Инновационный педагогический проект «Оснащенность лингафонного кабинета, как средство формирования коммуникативных и аудитивных компетенций учащихся»
Утверждаю:
Директор МОУ Ручевской средней
общеобразовательной школы
_____________/Н.В.Холопова/
Инновационный педагогический проект
«Оснащенность лингафонного кабинета, как средство формирования коммуникативных и аудитивных компетенций учащихся»
Составители: ПоповаТ.Н., зам. директора по УР,
с. Руч
2021 год
Инновационный педагогический проект
«Оснащенность лингафонного кабинета, как средство формирования коммуникативных и аудитивных компетенций учащихся»
Обоснование актуальности, новизна и практическая значимость проекта
В соответствии с программой «Информационно-образовательная среда школы» от 30.08.2016г., администрация школы проанализировала работу ОО за 2017,2018,2019 учебные годы и сделала вывод о достаточно результативной деятельности учебного заведения, но, несмотря на достаточно высокий уровень государственной итоговой аттестации,
участия в конкурсах, выявила и ряд проблем:
отставание условий осуществления учебно-воспитательного процесса от требований информационного общества;
снижение уровня мотивации к обучению предметов «Иностранный язык», «Информатика», особенно на второй и третьей уровнях образования из-за недостаточной оснащенности образовательного процесса;
низкий уровень индивидуализации учебно-воспитательного процесса;
Решение вышеизложенных проблем возможно через дооснащение лингафонного кабинета.
Актуальность.
Информатизация учебного процесса - одна из важнейших задач современного образования. Внедрение современных компьютерных технологий, являющихся принципиально новым средством обучения и мощным инструментом познания, требует развития новых методов и организационных форм обучения. Иностранный язык – это учебный предмет, который в силу своей специфичности (создание для обучающихся искусственной языковой среды из-за отсутствия естественной) предлагает наиболее гибкое и широкое использование различных технических средств обучения. Поэтому не удивительно, что в преподавании иностранного языка новые возможности, открываемые мультимедийными средствами, нашли самое разнообразное применение. Очень важно проводить уроки иностранного языка в специально оборудованном кабинете. Цель работы
в современном лингафонном кабинете – это предоставление возможности интенсивно упражняться в выработке умений и навыков устной речи, которые формируются в результате практики.
Кабинет иностранных языков МОУ Ручевской СОШ - это стандартный учебный класс , оснащенный кабинками для лингафонной системы. Но эти кабинки на уроках иностранных языков простаивают в связи с тем, что отсутствует материально-техническая база в кабинете. Нет ни наушников с микрофонами, ни ноутбуков. В школе имеются компьютеры с устаревшим программным обеспечением. Для работы лингафонного кабинета необходимо программное обеспечение НОРДl-Lingo. Основной возможностью мультимедиа-лингафонного класса является звуковая связь преподавателя со всеми учащимися или группой учащихся, а также речевая и аудиозапись учащихся, объединенных в группу между собой, возможность учащихся записывать свою речь на магнитофон, а затем прослушивать эту запись и сравнивать ее с образцом, что способствует развитию фонетических и аудитивных навыков, в дальнейшем доводимых до автоматизации. В существующих реалиях необходимым фактором реализации современной системы образования по иностранным языкам, является коммуникативная компетенция учащихся и их готовность к правильно - оформленной и беглой речи по английскому языку на ВПР и ГИА, где в скором будущем монологическая и диалогическая речь будет проходить наедине с компьютером. У детей, не готовых к данной ситуации, это может вызвать стресс и снижение активности практической деятельности на экзамене. Эту проблему может решить педагог, использующий в своей деятельности все возможности и функции лингафонного кабинета, развивая у детей навыки аудирования и говорения на иностранном языке. Во - первых, использование наушников с микрофонами при диалогической и монологической речи мотивирует учащихся на дальнейшее обучение, вызывая у них интерес и заинтересованность, во – вторых, учащиеся попадают в ситуацию общения наедине с собой, когда ты не видишь своих собеседников, не поворачиваешься к ним, при этом проявляя способность отвечать на вопросы и вести общение на заданную ситуацию, это способствует усиленной подготовке к ГИА по устной речи и аудированию.
