Урок русского языка в 7 классе «Частица как часть речи. Разряды частиц»
Урок русского языка в 7 классе «Частица как часть речи. Разряды частиц»
Планируемые результаты:
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к нему.
Метапредметные: владение изучающим чтением учебного текста
Предметные: опознавать частицы в предложении, определять их разряд
Мотивация
- На прошлом уроке вы писали сочинение-описание внешности человека. Запишем высказывание известного философа И.Канта. Как вы его понимаете?
Было бы намного проще, если бы люди внешне выглядели так же, как выглядит их душа.
Актуализация
- Определите части речи. Все ли из них мы проходили? Какую часть речи нам осталось пройти?
Целеполагание
- Что мы должны узнать? Чему научиться?
Знать понятие частицы
Определять роль частиц в речи.
Уметь находить частицы в тексте, определять их разряд
Открытие нового знания
- Упр. 463 – устная подстановка различных частиц в предложение, наблюдение над изменением смысла и выводы о роли частиц
Прочитаем с.191-192 в учебнике, запись схемы «Разряды частиц»
- К какому разряду можно отнести частицы из записанного предложения и почему?
- Чем частицы похожи на союзы и предлоги, а чем отличаются от них?
Первичное закрепление
Упр. 467, 470 – выписывание частиц, определение их значения
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Проверим, как вы усвоили роль частиц в речи. Вставьте подходящие частицы из слов для справок. Определите разряд вставленных частиц
1) Трус посылает угрозы… тогда, когда он уверен в безопасности. (И.В.Гете)
2) … золото пословицы русские!! (А.С.Пушкин)
3) Глупость не могли победить … боги. (Ф.Шиллер)
4) Молодость - ... время для усвоения мудрости, старость - .. время для ее применения. (Ж.-Ж. Руссо)
5) Осуществляя месть, человек уподобляется своему врагу, пренебрегая .. местью, он возвышается над ним. (Ф. Бэкон)
Слова для справок: всё-таки, только, даже, же, вряд ли, что за, вот, как, неужели.
За каждое предложение – 1 балл. Количество набранных баллов соответствует оценке.
Эталон для проверки:
Только – ограничение
Что за – восклицание
Даже – усиление
Вот – указание
Же - усиление
7) Включение нового знания в систему, повторение
- Какие из частиц вы часто употребляете в речи? Почему?
- Учёные подсчитали, какие частицы наиболее часто употребляются в речи: НЕ, ЖЕ, ВОТ, ТОЛЬКО, НИ, ДАЖЕ, ЛИ, ВЕДЬ. Эти частицы входят в число 100 самых употребительных слов. Пушкин тоже очень любил частицы. В его произведениях частица ВОТ употребляется 1000 раз, частица ДАЖЕ – 300 раз. Несмотря на то, что частицы – служебная часть речи, они помогают выразить самые тонкие оттенки смысла, эмоционально окрашивают речь.
- Проверим, как вы усвоили понятие частицы. Согласны ли вы со следующими утверждениями:
Частицы служат для связи слов в предложении. НЕТ
Частицы являются членами предложения. НЕТ
Частицы выражают оттенки значения в предложении. ДА
Частицы являются служебными словами. ДА
Некоторые частицы служат для образования наклонений глагола. ДА
Частицы изменяются. НЕТ
Частицы ПУСТЬ, ПУСКАЙ, ДА – являются смысловыми (вносят различные оттенки значения в предложение) НЕТ
Частица БЫ – формообразующая. ДА
Частицы ЛИ и ЖЕ являются смысловыми. ДА
Частицы ТОЛЬКО, ДАЖЕ, ИМЕННО образуют наклонения глаголов. НЕТ
8) Рефлексия
- Оцените, что вы хорошо знаете и умеете, а над чем ещё надо поработать?
9) Объяснение домашнего задания
- Самое важное в начале изучения темы «Частица» – находить слова этой части речи в тексте и определять их роль. Дома вы поработаете с текстом, найдёте в нём частицы и определите их значение.
МАТЕРИАЛ К УРОКУ
Частица как часть речи
Вставьте подходящие частицы из слов для справок. Определите разряд вставленных частиц
1) Трус посылает угроз____________тогда, когда он уверен в безопасности. (И.В.Гете)
2) ______________ золото пословицы русские! (А.С.Пушкин)
3) Глупость не могли победить _____________ боги. (Ф.Шиллер)
4) Молодость - _____________ время для усвоения мудрости, старость - ___________время для ее применения. (Ж.-Ж. Руссо)
5) Осуществляя месть, человек уподобляется своему врагу, пренебрегая _________ местью, он возвышается над ним. (Ф. Бэкон)
Слова для справок: всё-таки, только, даже, же, вряд ли, что за, вот, как, неужели.
Домашнее задание
Запишите тему и основную мысль текста.
Определите тип речи и стиль текста.
Выпишите из текста 8 частиц. Определите их значение.
1)Как всё-таки удивительна наша природа!
2)Замечали ли вы, что летом вода в пруду становится зелёной? 3)В тёплой воде пруда стали очень быстро размножаться особые растения – водоросли. 4)Именно они окрасили воду в зелёный цвет.
5)По цвету водоросли бывают сине-зелёные, зелёные и бурые . 6)Сине-зелёные водоросли могут жить не только в воде. 7)В пустынях Казахстана и Средней Азии они живут на поверхности почвы.
8)Среди зелёных водорослей есть даже крошечные одноклеточные водоросли, которые свободно плавают у поверхности воды, а есть крупные – они прикрепляются ко дну.
9)Бурые же водоросли - очень крупные растения. 10)В морях и океанах они образуют подводные заросли.