12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Наталья2206
Учитель биологии и изо МБОУ Верхнесоленовская СОШ Ростовской области. Высшая квалификационная категория.
Россия, Краснодарский край

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА БИОЛОГИИ В 7 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ «КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ, ИЛИ АМФИБИИ. ОТРЯДЫ: БЕЗНОГИЕ, ХВОСТАТЫЕ, БЕСХВОСТЫЕ»

 

Цель: познакомить учащихся с многообразием земноводных, их значением в природе  и жизни человека; классификацией класса Земноводные.

Задачи:

·                         Образовательные: познакомиться с происхождением класса; классификацией земноводных; изучить особенности строения земноводных.

·  Развивающие: продолжить формирование умений выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, устанавливать причинно-следственные связи между строением и образом жизни земноводных, анализировать, делать выводы; развитие  у учащихся умения планировать свою деятельность, умение действовать по образцу, развитие исследовательских умений.

·  Воспитательные: формирование  у учащихся  мотивации  к  обучению и познавательной деятельности, бережного отношения к природе.

Тип урока: Изучение нового материала.

Используемая технология: ИКТ, проблемное обучение, смысловое чтение, технология обучения в сотрудничестве.

Базовый учебник:  В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные. 7 класс».

        Оборудование: компьютеры (планшеты),  мультимедийный проектор, интерактивная доска, выход в Интернет.

Оснащенность урока: Электронные  образовательные ресурсы  (Открытые образовательные модульные мультимедиа системы - ОМС) :

Модуль  Многообразие и значение земноводных

Модуль  «Годовой цикл земноводных. Происхождение земноводных»

Модуль  Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки;

Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно загрузить и установить специальный программный продукт – ОМС-плеер – проигрыватель ресурсов для ОС Windows или для ОС Linux  (скачать можно на сайте: http://fcior.edu.ru/programma-prosmotra-resursov )

ИРЛ – интерактивный рабочий лист (мой авторский ЭОР) «Земноводные, они же амфибии»  https://app.wizer.me/preview/J5ITA4   

Формы организации учебной деятельности. Комбинированный урок.

Формы работы: парная, групповая, фронтальная.

Приемы деятельности учителя. Беседа, работа с интерактивными модулями (ОМС), с ИРЛ- интерактивными рабочими листами,  заполнение кластера, обсуждение выводов.

Организация деятельности учащихся. Отвечают на проблемные вопросы, устанавливая причинно- следственные связи.

Развитие умений учащихся: вести наблюдения, работать с компьютерной программой, выделять главное, делать сообщения, высказывать свою точку зрения, анализировать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Формирование универсальных учебных действий:

·        познавательные:

умения применять имеющиеся знания в определенной ситуации,

структурирование знаний из личного опыта,

формирование интеллектуальных умений (рассуждение, сравнение, умение делать выводы);

·        коммуникативные:

формирование аргументирования и отстаивания своего мнения,

умение планировать совместную деятельность;

·        регулятивные:

развитие навыков самооценивания,

применение эффективных способов решения познавательных задач;

·        личностные:

развитие навыков сотрудничества со сверстниками,

развитие самостоятельности,

духовно - нравственного развитие детей посредством формирования бережного отношения к природе.

Планируемые результаты:

·        предметные: учащиеся должны знать: особенности  внешнего строения земноводных, их многообразие, среду обитания, экологические  особенности, отличать земноводных ;

·         метапредметные: сравнивать и сопоставлять земноводных разных отрядов, обобщать и выявлять признаки сходства и различия земноводных, работать с дополнительными источниками информации;  

ставить  учебную задачу под руководством учителя и работать в соответствии с ней; выдвигать простейшие гипотезы; выделять главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение,  высказывают суждения, аргументируют их;

·        личностные: проводить  работу над ошибками; воспитание у учащихся любви к природе.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.​ Организационный этап: эмоциональный настрой на урок. 0.5 мин.

 Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас, присаживайтесь!

Учащиеся входят в класс, готовятся к уроку.

Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку.

 

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Создание проблемной ситуации.

3 мин.

На доске эпиграф урока:
«Издревле и до наших дней ни одно семейство животных не вызывало в людях такого всеобщего отвращения…» А. Брем

Сегодня мы приступаем к изучению нового класса позвоночных животных. Но какого? Вы сами, с помощью моих подсказок должны угадать, о каких животных  пойдет речь.

Итак, подсказка первая – эту группу животных считают переходной формой от водных животных к типично-наземным.

Подсказка вторая – эти животные имеют огромное значение в природе и жизни человека:

они являются пищей для некоторых видов птиц, млекопитающих, а сами уничтожают огромное количество  пауков, моллюсков и насекомых.

Человек  этим животным даже воздвигает памятники!

