Урок по географии в 6 классе «Атмосфера и человек. Атмосфера — воздушная оболочка Земли»
Ф. И. О | Ковалева Галина Валентиновна |
Место работы | МКОУ «Нововоронежская СОШ №4» |
Должность | учитель географии |
Предмет | география |
Класс | 6 |
Тема и номер урока в теме | Тема «Атмосфера – воздушная оболочка Земли» Урок №10 «Атмосфера и человек». |
Базовый учебник | А. И. Алексеев и др. География. 5—6 классы ФГОС ООО. Москва «Просвещение» 2017 Линия «Полярная звезда» |
Цели и задачи урока:
- показать значение атмосферы для человека;
- выявить, как погодные и климатические условия влияют на быт и здоровье людей;
- составить и обсудить правила поведения во время опасных атмосферных явлений.
Оборудование урока: атлас, настенная физическая карта, компьютер, презентация.
Когнитивный компонент урока: мировое экологическое равновесие, «озоновая дыра», охрана атмосферы, опасные атмосферные явления.
Деятельный компонент урока:
-выявить значение атмосферы для человека;
-описывать влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей;
-составлять и обсуждать правила поведения во время опасных атмосферных явлений;
-сопоставлять и отбирать информацию, полученную из нескольких источников;
-включатся в обмен мнениями по вопросу охраны атмосферы.
Эмоционально – ценностный компонент урока:
-понимать, что чистота атмосферы, ее защита от загрязнений, сохранение жизни на планете;
-понимать и применять полученные знания для принятия практических решений в повседневной жизни.
Работа с учебником: работа с текстом п. 47.
Тип урока: комбинированный с презентационной составляющей.
Формы работы учащихся: индивидуальная работа, работа в группах.
Планируемые результаты:
Личностные: сознание единства человека и атмосферы, ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные:
-умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации;
-умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе;
-высказывать суждения, подтверждая их фактами, овладение элементарными практическими умениями работы с учебником и другими источниками информации для исследования.
Предметные:
-сформировать представлений о влиянии атмосферы на человека, об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению экологических проблем в атмосфере;
-владение умениями и навыками соблюдения мер безопасности во время опасных явлений в атмосфере.
Л – личностные, Р – регулятивные, П – познавательные, К - коммуникативные
Структура и ход урока.
№ | Название этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика (УУД) | Время |
1 | Организация на урок | Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. | Приветствие учителя, подготовка к уроку. | 1 мин |
2 | Актуализация темы (мотивация урока) | -Мы продолжаем знакомиться со свойствами атмосферного воздуха, поэтому воспользуемся тем багажом знаний, который у нас есть и ответим на следующие вопросы: - Какой газ, входящий в состав атмосферного воздуха, является жизненно необходимым для человека? - При какой погоде вы больше всего времени проводите на улице? - Какие виды хозяйственной деятельности человека неблагоприятно влияют на состав атмосферного воздуха? - Выскажите предположение, чему будет посвящен наш урок? | Формулируют название темы и цели урока (Р) Демонстрируют знания (Л) Доказывают, как человек зависит от состояния воздушной оболочки Земли (Р) Приводят примеры, как человек отрицательно воздействует на атмосферу. (Л, Р) Рассуждение учащихся (Р) | 2 мин |
3 | Изучение нового материала | 1.Что значит атмосфера для человека? Беседа с элементами самостоятельной деятельности с использованием учебника и ЭОР. Используя текст учебника на стр.152 Вопросы: - Какова роль атмосферы в жизни планеты Земля? (слайд 3) - Что значит атмосфера для человека? - Приведите примеры загрязнения атмосферы? Каковы причины загрязнений? - Приведите примеры, как мы должны охранять атмосферу, что же надо делать для охраны чистоты воздуха? -Сформулируйте понятие «мировое экологическое равновесие» (Подведение к выводу, что такое охрана атмосферы?) Обсуждение полученных ответов. 2. Как погодные условия влияют на здоровье людей? Беседа с элементами самостоятельной деятельности с использованием учебника и ЭОР. Вопросы: - Как вы думаете, при какой температуре и скорости ветра человек, живущий в умеренном поясе, чувствует себя комфортно? Найти в тексте параграфа, стр. 152-153, подтверждение правильности своих рассуждений. (слайд 4) -Объясните, как атмосфера может влиять на человека и его здоровье? (слайд 5) -Какие меры профилактики нужно применять при изменении погоды? (слайд 6) -Дайте рекомендации для метеозависимых людей. (слайд 7) -Из всего вышесказанного сделаем общий вывод? (слайд 8) | Работают с текстом учебника, рассуждают и приводят примеры (Р) загрязнение атмосферы (П), анализируют предстоящую деятельность. (П. Р) Ученики называют факты, свидетельствующие о значение атмосферы для человека и планеты (Р) Перечисляют известные им причины загрязнения атмосферы, последствия, среди которых может быть «озоновые дыры», «парниковый эффект» и др. (Л. П) Обобщают и формулируют понятия охраны атмосферы, рассуждают и приводят примеры. (Р) Рассуждение учеников (Л), выявление причинно-следственных связей (Р). Решают проблему демонстрируя знания (Р. К) Рассуждение учащихся. Рассуждают о необходимости заботы о своем здоровье, о здоровом образе жизни и т.д. (Л Р) Формулируют вывод. (Р. Л) | 8 мин 10 мин |
4 | Физкультминутка (здоровье сберегающий компонент) | Осторожно ветер за калитку вышел, (руки вверх и махи руками вправо и влево) Постучал в окошко, (постучать пальчиками по парте) Пробежал по крыше, (перебирать пальчиками по парте) Покачал тихонько ветками черемух, (руки поднять вверх, махи руками вправо и влево) Пожурил за что-то воробьев знакомых. (погрозить пальчиком) И, расправив гордо молодые крылья, (махи руками) С. Есенин | Играют, демонстрируя свои творческие таланты и знания (К) | 2 мин |
5 | Практикум Промежуточная рефлексия Практикум | Опасные атмосферные явления Работа в группах - творческих мастерских. Проектирование. -Человек может влиять на атмосферу. Давайте попробуем определить – всегда ли это влияние со знаком +? -Каковы причины загрязнений? Выпуск стенгазет. (выполнено, как домашнее задание предыдущего урока) Задание: 1. Творческая мастерская №1 готовит стенгазету, которая покажет, как деятельность человека может повлиять на атмосферу и пути решения защиты. 2. Творческая мастерская №2 готовит стенгазету, на которой будут отражены опасные явления в атмосфере, и как от них можно защищаться. 3. Творческая мастерская №3, готовит стенгазету, о редких явлениях в атмосфере, и как от них можно защищаться. Задание группам: защитить свою работу. Возможность проявить творчество при защите. Космические станции, помощники человеку в исследовании атмосферы. (слайд 9) Для защиты населения от стихийных и антропогенных бедствий создано специальное Министерство по чрезвычайным ситуациям. (слайд 10) -Что мы сегодня делали? Что вы чувствовали? Что нового каждый из нас понял, узнал, придумал? -Как распределяли роли в группе творческой мастерской? -Кто был лидером? Кто выполнял основную работу? Кто устранялся от обсуждения и выполнения задания? - Выполните задание № 14 в рабочей тетради «Мой тренажер» на стр. 63 -Обсудите полученные ответы. -Значение атмосферы в жизни людей и планеты? | Выполняют практикум, демонстрируя знания (П, К) Узнают интересные факты о Том, как человек влияет на атмосферу, опасные и редкие атмосферные явления. (П) Решают проблему, демонстрируя знания (К) Обмениваются полученной информацией (П) Защита своей работы с помощью стенгазеты, на которой отражены опасные атмосферные явления и пути защиты от них. (К, Л, Р, П) Проводится взаимооценка работы групп и критически оценить деятельность друг друга (К) Рассуждение учеников (Л), выявление причинно-следственных связей (Р). Отвечают на вопросы промежуточной рефлексии. (Р) Выражают свои чувства (Л) Выполняют практикум, демонстрируя знания (П, К) | 12 мин |
6 | Закрепление | - В разделе учебника на стр. 154 «Я знаю» ответить на вопросы № 3-6 Игра «Блиц – турнир» 1. Какой газ в атмосфере вызывает явление «парникового эффекта»? 2. Какие причины вызывают скопление углекислоты в атмосфере? 3. При какой температуре человек чувствует себя наиболее комфортно? 4. Какой вред наносит град хозяйству? 5. Какие опасные атмосферные явления вам известны, и как уберечься от них? | Рассуждение учеников (Л), выявление причинно-следственных связей (Р). Формулируют ответ, применяя полученные знания (Р) | 8 мин |
7 | Рефлексия Подведение итогов урока. | (слайд 11) Итог: Вопрос: - Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Как мы с ними справились? Где вам может пригодиться изученный материал? Выставление оценок за урок. (слайд12) Объяснение д/з §47, ЭОР (диск) Творческое задание по желанию. Учебник – стр.154 №7, в разделе «Это мне интересно» | Оценивают работу на уроке всего класса (Л) Записывают домашнее задание в дневник (К) | 2 мин |
Используемые материалы:
Линия учебно-методических комплектов «Полярная звезда»:
1. География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. А.И. Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина, и др. – М.: Просвещение, 2017. – 192 с.: ил., карт.
2.Рабочая тетрадь для учащихся к учебнику География. Мой тренажер. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /В.В.Николина; Рос. Акад. образования, издательство Просвещение – М.: 2017. – 95 с.
3. География. Поурочные разработки. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.В. Николина. – М.: Просвещение, 2012. – 160 с.
4. Мультимедийная презентация «Атмосфера и человек».
Приложение
Подготовка и защита проектных работ в группах - творческих мастерских.
|
|
Подготовка работы группы к защите (творческая мастерская) | Творческая мастерская №1. Защита своей работы с помощью стенгазеты, «Как деятельность человека может повлиять на атмосферу и пути решения проблемы». |
|
|
Творческая мастерская №2. Защита своей работы с помощью стенгазеты, на которой отражены опасные явления в атмосфере и пути защиты от них. | Творческая мастерская №3. Защита своей работы с помощью стенгазеты, о редких явлениях в атмосфере, в частности «озоновые дыры» и над чем человечеству надо работать, чтобы этого избежать. |
|
|
Атмосфера и человек
PPT / 929 Кб