12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72124
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи


Методические разработки уроков 10-11класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции;

-умения давать аргументированную оценку новой информации по биоло­гическим вопросам;

-воспитание гражданской ответственности, самостоятельности, инициативности

Задачи:

Образовательные: о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

 Развитие творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем

УУД

Личностные результаты обучения биологии:

1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

Метапредметные результаты обучения биологии:

1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы;

3. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и

оценивать информацию;

Познавательные: выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Ход урока

Задачи

Дать определение понятий «биология», «общая биология».

Рассмотреть проблемы общей биологии и про­блемы человечества, связанные с решением био­логических проблем.

Показать многообразие живых организмов на Земле и познакомить с науками, изучающими это многообразие.

Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

Биология — наука о жизни. Ее название возникло из со­четания двух греческих слов: (жизнь) и (слово, учение). Биология изучает строение, проявления жизнедея­тельности, среду обитания всех живых организмов: бакте­рий, грибов, растений, животных, человека.

Живое на Земле представлено необычайным разнообра­зием форм, множеством видов живых существ. В настоящее время уже известно около 600 тыс. видов растений, более 2,5 млн видов животных, большое количество видов грибов и прокариот, населяющих нашу планету. Ученые постоянно обнаруживают и описывают новые виды, как существующие в современных условиях, так и вымершие в минувшие гео­логические эпохи.

Раскрытие общих свойств живых организмов и объясне­ние причин их многообразия, выявление связей между строе­нием и условиями окружающей среды относятся к основ­ным задачам биологии. Важное место в этой науке занима­ют вопросы возникновения и законы развития жизни на Земле — эволюционное учение. Понимание этих законов яв­ляется основой научного мировоззрения и необходимо для решения практических задач.

Биологию подразделяют на отдельные науки по предме­ту изучения.

микробиология изучает мир бактерий;

ботаника исследует строение и жизнедеятельность представителей царства растений;

зоология — царства животных и т. д.

Вме­сте с тем развиваются области биологии, изучающие общие свойства живых организмов:

генетика — закономерности наследования признаков,

биохимия — пути превращения органических молекул,

экология — взаимоотношения попу­ляций с окружающей средой.

Функции живых организмов изучает физиология.

В соответствии с уровнем организации живой материи выделились такие научные дисциплины, как молекулярная биология, цитология — учение о клетке, гистология — уче­ние о тканях и т. д.


Биология использует самые различные методы.

Один из важнейших — исторический, служащий основой осмысле­ния получаемых фактов.

К традиционным относится описа­тельный метод; широко используются инструментальные методы: микроскопия (светооптическая и электронная), электрография, радиолокация и др.

В самых различных областях биологии все больше воз­растает значение пограничных дисциплин, связывающих биологию с другими науками — физикой, химией, матема­тикой, кибернетикой и др. Так возникли биофизика, биохи­мия, бионика.

Возникновение жизни и функционирование живых ор­ганизмов обусловлены естественными законами. Познание этих законов позволяет не только составить точную картину мира, но и использовать их для практических целей.


Достижения биологии последнего времени привели к возникновению принципиально новых направлений в нау­ке, ставших самостоятельными разделами в комплексе биологических дисциплин. Так, раскрытие молекулярного строения структурных единиц наследственности (генов) послужило основой для создания генной инженерии. С по­мощью ее методов создают организмы с новыми, в том числе и с не встречающимися в природе, комбинациями наследст­венных признаков и свойств. Практическое применение достижений современной биологии уже в настоящее время позволяет получать промышленным путем значительные количества биологически активных веществ.

На основе изучения взаимоотношений между организ­мами созданы биологические методы борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур. Многие приспособления живых организмов послужили моделями для конструирова­ния эффективных искусственных сооружений и механиз­мов. В то же время незнание или игнорирование законов био­логии приводит к тяжелым последствиям как для природы, так и для человека. Настало время, когда от пове­дения каждого из нас зависит сохранность окружающего мира. Хорошо отрегулировать двигатель автомобиля, пред­отвратить сброс ядовитых отходов в реку, предусмотреть в проекте гидроэлектростанции обводные каналы для рыбы, удержаться от желания собрать букет полевых цветов — все это позволит сохранить окружающую среду, среду нашей жизни.

