12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Андропова Наталья Петровна630
Россия, Ставропольский край, Ессентуки
9

Урок «Употребление ь для обозначения грамматических форм»



КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 10А КЛАССЕ

Тема урока «Употребление ь для обозначения грамматических форм»

Учитель: Андропова Н.П.

МБОУ лицей №6 г. Ессентуки

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

ЦЕЛИ УРОКА:

1. Повторить и закрепить сведения об употреблении Ь знака для обозначения грамматических форм, повторив ключевые термины темы, изученные орфограммы.

2. Развить орфографическую зоркость, самоконтроль, уметь применять знания теоретического материала в письменной речи

3. Воспитывать интерес к предмету стремление к грамотной речи;

Формы работы: фронтальная, самостоятельная работа, самопроверка, работа в парах, взаимопроверка.

В процессе работы формируются:

Предметные результаты: опознавать орфограммы в тексте, классифицировать их, знать правила.

Метапредметные:

регулятивные УУД: умение планировать результат, контролировать и оценивать свои действия, умение высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника; оценивать результаты своей работы.

познавательные – знать орфограммы употребления ь, уметь различать написание слов с ь, анализировать, строить логические цепочки, синтезировать материал при составлении таблицы с восполнением недостающих компонентов;

коммуникативные: умение работать в парах, умение высказывать свои суждения, умение слушать и понимать других;

личностные: определять цели своего обучения.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Тексты для индивидуальной и парной работы

Учебник «Русский язык. 10-11 классы. Авторы В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко»

Презентация

Карточки.

ХОД УРОКА

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Слайд №1 Приветствие, проверка готовности к уроку.

-Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Я рада видеть каждого из вас! Желаю вам успехов и хороших оценок.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Слайд №2

Давайте прочитаем эпиграф к уроку.

Как вы его понимаете?

«Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и уловить чудные законы его».

(Н.В. Гоголь.)

«Безошибочное правописание составляет азбуку знания языка».

(Я. Грот- российский филолог-славист)

2.Актуализация знаний. У вас у каждого на парте диагностическая карта, при помощи которой в течение урока вам предстоит оценить свою деятельность.

Проверка усвоения предыдущего материала.

В начале урока проверим теоритическую часть домашнего задания. Часть детей поработает индивидуально у доски.

Ученики у доски готовятся к ответу:

1 ученик. Устный ответ на вопрос «Употребление Ь для обозначения мягкости согласных»

( по карточке):

 

Обоснуйте наличие или отсутствие Ь для обозначения мягкости согласных, выписав слова группами.

Измороз…, бол…ной, гор…кий, т…ма, ил…люзия, гармонич…ный, фонар…, о рез…бе, воз…му, мал…чики, фонар…щик, ал…литерация.

1.Изморозь

фонарь

2.больной

мальчики

3. тьма

возьму

4.горький

о резьбе

5.иллюзия

аллитерация

6.гармоничный

фонарщик

   

(Ь пишется:

1. После любого мягкого согласного (кроме шипящих) на конце слов (в том числе на конце первой части сложного слова): тень, медьсодержащий.

2. В середине слова:

А) после мягкого л, стоящего перед любым гласным (больной, сельдь, пильщик)

Б) после мягкого согласного, стоящего перед твёрдым согласным (Кузьма, больше)

В) между двумя мягкими согласными в том случае, когда при изменении слова второй согласный становится твердым, а первый остается мягким: о просьбе (просьба), о борьбе (борьба), но! зонтик (зонты).

Ь не пишется:

-в буквосочетаниях ч и щ с другими согласными (кроме л+ч и л+щ): речка, нянчить, фонарщик.

-между двумя мягкими л: иллюзия, аллея.)

 

2. 2 ученик. Задание: записать транскрипцию слов и определить роль ь знака: вьёт, вьюга, соловьи, пьеса.

(- Обозначает ли Ь звук? (Нет).

- А какова функция Ь здесь?)

3. Лексическая разминка «Угадай слово» Слайд №3

-- А мы давайте сначала вспомним материал, изученный на прошлых уроках. Орфографическая задача: назовите слово по его определению.

Употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними Но тих был наш бивак открытый (Лермонтов).- Метонимия

Повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический приём. Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (Пушкин).- Аллитерация

Соединение двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое, в результате которого возникает новое смысловое качество. Горькая радость Оксюморон.

Орфоэпическая разминка. Подготовка к ЕГЭ, тестовое задание № 4. Слайд №4

Задание для учащихся (слова даны на слайде и на карточке № 1): поставить ударение в соответствии с нормами произношения:

ЗакУпорить, баловАться, воспринЯв, жалюзИ, позвонЯт, занятОй, обогналА, мозаИчный , досУг, баловАть, клАла, балОванный, красИвее, тОрты, нефтепровОд, диспансЕр, каталОг, астрОлог, бАнты, запертА.

Взаимопроверка в паре.

- Ребята, а опирались ли вы на какие-нибудь закономерности при расстановке ударения?

Слова французского происхождения имеют ударение на последнем слоге(жалюзИ)

У односложных слов ударение сохраняется на основе(бАнты )

У глаголов прошедшего времени и причастий в ж.р. ударное окончание (обогналА, запертА )

Слова-исключения: клАла, крАла, послАла, жилОсь.


 

- Хорошо, спасибо. А теперь посмотрим, как поработали ребята у доски. Кто хочет стать консультантом и оценить работу. (ответ полный (неполный), с примерами, оценка… .)

Слайд № 5 Вывод - Какова роль ь знака, если судить по ответам ребят?

1. Мягкий знак употребляется для обозначения мягкости на письме.

2. Мягкий знак может выполнять разделительную функцию.

3. А ещё для чего еще может служит Ь ? (Мягкий знак может употребляться для обозначения грамматической формы слова)

-- Вот вы и сформулировали тему сегодняшнего урока? Употребление Ь для обозначения грамматических форм. Откроем тетради, запишем число и тему нашего урока. Слайд №6

Работа по основной теме урока.

1. Фронтальный опрос

-- Давайте вспомним, что такое грамматика?

Словарь. Грамма́тика-(гр. grammatike) раздел языкознания, изучающий строй слова и предложения в языке и состоящий соответственно из двух частей: морфологии (учения о сочетании морфем в формах слов) и синтаксиса (учения о сочетании слов в предложении).

- Грамматическая форма? Грамматическая форма слова – указание на категории рода, числа, падежа, лица, времени, наклонения… или отсутствия категории, скажем, у наречия, т.к. это неизменяемая форма.

- У всех частей речи грамматическая форма одинаковая?(Нет. У существительных – род, число, падеж; у глаголов – наклонение время, лицо, число, неопределённая форма глагола).

2. - А теперь, чтобы вспомнить, когда Ь обозначает принадлежность к определенной грамматической форме, обратимся к карточке № 2. Я предлагаю вам поработать в парах, провести исследовательскую работу и самостоятельно выяснить: в каких случаях пишется ь, а в каких случаях не пишется. У вас на столах карточки со словами, а вывод запишите в таблицу.

Карточка № 2 со словами Слайд №7

Дочь, настежь, беречь, решаешь, ишь, замажь, нож, могуч, замуж, (много) туч, вельмож, училищ,

Работа в парах.

Заполнить таблицу, вспомнив материал, изученный в средних классах.

Ь на конце слов после шипящих

 

Часть речи

пишется

не пишется

1

Существительное

   

2

Прилагательное

   

3

Наречие

   

4

Глагол

   

5

Частица

   

Слайд № 8 Проверка самостоятельной работы.

(Проверяют и консультируют заранее подготовленные сильные по предмету ученики)

Ь на конце слов после шипящих

 

Часть речи

пишется

не пишется

1

Существительное

женского рода 3 склон. в им.п

дочь

1. мужского рода 2 склон. в им.п : нож

2. женского рода 1 скл. во множ.ч: (много) туч

3. м.р. Р.п. мн.ч. (много) вельмож

4. ср.р. Р.п. мн.ч (много) училищ

2

Прилагательное

_________________________

кратких прилагательных: могуч

3

Наречие

настежь

Искл.: уж, замуж, невтерпёж

4

Глагол

1. в н. ф. гл.: беречь

2. в повелит. наклон. глагола: замажь

3. 2 лица ед. числа: решаешь

_______________________

5

Частица

вишь, бишь, лишь, ишь

 

- Вывод: Чтобы решить, нужен ли ь знак в слове, необходимо определить часть речи и грамматическую форму слова.

3. -- А теперь помогите составить мне алгоритм постановки Ь.

Определяем часть речи

Вспоминаем правило.

Слайд № 10-11 Наиболее трудные случаи употреб­ления Ь.

1. У существительных важно определить склонение… берёзовых рощ – роскошь.

2. Краткое прилагательное важно не спутать с наречием... пахуч -- прочь.

3. В повелительном наклонении глагола с шипящим на конце нужно помнить, что Ь сохраняется и сохраняется во множествен­ном числе… режь - режьте, прячь -- прячьтесь

4. Инфинитив важно не спутать

с личным глаголом… не надо боятьсяего все боятся,

с существительным… от безделья можно и спитьсяутром сладко спится—упала спица (В подобных случаях для проверки ставим вопрос к глаголу).

