Урок экологии «Лабораторная работа. Оценка жизнеспособности растений по качеству пыльцы»
Полная версия 46 (час) лабораторных работ с видеоматериалами
Тип урока – комплексное применение ЗУН учащихся
Метод обучения - основаны на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, исследований и выдвижение гипотезы. Определение путей ее реализации, подбор необходимых приборов и материалов самими учащимися.
Формы организации деятельности учащихся
Форма организации работы |
Особенности, признаки |
В каком случае выбираем ту или иную форму на теоретическом обучении |
В каком случае выбираем ту или иную форму на практическому обучении |
Парная |
Когда преподаватель организует выполнение работы парами: сильный учащийся – слабый учащийся. Или два равных по успеваемости. |
1.В ходе актуализации опорных знаний, когда предстоящая работа требует серьезного предварительного осмысления. Пары учащихся обсуждают предстоящее задание. 2.В ходе лабораторно-практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи. Во время проведения итогов возможна организация взаимной оценки работ. |
1.В ходе вводного инструктажа, когда предстоящая практическая работа требует серьезного осмысления, пары учащихся обсуждают предстоящее задание. 2.В ходе практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи. 3.В ходе заключительного инструктажа возможна организация оценки работы |
Закономерности взаимодействия организмов и экологических факторов.
Любой организм в среде своего обитания подвергается воздействию самых разнообразных экологических факторов: климатических, эдафических и биотических.
Несмотря на очень большое разнообразие экологических факторов в природе можно выявить общие закономерности их воздействия на организм и ответных реакций организма на них.
Эффект воздействия экологических факторов среды зависит от их характера, дозы, воспринимаемой организмом (высокая или низкая температура, яркий свет или темнота, дефицит или избыток влаги), его физиологического состояния и возраста.
Для каждого организма существуют наиболее благоприятные конкретные значения факторов, при которых все процессы его жизнедеятельности осуществляются наиболее активно. Наиболее благоприятное значение факторов для жизнедеятельности получило название точки оптимума. При изменении экологического фактора как в сторону снижения от точки оптимума, так и увеличения жизнедеятельность организм будет угнетаться.
Способ оценки абиотических и биотических факторов местообитания при помощи биологических систем называют биоиндикацией.
Организмы или сообщества организмов, жизненные функции которых тесно коррелируют с определенными факторами среды и могут применяться для их оценки, называются биоиндикаторами.
Качество пыльцевых зерен в большой степени зависит от уровня физического и химического загрязнения среды. Пыльца отличается высокой чувствительностью к действию отрицательных факторов и может являться индикатором загрязнения среды генетически активными компонентами. Нормальные пыльцевые зерна интенсивно окрашиваются раствором йода, одинаковы по размеру и форме.
Абортивные пыльцевые зерна не окрашиваются раствором йода, разных размеров, неправильной формы.
Обычно пыльца у растений, произрастающих в нормальных условиях, имеет хорошее качество, процент нормальных пыльцевых зерен близок к 100%. Повышенное загрязнение может снизить процент нормальных пыльцевых зерен до 50% и ниже.
Методика анализа качества пыльцы заключается в определении процента ненормальных (абортивных) пыльцевых зерен.
Цель работы: определение жизнеспособности пыльцы растений из разных мест обитания. Для работы взять цветки одних и тех же сообществ: природных и природно-антропогенных (город).
Материалы и оборудование: микроскоп; предметные и покровные стекла; препаровальные иглы; пипетки; слабый раствор йода. Для приготовления слабого раствора йода необходимо взять 2 мл 5%-ной йодной настойки и разбавить водой до 10 мл. Этот раствор используется для окраски пыльцы. Цветки растений из различных мест обитания.
Ход работы. Препаровальной иглой извлеките пыльцу из пыльников цветка и поместите ее на предметное стекло. С помощью пипетки нанесите на пыльцу каплю раствора йода и размешайте каплю препаровальной иглой так, чтобы все пыльцевые зерна были в растворе, а не плавали на поверхности. Выдержите препарат в таком виде в течение двух минут, после этого накройте каплю покровным стеклом и рассмотрите препарат под микроскопом. По нескольким полям зрения подсчитайте количество нормальных и абортивных пыльцевых зерен (желательно, чтобы их общая сумма была не менее 200—300). Определите процент нормальных (или абортивных) пыльцевых зерен по каждому цветку, взятому для анализа, данные занесите в таблицу.
Особенности окраски и морфологии пыльцы у растений
Вариант, вид растений |
Степень окраски |
Размер пыльцы |
Форма пыльцы |
На основе полученных данных сделайте выводы.
Контрольные вопросы
1.Какие факторы влияют на качество пыльцевых зерен?
2.Чем отличаются нормальные пыльцевые зерна от абортивных?
3.Для чего можно использовать характеристику жизнеспособности пыльцы?
Пыльца растений под микроскопом
Пыльца клена под микроскопом. Визуальное увеличение на широком экране 15" - 400 и 1700 крат.
Пыльца
Бактерии и пыльца растений.
Ресурсы:
ПРАКТИКУМ ПО ЭКОЛОГИИ Н.А. Иванова, Т. В. Сторчак, Э.Р. Юмагулова
(Учебно-методическое пособие)
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций