Урок русского языка на тему «Употребление обращений»
Пояснительная записка к презентации
ГКОУ РО «Зерноградская специальная школа-интернат»
Открытый урок русского языка в 9 классе
«Употребление обращений»
Подготовила учитель
русского языка и литературы Жебеленко В.В.
2022 г.
Цели:
1. Закрепить знания об обращениях и знаках препинания при них, совершенствовать умение применять эти знания на письме.
2. Формировать навыки и умения употреблять обращения в устной и письменной речи, находить обращения в тексте, правильно ставить выделительные знаки препинания;
тренировать учащихся в правильном употреблении обращений в устной и письменной речи.
3. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся;
развитие речевых умений учащихся (в устной и письменной форме) при составлении предложений с обращениями; воспитание культуры речи учащихся, интереса к родному языку, воспитание коммуникабельности, аккуратность в работе.
Ход урока.
- Орг. Момент
(Слайд №1)
-Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, и я надеюсь, вы покажете хорошие знания.
Откройте тетради, напишите показы, число: двадцать третье ноября. Классная работа.
(Слайд №2)
И тему урока. Разгадайте ребус.
(Слайд №3)
Отгадайте загадку:
Этим словом называется
Тот, к кому мы обращаемся,
И, без всякого сомнения,
Это слово — …
(Слайд №4)
II. Проверка знаний. Повторение изученного.
Работа в группах по карточкам
- Группа
Лет до девяност.., ..хотник, кор..тк..,дол..ж..ть, ж..ть, ра..р..шите, прост..
(Слайд №5)
- Группа
..тставить, в..йна, соб..рался, пр..каз, (в)праве.
(Слайд №6)
- Группа
(В) ..твете, пр..ш..л, (на)свет.., ч..рё.., (за) Р..с..ю, нын..че.
(Слайд №7)
- Из какого произведения эти слова?
Не догадались.
Работа с деформированными предложениями
Теперь составьте предложения из слов на партах.
1 группа
Разрешите доложить
Коротко и просто:
Я большой охотник жить
Лет до девяноста.
2 группа
А война — про все забудь.
И пенять не вправе.
Собирался в дальний путь,
Дан приказ: «Отставить!»
3 группа
Грянул год, пришел черед,
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за все на свете.
Предложения прикрепляются на доске. Объясните постановку знаков препинания в данных предложениях.
Расставьте в правильном порядке предложения так, чтобы получился текст. Проверим, правильно ли вы составили текст.
(Видео №1)
Из какого произведения этот текст?
Объяснение знаков препинания в предложении с обращением
А теперь снова внимание на экран.
(Видео №2)
Объясните простановку знаков препинания в первом предложении.
III. Закрепление изученного материала
-Что такое обращение?
Бабич Лиза
(Слайд №8)
Обращение — обособленный интонационно и грамматически самостоятельный компонент предложения или сложного синтаксического целого, служащий для обозначения лица или предмета, являющегося адресатом речи. Обращение обычно не относят к членам предложения и не включают в синтаксическое дерево зависимостей или составляющих.
- Когда ставятся знаки препинания при обращении?
Макурина Даша
(Слайд №9)
Инсценирование отрывков из поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин», работа с текстом по карточкам
(Слайд №10)
Мелодия №1
Сценка «Василий Теркин»
Порожняков Богдан
С первых дней годины горькой,
В тяжкий час земли родной
Не шутя, Василий Теркин,
Подружились мы с тобой.
Но еще не знал я, право,
Что с печатного столбца
Всем придешься ты по нраву,
А иным войдешь в сердца.
До войны едва в помине
Был ты, Теркин, на Руси.
Теркин? Кто такой? А ныне
Теркин - кто такой? - спроси.
(Текст на листочке)
Выпишите предложения с обращениями и докажите, что это обращение.
Сценка «Переправа»
Мелодия №2
Санин Даниил
То ли снится, то ли мнится,
Показалось что невесть,
То ли иней на ресницах,
То ли вправду что-то есть?
