодействий посредством кинезеологических упражнений.
Задачи:
Развивать речь, память, логическое мышление, фантазию;
Развивать способность к произвольному контролю мышечного движения;
Способствовать становлению сочинительского таланта.
Игры
«Перевертыши» (запоминаем упражнения). Расположите карточки на поле (тело робота) лицом вниз и хорошо перемешайте. Первый игрок берет две любые карточки, показывает движения, изображенные на них. Если игрок правильно показал движения, эти карточки он забирает себе. Следующий игрок вскрывает еще две карточки и показывает то, что изображено на них. Если он затрудняется, ход переходит следующему игроку, и тот, кто изобразит движения, забирает карточки себе. У кого больше всего карточек на руках в конце игры и будет победителем.
«Угадай-ка» (запоминаем упражнения). Все карточки раздаются в равном количестве участникам игры. Игрок, который начинает первым, выбирает любую из своих карточек и показывает упражнение. Другие участники игры должны догадаться, какое упражнение он показывает. После того, как картинка угадана, отгадавший ее игрок забирает себе и продолжает игру. Выигрывает самый внимательный, находчивый и быстрый, тот, кто больше всех набрал разгаданных карточек.
«Вереница» (развиваем зрительную память). Разделить все карточки между игроками. Первый игрок показывает карточку, изображает упражнение и привешивает ее на поле изображением вниз. Следующий игрок показывает упражнение с карточки предыдущего игрока, после – со своей карточки, а затем переворачивает ее. Каждый игрок сначала показывает упражнения со всех предыдущих карточек, а затем – со своей. Если цепочка упражнений длинная, и игроки часто ошибаются, на минуту можно открыть все карточки лицом вверх. Выигрывает игрок, который безошибочно изображает всю вереницу карточек.
«Скороговорки/ чистоговорки» (развиваем артикуляционный аппарат, развиваем звуковую культуру речи).
1 вариант. Взрослый рассказывает детям скороговорку/ чистоговорку с демонстрацией соответствующих движений.
2 вариант. На поле висят карточки с упражнениями, соответствующими тексту скороговорки/ чистоговорки. Побуждает ребят по памяти воспроизвести скороговорку с соответствующими движениями (вариант мнемотехники).
«Сказка за сказкой/ На зарядку становись» (развиваем память, воображение, связную речь). Варианты игры с кинезиологическими сказками/ физкультминутками.
1 вариант. Взрослый рассказывает детям сказку/ физкультминутку, сопровождая ее кинезиологическими упражнениями с демонстрацией. Дети повторяют за взрослым.
2 вариант. Взрослый рассказывает детям сказку/ физкультминутку, показывая на поле соответствующие карточки с упражнениями. Дети повторяют сказку/ физкультминутку и показывают упражнения.
3 вариант. Взрослый побуждает детей к самостоятельному рассказыванию сказки/ физкультминутки, показывая карточки с движениями (вариант мнемотехники).
4 вариант. Дети сами находят карточки для сказки/ физкультминутки и самостоятельно рассказывают и показывают движения.
«Ассоциации» (развиваем воображение, умение составлять связные предложения). Все карточки висят на поле изображениями вниз. Первый игрок вытаскивает карточку, показывает упражнение. Ребята по очереди называют ассоциации, которые у них вызывает это упражнение (например, «гравитационное скольжение» - «Катится колобок по дорожке», «котенок катится на санках с горки» и др.)
«История» (развиваем связную речь и воображение). В начале игроки договариваются, какую историю они будут придумывать: реальную и фантастическую. Игрокам выдается по одной карточке. Первый игрок вешает карточку на поле и придумывает предложение, в котором будет отображено упражнение с нее. Следующий игрок вешает свою карточку, сочиняет свое предложение, чтобы оно образовывало с предыдущей связный рассказ.
«Небылица» (развиваем фантазию, творческое мышление, связную речь).
Разминка перед игрой
Для начала, чтобы разогреть фантазию детей, можно выдумать новый словарь, соединяя корни или части нескольких слов (например, кубомяч – кубик и мячик; домолет – дом и самолет; снежноцвет – снежинка и цветы).
Ход игры
Самое веселое занятие для детей – фантазировать, придумывать небылицы. Карточки висят на поле изображениями вниз. Ребята выбирают себе по 2-3 карточки. В течение нескольких минут участники игры внимательно смотрят на свои карточки и придумывают рассказ-небылицу. Основой выдуманных историй могут стать ошибочные связи (например, «надел варежки на ноги», «подстриг расческой», «вскопал грядки веником»). В процессе такого творчества границы мира раздвигаются и правил, будто не существует. Единственное правило – «все наоборот».
В этих историях дети будут создавать свой уникальный, ни на что не похожий мир с удивительными персонажами. Каждый участник, по очереди рассказывает свою историю-небылицу с демонстрацией движений. Можно выбрать победителя путем голосования участников.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Физкультминутки
Все сидят, и я сижу («Сгибание стопы» правой ноги).
Ноги я переменю («Сгибание стопы» левой ноги).
Потянусь я до носочков («Гравитационное скольжение»),
Чтоб поправить босоножки.
Шла лисичка по дорожке.
У лисы замерзли ножки.
Ножку правую помяла («Сгибание стоп»),
Ножку левую размяла («Сгибание стоп»).
Встретила лиса ежа («Ежик»).
Ежик спрятался едва («Замок»).
Выпустил колючки еж («Ежик»),
Носом поводил («Вращение шеи»),
Протянул ей лапку,
В домик пригласил.
В домике на дереве совушка живет («Сова»).
А в лесу под елочкой ежик к нам идет («Ежик»).
Увидали лужицу, стали воду пить («Вода»).
Отдышались дружненько и пошли дружить («Кнопки Земли»).
Все мартышки за столом («Ухо-нос»)
Переглядываться стали («Ленивая восьмерка»).
И подумали они («Думающий колпак»)
Нам пора попить воды («Вода»).
Ежик жил в стране далекой («Ежик»),
Повстречал он там слона («Слон»).
Поздоровались немножко («Колечко»),
Разбежались, кто куда («Двойные рисунки»)!
Кинезиологические сказки
Репка
Посадил дед репку («Двойные рисунки»). Выросла репка большая-пребольшая («Активация руки»). Стал дед репку тянуть («Гравитационное скольжение»). Тянет-потянет, вытянуть не может («Вращение шеи»). Позвал дед на помощь бабку («Сова»). Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут («Вращение шеи»). Позвала бабка внучку («Сова»). Дедка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, а вытянуть не могут («Вращение шеи»). Позвала внучка Жучку («Сова»). Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут («Вращение шеи»). Позвала Жучка кошку («Сова»). Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, а вытянуть не могут («Вращение шеи»). Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут и вытянули репку («Слон»).
Эльф
Жил в волшебном городе эльф («Кнопки Земли»). Он очень любил гулять по своему городу («Лягушка», со словами: «Топ-топ, эльф идет»). Однажды вышел эльф из своего дома («Дом»). Идет среди высоких домов и маленьких хижин («Кулак-ребро-ладонь»). Пока зевал («Энергетическая зевота»), пока тянулся («Гравитационное скольжение»)… Посмотрел по сторонам («Вращение шеи») и увидел сову («Сова»). Поздоровались они («Двойные рисунки») и гулять вдвоем пошли («Лягушка»).
Описание упражнений по карточкам
Упражнения «Гимнастика мозга» (Пол и Гейл Деннисон)
Эти упражнения способствуют оптимизации деятельности мозга, гармоничному развитию двухполушарного мышления, развитию интеллектуальных и творческих способностей, улучшению работы долговременной и кратковременной памяти, развитию способностей к усвоению материала.
