Урок геометрии в 9 классе «Уравнение окружности»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 с. Чермен»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Информационно-целевой блок
ФИО учителя Гурциев О.Л. Класс 9 предмет геометрия дата 16.11.2021 г.
Тема урока: «Уравнение окружности».
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Цель урока: выведение уравнения окружности и применение его при решение задач.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь использовать уравнение окружности при решении задач.
Метапредметные:
-регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свое предположение, уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок;
- коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
- познавательные: уметь преобразовывать информацию в другую форму.
Ресурсы (основные, дополнительные): Геометрия, учебник для 7-9 классов ОУ/Л.С. Атанасян, М. Просвещение, 2018, тесты, карточки самооценивания, проектор, экран, презентация, наглядный материал.
Организационная структура урока
Цели деятельности учителя | Образовательные: повторить материал, полученный на предыдущих уроках по теме «Метод координат» Развивающие: создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развития речи учащихся, мышления; создать условия для закрепления знаний учащихся в ходе решения задач; способствовать развитию логического мышления учащихся; формировать интерес к данной теме, готовность к самообразованию. Воспитательные: Воспитывать внимательность и аккуратность в вычислениях; требовательное отношение к себе и своей работе. | ||
Цели деятельности ученика | Обучающие: расширение понятийной базы по теме “Метод координат” за счет включения в нее новых элементов: уравнение окружности Развивающие: развитие логического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса. Воспитывающие: умение слушать и вступать в диалог; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужомумнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе. | ||
Термины | Окружность, центр окружности, радиус, хорда, диаметр | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные умения | Универсальные учебные действия | ||
Владеют базовым понятийным аппаратом; умеют применять метод координат | Познавательные: умеют устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать умозаключения, формулировать выводы. Регулятивные: понимают и сохраняют учебную задачу; умеют контролировать процесс и результат учебной деятельности. Коммуникативные: понимают и воспринимают на слух объяснение учителя; умеют работать в паре, группе. Личностные: проявляют познавательный интерес к изучению предмета | ||
Организация пространства | |||
Формы работы | Фронтальная (Ф); парная (П); индивидуальная (И); групповая (Г) | ||
Образовательные ресурсы | Задания для математического диктанта на слайдах презентации к уроку | ||
I этап. Организационный | |||
Цель: | Приветствие, организация внимания детей. Включение в деловой ритм. Задать благоприятный психологический настрой на работу. | ||
II этап. Мотивирование к учебной деятельности | |||
Цель деятельности | Задания для самостоятельной работы | ||
Проверить уровень теоретических знаний. Создать проблемную ситуацию. Информативность | (И) Математический диктант с последующей самопроверкой. 1. Найдите координаты центра окружности, если АВ - диаметр, А(2; -4), В(-6; 8). 2. Вычислите радиус окружности с центром в начале координат, проходящей через точку (12; -5). 3. Как называется геометрическая фигура, состоящая из множества всех точек плоскости, равноудаленных от данной точки? 4. Как называется хорда, проходящая через центр окружности? Проблемная ситуация: 5. Напишите уравнение окружности с центром в точке (-2; 2) и радиусом 13. Ответы: 1) (-2; 2); 2) 13; 3) окружность; 4) диаметр; 5) (х + 2)2 + (у - 2)2 = 169 | ||
III этап. Построение нового знания | |||
Цель деятельности | На доске слайды. | ||
Объяснить тему урока построить логическую цепь рассуждений | (Ф) Изучение нового материала. | ||
IV этап. Динамическая пауза | |||
Цель: снизить эмоциональную нагрузку. | (Г) Учитель показывает и комментирует движения. Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем | ||
V этап. Применение полученных знаний | |||
Цель деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Совершенствовать навыки решения задач | Устанавливает осознанность восприятия. 1. Решить № 969 (а). 2. Решить № 970, 971. (Г) Решить № 1002 (а) | Пары представляют свои решения, обсуждают возникшие вопросы. № 1002 (а). Решение: Координаты точек А, В и С должны удовлетворять уравнению окружности (х - а)2 + (у - b)2 = r2.Подставив в это уравнение координаты данных точек, получим систему трех уравнений относительно неизвестных а, b и r.
Вычтем из уравнения (1) сначала уравнение (2), а затем уравнение (3). Получим систему двух линейных уравнений с неизвестными а и b, которую учащиеся могут решить самостоятельно, Подставив эти значения в любое из уравнений, например в уравнение (1), находим значение г2и записываем искомое уравнение: | |
VI этап. Итоги урока. Рефлексия | |||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
-Оцените свою работу в паре, группе. | (И) Домашнее задание: повторить материал пунктов 93-94; решить задачи № 969 (б), 981 (решение есть в учебнике), 1002 (б) |
Использованная литература и источники Интернет
Геометрия: 7—9 кл. / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. — М.: Просвещение, 2018.
Иченская М. А. Самостоятельные и контрольные работы к учебнику Л. С. Атанасяна 7-9 классы. – Волгоград: Учитель, 2018.
Л.И.Звавич, Е.В.Потоскуев: Тесты по геометрии:9кл.- М.:Экзамен,2018
5