Подсказка третья – посмотрев на этих животных, человек  изобрел ласты (их сконструировал Луи де Корле в 1929 г) и  камуфляжную ткань.
 

Да, на сегодняшнем уроке мы должны познакомиться с классом Земноводные, выяснить их классификацию и общие черты.

Итак, начнем,  друзья, сегодняшний урок
Все, что здесь услышите, пойдет вам в прок.
И кто эти  амфибии и есть ли от них вред,
Сегодня на уроке найдете вы ответ.

 

 

 

 

 

 

 

Слушают  учителя, отвечают на вопрос.

 

 

Формулируют предполагаемую тему урока.

 Мы будем изучать класс Земноводные или амфибии.

 

Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока и цели.

Личностные:

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Регулятивные:

Определять цели и задачи урока;

Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое

Познавательные

формулирование познавательной цели;

выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные

Ученик умеет вступать в диалог;

Выражать свои мысли и идеи

 

 

 

 

 

 

Самостоятельное формулирование темы и целей урока вызывает интерес у учащихся к решению поставленных целей.

3.​ Решение проблемы. Организация самостоятельной деятельности учащихся по приобретению новых знаний

 

7-10 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минута отдыха.

4 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7-10 мин.

 

 

Мы продолжаем знакомиться с типом Хордовые. Сегодня познакомимся с классом Земноводные.  Это самый малочисленный класс современных позвоночных: в 3 отрядах имеются около 4500 видов.

Почему земноводные (амфибии) так названы?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Блок А.

Земноводные: среда обитания, образ жизни и поведение.

Задание 1. Составить опорный конспект, самостоятельно изучив текст учебника (стр. 115-116);  просмотрев модуль

Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2.

Используя учебники, рисунки, дополнительную литературу ответьте на вопросы:

 

Многие люди брезгливо относятся к земноводным, так как их тело покрыто слизью. А какое значение имеет слизь в их жизни?

 

 

 

 

 

 

 

 

А почему лягушек называют первыми «слюнтяями» планеты? Как вы думаете?

 

 

 

 

 

Почему лягушки имеют пигментные пятна на коже, ту самую камуфляжную «форму»?

 

 

 

А сейчас  я предлагаю вам, ребята, немного поиграть и расслабиться.

Скажите, какую среду обитания населяют земноводные? Правильно, наземно-воздушную и водную. Вы выяснили, что некоторые виды земноводных всю жизнь связаны с водой, а другие используют её только в период размножения.

Активный метод релаксации

Метод «Земля, воздух, огонь и вода»
Цель – повысить уровень энергии в классе.
Численность – весь класс.
Проведение:
Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.
Воздух. - Представьте себе, что вы лягушка и у вас около 50% приходится на кожное дыхание. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха.

Земля.

- А теперь мы попробуем передвигаться, как лягушки (прыжками).
Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность.
Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей.

 

 

 

 

Продолжаем наш урок!
 

Рассмотрите виды животных, которые включает класс Земноводные. По каким признакам можно разделить животных по группам? 

Задание 3. Классификация Земноводных.

Ваша задача – составить классификацию  земноводных в тетради, а также, на интерактивной доске (где изображены представители разных отрядов класса Земноводные), самостоятельно распределите данных амфибий по систематическим группам.

Используйте  ОМС – модуль 078  («Многообразие и значение земноводных»).

Многообразие и значение земноводных

Учитель делит учащихся на три группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Давайте проверим, что получилось.

- Молодцы! Вы оперативно справились с заданием.

 

Задание 4.

Особенности размножения лягушек

 Головастик - это личинка земноводных. Ее развитие возможно только в воде. На ваш взгляд, справедливо ли утверждение: «Каждый, кто желает убедиться в справедливости доказательства утверждения эволюционных идей, сам своими глазами каждую весну может видеть чудо повторение выхода позвоночных на сушу» (Ж. Сент-Илер) ?

Докажите справедливость утверждения, используя ОМС – модуль 077  («Годовой цикл жизни земноводных»

«Годовой цикл земноводных. Происхождение земноводных»

 

 

 

 

 

Задание 5. Происхождение земноводных.

Земноводные появились на земле более 350 млн. лет назад. Кто им проложил путь на сушу?

Найдите информацию о происхождении современных земноводных.

Сообщение учащегося о земноводных (опережающее задание):

Оба названия класса, «земноводные» (рус. Земля и вода) и «амфибии» (с греч. Двоякодышащие), подчѐркивают главную особенность этих животных. Большинство из них одинаково хорошо чувствуют себя и на суше, и в воде. Весной амфибии уходят в воду. Здесь они размножаются и проводят своѐ детство. Но как только молодое поколение немного подрастѐт, у них возникает тяга к суше, и они покидают одну стихию ради другой. Но связь с ней сохраняют в течение всей жизни.