Пересекающие среднюю линию
«Ленивые восьмерки»
Представить на уровне глаз восьмерку, лежащую на боку. Ее центр проходит на уровне переносицы. Вытянуть руку вперед, чуть согнутую в локте. Сжать пальцы в кулак, большой палец поднять вверх. Вести рукой в воздухе от центра влево-вверх против часовой стрелки, по окружности вниз и снова в центр. Продолжать рисовать вправо- вверх, возвращаться в исходную точку. Движение должно быть плавным и непрерывным. За большим пальцем следить глазами, голова остается неподвижной. Повторить несколько раз одной, затем – второй рукой. Соединить руки в замок и снова рисовать ленивую восьмерку, следя взглядом за пальцами.
«Слон»
Встать удобно, слегка согнув колени. Смотреть на нарисованную на доске Ленивую восьмёрку или вообразить ее на некотором расстоянии от себя. Вытянуть вперед одну руку и положить щеку на плечо этой руки как можно плотнее. Направить взгляд вдаль, поверх вытянутой руки. Двигать верхнюю часть туловища так, чтобы рисовать Ленивую восьмерку на расстоянии в серединном поле вашего видения. Повторить упражнение, вытянув другую руку, как хобот слона.
«Двойные рисунки»
Рисовать одновременно обеими руками в срединном поле, для того чтобы научить тело ориентироваться в пространстве и двигаться относительно его собственной срединной линии. Движение рук должно идти от плеч – друг к другу, в противоположную сторону, вверх и вниз (можно рисовать в воздухе, на доске, мольберте и др.)
«Вращение шеи»
Встать (сесть) ровно: спина прямая, плечи опущены и слегка отведены назад, ступни на ширине таза, параллельны друг другу. Сделать глубокий вдох, с выдохом расслабить плечи и уронить на грудь подбородок. Плавно поворачивать голову так, чтобы подбородок перекатывался от одного плеча к другому, стараться с каждым выдохом все больше расслабляться, убирать все напряжение. Подбородок плавно скользит по груди, описывая полукруг, останавливается ненадолго в точке чуть пониже уровня плеча.
«Энергетизатор»
Сесть удобно за столом. Ступни полностью стоят на полу, на ширине плеч. Положить ладони на стол, на расстоянии друг от друга, равном ширине плеч, ладони слегка направлены внутрь, пальцами друг к другу. Положить голову между ладоней на лоб. Затем медленно и плавно, опираясь на руки, со вдохом поднимать сначала голову, потом плечи и верхнюю часть туловища. Плечи и нижнюю часть тела стараться расслабить. Затем, на выдохе, медленно опуститься, пока лоб не коснется стола.
Растягивающие упражнения
«Заземлитель»
Встать так, чтобы ноги были на расстоянии длины вашей ноги (образовали вместе с линией пола равнобедренный треугольник), руки поставьте на подвздошные кости. Разверните правую ступню и голову вправо (левая ступня смотрит вперед, корпус также развернут вперед). С выдохом согните правую ногу в колене так, чтобы оно оказалось над серединой стопы. Со вдохом выпрямите ногу и вернитесь в исходную позицию. Сделайте это движение не менее трех раз, затем повторите то же самое в другую сторону.
«Активация руки»
Упражнение выполняется сидя или стоя, ноги поставить на ширине плеч. Поднять одну руку вертикально вверх, другая рука согнута за головой и придерживает первую так, чтобы она была прижата к уху. Без напряжения выдыхать через сжатые губы, одновременно давить поднятой рукой на ладонь другой руки, чтобы активировать изометрическое движение мышц. Сделать упражнение 3 раза, выдыхая на счет 8. Давить на руку следует по всем четырем направлениям: к голове, назад, вперед и от головы. Затем сделать то же самое с другой стороны.
