Технологическая карта урока математики «Умножение натуральных чисел и его свойства» (5 класс)
Пояснительная записка к презентации
Урок математики в 5 классе по теме " Умножение натуральных чисел и его свойства " показывает реализицию системно-деятельностного подхода в обучении математике. В качестве приложения - презентация к уроку.
ФИО: Боровских Светлана Владимировна
Место работы: МБОУ СШ №35 г. Липецка
Должность: учитель математики
Предмет: математика
Уровень образования: общеобразовательный класс
Тема: " Умножение натуральных чисел и его свойства "
Тип урока: открытие нового знания
Класс: 5
Цели урока:
Образовательные:
- актуализировать знания учащихся о действии умножения натуральных чисел и его свойствах;
- повторить название компонентов действия умножения;
- продолжить работу над текстовыми задачами;
Развивающие:
- развитие познавательной деятельности учащихся;
- развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля;
- развитие умения анализировать;
- развитие логического мышления, памяти;
- развитие математического кругозора;
Воспитательные:
-формирование положительной мотивации;
-воспитание потребности в приобретении новых знаний.
Задачи урока:
Образовательные:
-познакомить учащихся с правилом умножения натуральных чисел;
- познакомить со свойствами действия умножения;
-способствовать приобретению необходимых умений и навыков;
Воспитательные:
-создать атмосферу для развития познавательного интереса учащихся к предмету;
-формировать у учащихся навыки организации самостоятельной работы.
Ресурсы урока: интерактивная доска, карточки для работы в парах, карточки с практическими заданиями по новой теме.
Методы организации работы:
-словесные методы (эвристическая беседа, чтение),
-наглядные (демонстрация презентации),
-проблемно-поисковый;
-метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод).
Формы организации работы:
-групповая,
-парная,
-коллективная (фронтальная).
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
- формирование представлений о значимости математики в развитии современного общества;
- развитие логического и критического мышления;
- развитие умения работать в группе, в паре;
Метапредметные:
-уметь анализировать и осмысливать текст задачи;
- извлекать из текста необходимую информацию;
-строить логическую цепочку;
- оценивать полученный результат;
- осуществлять самоконтроль;
Предметные:
- выполнять умножение многозначных чисел;
- научиться называть компоненты при умножении;
- использовать свойства умножения;
- делать проверку вычислений.
Литература:
Н. Я. Виленкин и др. Математика 5кл. М.: «Мнемозина» 2015.
Этап урока |
Содержание учебного материала. Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Универсальные учебные действия |
Мотивация к учебной деятельности
|
Приветствует учащихся, оценивает их готовность к учебной деятельности, поясняет, что сегодня урок открытия новых знаний, создает благоприятный психологический настрой на работу. (Слайд №1): Выясняет как ученики понимают данное высказывание. |
Включаются в деловой ритм урока: выполняют необходимые действия, демонстрируют готовность для работы.
Высказывают свои мысли по данному вопросу, рассуждают.
|
Регулятивные: прогнозирование своей деятельности Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками Личностные: мотивация учения Познавательные: умение извлекать информацию, обобщать, делать выводы. |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии |
- Ответьте на вопросы: (Слайд № 2): 1) Как умножить число на 10; 100; 1000? Вычислите с последующей проверкой: 1) 123∙10 2) 65∙100 3) 34∙1000 4) 8 + 8 +8+8+8+8+8 5) 127+127+127 Предлагает проверить результаты (Слайд № 3): 1) 123∙10 = 1230 2) 65∙100 = 6500 3) 34∙1000 = 34000 4) 8 + 8 +8+8+8+8+8 = 56 5) 127+127+127= 381
|
Решают примеры ( результаты записывают в Лист самоконтроля) и понимают, что в примерах 2) и 5) разделить нацело нельзя.
Проверяют свои результаты.