Чупахин Владимир
Маленькая точка
Показалась вдалеке:
То ли чурка, то ли бочка
Проплывает по реке?
Санин Даниил
- Нет, не чурка и не бочка -
Просто глазу маята.
Чупахин Владимир
- Не пловец ли одиночка?
Санин Даниил
- Шутишь, брат. Вода не та!
Чупахин Владимир
- Да, вода... Помыслить страшно.
Даже рыбам холодна.
Выпишите предложения с обращениями.
Сценка «Картина 3»
Мелодия №1
Круглова Евгения
Под горой, в штабной избушке,
Парня тотчас на кровать
Положили для просушки,
Стали спиртом растирать.
Растирали, растирали...
Вдруг он молвит, как во сне:
Ковтуненко Александр
- Доктор, доктор, а нельзя ли
Изнутри погреться мне,
Чтоб не все на кожу тратить?
Круглова Евгения
Дали стопку - начал жить,
Приподнялся на кровати:
Ковтуненко Александр
- Разрешите доложить...
Взвод на правом берегу
Жив-здоров назло врагу!
Выпишите предложения с обращениями.
Физминутка.
(Слайд №11)
Поэма «Василий Теркин» была много раз представлена на сцене. Посмотрите фрагмент одной из постановок музыкального театра города Санкт- Петербурга.
(Видео №3)
Так давайте и мы с вами попробуем исполнить этот отрывок
(ВИДЕО№4)
Когда-нибудь мы вспомним это,
И не поверится самим.
А нынче нам нужна одна победа.
Одна на всех — мы за ценой не постоим.
Припев:
Нас ждет огонь смертельный, но все-ж бессилен он
Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный
Десятый наш, десантный батальон.
Десятый наш, десантный батальон.
IV. Самостоятельная работа в группах
(Слайд №12)
Работа в группах
1-я группа пишет сжатое изложение от 70 до 100 слов на тему «Василий Теркин»
2-я группа. Дайте аргументированный ответ на вопрос:
«Как война влияет на душевное состояние человека?»
3-я группа составляет рассказ по фотографии, стр.126 учебник литературы
Вывод:
-Какие обращения вам встретились в поэме «Василий Теркин»?
- Какого еще задания не хватает? (цитаты)
- Что такое цитата? (Дословно воспроизведенные фразы или предложения другого автора, связанные по смыслу с содержанием текста, в который они вставляются)
Мы будем работать с цитатами, которые взяты из поэмы «Василий Теркин». Это индивидуальное задание. С ним будет работать Алина.
Нужно вставить знаки препинания при обращении.
(Слайд №13)
1. С первых дней годины горькой, в тяжкий час земли родной не шутя Василий Теркин подружились мы с тобой.
2. - Тыща танков ну брат врешь .
3. - А с чего мне врать дружище ?
4. И несмело у него просят: - Ну-ка, на ночь расскажи еще чего, Василий Иваныч.. .
5. Он в ответ и молвит вдруг: - По пути моя деревня. Как ты мыслишь политрук?
6. - Ну жена топи-ка печь, всем довольствием горячим мне команду обеспечь.
7. Вдруг он молвит, как во сне: - Доктор доктор а нельзя ли изнутри погреться мне.. .
8. - Молодец! - сказал полковник. - Молодец! Спасибо брат.
9. И поскольку это мы, то скажу вам братцы нам из этой кутерьмы некуда податься.
10. Теркин крутит; - Тула Тула! Тула слышишь ты меня?
V. Итог урока
(Слайд №14)
- Какой синтаксический термин мы изучили на уроке? (обращение)
- Какова же роль обращения в произведении «Василий Теркин»? (показывает отношение к солдату, как близкому, родному человеку)
- Какие обращения мы определили в поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин»? (брат, ребята)
VI. Оценивание
- Подойдите к доске и поставьте себе оценку.
VII. Домашнее задание.
(Слайд №15)
Стр. 195, упр.414
Ирина Владимировна Казарцева
Виктория Вячеславовна Жебеленко
Виктория Вячеславовна Жебеленко
Ирина Владимировна Казарцева