«Гравитационное скольжение»
Удобно сесть на краешек стула, вытянуть ноги перед собой и перекрестить их в лодыжках, ступни на полу. Наклониться вниз, тянуться руками к ступням, расслабить шею и не напрягать колени. Руки скользят по ногам вниз с выдохом, а на вдохе – вверх. Сначала тянуться к центру, затем – слегка вправо и влево. Поменять перекрест ног и повторить упражнение.
«Сгибание стоп»
Сесть и положить одну лодыжку на колено другой ноги (или максимально вытянуть ногу). Одной рукой взяться за лодыжку, над выступающими по ее бокам косточками, другую руку поместить чуть пониже колена, там, где начинаются икроножные мышцы. Теперь медленно направить стопу к себе, растягивая ее. Затем проделать то же самое на передней части голени и поменять ноги.
«Сова»
Правой рукой захватить левую надостную мышцу (между шеей и плечом). Ладонь должна быть мягкой. Сжимать мышцу и медленно поворачивать голову слева направо. Доходя до крайней удобной точки, начинать движение в другую сторону. При этом губы сложены в трубочку и на выдохе произносят «ух». Шея слегка вытягивается, подбородок движется вперед, а глаза при каждом «уханье» округляются, как у совы. Все движения выполняются синхронно. Проделать упражнение не менее 3 раз. Поменять руки и повторить.
Энергетизирующие упражнения
«Кнопки мозга»
Поместить одну ладонь на грудину так, чтобы указательный и большой пальцы оказались в мягких впадинах под ключицами, другу ладонь положить на середину живота, на пупок. Стимулировать точки под ключицами, слегка растирая их в течение 20 секунд; рука на животе при этом лежит спокойно, а глаза двигаются слева направо по линии горизонта. Затем поменять руки местами и повторить упражнение.
«Кнопки Земли»
Кончики указательного среднего пальцев одной руки поместить в ямку под нижней губой, другую руку положить на пупок так, чтобы пальцы были направлены вниз. Подбородок при этом втягивается автоматически. Представить, что когда вдыхаете, воздух заполняет ваше тело до самого центра. Посмотреть вниз, затем «нарисовать» взглядом вертикальную линию снизу вверх. Держать руки на кнопках Земли в течение 4-6 полных вдохов и выдохов, постараться ощутить заземление. Затем поменять руки и повторить упражнение.
«Энергетическая зевота»
Симулировать зевок, поставить при этом пальцы обеих рук на болезненные точки височно-нижнечелюстных суставов. Издать глубокий звук зевка, открывая при этом горло как можно шире, и массируя болезненные точки, чтобы убрать напряжение. Повторить упражнение 3-4 раза или до тех пор, пока глаза не начнут слезиться.
«Думающий колпак»
Большими и указательными пальцами обеих рук оттянуть уши немного назад, расправляя их. Начать с верхнего края уха и, массируя их, спускаться постепенно вниз, до кончиков мочки уха. Повторить упражнение не менее 3 раз.
«Вода»
Электрические импульсы передаются по нервным клеткам и тем самым дают нам возможность чувствовать, учиться, понимать, действовать. Вода – универсальный растворитель, она необходима для передачи этих нервных импульсов и поддержания электрического заряда в теле.
Необходимо сделать глоток воды в спокойном состоянии.
Кинезиологические упражнения для развития мелкой моторики рук
Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, активизируют процессы чтения и письма.
«Кулак-ребро-ладонь»
Сидя, руки находятся на плоскости стола. Три положения руки последовательно сменяют друг друга. Сжатая в кулак ладонь, положение ладони ребром на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой, потом двумя руками вместе.
«Колечко»
Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
«Ухо-нос»
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, поменять положение рук.
«Дом-ежик-замок»
Пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить. Затем, поставить ладони под углом друг к другу; расположить пальцы одной руки между пальцами другой руки. Затем, ладони прижать друг к другу; пальцы переплести.
«Лягушка»
Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак. Другая – на плоскости стола (ладошка). Задание – одновременно и разнонаправленно изменять положение рук.
Наталья Игоревна
Волкова Светлана Ивановна