Урок литературного чтения во 2 классе на тему «А.С. Пушкин "Гонимы вешними лучами... "»

6
0
Материал опубликован 20 March 2018 в группе

Тема: А.С. Пушкин «Гонимы вешними лучами..."

Цель: учить детей анализировать стихотворение, умение видеть средства художественной выразительности.

Планируемы результаты:

-предметные:  определять в изучаемом лирическом тексте средства художественной выразительности (олицетворение);

 - сравнивать произведение литературы и произведение живописи (тема, настроение).

-личностные:           

- создание условий для развития интереса к изучению данной темы;

- развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости;

-формирование умения слушать и слышать собеседника;

-формирование умения сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Тип урока: урок открытия нового знания

 

Ход урока:

1.Орг. момент.

Прозвенел звонок,

Начался урок,

Встали ровно, тихо сели,

На меня все посмотрели.

-Желаю вам хорошего настроения на уроке, и хорошей работоспособности. Улыбнулись мне и друг другу. Приступаем к работе.

2. Актуализация знаний.

- Над каким разделом мы сейчас работаем?("Весна, весна красная...") Слайд 1

- Из каких произведений эти строчки.

-"С радостью, с радостью, с великой милостью..." ("Весна, весна красная" народная песня)

-"...Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню или на колокольню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края и до края..." (А.П.Чехов "Весной")

-"...На широкой лесной поляне синей краской нарисовала она большую весеннюю лужу." (Г.Скребицкий "Весна - художник")

- Плохо дела, Ветер, - испаряюсь. Таю не по дням, а по часам" (Н.Сладков "Снег и Ветер")

- Облака бегут быстрей,

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше. (С. Маршак "Весенняя песенка")

- Сегодня мы познакомимся с новым произведением в данном разделе.

3. Постановка проблемы. Первичное чтение стихотворения.

- Это стихотворение А.С. Пушкина "Гонимы вешними лучами..." отрывок из романа.(портрет поэта и название на слайде) Слайд 2

- Какие задачи перед собой поставим на урок? (познакомиться с произведением, учиться разбирать анализировать стихотворение, работа над выразительным чтением)

- Предположите, о чём может идти речь в стихотворении с названием "Гонимы вешними лучами..."? (высказывания детей)

Представьте, что мы вместе с автором весной гуляем на природе.

Послушайте стихотворение.

Под музыку чтение стихотворения.(Запись)

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потоплённые луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает

утро года;

Синея блещут небеса.

Ещё прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

Долины сохнут и пестреют;

Стада шумят, и соловей

Уж пел в безмолвии ночей.

Чьи то предположения частично совпали.

- Какое настроение вызывает стихотворение?

- Чем восхищается автор?

4. Чтение текста стихотворения и открытие новых знаний. Работа по учебнику.

- Сейчас вы будете не просто читать стихотворение, а попробуете себя в роли людей разных профессий.

Итак, вы режиссёры.

1. Самостоятельное чтение.

- Прочитайте еще раз стихотворение, самостоятельно. Читая это стихотворение, попробуйте увидеть картины, изображенные в этих строчках, отмечайте непонятные и незнакомые слова.

Проверка

-Все ли слова знакомы и понятны? (Словарная работа) Слайд 3.

- вешние лучи - весенние

- окрестные горы- горы, которые находятся вокруг

-потоплённые луга- залитые водой

- келья - маленькая отдельная комната монаха в монастыре.

- дань - денежный побор с покорённых племён и народов. Здесь данью является нектар собираемый пчелой у цветов.

- безмолвие - очень тихо, тишина

- Какие картины вы увидели? (горы, мутные ручьи бегут, потоплённые луга, синее небо, прозрачны лес, летит пчела за нектаром летит, стада пасутся, соловей поет)- Слайд 4-6

- Молодцы! Справились с задачей.

Попробуйте себя в роли художников

-Какие краски нужны для наших картин? Для этого внимательно прочитайте строки еще раз и представьте какая погода стоит на улице. (коричневая, голубая, зеленая, желтая, белая)

Хорошо! И эта работа вам удалась.

- А сейчас попробуйте себя в роли литераторов.

2 Выборочное чтение.

–Найдите в стихотворении строки и зачитайте их, а потом скажите своими словами, где автор неодушевлённый предмет оживляет, наделяет его признаками и свойствами человека.

( зачитывают: лучи гонят снег, бегут ручьи, природа улыбается, встречает утро года сквозь сон)

- Как называется этот приём в литературе? (олицетворение).

- Найдите сравнение. Какие предметы сравниваются? (зелень лесов с пухом, собранный нектар с данью, улей с келью) (Подсказать если не находят) Что автор называет утром года? (Весна названа -утром года)

- А почему Пушкин называет весну -утром года?

- Почему природы встречает весну сквозь сон?

- Литераторы получились из вас отличные.

- А может, вы ещё и музыканты?

- Какие звуки вы услышали, читая стихотворение? (журчат ручьи, жужжание пчелы, пение соловья)

5. Молодцы!

Физкультминутка

6. Работа над выразительным чтением.

Вы увидели разные картины, краски с помощью которых можно нарисовать эти картины. Отыскали с помощью каких приёмов автор пытался передать чувства, красоту весенней природы, чтобы мы ярко представили наступление весны. Вы услышали звуки в стихотворении.

А сейчас поработаем над выразительным чтением этого стихотворения.

- Скажите, какие слова нужно выделять при чтении?

Гонимы вешними лучами,/
С окрестных гор/ уже снега
Сбежали мутными ручьями/
На потопленные луга.//

Улыбкой ясною /природа /

Сквозь сон встречает

Утро года;//

Синея блещут небеса./

Ещё прозрачные/ леса/

Как будто пухом зеленеют.//

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.//

Долины сохнут и пестреют;//

Стада шумят,/ и соловей

Уж пел в безмолвии ночей.//


- Вчитайтесь еще раз. Подумайте, с каким чувством надо читать это стихотворение? ( с радостью, природа живая, она изменяется)

Работа в парах: прочитайте стихотворение в парах, выскажите свое мнение соседу о его чтении, на что ему следует обратить внимание и оцените его. Не забывайте обращать внимание не только на чтение без ошибок, но и на выразительность чтения. Те кого оценивали можете согласиться или нет с оценкой. Относитесь к себе критично, но справедливо.

Подведение итогов:

- Чье чтение понравилось в паре?

-Кому следует поработать над правильным чтением?

- Кому поработать над выразительным чтением?

9. Домашнее задание

1. Выучить стихотворение наизусть (всем)

2. Творческое задание. По выбору: нарисовать весеннюю картину и попробовать сочинить несколько предложений к своей картине или четверостишие

10. Итог урока. Рефлексия.

У вас на партах картинки пчел.

-На одной картинке пчела которая еще только полетела за пыльцой. - выбирают ее ребята которые считают что они потрудились, но им было трудно на уроке выполнять задания.

- на другой картинке пчела , которая собирает пыльцу с цветов вербы - выбирают те ребята, которые испытывали затруднения в некоторых заданиях, но справились с ними.

- на третьей картинке пчела с запасами пыльцы летит в улей домой - выбирают ребята которым было на уроке все легко выполнимо.

Прикрепляем к доске, на вербу, или на улей.

Спасибо вам за урок! Вы сегодня поработали как пчелки.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.