Урок русского языка в 7 классе «Употребление предлогов в речи»
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 92 города Тюмени
Предмет: русский язык
Тема: Употребление предлогов в речи
Программа: М.Т. Баранов, Т.А Ладыженская и др.
Класс: 7Е
Количество учащихся: 35
Учитель: Шевелёва Елена Олеговна
Квалификационная категория: Нет
Употребление предлогов в речи
PPTX / 7.53 Мб
Тема урока: «Употребление предлогов в речи»
Учитель: Шевелёва Елена Олеговна
Класс: 7Е
Дата: 10 декабря 2018
Цели урока:
Образовательные:
Обобщение и систематизация сведений о предлоге как части речи
Повторение орфограмм, связанных с правописанием различных частей речи
Употребление предлогов в речи.
Активизация словаря учащихся.
Закрепление умения находить предлоги и ставить знаки препинания при них; умения отличать предлоги от самостоятельных частей речи
II.Воспитательные:
1.Воспитание любви к русскому языку , литературе и театру
2.Формирование навыков контроля и самоконтроля.
3. Формирование познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
III. Развивающие:
1.Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык.
2.Развитие умения аргументировать, доказывать.
3. Расширение кругозора, познавательного интереса.
4. Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать, структурировать.
Оборудование урока:
На рабочем столе учащихся: учебник, тетради, ручки и карандаши, материал для самостоятельной работы , тестовые задания, карточки, листы А3
Тип урока: изучение нового материала
Форма проведения: работа в группах
Структура урока:
п/п | Тип работы | Время |
1
| Орг. момент. Объявление темы урока | 2 минуты |
2 | 2 минуты | |
3 | Активизация деятельности учащихся | 3 минуты |
4 | Изучение нового материала | 5 минут |
5 | Практическая деятельность | 10 минут |
6 | Физкультминутка | 2 минуты |
7 | Контроль | 5 минут |
8 | Взаимопроверка | 2 минуты |
9 | Итоги урока | 5 минут |
10 | Домашнее задание | 1 минута |
11 | Рефлексия. Оценивание учащихся |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД
| Планируемые предметные результаты | |||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||||
Орг. момент. Объявление темы урока | Словесное приветствие. Проблемный вопрос. Записывание темы урока. | Здоровается с учащимися, рассказывает о форме работы на уроке | Организовывают рабочее место. Здороваются с учителем. Определяют тему урока | Познавательные УУД: уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках. Коммуникативные УУД: уметь определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные УУД: уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей | Учащиеся готовы к работе и настроены на учебный процесс | ||||
Постановка целей и задач | | Активизирует знания учащихся, регулирует и направляет их мысли, приводит к правильному ответу и составлению плана деятельности на уроке | Ставят для себя цели и определяют список задач для её достижения | Учащиеся успешно определили цель урока и поставили задачи для её достижения | |||||
Активизация деятельности учащихся | Распределение словосочетаний на три группы в зависимости от смыслового значения | Регулирует и направляет мысли учащихся , приводит к правильному ответу | Распределяют словосочетания, приходят к выводу, что все предлоги имеют одно или несколько значений | Познавательные УУД: уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках. Коммуникативные УУД: уметь определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные УУД: уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей | Учащиеся вспомнили материал предыдущего урока, активизировали свой научный и познавательный интерес , настроились на получение новых знаний | ||||
Изучение нового материала | Восстановление текста, путём подбора пропущенных слов. | Регулирует и направляет мысли учащихся , приводит к правильному ответу | Делают записи в тетради , рисуют схемы, делают выводы, записывают определения | Учащиеся дают определение «Многозначный предлог», умеют находить его в тексте | |||||
