Урок по географии в 6 классе «Атмосфера и человек. Атмосфера — воздушная оболочка Земли»

7
0
Материал опубликован 24 December 2019 в группе

Ф. И. О

Ковалева Галина Валентиновна

Место работы

МКОУ «Нововоронежская СОШ №4»

Должность

учитель географии

Предмет

география

Класс

6

Тема и номер урока в теме

Тема «Атмосфера – воздушная оболочка Земли»

Урок №10 «Атмосфера и человек».

Базовый учебник

А. И. Алексеев и др. География. 5—6 классы

ФГОС ООО. Москва «Просвещение» 2017 Линия «Полярная звезда»

Цели и задачи урока:

- показать значение атмосферы для человека;

- выявить, как погодные и климатические условия влияют на быт и здоровье людей;

- составить и обсудить правила поведения во время опасных атмосферных явлений.

Оборудование урока: атлас, настенная физическая карта, компьютер, презентация.

Когнитивный компонент урока: мировое экологическое равновесие, «озоновая дыра», охрана атмосферы, опасные атмосферные явления.

Деятельный компонент урока:

-выявить значение атмосферы для человека;

-описывать влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей;

-составлять и обсуждать правила поведения во время опасных атмосферных явлений;

-сопоставлять и отбирать информацию, полученную из нескольких источников;

-включатся в обмен мнениями по вопросу охраны атмосферы.

Эмоционально – ценностный компонент урока:

-понимать, что чистота атмосферы, ее защита от загрязнений, сохранение жизни на планете;

-понимать и применять полученные знания для принятия практических решений в повседневной жизни.

Работа с учебником: работа с текстом п. 47.

Тип урока: комбинированный с презентационной составляющей.

Формы работы учащихся: индивидуальная работа, работа в группах.


Планируемые результаты:

Личностные: сознание единства человека и атмосферы, ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные:

-умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации;

-умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе;

-высказывать суждения, подтверждая их фактами, овладение элементарными практическими умениями работы с учебником и другими источниками информации для исследования.

Предметные:

-сформировать представлений о влиянии атмосферы на человека, об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению экологических проблем в атмосфере;

-владение умениями и навыками соблюдения мер безопасности во время опасных явлений в атмосфере.

Л – личностные, Р – регулятивные, П – познавательные, К - коммуникативные

Структура и ход урока.


Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

(УУД)

Время

1

Организация на урок

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

1 мин

2

Актуализация

темы

(мотивация урока)

-Мы продолжаем знакомиться со свойствами атмосферного воздуха, поэтому воспользуемся тем багажом знаний, который у нас есть и ответим на следующие вопросы:

- Какой газ, входящий в состав атмосферного воздуха, является жизненно необходимым для человека?

- При какой погоде вы больше всего времени проводите на улице?

- Какие виды хозяйственной деятельности человека неблагоприятно влияют на состав атмосферного воздуха?

- Выскажите предположение, чему будет посвящен наш урок?
- Сформулируйте цель нашего урока
(слайд№1 и 2 –название и цель урока)

Формулируют название темы и цели урока (Р)


Демонстрируют знания (Л)


Доказывают, как человек зависит от состояния воздушной оболочки Земли (Р)

Приводят примеры, как человек отрицательно воздействует на атмосферу. (Л, Р)


Рассуждение учащихся (Р)


2 мин

3

Изучение нового материала

1.Что значит атмосфера для человека?

Беседа с элементами самостоятельной деятельности с использованием учебника и ЭОР.

Используя текст учебника на стр.152

Вопросы:

- Какова роль атмосферы в жизни планеты Земля?

(слайд 3)

- Что значит атмосфера для человека?

- Приведите примеры загрязнения атмосферы? Каковы причины загрязнений?

- Приведите примеры, как мы должны охранять атмосферу, что же надо делать для охраны чистоты воздуха?

-Сформулируйте понятие «мировое экологическое равновесие» (Подведение к выводу, что такое охрана атмосферы?)

Обсуждение полученных ответов.

2. Как погодные условия влияют на здоровье людей?

Беседа с элементами самостоятельной деятельности с использованием учебника и ЭОР.

Вопросы:

- Как вы думаете, при какой температуре и скорости ветра человек, живущий в умеренном поясе, чувствует себя комфортно?

Найти в тексте параграфа, стр. 152-153, подтверждение правильности своих рассуждений. (слайд 4)

-Объясните, как атмосфера может влиять на человека и его здоровье? (слайд 5)

-Какие меры профилактики нужно применять при изменении погоды?

(слайд 6)

-Дайте рекомендации для метеозависимых людей. (слайд 7)

-Из всего вышесказанного сделаем общий вывод?

(слайд 8)

Работают с текстом учебника, рассуждают и приводят примеры (Р)

загрязнение атмосферы (П),

анализируют предстоящую деятельность. (П. Р)

Ученики называют факты, свидетельствующие о значение атмосферы для человека и планеты (Р)

Перечисляют известные им причины загрязнения атмосферы, последствия, среди которых может быть «озоновые дыры», «парниковый эффект» и др. (Л. П)

Обобщают и формулируют понятия охраны атмосферы, рассуждают и приводят примеры. (Р)




Рассуждение учеников (Л), выявление причинно-следственных связей (Р).