Выражают вслух свои затруднения
|
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; построение своих высказываний, вывод на основе анализа. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, фиксация индивидуального затруднения, пути решения проблемы . Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, уважение чужой точки зрения
|
Выявление места и причины затруднения Постановка цели деятельности |
– Вы смогли выполнить все задания? Ребята, чтобы быстро считать, нам необходимо узнать тему сегодняшнего урока. Вы сможете прочитать ее, если правильно решите уравнения и заполните таблицу (Слайд №4): 35-х = 17 (У) 29+х=45 (О) у-37 = 18 (Е) 90-х = 62 (И) 31 +х = 16+44 (Ж) 80-х = 21 + 19 (Н) 40-3 = у + 13 (М) - Следовательно, тема нашего урока .... (Слайд №5). -Отсюда, цели урока ... |
Примеры 4) и 5) - не удобно считать. Решают примеры и работают с таблицей (Приложение 2), ответы записывают в Лист самоконтроля (Приложение1).
Формулируют тему урока самостоятельно и записывают в Лист самоконтроля.
Формулируют цели (Слайд №6): - повторить умножение и его свойства; -повторить название компонентов при умножении. |
Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
|
Построение проекта выхода из затруднения |
Предлагает рассмотреть теорию по учебнику. Вернемся к решению примеров 4) и 5) из начала урока. Рассмотрим более легкий способ решения с помощью умножения(Слайд № 7): 4) 8 + 8 +8+8+8+8+8 = 8 ∙ 7 =56 5) 127+127+127= 127 ∙ 3 = 381 Сформулируем определение (Слайд № 8): Сформулируем правило (Слайд № 9): Сформулируем и запишем свойства умножения (Слайд № 10): |
Убеждаются, что таким способом вычислять быстрее.
Формулируют с помощью учителя определение и правило.
Записывают в тетради свойства. |
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов Регулятивные: формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты Коммуникативные:формирование умений совместно с другими детьми в группе, находить решение задачи и оценивать полученные результаты |
Физкультминутка |
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся , даёт рекомендации по выполнению. (Слайд №11; 12) |
"Это лёгкая забава — Так же выполняют гимнастику для глаз |
Коммуникативные: умение работать по заданию Личностные: формирование ЗОЖ |
Реализация построенного проекта (закрепление формируемых знаний и умений) |
-Решите задания № 404 и сделайте проверку. Проверка (Слайд № 13): 707+707+707 = 707∙3 50+50+50+50+50+50 = 50∙6 х+х+х+х+х+х =х∙6 -Решите задания № 405 и сделайте проверку. Проверка (Слайд № 14): 712∙3 = 712+712+712 а∙6 = а+а+а+а+а+а (х+у)∙4 = (х+у)+(х+у)+(х+у)+(х+у) (к+m+4)∙2= (к+m+4)+ (к+m+4) - Продолжим нашу работу и решим задачи № 408. Проверка (Слайд № 15): 1) 8∙3= 24(см) - длина отрезка СВ. 2) 24+8 =32(см) -длина отрезка АВ. - Продолжим нашу работу и решим задачи № 407. Проверка (Слайд № 16): 2мин30с= 150с 1) 150∙6 = 900(с) 900с = 15мин |
Решают примеры, результаты записывают в Лист самоконтроля.
Решают примеры, результаты записывают в Лист самоконтроля.
Решают задачи у доски и на местах, результат записывают в Лист самоконтроля. |
Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль и коррекция полученного результата, саморегуляция. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, работать в паре; учатся формулировать собственное мнение . |
Первичное закрепление во внешней речи |
Предлагает зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи(организует повторно работу с учебником: предлагает рассмотреть все понятия, связанные с умноженим, предлагаемые авторами учебника). Разберём еще примеры, используя опорную схему: Решите задание № 412(а-г). Проверка(Слайд № 17): а) 154∙8 = 1232 б) 39∙57 = 2223 в) 64∙23 = 1472 г) 76∙81 = 6156 |
Проговаривают понятия (фронтально, в парах).