Практическая деятельность | Выполнение упражнений по теме урока (отработка умений и навыков по теме урока) | Регулирует и направляет учащихся к правильному ответу | Учащиеся составляют словосочетания, используя разных предлоги, раскрывают скобки с альтернативным выбором ответов. Работают с текстом, выполняют записи в тетради | Учащиеся умеют правильно использовать предлог в речи, грамотно составлять предложения, исправлять ошибки в чужой речи | |||||
Физкультминутка | Выполнение лёгких физических упражнений | Регулирует, контролирует учащихся | Выполняют физические упражнения | Учащиеся размялись , отдохнули и готовы к следующему этапу работы на уроке | |||||
Контроль | Выполнение теста по теме урока | | Выполняют тест | Учащиеся знают особенности темы «Использование предлогов» и умеют применять полученные знания на практике | |||||
Взаимопроверка | Учащиеся меняются листочками и осуществляют взаимопроверку | Регулирует и направляет мысли учащихся , приводит к правильному ответу | Проводят самопроверку, фиксируют свои результаты, обсуждают задание, которые вызвало наибольшее количество затруднений. | Учащиеся проанализировали свои ошибки, сделали выводы и восполнили пробелы в знаниях | |||||
Итоги урока | Подводятся итоги по теме урока | Регулирует и направляет мысли учащихся , приводит к правильному ответу, | Заполняют кластер- знал/узнаю/ хочу узнать | Учащиеся знают отличия многозначных и однозначных предлогов, умеют правильно использовать предлоги в своей речи, умеют находить ошибки в тексте | |||||
Домашнее задание | Запись домашнего задания на выбор | Предлагает учащимся альтернативные домашние задания | Записывают домашнее задание | | |||||
Рефлексия. Оценивание учащихся | Подведение итогов выполненной работы | Помогает учащимся подвести итоги | Подводят итоги выполненной работы, анализируют свои результаты | Познавательные УУД: уметь систематизировать материал, полученный на уроках.
| Учащиеся проанализировали и оценили свою работу на уроке, сделали выводы. |
Ход урока
1. Орг. момент. Объявление темы урока 2 минуты
Учитель: Добрый день ! Я очень рада всех вас сегодня видеть на уроке. Откройте пожалуйста свои тетради, запишите число и «классная работа».
«Весь мир театр, а люди в нём… актёры» Так гласит самая известная цитата о театре. А если так, то актёры жизни просто не имеют право быть безграмотными, допускать ошибки в речи.. Сегодня у нас не просто урок, мы прикоснёмся к искусству театра, и одновременно улучшим свою речь, научившись использовать в ней пусть служебную, но чрезвычайно важную часть речи.
Итак, давайте сформулируем тему урока, используя слова на слайде.
2.Постановка целей и задач 2 минуты
Учитель: Итак, сегодняшняя наша тема «Употребление предлогов в речи». Какова же цель урока?
Перед нами стоит несколько задач . Какие вы можете назвать ?
Ученик:
Учитель: Всё верно, а чтобы работа на уроке была интересной и продуктивной, за активность выбудете получать жетоны. В конце урока посчитаем, чья команда набрала больше всего.
3.Активизация деятельности учащихся 3 минуты
Учитель: У вас на столах, а также на слайде вы видите словосочетания с предлогами- ваша задача , разделить их на три группы по значению, которые они выражают
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ
ПРИЧИННЫЕ
ЦЕЛЕВЫЕ
Выйти на сцену
Начать в пять часов
Выглянуть из-за ширмы
Вернуться через десять минут
Сценарий для актёра
Пропустить спектакль по болезни
Заснуть под конец
Выступать после праздника
Достать из рукава
Встретиться у театра.
Подчеркните предлоги, какой вывод вы можете сделать о предлогах?
Ученик: Каждый предлог употребляется для выражения какого-то значение, например следствия или причины. Для этого он связывает определённые части речи с предложении или словосочетании.
4.Изучение нового материала 5 минут
Учитель: Действительно, предлоги помогают нам выразить в предложении то, или иное значение.
Однако, у одного предлога может быть несколько значений.