 

 

 

Работа в парах с текстом учебника, информационными ОМС модулями

1. Амфибии - это животные, приспособленные к жизни и на суше, и в воде. 2. Отделы тела - голова, туловище, конечности. 3. Дыхание - легкие (кислородом воздуха), кожа (кислородом, растворенным в воде) 4. Кровеносная система - 2 круга кровообращения, сердце - 3 камеры. 5. Температура тела - непостоянная, зависит от окружающей среды 6. Размножение: раздельнополые, оплодотворение внутреннее или наружное. В воде. Развитие с превращением: икра   -   личинка (головастик) -       взрослое животное. 7. Среда обитания - суша, вода 8. На суше - во взрослом состоянии. 9. В воде - размножение, рост, развитие.

 

Пробуют отвечать на вопросы.

Находят ответы на поставленный вопрос.

 Легкие амфибий довольно примитивны и представляют собой мешковидные выросты. Дыхание земноводных с помощью легких несовершенно, поэтому они дышат еще и через кожу. Это особенность требует от амфибии поддерживать еѐ постоянно влажной. Слизь содержит вещества, которые убивают бактерии.

 

У земноводных впервые появились железы, чтобы смачивать сухой пищевой комок. Чтобы на суше можно было легко глотать сухую добычу, потребовалась смазка - слюна.

 

Такая окраска защищает лягушку и снизу, и сверху. Она называется покровительственной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох.

 Каждый ученик  имитирует передвижение лягушки.

 Ученики просто представляют себе, что комната превращается в водоем, и делают движения имитируя плавание лягушки (брасс).


 

 

Признаки объединения в отряды: наличие хвоста и отсутствие ног.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся работают в группах по составлению кластера «Отряды земноводных» в тетрадях и на интерактивной доске.

1 группа – отряд Бесхвостые

2 группа – отряд Хвостатые

3 группа – отряд Безногие

После выполнения задания один ученик из группы озвучивает характеристику животных перед учащимися класса.

Представляют результаты работы всему классу, используя интерактивную доску, перетаскивают объекты и собирают модель классификации  с представителями отрядов класса Земноводные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Действительно, проанализировав жизненный цикл лягушки, мы убедились, что на самых ранних этапах своего развития личинки похожи на рыб: имеют обтекаемую форму тела, жабры и питаются водными растениями. На следующих стадиях развития головастика, мы видим, что он не сразу, а лишь постепенно приобретает черты наземного организма, за свое короткое детство он проходит те стадии, которые за тысячи лет проходили в процессе эволюции позвоночные животные перед тем, как полностью приспособиться к жизни на суше.

Учащиеся выделяют нужную информацию, используя ОМС, учебник. Принимают участие в дальнейшем обсуждении.

 

Обитали эти животные примерно 350–290 млн. лет назад. К ним относят акантостегу и ихтиостегу. Их существование указывает на историческую взаимосвязь между рыбами и амфибиями, позволяет предположить происхождение земноводных от древних рыб (рипидистий)

Создание проблемной ситуации, лежащей в зоне ближайшего развития учащихся.

Формирование интереса к проблеме.

Личностные: Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат;

Умеет устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом - оценивать собственный вклад в работу группы.

У учащихся сформирована учебная мотивация;

Умееет адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку.

Регулятивные:

Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое Ученик осознает того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения;

У ученика сформирован внутренний план действий;

Ученик перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий.

Познавательные:

Умеет находить нужную информацию;

Работать с информационными текстами;

Анализировать  с целью выделения признаков;  Сравнивать и выделять признаки;

 Устанавливать  причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные:

Ученик умеет составлять план действий;

Ученик умеет сотрудничать с другими учащимися;

Ученик умеет вступать в диалог;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.​ 

Первичное закрепление знаний и проверка понимания

6-7 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин.

А сейчас вы поработаете индивидуально с интерактивным рабочим листом: выполните предложенные задания.

 

https://app.wizer.me/preview/J5ITA4

 

Охрана Земноводных

- А теперь, ребята, послушайте такое стихотворение:

Спи, царевич мой прекрасный, Баюшки-баю.

Я тебе на сон грядущий

Песенку спою

Я спою о том, как гибнет

Наш несчастный род,

Проживая жизнь в болотах, Полную невзгод.

Бьют камнями нас мальчишки –

Просто так, зазря.

Убежать от них, укрыться

Нам почти нельзя.

Нет зубов, не можем бегать,

Нам нельзя летать.

Вынуждены мы громко квакать

И лишь мух хватать.

Часто губят нас напрасно,

Не думая о том,

Что Земля – планета наша –

Это наш общий дом.

 

Почему земноводные нуждаются в охране?

