Урок русского языка в 10 классе на тему «Употребление ь для обозначения грамматических форм»

11
5
Материал опубликован 18 February 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 10А КЛАССЕ

Тема урока «Употребление ь для обозначения грамматических форм»

Учитель: Андропова Н.П.

МБОУ лицей №6 г. Ессентуки

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

ЦЕЛИ УРОКА:

1. Повторить и закрепить сведения об употреблении Ь знака для обозначения грамматических форм, повторив ключевые термины темы, изученные орфограммы.

2. Развить орфографическую зоркость, самоконтроль, уметь применять знания теоретического материала в письменной речи

3. Воспитывать интерес к предмету стремление к грамотной речи;

Формы работы: фронтальная, самостоятельная работа, самопроверка, работа в парах, взаимопроверка.

В процессе работы формируются:

Предметные результаты: опознавать орфограммы в тексте, классифицировать их, знать правила.

Метапредметные:

регулятивные УУД: умение планировать результат, контролировать и оценивать свои действия, умение высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника; оценивать результаты своей работы.

познавательные – знать орфограммы употребления ь, уметь различать написание слов с ь, анализировать, строить логические цепочки, синтезировать материал при составлении таблицы с восполнением недостающих компонентов;

коммуникативные: умение работать в парах, умение высказывать свои суждения, умение слушать и понимать других;

личностные: определять цели своего обучения.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Тексты для индивидуальной и парной работы

Учебник «Русский язык. 10-11 классы. Авторы В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко»

Презентация

Карточки.

ХОД УРОКА

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Слайд №1 Приветствие, проверка готовности к уроку.

-Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Я рада видеть каждого из вас! Желаю вам успехов и хороших оценок.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Слайд №2

Давайте прочитаем эпиграф к уроку.

Как вы его понимаете?

«Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и уловить чудные законы его».

(Н.В. Гоголь.)

«Безошибочное правописание составляет азбуку знания языка».

(Я. Грот- российский филолог-славист)

2.Актуализация знаний. У вас у каждого на парте диагностическая карта, при помощи которой в течение урока вам предстоит оценить свою деятельность.

Проверка усвоения предыдущего материала.

В начале урока проверим теоритическую часть домашнего задания. Часть детей поработает индивидуально у доски.

Ученики у доски готовятся к ответу:

1 ученик. Устный ответ на вопрос «Употребление Ь для обозначения мягкости согласных»

( по карточке):

 

Обоснуйте наличие или отсутствие Ь для обозначения мягкости согласных, выписав слова группами.

Измороз…, бол…ной, гор…кий, т…ма, ил…люзия, гармонич…ный, фонар…, о рез…бе, воз…му, мал…чики, фонар…щик, ал…литерация.

1.Изморозь

фонарь

2.больной

мальчики

3. тьма

возьму

4.горький

о резьбе

5.иллюзия

аллитерация

6.гармоничный

фонарщик

   

(Ь пишется:

1. После любого мягкого согласного (кроме шипящих) на конце слов (в том числе на конце первой части сложного слова): тень, медьсодержащий.

2. В середине слова:

А) после мягкого л, стоящего перед любым гласным (больной, сельдь, пильщик)

Б) после мягкого согласного, стоящего перед твёрдым согласным (Кузьма, больше)

В) между двумя мягкими согласными в том случае, когда при изменении слова второй согласный становится твердым, а первый остается мягким: о просьбе (просьба), о борьбе (борьба), но! зонтик (зонты).

Ь не пишется:

-в буквосочетаниях ч и щ с другими согласными (кроме л+ч и л+щ): речка, нянчить, фонарщик.

-между двумя мягкими л: иллюзия, аллея.)

 

2. 2 ученик. Задание: записать транскрипцию слов и определить роль ь знака: вьёт, вьюга, соловьи, пьеса.

(- Обозначает ли Ь звук? (Нет).

- А какова функция Ь здесь?)

