Урок геометрии в 5 классе коррекционной школы «Круг. Окружность»
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока
геометрии в 5 классе
Тема «Круг. Окружность»
Учебник М. Н. Перова Г. М. Капустина
«Математика» для 5 класса
специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида
Москва «Просвещение» 2002
Разработала
Морозова Татьяна Сергеевна.
Тема: Круг. Окружность.( порядковый номер урока по теме 1)
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Цель:
- формирование новых геометрических понятий учащихся по теме «Круг. Окружность»
Задачи:
-образовательные:
- познакомить учащихся с новыми понятиями: круг, окружность, радиус, диаметр, хорда;
- учить пользоваться циркулем для вычерчивания окружности при соблюдении правил безопасности при работе с колющими и режущими предметами;
- формировать наглядно-практического мышления; зрительное восприятие; графические навыки
- формировать навыки соотнесения учебной и познавательной деятельности с ориентировкой в окружающей действительности
- развивающие:
- формировать навыки самостоятельной, познавательной деятельности;
- развивать пространственное мышление, наглядно-образное,
- развивать кругозор;
- обогащать словарный запас детей; формировать навыки работы с учебником;
- воспитательные:
- развивать познавательный интерес и регуляторные навыки через выполнение практической деятельности;
-способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта, настойчивости для достижения цели.
Методическое оснащение:
- презентация «Круг. Окружность».
- экран, диапроектор
-цветная бумага, ножницы, клей, модели круга
-циркули
Формы работы: групповая, индивидуальная
Методы: - объяснительно-иллюстративный, , исследовательский.
Словарь:
-окружность
- радиус
-диаметр
-хорда
Ход урока:
Организационный момент.
- в классе «спрятаны» модели круга, на место сядет тот, кто найдёт круг красного (жёлтого и т.д.) цвета.
2. Актуализация знаний.
- Из каких геометрических фигур состоит рисунок (слайд 2)
Дети поочерёдно выходят к доске и называют знакомые фигуры, показывают их с помощью указки. (не названные фигуры показывает и называет учитель)
Подготовка к восприятию нового материала. (учебник стр 190 рис 83)
- как называются фигуры на чертеже (слайд 3)
- покажите незамкнутые кривые линии
- покажите замкнутые кривые линии
- покажите круг
4. Исследовательская работа.
- Берём шаблон круга, прикладываем к листу цветной бумаги, обводим карандашом.
Ребята, посмотрите какой след оставил карандаш? А теперь возьмем ножницы и аккуратно вырежем по той линии, которую оставил карандаш. Не забываем о правилах безопасности при работе с ножницами. Какая фигура получилась?
Правильно, получился, круг. Приклеиваем круг в тетрадь и подписываем. (слайд 4)
- Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку, колесо.
Кто же я такой, друзья ? (Круг)
- Теперь берём шаблон круга и обводим его в тетради. Ребята, посмотрите какой след оставил карандаш. Этот след от карандаша называется – окружность (слайд 4)
Если видишь солнце в небе, или чашку с молоком,
Видишь бублик или обруч, слышишь сказку с колобком,
В круглом зеркале увидел ты сейчас свою наружность.
И вдруг понял, что фигура называется …окружность.
- Посмотрите, у вас в тетради есть окружность, нарисованная на бумаге и круг из цветной бумаги. Что у них общего? (Ответы детей).
А чем они отличаются? (Ответы детей).
Обратите внимание, что вначале у нас была окружность, но если мы вырежем ее, то получается фигура, которая называется, – круг.
5. Первичное закрепление нового материала.
- показать на слайде (слайд 5) предметы, имеющие форму окружности и форму круга
- прочитать название реального предмета и сказать, какую форму имеет данный предмет (слайд 6)
6. Физкультминутка.
Что ж, пора немного отдохнуть. Приглашаю всех на разминку.
Сядьте ровно. Покажите мне руками маленькую окружность. А теперь представьте, что наша окружность раздувается, становится все больше и больше. Показываем, вот какая получилась окружность. А теперь поднимаем эту окружность над собой и держим над головой. Представим, что подул ветер и наша окружность наклоняется сначала влево, потом вправо. А теперь представим, что окружность превратилась в воздушный шарик и отпускаем ее. Молодцы!
7. Формирование навыков чертёжной деятельности.
7.1. Разгадать ребус (слайд 7)
7.2. Для чего нам нужен циркуль? (для построения окружностей)
Танцевальное движенье
Совершеннейшей ноги
И круги, круги, круги
Вызывают восхищенье.
Балерина создавала
Точный круг в один момент,
Подивился ей немало
Достославный геометр.
О прекрасной балерине
Вспоминал частенько он
Не по этой ли причине
Циркуль был изобретён.
Из истории возникновения циркуля.
Циркуль от латинского слова “circulus” - круг, окружность (“circa” - вокруг, кругом, то есть цирк – это круг).
Сейчас уже нельзя сказать, кто именно изобрел этот инструмент - история не сохранила для нас его имя, но легенды Древней Греции приписывают авторство Талосу, племяннику знаменитого Дедала, первого «воздухоплавателя» древности. История циркуля насчитывает уже несколько тысяч лет - судя по сохранившимся начерченным кругам, инструмент был знаком еще вавилонянам и ассирийцам (II - I века до нашей эры). На территории Франции, в галльском кургане был найден железный циркуль (I век нашей эры), во время раскопок в Помпеях было найдено много древнеримских бронзовых циркулей.
У циркуля две ножки. На конце одной ножки игла, на конце другой грифель. Ножки циркуля двигаются. (Учитель выполняет на доске). Не забываем о правилах безопасности при работе с циркулем. (дети строят окружность в тетрадях)
-Элементы окружности (слайд 9)
Учитель даёт новые понятия детям: радиус, диаметр, хорда. Построение на доске и в тетрадях, просмотр на слайде. После введения нового понятия читаем определения:
Радиус- стр 190
Диаметр – стр 191
Хорда – стр 192
8. Коррекционно-развивающее упражнение. (слайд 9)
-сосчитать: сколько окружностей на рисунке (7)
9. Домашнее задание.
стр 191 № 927 (2)
стр 193 № 933 (для сильных учащихся)
10. Рефлексия.
А теперь продолжите предложения:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я научился…
У меня получилось…
Меня удивило…
Мне захотелось…
11. Итоги урока
Сегодня на уроке мы узнали, что такое окружность, круг, чем они отличаются. Познакомились с новым инструментом, - циркулем. Научились строить окружность с его помощью. Узнали что такое радиус, диаметр, хорда.
Посмотрите на слайд, (слайд 11) вы видите три «рожицы». Начертите такую «рожицу», которая вам сегодня больше всего подходит.
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились.
Круг. Окружность.
PPTX / 2.32 Мб