12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Зарипова Наталья Леонидовна320
Россия, Удмуртская респ., Яр
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык Класс: 4 УМК: «Школа России»

Тема урока: Состав слова. Приставки и суффиксы.

Тип урока: урок изучения нового

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:


Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

- ознакомление с алгоритмом нахождения в слове приставки и суффикса

2 уровень – воспроизведение алгоритма в известных ситуациях

Регулятивные

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.

2 уровень – проявлять познавательную инициативу в постановке новых учебных задач.

3 уровень – самостоятельная постановка целей урока.

3 уровень – адекватно оценивать правильность выполнения своих действий и действий партнера

3 уровень – вносить коррективы по ходу реализации учебного действия и в конце его выполнения.

2 уровень – адекватное понимание и принятие предложений учителя, товарищей.

Познавательные

- использовать знаково-­символические средства, в том числе схемы;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

2 уровень – использование знаково-символических средств для решения учебно-познавательных и практических задач.

3 уровень – самостоятельно использовать мыслительные операции для построения рассуждений и установления причинно-следственных связей.

Коммуникативные

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- строить понятные для партнёра высказывания.

3 уровень – способность строить высказывания и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

2 уровень – способность обосновывать собственную позицию и ориентироваться на позицию партнера в общении.

3 уровень – способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.

Личностные

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- учебно­-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата;

- способность к оценке своей учебной деятельности;

- установка на здоровый образ жизни.

3 уровень - положительное отношение к школе, понимание необходимости учения.


3 уровень – устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.

3 уровень – положительная адекватная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего» ученика.




Ход урока

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодей-ствия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой

Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме.

















Актуализировать знания детей и мотивировать на изучение темы.




















Выявить место и причину затруднения, организовать постановку темы и целей урока.

Диалог

















Беседа






























Создание проблемной ситуации, беседа

Фронтальная

















Фронтальная, индивидуальная



























Фронтальная


Приветствует учащихся, создает доброжелательную атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку.








- Наш урок предлагаю начать с пословицы, записанной на слайде: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».

- Как вы её понимаете?

-Сегодня мы тоже попытаемся добавить к нашей мудрости небольшую частичку.

-Предлагаю начать с разминки – минутки чистописания.

-Выпишем каллиграфическим почерком буквы, буквосочетания, которые являются определёнными частями слова. Пишем их по одному разу.  При письме обратите внимание на интервал между буквами и слогами, наклон, параллельность элементов букв, высоту и ширину букв.

(Учитель показывает образец написания букв на доске)

Окончание в словах вьюги, зимняя.

Суффикс- адресок, мамин.

Корень – играть.

Приставка – дописать.


Проверка: и яя ок ин игр до

-Какую тему необходимо было вспомнить, выполняя это задание?

Учитель выдвигает проблемную ситуацию.

- В одной из школ ребята тоже изучали тему «Части слова». Послушайте, какая история произошла на уроке.

-Витя после участия в олимпиаде по русскому языку прибежал в класс и сказал своей учительнице, что он очень легко и быстро справился со всеми заданиями, даже очень сложными. Витя привел пример: «В задании надо было придумать как можно больше слов с приставкой «на».

«Я придумал много слов: наводнение, надо, набег, надежда, напугать, напиши». Ответ Вити учительницу озадачил, и она мальчика хвалить не стала.

-Ребята, что насторожило учителя в ответе Вити?

-Почему Витя ошибся?

-А какая еще часть слова чем-то похожа на приставку?

-О чем мы сегодня будем говорить? Попробуйте спрогнозировать тему урока.

-Какие задачи поставим перед собой на урок?

Приветствуют учителя и гостей, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу.







Объясняют смысл пословицы.








Записывают в тетрадях число, классная работа. Выделяют в словах известные части слова.




















Высказывают свое мнение.





Под руководством учителя формулируют тему и задачи урока, составляют план.


Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»

Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.

Предметные: находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.














Личностные: учебно­-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Ориентировочный

Организовать самостоятельное планирование

Беседа, диалог

Фронтальная

-Для того чтобы мы смогли успешно решить наши задачи, нам необходимо составить план. А поможет нам в этом лесенка.

- Что мы будем делать на 1 и 2 ступеньках?

- Что будем делать на 3 и 4 ступеньках?

Формулируют план работы с помощью опорных слов на лесенке.

Коммуникативные:

- строить понятные для партнёра высказывания.

Поисково-исследовательский этап

Организовать поиск решения проблемы

Анализ группы слов, эвристическая беседа, составление алгоритма, самостоятельная работа.

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Начинаем подниматься по нашей лесенке.

- Что такое приставка?

- Что такое суффикс?

- Эти научные слова пришли в наш язык из латинского языка. В переводе на русский язык они значат: приставка (её учёные называют ещё по-другому – префикс) – «приставленный впереди», а суффикс – «подставленный».

- Какую роль они выполняют в слове? Приведите примеры.

Учитель организует работу по учебнику.

- Рассмотрим первую группу слов в упражнении 86 на странице 55. Прочитайте их про себя. Как вы думаете, в каких словах выделенная часть является приставкой?

- Составим алгоритм нахождения в слове приставки? Обсудите в парах

1. Подбираем однокоренные слова

2. Выделяем корень слова.

3. Находим часть слова, стоящую  до корня.

- Рассмотрите вторую группу слов в упражнении 86 на стр. 55.

- В каких словах выделенная часть является суффиксом?

- Как найти в слове суффикс? Обсудите в парах.

1. Найти окончание (изменить слово). Изменим слово.

2. Найти корень (подобрать родственные слова).

3. Найти суффикс (находится между корнем и окончанием).

Организует самостоятельную работу, диктует слова.

-Запишите слова под диктовку, самостоятельно выделите приставки и суффиксы в словах. Воспользуйтесь алгоритмом нахождения приставки и суффикса.

Пригородный, безвкусное, подледный, наваристый, пододеяльник.

Организует проверку выполненной работы с пошаговым проговариванием алгоритма во внешней речи.

-1 ряд называет в словах приставки, проговаривая алгоритм нахождения, 2 ряд – суффиксы.

-Оцените свою работу.

Отвечают на вопросы учителя

















Знакомятся с упр. 86 на стр. 55. В результате совместного обсуждения выписывают слова с приставкой и суффиксом, выделяют их графически, объясняют свой выбор.

Формулируют алгоритм нахождения приставки и суффикса.




















Записывают слова под диктовку, выделяют в словах приставки и суффиксы. Выполняют самооценку работы.


Предметные: находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные:

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания.

















Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; осуществлять пошаговый контроль выполнения учебного действия и вносить соответствующие коррективы.


Физминутка





-Мы поднялись на две ступеньки. Пора немного отдохнуть.

Игра «Дотянись до звезды» расслабляет и дает набраться оптимизма, укрепляет уверенность детей в том, что они способны достичь цели.

-Встаньте удобно и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха.

Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую-нибудь звезду, которая ассоциируется с мечтой – желанием что-то иметь или кем-то стать.

- Теперь откройте глаза и протяните руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно сможете достать рукой свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой в красивую просторную корзину.

Опустите руки и закройте глаза. Выберите прямо у себя над головой другую сверкающую звездочку, которая напоминает вам о другой вашей мечте.

- Теперь откройте глаза, потянитесь обеими руками как можно выше и достаньте до неба. Сорвите эту звездочку с неба и положите в корзину к первой звезде.

Сорвите еще несколько звездочек. Дышите так: глубокий вдох, когда тянетесь за звездой, и выдох, когда достаете ее и кладете в корзину.

Выполняют физминутку.

Личностные: установка на здоровый образ жизни.

Практический этап

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление материала

Работа с упражнением в учебнике.

Индивидуальная

- С новыми силами постараемся закрепить наши знания при выполнении упражнения 87 на странице 55.

- Запишите 1 и 2 части текста самостоятельно.


- Проверим, какие буквы вы вставили в слова. Посмотрите на экран. Проверьте свою работу самостоятельно и оцените правильность ее выполнения.

-Выберите одно слово и объясните его написание всему классу.

-Выделим в глаголах приставки.


-Выпишите из текста по два слова, которые соответствую схемам.


Знакомятся с текстом, определяют его тему, озаглавливают и делят на части.

Списывают первую и вторую части текста, вставляя пропущенные буквы.




Проверяют и оценивают свою работу.








Выделяют в глаголах приставки с опорой на алгоритм.

Находят по два слова, которые соответствуют схемам, объясняют свой выбор.

Предметные: находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

Познавательные:

- использовать знаково—символические средства, в том числе схемы; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания.

Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата;

способность к оценке своей учебной деятельности.

Рефлексивно-оценочный

Осмысление процесса и результата деятельности.

Беседа, игра «Крестики-нолики»

Индивидуальная, работа в парах

Учитель организует проверку усвоения изученного материала.

- Вспомним пословицу, с которой начинали урок. Много ли мы мудрости добавили? Давайте проверим.

В этом нам поможет игра «Крестики-нолики». У каждого на карточке находится поле для игры и утверждения. Если вы с ним согласны, в клеточке ставите Х, если не согласны 0 . Отмечать начнёте с той клеточки, в которой стоит точка, двигаясь по рядам слева направо.

t1571331382aa.gif

Итак, начинаем.

Корень – это главная часть предложения (-)

Родственные слова ещё называют однокоренными (+)

Верно ли, что у слов носик и носильщик одинаковый корень?(-)

В слове наклейка приставка НА. (+)

Окончание – это изменяемая часть слова.(+)

Суффикс помогает образовывать новые слова. (+)

Приставка это главная общая часть родственных слов. (-)

Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. (+)

Суффикс – это часть речи. (-)

Проверим ваши ответы. Для этого поменяйтесь тетрадями. Проверить ответы будет очень легко. Сравните рисунок в тетради с рисунком на экране. Оцените свою работу по следующим критериям:

-Работа выполнена без ошибок – отметка «5»;

-Допущены 1-2 ошибки – отметка «4»

-Допущены 3-4 ошибки отметка «3».

t1571331382ab.gif

-Что у вас получилось сегодня лучше всего?

-В чем испытывали затруднение?

-Дома постараетесь применить знания, полученные на уроке, и выполнить упр. 88 на стр. 56. У кого появились вопросы по домашнему заданию?

-За что, вы бы могли похвалить себя или своих одноклассников?

Учитель отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу на уроке.

- Я благодарю вас за успешную работу на уроке.








Выполняют тест

Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата; способность к оценке своей учебной деятельности.

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей.





























Регулятивные:

адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей, учителя.

Коммуникативные:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные: способность к оценке своей учебной деятельности.



























Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (1)

Россиева Антонина Владимировна, 17.10.19 в 21:57 1Ответить Пожаловаться
Очень интересная разработка) Спасибо)
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.