 

Как вы думаете, в чем значение земноводных?

 

В заключении нашего знакомства с классом позвоночных, впервые покорившим сушу, хотелось бы сказать о значении земноводных.

Нужно сказать, что человечество сильно обязано лягушке. Именно на этом животном ученые ставят свои опыты, на нем учатся студенты. На Земле есть памятники лягушке, в знак уважения и признательности за поистине неоценимые заслуги этого малоприметного создания, в медицинских, физиологических и фармакологических исследованиях, лапки её были долгие годы электроизмерительными приборами физиков. Один из памятников лягушке сооружен в Парижском университете, в Сорбонне, в девятнадцатом столетии. Второй - воздвигнут в Токио студентами-медиками в честь миллионной лягушки, использованной для нужд медицины.

 

Метод «Синквейн»

В заключение нашего урока предлагаю вам, ребята, выразить свое отношение к земноводным в особой форме, т.е. составить синквейн  по понятию «Амфибии».

Работают с ИРЛ.

Выполняют предложенные задания. 

Проверяют  ответы теста. Выставляют оценку за выполненную работу  (в соответствии с критериями), затем  осуществляют взаимооценивание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют синквейн:

Земноводные.

Голые, беззащитные.

Квакают, питаются, размножаются.

Первые наземные животные!

Амфибии.

 

5.​ Подводим итоги

1 мин.

Подведем итоги,

Урок закончен, ОЦЕНКИ!

Мы отлично с вами поработали!

   

6.​ Рефлексия

3 мин.

Учитель организует рефлексию

 Какие вопросы вызвали затруднение.

Предлагает поработать с листами самооценки и самоконтроля и оценить свою работу и работу товарищей.

Ребята анализируют, делают выводы.

Работают с листами самооценки и самоконтроля, оценивают свою работу.

 

Личностные:

Самооценка на основе успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

Контроль, коррекция, оценка.

Познавательные:

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

7. Домашнее задание

1 мин.

Теперь открываем дневники и запишем д.з:

 На «5» - создать интерактивный плакат  или плакат в защиту земноводных;

На «4» - создать кроссворд по теме

На «3» - выучить § 24 учебника

До свидания! До следующего урока!

Записывают в дневник домашнее задание, задают интересующие их вопросы.

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Желательно урок проводить в компьютерном классе, т.к. учащиеся должны пользоваться  ПК при просмотре модулей во время групповой работы, проведения  теста (Интернет).

 

         

 

Список использованной литературы 

1.     Учебник под ред. Латюшина В.В., Шапкина В. А. Биология. 7 класс.

2.     Контрольно – измерительные материалы. Биология: 8 класс/ Сост. Е.В. Мулловская.- М.:ВАКО, 2011.- 112 с.

3.     Касаткина Н. А. Биология 6-7 класс. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия:- Волгоград: Учитель, 2005.- 154 с.

4.     6. Я иду на урок биологии: Зоология: Рыбы и земноводные: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000. - 224 с.

5.     7.  Журнал «Биология» (приложение к газете «Первое сентября»), № 42, 2004 год.

6.     https://infourok.ru/tehnologicheskaya_karta_uroka_po_biologii_po_teme-380401.htm

7.     http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/521228/

 

1. Составление опорно-схематичного конспекта (ОСК)
Критерии оценивания ОСК по составлению:

·   Полнота  использования учебного материала.

·  Объём ОСК (для 7-9 классов – 1 тетрадная страница на один раздел: для 10 –11 классов один лист формата А 4).

·  Логика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями).

·  Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость ОСК).

·  Грамотность (терминологическая и орфографическая).

·  Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы.

·  Самостоятельность при составлении.

2.Оценочный лист

Критерии оценки

Оцениваю себя сам

Оценка товарища

1. Активно работал в группе

 

 

2. Выполнял свои  обязанности

 

 

3. Соблюдал культуру общения

 

 

 

++  у меня всё получилось

-+  были затруднения, но я справился

-    у меня не получилось работать в группе

++  у тебя всё получилось

-+  у тебя возникли затруднения,

но ты справился

-      у тебя не получилось работать в группе

4.Оценка работы группы (поставить знак +)

Мы работали слаженно

и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя

       

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (5)

Хохлова Инна Анатольевна, 15.08.17 в 16:33 3 Ответить Пожаловаться
поздравляем с победой!!!
Хохлова Инна Анатольевна, 15.08.17 в 16:33 5 Ответить Пожаловаться
поздравляем с победой!!!
Наталья, 16.08.17 в 23:13 5 Ответить Пожаловаться
Инна Анатольевна, благодарю!
Трефилова Раиса Поликарповна, 05.03.19 в 20:45 6 Ответить Пожаловаться
Большое спасибо за отличный материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.