Упражнения для детей 1,5-2 лет, помогающие малышу заговорить
Упражнения для детей 1,5-2 лет, помогающие малышу заговорить
Каждый родитель с нетерпением ждет, когда же его малыш заговорит. Этот момент очень долгосрочен, если ребёнку не помочь в этом. Век технологий очень отодвинул процесс говорения детей, и наша задача всеми силами помочь ребенку в этом сложном процессе.
С самого рождения, возможно и до, мы разговариваем с ребёнком, читаем сказки, поём колыбельные. Часто используем поющие игрушки. По мере взросления малыша, задачи родителя усложняются, не только в бытовом плане, но и в процессе речевого развития ребёнка. Наша задача помочь малышу на этом шаге.
Хочу предложить упражнения, которые ускорят процесс начала говорения ребёнка.
Звукоподражание
С чего начинается слово? Конечно, со звука. Точно также осознанная речь ребёнка начинается со звукоподражаний. Произнесение звукоподражаний способствует тренировке артикуляционного аппарата, даёт возможность соотносить слово и предмет, который оно называет, а, следовательно, ускоряет переход к полноценной речи.
1) Вначале работаем над гласными.
- Девочка качает куклу: «А-а-а!». Одновременно имитируем укачивание куклы. Обращаем внимание ребёнка на свой рот, показываем, как нужно открывать рот, когда поём.
- У мальчика болит ухо: «О-о-о!». Прижимаем ладошку к уху и качаем головой.
- Гудит пароход: «У-у-у!». Демонстрируем, как губы вытянуты трубочкой.
2) Далее отрабатываем слияния гласных звуков.
- Маша заблудилась в лесу: «Ау! Ау!».
- Показываем ослика, говорим: «Иа! Иа!».
3) Переходим к произнесению согласных звуков, которые имеют определённый смысл.
- Деревья шумят: «Ш-ш-ш». Поднимаем руки, качаем ими из одной стороны в другую.
- Поёт комар: «З-з-з». Указательным пальцем рисуем в воздухе круги.
- Поёт жук: «Ж-ж-ж». Можно предложить посоревноваться с крохой, чей жук дольше пожужжит.
- Ёжик фыркает: «Ф-ф-ф». Предлагаем пофыркать, как ёжики.
4) Далее – звукоподражательные слоги и слова.
• Подражание голосам животных (самая любимая тема у всех детей): собака – гав, коза – ме-е, лягушка – ква, кукушка – ку-ку, мышка – пи-пи и т.д.
• Подражание бытовым шумам: часы тикают – тик-так, вода капает – кап-кап, малыш топает – топ-топ, ножницы режут – чик-чик и т.д.
• Подражание транспортным шумам: машина – би-би, поезд – ту-ту, паровоз – чух-чух и т.д.
Дыхательная гимнастика
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
«Кораблики» Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней—бумажные «кораблики», которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его другому «берегу».
«Снег и ветер» Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики--«снег»-- и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола.
«Кто спрятался?» На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосочками гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку.
«Пузырьки» Это игра, которую почти все родители считают баловством, и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.
«Дудочка» Используем всевозможные свистки, детские музыкальные инструменты, колпачки от ручек. Дуем в них.
Стихи-болтушки
Где же наша кисонька,
Кисонька-мурлысенька?
Хочет киска молочка?
Да-да-да?Да-да-да!
Скажем киске:
"На-на-на!На-на-на!На-на-на!
Киска, приходи скорей,
Приводи с собой друзей!
Вот барашек:
Бе-бе-бе!
Вот и козлик:
Ме-ме-ме!
Вы хотите молочка?
Не-не-не!Не-не-не!
Бе-бе-бе!Ме-ме-ме!
Бьют копытцами они:
Сено поскорей неси!
Бе-бе-бе! Ме-ме-ме!
Ме-ме-ме! Бе-бе-бе!
Наши уточки с утра:
- Кря, кря, кря;
Наши гуси у пруда:
- Га, га, га;
Наши птички высоко:
- Чик, чирик;
Наши курочки в окно:
- Ко, ко, ко.
Чтение книг
Чтение способствует развитию речи, пополняет словарный запас и расширяет кругозор ребёнка. Совсем маленьким крохам книгу подобрать намного проще. Это могут быть простые стишки, потешки, песенки. Можно приобрести любое печатное издание с простыми, добрыми, яркими и большими картинками. Листая страницы, нужно только рассказывать, кто или что изображено.
С детьми постарше уже немного сложнее. Необходимо выбрать такую книгу, которая заинтересует вашего малыша. А если эта книга произвела впечатление на ребёнка, то, возможно, он будет просить вас перечитывать ее снова и снова.
Игры с карточками
Развивающие дидактические карточки на сегодняшний день являются очень популярным материалом для занятий с детьми раннего и дошкольного возраста. Практически в каждой семье имеются наборы карточек различной тематики: игрушки, мебель, посуда, животные и т.д. Тематические карточки имеют большой развивающий потенциал, с их помощью можно тренировать память и внимание, развивать мышление, речь, воображение. Для детей раннего возраста, которые еще не умеют говорить, можно предложить следующие игры с карточками:
Покажите ребенку карточку и расскажите, что на ней изображено. Опишите ребенку свойства этого объекта (например, большой/маленький, живое/неживое, съедобное/несъедобное, ходит/летает/плавает и т.п.). Чтобы ребенок хорошо запомнил информацию, необходимо многократное повторение.
Попросите малыша найти заданную карточку среди нескольких. На первых порах ребенок может искать картинку по названию («Покажи, где кошка»). Постепенно усложняйте задание и просите найти изображенный предмет по его свойствам: «Покажи, кто говорит мяу?», «У кого большие уши?», «Кто умеет летать?» и т.д.
Не уставайте разговаривать с ребенком. Это основной залог развития связной речи. Занимайтесь регулярно и в ближайшее время вы увидите результат!
Кияйкина Наталья Федоровна