Урок биологии в 8-9 классе Функции витаминов в обмене веществ организма
Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)
Тип урока- комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цели:
-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;
-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.
Задачи:
Образовательные: обладать определенными экологическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;
Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками
Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого общества.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
основную биоэкологическую терминологию и символику
Личностные:
формирование интереса к глобальной проблеме, получившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.
Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма урока - традиционная
Технология - проблемного обучения
Основные понятия: регуляторные продукты, витамины, ферменты-^ катализаторы, тиамин, аскорбиновая, кислота, кальциферол, гиповитаминоз
Изучение нового материала
Функции витаминов в обмене веществ организма
Среди пищевых продуктов, потребляемых человеком, имеется группа, которую относят к регуляторным. Это витамины и ферменты. Они участвуют во всех жизненных процессах, протекающих в организме. Они играют исключительную роль в обмене веществ, а также в поддержании нормального состояния нервной, сердечно-' сосудистой, пищеварительной и эндокринной систем. Недостаток витаминов в пище приводит не только к нарушению обмена веществ, но и всех функций организма.
Для нормального развития человеку необходимо ничтожно малое количество различных витаминов, но без них он нормально существовать не может. И не случайно название этих веществ, происходит от слова «вита», что означает «жизнь».
Поступая с продуктами питания или в виде препаратов, вита-: мины всасываются через стенку тонкой кишки в кровь. Затем; главным образом в печени, они превращаются в так называемые коферменты, которые в свою очередь, соединяясь со специфическими белками, образуют витаминосодержащие ферменты — катализаторы (ускорители) биохимических реакций, лежащих в основе всех процессов жизнедеятельности организма. Витамины, содержащиеся в различных продуктах питания, исчисляются десятками. И каждый из них воздействует на определенный процесс, происходящий в организме. Витамин А, например, относится к группе жирорастворимых витаминов и содержится в продуктах животного происхождения. Он оказывает стимулирующее влияние на тканевое дыхание клеток, на обмен белков и углеводов, способствует ускорению обмена жиров и фосфолипидов.
Особенно велико влияние; витамина А на функцию зрения, фоточувствительный пигмент - родопсин, находящийся в палочках сетчатки глаза, содержит витамин А и белок пепсин. При недостаточности этого витамина зрительное восприятие в сумерках нарушается. Кроме того, нарушаются и многие Обменные реакции! Появляется сухость слизистых оболочек: полости рта, желудка, дыхательных путей, повышается слущивание поверхностных слоев эпителия. Все это ослабляет защитные свойства эпителиального барьера и создает благоприятные условия для проникновения болезнетворных микробов в организм.
Витамин В (тиамин) растворим в воде и содержится в основном в продуктах растительного происхождения. Он принимает участие в процессе превращения глюкозы в организме. При дефиците витамина В * нарушаются многие звенья обмена веществ, что оказывает отрицательное действие на нервную систему, в частности на проводимость нервных подокон. Это проявляется слабостью, быстрой утомляемостью, бессонницей, головной болью, иногда нарушением чувствительности в руках и ногах. Страдает и сердечно-сосудистая система: появляются одышка, боль в области сердца.
Роль витамина С в организме чрезвычайно разнообразна. Ферменты, содержащие этот витамин, участвуют в реакциях, обусловливающих повышение защитных сил организма: в обмене железа, фосфора, в формировании соединительной ткани, в поддержании нормальной проницаемости стенок кровеносных капилляров. Вследствие недостаточного поступления в организм аскорбиновой кислоты повышается проницаемость стенок капилляров. Возникает кровоточивость десен, их отечность и болезненность. Затем, десны изъязвляются, зубы расшатываются и выпадают, развивается цинга.
При этом заболевании поражаются капилляры, расположенные в коже, в мышцах, и там появляются точечные кровоизлияния. В тяжелых случаях могут быть носовые, маточные кровотечения, а также кровотечения в кишечнике, в конъюнктиве и в сетчатке глаза. Такая тяжелая форма заболевания — авитаминоз, обусловленная отсутствием аскорбиновой кислоты в организме, сейчас, как правило, не встречается. Однако врачам приходится наблюдать проявления гиповитаминоза — недостаточности этого витамина. Она проявляется снижением умственной и физической работоспособности, повышением утомляемости, расстройством сна, повышением чувствительности к различным инфекциям.
Не менее тяжелы и проявления недостаточности витамина С, или кальциферола, регулирующего в организме обмен кальция и фосфора. При этом нарушается минерализация костей. Костная ткань становится менее плотной, мягкой, теряет прочность.
Особенно высока потребность в витамине у детей, поскольку у них идет формирование костного скелета: Если организм малыша испытывает дефицит этого витамина, у него медленно зарастают роднички, размягчаются кости черепа, что приводит к его деформации (плоский затылок), трубчатые кости искривляются, так как не могут выдержать нормальную статическую и динамическую нагрузку — так развивается рахит.
Когда в организме имеется дефицит двух, трех и более витаминов, такая поливитаминная недостаточность проявляется особенно тяжело. Например, при недостатке тиамина, никотиновой кислоты и некоторых других витаминов группы 15 появляются: раздражительность, головная боль, бессонница, снижение памяти и работоспособности.
Основные причины витаминной недостаточности - это однообразное нерациональное питание, недостаток в рационе свежих овощей, фруктов, зелени. Кроме того, гиповитаминоз может быть обусловлен повышенными физическими и нервно-психическими нагрузками. У детей и подростков в период интенсивного роста, у женщин — во время беременности и кормления ребенка грудью.
Подумайте и ответьте. 1. Почему продукты питания, содержащие витамины, относят к группе регуляторных? 2. Какова-функция витамина А и каковы последствия его дефицита? 3. Какова функция витаминов группы В и каковы последствия его дефицита? 4. К каким последствиям приведет недостаточность витамина С, какова его функция в обмене веществ? 5. Какова функция витамина В и к чему приведет его нехватка, особенно в младенческом возрасте? 6. Каковы причины дефицита витаминов в обмене веществ? 7. Каковы меры профилактики авитаминозов?
Объясните значение терминов: регуляторные продукты, витамины, ферменты-катализаторы, тиамин, аскорбиновая, кислота, кальциферол, гиповитаминоз
Биология (8 класс) - Витамины и их роль в организме человека
Зачем нам нужны витамины?
Роль Витаминов в Жизни Человека
Как от витаминов зависит организм человека
Ресурсы:
Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html