Урок русского языка в 4 классе по теме «Состав слова. Приставки и суффиксы»
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык Класс: 4 УМК: «Школа России»
Тема урока: Состав слова. Приставки и суффиксы.
Тип урока: урок изучения нового
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные | - ознакомление с алгоритмом нахождения в слове приставки и суффикса | 2 уровень – воспроизведение алгоритма в известных ситуациях |
Регулятивные | - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей. | 2 уровень – проявлять познавательную инициативу в постановке новых учебных задач. 3 уровень – самостоятельная постановка целей урока. 3 уровень – адекватно оценивать правильность выполнения своих действий и действий партнера 3 уровень – вносить коррективы по ходу реализации учебного действия и в конце его выполнения. 2 уровень – адекватное понимание и принятие предложений учителя, товарищей. |
Познавательные | - использовать знаково-символические средства, в том числе схемы; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | 2 уровень – использование знаково-символических средств для решения учебно-познавательных и практических задач. 3 уровень – самостоятельно использовать мыслительные операции для построения рассуждений и установления причинно-следственных связей.
|
Коммуникативные | - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - формулировать собственное мнение и позицию; - строить понятные для партнёра высказывания. | 3 уровень – способность строить высказывания и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. 2 уровень – способность обосновывать собственную позицию и ориентироваться на позицию партнера в общении. 3 уровень – способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.
|
Личностные | - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата; - способность к оценке своей учебной деятельности; - установка на здоровый образ жизни. | 3 уровень - положительное отношение к школе, понимание необходимости учения. 3 уровень – устойчивая учебно-познавательная мотивация учения. 3 уровень – положительная адекватная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего» ученика. |
Ход урока
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Формы учебного взаимодей-ствия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД и предметные действия |
Мотивационно-целевой | Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме. Актуализировать знания детей и мотивировать на изучение темы. Выявить место и причину затруднения, организовать постановку темы и целей урока. | Диалог Беседа Создание проблемной ситуации, беседа | Фронтальная Фронтальная, индивидуальная
Фронтальная | Приветствует учащихся, создает доброжелательную атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку. - Наш урок предлагаю начать с пословицы, записанной на слайде: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости». - Как вы её понимаете? -Сегодня мы тоже попытаемся добавить к нашей мудрости небольшую частичку. -Предлагаю начать с разминки – минутки чистописания. -Выпишем каллиграфическим почерком буквы, буквосочетания, которые являются определёнными частями слова. Пишем их по одному разу. При письме обратите внимание на интервал между буквами и слогами, наклон, параллельность элементов букв, высоту и ширину букв. (Учитель показывает образец написания букв на доске) Окончание в словах вьюги, зимняя. Суффикс- адресок, мамин. Корень – играть. Приставка – дописать. Проверка: и яя ок ин игр до -Какую тему необходимо было вспомнить, выполняя это задание?
Учитель выдвигает проблемную ситуацию. - В одной из школ ребята тоже изучали тему «Части слова». Послушайте, какая история произошла на уроке. -Витя после участия в олимпиаде по русскому языку прибежал в класс и сказал своей учительнице, что он очень легко и быстро справился со всеми заданиями, даже очень сложными. Витя привел пример: «В задании надо было придумать как можно больше слов с приставкой «на». «Я придумал много слов: наводнение, надо, набег, надежда, напугать, напиши». Ответ Вити учительницу озадачил, и она мальчика хвалить не стала. -Ребята, что насторожило учителя в ответе Вити? -Почему Витя ошибся? -А какая еще часть слова чем-то похожа на приставку? -О чем мы сегодня будем говорить? Попробуйте спрогнозировать тему урока. -Какие задачи поставим перед собой на урок? | Приветствуют учителя и гостей, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу. Объясняют смысл пословицы. Записывают в тетрадях число, классная работа. Выделяют в словах известные части слова. Высказывают свое мнение. Под руководством учителя формулируют тему и задачи урока, составляют план. | Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание. Предметные: находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс. Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. |
Ориентировочный | Организовать самостоятельное планирование | Беседа, диалог | Фронтальная | -Для того чтобы мы смогли успешно решить наши задачи, нам необходимо составить план. А поможет нам в этом лесенка. - Что мы будем делать на 1 и 2 ступеньках? - Что будем делать на 3 и 4 ступеньках? | Формулируют план работы с помощью опорных слов на лесенке. | Коммуникативные: - строить понятные для партнёра высказывания.