Сравните предложения и назовите их значения:
Забыл на кресле (пространственное значение),
Отлучился на минуту (временное значение),
Поверить на слово (значение образа действия).
Ученик: Один предлог может выражать разные значения.
Учитель: Действительно, есть предлоги, которые выражают несколько значений. Предлоги могут быть однозначными (из-за) и многозначными (с).
Предлоги употребляются либо с одним падежом (благодаря, согласно, вопреки) или с несколькими падежами.
Многозначные предлоги – предлоги, которые могут выражать разные значения, употребляясь с несколькими падежами.
Прочитайте определение на слайде и запишите себе в тетрадь.
Т.о. в разных падежных конструкциях и с разными падежами предлоги могут иметь разные значения. Например, у предлога по «Словарь русского языка» С.И.Ожегова выделяет 15 значений; Большой академический словарь русского языка приводит более 30 значений предлога на.
Учитель: Употребление предлогов в речи привычно настолько, что мы часто не задумываемся, а правильно ли мы говорим, правильно ли используем предлоги в своей речи. Иногда бываает так, что их употребление ошибочно.
Обратите внимание:
Очень части нам приходится слышать фразу
«Оплатите за проезд!»
Однако, этот вариант является ошибкой
Правильными вариантами будут «Заплатите за проезд!» или «Оплатите проезд!»
5.Практическая деятельность 10 минут
Учитель: Сейчас мы потренируемся на нескольких заданиях правильно употреблять и использовать предлоги по значению.
Задание №3. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы в сочетаниях слов.
Пришел (из, со) школы, вышел (из, с) класса, сделал (по) окончани.. работы, поступил (во) преки вол… отца, смог благодаря усерди.., выполнил согласно распоряжени.., скучает по (вы) , скучает по (он), вышел (из, из-за) угла дома, выскочил (из, из-под) земли.
ПРАВИЛЬНО
Пришёл из школы, вышел из класса, сделал по окончании работы, поступил вопреки воле отца, смог благодаря усердию, выполнил согласно распоряжения, скучает по вам, скучает по нему, вышел из-за угла дома, выскочил из-под земли,
Задания № 4.
Учитель: Задания для группы. Перед вами лежат кусочки текста. Ваша задача- расположить их в правильном порядке, чтобы получился текст. Исправить в нём речевые ошибки употребления предлогов. Определить его тему и основную мысль.
Театр оперетты
По приездЕ(у) в Ростов-на-Дону мы решили посетить местный театр оперетты. Он располагается в прекрасном здании с колоннами, выполненными в стиле классицизма. В холле театра проводилась выставка современного искусства, где были представлены различные инсталляции и панно.
Осмотрев экспонаты, мы поспешили в зрительный зал, чтобы не опоздать в (на) начало спектакля. Зазвучали первые негромкие аккорды, и раскрылся занавес.
На сцене появились артисты в ярких карнавальных костюмах. Из либретто мы узнали, что спектакль поставлен с мотивом (по мотивам) старинных итальянских новелл. Режиссеру удалось передать таинственную атмосферу Ренессанса.
Втечение полутора часов артисты пели и танцевали под аккомпанемент симфонического оркестра, дирижёром которого был знаменитый Валерий Гергиев.
По окончаниИ(ю) спектакля в зале долго не смолкали аплодисменты.
Задание № 5. Расширяем словарный запас.
Учитель: На слайде вы видите слово, вам нужно вспомнить и дать его лексическое значение и составить с ним словосочетание с предлогом. После чего мы смотрим его толкование из словаря театральных терминов.
Аншлаг (нем. - удар ) - объявление в театре, в кино о том, что все билеты проданы. Успешное
представление при полном зале. Отсюда речевой оборот -“спектакль прошѐл при полном
аншлаге”
Виртуоз (лат. - мужество, доблесть, смелость) - артист, в совершенстве владеющий техникой
своего искусства. Человек, достигший высокой степени мастерства в каком - либо деле.
