Статья «Профильные лагеря как эффективное средство формирования учебно-исследовательских компетенций учащихся»

0
0
Материал опубликован 12 March 2019

Профильные лагеря как эффективное средство формирования

учебно-исследовательских компетенций учащихся

Данилова Вера Леонидовна, методист, педагог дополнительного образования

АОУ УР «Региональный образовательный центр одаренных детей»

Одна из самых эффективных форм непрерывного естественнонаучного образования, при которой учащиеся изучают окружающий мир непосредственно, на примере реальных природных объектов – животных, растений, целых природных комплексов – в естественных условиях их существования, являются профильные лагеря. Именно в подобных лагерях имеются все вышеперечисленные условия, способствующие формированию исследовательских компетенций школьников.

Профильные республиканские лагеря «Юный эколог» и «Исследователь» организуются АОУ УР «Региональный образовательный центр одаренных детей» с 2000 года. За этот период обучение прошли более 1000 школьников УР. Подавляющее большинство из них в дальнейшем стали участниками районных, республиканских и всероссийских мероприятий.

Основная цель лагеря – научить производить наблюдения и исследования окружающей среды своей местности и вести пропаганду бережного к ней отношения.

Реализации цели способствует выполнение следующих задач:

создание условий для развития активной жизненной позиции и творческих способностей учащихся через участие в исследовательской и проектной деятельности;

расширение информационного пространства учащихся через выполнение самостоятельных экологических исследований;

обучение учащихся основным научным методикам исследования природы;

организация системы оздоровительных мероприятий для детей и подростков;

формирование культуры поведения в окружающей среде.

Профильный лагерь создает условия для формирования внутренней мотивации школьников к исследовательской деятельности. Здесь происходит интеграция теоретической естественнонаучной подготовки учащихся и эмпирического опыта при проведении учебного исследования. Он помогает преодолеть противоречие между достаточным уровнем теоретических знаний и низким уровнем сформированности практических и исследовательских компетенций выпускников школ.

Именно профильный лагерь помогает вовлечь детей в конкретную исследовательскую и природоохранную деятельность с использованием методик и подходов краеведческой и полевой экспедиционной работы, дает возможность изучить природу «изнутри». Кроме того, исследовательская и проектная деятельность является действенным средством подготовки обучающихся к написанию самостоятельных исследовательских работ, проектов, рефератов позволяет формировать активную жизненную позицию и помогает выбору профессии.

Участниками лагеря становятся учащихся 7-10 классов организаций общего и дополнительного образования. Отбор участников происходит по результатам республиканских конкурсов естественнонаучной направленности, которые проводит АОУ УР «Региональный образовательный центр одаренных детей».

Лагерная жизнь включает в себя три направления деятельности участников:

Первое направление

Второе направление

Третье направление

Исследовательское и проектное - предполагает получение знаний в области экологии, освоение и приобретение навыков проектной и исследовательской деятельности через проведение практических занятий, экскурсий, выполнение самостоятельной исследовательской работы.

Оздоровительное - включает в себя проведение утренних зарядок, участие в спортивных мероприятиях.

Творческое - заключается в проведении вечерних коллективных творческих дел и защиту исследовательских проектов.

В ходе реализации программ профильных лагерей используются в основном индивидуальные и групповые формы работы с учащимися.

Участники лагеря под руководством преподавателей Удмуртского государственного университета планируют и выполняют исследовательские проекты, изучают методики исследования. Общение с учеными мотивирует школьников на самостоятельную исследовательскую деятельность и способствует выбору профессии – 70 % участников профильных лагерей в дальнейшем поступили в ВУЗы естественнонаучного профиля.

В конце смены учащиеся оформляют и защищают исследовательские работы на итоговой конференции по 3 номинациям – «Экология», «Зоология», «Ботаника».

Таким образом, во время лагерной смены школьники успешно овладевают практическими навыками изучения и охраны природы, применяют ранее полученные теоретические знания в области экологии. Знания, умения и навыки, полученные школьниками при освоении программы лагеря, позволяют им самостоятельно подготовить исследовательские работы и проекты для выступления на экологических конкурсах и конференциях различного уровня. Исследовательская и проектная деятельность является действенным средством подготовки обучающихся к написанию самостоятельных исследовательских работ, проектов, рефератов позволяет формировать активную жизненную позицию и помогает выбору профессии.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации