Конспект урока по математике на тему «Умножение натуральных чисел и его свойство» (5 класс)

2
0
Материал опубликован 30 August 2020

Конспект открытого урока в 5 классе по математике

по теме «Умножение натуральных чисел и его свойства»

Цель урока: актуализировать знания учащихся о действии умножения, полученные в начальной школе, продолжить работу над текстовыми задачами .

Структура урока:

- организационный момент,

- мотивация к учебной деятельности. Постановка темы, цели и задач урока,

- изучение нового материала.

- первичное закрепление нового материала (с перерывом на физкультминутку),

- работа в паре,

- подведение итогов урока,

- домашнее задание. Рефлексия деятельности.

Ход урока:

Эпиграф: «Что такое умножение? Это умное сложение. Ведь умней умножить раз, чем слагать все целый час».

(В начале урока на партах у детей не должно быть учебников)

Здравствуйте, дети. Сегодня мы продолжаем вспоминать различные действия с натуральными числами. Какие действия с натуральными числами мы уже повторили?<сложение и вычитание>

А вот чтобы узнать повторением какого действия мы будем заниматься сегодня, давайте вспомним задачу в одной из самостоятельных работ по теме «Сложение» на нахождение периметра пятиугольника, каждая сторона которого 17 см. (на экране пятиугольник со сторонами 17 см) Напомните как вы решили задачу? <Нашли сумму пяти слагаемых каждое из которых равно 17>(на экране 17+17+17+17+17). Верно, а теперь представьте, что нам требуется найти периметр стоугольника, каждая сторона которого равна 17 см. (на слайде сумма ста слагаемых, каждое равно 17). Как тут не запутаться? Нужен другой способ! Давайте вспомним как можно записать сумму, в которой все слагаемые равны друг другу? (на экране слайд с суммой пяти слагаемых каждое из которых равно 17) <17*5> Верно! Так какое же действие с натуральными числами мы будем сегодня повторять? <умножение> Верно, откройте тетради, запишите число и тему урока «Умножение натуральных чисел». (на слайде дата, тема, и обложка учебника Виленкина). Записали? Продолжим. Ой, смотрите, злой Бармалей стащил наши  учебники математики. Как же мы будем тему изучать? Смотрите, Бармалей обронил листочек из учебника, и тот застрял между двух уравнений. Как вы думаете, как нам достать этот листок? <решить уравнения> Верно. Решите уравнения устно, предварительно договорившись, кто какое уравнение будет решать. (на слайде уравнения а+27=59, m-12=16. Дети называют корни уравнений: 32 и 28. На слайде уравнения пропадают, листочек становится больше – можно прочитать написанное). Чтобы лучше прочитать написанное – распечатаем его (печать с экрана каждому ученику по экземпляру) Итак, что на этом листочке? <тема «Сложение натуральных чисел и его свойства»> image-20200830184144-1.jpeg 

