Урок русского языка в 3 классе «Употребление твердого разделительного знака после приставок»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска
"Средняя школа № 41"
План - конспект
урока русского языка
на тему: "Употребление твердого разделительного
знака после приставок"
(УМК "Планета Знаний". Учебник "Русский язык" 3 класс 2 часть
Л.Я. Желтовская, О. Б. Калинина)
Разработала:
учитель начальных классов
Захарова Е.А.
Тема: Употребление твердого разделительного знака после приставок.
Цели:
1. Создать условия для усвоения навыка правописания в словах твердого разделительного знака.
2. Развивать орфографическую зоркость, восприятие, внимание.
3. Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи, прививать интерес к предмету.
Планируемые результаты:
Личностные: понимают значимость речи для процесса общения; метапредметные: регулятивные- научатся в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу; получат возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу; познавательные - научатся осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя учебник, проводить операции анализа и синтеза, находить ошибки в тексте и исправлять их; коммуникативные: научатся быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
Предметные: научатся применять правило правописания разделительного твердого знака в словах после приставок.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Используемая технология: технология деятельностного метода.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация №Употребление твердого разделительного знака после приставок", учебник "Русский язык" 3 класс Часть 2 Л.Я. Желтовская (УМК "Планета Знаний"), лента успешности, карточки для самостоятельной работы, карточки с буквами "е, ё, и, ю, я", "е, ё, ю, я".
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД |
I Самоопределение к деятельности (Организационный момент) Цель: включение учащихся в деятельность на личностном уровне. |
-Звенит звонок, зовет звонок, Пора и нам начать урок. Отдых наш кончается, Работа начинается. Усердно будем мы трудиться, Чтобы чему - то научиться. - Ребята, пожелайте друг другу удачи на нашем уроке и хлопните соседа в ладоши! - Перед вами лежат "Листы успешности", на которых мы будем зажигать сигнальные огоньки. Итак, начнем урок! Запишите "число и классная работа" в своих тетрадях. |
Личностные: осознанность учения, мотивация учебной деятельности. |
II Актуализация знаний Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания. |
Слайд 1 - Посмотрите на название месяца, который вы сейчас записали. (Февраль) С какой буквы начинается второй слог в этом слове? ( с буквы Р) - Буква Р перевернулась, мягким знаком обернулась. - Сегодня на "Минутке чистописания" мы вспомним верхнее и нижнее соединение с мягким знаком. (ья, ьи) Прописываем элементы в тетрадь. Слайд 2 (Учитель загадывает загадки, отгадки появляются на экране) - Назовите-ка, ребятки, Месяц в этой вот загадке: Дни его всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи. На поля и на луга До весны легли снега. Только месяц наш пройдет, Мы встречаем Новый год! (Декабрь) - По счету первым он идет, С него начнется новый год. Открой скорее календарь, Читай, написано...! (январь) - После брата января Служить очередь моя. Помогают мне два друга: Снежная метель и вьюга. (февраль) Слайд 3 - Про какое время года идет речь? (Про зиму) Появляется картинка. - А вы любите зиму? Почему? - Мальчик Митя тоже очень любит это время года. Вот что он про него написал. Слайд 4 На экране появляется текст. "Зима - отличное время года для весел...я, катания на кон..ках, укрепления здоров..я." - Какие буквы пропустил Митя? Объясни почему ты так решил. (мягкий знак) Слайд 5 (на экране слова - декабрь, январь, февраль, веселье, коньки, здоровье) Ребята, посмотрите на все эти слова. Что в них общего? (Употребление мягкого знака) - А на какие группы можно их разделить? (слова с мягким знаком, показателем мягкости и с разделительным мягким знаком) - Запишите слова в 2 столбика. (2 ученика у доски) декабрь веселье январь здоровье февраль коньки - Допишите в каждый столбик еще по одному слову. - Разберите слова с мягким разделительным знаком по составу. Какие части слова вам нужно найти? (приставку, корень, суффикс, окончание, основу слова) - Где же пишется разделительный мягкий знак? (в корне слова, после согласного перед гласными е, ё, и, ю, я) Слайд 6 (правило) - Проговорите это правило в парах. - Вспомните, по какой причине нам нужно употреблять разделительный мягкий знак? (чтобы не сливался согл. и гл.) - Поднимите руки, кто помнит это правило, кто затруднялся. Зажгите сигнальный огонек на ленте успешности. (кто помнит - красный, затрудняется - зеленый).
|
Регулятивные: действовать с учетом выделенных учителей ориентиров действия. Познавательные: находить в тексте ответ на поставленный вопрос, проводить операции анализа и синтеза. Коммуникативные: взаимодействовать при поиске информации, формировать собственное мнение и аргументировать его. |
III Постановка учебной задачи Цель: обсуждение возникнувшего затруднения в написании слов с разделительным твердым знаком. |
- В солнечную зимнюю погоду я приглашаю вас, ребята, покататься на санях. Слайд 7 "Сани заехали на высокую гору." - Что значит заехала? (поднялись вверх, показываем) Слайд 8 "Сани сехали с высокой горы." - Что изменилось? (спустились с горы). Подумайте все ли слова записаны правильно? - Где возникли затруднения? (не знаем, как записывать слово "сехали") Что мы еще не знаем? (какую букву нужно писать после приставки "с") -Давайте вспомним букву, которую бы вы вставили? (разделительный мягкий знак) - Какие буквы являются показателем разделения согласного с гласным? (разделительный мягкий и твердый знаки) - Так какую же букву мы должны вставить? - Чем же мы сегодня будем заниматься на уроке? (записывать слова с разделительными твердым и мягкий знаком). - Что же нового сегодня узнаем? (когда будет писаться разделительный твердый знак) - Что нам поможет решить эту проблему? (учебник) |
Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей и соответствующим им действий с учетом конечного результата. Познавательные: подведение под правило на основе распознавания объектов. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения. |
IV Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) Цель: решение и обсуждение учебной задачи - какую же букву нужно употреблять после приставки, оканчивающейся на согласный, перед гласной. |
После прочтения правила в учебнике на стр. 62 - Какую же букву мы запишем в слове "съехали?" (разделительный твердый знак) - Запишите это слово в тетрадь. Давайте разберем его по составу. (один ученик у доски, остальные самостоятельно) - Сверяем с доской. Оцени свой разбор и зажги сигнал во второй ячейке на "листе успешности". Слайд 9 - Что же общего у разделительного твердого и мягкого знака? (служат для разделения согласного и гласного). - Чем же они различны? (стоят в разных частях слова, разд. мягкий знак пишется перед буквами е, ё, и, ю, я, а разд. твердый знак - перед е, ё, ю, я)
|
Регулятивные: понимать цель выполнения действий. Познавательные: осуществлять поиск информации в учебнике. Коммуникативные: учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций. |
V Первичная проверка понимания Цель: учиться определять слова, в которых употребляется твердый разделительный знак. |
Слайд 10 - Ребята, к вам в гости пришел Антошка. - Посмотрите на него, о чем говорит выражение его лица? (он задумался, пытается найти ошибки) - Давайте ему поможем. Антошка считает. что в этих словах нужно писать твердый разделительный знак. А как вы считаете? - Почему? Обсудите в парах. По(?)ехал с(?)делал Раз(?)ыгрался с(?)ел Устный опрос. (Учащиеся высказывают свои предположения) - Подводим итог. Слово "СЪЕЛ" нужно записывать с разд. мягким знаком, так как разд. твердый знак пишется после приставки, которая оканчивается на согласный "с" перед гласным - "е". - Поднимите руки, чья пара считала так же. Вы молодцы! поставьте себе красный сигнал на "листе успешности", у кого были ошибки - зеленый. Вам необходимо слушать внимательнее. - Спасибо, ребята, что помогли Антошки решить такую трудную задачу. - А теперь запишите слово "съел" в тетрадь и измените форму рода. (1 - у доски : съел - съела, съело) Обозначьте разд. твердый знак. |
Регулятивные: осуществлять первичный контроль своих действий. Познавательные: строить ответ в соответствии с заданным вопросом. Коммуникативные: уметь договариваться, приходить к общему решению (работа в парах), взаимодействовать при поиске информации. |
Физминутка |
