Урок литературного чтения во 2 классе на тему «А.С. Пушкин "Гонимы вешними лучами... "»
Тема: А.С. Пушкин «Гонимы вешними лучами..."
Цель: учить детей анализировать стихотворение, умение видеть средства художественной выразительности.
Планируемы результаты:
-предметные: определять в изучаемом лирическом тексте средства художественной выразительности (олицетворение);
- сравнивать произведение литературы и произведение живописи (тема, настроение).
-личностные:
- создание условий для развития интереса к изучению данной темы;
- развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости;
-формирование умения слушать и слышать собеседника;
-формирование умения сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Тип урока: урок открытия нового знания
Ход урока:
1.Орг. момент.
Прозвенел звонок,
Начался урок,
Встали ровно, тихо сели,
На меня все посмотрели.
-Желаю вам хорошего настроения на уроке, и хорошей работоспособности. Улыбнулись мне и друг другу. Приступаем к работе.
2. Актуализация знаний.
- Над каким разделом мы сейчас работаем?("Весна, весна красная...") Слайд 1
- Из каких произведений эти строчки.
-"С радостью, с радостью, с великой милостью..." ("Весна, весна красная" народная песня)
-"...Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню или на колокольню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края и до края..." (А.П.Чехов "Весной")
-"...На широкой лесной поляне синей краской нарисовала она большую весеннюю лужу." (Г.Скребицкий "Весна - художник")
- Плохо дела, Ветер, - испаряюсь. Таю не по дням, а по часам" (Н.Сладков "Снег и Ветер")
- Облака бегут быстрей,
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше. (С. Маршак "Весенняя песенка")
- Сегодня мы познакомимся с новым произведением в данном разделе.
3. Постановка проблемы. Первичное чтение стихотворения.
- Это стихотворение А.С. Пушкина "Гонимы вешними лучами..." отрывок из романа.(портрет поэта и название на слайде) Слайд 2
- Какие задачи перед собой поставим на урок? (познакомиться с произведением, учиться разбирать анализировать стихотворение, работа над выразительным чтением)
- Предположите, о чём может идти речь в стихотворении с названием "Гонимы вешними лучами..."? (высказывания детей)
Представьте, что мы вместе с автором весной гуляем на природе.
Послушайте стихотворение.
Под музыку чтение стихотворения.(Запись)
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает
утро года;
Синея блещут небеса.
Ещё прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
Чьи то предположения частично совпали.
- Какое настроение вызывает стихотворение?
- Чем восхищается автор?
4. Чтение текста стихотворения и открытие новых знаний. Работа по учебнику.
- Сейчас вы будете не просто читать стихотворение, а попробуете себя в роли людей разных профессий.
Итак, вы режиссёры.
1. Самостоятельное чтение.
- Прочитайте еще раз стихотворение, самостоятельно. Читая это стихотворение, попробуйте увидеть картины, изображенные в этих строчках, отмечайте непонятные и незнакомые слова.
Проверка
-Все ли слова знакомы и понятны? (Словарная работа) Слайд 3.
- вешние лучи - весенние
- окрестные горы- горы, которые находятся вокруг
-потоплённые луга- залитые водой
- келья - маленькая отдельная комната монаха в монастыре.
- дань - денежный побор с покорённых племён и народов. Здесь данью является нектар собираемый пчелой у цветов.
- безмолвие - очень тихо, тишина
- Какие картины вы увидели? (горы, мутные ручьи бегут, потоплённые луга, синее небо, прозрачны лес, летит пчела за нектаром летит, стада пасутся, соловей поет)- Слайд 4-6
- Молодцы! Справились с задачей.
Попробуйте себя в роли художников
-Какие краски нужны для наших картин? Для этого внимательно прочитайте строки еще раз и представьте какая погода стоит на улице. (коричневая, голубая, зеленая, желтая, белая)
Хорошо! И эта работа вам удалась.
- А сейчас попробуйте себя в роли литераторов.
2 Выборочное чтение.
–Найдите в стихотворении строки и зачитайте их, а потом скажите своими словами, где автор неодушевлённый предмет оживляет, наделяет его признаками и свойствами человека.
( зачитывают: лучи гонят снег, бегут ручьи, природа улыбается, встречает утро года сквозь сон)
- Как называется этот приём в литературе? (олицетворение).
- Найдите сравнение. Какие предметы сравниваются? (зелень лесов с пухом, собранный нектар с данью, улей с келью) (Подсказать если не находят) Что автор называет утром года? (Весна названа -утром года)
- А почему Пушкин называет весну -утром года?
- Почему природы встречает весну сквозь сон?
- Литераторы получились из вас отличные.
- А может, вы ещё и музыканты?
- Какие звуки вы услышали, читая стихотворение? (журчат ручьи, жужжание пчелы, пение соловья)
5. Молодцы!
Физкультминутка
6. Работа над выразительным чтением.
Вы увидели разные картины, краски с помощью которых можно нарисовать эти картины. Отыскали с помощью каких приёмов автор пытался передать чувства, красоту весенней природы, чтобы мы ярко представили наступление весны. Вы услышали звуки в стихотворении.
А сейчас поработаем над выразительным чтением этого стихотворения.
- Скажите, какие слова нужно выделять при чтении?
Гонимы вешними лучами,/
С окрестных гор/ уже снега
Сбежали мутными ручьями/
На потопленные луга.//
Улыбкой ясною /природа /
Сквозь сон встречает
Утро года;//
Синея блещут небеса./
Ещё прозрачные/ леса/
Как будто пухом зеленеют.//
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.//
Долины сохнут и пестреют;//
Стада шумят,/ и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.//
- Вчитайтесь еще раз. Подумайте, с каким чувством надо читать это стихотворение? ( с радостью, природа живая, она изменяется)
Работа в парах: прочитайте стихотворение в парах, выскажите свое мнение соседу о его чтении, на что ему следует обратить внимание и оцените его. Не забывайте обращать внимание не только на чтение без ошибок, но и на выразительность чтения. Те кого оценивали можете согласиться или нет с оценкой. Относитесь к себе критично, но справедливо.
Подведение итогов:
- Чье чтение понравилось в паре?
-Кому следует поработать над правильным чтением?
- Кому поработать над выразительным чтением?
9. Домашнее задание
1. Выучить стихотворение наизусть (всем)
2. Творческое задание. По выбору: нарисовать весеннюю картину и попробовать сочинить несколько предложений к своей картине или четверостишие
10. Итог урока. Рефлексия.
У вас на партах картинки пчел.
-На одной картинке пчела которая еще только полетела за пыльцой. - выбирают ее ребята которые считают что они потрудились, но им было трудно на уроке выполнять задания.
- на другой картинке пчела , которая собирает пыльцу с цветов вербы - выбирают те ребята, которые испытывали затруднения в некоторых заданиях, но справились с ними.
- на третьей картинке пчела с запасами пыльцы летит в улей домой - выбирают ребята которым было на уроке все легко выполнимо.
Прикрепляем к доске, на вербу, или на улей.
Спасибо вам за урок! Вы сегодня поработали как пчелки.