Урок русского языка в 10 классе на тему «Употребление ь для обозначения грамматических форм»
Пояснительная записка к презентации
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 10А КЛАССЕ
Тема урока «Употребление ь для обозначения грамматических форм»
Учитель: Андропова Н.П.
МБОУ лицей №6 г. Ессентуки
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
ЦЕЛИ УРОКА:
1. Повторить и закрепить сведения об употреблении Ь знака для обозначения грамматических форм, повторив ключевые термины темы, изученные орфограммы.
2. Развить орфографическую зоркость, самоконтроль, уметь применять знания теоретического материала в письменной речи
3. Воспитывать интерес к предмету стремление к грамотной речи;
Формы работы: фронтальная, самостоятельная работа, самопроверка, работа в парах, взаимопроверка.
В процессе работы формируются:
Предметные результаты: опознавать орфограммы в тексте, классифицировать их, знать правила.
Метапредметные:
регулятивные УУД: умение планировать результат, контролировать и оценивать свои действия, умение высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника; оценивать результаты своей работы.
познавательные – знать орфограммы употребления ь, уметь различать написание слов с ь, анализировать, строить логические цепочки, синтезировать материал при составлении таблицы с восполнением недостающих компонентов;
коммуникативные: умение работать в парах, умение высказывать свои суждения, умение слушать и понимать других;
личностные: определять цели своего обучения.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Тексты для индивидуальной и парной работы
Учебник «Русский язык. 10-11 классы. Авторы В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко»
Презентация
Карточки.
ХОД УРОКА
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Слайд №1 Приветствие, проверка готовности к уроку.
-Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Я рада видеть каждого из вас! Желаю вам успехов и хороших оценок.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Слайд №2
Давайте прочитаем эпиграф к уроку.
Как вы его понимаете?
«Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и уловить чудные законы его».
(Н.В. Гоголь.)
«Безошибочное правописание составляет азбуку знания языка».
(Я. Грот- российский филолог-славист)
2.Актуализация знаний. У вас у каждого на парте диагностическая карта, при помощи которой в течение урока вам предстоит оценить свою деятельность.
Проверка усвоения предыдущего материала.
В начале урока проверим теоритическую часть домашнего задания. Часть детей поработает индивидуально у доски.
Ученики у доски готовятся к ответу:
1 ученик. Устный ответ на вопрос «Употребление Ь для обозначения мягкости согласных»
( по карточке):
Обоснуйте наличие или отсутствие Ь для обозначения мягкости согласных, выписав слова группами. Измороз…, бол…ной, гор…кий, т…ма, ил…люзия, гармонич…ный, фонар…, о рез…бе, воз…му, мал…чики, фонар…щик, ал…литерация.
|
(Ь пишется:
1. После любого мягкого согласного (кроме шипящих) на конце слов (в том числе на конце первой части сложного слова): тень, медьсодержащий.
2. В середине слова:
А) после мягкого л, стоящего перед любым гласным (больной, сельдь, пильщик)
Б) после мягкого согласного, стоящего перед твёрдым согласным (Кузьма, больше)
В) между двумя мягкими согласными в том случае, когда при изменении слова второй согласный становится твердым, а первый остается мягким: о просьбе (просьба), о борьбе (борьба), но! зонтик (зонты).
Ь не пишется:
-в буквосочетаниях ч и щ с другими согласными (кроме л+ч и л+щ): речка, нянчить, фонарщик.
-между двумя мягкими л: иллюзия, аллея.)
2. 2 ученик. Задание: записать транскрипцию слов и определить роль ь знака: вьёт, вьюга, соловьи, пьеса.
(- Обозначает ли Ь звук? (Нет).
- А какова функция Ь здесь?)
3. Лексическая разминка «Угадай слово» Слайд №3
-- А мы давайте сначала вспомним материал, изученный на прошлых уроках. Орфографическая задача: назовите слово по его определению.
Употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними Но тих был наш бивак открытый (Лермонтов).- Метонимия
Повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический приём. Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (Пушкин).- Аллитерация
Соединение двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое, в результате которого возникает новое смысловое качество. Горькая радость Оксюморон.
Орфоэпическая разминка. Подготовка к ЕГЭ, тестовое задание № 4. Слайд №4
Задание для учащихся (слова даны на слайде и на карточке № 1): поставить ударение в соответствии с нормами произношения:
ЗакУпорить, баловАться, воспринЯв, жалюзИ, позвонЯт, занятОй, обогналА, мозаИчный , досУг, баловАть, клАла, балОванный, красИвее, тОрты, нефтепровОд, диспансЕр, каталОг, астрОлог, бАнты, запертА.
Взаимопроверка в паре.
- Ребята, а опирались ли вы на какие-нибудь закономерности при расстановке ударения?
Слова французского происхождения имеют ударение на последнем слоге(жалюзИ)
У односложных слов ударение сохраняется на основе(бАнты )
У глаголов прошедшего времени и причастий в ж.р. ударное окончание (обогналА, запертА )
Слова-исключения: клАла, крАла, послАла, жилОсь.
- Хорошо, спасибо. А теперь посмотрим, как поработали ребята у доски. Кто хочет стать консультантом и оценить работу. (ответ полный (неполный), с примерами, оценка… .)
Слайд № 5 Вывод - Какова роль ь знака, если судить по ответам ребят?
1. Мягкий знак употребляется для обозначения мягкости на письме.
2. Мягкий знак может выполнять разделительную функцию.
3. А ещё для чего еще может служит Ь ? (Мягкий знак может употребляться для обозначения грамматической формы слова)
-- Вот вы и сформулировали тему сегодняшнего урока? Употребление Ь для обозначения грамматических форм. Откроем тетради, запишем число и тему нашего урока. Слайд №6
Работа по основной теме урока.
1. Фронтальный опрос
-- Давайте вспомним, что такое грамматика?
Словарь. Грамма́тика-(гр. grammatike) раздел языкознания, изучающий строй слова и предложения в языке и состоящий соответственно из двух частей: морфологии (учения о сочетании морфем в формах слов) и синтаксиса (учения о сочетании слов в предложении).
- Грамматическая форма? Грамматическая форма слова – указание на категории рода, числа, падежа, лица, времени, наклонения… или отсутствия категории, скажем, у наречия, т.к. это неизменяемая форма.
- У всех частей речи грамматическая форма одинаковая?(Нет. У существительных – род, число, падеж; у глаголов – наклонение время, лицо, число, неопределённая форма глагола).
2. - А теперь, чтобы вспомнить, когда Ь обозначает принадлежность к определенной грамматической форме, обратимся к карточке № 2. Я предлагаю вам поработать в парах, провести исследовательскую работу и самостоятельно выяснить: в каких случаях пишется ь, а в каких случаях не пишется. У вас на столах карточки со словами, а вывод запишите в таблицу.
Карточка № 2 со словами Слайд №7
Дочь, настежь, беречь, решаешь, ишь, замажь, нож, могуч, замуж, (много) туч, вельмож, училищ,
Работа в парах.
Заполнить таблицу, вспомнив материал, изученный в средних классах.
Ь на конце слов после шипящих
Часть речи |
пишется |
не пишется |
|
1 |
Существительное |
||
2 |
Прилагательное |
||
3 |
Наречие |
||
4 |
Глагол |
||
5 |
Частица |
Слайд № 8 Проверка самостоятельной работы.
(Проверяют и консультируют заранее подготовленные сильные по предмету ученики)
Ь на конце слов после шипящих
Часть речи |
пишется |
не пишется |
|
1 |
Существительное |
женского рода 3 склон. в им.п дочь |
1. мужского рода 2 склон. в им.п : нож 2. женского рода 1 скл. во множ.ч: (много) туч 3. м.р. Р.п. мн.ч. (много) вельмож 4. ср.р. Р.п. мн.ч (много) училищ |
2 |
Прилагательное |
_________________________ |
кратких прилагательных: могуч |
3 |
Наречие |
настежь |
Искл.: уж, замуж, невтерпёж |
4 |
Глагол |
1. в н. ф. гл.: беречь 2. в повелит. наклон. глагола: замажь 3. 2 лица ед. числа: решаешь |
_______________________ |
5 |
Частица |
вишь, бишь, лишь, ишь |
- Вывод: Чтобы решить, нужен ли ь знак в слове, необходимо определить часть речи и грамматическую форму слова.
3. -- А теперь помогите составить мне алгоритм постановки Ь.
Определяем часть речи
Вспоминаем правило.
Слайд № 10-11 Наиболее трудные случаи употребления Ь.
1. У существительных важно определить склонение… берёзовых рощ – роскошь.
2. Краткое прилагательное важно не спутать с наречием... пахуч -- прочь.