Решают два ученика у доски, а остальные решают самостоятельно с последующей самопроверкой(результаты записывают в Лист самоконтроля): |
Познавательные: самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале. Регулятивные: контроль, коррекция |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
|
Предлагает выполнить самостоятельную работу (Приложение 3) с последующей проверкой. |
Выполняют самостоятельную работу по вариантам (карточки с заданиями на партах), сравнивают и записывают ответы в Лист самоконтроля.
|
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Личностные:самоопределение; Коммуникативные: управление своим поведением Познавательные: анализ, синтез, использование общих правил |
Включение в систему знаний и повторение |
Предлагает решить задачу № 447(а) по ранее изученному материалу с помощью уравнения ( с последующей проверкой). Проверка (Слайд № 18): Составим и решим уравнение: (х - 10) + 14 = 85 х - 10 = 85 - 14 х-10 = 71 х = 71 + 10 х = 81 |
Выполняют решение задачи под руководством учителя(записывают ответ в Лист самоконтроля) |
Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументация Личностные: осознание ответственности за общее дело |
11. Рефлексия учебной деятельности |
Предлагает ученикам закончить предложения (Слайд №19): -Сегодня на уроке я узнал ... -Я повторил … -Я закрепил… -Я научился… -Было трудно ... - Было интересно ... - Я смогу ... Предлагает оценить свою работу и результаты. (Слайд №20). |
Учащиеся самостоятельно подводят итоги, вспомнив поставленные цели, озвучивают свои успехи и затруднения, которые появлялись в процессе работы.
Ученики показывают смайлики. |
Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументировать, планировать учебное сотрудничество Личностные: позитивная оценка результатам своей учебной деятельности |
Домашнее задание |
Учитель предлагает дозированное домашнее задание, дает комментарий по его выполнению. (Слайд №21) |
Учащиеся записывают в дневники домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы: № 451, 452, 455(а-г). |
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, понимание причин успеха и неудач. Регулятивные: адекватная оценка деятельности на уроке |
Приложение 1:
Лист самоконтроля
Вид задания |
Ответ, способ решения |
Шкала баллов |
Суммарный балл за задание |
Выполняют задание с последующей проверкой |
2 |
||
Определение темы урока при работе с таблицей |
2 |
||
Решение задания № 404 с проверкой |
2 |
||
Решение задания № 404 с проверкой |
2 |
||
Решение задачи № 407 |
2 |
||
Решение задачи № 408 |
2 |
||
Решите задание № 412(а-г) |
2 |
||
Самостоятельная работа |
4 |
||
Задания по ранее изученному материалу с последующей проверкой, № 447(а) |
2 |
||
Суммарный балл за работу |
20 |
Критерии отметок: 20-18б-"5"; 17-15б- "4"; 14-10б – "3"; меньше 10б- "2".
Приложение 2:
18 |
24 |
40 |
16 |
29 |
55 |
40 |
28 |
55 |
Приложение 3:
1вариант
1) Как называются компоненты умножения:
а) множители
б) частные
в) разности
г) слагаемые
2) Выберите произведение, на которое можно заменить сумму 7+7+7+7+7:
а) 7∙7
б) 7∙5
в) 7+5
г)7+7
3) Выберите неверное равенство:
а) 0∙56=56
б) 31∙0 = 0
в) 45∙1= 45
г) 67+0 = 67
Найдите произведение чисел 3287 и 1:
а) 1
б) 0
в) 3288
г) 3287
2вариант
1) Как называется результат умножения:
а) множитель
б) произведение
в) сумма
г) уменьшаемое
2) Выберите произведение, на которое можно заменить сумму 9+9+9+9:
а) 9∙4
б) 9∙9
в) 9+9
г)9+4
3) Выберите неверное равенство:
а) 0∙18=18
б) 14∙0 = 0
в) 1∙32= 32
г) 37+0 = 37
Найдите произведение чисел 6923 и 1:
а) 1
б) 6924
в) 6922
г) 6923
презентация к уроку
PPT / 1.17 Мб