|
Поисково-исследовательский этап | Организовать поиск решения проблемы | Анализ группы слов, эвристическая беседа, составление алгоритма, самостоятельная работа. | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах. | Начинаем подниматься по нашей лесенке. - Что такое приставка? - Что такое суффикс? - Эти научные слова пришли в наш язык из латинского языка. В переводе на русский язык они значат: приставка (её учёные называют ещё по-другому – префикс) – «приставленный впереди», а суффикс – «подставленный». - Какую роль они выполняют в слове? Приведите примеры. Учитель организует работу по учебнику. - Рассмотрим первую группу слов в упражнении 86 на странице 55. Прочитайте их про себя. Как вы думаете, в каких словах выделенная часть является приставкой? - Составим алгоритм нахождения в слове приставки? Обсудите в парах 1. Подбираем однокоренные слова 2. Выделяем корень слова. 3. Находим часть слова, стоящую до корня. - Рассмотрите вторую группу слов в упражнении 86 на стр. 55. - В каких словах выделенная часть является суффиксом? - Как найти в слове суффикс? Обсудите в парах. 1. Найти окончание (изменить слово). Изменим слово. 2. Найти корень (подобрать родственные слова). 3. Найти суффикс (находится между корнем и окончанием). Организует самостоятельную работу, диктует слова. -Запишите слова под диктовку, самостоятельно выделите приставки и суффиксы в словах. Воспользуйтесь алгоритмом нахождения приставки и суффикса. Пригородный, безвкусное, подледный, наваристый, пододеяльник. Организует проверку выполненной работы с пошаговым проговариванием алгоритма во внешней речи. -1 ряд называет в словах приставки, проговаривая алгоритм нахождения, 2 ряд – суффиксы. -Оцените свою работу. | Отвечают на вопросы учителя Знакомятся с упр. 86 на стр. 55. В результате совместного обсуждения выписывают слова с приставкой и суффиксом, выделяют их графически, объясняют свой выбор. Формулируют алгоритм нахождения приставки и суффикса. Записывают слова под диктовку, выделяют в словах приставки и суффиксы. Выполняют самооценку работы. | Предметные: находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс. Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания. Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; осуществлять пошаговый контроль выполнения учебного действия и вносить соответствующие коррективы. |
Физминутка | | | | -Мы поднялись на две ступеньки. Пора немного отдохнуть. Игра «Дотянись до звезды» расслабляет и дает набраться оптимизма, укрепляет уверенность детей в том, что они способны достичь цели. -Встаньте удобно и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую-нибудь звезду, которая ассоциируется с мечтой – желанием что-то иметь или кем-то стать. - Теперь откройте глаза и протяните руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно сможете достать рукой свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой в красивую просторную корзину. Опустите руки и закройте глаза. Выберите прямо у себя над головой другую сверкающую звездочку, которая напоминает вам о другой вашей мечте. - Теперь откройте глаза, потянитесь обеими руками как можно выше и достаньте до неба. Сорвите эту звездочку с неба и положите в корзину к первой звезде. Сорвите еще несколько звездочек. Дышите так: глубокий вдох, когда тянетесь за звездой, и выдох, когда достаете ее и кладете в корзину. | Выполняют физминутку. | Личностные: установка на здоровый образ жизни. |
Практический этап | Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление материала | Работа с упражнением в учебнике. | Индивидуальная | - С новыми силами постараемся закрепить наши знания при выполнении упражнения 87 на странице 55. - Запишите 1 и 2 части текста самостоятельно.
- Проверим, какие буквы вы вставили в слова. Посмотрите на экран. Проверьте свою работу самостоятельно и оцените правильность ее выполнения. -Выберите одно слово и объясните его написание всему классу. -Выделим в глаголах приставки. -Выпишите из текста по два слова, которые соответствую схемам. | Знакомятся с текстом, определяют его тему, озаглавливают и делят на части. Списывают первую и вторую части текста, вставляя пропущенные буквы. Проверяют и оценивают свою работу. Выделяют в глаголах приставки с опорой на алгоритм. Находят по два слова, которые соответствуют схемам, объясняют свой выбор. | Предметные: находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. Познавательные: - использовать знаково—символические средства, в том числе схемы; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания. Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата; способность к оценке своей учебной деятельности. |
Рефлексивно-оценочный | Осмысление процесса и результата деятельности. | Беседа, игра «Крестики-нолики» | Индивидуальная, работа в парах | Учитель организует проверку усвоения изученного материала. - Вспомним пословицу, с которой начинали урок. Много ли мы мудрости добавили? Давайте проверим. – В этом нам поможет игра «Крестики-нолики». У каждого на карточке находится поле для игры и утверждения. Если вы с ним согласны, в клеточке ставите Х, если не согласны 0 . Отмечать начнёте с той клеточки, в которой стоит точка, двигаясь по рядам слева направо.
– Итак, начинаем. Корень – это главная часть предложения (-) Родственные слова ещё называют однокоренными (+) Верно ли, что у слов носик и носильщик одинаковый корень?(-) В слове наклейка приставка НА. (+) Окончание – это изменяемая часть слова.(+) Суффикс помогает образовывать новые слова. (+) Приставка это главная общая часть родственных слов. (-) Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. (+) Суффикс – это часть речи. (-) –Проверим ваши ответы. Для этого поменяйтесь тетрадями. Проверить ответы будет очень легко. Сравните рисунок в тетради с рисунком на экране. Оцените свою работу по следующим критериям: -Работа выполнена без ошибок – отметка «5»; -Допущены 1-2 ошибки – отметка «4» -Допущены 3-4 ошибки отметка «3».
-Что у вас получилось сегодня лучше всего? -В чем испытывали затруднение? -Дома постараетесь применить знания, полученные на уроке, и выполнить упр. 88 на стр. 56. У кого появились вопросы по домашнему заданию? -За что, вы бы могли похвалить себя или своих одноклассников? Учитель отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу на уроке. - Я благодарю вас за успешную работу на уроке. | Выполняют тест | Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата; способность к оценке своей учебной деятельности. Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей. Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей, учителя. Коммуникативные: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание; формулировать собственное мнение и позицию. Личностные: способность к оценке своей учебной деятельности. |
Россиева Антонина Владимировна