3. Лексическая разминка «Угадай слово» Слайд №3

-- А мы давайте сначала вспомним материал, изученный на прошлых уроках. Орфографическая задача: назовите слово по его определению.

Употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними Но тих был наш бивак открытый (Лермонтов).- Метонимия

Повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический приём. Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (Пушкин).- Аллитерация

Соединение двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое, в результате которого возникает новое смысловое качество. Горькая радость Оксюморон.

Орфоэпическая разминка. Подготовка к ЕГЭ, тестовое задание № 4. Слайд №4

Задание для учащихся (слова даны на слайде и на карточке № 1): поставить ударение в соответствии с нормами произношения:

ЗакУпорить, баловАться, воспринЯв, жалюзИ, позвонЯт, занятОй, обогналА, мозаИчный , досУг, баловАть, клАла, балОванный, красИвее, тОрты, нефтепровОд, диспансЕр, каталОг, астрОлог, бАнты, запертА.

Взаимопроверка в паре.

- Ребята, а опирались ли вы на какие-нибудь закономерности при расстановке ударения?

Слова французского происхождения имеют ударение на последнем слоге(жалюзИ)

У односложных слов ударение сохраняется на основе(бАнты )

У глаголов прошедшего времени и причастий в ж.р. ударное окончание (обогналА, запертА )

Слова-исключения: клАла, крАла, послАла, жилОсь.


 

- Хорошо, спасибо. А теперь посмотрим, как поработали ребята у доски. Кто хочет стать консультантом и оценить работу. (ответ полный (неполный), с примерами, оценка… .)

Слайд № 5 Вывод - Какова роль ь знака, если судить по ответам ребят?

1. Мягкий знак употребляется для обозначения мягкости на письме.

2. Мягкий знак может выполнять разделительную функцию.

3. А ещё для чего еще может служит Ь ? (Мягкий знак может употребляться для обозначения грамматической формы слова)

-- Вот вы и сформулировали тему сегодняшнего урока? Употребление Ь для обозначения грамматических форм. Откроем тетради, запишем число и тему нашего урока. Слайд №6

Работа по основной теме урока.

1. Фронтальный опрос

-- Давайте вспомним, что такое грамматика?

Словарь. Грамма́тика-(гр. grammatike) раздел языкознания, изучающий строй слова и предложения в языке и состоящий соответственно из двух частей: морфологии (учения о сочетании морфем в формах слов) и синтаксиса (учения о сочетании слов в предложении).

- Грамматическая форма? Грамматическая форма слова – указание на категории рода, числа, падежа, лица, времени, наклонения… или отсутствия категории, скажем, у наречия, т.к. это неизменяемая форма.

- У всех частей речи грамматическая форма одинаковая?(Нет. У существительных – род, число, падеж; у глаголов – наклонение время, лицо, число, неопределённая форма глагола).

2. - А теперь, чтобы вспомнить, когда Ь обозначает принадлежность к определенной грамматической форме, обратимся к карточке № 2. Я предлагаю вам поработать в парах, провести исследовательскую работу и самостоятельно выяснить: в каких случаях пишется ь, а в каких случаях не пишется. У вас на столах карточки со словами, а вывод запишите в таблицу.

Карточка № 2 со словами Слайд №7

Дочь, настежь, беречь, решаешь, ишь, замажь, нож, могуч, замуж, (много) туч, вельмож, училищ,

Работа в парах.

Заполнить таблицу, вспомнив материал, изученный в средних классах.

Ь на конце слов после шипящих

 

Часть речи

пишется

не пишется

1

Существительное

   

2

Прилагательное

   

3

Наречие

   

4

Глагол

   

5

Частица

   

Слайд № 8 Проверка самостоятельной работы.

