Лабораторная работа по биологии в 7 классе «Знакомство с многообразием водных простейших»
Методическое пособие разработки уроков биологии7уласс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
Задачи:
Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Развивающие: развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
УУД
Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;
Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Технологии: Здоровьесбережения, проблемного, развивающего обучения, групповой деятельности
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Виды деятельности (элементы содержания, контроль)
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала (с. 12—15 учебника), составление таблицы «Систематические группы простейших» при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопроверкой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная
Планируемые результаты
Предметные
Научиться объяснять значения понятий: корненожки, радиолярии, солнечники, споровики, циста, раковина; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности простейших организмов; различать простейших с ав- тотрофным и гетеротрофным типом питания на рисунках, фотографиях и среди натуральных объектов; выделять систематические группы простейших и различать их
Метапредметные УУД
Познавательные: проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.
Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач; предвидеть конечные результаты работы;
Коммуникативные: работая в группе, строить эффективное взаимодействие со сверстниками
Личностные УУД
Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; умение применять полученные знания в практической деятельности; осознание возможности проведения самостоятельного
Основные понятия
Зоология - наука о животных, предмет ее изучения; этапы развития зоологии: донаучный и научный; методы изучения животных; многообразие животных, их широкое распространение по Земле; систематические категории царства животных; учебник «Животные»: его содержание, методический аппарат, правила работы с учебником.
Проверочная работа по теме «Общие сведения о мире животных»
Наука, изучающая живые организмы - ________.
_________ - наука о животных.
Строение организмов изучает ________.
Процессы деятельности органов и организма в целом изучает ________.
К. Линней – основоположник науки __________, которая изучает _________.
Совместно обитающие на одной территории группы разных видов организмов называют ___________.
Совокупность особей, сходных по строению, жизнедеятельности, способных скрещиваться и давать плодовитое потомство - _________.
Систематические таксоны растений:
____ род ____ порядок ____ ____ царство
9.Систематические таксоны животных:
____ род ____ _______ класс _____ царство
10. Наука, изучающая клетку - _____.
11. Сверху животная клетка покрыта _______, которая выполняет ______
и _____ функции.
12. Основное содержимое клетки, заполняющее весь её объём - _______,
вязкая зернистая жидкость.
13. Мелкие внутриклеточные структуры, выполняющие
определённые функции - _______.
В клетке вырабатывается энергия в ________.
Синтез белка происходит в _______.
В животной клетке, в отличие от растительной, нет ______, в которых происходит образование органических веществ из воды и углекислого газа,
т. е. _____.
Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)
Лабораторная работа. «Знакомство с многообразием водных простейших»
Цель: знакомство с многообразием водных простейших Оборудование: готовые микропрепараты «Инфузория-туфелька», «Эвглена зеленая», «Амеба обыкновенная», микроскоп, таблицы.
Оборудование:
Ручная лупа 7 х 10, микроскоп, пробирки с аквариумной водой и определенными культурами простейших, пипетка, предметное стекло, салфетка, вата.
Ход работы
1. Рассмотрите без увеличительных приборов жидкость в пробирках. Что можно сказать о ее цвете, наличии включений, двигающихся включениях?
2. Ответьте на те же вопросы после рассматривания этой жидкости с помощью лупы.
3. Возьмите поочередно по одной капле воды из каждой пробирки с определенной культурой и, поместив каждую каплю на предметное стекло, рассмотрите под малым увеличением микроскопа.
4. Рассмотрите каплю воды из аквариума. Найдите уже знакомые вам микроорганизмы. Обратите внимание на других простейших, впервые увиденных. Отметьте их форму, величину, окраску, характер движений.
Оформление результатов:
Зарисуйте инфузорию, амебу, эвглену и обозначьте основные части.
Сделайте вывод:
заполните таблицу «Сравнительная характеристика простейших».
Сравнительная характеристика основных групп Простейших
Характерные признаки |
Инфузория-туфелька |
Эвглена зеленая |
Амеба обыкновенная |
1. Представители |
|||
2. Среда обитания |
|||
3. Форма тела |
|||
4. Клеточные оболочки |
|||
5. Хроматофоры (фотосинтезирующие органоиды) |
|||
6. Ядерный аппарат |
|||
7. Тип размножения |
|||
8. Передвижение |
|||
9. Образование цисты |
Инфузория туфелька Paramecium caudatum
Эвглена зеленая
Амеба обыкновенная
Ответьте на вопросы
Выберите три правильных ответа из шести предложенных.
1. Простейшие — это организмы, которые
являются эукариотами
питаются готовыми органическими веществами
состоят только из одной клетки
являются одноклеточными или колониальными организмами
являются только колониальными формами
являются прокариотами.
2. Для инфузорий, как наиболее сложноорганизованных простейших, характерно
наличие колониальных форм
наличие одноклеточных или колониальных форм
свободное обитание и паразитизм
свободное, прикрепленное обитание и паразитизм
наличие двух разных по величине ядер
прикрепленное обитание и паразитизм.
3. Большое значение в природе и жизни человека простейшие имеют потому, что
являются возбудителями различных болезней человека и животных
питаются в основном бактериями и другими простейшими
являются незаменимым кормом для других животных
раковинки простейших образуют известковые отложения
питаются как растительные организмы
обитают только в морской воде.
Ресурсы
Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учреждений/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. —
Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).
В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». – М.: Дрофа.
Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. – М.: Издательство «Экзамен»
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций