12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Захарова Елена Александровна76
Россия, Ульяновская обл., Ульяновск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска

"Средняя школа № 41"

План - конспект

урока русского языка

на тему: "Употребление твердого разделительного

знака после приставок"

(УМК "Планета Знаний". Учебник "Русский язык" 3 класс 2 часть

Л.Я. Желтовская, О. Б. Калинина)

Разработала:

учитель начальных классов

Захарова Е.А.

Тема: Употребление твердого разделительного знака после приставок.

Цели:

1. Создать условия для усвоения навыка правописания в словах твердого разделительного знака.

2. Развивать орфографическую зоркость, восприятие, внимание.

3. Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи, прививать интерес к предмету.

Планируемые результаты:

Личностные: понимают значимость речи для процесса общения; метапредметные: регулятивные- научатся в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу; получат возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу; познавательные - научатся осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя учебник, проводить операции анализа и синтеза, находить ошибки в тексте и исправлять их; коммуникативные: научатся быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

Предметные: научатся применять правило правописания разделительного твердого знака в словах после приставок.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Используемая технология: технология деятельностного метода.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация №Употребление твердого разделительного знака после приставок", учебник "Русский язык" 3 класс Часть 2 Л.Я. Желтовская (УМК "Планета Знаний"), лента успешности, карточки для самостоятельной работы, карточки с буквами "е, ё, и, ю, я", "е, ё, ю, я".

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I Самоопределение к деятельности (Организационный момент)

Цель: включение учащихся в деятельность на личностном уровне.

-Звенит звонок, зовет звонок,

Пора и нам начать урок.

Отдых наш кончается,

Работа начинается.

Усердно будем мы трудиться,

Чтобы чему - то научиться.

- Ребята, пожелайте друг другу удачи на нашем уроке и хлопните соседа в ладоши!

- Перед вами лежат "Листы успешности", на которых мы будем зажигать сигнальные огоньки. Итак, начнем урок!

Запишите "число и классная работа" в своих тетрадях.

Личностные: осознанность учения, мотивация учебной деятельности.

II Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания.

Слайд 1

- Посмотрите на название месяца, который вы сейчас записали. (Февраль) С какой буквы начинается второй слог в этом слове? ( с буквы Р)

- Буква Р перевернулась, мягким знаком обернулась.

- Сегодня на "Минутке чистописания" мы вспомним верхнее и нижнее соединение с мягким знаком. (ья, ьи) Прописываем элементы в тетрадь.

Слайд 2

(Учитель загадывает загадки, отгадки появляются на экране)

- Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год! (Декабрь)

- По счету первым он идет,

С него начнется новый год.

Открой скорее календарь,

Читай, написано...! (январь)

- После брата января

Служить очередь моя.

Помогают мне два друга:

Снежная метель и вьюга. (февраль)

Слайд 3

- Про какое время года идет речь? (Про зиму) Появляется картинка.

- А вы любите зиму? Почему?

- Мальчик Митя тоже очень любит это время года. Вот что он про него написал.

Слайд 4 На экране появляется текст.

"Зима - отличное время года для весел...я, катания на кон..ках, укрепления здоров..я."

- Какие буквы пропустил Митя? Объясни почему ты так решил. (мягкий знак)

Слайд 5

(на экране слова - декабрь, январь, февраль, веселье, коньки, здоровье)

Ребята, посмотрите на все эти слова. Что в них общего? (Употребление мягкого знака)

- А на какие группы можно их разделить? (слова с мягким знаком, показателем мягкости и с разделительным мягким знаком)

- Запишите слова в 2 столбика. (2 ученика у доски)

декабрь веселье

январь здоровье

февраль

коньки

- Допишите в каждый столбик еще по одному слову.

- Разберите слова с мягким разделительным знаком по составу. Какие части слова вам нужно найти? (приставку, корень, суффикс, окончание, основу слова)

- Где же пишется разделительный мягкий знак? (в корне слова, после согласного перед гласными е, ё, и, ю, я)

Слайд 6 (правило)

- Проговорите это правило в парах.

- Вспомните, по какой причине нам нужно употреблять разделительный мягкий знак? (чтобы не сливался согл. и гл.)

- Поднимите руки, кто помнит это правило, кто затруднялся. Зажгите сигнальный огонек на ленте успешности. (кто помнит - красный, затрудняется - зеленый).

 

Регулятивные: действовать с учетом выделенных учителей ориентиров действия.

Познавательные: находить в тексте ответ на поставленный вопрос, проводить операции анализа и синтеза.

Коммуникативные:

взаимодействовать при поиске информации, формировать собственное мнение и аргументировать его.

III Постановка учебной задачи

Цель: обсуждение возникнувшего затруднения в написании слов с разделительным твердым знаком.

- В солнечную зимнюю погоду я приглашаю вас, ребята, покататься на санях.

Слайд 7

"Сани заехали на высокую гору."

- Что значит заехала? (поднялись вверх, показываем)

Слайд 8

"Сани сехали с высокой горы."

- Что изменилось? (спустились с горы). Подумайте все ли слова записаны правильно?

- Где возникли затруднения? (не знаем, как записывать слово "сехали") Что мы еще не знаем? (какую букву нужно писать после приставки "с")

-Давайте вспомним букву, которую бы вы вставили? (разделительный мягкий знак)

- Какие буквы являются показателем разделения согласного с гласным? (разделительный мягкий и твердый знаки)

- Так какую же букву мы должны вставить?

- Чем же мы сегодня будем заниматься на уроке? (записывать слова с разделительными твердым и мягкий знаком).

- Что же нового сегодня узнаем? (когда будет писаться разделительный твердый знак)

- Что нам поможет решить эту проблему? (учебник)

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей и соответствующим им действий с учетом конечного результата.

Познавательные: подведение под правило на основе распознавания объектов.

Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения.

IV Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

Цель: решение и обсуждение учебной задачи - какую же букву нужно употреблять после приставки, оканчивающейся на согласный, перед гласной.

После прочтения правила в учебнике на стр. 62

- Какую же букву мы запишем в слове "съехали?" (разделительный твердый знак)

- Запишите это слово в тетрадь. Давайте разберем его по составу. (один ученик у доски, остальные самостоятельно)

- Сверяем с доской. Оцени свой разбор и зажги сигнал во второй ячейке на "листе успешности".

Слайд 9

- Что же общего у разделительного твердого и мягкого знака? (служат для разделения согласного и гласного).

- Чем же они различны? (стоят в разных частях слова, разд. мягкий знак пишется перед буквами е, ё, и, ю, я, а разд. твердый знак - перед е, ё, ю, я)

 

Регулятивные: понимать цель выполнения действий.

Познавательные: осуществлять поиск информации в учебнике.

Коммуникативные: учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций.

V Первичная проверка понимания

Цель: учиться определять слова, в которых употребляется твердый разделительный знак.

Слайд 10

- Ребята, к вам в гости пришел Антошка.

- Посмотрите на него, о чем говорит выражение его лица? (он задумался, пытается найти ошибки)

- Давайте ему поможем. Антошка считает. что в этих словах нужно писать твердый разделительный знак. А как вы считаете?

- Почему? Обсудите в парах.

По(?)ехал с(?)делал

Раз(?)ыгрался с(?)ел

Устный опрос. (Учащиеся высказывают свои предположения)

- Подводим итог. Слово "СЪЕЛ" нужно записывать с разд. мягким знаком, так как разд. твердый знак пишется после приставки, которая оканчивается на согласный "с" перед гласным - "е".

- Поднимите руки, чья пара считала так же. Вы молодцы! поставьте себе красный сигнал на "листе успешности", у кого были ошибки - зеленый. Вам необходимо слушать внимательнее.

- Спасибо, ребята, что помогли Антошки решить такую трудную задачу.

- А теперь запишите слово "съел" в тетрадь и измените форму рода. (1 - у доски : съел - съела, съело) Обозначьте разд. твердый знак.

Регулятивные: осуществлять первичный контроль своих действий.

Познавательные: строить ответ в соответствии с заданным вопросом.