3. В повелительном наклонении глагола с шипящим на конце нужно помнить, что Ь сохраняется и сохраняется во множественном числе… режь - режьте, прячь -- прячьтесь
4. Инфинитив важно не спутать
с личным глаголом… не надо бояться — его все боятся,
с существительным… от безделья можно и спиться — утром сладко спится—упала спица (В подобных случаях для проверки ставим вопрос к глаголу).
5. Существительное 3-го склонения печь и глагольный инфинитив печь пишутся с ь; существительное 3-го склонения тушь — с ь, а 2-го склонения туш — без ь; глагольная форма повелительного наклонения плачь пишется с ь, а существительное 2-го склонения плач — без ь. Поэтому надо обязательно рассматривать примеры в контексте.
6. Мягкий знак пишется в прилагательных, обозначающих месяцы: декабрьский, июльский и т. д. Исключение: январский.
Закрепление.
--А теперь давайте эти правила применим на практике…
1. Закрепление + развитие орфографической зоркости. Слайд №12
-- Найдите ошибки на доске, перепишите в исправленном виде, объясните написание.
Глуш, ландыш, лиш, пахуч, идёш, любуешся, ишь, навзничь, могучь, беречь, замаж,
Слайд №13
2.Отметьте ряд слов, в котором ь пишется во всех словах цифрой 1, а не во всех – 0
улыбает…ся мне, снит…ся сон, торопит…ся она
улыбат..ся широко, береч.. здоровье , береч..ся от простуды.
гуляеш…, улыбнеш…ся, клеиш…
жгуч…, тягуч…, трескуч…
сплош…, вскач…, настеж….
рож…, ноч…, мыш….
грач…, мяч…, пейзаж…
из училищ…, из-за дач…, из-за туч…
назнач..те, утеш…тесь, нареж..те Сверим код ответов: 011011001
Проверка выполненных заданий.
Как оценить успехи:
«5» - всё правильно
«4» - одна ошибка
«3» - 2 ошибки
Слайд №14
--Ребята, а где вы еще встречаетесь с такой формой представления информации?
-- А для чего ее используют? (0 – отсутствие сигнала, 1 – наличие сигнала)
-- Так и у нас получилось: 1 – наличие Ь, 0 – его отсутствие.
-- А почему мы на уроке русского языка заговорили о кодировании, ведь общаемся мы сейчас на естественном языке?
--Да, в русском языке каждая буква кодирует звук. Буква Ь звука не обозначает. Но посмотрите на Таблицу относительных частот букв русского алфавита. К употреблению Ь мы прибегаем в речи достаточно часто. От нее зачастую зависит лексическое значение слова (угол-уголь). Будьте внимательны!
Самостоятельная работа (дифференцированная) Слайд №15
…..(имена детей)… Выполняют упр.113 в учебнике.
Закрепление + развитие речи (под музыку) (5мин.)
Остальные, составьте сочинение-миниатюру «Звуки весеннего леса», используя максимум данных слов:
Глушь, ландыш, лишь, пахуч, идёшь, любуешься, ишь, навзничь, могуч, беречь.
4. «Четвёртое лишнее» Слайд №16
Какое из слов в каждой строке является лишним и почему?
1) плащ, нет туч, ломоть, стричь;
2) наотмашь, воробьи, дочь, мажь;
3) пильщик, могуч, лишь, спрячься.
Рефлексия Слайд №17
- Чему был посвящён урок?
- Какие затруднения испытали?
- Что помогло их преодолеть?
- Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.
Диагностическая карта
? |
Научился выделять орфограммы с употреблением ь знака после шипящих и в некоторых падежных и глагольных формах, но остался вопрос по теме. |
! |
Научился выделять орфограммы с употреблением ь знака после шипящих и в некоторых падежных и глагольных формах, но не уверен, что всегда смогу. Скажу себе: «Я работал хорошо!» |
!!! |
Научился выделять орфограммы с употреблением ь знака после шипящих и в некоторых падежных и глагольных формах. Могу объяснить товарищу. Скажу себе: «Молодец!» |
Слайд №18
Домашнее задание: Рекомендую выбрать, чтоб преодолеть свои трудности, на выбор:
1. § 19, таблица, упражнение 114
2. § 19, таблица. Составить словарный диктант на изученную тему, включив 35 слов
Белкина Надежда Владимировна
Сафонова Елена Валерьевна
Валентина
Андропова Наталья Петровна
Горбачёва Марина Юрьевна