Гипотеза: уроки устной речи и аудирования в лингафонном кабинете обеспечат решение проблем, связанных с коммуникативной компетенцией учащихся на ВПР и ГИА, развитие их способностей для жизни в современном обществе и самореализации на уроках иностранного языка. В ходе занятий в лингафонном кабинете повышается мотивация к обучению иностранному языку, учащиеся переживают ситуацию успеха, испытывают возможности говорения, становясь уверенными и способными максимально реализовать свой потенциал, а также у них появляется стремление к изучению иностранного языка.
Объект проектирования: развитие коммуникативной и аудитивной составляющей английского и французского языков на занятиях в лингафонном кабинете.
Предмет проектирования: технология информационно – коммуникационного преподавания английского и французского языков в современных реалиях на базе лингафонного кабинета.
Цели, задачи и система показателей по достижению целей проекта.
Цель: Раскрытие возможностей информационно-коммуникационных технологий преподавания устной речи и аудирования в лингафонном кабинете на фоне дооснащения кабинета иностранных языков.
Задачи:
Создать рабочую группу, состоящую из заинтересованных лиц, для работы над проектом.
Изучить проблемные моменты внедрения информационных технологий в работу педагогических работников школы.
Найти партнеров (предприятия и организации, советы) - помощников в реализации проекта.
Изучить и проанализировать различные информационные источники по теме проекта.
Определить инфраструктуру кабинета иностранных языков.
-Сформировать банк компетентно - выстроенных заданий обучения устной речи и аудирования в лингафонном кабинете.
-Составить и апробировать проект урока по развитию коммуникативных и аудитивных навыков учащихся с применением полилогов и диалогов.
-Составить методические рекомендации для учителя по данной тематике.
Провести итоги и проанализировать результаты управленческого проекта и оповестить население о них.
.
Целесообразность проекта:
-Интенсификация учебно-познавательного процесса;
-Повышение мотивации к изучению иностранного языка;
-Повышение эффективности изучения материала;
-Развитие информационно-коммуникационной лингвистической среды;
-Формирование коммуникативных и аудитивных компетенций учащихся
Новизна проекта:
Инновационный педагогический проект имеет ряд преимуществ.
Во–первых, происходит изменение роли учителя, из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной креативно-коммуникативной среды деятельности своих учеников.
Во–вторых, присутствует информационно-коммуникационная составляющая учебного процесса, что важно для современной образовательной действительности.
В третьих, через мотивационный настрой учащихся и готовности говорить на английском и французском языках в различных разговорных формах: полилог, диалог, монолог формируются ключевые компетенции.
В четвертых, увеличивается мотивационный потенциал для всех субъектов образовательного процесса.
География проекта: 168063, Республики Коми, Усть-Куломский район,
с. Руч, ул Центральная, д. 225
Целевая группа:
Участники образовательных отношений МОУ Ручевской СОШ Республики Коми Усть-Куломского района с.Руч.
Краткое описание проекта
В школе рабочей группой организована работа над дооснащением лингафонного кабинета. Изучены проблемные моменты внедрения информационных технологий в работу педагогических работников школы; озвучены направления работы над реализацией проекта. По возможности будут найдены партнеры (предприятия и организации, советы) - помощники в реализации проекта.
Разработка вариантов управленческих решений по дооснащению лингафонного кабинета:
Изучение и анализ различных информационных источников по теме проекта.
Определение инфраструктуры лингафонного кабинета и его дооснащение.
Сформирование банка компетентно выстроенных заданий обучения устной речи и аудирования в лингафонном кабинете.
Составление и апробация проектов уроков по развитию коммуникативных и аудитивных навыков учащихся с применением полилогов и диалогов.
Составление методических рекомендаций для учителей по данной тематике.
В 3 четверти 2021-2022 учебного года будут подведены итоги и проанализированы результаты педагогических решений. Все это будет отражаться на сайте школы.
Тип проекта по методу: Практико – ориентированный.
Тип проекта по цели: Долгосрочный
Принципы проекта:
Открытость: возможность включения в разработку и реализацию проекта всех заинтересованных субъектов.
Целостность: Соединение образовательного процесса с компетентностным воплощением его в модернизационно-информационную среду.
Сотрудничество: комплексная работа и взаимодействие с каждым обучающимся.
Саморазвитие: формирование умения гибкости и динамичности коммуникативных навыков у учащихся, которые способны реализовываться и быть готовыми к изменениям на уроках устной речи и аудирования.
Диагностируемость: наличие обратной связи и мониторинг функционирования информационно-коммуникационных средств обучения на практике.