Решают проблему

демонстрируя знания (Р. К)

Рассуждение учащихся. 
Проверяют правильность своих рассуждений при с помощью текста параграфа (П. Р)


Рассуждают о необходимости  заботы о своем здоровье, о здоровом образе жизни и т.д. (Л Р)


Формулируют вывод. (Р. Л)


8 мин



































10 мин

4

Физкультминутка (здоровье

сберегающий компонент)

Осторожно ветер за калитку вышел,

(руки вверх и махи руками вправо и влево)

Постучал в окошко,

(постучать пальчиками по парте)

Пробежал по крыше,

(перебирать пальчиками по парте)

Покачал тихонько ветками черемух,

(руки поднять вверх, махи руками вправо и влево)

Пожурил за что-то воробьев знакомых.

(погрозить пальчиком)

И, расправив гордо молодые крылья, 
Полетел куда-то
 вперемешку с пылью.

(махи руками)

С. Есенин 


Играют, демонстрируя свои творческие таланты и знания (К)

2 мин









5

Практикум











































Промежуточная рефлексия








Практикум

Опасные атмосферные явления

Работа в группах - творческих мастерских. Проектирование.

-Человек может влиять на атмосферу. Давайте попробуем определить – всегда ли это влияние со знаком +?

-Каковы причины загрязнений?

Выпуск стенгазет.

(выполнено, как домашнее задание предыдущего урока)

Задание:

1. Творческая мастерская №1 готовит стенгазету, которая покажет, как деятельность человека может повлиять на атмосферу и пути решения защиты.

2. Творческая мастерская №2 готовит стенгазету, на которой будут отражены опасные явления в атмосфере, и как от них можно защищаться.

3. Творческая мастерская №3, готовит стенгазету, о редких явлениях в атмосфере, и как от них можно защищаться.

Задание группам: защитить свою работу. Возможность проявить творчество при защите.

Космические станции, помощники человеку в исследовании атмосферы.

(слайд 9)

Для защиты населения от стихийных и антропогенных бедствий создано специальное Министерство по чрезвычайным ситуациям. (слайд 10)

-Что мы сегодня делали? Что вы чувствовали? Что нового каждый из нас понял, узнал, придумал?

-Как распределяли роли в группе творческой мастерской?

-Кто был лидером? Кто выполнял основную работу? Кто устранялся от обсуждения и выполнения задания?

- Выполните задание № 14 в рабочей тетради «Мой тренажер» на стр. 63

-Обсудите полученные ответы.

-Значение атмосферы в жизни людей и планеты?



Выполняют практикум, демонстрируя знания (П, К)



Узнают интересные факты о

Том, как человек влияет на атмосферу, опасные и редкие атмосферные явления. (П)


Решают проблему, демонстрируя знания (К)


Обмениваются полученной информацией (П)




Защита своей работы с помощью стенгазеты, на которой отражены опасные атмосферные явления и пути защиты от них. (К, Л, Р, П)


Проводится взаимооценка работы групп и критически оценить деятельность друг друга (К)




Рассуждение учеников (Л), выявление причинно-следственных связей (Р).




Отвечают на вопросы промежуточной рефлексии. (Р)


Выражают свои чувства (Л)




Выполняют практикум, демонстрируя знания (П, К)


12 мин























6

Закрепление

- В разделе учебника на стр. 154 «Я знаю» ответить на вопросы № 3-6

Игра «Блиц – турнир»

1. Какой газ в атмосфере вызывает явление «парникового эффекта»?

2. Какие причины вызывают скопление углекислоты в атмосфере?

3. При какой температуре человек чувствует себя наиболее комфортно?

4. Какой вред наносит град хозяйству?

5. Какие опасные атмосферные явления вам известны, и как уберечься от них?


Рассуждение учеников (Л), выявление причинно-следственных связей (Р).




Формулируют ответ, применяя

полученные знания (Р)



8 мин

7

Рефлексия

Подведение итогов урока.


(слайд 11)

Итог: Вопрос: - Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Как мы с ними справились? Где вам может пригодиться изученный материал?

Выставление оценок за урок.

(слайд12)

Объяснение д/з §47, ЭОР (диск)

Творческое задание по желанию.

Учебник – стр.154 №7, в разделе «Это мне интересно»

Оценивают работу на уроке всего класса (Л)


Записывают домашнее задание в дневник (К)


2 мин


Используемые материалы:

Линия учебно-методических комплектов «Полярная звезда»:

1. География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. А.И. Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина, и др. – М.: Просвещение, 2017. – 192 с.: ил., карт.

2.Рабочая тетрадь для учащихся к учебнику География. Мой тренажер. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /В.В.Николина; Рос. Акад. образования, издательство Просвещение – М.: 2017. – 95 с.

3. География. Поурочные разработки. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.В. Николина. – М.: Просвещение, 2012. – 160 с.

4. Мультимедийная презентация «Атмосфера и человек».


Приложение

Подготовка и защита проектных работ в группах - творческих мастерских.

t1577195328aa.jpg

t1577195328ab.jpg

Подготовка работы группы к защите (творческая мастерская)

Творческая мастерская №1. Защита своей работы с помощью стенгазеты, «Как деятельность человека может повлиять на атмосферу и пути решения проблемы».

t1577195328ac.jpg

t1577195328ad.jpg

Творческая мастерская №2. Защита своей работы с помощью стенгазеты, на которой отражены опасные явления в атмосфере и пути защиты от них.

Творческая мастерская №3. Защита своей работы с помощью стенгазеты, о редких явлениях в атмосфере, в частности «озоновые дыры» и над чем человечеству надо работать, чтобы этого избежать.

t1577195328ae.jpg

t1577195328af.jpg



Атмосфера и человек
PPT / 929 Кб













в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.