Придется довольствоваться тем, что есть, попробуем восстановить тему «Умножение натуральных чисел» по теме «Сложение натуральных чисел». Итак, глядя в свои листочки, давайте вспомним, какие главные моменты мы выделяли в теме «Умножение»? <что значит сложить два числа, компоненты сложения, свойства сложения> Верно, подумайте и скажите, какие важные моменты мы должны будем отразить в теме «Умножение»? <Что значит умножить два числа? как называются компоненты умножения? свойства умножения> Хороший план. Начнем. Будем читать по одному предложению и заменять в каждом слово «сложение» и знак «+» на «умножение», а заканчивать предложение по смыслу. Читаем первое предложение. <читают> Заменяем. <умножить числа 5 и 3 значит сложить число 5 три раза> Верно, но грамотнее говорить так «умножить числа 5и 3 – значит найти сумму трех слагаемых, каждое из которых равно пяти». Читаем дальше. <5*3=5+5+5=15>. (на слайде 5*3=5+5+5=15) А если записать произведение буквенно, то есть что значит умножить а на b? на слайде а*b=) <это значит найти сумму b слагаемых каждое из которых равно а>. Верно. (на слайде после равно появляется сумма) Запишите это в тетрадь. Читаем дальше, переделываем. <Числа, которые умножают, называют множителями, число, получившееся при умножении этих чисел называют их произведением. В записи 5*3=15 числа 5 и 3 – множители, а число 15 - произведением> (на слайде появляются названия компонентов) Запишите. Читаем дальше, и сразу переделываем. <мы знаем следующие свойства умножения: произведение чисел не изменяется при перестановке множителей. Например, 5*4=20 и 4*5=20> (на слайде появляется пример) <это свойство умножения называется перместительным>  Верно, запишите 5*4=4*5 (на слайде вместо5*4=20 и 4*5=20 появляется 5*4=4*5) Подумайте, как записать переместительное свойство умножения буквенно? (на слайде с пометкой «переместительное свойство») Списали. Читаем дальше. <Чтобы умножить число на произведение двух чисел, можно сначала умножить его на первый множитель, а потом полученное произведение умножить на второй множитель. На пример 3*(8*6)=(3*8)*6 (пример появляется на слайде) Это свойство умножения называют сочетательным> Верно. А теперь вспомните, как записывается сочетательное свойство сложения буквенно, и подумайте, как записать буквенно сочетательное свойство умножения. (на слайде знаки сложения заменяются на умножение) Верно, запишите в тетрадь. Читаем дальше, изменяем. <При умножении числа на 0 получается 0. Например 9*0=0> (на слайд) Как это свойство записать буквенно?  <а*0=0> (на слайд). Записали, читаем дальше. <Если умножить натуральное число на 1, то получится это же число. Например 6*1=6> Как записать это свойство буквенно? <а*1=а> (на слайд) Записали, читаем дальше. <Вместо (5*9)*7 пишут короче 5*9*7. Когда в записи произведения нет скобок, то умножение выполняют по порядку слева на право> (на слайд) Запишите в тетрадь. Вот и все, молодцы, мы с вами полностью восстановили тему «Умножение натуральных чисел». Единственное, что хотелось бы добавить, это сказать об особенностях записи произведения в котором умножение стоит перед буквой или скобкой. (на слайде примеры появляются в столбик: 5*а, х*у, 3*(7-с)), так вот знак умножения не пишут или, говорят, опускают.(на слайде после равенства появляются выражения: 5а, ху, 3(7-с)) Запишите эти примеры в тетрадь. Не удалось Бармалею сорвать нам урок, и он от досады возвращает нам учебники (на слайде отразить), теперь они снова появились в ваших портфелях, можете убедиться и достать их на парты. Откройте их на странице 67. Давайте по традиции ответим на вопросы в конце параграфа, используя текст учебника, чтобы повторить то, что мы узнали сегодня о теме «Умножение». Вы по очереди читаете вопросы и отвечаете на них. Начинает Маша… Замечательно, а сейчас давайте решим несколько заданий из учебника, начнем с № 404, читайте задание. (первый разбираем вместе, остальные самостоятельно: Вова – б), Маша – в). после выполнения задания дети меняются и проверяют работу соседа, если все верно карандашом ставим «+», если есть ошибки – исправляют карандашом) Хорошо, далее №405. Читайте задание. Первое выражение 712*3. Что означает второй множитель произведения? <количество слагаемых>, что означает первый множитель? <этому числу равно каждое слагаемое> Какой вид примет сумма?  <712+712+712> Запишите. Выполните б) самостоятельно. (решают под контролем учителя) Теперь пример в) – Вова, Пример г) – Маша, решаете самостоятельно, после чего проверяете работу соседа. Хорошо. А теперь немного отвлечемся от ученика и выполним веселый устный счет. Ваша задача не говорить в слух значения выражений и корни уравнений, а выполнять движение, соответствующее верному ответу. ( в левой части слайда все ответы в столбик, а рядом с каждым действие; с права по одному появляются примеры и простейшие уравнения. Дети по очереди делают движение: каждому придется решить все задания и выполнить все упражнения физкультминутки, Первый правильный ответ соответствует «встать из-за парты», последнее – «сесть за парту») Размялись? Садитесь, продолжим работу с учебником. Посмотрите на номер 412, прочитайте задание. Как будем выполнять действия? <в столбик> Хорошо, делаем самостоятельно № 412 первую строчку. (ответы: а) 1232; ж) 302808; н) 3700; б) 2223; з) 63135; о) 2080000)(Если один отстал, второй делает вторую строчку) Хорошо. А теперь попробуем решить текстовую задачу № 410 (для устной работы). Прочитайте условие задачи. Маша читай вслух. (На экране два ящика с помидорами) Что известно? (дети указывают, что в первом 12 кг, а во втором больше чем в первом в три раза. Учитель делает пометки на слайде) Что найти?  <Сколько в двух ящиках.> Какие будут предложения? <12*3=36 кг во вором ящике, потом сложим 36+12=48кг в двух ящиках> Хорошо. А теперь решим следующую задачу (раздать карточки с текстом задачи, задание для работы в паре): «В первый день на овощную базу привезли 230 кг картофеля, во второй день привезли в три раза больше, чем в первый день, а в третий день – в четыре раза больше, чем в первый. Сколько всего килограммов картофеля привезли на базу за все три дня» (условие задачи на слайде, в углу слайда картинка работы в парах) Какие предложения по решению? <найти, сколько кг привезли во второй день умножив 230 на 3=690, сколько – в третий день, умножив 230 на 4=920, сложить 230, 690 и 920> Верно. Можно ускорить процесс решения задачи, работая совместно? Если «да», то как? <можно, если один сделает первое действие, а второй – второе> Определитесь, кто выполнит первое действие, кто – второе, после чего поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполненного действия у соседа, затем выполните третье действие, сверьте результат. (дети работают в паре, оформляют задачу в тетрадь) Назовите ответ. <1840 кг> Все верно, молодцы. Ну что же, ребята, близится конец нашего урока, сегодня мы вспомнили еще одно действие с натуральными числами. Какое? <Умножение> Так давайте же вернемся к задаче нахождения периметра стоугольника, каждая сторона которого 17 см. Как рациональней решить эту задачу? <17*100>. Чему же равен периметр этой фигуры? <1700 см> А в дециметрах? в метрах? <170 дм; 17 м > Верно. Итак, давайте повторим, что мы вспомнили и узнали сегодня на уроке? Прочитайте по очереди вслух эти пункты, Вова начинает. (на слайде по вопросам параграфа пункты, дети по очереди их читают). А сейчас найдите в тексте учебника номера для домашней работы на странице 72-73. В каких из них  задания типичные тем, которые мы решали в классе, не считая задач? <№450, 451,455> Именно эти номера вы получаете на дом, в номере 455 первая строчка обязательно, вторая – по желанию, плюс п. 11. (вывести ДЗ на слайд) Прекрасно, а сейчас заполните наши традиционные анкетки самоанализа (раздаю листочки для рефлексии). Урок окончен, до свидания.      

 Резерв:

а)при подведении итогов дети не только читают вопросы параграфа со слайда, а еще и отвечают на них (формулировку переместительного и сочетательного свойства дети могут прочитать с учебника),

б) Ребята, подумайте, какие сведения из нашей темы мы еще не использовали на уроке при решении. Да, на применение свойств умножения. Посмотрите на задания номеров учебника и назовите номер самого первого задания, в котором, на ваш взгляд, надо использовать свойства умножения. <№415> Подпишите. Читайте задание. Какой вид примет первое выражение после применения сочетательного свойства?  <(50*2)*764> Верно, найдите значение этого выражения. <76400> Верно, самостоятельно выполняем задания под буквами б и в.

Комментарии
Комментариев пока нет.