Конструктивная целостность: установление прочной взаимосвязи с учащимися в ходе занятий в лингафонном кабинете и проектирование дальнейшей деятельности в процессе реализации составленной системы коммуникативного общения.
Целевые группы: субъекты образовательного процесса
Инновационный проект направлен:
на учащихся 2-11 классов, на формирование у них аудитивных и коммуникативных компетенций с использованием информационно-коммуникационных технологий;
на педагогов – новаторов, использующих на своем уроке новые методы и формы обучения.
Календарный план проекта, механизм реализации.
Основные мероприятия | Сроки реализации | Ответственные | Результат |
Создание рабочей группы, состоящей из заинтересован ных лиц для работы над проектом | До 25.04 2021 | Рабочая группа: Попова Т.Н., зам. директора по УР; Пименова М.В., заместитель директора по ВР; Грумеза Ю.В., учитель иностранных языков
| - Подготовительный этап: |
Изучение проблемных моментов внедрения информационных технологий в работу учителя иностранных языков. Поиск партнеров (предприятия и организации, советы)- помощников в реализации проекта Определение инфраструктуры школьной информационной среды. | Апрель-май 2021г. | Попова Т.Н., зам. директора по УР | -Сбор и анализ необходимых информационных источников по теме и собственные разработки на основе информационно-коммуникационных технологий; -Анализ состояния использования ресурсно-компьютерного оборудования в кабинете иностранного языка, готовности педагогических кадров. -Сотрудничество с учителем иностранных языков с целью выявления проблем в преподавании иностранных языков; -Структурирование собранного необходимого материала; |
май –август 2021г. сентябрь 2021г. 1,2 четверть 2021г. | Пименова М.В., зам. директора по ВР Администрация школы Администрация, учитель иностранных языков | -Сбор ресурсов для реализации проекта: (по возможности) -Приобретение, установка и дооснащение кабинета иностранных языков. -Формирование банка компетентно- выстроенных заданий обучения устной речи и аудирования в лингафонном кабинете. - Составление и апробация проектов уроков по развитию коммуникативных и аудитивных навыков учащихся с применением полилогов и диалогов учителем иностранных языков; - Составление методических рекомендаций администрацией школы для учителя по данной тематике. - Разработка рефлексии и критериев диагностики сформированности ключевых компетенций учащихся. | |
Проведение итогов и анализ результатов проекта и оповещение участников образовательных отношений о достигнутых результатах | 3 четверть 2022г. | Администрация | -Мониторинг эффективности деятельности школы в новых условиях. -Изучение, анализ и обобщение результатов внедрения инновационного проекта. -Совершенствование программно-технологического обеспечения. -Обсуждение результатов проекта. -Обобщение и распространение опыта по созданию проекта. -Сотрудничество с районной газетой с целью распространения информации о проведенной работе. |
Ожидаемые результаты
-Систематизация информационных источников по теме проекта
- Модернизация кабинета иностранных языков
-Приобретение необходимого оборудования и программного обеспечения.
-Дооснащение автоматизированных рабочих мест.
-Функционирование кабинета иностранных языков с выходом в интернет
- Функционирование лингафонного кабинета
- Совершенствование банка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса в ОУ
-Проектирование заданий на формирование коммуникативной компетенции учащихся с использованием полилогов и мультимедийное сопровождение;
пакета компетентностно – ориентированных заданий (аудитивного и коммуникативного характера) для обучающихся
-Методические рекомендации для учителей.
-Качественный анализ результатов деятельности
-Работа над оглашением результатов проекта в информационных сетях
Оценка риска:
Внутренние риски
Урок устной речи и аудирование с формами полилогического, диалогического общения и аудирования занимают весь урок. Уроки устной речи и аудирования должны чередоваться с уроками грамматики и лексики.
Значительное возрастание нагрузки на преподавателя, по причине отсутствия в учебно-методических комплексах новейших разработок уроков в лингафонном кабинете с использованием полилогического общения влияет на то, что на практике в школе данный вид деятельности не применяется.
Внешние риски
В результате подготовки к ВПР и ГИА по аудированию в наушниках лингафонной системы, есть риск первоначального не понимания рассеянного аудирования (через колонки), так как учащиеся привыкают к речи учителя.