Дебют (фр. - начало) - первое или пробное публичное выступление начинающего артиста на
сцене. Начало деятельности на каком - либо поприще
Партер (фр. - на земле) - места в зрительном зале, расположенные ниже сцены или на уровне ее.
Пролог (гр. - впереди и слово) - необходимое предисловие к пьесе или действие к спектаклю, в
котором автор (через актера) обращается к публике, чтобы ввести зрителя в круг тем, объяснить
условия игры и расставить акценты, важные для понимания пьесы; предыстория отраженного в
искусстве события. Вступительная часть драматического произведения.
6.Физкультминутка 2 минуты
Учитель: Я попрошу вас сейчас всех подняться.
Вы разделены сегодня на пять команд- актёры, режиссёры, звукооператоры, постановщики и сценаристы. В каждой команде есть главный, которого я приглашаю сюда.
Я читаю вам стихотворение и показывать движение, ваша задача- повторять за мной.
«Спектакль»
Стало жарко что-то в зале.
Капля первая упала «кап - кап» (пальцем стучать по ладони)
И вторая побежала «кап - кап» (хлопать в ладоши)
В потолок мы посмотрели (смотреть вверх)
Тут актёры уж запели (постучать по голове)
И схватились мы за лица, (вытирать лицо)
Мы их вытираем.
Туфли – посмотрите (посмотреть на туфли)
Сами застучали (показать руками)
Плечами дружно поведем (трясти плечами)
С себя пот мы весь встряхнём
И похлопаем актёрам
Сценаристам, режиссёрам (показывать руками в разные стороны)
А потом пойдём домой (хотьба на месте)
Отдохнуть и на покой (сесть на место)
7.Контроль 5 минут
Учитель: Сейчас мы выполним проверку ваших знаний по теме урока в форме теста
Подпишите ваш листок.
1. Какие виды предлогов можно выделить в зависимости от их значения?
a) Однозначные и многозначные;
b)Простые и составные;
c) Производные и простые.
2. Назовите верное утверждение:
a) Многозначный предлог имеет более десяти значений;
b) Многозначный предлог употребляется в одном тексте;
c) Многозначный предлог употребляется с несколькими падежами
3. Какие значения может выражать предлог «около»?
a) Место и приблизительное количество;
b) Пространство и время;
c) Отношение и принадлежность.
4. С какими падежами может употребляться предлог «под»?
a) Дательный и родительный;
b) Винительный и творительный;
c) Именительный и предложный.
5. Найдите предложение, в котором предлог «под» обозначает время:
a) Мы катились под горку;
b) Девочки шли под ручку;
c) Мужчины вернулись под утро.
8.Взаимопроверка: 2 минуты
Учитель: Поменяйтесь листочками с соседом, проверьте правильность ответов и поставьте оценку. Капитаны складывают общую сумму баллов и называют.
9.Итоги урока 5 минут
Учитель: Наша работа подходит к концу и время подводить итоги. На столах у вас есть листы А3 для составления кластера. Всё поле разделено на три части.
Того, что вы уже знали о предлоге, что узнали сегодня и то, что вам ещё предстоит узнать. У вас есть три минуты, чтобы его дополнить.
10.Домашнее задание 1 минута
Учитель : Запишите пожалуйста домашнее задание на выбор
1 вариант
Пар. 53 (выучить теорию)
Упражнение 336 (письменно)
2 вариант
Пар.53 (выучить теорию)
Составить 10 предложений с предлогами и определить у них значение.
11.Рефлексия. Оценивание учащихся 2 минуты
Учитель: Наша работа сегодня подошла к концу! Были ли достигнуты поставленные нами задачи?
Спасибо Вам за ответы. После урока я попрошу вас наклеить маску вашего настроения на лист рефлексии- белая маска- положительная, а чёрная- отрицательная.
Давайте посчитаем количество баллов в каждой команде!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ВСЕГО ДОБРОГО!