12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна44497
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск
18

Урок 1. Русский язык как государственный язык РФ и как язык межнационального общения (10 класс)

Урок 1. Русский язык как государственный язык РФ и как язык межнационального общения (10 класс)


Цели урока углубить представления десятиклассников о языке как одном из важнейших современных языков мира, как национальном языке русского народа, как государственном языке Российской Федерации и как языке межнационального общения, формировать умение адекватно воспринимать информацию и понимать аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста; попутное повторение: правописание имен собственных, словарных слов общественно-публицистической лексики.

УМК по русскому языку для 10–11 классов С.И. Львовой и В.В. Львова.


1. Организационный момент

2. Мотивация учебной деятельности

Словарно-орфографическая работа.

Государств-енн-ый язык Россий-ск-ой Федерации, соврем-енн-ая языковАя политика, обеспЕчение использования русского языка на всей теРРитори-и РФ, культурный прогреСС страны.

3. Целеполагание

Целеполагание

Действия учителя

Действия учащихся

Должны сформулировать тему урока

-Какой темой объединены слова словарного диктанта?

-Что вам известно о русском языке как государственном?

-Многие ли из нас знают, почему

слова «бедняк» и «нищий» не входят в словарный состав государственного русского

языка и почему вместо них используется слово «малоимущий»?

Высказывают предположения



3. Первичное усвоение знаний (Лекция учителя, учащиеся составляют конспект)

-Что такое государственный язык?

Это прежде всего инструмент осуществления государственной национальной политики. Государственный язык одновременно обеспечивает единство культурного пространства в стране, ее политическое единство и культурное доминирование одной национальной культуры. Это культурное доминирование часто вызывает сопротивление со стороны национальных меньшинств. Защита их прав и защита языкового многообразия как части культурного наследия требуют специальных мер государственной поддержки.

Обеспечение политического единства оправдывает обязательное установление государственного языка для использования только в официальных сферах общения – при подготовке документов государственных органов, публикации нормативных актов, проведении выборов и референдумов. Баланс между единством страны и защитой национальных культур иногда приводит к установлению одного языка в качестве государственного де-факто (на деле, фактически), тогда как де-юре (юридически, на основании закона) все языки остаются равноправными. (Выделенное - под запись).

Другая, не менее важная цель установления государственного языка, которой обычно не уделяется достаточного внимания, – создать единое коммуникативное информационное пространство. Информация, которая важна для граждан, должна быть им доступна. Также важно, чтобы был понятен смысл передаваемого сообщения. Неясность, неоднозначность трактовки информации порождают непонимание смысла сообщения или его искажение. В частности, это касается текстов нормативных актов.

В 2005 году был принят новый закон – «О государственном языке Российской Федерации», в котором появились очень важные правила, касающиеся официального закрепления норм языка при его использовании в качестве государственного.

2. Какие требования предъявляются к использованию языка в качестве

государственного?

В обществе известно лишь одно из требований, предъявляемых к русскому языку при использовании его в качестве государственного и зафиксированное в Федеральном законе «О государственном языке Российской Федерации», - запрет употребления иностранных слов, имеющих аналоги в современном русском языке. Именно оно закреплено в законе, но часто этот запрет критикуют за то, что он как бы препятствует развитию языка. Но это требование достаточно логично, так же логично, как запрет на использование диалектных слов, жаргонизмов, ненормативной лексики.

В российском праве требования к государственному языку содержатся в разных источниках. Например, требования определенности и понятности, которые вытекают из общих принципов Конституции Российской Федерации, сформулированы в ряде решений Конституционного и Верховного судов РФ.

3. Какие нормы свойственны современному русскому языку при его использовании в качестве государственного.

Существует официально утвержденный перечень словарей, определяющих нормы современного русского языка при его использовании как государственного. О существовании этого перечня словарей хорошо знают филологи, однако они не придают этому перечню особого значения и не считают его официально утвержденными нормами русского языка, обязательными для соблюдения при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации.

1. Орфографический словарь русского языка. Букчина Б.З., Сазонова И.К., Чельцова Л.К. - М.: «АСТ-ПРЕСС», 2008. - 1288 с.

2. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение. Зализняк А.А. - М.: «АСТ-ПРЕСС», 2008. - 794 с.

3. Словарь ударений русского языка. Резниченко И.Л. - М.: «АСТ-ПРЕСС», 2008. - 943 с.

4. Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий. Телия В.Н. - М.: «АСТ-ПРЕСС», 2008. - 782 с.

4. Проверка понимания.

(Учащиеся обмениваются конспектами, взаимопроверка)

Уч-ль: Почему русский язык является государственным в Российской Федерации?

Уч-ся: потому что он является общим языком всех россиян независимо от их национальности. Это значит, что на русском языке составляются государственные документы, на нём Россия ведёт переговоры с другими государствами, его изучают во всех школах.

Уч-ль: Знаете ли вы, сколько языков в России?

Уч-ся: (записывают под диктовку с последующей проверкой пунктуации и ее графическим объяснением).

Наша страна может похвастаться разнообразием народов, проживающих на ее территории, и количеством языков, на которых они говорят. 193 народа, проживающих в России, используют приблизительно 277 языков (по другим данным – 295) и диалектов.

5. Обсуждение домашнего задания, рефлексия.

Упр. 6, зад. 1 (выделить морфемы с пропусками).

Использованная литература

1. Белов С.А., Кропачев Н.М., Что нужно, чтобы русский язык стал государственным?

https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/5570/1/Что%20нужно%20чтобы%20русский%20язык%20стал%20государственным.pdf

2. Сахарова Г.П. Вводный урок по русскому языку в 10-м классе.

https://urok.1sept.ru/articles/522654


Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Горбачёва Марина Юрьевна, 22.07.22 в 22:25 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за полезный ресурс,Вера Сергеевна!
Легоцкая Вера Сергеевна, 23.07.22 в 07:59 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за внимание, Марина Юрьевна!
Потамошнева Наталья Алексеевна, 22.07.22 в 23:15 2Ответить Пожаловаться
Вера Сергеевна, спасибо за интересную работу!
Легоцкая Вера Сергеевна, 23.07.22 в 08:01 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за спасибо, Наталья Алексеевна!
Ирина Владимировна Казарцева, 23.07.22 в 03:22 2Ответить Пожаловаться
Вера Сергеевна, спасибо, у меня в этом году есть 10 класс!
Легоцкая Вера Сергеевна, 23.07.22 в 08:02 1Ответить Пожаловаться
Ирина Владимировна, спасибо и Вам. По какому учебнику Вы учите? У нас С.И.Львова и В.В.Львов.

Отредактировано 23-07-2022 08:08

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.