Исключительная способность живой природы к восста­новлению создала иллюзию ее неуязвимости к разрушитель­ным воздействиям человека, безграничности ее ресурсов. Теперь мы знаем, что это не так. Поэтому вся хозяйственная деятельность человека сейчас должна строиться с учетом принципов организации биосферы.

Значение биологии для человека огромно.

Общебиологи­ческие закономерности используются при решении самых разных вопросов во многих отраслях народного хозяйства. Благодаря знанию законов наследственности и изменчиво­сти достигнуты большие успехи в сельском хозяйстве при создании новых высокопродуктивных пород домашних жи­вотных и сортов культурных растений.


Ученые вывели сот­ни сортов зерновых, бобовых, масличных и других культур, отличающихся от предшественников высокой продуктивно­стью и другими полезными качествами. На основе этих зна­ний проводится селекция микроорганизмов, продуцирую­щих антибиотики.

Большое значение в биологии придается решению про­блем, связанных с выяснением тонких механизмов био­синтеза белка, тайн фотосинтеза, которые откроют путь синтезу органических пищевых веществ вне растительных и животных организмов. Кроме того, использование в про­мышленности (в строительстве, при создании новых машин и механизмов) принципов организации живых существ (био­ника) приносит в настоящее время и даст в будущем значи­тельный экономический эффект.

В дальнейшем практическое значение биологии еще больше возрастет. Это связано с быстрыми темпами роста на­селения планеты, а также с постоянно возрастающей чис­ленностью городского населения, непосредственно не участ­вующего в сельскохозяйственном производстве. В такой си­туации основой увеличения количества пищевых ресурсов может быть лишь интенсификация сельского хозяйства. Важную роль в этом процессе будет играть выведение новых высокопродуктивных форм микроорганизмов, растений и животных, а также рациональное, научно обоснованное ис­пользование природных богатств.

Результат поисковой или частично-поисковой деятельности учащиеся записывают в тетрадь

1 Этап работы

Методические рекомендации

1. Биология — комплекс знаний о жизни и совокупность научных дис­циплин, изучающих живое

*) Возможны другие направления в систематике биологических дисцип­лин: по уровням организации жизни, по систематическим категориям, по способу поведения и передачи инфор­мации и т.д.

Используем ранее полученные знания для расширения понятия «биология»

Система биологических дисциплин

по систематическим структуре и объектам — анатомия

    ботаника — физиология

    зоология — морфология и д

    микробиология

    энтомология

— агробиология

    биология

    охраны природы)

    биология инженерная

2. Общая биология — область знания, рассматривающая наиболее универ­сальные для всего живого закономер­ности

Предложите учащимся самостоятельно составить схему, пользуясь учебным пособием

Учение о клетке

Биология развития (онтогенез )

Генетика

Молекулярная биология

Система биологических дисциплин по методам исследования

Биохи́мия (биологи́ческая, или физиологи́ческая хи́мия) — наука о химическом составе живых клеток и организмов и о лежащих в основе их жизнедеятельности химических процессах. Термин «биохимия» эпизодически употреблялся с середины XIX века, в классическом смысле он был предложен и введён в научную среду в 1903 году немецким химиком Карлом Нейбергом.

Биофи́зика: раздел биологии, изучающий физические аспекты существования живой природы на всех её уровнях, начиная от молекул и клеток и заканчивая биосферой в целом; раздел современной математической физики...

Биометрия предполагает систему распознавания людей по одной или более физическим или поведенческим чертам. В области информационных технологий биометрические данные используются в качестве формы управления...

Биология. Зачем Нужна эта наука



Что такое биология



ЧТО ТАКОЕ БИОЛОГИЯ? И ЧТО ОНА ИЗУЧАЕТ? 



Ресурсы

В. Б. ЗАХАРОВ, С. Г. МАМОНТОВ, Н. И. СОНИН, Е. Т. ЗАХАРОВА УЧЕБНИК «БИОЛОГИЯ» ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (10-11класс) .

А. П. Плехов Биология с основами экологии. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» .

Книга для учителя Сивоглазов В.И., Сухова Т.С. Козлова Т. А. Биология: общие закономерности .

Школьный мир ИНФО http://www.shkolnymir.info/content/view/95/9

Природа мира

https://natworld.info/novosti/babochki-mogut-byt-starshe-cvetov-na-desjatki-millionov-let

FB.ru http://fb.ru/article/198783/hvostatyie-zemnovodnyie-samyie-yarkie-predstaviteli etogo-otryada

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html



Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.