5. Существительное 3-го склонения печь и глагольный инфинитив печь пишутся с ь; существительное 3-го склонения тушь — с ь, а 2-го склонения туш — без ь; глагольная форма повелительного наклонения плачь пишется с ь, а существительное 2-го склонения плач — без ь. По­этому надо обязательно рассматривать примеры в контексте.

6. Мягкий знак пи­шется в прилагательных, обозначающих месяцы: декабрьский, июльский и т. д. Исключение: январский.

Закрепление.

--А теперь давайте эти правила применим на практике…

1. Закрепление + развитие орфографической зоркости. Слайд №12

-- Найдите ошибки на доске, перепишите в исправленном виде, объясните написание.

Глуш, ландыш, лиш, пахуч, идёш, любуешся, ишь, навзничь, могучь, беречь, замаж,

Слайд №13

2.Отметьте ряд слов, в котором ь пишется во всех словах цифрой 1, а не во всех – 0

улыбает…ся мне, снит…ся сон, торопит…ся она

улыбат..ся широко, береч.. здоровье , береч..ся от простуды.

гуляеш…, улыбнеш…ся, клеиш…

жгуч…, тягуч…, трескуч…

сплош…, вскач…, настеж….

рож…, ноч…, мыш….

грач…, мяч…, пейзаж…

из училищ…, из-за дач…, из-за туч…

назнач..те, утеш…тесь, нареж..те Сверим код ответов: 011011001

Проверка выполненных заданий.

Как оценить успехи:

«5» - всё правильно

«4» - одна ошибка

«3» - 2 ошибки

Слайд №14

--Ребята, а где вы еще встречаетесь с такой формой представления информации?

-- А для чего ее используют? (0 – отсутствие сигнала, 1 – наличие сигнала)

-- Так и у нас получилось: 1 – наличие Ь, 0 – его отсутствие.

-- А почему мы на уроке русского языка заговорили о кодировании, ведь общаемся мы сейчас на естественном языке?

--Да, в русском языке каждая буква кодирует звук. Буква Ь звука не обозначает. Но посмотрите на Таблицу относительных частот букв русского алфавита. К употреблению Ь мы прибегаем в речи достаточно часто. От нее зачастую зависит лексическое значение слова (угол-уголь). Будьте внимательны!

Самостоятельная работа (дифференцированная) Слайд №15

..(имена детей)… Выполняют упр.113 в учебнике.

Закрепление + развитие речи (под музыку) (5мин.)

Остальные, составьте сочинение-миниатюру «Звуки весеннего леса», используя максимум данных слов:

Глушь, ландыш, лишь, пахуч, идёшь, любуешься, ишь, навзничь, могуч, беречь.

4. «Четвёртое лишнее» Слайд №16

Какое из слов в каждой строке является лишним и почему?

1) плащ, нет туч, ломоть, стричь;

2) наотмашь, воробьи, дочь, мажь;

3) пильщик, могуч, лишь, спрячься.

Рефлексия Слайд №17

- Чему был посвящён урок?

- Какие затруднения испытали?

- Что помогло их преодолеть?

- Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.

Диагностическая карта

?

Научился выделять орфограммы с употреблением ь знака после шипящих и в некоторых падежных и глагольных формах, но остался вопрос по теме.

!

Научился выделять орфограммы с употреблением ь знака после шипящих и в некоторых падежных и глагольных формах, но не уверен, что всегда смогу. Скажу себе: «Я работал хорошо!»

!!!

Научился выделять орфограммы с употреблением ь знака после шипящих и в некоторых падежных и глагольных формах. Могу объяснить товарищу. Скажу себе: «Молодец!»


 

Слайд №18

Домашнее задание: Рекомендую выбрать, чтоб преодолеть свои трудности, на выбор:

1. § 19, таблица, упражнение 114

2. § 19, таблица. Составить словарный диктант на изученную тему, включив 35 слов

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (4)

Белкина Надежда Владимировна, 18.02.18 в 15:10 2 Ответить Пожаловаться
Спасибо! Интересный материал!
Сафонова Елена Валерьевна, 18.02.18 в 18:12 1 Ответить Пожаловаться
Очень насыщенный урок. Спасибо.
Валентина, 24.03.18 в 05:09 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо! Возьму на заметку.
Андропова Наталья Петровна, 02.04.18 в 20:12 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо за отзывы! Буду рада, если материал пригодится.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.