(Проверяют и консультируют заранее подготовленные сильные по предмету ученики)

Ь на конце слов после шипящих

 

Часть речи

пишется

не пишется

1

Существительное

женского рода 3 склон. в им.п

дочь

1. мужского рода 2 склон. в им.п : нож

2. женского рода 1 скл. во множ.ч: (много) туч

3. м.р. Р.п. мн.ч. (много) вельмож

4. ср.р. Р.п. мн.ч (много) училищ

2

Прилагательное

_________________________

кратких прилагательных: могуч

3

Наречие

настежь

Искл.: уж, замуж, невтерпёж

4

Глагол

1. в н. ф. гл.: беречь

2. в повелит. наклон. глагола: замажь

3. 2 лица ед. числа: решаешь

_______________________

5

Частица

вишь, бишь, лишь, ишь

 

- Вывод: Чтобы решить, нужен ли ь знак в слове, необходимо определить часть речи и грамматическую форму слова.

3. -- А теперь помогите составить мне алгоритм постановки Ь.

Определяем часть речи

Вспоминаем правило.

Слайд № 10-11 Наиболее трудные случаи употреб­ления Ь.

1. У существительных важно определить склонение… берёзовых рощ – роскошь.

2. Краткое прилагательное важно не спутать с наречием... пахуч -- прочь.

3. В повелительном наклонении глагола с шипящим на конце нужно помнить, что Ь сохраняется и сохраняется во множествен­ном числе… режь - режьте, прячь -- прячьтесь

4. Инфинитив важно не спутать

с личным глаголом… не надо боятьсяего все боятся,

с существительным… от безделья можно и спитьсяутром сладко спится—упала спица (В подобных случаях для проверки ставим вопрос к глаголу).

5. Существительное 3-го склонения печь и глагольный инфинитив печь пишутся с ь; существительное 3-го склонения тушь — с ь, а 2-го склонения туш — без ь; глагольная форма повелительного наклонения плачь пишется с ь, а существительное 2-го склонения плач — без ь. По­этому надо обязательно рассматривать примеры в контексте.

6. Мягкий знак пи­шется в прилагательных, обозначающих месяцы: декабрьский, июльский и т. д. Исключение: январский.

Закрепление.

--А теперь давайте эти правила применим на практике…

1. Закрепление + развитие орфографической зоркости. Слайд №12

-- Найдите ошибки на доске, перепишите в исправленном виде, объясните написание.

Глуш, ландыш, лиш, пахуч, идёш, любуешся, ишь, навзничь, могучь, беречь, замаж,

Слайд №13

2.Отметьте ряд слов, в котором ь пишется во всех словах цифрой 1, а не во всех – 0

улыбает…ся мне, снит…ся сон, торопит…ся она

улыбат..ся широко, береч.. здоровье , береч..ся от простуды.

гуляеш…, улыбнеш…ся, клеиш…

жгуч…, тягуч…, трескуч…

сплош…, вскач…, настеж….

рож…, ноч…, мыш….

грач…, мяч…, пейзаж…

из училищ…, из-за дач…, из-за туч…

назнач..те, утеш…тесь, нареж..те Сверим код ответов: 011011001

Проверка выполненных заданий.

Как оценить успехи:

«5» - всё правильно

«4» - одна ошибка

«3» - 2 ошибки

Слайд №14

--Ребята, а где вы еще встречаетесь с такой формой представления информации?

-- А для чего ее используют? (0 – отсутствие сигнала, 1 – наличие сигнала)

-- Так и у нас получилось: 1 – наличие Ь, 0 – его отсутствие.

-- А почему мы на уроке русского языка заговорили о кодировании, ведь общаемся мы сейчас на естественном языке?

--Да, в русском языке каждая буква кодирует звук. Буква Ь звука не обозначает. Но посмотрите на Таблицу относительных частот букв русского алфавита. К употреблению Ь мы прибегаем в речи достаточно часто. От нее зачастую зависит лексическое значение слова (угол-уголь). Будьте внимательны!

Самостоятельная работа (дифференцированная) Слайд №15

..(имена детей)… Выполняют упр.113 в учебнике.

Закрепление + развитие речи (под музыку) (5мин.)