- Нам пора немного размяться! И побывать на зимней прогулке. Рано утром в парк ходили (ходьба на месте), Там снеговика лепили (махи руками), А потом с горы катились (волнообразные движения руками), Веселились и резвились (прыжки). В Таню кинули снежком (произвольные движения), В Вову кинули снежком, В Мишу кинули снежком - Получился снежный ком! Холодно гулять зимой (киваем головой) - Побежим скорей домой! (возвращаемся на места). |
Личностные: самостоятельность и личная ответственность за свои действия, установка на здоровый образ жизни. |
VI Первичное закрепление Цель: проговаривание нового знания, использование полученных знаний в практических упражнениях. |
Работа с учебником на стр. 63 упр. 57 - Ребята, вам даны приставки (под, с, об) и слова. Образуйте слова с помощью приставок, но будьте внимательны, со всеми ли приставками можно образовать слова? - О каком правиле вам необходимо помнить? (о написании тв. разд. знака). Когда пишется твердый разделительный знак? (хором - после приставки на согласный перед гласными е, ё, ю, я) С приставкой "под-" выполняем работу совместно. Далее с приставкой "с-" - 1 вариант, с приставкой "об-" - 2 вариант. Два учащихся у доски. Слайд 11 После выполнения задания проводится взаимопроверка (сверка с экраном и доской) - Зажигаем сигналы на "листе успешности". |
Регулятивные: умение работать в соответствии с алгоритмом. Познавательные: принимать правило и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями. Коммуникативные: уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве взаимную помощь. |
VII Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Цель: каждый должен сделать вывод о том, что он понял на уроке. |
Задание выполняется по вариантам. - Ребята, у вас на столах лежат карточки. Один ученик долгим зимним вечером выполнял домашнее задание и записал такие предложения: Слайд 12 1 вариант "Ни за что волка бют, что сер, а за то, что овцу сел". 2 вариант "Вороби сидят на ветках, а зайка сёжился под елью". - Прочитайте предложения. Что вы в них заметили? (есть ошибки) - Ваша задача найти и исправить ошибки ученика. Проверка. Один ученик каждого варианта комментирует результат коррекции предложений. Коллективно обсуждаем спорные вопросы. - Зажгите на "листах успешности" свой сигнал. Красный - если вы нашли верно ошибки, зеленый - испытывали затруднения. - На какое правило ученик сделал ошибки? (написание разделительного твердого и мягкого знака) |
Регулятивные: самостоятельно выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами. Познавательные: находить в тексте ошибки и уметь исправлять их. Коммуникативные: уметь слушать мнения своих одноклассников. |
VIII Рефлексия деятельности (итог урока) Цель: осознание учащимися учебной деятельности, оценка результатов своей деятельности и деятельности всего класса. |
- Какую задачу ставили перед собой в начале урока? (узнать, когда и где пишется разделительный твердый знак) - Удалось ли нам решить поставленную задачу? - Что вы поняли на уроке? (Я понял...) - Посмотрите результаты своей деятельности на "листе успешности". - Поднимите ручки, у кого все сигналы красные. Молодцы! Один - Два зеленых сигнала - продолжайте стараться, все зеленые - будьте внимательны! - Что на уроке хорошо получилось? (У меня получилось...) - Над чем еще надо поработать? (Мне было трудно..._ - Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я очень довольна вами. |
Регулятивные: стабилизация эмоционального состояния, установление соответствия между поставленной задачей и полученным результатом. Личностные: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. |
IX Домашнее задание Цель: самостоятельно закрепить полученные знания на уроке, выполняя задания выбранного для себя уровня. |
Домашнее задание по выбору: 1. Придумайте и запишите 10 слов с разделительный твердым знаком, выделите приставку и подчеркните первую букву корня. 2. Разберите их по составу. 3. Составьте предложения со словами, в которых пишется разделительный твердый знак. Спасибо за урок! |
Личностные: создание образа "хорошего ученика". |