Урок геометрии в 5 классе коррекционной школы «Круг. Окружность»

4
0
Материал опубликован 10 January 2019 в группе

Пояснительная записка к презентации

Конспект урока

геометрии в 5 классе

Тема «Круг. Окружность»

Учебник М. Н. Перова Г. М. Капустина

«Математика» для 5 класса

специальных (коррекционных)

образовательных учреждений VIII вида

Москва «Просвещение» 2002

 

Разработала

Морозова Татьяна Сергеевна.

Тема: Круг. Окружность.( порядковый номер урока по теме 1)

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цель:

- формирование новых геометрических понятий учащихся по теме «Круг. Окружность»

Задачи:

-образовательные:

- познакомить учащихся с новыми понятиями: круг, окружность, радиус, диаметр, хорда;

- учить пользоваться циркулем для вычерчивания окружности при соблюдении правил безопасности при работе с колющими и режущими предметами;

- формировать наглядно-практического мышления; зрительное восприятие; графические навыки

- формировать навыки соотнесения учебной и познавательной деятельности с ориентировкой в окружающей действительности

- развивающие:

- формировать навыки самостоятельной, познавательной деятельности; 

- развивать пространственное мышление, наглядно-образное,

- развивать кругозор;

- обогащать словарный запас детей; формировать навыки работы с учебником;

- воспитательные:

- развивать познавательный интерес и регуляторные навыки через выполнение практической деятельности;

 -способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта, настойчивости для достижения цели.

Методическое оснащение:

- презентация «Круг. Окружность».

- экран, диапроектор

-цветная бумага, ножницы, клей, модели круга

-циркули

Формы работы: групповая, индивидуальная

Методы: - объяснительно-иллюстративный, , исследовательский.

Словарь:

-окружность

- радиус

-диаметр

-хорда

Ход урока:

Организационный момент.

- в классе «спрятаны» модели круга, на место сядет тот, кто найдёт круг красного (жёлтого и т.д.) цвета.

2. Актуализация знаний.

- Из каких геометрических фигур состоит рисунок (слайд 2)

Дети поочерёдно выходят к доске и называют знакомые фигуры, показывают их с помощью указки. (не названные фигуры показывает и называет учитель)

Подготовка к восприятию нового материала. (учебник стр 190 рис 83)

- как называются фигуры на чертеже (слайд 3)

- покажите незамкнутые кривые линии

- покажите замкнутые кривые линии

- покажите круг

4. Исследовательская работа.

- Берём шаблон круга, прикладываем к листу цветной бумаги, обводим карандашом.
Ребята, посмотрите какой след оставил карандаш? А теперь возьмем ножницы и аккуратно вырежем по той линии, которую оставил карандаш. Не забываем о правилах безопасности при работе с ножницами. Какая фигура получилась?
 
Правильно, получился, круг. Приклеиваем круг в тетрадь и подписываем. (слайд 4)

- Нет углов у меня 
И похож на блюдце я, 
На тарелку, колесо.
Кто же я такой, друзья ?
 (Круг)

- Теперь берём шаблон круга и обводим его в тетради. Ребята, посмотрите какой след оставил карандаш. Этот след от карандаша называется – окружность (слайд 4)

Если видишь солнце в небе, или чашку с молоком,
Видишь бублик или обруч, слышишь сказку с колобком,
В круглом зеркале увидел ты сейчас свою наружность.
И вдруг понял, что фигура называется …
окружность.
 

- Посмотрите, у вас в тетради есть окружность, нарисованная на бумаге и круг из цветной бумаги. Что у них общего? (Ответы детей).
А чем они отличаются? (Ответы детей).
Обратите внимание, что вначале у нас была окружность, но если мы вырежем ее, то получается фигура, которая называется, – круг.
5. Первичное закрепление нового материала.

- показать на слайде (слайд 5) предметы, имеющие форму окружности и форму круга

- прочитать название реального предмета и сказать, какую форму имеет данный предмет (слайд 6)

6. Физкультминутка.

Что ж, пора немного отдохнуть. Приглашаю всех на разминку. 
Сядьте ровно. Покажите мне руками маленькую окружность. А теперь представьте, что наша окружность раздувается, становится все больше и больше. Показываем, вот какая получилась окружность. А теперь поднимаем эту окружность над собой и держим над головой. Представим, что подул ветер и наша окружность наклоняется сначала влево, потом вправо. А теперь представим, что окружность превратилась в воздушный шарик и отпускаем ее. Молодцы!

7. Формирование навыков чертёжной деятельности.

7.1. Разгадать ребус (слайд 7)

7.2. Для чего нам нужен циркуль? (для построения окружностей)
Танцевальное движенье
Совершеннейшей ноги
И круги, круги, круги
Вызывают восхищенье.
Балерина создавала
Точный круг в один момент,
Подивился ей немало
 
Достославный геометр.
О прекрасной балерине
Вспоминал частенько он
Не по этой ли причине
Циркуль был изобретён.

Из истории возникновения циркуля.
Циркуль от латинского слова “circulus” - круг, окружность (“circa” - вокруг, кругом, то есть цирк – это круг).
Сейчас уже нельзя сказать, кто именно изобрел этот инструмент - история не сохранила для нас его имя, но легенды Древней Греции приписывают авторство Талосу, племяннику знаменитого Дедала, первого «воздухоплавателя» древности. История циркуля насчитывает уже несколько тысяч лет - судя по сохранившимся начерченным кругам, инструмент был знаком еще вавилонянам и ассирийцам (II - I века до нашей эры). На территории Франции, в галльском кургане был найден железный циркуль (I век нашей эры), во время раскопок в Помпеях было найдено много древнеримских бронзовых циркулей.


У циркуля две ножки. На конце одной ножки игла, на конце другой грифель. Ножки циркуля двигаются. (Учитель выполняет на доске). Не забываем о правилах безопасности при работе с циркулем. (дети строят окружность в тетрадях)

-Элементы окружности (слайд 9)
Учитель даёт новые понятия детям: радиус, диаметр, хорда. Построение на доске и в тетрадях, просмотр на слайде. После введения нового понятия читаем определения:

Радиус- стр 190

Диаметр – стр 191

Хорда – стр 192

8. Коррекционно-развивающее упражнение. (слайд 9)

-сосчитать: сколько окружностей на рисунке (7)

9. Домашнее задание.

стр 191 № 927 (2)

стр 193 № 933 (для сильных учащихся)

10. Рефлексия.

А теперь продолжите предложения:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я научился…
У меня получилось…
Меня удивило…
Мне захотелось…

11. Итоги урока

Сегодня на уроке мы узнали, что такое окружность, круг, чем они отличаются. Познакомились с новым инструментом, - циркулем. Научились строить окружность с его помощью. Узнали что такое радиус, диаметр, хорда.

Посмотрите на слайд, (слайд 11) вы видите три «рожицы». Начертите такую «рожицу», которая вам сегодня больше всего подходит.


Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
 
И знания точно уж вам пригодились.


Круг. Окружность.
PPTX / 2.32 Мб

Предварительный просмотр презентации

ОГКОУ Солигаличская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, Костромской области. Урок геометрии в 5 классе тема урока «Круг. Окружность». Разработала учитель математики Морозова Т. С.

1. Как называются геометрические фигуры на чертеже? 2. Покажите незамкнутые кривые линии. 3. Покажите замкнутые кривые линии. 4. Покажите круг.

Практическая работа круг окружность

плоская тарелка блин пяльцы для вышивания резинка для волос компакт-диск покрышка для колес обруч (хала хуп) кольцо

R радиус d диаметр А В хорда

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.