Урок русского языка в 5 классе на тему «Употребление имён прилагательных в речи»
ГБОУ СОШ с. Сиделькино муниципального района Челно-Вершинский Самарской области
Употребление имен прилагательных в речи
Автор: Федотова И. Ф.
Сиделькино-2018 г
Тип урока: обобщение изученного.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая.
Цели:
обучающая: обобщить знания по заданной теме; обучать правильному и обоснованному подбору синонимов; формировать умения находить прилагательные в тексте, определять их роль в произведениях художественной литературы; учить использовать прилагательные при описании природы; работать над орфографической зоркостью; продолжать работу по анализу текста;
развивающая: развитие творческих способностей учащихся, монологической и диалогической речи, развивать память, наблюдательность, познавательный интерес к предмету; развивать умение самостоятельно мыслить, рассуждать, обобщать материал, делать выводы;
воспитывающая: воспитывать у учащихся интерес к предмету, воспитывать чувства прекрасного; содействовать эстетическому воспитанию учащихся (оформление работ, единый орфографический режим).
Ход урока
1.Организационный момент.
-Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы? Тогда за работу!
Удачи желаю я вам! (мотивация настроения- лесенка)
– Отгадайте, о какой части речи говорится в загадке:
Я - часть речи интересная,
Широко в миру известная:
Опишу любой предмет -
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить.
О. Головко
- Что же такое прилагательное ? Что вспомнили по стихотворению о нём?
( согласуется с сущ.)
обозначает признак
художественный текст становится интереснее, красивее
– Определите тему урока.
– Откройте тетради, запишите число, тему урока.
2. Работа по теме урока.
– Сегодня мы продолжим изучение темы, но особое внимание обратим на употребление прилагательных в разных стилях речи. Эпиграфом к сегодняшнему уроку послужат такие строчки:
“Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск”
К. Паустовский.
– Как вы понимаете слова К. Паустовского? (В нашем языке многие слова обладают свойством воздействовать, влиять на чувства и мысли людей, а некоторые слова особенно, потому что в них содержится образность.)
– Для чего нужны прилагательные в речи? (Делают нашу речь более яркой, точной, выразительной.)
Повторение.
Прежде чем двинуться в путь, давайте вспомним, что такое имя прилагательное.
Что обозначает имя прилагательное?
На какие вопросы отвечает?
Какими постоянными морфологическими признаками обладает?
Назовите непостоянные признаки имени прилагательного.
Когда у прилагательного в полной форме нельзя определить род? (если слово стоит во множественном числе).
Какова роль в предложении полных прилагательных? (определение).
4. Работа с текстом. Выявление роли прилагательных в тексте.
Мы живём в гармонии с природой. Художники, писатели, поэты, любуясь , рисуют красоту природы, выражая своё отношение к увиденному, свои чувства, своё настроение.
-Можно ли обойтись без прилагательных?
- Зачем нужны прилагательные? ( делают речь богаче, текст ярче, понятнее, интереснее) слайд 3
В … ….. день выйдешь, бывало, в лес на лыжах.
Над ….. тропинками ……..арками согнулись под тяжестью инея стволы ….. берез.
……. шапками …… снега покрыты …… ветви сосен и елей.
…. зимний лес !
Учитель читает текст. Понравился ли вам текст? Можно ли его назвать ярким? Какой части речи не хватает в нём?
Карточки с текстом раздать каждому в группе. Вставить слова вместо пропусков.
1 группа: в помощь слова для справок в нужной форме
(тихий, зимний, лесными, кружевными, высоких, тяжёлыми, белого, тёмно-зелёные, красив)
2 группа: слова для справок в начальной форме
(тихий, зимний, лесной, кружевной, высокий, тяжёлый, белый, тёмно-зелёный, красив)
3 группа – самостоятельно
Проверка по группам( ребята зачитывают полученный текст)
!!! У 1и2 группы получился текст известного писателя Г. Скребицкого.
самооценка.
-Как изменился текст? ( Действительно, текст стал ярче, интересней, красивей)
Задания группам:
1 группа:- Какими членами пр-я будут являться прилагательные в тексте? Подчеркнуть ( памятка)
Вывод: Чаще всего прилагательные являются ……., в последнем пр-ии- ……….., т.к. краткая форма каков?
2 группа: С какой частью речи согласуются прилагательные?
Привести примеры из текста
Вывод: Прилагательное согласуется с …… в …., ….., ……….
Первый привал – разряды имен прилагательных.
Ребята, перед вами текст. Первое задание прочитать и озаглавить текст.
Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес! В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.
Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах.
Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки.
(И.С. Соколов – Микитов)
Определите тип текста. (Описание).
Озаглавьте текст. Молодцы, ребята, все вспомнили.
Ну что, в дорогу?
Каковы тема и основная мысль текста?
Слова какой части речи помогают раскрыть тему и основную мысль?
А для чего автор использует столько много имен прилагательных?
Давайте сделаем вывод, для чего нужны имена прилагательные в русском языке?
Послушайте стихотворение.
Сказало прилагательное,-
Я равного себе не знаю:
Я признаки обозначаю.
Без признаков предмета нет –
Об этом знает целый свет.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь
Меня вам надо знать, беречь.
Стихотворение подтвердило ваши слова?
Прежде чем приступить к следующей работе, давайте вспомним, на какие разряды делятся имена прилагательные. (качественные, относительные и притяжательные).
Что обозначают качественные прилагательные? (признак предмета, который может быть в большей или меньшей степени).
Чем качественные прилагательные отличаются от относительных и притяжательных? (имеют степени сравнения и могут стоять в краткой форме).
Что обозначают относительные прилагательные? (пространственные, временные признаки, материал, из которого сделан предмет).
Что обозначают притяжательные прилагательные? (принадлежность лицу или животному).
На какой вопрос отвечают притяжательные имена прилагательные? (чей?)
Сейчас, ребята, я бы хотела, чтобы несколько человек выполнили карточки, а остальные поработают с текстом. Выполним распределительное письмо (коллективно).
Из данного текста выпишите все имена прилагательные в три столбика качественные, относительные и притяжательные. (таблицы на обратной стороне карточек с текстом).
Качественные |
Относительные |
Притяжательные |
Хорош Тихий Глубокие Чистые Белыми Молодых Тяжелыми Белого Темно-зеленые Высоких Маленьких Тихому Высокие Синеватые Стройных Белых Легкие Маленькие |
Русский Зимний Лесными Кружевными Зимнему Зимний
|
Беличьи Мышиные Птичьи
|
Физминутка.
Быстро встаньте.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
И к работе вновь вернулись.
Карточки.
Из предложений выпишите словосочетания прилагательное + существительное в три столбика: качественные, относительные и притяжательные.
У этого рыцаря заячье сердце. 2) Дама носила на счастье заячью лапку. 3) Лорду Пэлтроу подарили заячий тулуп. 4) Для леди сшили лисью шубу. 5) На воротник пошел лисий хвост. 6) Она заметила его лисий взгляд. 7) Гости с волчьим аппетитом набросились на еду. 8) Охотники наткнулись на волчье логово. 9) Оруженосец потерял где-то свою волчью шапку.
(три человека устно отвечают)
Второй привал – степени сравнения.
Итак, какие степени сравнения имеет имя прилагательное? (сравнительная и превосходная)
Как образуются сравнительные степени: простая и составная?
А как образуется превосходная степень простая и составная?
Ну а сейчас вы поработаете редакторами. Найдите ошибки в предложениях.
Вот и наступил самый морознейший месяц зимы – февраль. В этом году морозы более лютее, чем в прошлом, но ребята все равно проводят все свое свободное время на снежнейших горках и строят ледяные городки более лучше прошлогодних. А затем идут домой и пьют горячий чай с более вкуснейшими пирожками.
Какие ошибки допустил автор в этом тексте? (неправильно поставил прилагательные в степени сравнения)
Вы должны устно отредактировать текст.
Сейчас давайте устно образуем от прилагательного холодный все степени сравнения.
(холодный – холоднее, более холодный, холоднейший, самый холодный).
Привал «Загадочный»
Ребята, следующий привал «Загадочный».
Я вам загадаю загадку, а вы должны дать ответ.
Поля стеклянные,
Межи деревянные,
Ручки оловянные. (оконная рама)
Какую орфограмму, изученную вами в разделе «Имя прилагательное» вы увидели?
В чем особенность написания этих прилагательных? (слова-исключения).
А расскажите о написании прилагательного «оконная».
На этом привале вам приготовлена еще одна загадка.
Эта рыжая плутовка
И коварна и хитра.
Быстрых зайцев ловит ловко,
Кур ворует со двора
И мышами поживиться
Любит шустрая…
Кто же это? (лисица).
Легко отгадали, а что же вам помогло так быстро узнать ее? (прилагательные).
Ребята, в чем особенность прилагательных «коварна» и «хитра»? (краткие прилагательные).
Как образуются краткие прилагательные?
От всех прилагательных можно образовать краткие формы?
Давайте выполним синтаксический разбор первого предложения и вспомним, какими членами предложения являются прилагательные.
– Сегодня на уроке мы посмотрим как “ работают прилагательные в разных стилях речи.
б) – Мы работали с прозаическим текстом, а теперь давайте посмотрим как “работают” прилагательные в поэтическом тексте.
– Давайте вспомним известное стихотворение А.С. Пушкина “Зимнее утро”. Ребята, а вы знаете, где было написано это стихотворение?
– В тверской области, в Старицком районе есть деревенька Павловское. В это тихое, уютное, живописное селение любил приезжать поэт. Однажды, выйдя из дома, Александр Сергеевич был очарован увиденным зимним пейзажем. И в минуты творческого подъема Пушкин создает шедевр пейзажной лирики – “Зимнее утро”.
– Давайте его вспомним.
2. Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
На встречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Задание для 1-го вар. – найти в этой строфе обращения.
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче… погляди в окно:
Задание для 2-го вар. – найти основы предложений, сосчитать их.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Задание для 3-го вар. – найти в этой строфе опасные места.
Прежде, чем мы начнем работать с этим текстом, скажите, что такое эпитеты? (Красочные определения.)