Остальные, составьте сочинение-миниатюру «Звуки весеннего леса», используя максимум данных слов:

Глушь, ландыш, лишь, пахуч, идёшь, любуешься, ишь, навзничь, могуч, беречь.

4. «Четвёртое лишнее» Слайд №16

Какое из слов в каждой строке является лишним и почему?

1) плащ, нет туч, ломоть, стричь;

2) наотмашь, воробьи, дочь, мажь;

3) пильщик, могуч, лишь, спрячься.

Рефлексия Слайд №17

- Чему был посвящён урок?

- Какие затруднения испытали?

- Что помогло их преодолеть?

- Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.

Диагностическая карта

?

Научился выделять орфограммы с употреблением ь знака после шипящих и в некоторых падежных и глагольных формах, но остался вопрос по теме.

!

Научился выделять орфограммы с употреблением ь знака после шипящих и в некоторых падежных и глагольных формах, но не уверен, что всегда смогу. Скажу себе: «Я работал хорошо!»

!!!

Научился выделять орфограммы с употреблением ь знака после шипящих и в некоторых падежных и глагольных формах. Могу объяснить товарищу. Скажу себе: «Молодец!»


 

Слайд №18

Домашнее задание: Рекомендую выбрать, чтоб преодолеть свои трудности, на выбор:

1. § 19, таблица, упражнение 114

2. § 19, таблица. Составить словарный диктант на изученную тему, включив 35 слов

Предварительный просмотр презентации

Урок русского языка в 10А классе Андропова Н.П., учитель русского языка МБОУ лицея №6 г. Ессентуки

Перед вами громада – Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и уловить чудные законы его. Н.В. Гоголь Безошибочное правописание составляет азбуку знания языка. Я. Грот

Лексическая разминка «Угадай слово» 1. Употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними. Но тих был наш бивак открытый (Лермонтов) Оксюморон 2. Повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический приём. Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (Пушкин) 3. Соединение двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое, в результате которого возникает новое смысловое качество. Горькая радость

Орфоэпическая разминка Подготовка к ЕГЭ, тестовое задание № 4 ЗакУпорить, баловАться, воспринЯв, жалюзИ, позвонЯт, занятОй, обогналА, мозаИчный, досУг, баловАть, клАла, балОванный, красИвее, тОрты, нефтепровОд, диспансЕр, каталОг, астрОлог, бАнты, запертА. Закупорить, баловаться, восприняв, жалюзи, позвонят, занятой, обогнала, мозаичный, досуг, баловать, клала, балованный, красивее, торты, нефтепровод, диспансер, каталог, астролог, банты, заперта. Слова французского происхождения имеют ударение на последнем слоге (жалюзИ) У односложных слов ударение сохраняется на основе (бАнты ) У глаголов прошедшего времени и причастий в ж.р. ударное окончание (обогналА, запертА ) Слова-исключения: клАла, крАла, послАла, жилОсь.

Функции Ь Обозначение мягкости Разделительный знак ? Обозначение грамматической формы слова

Пятое декабря Употребление Ь для обозначения грамматических форм Грамма́тика - (гр. grammatike) раздел языкознания, изучающий строй слова и предложения в языке и состоящий соответственно из двух частей: морфологии (учения о сочетании морфем в формах слов) и синтаксиса (учения о сочетании слов в предложении). Грамматическая форма слова – указание на категории рода, числа, падежа, лица, времени, наклонения… или отсутствия категории, скажем, у наречия, т.к. это неизменяемая форма.

Исследовательская работа Ь на конце слов после шипящих   Часть речи Ь пишется Ь не пишется 1 Существительное       2 Прилагательное     3 Наречие     4 Глагол       5 Частица    

Исследовательская работа Ь на конце слов после шипящих   Часть речи пишется не пишется 1 Существительное женского рода 3 склон. в Им.п. дочь 1. мужского рода 2 склон. в им.п : нож 2. женского рода 1 скл. во множ.ч: (много) туч 3. м.р. Р.п. мн.ч. (много) вельмож 4. ср.р. Р.п. мн.ч (много) училищ 2 Прилагательное _____________________ кратких прилагательных: могуч 3 Наречие настежь Искл.: уж, замуж, невтерпёж 4 Глагол 1. в н. ф. гл.: беречь 2. в повелит. наклон. глагола: замажь 3. 2 лица ед. числа: решаешь _______________________ 5 Частица вишь, бишь, лишь, ишь  

Наиболее трудные случаи употреб­ления Ь Существительные берёзовых рощ – роскошь 2. Краткое прилагательное и наречие пахуч -- прочь 3. Глагол в повелительном наклонении режь - режьте, прячь -- прячьтесь 4. Инфинитив важно не спутать с личным глаголом… не надо бояться — его все боятся с существительным… утром сладко спиТСЯ— упала спиЦА В подобных случаях для проверки ставим вопрос к слову

Наиболее трудные случаи употреб­ления Ь 5. Существительное печь - инфинитив печь существительное тушь — существительное туш глагол плачь - существительное плач 6. Мягкий знак пи­шется в прилагательных, обозначающих месяцы: декабрьский, июльский и т. д. Исключение: январский. По­этому надо обязательно рассматривать примеры в контексте.

Лови ошибку Найдите ошибки, перепишите в исправленном виде, объясните написание Глуш, ландыш, лиш, пахуч, идёш, любуешся, ишь, навзничь, могучь, беречь, замаж

Подготовка к ЕГЭ, тестовое задание 9 Отметьте ряд слов, в котором Ь пишется во всех словах цифрой 1, а не во всех - 0 улыбает…ся мне, снит…ся сон, торопит…ся она улыбат..ся широко, береч.. здоровье , береч..ся от простуды гуляеш…, улыбнеш…ся, клеиш… жгуч…, тягуч…, трескуч… сплош…, вскач…, настеж…. рож…, ноч…, мыш…. грач…, мяч…, пейзаж… из училищ…, из-за дач…, из-за туч… назнач..те, утеш…тесь, нареж..те 011011001

Код ответов 011011001 В русском языке каждая буква кодирует звук. Буква Ь звука не обозначает. А где вы еще встречаетесь с такой формой представления информации? К употреблению в речи Ь мы прибегаем достаточно часто. От нее зачастую зависит лексическое значение слова (угол-уголь)

Самостоятельная работа 2. Остальные, напишите сочинение-миниатюру «Звуки весеннего леса», используя максимум данных слов: Глушь, ландыш, лишь, пахуч, идёшь, любуешься, ишь, навзничь, могуч, беречь. 1. Иванова М., Кипа Е., Матухнова Е., Михайлова К., Саргсян А. выполняют упр.113 в учебнике.

«Четвёртое лишнее» Какое из слов в каждой строке является лишним и почему? 1) плащ, нет туч, ломоть, стричь; 2) наотмашь, воробьи, дочь, мажь; 3) пильщик, могуч, лишь, спрячься.

Рефлексия Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой ? Научился выделять орфограммы с употреблением ь знака после шипящих и в некоторых падежных и глагольных формах, но остался вопрос по теме. ! Научился выделять орфограммы с употреблением ь знака после шипящих и в некоторых падежных и глагольных формах, но не уверен, что всегда смогу. Скажу себе: «Я работал хорошо!» !!! Научился выделять орфограммы с употреблением ь знака после шипящих и в некоторых падежных и глагольных формах. Могу объяснить товарищу. Скажу себе: «Молодец!»

Домашнее задание § 19, таблица, упражнение 114 или 2. § 19, таблица. Составить словарный диктант на изученную тему, включив 35 слов

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо! Интересный материал!

18 February 2018

Очень насыщенный урок. Спасибо.

18 February 2018

Спасибо! Возьму на заметку.

24 March 2018

Спасибо за отзывы! Буду рада, если материал пригодится.

2 April 2018

Спасибо за работу!

11 June 2022