Коммуникативные: уметь договариваться, приходить к общему решению (работа в парах), взаимодействовать при поиске информации.

Физминутка

- Нам пора немного размяться! И побывать на зимней прогулке.

Рано утром в парк ходили (ходьба на месте),

Там снеговика лепили (махи руками),

А потом с горы катились (волнообразные движения руками),

Веселились и резвились (прыжки).

В Таню кинули снежком (произвольные движения),

В Вову кинули снежком,

В Мишу кинули снежком -

Получился снежный ком!

Холодно гулять зимой (киваем головой) -

Побежим скорей домой! (возвращаемся на места).

Личностные: самостоятельность и личная ответственность за свои действия, установка на здоровый образ жизни.

VI Первичное закрепление

Цель: проговаривание нового знания, использование полученных знаний в практических упражнениях.

Работа с учебником на стр. 63 упр. 57

- Ребята, вам даны приставки (под, с, об) и слова. Образуйте слова с помощью приставок, но будьте внимательны, со всеми ли приставками можно образовать слова?

- О каком правиле вам необходимо помнить? (о написании тв. разд. знака). Когда пишется твердый разделительный знак? (хором - после приставки на согласный перед гласными е, ё, ю, я)

С приставкой "под-" выполняем работу совместно.

Далее с приставкой "с-" - 1 вариант, с приставкой "об-" - 2 вариант. Два учащихся у доски.

Слайд 11

После выполнения задания проводится взаимопроверка (сверка с экраном и доской)

- Зажигаем сигналы на "листе успешности".

Регулятивные: умение работать в соответствии с алгоритмом.

Познавательные: принимать правило и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.

Коммуникативные: уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве взаимную помощь.

VII Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Цель: каждый должен сделать вывод о том, что он понял на уроке.

Задание выполняется по вариантам.

- Ребята, у вас на столах лежат карточки. Один ученик долгим зимним вечером выполнял домашнее задание и записал такие предложения:

Слайд 12

1 вариант "Ни за что волка бют, что сер, а за то, что овцу сел".

2 вариант "Вороби сидят на ветках, а зайка сёжился под елью".

- Прочитайте предложения. Что вы в них заметили? (есть ошибки)

- Ваша задача найти и исправить ошибки ученика.

Проверка.

Один ученик каждого варианта комментирует результат коррекции предложений. Коллективно обсуждаем спорные вопросы.

- Зажгите на "листах успешности" свой сигнал. Красный - если вы нашли верно ошибки, зеленый - испытывали затруднения.

- На какое правило ученик сделал ошибки? (написание разделительного твердого и мягкого знака)

Регулятивные: самостоятельно выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами.

Познавательные: находить в тексте ошибки и уметь исправлять их.

Коммуникативные: уметь слушать мнения своих одноклассников.

VIII Рефлексия деятельности (итог урока)

Цель: осознание учащимися учебной деятельности, оценка результатов своей деятельности и деятельности всего класса.

- Какую задачу ставили перед собой в начале урока? (узнать, когда и где пишется разделительный твердый знак)

- Удалось ли нам решить поставленную задачу?

- Что вы поняли на уроке? (Я понял...)

- Посмотрите результаты своей деятельности на "листе успешности". - Поднимите ручки, у кого все сигналы красные. Молодцы! Один - Два зеленых сигнала - продолжайте стараться, все зеленые - будьте внимательны!

- Что на уроке хорошо получилось? (У меня получилось...)

- Над чем еще надо поработать? (Мне было трудно..._

- Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я очень довольна вами.

Регулятивные: стабилизация эмоционального состояния, установление соответствия между поставленной задачей и полученным результатом.

Личностные: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

IX Домашнее задание

Цель: самостоятельно закрепить полученные знания на уроке, выполняя задания выбранного для себя уровня.

Домашнее задание по выбору:

1. Придумайте и запишите 10 слов с разделительный твердым знаком, выделите приставку и подчеркните первую букву корня.

2. Разберите их по составу.

3. Составьте предложения со словами, в которых пишется разделительный твердый знак.

Спасибо за урок!

Личностные: создание образа "хорошего ученика".

Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.