– А сейчас поработаем по вариантам (3-й варианта) 1-й вар. – 1 строфа; 2-й вар. – 2 строфа; 3-й вар. – 3 строфа (тексты на партах). Нужно выписать из стихотворения эпитеты, определить их разряд. Каждому варианту дано дополнительное задание (см. приложение).
– Давайте проверим. 1-й вариант – ваши эпитеты, их разряд (чудесный, прелестный, качественные). Вам нужно было найти обращения (друг прелестный, красавица). 2-й вар. (Мутном, бледное, мрачные, печальное, качественные.) Нужно было объяснить знаки препинания.
3-й вар. (Голубыми, великолепными, прозрачный, качественные.) Какие опасные места в словах вы нашли?
– Прилагательные, которые вы назвали по разряду – качественные. А с какой целью автор использовал эпитеты в этом тексте? (Показать настроение радости, выразить возвышенное, восторженное чувство поэта.)
– А какую картину помогли нарисовать? (Картину чудесной природы, очень красочно, выразительно.)
– Какой вывод можно сделать? (В поэтическом тексте тоже много прилагательных. Они создают не только красочную картину, но и передают наши чувства.)
– На примерах этих текстов мы увидели, какую роль играют прилагательные в художественном стиле и пришли к выводу, что употребление прилагательных придает речи яркость, образность, точность описания. Прилагательные помогают раскрыть отличительные свойства предмета, могут передавать отношение автора к данному предмету.
в) А сейчас послушайте текст и ответьте на вопрос: к какому стилю речи он относится?
Метель, перенос снега ветром в приземном слое воздуха. Различают поземок, низовую и общую метель. При поземке и низовой метели происходит перераспределение ранее выпавшего снега, при общей метели наряду с перераспределением – выпадение снега из облаков. (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.)
Буран, пурга, вьюга, метелица бывают при северном, сильном ветре. Буран снизу, когда, вихорь вздымает и кружит снежинки с земли, буран сверху, когда в то же время идет снег. (Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля.)
– А как вы думаете, в научном стиле много прилагательных? Почему? (В текстах научного стиля не ставится задача создать картину, описать ее. Прилагательные конкретизируют предметы, а не описывают их. Основная функция научного стиля – передача информации, объяснение научных результатов, здесь нужна точность, конкретность, однозначность.)
Вывод. Мы сейчас посмотрели какую роль играют имена прилагательные в художественном, научном и официально-деловом стилях. Какой вывод можно из этого сделать? (Больше всего прилагательные употребляются в художественном стиле, так как они придают нашей речи точность, меткость, выразительность, помогают точнее описать предмет, раскрыть отличительные свойства предмета, придают описанию образность, яркость, могут передавать отношение автора к данному предмету. Меньше прилагательных встречается в научном стиле и официально-деловом, потому что в таких текстах не нужно создавать красочную картину, описывать какие-то предметы, явления.)
3. – Очень часто при построении текста мы используем одни и те же слова. Чтобы избежать повторов, какие слова-помощники нам помогут? Давайте вспомним, что такое синонимы? Какую роль они играют в нашей речи? (Обогащают, придают ей выразительность, устраняют повтор слов.)
– А сейчас поиграем. Я показываю цвет, а вы подбираете и записываете синонимы.
Фиолетовый (баклажановый, сиреневый, лиловый).
Красный (багровый, багряный, алый, пунцовый, пламенный, рубиновый, огненный, кровавый, пурпурный).
Желтый (золотой, золотистый, лимонный, солнечный, янтарный, песочный).
Синий (бирюзовый, голубой, сапфировый, небесно-голубой, лазурный, небесный, васильковый).
Зеленый (изумрудный, малахитовый, салатовый, травяной).
Творческая работа.
Посмотрите на репродукцию картины.( музыка)
-Как вы думаете, как она называется? («Зима»)
-Какие слова из стих-я Пушкина могли бы стать названием этой картины? (Мороз и солнце; день чудесный!)
- Иллюстрации на стр. 226-227 учебника.
-Какая картина вам ближе по настроению? Подумайте, присмотритесь.
Используя весь материал, который есть у вас, попробуйте сами несколько минут побыть писателями, поэтами.
Попробуем творить сами!!!
Зачитать 2 работы.
Итоги урока. Рефлексия.
- Что мы узнали о роли прилагательных в речи?
/Мы сегодня наблюдали, какую роль играют имена прилагательные в нашей речи и пришли к выводу о том, что прилагательные делают нашу речь, яркой, эмоциональной, образной/
8. Рефлексия.
Составление синквейна
Прилагательные
Краткие и полные
Дополняют, украшают, уточняют
Без них скучно!
Эпитеты
ОЦЕНИ СВОЁ УЧАСТИЕ В УРОКЕ ( поставьте себе оценку за вклад в урок, а вторую поставлю я, проверив тетрадь)
7. Дифференцированное домашнее задание.
№254, с. 201 сильные- з.4, слабые – з.2;
Ваше мнение об уроке
Я повторил…
Я понял, что…
Было интересно….
У меня получилось…
Своей работой на уроке я….