К тому же не все педагоги могут и хотят применять специально-разработанные полилоги, диалоги и монологические высказывания, а также осуществлять отбор заданий, направленных на формирование и автоматизирование аудитивных и фонетических навыков учащихся, так как система лингафонного кабинета предполагает высокую стоимость, что может позволить себе не каждое образовательное учреждение, а также требует постоянных разработок уроков, совмещенных с основной школьной программой
Эффекты реализации проекта
Участники | Ожидаемые результаты | Ожидаемые эффекты |
1. Администрация | 1.1. 1 Развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени. 1.1.2. Создание нового содержательного имиджа школы, соответствующей государственному и социальному заказу. 1.1.3. Участие в различных методических конкурсах, публикации, распространение опыта, открытие тематической педагогической мастерской на образовательном портале. | 1.2.1. Повышение качества знаний по иностранным языкам на уроках, по результатам ВПР, ГИА. 1.2.2. Оперативное обновление методического обеспечения учебного процесса |
2.Учитель | 2.1.Внедрение в педагогическую практику использования полилогов и мультимедийного сопровождениея; 2.2.Повышение методической компетентности в области современных технологий. | 2.2.1. Повышение эффективности процесса обучения. 2.2.2. Динамика педагогического роста. |
3.Обучающиеся | 3.1. Повышение уровня сформированных аудитивных и коммуникативных компетенций учащихся | 3.2.1. Повышение мотивации учащихся к обучению английского и французского языков. |
Бюджет. Возможное финансовое обеспечение.
Финансовое обеспечение данного Проекта будет реализовываться из бюджетных и внебюджетных средств, а также из дополнительных источников финансирования.
Для реализации проекта необходимо ресурсное обеспечение, включающее в себя три составляющих:
Квалифицированный, ИКТ-компетентный педагогический состав:являются ИКТ-компетентными пользователями – 100%.
2) Современные электронные образовательные ресурсы.Важнейшим условием успешной реализации проекта в школе является накопленный опыт по использованию электронных образовательных ресурсов учителями в образовательном процессе.
3)Техническая и коммуникационная готовность образовательного учреждения, наличие Интернета.На сегодняшний день в кабинете иностранных языков не достаточно созданы материально-технические условия для успешного осуществления учебно-воспитательного процесса:
№ | Показатели (абсолютные) | Значение |
1 | Количество ноутбуков | 1 |
2 | Наличие выхода в Интернет | Да |
3 | Регулярно (не реже 1 раза в неделю) обновляемый сайт в сети Интернет | Да |
4 | Количество мультимедийных проекторов | 1 |
5 | Количество наушников и микрофонов | 0 |
6 | Количество лингафонных кабинок | 10 |
Таким образом, для реализации данного проекта необходимы:
- Ноутбук;
-Программное обеспечение на компьютеры с устаревшими программами;
-Наушники с микрофонами;
СМЕТА
Необходимое материально-техническое обеспечение | количество | Цена | Расход |
Ноутбук | 1 | 30000,00 | 30000,00 |
Приобретение наушников с микрофонами | 5 | 2000,00 | 10000,00 |
Программное обеспечение "НордМастер® 5.0" для учителя + "НордКлиент®5.0" для ученика | 1 | 25000,00 | 25000,00 |
Сумма, необходимая для реализации проекта равна 65000,00рублей
(шестьдесят пять тысяч руб. 00 коп).
Критерии оценки
Инновационный педагогический проект охватит всех учащихся 2-11 классов. Эффективность результатов реализации проекта школы предполагается отследить по следующим критериям:
Для школы:
повышение качества образования;
создание методических разработок
Для учителя:
создание условий для дифференцированного обучения;
оптимизация рабочего времени;
применение новых образовательных ресурсов, облегчающих проведение уроков, и возможности создания собственных учебных ресурсов;
повышение методической компетентности и уровня информационной культуры как составляющей профессионального мастерства учителя;
внедрение на практике использования лингафонной системы на уроках иностранных языков.
Для ученика:
повышение мотивации учения;
расширение ресурсов для обучения;
возможность более полного самовыражения;
повышение коммуникативных навыков
Заключение
Дооснащение лингафонного кабинета будет активно способствовать реализации Программы развития школы. Формирование материальной базы и образовательной среды кабинета иностранного языка являются закономерным шагом в формировании коммуникативных и аудитивных навыков учащихся на уроках иностранного языка и позволят решить главную задачу – повысить качество подготовки учащихся. Критерием оценки будут результаты применения нового программного оборудования в дооснащенном лингафонном кабинете и результаты достижений обучающихся школы.